Зачастую, безработица является одним из самых основных показателей экономики страны. Чем выше уровень безработицы, тем ниже экономика страны и уровень жизни граждан. Также от уровня безработицы зависит степень возникновения криминальной ситуации в стране. Чем выше степень безработицы, тем больше вероятность уровня преступности.
Понятие безработицы и ее сущность. Безработица является неотъемлемой составляющей рыночной экономики, одним из негативных последствий самой природы рынка, результатом действия его главного закона - спроса и предложения. Безработица - незанятость определенной части экономически активного населения (трудовых ресурсов) вследствие объективных причин (процессов), присущих рыночной экономике, таких как цикличность развития экономики, противоречивый характер НТП, высокие темпы модернизации производства, действие закона народонаселения и т. д.1 Безработица, которая наступила вследствие объективных причин, обязывает общество беспокоиться о гражданах, оставшихся без работы не по своей вине и не по собственному желанию.
Согласно З. К. Анаевой, “экономическая сущность безработицы заключается в том, что за счет вынужденной незанятости части экономически активных граждан общество лишается определенной величины общественного продукта, тратясь при этом на содержание безработных и членов семей, которые находятся на их содержании”.2
Социальная сущность безработицы - в том, что вынужденно неработающие лица, существуют не на заработанные средства, а на помощь, маргинализуются, не находя самовыражения в труде, и, если безработица становится длительной, теряют профессионализм, производственные навыки, отчаиваются и могут деградировать как личности.
В соответствии с марксистской теорией, безработица представляет собой явление, которое свойственно только капиталистической экономике. Она предполагает наличие резервной армии работников, играющей роль всегда наличного резерва, который обеспечивает межотраслевые переливы капитала. Наличие резервного предложения труда также выступает в качестве средства усиления эксплуатации уже занятых работников, вынужденных под страхом увольнения соглашаться на менее благоприятные условия найма, на большую занятость за ту же (или даже меньшую) оплату. Наличие резервного предложения труда свидетельствует, что капитализм часть людей делает относительно избыточным населением, поскольку капитал в этих людях не нуждается.3
Особо следует отметить, что при безработице уменьшаются не только семейные доходы, но и теряется самоуважение людей, возникают на нервной почве заболевания различной степени сложности, и наблюдается ощущение неуверенности в завтрашнем дне. Человек попросту теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Т.е. человек начинает существовать, а не жить. А это самое худшее, так как индивид теряет свою личность.
Зависимость между отставанием объема выпуска и уровнем циклической безработицы эмпирически, посредством изучения статистических данных США за несколько десятилетий, вывел американский экономист Артур Оукен, бывший экономический советник президента Дж. Кеннеди. В начале 60-х годов Оукеном была предложена формула, отражающая взаимосвязь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Данная зависимость получила название «закона Оукена».4
(1)
В левой части уравнения представлен разрыв ВВП.
В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, - коэффициент Оукена.
Для определения категории безработных требуется разделить население страны на основные группы.
Население (population – POP) страны с макроэкономических позиций можно подразделить на две большие группы: тех, кто включается в численность рабочей силы (labour force - L), и тех, кто в нее не включается (non-labour force - NL):
POP = L + NL. (2)
К категории «не включаемых в рабочую силу» относятся люди, в общественном производстве не занятые, и найти работу не стремящиеся.
Автоматически в эту категорию входят такие группы населения, как: дети до достижения 16 лет; заключенные; психически нездоровые люди, а также инвалиды. Кроме того, в данную категорию относятся люди, которые трудиться в принципе могут, но не делают этого по разным причинам, и, следовательно, работу не ищут. Сюда можно отнести студентов очного отделения (так как студентам нужно учиться); пенсионеры (так как они завершили свою трудовую деятельность); домохозяйки (так как не трудятся в общественном производстве, и не получают заработную плату); бродяги; люди, прекратившие поиск работы (которые долго искали работу, а потом отчаялись, перестали искать и из состава рабочей силы выбыли).5
К категории «рабочая сила» относятся люди, могущие и желающие работать, и активно ищущие работу. То есть сюда можно отнести людей, которые либо уже имеют работу, либо работы не имеют, но активно ее ищут.
Исходя из вышеизложенного, общую численность рабочей силы можно представить как состоящую из двух частей:
- во-первых, занятые (employed - E) – то есть люди, имеющие работу, и при этом значения не имеет, полный или неполный рабочий день занят человек. Также человека считают занятым, если он не работает по причинам: а) нахождения в отпуске; б) временной нетрудоспособности; в) забастовка и г) плохой погоды (в случае работы, зависящей от погодных условий);
- во-вторых, безработные (unemployed - U) – то есть люди, работы не имеющие, однако активно ее ищущие. Таким образом, основным критерием, отличающим безработных от людей, не входящих в рабочую силу, выступает поиск работы.6
Основной показатель безработицы – показатель уровня безработицы. Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (в процентах):
или (3)
Таким образом, безработица в условиях рыночных экономических отношений является, с одной стороны, неотъемлемой, а с другой - неприемлемой альтернативой занятости, проблемой, которую современному обществу приходится решать ежедневно путем проведения мер государственного регулирования занятости.
Виды безработицы. Выделяются:
- фрикционная;
- структурная;
- циклическая безработица.7
Фрикционная безработица непосредственно сопряжена с поисками работы. Разумеется, для поиска работы требуются затраты времени и усилий, потому человек, который ищет или ожидает предложения о работе, некоторое время находится в состоянии безработного. Характерная черта фрикционной безработицы состоит в том, что поиском работы заняты уже подготовленные специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Потому основная причина этого типа безработицы заключается в ограниченности искомых вакансий). Человек, сегодня потерявший работу, сразу же, как правило, другую найти не может.
К фрикционным безработным относятся:
- работники, которые уволены по приказу руководства;
- работники, которые уволились по собственному желанию;
- работники, которые ожидают восстановления на предыдущей работе;
- работники, которые нашли работу, но к ней еще не приступили;
- сезонные рабочие (во время низкого сезона);
- люди, которые впервые появились на рынке труда, и имеют востребованный в экономике уровень профессиональной подготовки.8
Фрикционная безработица - это не только неизбежное явление, поскольку связано с естественными тенденциями в перемещении рабочей силы, но и полезная для экономики в целом, так как обеспечивает наиболее рациональное распределение рабочей силы и более высокую производительность труда.
Уровень фрикционной безработицы определяется как отношение численности фрикционных безработных к общей численности рабочей силы (в процентах):
(4)
Структурная безработица связана со структурными сдвигами в экономике, обусловленными: а) изменением структуры спроса на продукцию различных секторов экономики и б) изменением отраслевой структуры экономики, основанным на научно-техническом прогрессе.
Структура спроса изменяется постоянно. Растет спрос на продукцию одних отраслей, что приводит к росту спроса на труд, тогда как спрос на продукцию других отраслей снижается, что ведет к снижению занятости, увольнениям работников и повышению уровня безработицы. Постепенно изменяется и отраслевая структура производства: устаревают и исчезают одни отрасли, к примеру, производство карет, керосиновых ламп, паровозов и черно-белых телевизоров, а другие появляются, к примеру, выпуск компьютеров, мобильных телефонов, 3D-телевизоров. Соответственно, изменяется набор востребованных в экономике профессий. Со временем исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, зато появились такие профессии как программист, имиджмейкер, дизайнер.
Основная причина структурной безработицы заключается в различиях между структурой рабочей силы и рабочих мест. Это свидетельствует о том, что люди определенных профессий и уровня квалификации, не соответствующих современной отраслевой структуре, не смогут при увольнении найти себе работу. Кроме того, в состав структурных безработных включают людей, впервые вышедших на рынок труда, в том числе выпускников учебных заведений, чья специальность в экономике уже не востребована.
Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение численности структурных безработных к общей численности рабочей силы (в процентах):
(5)
Так как и фрикционная, и структурная безработица сопряжены с поисками работы, то их можно отнести к категории «search unemployment».
Естественный уровень безработицы (natural rate of unemployment – u*) – это уровень, обеспечивающий полную занятость (full-employment) рабочей силы, т.е. самое эффективное и рациональное ее использование. Это свидетельствует о том, что все люди, желающие работать, находят работу.
Так как полная занятость рабочей силы характеризует наличие в экономике только фрикционной и структурной безработицы, то естественный уровень безработицы можно определить как сумму уровней фрикционной и структурной безработицы:
(6)
Фактический уровень безработицы определяется как процентное отношение общего числа безработных к общей численности рабочей силы, или как сумма уровней безработицы по всем типам (фрикционная, структурная и циклическая):
(7)
Так как сумма уровней по всем типам безработицы представляет собой естественный уровень безработицы, то фактический уровень безработицы будет определяется как сумма естественного уровня безработицы и уровня циклической безработицы:
u факт.= u*+ u цикл. (8)
Фактическая безработица может быть выше естественного уровня. Это связано со спадом (рецессией) в экономике. Безработица, причиной которой является рецессия, получила название циклической безработицы. Существование циклической безработицы связано как с недостаточностью в экономике совокупных расходов, т.е. снижением совокупного спроса, так и c уменьшением совокупного предложения. Фактический уровень безработицы может быть как выше естественного уровня безработицы (в случае спада), так и ниже его (в случае бума).
Социально-экономические последствия безработицы. Оценивая последствия безработицы в макроэкономическом масштабе, следует отметить, что она выступает как явление негативное, которое плохо влияет на экономическую конъюнктуру, ведет за собой недоиспользование производственных возможностей, спад производства, потери государственных финансов, ограничения покупательной способности населения, миграцию молодежи, выезд высокообразованных специалистов за границу. Но безработица оказывает негативное влияние не только на макроэкономические показатели. Не меньшего внимания заслуживают также социальные и социально-экономические последствия безработицы (см. табл. 1).
Таблица 1. Негативные экономические и социальные последствия безработицы9
Последствия безработицы |
Индивидуальный уровень |
Общественный уровень |
Социальные последствия |
- порождение чувства неполноценности; - переход личности в криминальные и маргинальные слои общества; - асоциальное поведение; - распад семьи; - рост числа стрессов |
- рост напряженности в обществе; - рост уровня преступности; - рост заболеваемости (чаще сердечнососудистых заболеваний); - рост количества суицидов; - рост уровня смертности |
Социально-экономические последствия |
- потеря квалификации |
- снижение численности квалифицированных специалистов |
Экономические последствия |
- потеря дохода и невозможности обеспечивать себя и свою семью; - значительное снижение уровня жизни людей, потерявших место работы |
- отставание фактического ВВП от потенциального; - необходимость усиления давления налогового бремени на занятых с целью социального обеспечения поддержки безработных |
Последствия, характерные для индивидуального уровня, отражаются и на общественном уровне, что делает безработицу важнейшей макроэкономической проблемой для государства.
Потеряв свой прежний материальный достаток и рабочее место, человек теряет источник существования. Из-за этого обостряется не только экономическая сторона последствий безработицы, но и социальная. Возрастает социальная напряженность в обществе, происходит рост заболеваемости, преступности и самоубийств. Человек, который находится длительное время без работы, может потерять свои профессиональные знания и опыт, что, в будущем, еще больше усложнит ему поиск трудоустройства. Чувство собственного достоинства для большинства людей непосредственно связано с тем делом, которым они занимаются. Потому, обнаружив, что на рынке труда они являются невостребованными, люди переживают тяжёлое психологическое потрясение, депрессию.
Безработица в стране имеет не только отрицательные, но и положительные последствия (естественно при умеренной безработице). Если рассматривать с экономической точки зрения, то безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который может быть задействован всегда и в любое время. Например, при сезонном колебании спроса и предложения или структурной перестройке. С психологической точки зрения умеренная безработица влияет на повышение дисциплины труда. Иными словами, на людей действует такой психологический стимул, как риск потери работы. Что заставляет сотрудников приходить на свое рабочее место вовремя и в надлежащем виде, также добровольно трудиться и стремиться выдавать высококачественную продукцию.10
Однако следует помнить, что уровень безработицы не может быть равен нулю. Но государству необходимо воздействовать на эту проблему так, чтобы она несла за собой как можно меньше последствий, т.е. выбрать нужный рычаг управления и следить за уровнем занятости, организовывать переподготовку кадров, чтобы знания работников не были утеряны.
Таким образом, безработица - это сложное многоаспектное явление, которое отражает социально-экономические отношения в обществе и последствия изменения природы рынка, результатов действия его главного закона - спроса и предложения.
Анализ показателей безработицы в России. Регулирование отношений в сфере занятости в России определяется Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ".11 Негативные тенденции в российской экономике, происходящие в последние годы, отрицательно влияют и на динамику уровня безработицы, которая представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Динамика уровня безработицы с 2000 по 2016 год12
Как видно из представленного рисунка с начала 2000-х наблюдается снижение уровня безработицы с 11% до 5,2% в 2014 г. Однако в кризисные годы, которыми были 2008-2009 гг. и, начиная, с 2014 г. можно отметить изменение тенденции. С 2014 по 2016 г. рост безработицы составил 0,2%, что является незначительным изменением, но наметившаяся тенденция спада экономики внушает беспокойство.
Сравним на графике безработицу за 2011-2016 гг. (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Сравнение безработицы за 2011-2016 гг.13
Как видно из рисунка 2 уровень безработицы в Российской Федерации ведет себя разнонаправленно в зависимости от времени года и конкретных месяцев. Так, согласно данным рисунка 2 можно заметить, что наибольших показателей она достигает в зимнее время года, а наименьших – в летнее, что связано с сезонными работами в сельском хозяйстве, в строительной и туристической сферах.
На значительной части территории России безработица достигает 5-7% от количества активного населения, среднее значение 5,5% (см. рис. 3).
Рисунок 3. Карта уровня безработицы в России, по данным Росстата, %14
Причиной таких региональных различий по уровню безработицы (уровень безработицы в Москве в 18,7 раз ниже, чем в Ингушетии) является недостаточное региональное развитие в этих регионах. Причем большая часть фирм уходит в федеральный бюджет. В результате регионы не имеют достаточных средств для вложений в развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест.
Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях представлена в таблице 2.
Таблица 2. Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях15
2016г |
Декабрь 2016г., млн. |
в % к |
Справочно |
|||||
млн. |
в % к 2015г. |
декабрю 2015г. |
ноябрю 2016г. |
2015г. в % к 2014г. |
декабрь 2015г. в % к |
|||
декабрю 2014г. |
ноябрю 2015г. |
|||||||
Всего замещенных рабочих мест |
34,0 |
99,4 |
34,0 |
99,7 |
100,1 |
98,3 |
97,6 |
100,0 |
в том числе: работниками списочного состава (без внешних совместителей) |
32,6 |
99,5 |
32,5 |
99,7 |
100,0 |
98,6 |
97,9 |
99,8 |
внешними совместителями |
0,6 |
97,5 |
0,6 |
98,0 |
100,1 |
94,0 |
94,5 |
100,5 |
работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера |
0,8 |
98,5 |
0,9 |
97,4 |
106,1 |
89,9 |
91,3 |
107,7 |
Для наглядности изобразим данные таблицы на рис. 4.
Рисунок 4. Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях.
Согласно представленным в таблице 2 и на рисунке 4 данным в 2016 г. в общей численности занятого населения 32,6 млн. человек, или 45,1% составляли штатные (без учета совместителей) работники организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 1,4 млн. человек (в эквиваленте полной занятости). Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в 2016г. составило 34,0 млн. человек и было меньше, чем в 2015 г. на 195 тыс. человек, или на 0,6%.
В 2016 г. в общем количестве замещенных рабочих мест в организациях удельный вес рабочих мест внешних совместителей составлял 1,7%, лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, - 2,4%.
Движение численности безработных, зарегистрированных в учреждениях службы занятости населения изображено на рис. 5.
Рисунок 5. Движение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, тыс. человек16
Согласно представленным на рисунке 5 данным в январе 2017г. получили статус безработного 113,7 тыс. человек, трудоустроено за месяц 49,4 тыс. человек. Размеры трудоустройства безработных были на 1,6 тыс. человек, или на 3,4% больше, чем в январе 2016 г.
Причины и последствия безработицы в России. Одной из важных характеристик занятости является замещение старых рабочих мест новыми, что и создает спрос на рабочую силу. Экономисты говорят о правиле 15%: примерно столько новых рабочих мест создается в год в развитых экономиках, из которых примерно 2/3 приходится на действующие и 1/3 на вновь создаваемые предприятия. Показатели ликвидации, как правило, чуть ниже. В России в последние годы темпы создания рабочих мест на действующих предприятиях – 4-5%, а темпы ликвидации – 5-6% (см. рис. 6), и это означает, что «созидательное разрушение» не работает на повышение эффективности использования человеческого капитала.
Рисунок 6. Создание и ликвидация рабочих мест17
Новых предприятий также создается мало, и темп их рождения падает. То есть обновление идет медленно и рабочих мест в организациях становится меньше, а не больше.
Важный структурный сдвиг последнего времени – увеличение безработицы в промышленности и рост доли торговли и услуг типа гостиниц и ресторанов. На обрабатывающие производства в 2000 г. приходилось около 20% всех занятых, в начале 2016 - менее 15%. В 2000 г. в торговле и услугах работало около 15%, сейчас около 21%, что заметно (на несколько п.п.) больше, чем в развитых странах. При этом доля высокотехнологических отраслей (по классификации ОЭСР) в общей занятости составляет около 1%, если добавить среднетехнологические – то получится около 4-5%, и это при условии, что 2/3 всех занятых в стране имеют третичное образование.
Торговля стала крупнейшим отраслевым работодателем, но значительная часть занятости в этом секторе предполагает относительно простой и малопроизводительный труд. Такие сдвиги означают потерю промышленно ориентированного человеческого потенциала и рост спроса на специалистов средней и низкой квалификации.
Динамика занятости и неформальной занятости изображена на рис. 7.
Рисунок 7. Динамика занятости и неформальной занятости18
Неформальная занятость тоже нуждается в человеческом капитале, но особого рода. Здесь нет необходимости в качественном университетском образовании, но нужно уметь жить «в тени». По разным оценкам, основанным на данных Росстата, неформальная занятость в целом составляет от одной пятой до трети рабочей силы (см. рис. 7). Разница в производительности труда в формальном и неформальном секторах может составлять десятки раз. И доля такой занятости растет, что связано прежде всего с тем, что формальный сектор не создает новые рабочие места в нужном количестве, он их сокращает, а мизерное пособие по безработице при отсутствии альтернатив стимулирует людей, потерявших работу, идти в тень. Это свидетельствует о том, что со стороны спроса на качественный человеческий капитал в России имеются серьезные проблемы.
Еще один информативный для оценки причины роста безработицы – готовность предприятий инвестировать в подготовку и переподготовку кадров. Сами предприятия учат лишь тогда, когда им это очень надо, в противном случае они пытаются переложить издержки на других. Масштабы переобучения положительно связаны с производительностью труда и уровнем экономического развития (см. рис. 8).
Рисунок 8. Переобучение на производстве и подушевой ВВП19
В 2013 г в нашей стране расходы на профессиональное обучение составили 0,3% от всех расходов на рабочую силу и этот показатель стабилен на протяжении уже длительного времени. Это столько же, сколько наши предприятия тратят на культурно-бытовое обслуживание – полезное, но не критически важное дело. В странах Евросоюза соответствующие расходы на обучение достигают 3%, то есть на порядок больше. Нежелание российских работодателей обучать и переобучать работников хорошо известно. Согласно данным Росстата, около 14% ежегодно проходят переобучение, но значительная часть его очень краткосрочная и формально-имитационная. При этом доля переобучающихся в возрасте от 50 лет и старше резко снижается.
Отрицательные тенденции в сфере занятости в России находят свое отражение в показателях доходов и расходов населения, динамика которых представлена на рис. 9.
Рисунок 9. Динамика доходов и расходов населения в реальном выражении (прирост к соответствующему месяцу предыдущего года), в %20
За последние годы реальная заработная плата если падала, то более быстрыми темпами, а росла, как правило, медленнее. Существенное падение реальной заработной платы и девальвация национальной валюты поставили на повестку дня вопрос о привлекательности российского рынка труда для высококвалифицированных работников.
Таким образом, непростые экономические условия, а также существующие вопросы инвестиций в создание рабочих мест в Российской Федерации, выявили, что меры государственной поддержки пока что не дают нужного эффекта в деле снижения безработицы.
Перспективы развития безработицы в России. По данным Минтруда, при отсутствии серьезных потрясений в экономике и резкого падения рубля показатель безработицы не должен превысить 6,3 % от общего количества экономически активного населения. В летние месяцы общая безработица будет в пределах 5,8–5,9%.21 По мнению ведомства, такие данные в масштабах нашего государства не являются критичными, а ситуация на рынке труда вполне приемлема.
Прогнозы безработицы в России на 2017 г. предвещали большие сокращения преимущественно в следующих сферах экономики:
- банковская система;
- туризм и отдых;
- авиаперевозки;
- автомобильная промышленность;
- строительство;
- торговля.
Такие выводы были сделаны не только в связи с уменьшением покупательской способности населения и вводом санкций, но и со сложившимися напряженными отношениями с некоторыми странами, нависшей террористической угрозой. Предвиделось ухудшение ситуации для малого предпринимательства из-за невостребованности услуг, для компаний, завязанных на курсе валют (преимущественно, импортеров), а также бизнеса, ориентированного на цены выше среднего.
Активизация государственных усилий в условиях современного экономического кризиса направлена на возможность сохранить имеющиеся рабочие места, без решения структурных диспропорций рынка труда. Основные меры, которые реализовываются в субъектах РФ, представляют собой ранее используемые и восстановленные в новых условиях направления (временные и общественные работы, помощь в организации самозанятости).
Также правительством РФ активно предпринимаются попытки простимулировать создание рабочих мест в наиболее проблемных регионах. Так, 30.06.2016 г. премьер-министром России Дмитрием Медведевым подписано распоряжение о распределении около 800 млн. рублей среди 17 регионов страны, в которых существует наибольшая необходимость получения поддержки из федерального бюджета на борьбу с безработицей для обеспечения стабильного социально-экономического развития России в 2016 г.22. Среди регионов-получателей находятся Ингушетия, Чувашия, Бурятия, Карелия, Коми, Алтайский край, Тульская, Челябинская, Ярославская области и другие.
Ожидается, что деньги будут направлены на опережающее профессиональное обучение и стажировку, возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, а также выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан. По оценкам авторов документа, принятые меры позволят обеспечить работой более 25 тысяч человек.
Меры по регулированию уровня безработицы в России. Регулирования занятости и безработицы является одним из основополагающих компонентов Стратегии социально-экономического развития России до 2030 г., которая разрабатывается на площадке Экспертного совета при Правительстве РФ с привлечением широкого экспертного сообщества.
В соответствии со стратегией основными условиями, которые могут привести к росту производства и созданию условий для преодоления в стране безработицы являются следующие мероприятия.
1. Стимулирование предпринимательства и свободной конкуренции путем дебюрократизации экономики, с помощью минимизации вмешательства государства в экономику, а также путем существенного увеличения расходов на науку.
2. Формирование благоприятного инвестиционного климата, который позволит увеличить инвестиции не только в технику, но и в создание новых рабочих мест. Основными усилителями развития занятости должны стать конкуренция, инвестиции, инновации.
3. Проведение гибкой и неуклонной политики по размещению на территории Российской Федерации технологически сложных и интеллектуально насыщенных производств.
4. С целью исправления несоответствия профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы и спроса на нее, необходимо внедрение комплекса мероприятий одновременно в двух родственных сферах: с одной стороны - преодоление кризиса в каналах согласования трудовых навыков и знаний, необходимых на рабочем месте, с предложением системы образования и профессиональной подготовки; с другой стороны, - восстановление масштабной профессионально-квалификационной ориентации населения с помощью более совершенных методов информирования.
5. Смягчение поляризации трудового неравенства путем усовершенствования системы стимулов к определенному виду трудовой деятельности. В этом направлении государство средствами налоговой, антимонопольной и разрешительной политики должно способствовать повышению профессиональной мобильности и конструктивной конкуренции на локальных рынках труда.
Для создания в стране эффективной системы занятости населения необходимо на высшем уровне управления государством осознать безусловную приоритетность инвестиций в человеческий капитал и особое внимание уделить решению вопроса повышения уровня жизни населения, что, в свою очередь, повлечет рост платежеспособности экономически активных категорий граждан.23
Следует создать экономически комфортную среду, в которой гражданам будет гарантирован уровень социального потребления, адекватный индивидуальному вкладу человека в экономику страны, среду, в которой работающий человек сможет позволить себе иметь комфортное жилье, потреблять высококачественные услуги в сфере здравоохранения, образования, товары пищевой промышленности. Необходимо наличие действующей системы защиты доходов населения – зарплат, пенсий и т.д.
В современной России государственная политика в сфере занятости населения должна разрабатываться и реализовываться в совокупности с основными направлениями развития общества, что подразумевает ориентацию на потребности сферы занятости населения при подготовке и реализации инвестиционных, производственных и социальных программ.
Таким образом, следует отметить, что переход на новую ступень регулирования занятости и безработицы является, прежде всего, результатом усиления инновационной активности и широкого внедрения нововведений при непосредственной финансовой поддержке государством. А это побуждает к принятию соответствующих управленческих решений по рационализации процесса занятости человеческого капитала. Если эти процессы будут осуществляться без надлежащей взаимоувязки, то следует ожидать дальнейшего обострения данной проблемы.
Список использованных материалов1. "О занятости населения в Российской Федерации" // Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.12.2015).
2. Анаева З. К. Безработица и её социально-экономические последствия // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 7. С. 51-56.
3. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учеб. пос. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 576 c.
4. Золин И.Е. Современный рынок труда: теоретические проблемы и их прикладное значение // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № . С.22-30.
5. Климова О. С., Егорова А. Е. Безработица в России и в мире: анализ основных тенденций // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 1. С.31-3.
6. Макарченкова М. Ю. Безработица. Причины безработицы. Последствия безработицы // Потенциал современной науки. 2014. № 7. С.8-13.
7. Марченко А.Н., Зливко А.П. Государственная политика в области содействия занятости // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции. 2016. № 6 (45). С. 64-65.
8. Мицык Г.Ю. Государственная политика в области содействия занятости населения // Состояние и перспективы развития научных исследований в социальной, экономической и правовой сфере (сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции). 2015. С. 340-347.
9. Нотченко В.В., Симаненкова А.В. Исследование причин, последствий и путей решения безработицы как социально-экономической проблемы // Инновационные процессы в экономике, управлении и социальных коммуникациях (сборник материалов международной научной конференции). 2015. С. 200-207.
10. Панцева Е.Ю., Змеева К.С. Социально-экономические последствия безработицы // Современное государство: проблемы социально-экономического развития . 2015. С. 73-74.
11. Трошина И.И. Политика содействия занятости как средство реализации социальной политики, ориентированной на развитие человеческого потенциала // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 1. С. 156-161.
12. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада / отв. Ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. 73 с.
13. Безработица в России // Независимый информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. - URL: https://person-agency.ru/statistic.html.
14. Данные Росстата по демографическим показателям [Электр. ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/.
15. Данные Росстата о трудовых ресурсах [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/.
16. Комментарии о государстве и бизнесе // НИУ «Высшая школа экономики». № 116 – июль, 2016. [Электр/ ресурс]. - Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/data/2016/07/12/1116360026/KGB_116.pdf.
17. Правительство РФ выделило почти 800 млн рублей на преодоление безработицы // Информационно-аналитический портал “Империя” [Электр/ ресурс]. - URL: http://www.imperiyanews.ru/details/170e6d00-b6f1-444b-be7a-bd35a996f33e.
18. Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2015-2017 гг. // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Электр/ ресурс] - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/22.
1 См.: Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учеб. пос. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. С.126.
2 Анаева З. К., Хайдаева С. И., Алханов Л. Х. Безработица и её социально-экономические последствия // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 7. С. 52.
3 См.: Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учеб. пос. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. С.127.
4 Золин И.Е. Современный рынок труда: теоретические проблемы и их прикладное значение // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. №. С.25.
5 Трошина И.И. Политика содействия занятости как средство реализации социальной политики, ориентированной на развитие человеческого потенциала // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 1. С. 156.
6 Золин И.Е. Современный рынок труда: теоретические проблемы и их прикладное значение // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 25. С. 26.
7 Макарченкова М. Ю. Безработица. Причины безработицы. Последствия безработицы // Потенциал современной науки. 2014. № 7. С. 8.
8 Мицык Г.Ю. Государственная политика в области содействия занятости населения // Состояние и перспективы развития научных исследований в социальной, экономической и правовой сфере (сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции). 2015. С. 341.
9 Панцева Е.Ю., Змеева К.С. Социально-экономические последствия безработицы // Современное государство: проблемы социально-экономического развития (материалы V международной научно-практической конференции). 2015. С. 74.
10 Нотченко В.В., Симаненкова А.В. Исследование причин, последствий и путей решения безработицы как социально-экономической проблемы // Инновационные процессы в экономике, управлении и социальных коммуникациях (сборник материалов международной научной конференции). 2015. С. 206.
11 "О занятости населения в Российской Федерации" // Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Версия Проф.: Справ. – прав. система.
12 Безработица в России // Независимый информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://person-agency.ru/statistic.html.
13 Безработица в России // Независимый информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://person-agency.ru/statistic.html.
14 Данные Росстата по демографическим показателям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/.
15 Данные Росстата о трудовых ресурсах [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/.
16 Данные Росстата о трудовых ресурсах [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/.
17 Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада / отв. Ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. С. 54.
18 Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада / отв. Ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. С. 55.
19 Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада / отв. Ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. С. 56.
20 Комментарии о государстве и бизнесе // НИУ «Высшая школа экономики». №116 – июль, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dcenter.hse.ru/data/2016/07/12/1116360026/KGB_116.pdf.
21 Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2015-2017 гг. // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/22.
22 Правительство РФ выделило почти 800 млн рублей на преодоление безработицы // Информационно-аналитический портал “Империя” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imperiyanews.ru/details/170e6d00-b6f1-444b-be7a-bd35a996f33e
23 Хабирова Я.Р. Занятость населения: основные проблемы и пути повышения эффективности работы центра занятости населения // Студенческая наука XXI века. 2016. № 3 (10). С. 308.