НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО: СУЩНОСТЬ, ЭЛЕМЕНТЫ, ОЦЕНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО: СУЩНОСТЬ, ЭЛЕМЕНТЫ, ОЦЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема работы представляется актуальной, потому что национальное богатство является одним из главенствующих показателей экономического, политического и социального потенциала государства. От национального богатства зависит уровень благосостояния населения и качественность протекания экономических процессов вообще. Накопленное богатство служит двигателем и обеспечением безопасности хозяйственного уклада жизни людей, но в процессе экономической и иной деятельности плавно исчерпывает себя. Поэтому продуктивное использование элементов национального богатства в настоящее время является более важным, чем наличие того или иного ресурса.

Для всё большего числа экономистов приобретает важное значение рассмотрение проблемы управления региональным экономическим потенциалом и его обновлением в условиях структурных преобразований российской экономики. В настоящее время этот процесс приобретает особую практическую значимость, и поэтому необходимо, изучая региональные различия в национальном богатстве, правильно оценивать конкурентные преимущества регионов и уметь управлять ими для повышения экономических позиций России.

Совокупность показателей, по которым рассчитывается национальное богатство:

  1. ВВП на душу населения;

  2. Стоимость всех предприятий разных видов и отраслей национальной экономики;

  3. Стоимость трудовых ресурсов;

  4. Стоимость природных ресурсов.

Национальное богатство состоит из таких элементов как:

  1. Финансовые активы (валюта и деньги, монетарное золото и др.);


    1. Производственные (основные фонды, оборотные фонды и ценности);

    2. Непроизводственные (материальные и нематериальные).

  2. Нефинансовые активы:

Благодаря международным стандартам национального счетоводства Системы Национальных Счетов (СНС) - концепция национального богатства была сформулирована в более широкой трактовке как сумма нефинансовых активов страны и ее чистых требований к остальному миру.В рамках СНС расчёт национального богатства выглядит как частный случай баланса активов и пассивов, когда баланс составляется для страны в целом.

Для произвольной институциональной единицы или сектора экономики балансирующей статьей в балансе активов и пассивов является показатель чистой стоимости капитала. Для страны в целом баланс так раз и показывает национальное богатство.

Разберем национальное богатство России по совокупности показателей, таких как: ВВП на душу населения, стоимость природных ресурсов, стоимость трудовых ресурсов, стоимость всех предприятий разных видов и отраслей национальной экономики.

За 2015 г. ВВП на душу населения составил 23 700 млн. долл. По показателям 2015 г. является кризисным, так как по сравнению с 2014 г. (24 800 млн. долл.) он уменьшился на 1 100мнл. долл. При этом в 2014 г. показатель вырос на 7 700 млн. долл. (2013 г. - 18 100 млн. долл.). В основном период с 2011 (16 600 млн. долл.) по 2014г. характеризовался ростом ВВП на душу населения. На рис. 4 информация представлена более наглядно.1 Стоимость природных ресурсов Российской Федерации (разведанных и предварительно оцененных) в 2015 г. составляла почти 26 трлн. долл. Если оценить это в рублях по текущему курсу, то стоимость полезных ископаемых будет равняться 1,95 квадриллиона руб. Примечательно, что эта сумма больше бюджета России на 2015 г. (15,05 трлн.) почти в 13 раз. По оценке экспертов, в структуре минерально-сырьевой базы России основную долю (71%) занимают топливно-энергетические ресурсы, которые представлены газом, углем, нефтью, 15% - нерудное сырье, 13% - черные и цветные металлы и 1% приходится на алмазы и драгметаллы. На начало 2011 г. природные ресурсы оценивались в 60 520 млрд. долл. Если рассмотреть период с 2011 по 2015 г. их оценка постепенно увеличивалась, в связи с развитием науки и техники. Подробнее информация изложена на рис. 5.2

Трудовые ресурсы РФ в 2015 г. составляют 76,6 млн. человек или, по-другому, это половина от общей численности населения. В различные годы среднесрочного периода (2011-2015гг.) наблюдалось неустойчивое сокращение трудовых ресурсов. В 2015 г. трудовые ресурсы, по сравнению с 2014 г., увеличились почти на 1,5%. В структуре трудовых ресурсов преобладает трудоспособное население в трудоспособном возрасте, которые составляют 93,3%, лица старше трудоспособного возраста – 6,6% и около 0,1% - работающие подростки. Более подробная информация на рис. 6.3

Стоимость всех предприятий разных видов и отраслей национальной экономики на конец 2015 г. составил почти 33 млрд. руб. Экономический кризис в этой области, если рассматривать период 2011-2015 гг., приходился на 2012 г., где стоимость менялась в пределах 4-6%. В общем, 2015 г. в этом отношении был очень успешным. На рис. 8 представлена более точная информация.4

Реальная стратегия развития (точнее, стагнация) России при нынешней власти пока традиционная — огромные непроизводительные затраты и низкие инвестиции в человека, в человеческий капитал.

Далее проведем оценку национального богатства России посредством основных фондов.

Основные фонды — первоочередная часть национального богатства страны, созданная в процессе производства, используемая длительное время постоянно в неизменной натурально-вещественной форме в экономике, постепенно перенося свою стоимость на производимые продукты и услуги. К основным фондам относятся сооружения, здания, транспортные средства, машины и оборудование, рабочий и продуктивный скот и др.

Динамика всех основных фондов по видам экономической деятельности (на конец года; по полной учетной стоимости; млрд. руб.) имеет прирост. Начиная с 2005 г. национальное богатство России по сравнению с 2015 г. выросло примерно в 3,8 раз. Большую часть основных фондов в 2015 г. занимает транспорт и связь – 27 % от общего числа, на втором месте расположились операции с недвижимым имуществом – 23,7%, и замыкает тройку добыча полезных ископаемых – 11,1%. Далее стоимость фондов пойдет в порядке убывания: обрабатывающие производства – 9,7%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 8,1%; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 4%; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 3,4%; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 2,7%; образование – 2,6%; здравоохранение и предоставление социальных услуг – 2,2%; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 1,9%; финансовая деятельность – 1,8%; гостиницы и рестораны – 0,5%; рыболовство, рыбоводство – 0,1%. Для наглядности, представим стоимость всех основных фондов на конец года, по полной учетной стоимости в млрд. руб. на рис. 9.5

По данным индексов физического объема основных фондов по видам экономической деятельности (в сопоставимых ценах; в процентах к концу предыдущего года) в 2015 г. первое место занимает оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 106,5%. Второе по величине место занимают обрабатывающие производства – 106%. Третье место занимает добыча полезных ископаемых – 105,6%. Если сравнивать индекс физического объема основных фондов по видам экономической деятельности в сопоставимых ценах за 2005-2015 гг., то можно сделать вывод о том, что общий индекс в процентном отношении увеличился всего на 5,3%. Наглядно обобщенная информация представлена на рис. 10.6

Коэффициенты обновления и выбытия основных фондов по видам экономической деятельности (в сопоставимых ценах), ввод в действие основных фондов в процессах от общей стоимости основных фондов на конец года с 2005 по 2015 г. вырос на 0,9%. Лидирующие значения коэффициентов обновления и выбытия в 2015 г. приходятся на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 7,1%, далее по высоте следуют обрабатывающие производства – 6,3%, и замыкает тройку добыча полезных ископаемых – 6,2%. За промежуток 2005-2015 гг. коэффициент ликвидации основных фондов в процессах от общей стоимости основных фондов на начало года сократился на 0,3%. Это говорит о том, что уже меньшая часть основных промышленно-производственных фондов выбывает с предприятий.

По степени износа основных фондов по видам экономической деятельности (на конец года; в процентах) за 2005-2015 гг. можно наблюдать увеличение степени их износа. Коэффициент износа всех основных фондов в 2015 г. повысился в сравнении с 2014 г. на 1,1% (с 49,4 до 50,5). Можно сделать вывод, что фонды из года в год сравнительно быстро изнашивают себя. Более чем половина от общего количества изношенных фондов в 2015 г. приходится на транспорт и связь – 59,1%, но данный показатель всегда занимал передовые позиции, в связи с географическим положением России. Для наглядности представим данные на рис. 12.7

По оценке природных ресурсов Российская Федерация занимает одну из первых позиций. Земельная площадь РФ с 2005 (1709,8%) по 2015 (1712,5%) г. увеличилась на 2,7 км, это связано с присоединением Республики Крым. Но подсчёт национального богатства РФ с данными Республики Крым ещё не произведён. По данным 2015 г. лесные земли занимают половину от всех природных ресурсов – 51%. Далее следуют поверхностные воды, включая болота – 13,2%, затем сельскохозяйственные угодья – 12,3%. Для наглядности представим данные на рис. 13.8

Теперь рассмотрим сравнительный анализ национального богатства РСФСР с национальным богатством РФ.

В период с 1980-1990 по сравнению с 1991-2000 гг. резко уменьшился среднегодовой прирост основных фондов, включая незавершенное строительство и, начиная с 1996 г., по экономике в целом определилась тенденция к суживанию производственных ресурсов, которые определяются основными производственными фондами отраслей. Наиболее заметно сократились основные фонды товаропроизводящих предприятий и в первую очередь фонд сельского хозяйства. Сокращение физических объемов основных фондов и соответствующее уменьшение производственного потенциала экономики явилось результатом глубокого экономического кризиса, сопровождавшегося резким падением инвестиционной активности, обусловившим низкие объемы ввода в действие основных фондов, которые не компенсировали объемы их выбытия. Если в годы РСФСР материальные оборотные средства и домашнее имущество имели более чем 10% от всего национального богатства, то уже в СССР этот показатель варьировался в диапазоне 2-7%. Для наглядности представим ситуацию на рис. 14.9

Медленные темпы ввода в действие новых основных фондов на базе относительно низких темпов их выбытия было причиной не только сокращением физических объемов основного капитала, но и ухудшением их качественных характеристик. Коэффициент выбытия основных фондов в промежутке 1985-1990 гг. увеличился в 0,3 раза (с 1,5 до 1,8), а в промежуток 1995-2000 – он упал на 0,5 (с 1,5 до 1,0). Основные фонды экономики современной России характеризуются высоким уровнем морального и физического износа, что ограничивает возможность их использования для выпуска конкурентоспособных товаров и услуг.

Коэффициенты обновления, то есть ввода в действие основных фондов в промежуток 1985-1990 гг. знаменовался их сокращением на 1,8% (с 7,6% до 5,8%), а в годы СССР 1991-2000 – также уменьшением их процента только уже на 0,3 (с 1,6 до 1,3%). Данная динамика характеризуется тем, что качество развития процесса воспроизводства основного капитала в отраслях российской экономики, сложенные в годы экономического кризиса, попросту ухудшились из-за устаревшего возрастного состава активной части основных фондов.

По уровню обеспеченности земельными ресурсами Россия занимала и занимает 1-е место в мире. Покрытая лесом земельная площадь России за период 1983—1988 гг. увеличилась на 0,6% (с 85,9 до 85,4 млрд. м3), а за период 1988-1998 гг. сократилась, на 2% (с 86,5 до 83,7 млрд. м3). Соответственно с этим сократился запас древесины - более чем на 40%. В 1985 г. стоимость всех производственных фондов (предприятий) составляла 1375 млрд. руб., за пять лет (в 1990 г.) она достигла 1834 млрд. руб. (60% общего их числа входило потом в СССР), отличались производственные фонды не только внушительными размерами, но и глубокой структурной дифференциацией. Фактически РСФСР впоследствии дала все виды выпускаемой в СССР продукции — от топлива и сырья до сложнейших машин и изделий тонкой химической технологии. Занимала РСФСР также 1-е место по выпуску продукции по большинству отраслей промышленности среди союзных республик. Большой вес имеет электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность как отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс. Они включали в себя около половины всех рабочих и промышленно-производственных основных фондов. Для наглядности данные приведем на рис. 15.10

Для разработки экономической планировки необходимо изучение тенденций развития национального богатства.

На рис. 1711 представлен прогноз динамики и структуры национального богатства России с 2015 по 2025 г. По её данным можно предположить, что национальное богатство будет расти медленными темпами, без скачков и резких сдвигов. Основной капитал, материальные запасы и производственные фонды будут медленно, но верно стремиться к уменьшению своего объема. Что же касается таких показателей как домашнее имущество и непроизводственные фонды, но это единственные показатели, которые всё же будут стремиться к повышению своих составляющих.

Следствием вступления России во Всемирную Торговую Организацию явилось увеличение влияния мировых рынков на региональную конкурентоспособность. В связи с этим прослеживаются тенденции к увеличению межрегиональной конкуренции по инвестициям, в особенности иностранным квалифицированным кадрам и многое другое. То есть идут предпосылки увеличения конкурентоспособности регионов с точки зрения образовавшейся структуры производства, экспортного потенциала, обеспеченности структуры, инвестиционного климата и другое.

В качестве базовых принципов по повышению конкурентоспособности страны должны быть использованы такие методы, как:

  1. Принцип поляризованного (или "сфокусированного") развития, переходящая от политики выравнивания уровня регионального развития на специальную фокусировку человеческих, финансовых, административно-управленческих и других ресурсов в «опорных регионах», а затем переброс инновационной активности в другие регионы.

  2. Принцип «преференции за реформы». В том случае, если территория не получает статуса опорного пункта, то государство должно предоставить равный доступ населения данной территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. Также должны получить государственную поддержку инвестиционные и внебюджетные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития.

  3. Принцип «синергии» (синхронизации действий). Он требует сопоставления основных реформ, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Градация федеральных приоритетов в логике кооперации регионов и согласованность направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития – вот главные задачи этого принципа.

Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, которые позволят не только увеличить ВВП, но и снизить уровень бедности.

По результатам проведенного исследования можно сделать выводы, что категория совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны характеризуется явлением, согласованным по структуре и многоаспектным по содержанию. Национальное богатство является самым распространенным измерителем совокупного экономического потенциала.

Увеличение национального богатства России за 2015 г. отмечено только по стоимости всех основных фондов по видам экономической деятельности, за пятилетие (с 2010 по 2015 г.) они увеличились на 70%. По всем остальным составляющим наблюдается сокращение стоимости основных фондов. Это и индексы физического объема основный фондов по видам экономической деятельности – 0,3%, и коэффициент обновления основных фондов по видам экономической деятельности – 0,9%. Коэффициент выбытия основных фондов по видам экономической деятельности остался на прежней отметке в 0,8%.

По окончании сравнительного анализа современной России и РСФСР можно сделать вывод. Очевиден недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы и необходимо увеличивать национальное богатство путем ее модернизации. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов. Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики.

Для того, чтобы увеличить качества российского человеческого капитала к нему необходимо применять системный инвестиционный подход, то есть необходимо инвестировать опережающими темпами совместно все его составляющие.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы.

Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик.

Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что национальное богатство расположено в ряду наиболее важных макроэкономических понятий, а числовой состав его объема представляет собой один из важных агрегатных показателей, дающих возможность оценить экономический потенциал страны, степень благосостояния населения и уровень народного хозяйства.

1 Составлено автором по данным Единой Межведомственной Информационно-Статистической Системы.

2 Составлено автором по данным Федеральной Службы Государственной Статистики.

3 Составлено автором по данным Федеральной Службой Государственной Статистики.

4 Там же.

5 Составлено автором по Краткому статистическому сборнику «Россия в цифрах»/ Росстат-М., 2016-543 с.

6 Составлено автором по Краткому статистическому сборнику «Россия в цифрах»/Росстат-М., 2016-543 с.

7 Составлено автором по краткому статистическому сборнику «Россия в цифрах»/ Росстат-М.,2016-543с.

8 Составлено автором по данным Краткого статистического сборника «Россия в цифрах»/Росстат-М., 2016-543с.

9 Составлено автором по данным таблицы 9 приложения 9.

10 Составлено автором по данным Российский статистический ежегодник. 2000 год: Статистический сборник. - М: Госкомстат, 2000 год. – 279с.

11 Составлено автором по данным приложения 13 таблица 13.

Просмотров работы: 1495