Сущность экономической власти на рынке.
Понятие экономической власти. За большой промежуток времени фактор экономической власти в обществе очень долго игнорировался. Но сейчас благодаря развитию экономики, власть приобретает большое значение в обществе.
Власть - это особый вид регулирования, который применяется для получения определенных целей.1 Считается, что власть зародилась с возникновением человеческого общества и всегда в той или иной форме сопутствует его развитию. Она неотложна для формирования коллективного производства, требующего подчинения всех участников деятельности, а также для стабилизации взаимоотношений между людьми в обществе. Этот вид управления распространен во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Отношение власти – представляет собой действия относительно: предметов собственности, обмена, руководства производством, рассредоточение ресурсов и результатов производства. Под экономической властью подразумевается понимание власти хозяйствующих субъектов в экономической сфере. Конструкция власти и ее существование нерушимо связаны с различными видами господства.
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от упорного сопротивления, до добровольного, воспринимаемого с удовольствием повиновения. По сути, подчинение также естественно для человеческого общества, как и руководство. В. Пугачев и А. Соловьев, отмечали, что готовность к подчинению обусловлена множеством факторов: характером предъявляемых к нему требований, качеством объекта власти, средством влияния, а также от того, как исполнитель понимает объект в зависимости от наличия у него авторитета. В то же время экономическую власть нельзя расценивать в отсутствии соседних конфигураций власти, таких как власть экономической элиты, власть государства и т. п. Сама власть как институт, кроме того, принадлежит к политической сфере, а решения, принимаемые им в рамках экономической политики воздействуют на экономическую эффективность. Отсюда следует, что экономическая власть своеобразное отношение между экономическими институтами и организациями, а также социальными группами и индивидами, чья активность сопряжена с экономикой, в рамках которой субъект экономической власти формирует вокруг себя властный участок, а прочие институты и группы вынуждены исполнять волю и следовать интересам названного субъекта, жертвуя своими увлечениями, интересами и целями.
Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность различного рода материальные ценности.2 В обычные, сравнительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими разновидностями власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, совсем никак не связанной с остальными», — это контроль над средствами достижения всех наших целей. Властные отношения характерны всем хозяйственным системам и являются частью разных экономических взаимодействий: управления производством, отношений собственности, отношений обмена, распределительных отношений и т. д. Факторы экономической власти являются комплексом явлений и связей, от которых зависит существование этого понятия. Рассматривая институт экономической власти нельзя учитывать только материальные факторы, но и совокупность политических, культурных, социологических, технологических и других факторов.
Экономическая власть действует посредством системы различных экономических институтов, воплощающих в себя материальные, а также технические, человеческие, организационные, информационные и другие факторы.3 Другими словами, экономическая власть обязательно институционализирована. Она воплощается в действии организаций, учреждений, норм, обеспечивающих регулирование и организацию экономических институтов. Осуществление власти обозначает использование всех общедоступных инструментов и механизмов для достижения общей цели. К примеру, целью реализации экономической власти страны считается развитие эффективного института рыночной экономики. Институционализация власти исполняется с помощью совокупности норм, в определенной степени ограничивающих выбор индивида, результатом чего является возникновение противоречия среди структуры и функции: резкого диссонанса между свойственной индивиду системой критериев предпочтений и его социальным поведением.
Собственно здесь скрывается причина психологического и экономического дискомфорта индивида, вследствие чего совершается развитие отчуждения индивида от общественного производства, от окружающей действительности. Определением «механизм реализации власти» обозначаются различные способы и средства властвования.
Экономическая власть обеспечивается путем применения экономических методов влияния. Здесь присутствует косвенное влияние.
Экономическая власть осуществляет ряд важнейших функций:
определяет основные цели формирования общества и реализует выбор альтернатив общественного развития;
обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;
регулирует возникшие в обществе социальные конфликты, реализует деятельность, направленную на их разрешение;
осуществляет неотъемлемое для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, определяет порядок доступа к более значимым в обществе ресурсам.
Сбалансированная система экономической власти содействует эффективности и порядку в хозяйственной системе. В свою очередь, дисбаланс и, прежде всего, избыток власти становится причиной неэффективности, поэтому приводит к разрыву между общественными и частными выгодами и издержками, к нарушению рыночного механизма установления равновесия и результативного распределения ресурсов, считается причиной серьезных деструкций в области распределения прибыли.
Рыночная экономика сопряжена с транзакционными и информационными издержками. Экономическая власть приводит к их исчезновению, а, значит, может быть и эффективной. Также, появляется надобность прямой экономической власти, когда рынок никак не гарантирует предотвращение неблагоприятных явлений при производстве общественных благ («несостоятельность» рынка). В свою очередь, действия властвующего субъекта дают возможность увеличить эффективность процесса производства, принимая во внимание то, что власть является неизбежной его составляющей.
Власть во взаимоотношениях экономических агентов никак не может быть ликвидирована, но ее можно определенным способом организовать. Это значит, что в реальной экономической жизни эффективный порядок власти — это не отсутствие, а конкретный порядок ее организации, гарантирующий наилучшее рассредоточение ресурсов.
Элементы отношения власти.Власть как широкое понятие имеет свою структуру и состоит из элементов системы отношений власти. Основными элементами власти является субъект, объект, а также средства или ресурсы. Каждый элемент характеризуется определенными свойствами и действиями, которые мы сейчас рассмотрим.
Субъект – это физическое или юридическое лицо, которое является носителем прав и обязанностей.4 Функционирующие в экономике нашего времени, экономические субъекты можно разделить на три группы: хозяйствующие субъекты (организации, предприятия и т.п.), домашние хозяйства и государство. Но, с другой стороны, все экономические субъекты делятся на две группы: покупатели и продавцы. С целью появления властных отношений субъект должен владеть качествами, в первую очередь, готовностью властвовать, желанием власти, которая проявляется в постановлениях или указах, компетентностью, готовностью брать на себя ответственность и принимать решения и др. Субъект власти своим распоряжением (приказом, указанием) предписывает действия объекта власти, указывает или подразумевает санкции, которые влечет за собой неосуществление или невыполнение команды. От приказа, характера содержащихся в нем требований находятся в зависимости от отношения к нему исполнителей (объекта) — второго важнейшего элемента власти.
Объекты рынка – это специфические блага или услуги, которые имеют постоянный спрос, стабильно поступают на рынок и имеют различный характер, классификацию по отношению к потребителю.5 Это - средства труда, услуги, научные идеи, блага, информация, ценные бумаги, валюта. В структуре экономической власти более важное место занимает объект власти. Он является исполнителем руководящих предписаний, постановлений и распоряжений. Так как власть есть двухстороннее взаимодействие ее субъекта и объекта, то она невозможна без подчинения объекта. Если вдруг такого подчинения нет, то и власть отсутствует, даже не смотря на то, что стремящийся к ней субъект имеет волю к властвованию. Существуют разные виды отношения субъекта к объекту. От жесткого сопротивления до добровольного повиновения. Но при длительном жестком сопротивлении власть может исчезнуть. Подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.
Качества объекта власти формируются, прежде всего, потребностями, трудовой культурой, ценностными предпочтениями и мотивами работников. Превосходство в организации людей, которые преследуют только персональные цели, привыкших беспрекословно подчиняться и не способных к самоконтролю, существенно устанавливает авторитарный характер власти и присущие ему стили руководства.
Еще важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является присутствие у руководителя ресурсов власти.
Для исследования власти и ее структуры существует наиболее понятное определение ресурсов, как средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Они могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. Во время их осуществления руководителем они трансформируются во власть, которая выступает, как способность обращать определенные ресурсы в постоянное влияние.
Главная роль ресурсов как части власти показана в теории «социального обмена». Согласно теории, в составе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, которые не имеют ресурсов, могут получать их в обмен на реализацию их владельцев. И поэтому одни находятся в зависимости от других, и подчиняются им.
Ресурсы власти в организации так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения потребностей людей. Существует классификация ресурсов. Они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
Утилитарные ресурсы — это материальные (прежде всего заработная плата) и социальные блага, которые связаны с повседневными интересами людей. Эти ресурсы применяются и для поощрения, и для наказания (например, снижение зарплаты).
В качестве принудительных ресурсов, как правило, выступают административные наказания, которые используются в тех случаях, когда не выполняется работа утилитарных ресурсов. К примеру, это возможность судебного преследования участников, которые не боятся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они нужны, что бы убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Распространена и такая классификация ресурсов, показывающая влияние руководителя и видов его власти. То есть деление их в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические, социальные, принудительные и информационные. Экономические ресурсы на предприятии в большей степени являются деньгами. Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или должности работника, а также различные социальные блага: медицинское обслуживание, предоставляемое жилье, символы престижа (почетное звание, знаки, грамоты) и т.п. К информационным ресурсам относятся знания и информация, которые необходимы для решения задач по производству.
Принудительные, или силовые ресурсы, — средства физического воздействия (наказания в форме побоев, лишения свободы и т.п.). Но они в современном производстве практически не используются, за исключением их применения полицией в случае криминального поведения индивидов. Они были характерны для эпохи подневольного, принудительного труда. В наши дни встречаются лишь отдельные инциденты использования этих ресурсов, например, в форме рабского труда, заложников или обманутых людей.
Обладание ресурсами и их количество (объем) прямо связаны с руководящими должностями и обычно возрастают с повышением ранга руководителя.
Также существуют и другие значимые классификации ресурсов власти.
Экономическая власть на рынке монополистической конкуренции.
Конкуренция является движущим фактором сосредоточения производства, а направление ее зависит от зрелости и уровня монополизации производства.
Конкуренция-это общественная форма взаимодействия субъектов рыночного производства во время создания индивидуальных экономических интересов. Она обладает рядом функций: обнаруживает и утверждает рыночную стоимость блага, переводит конкретный труд в общественно необходимый. Также способствует упорядочению индивидуальной стоимости и прибыли в зависимости от производительности труда. Благодаря конкуренции распределяются не только факторы производства, но и доходы в соотношении с вкладами и плодотворностью хозяйственных субъектов.
Односторонность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур. Конкуренция, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.
Власть на рынке может делиться между несколькими крупными фирмами, или на рынке функционирует уйма небольших фирм, где любая из них производит продукцию, отличающуюся друг от друга. Любая фирма владеет рыночной властью, и это дает ей возможность регулировать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.
Рынок монополистической конкуренции – это рынок со значительным числом участников, но с дифференцированной продукцией. Любая фирма, которая выпускает своеобразный товар, имеет определенную нишу в виде склонных к данной товарной марке потребителей. И поэтому ее персональный спрос не станет крупнее, такой как в обстановке совершенной конкуренции, характеризоваться абсолютной ценовой эластичностью.
Рис.1. Равновесие типичной фирмы, действующей на рынке монополистической конкуренции, в долгосрочном периоде.
Если на этом рынке, при формулировке, нет барьеров входа, исходя из этого в долгосрочном периоде экономическая прибыль фирм, станет равной нулю. Но если фирмы приобретут положительную прибыль, то новые фирмы, входящие в отрасль, будут производить еще одну вариацию товара, и растущее совместимое предложение приведет к снижению цен на товар. В случае если фирмы имеют потери, то часть фирм обанкротится и покинет отрасль, тем самым, снизив общее предложение, и поднимет цены до безубыточного уровня.
Так как средние издержки выпуска имеют U-образную форму, то точка равенства цены или наклонная кривая индивидуального спроса и средних долгосрочных издержек AC придется на выпуск y^ , который является меньше по сравнению с уровнем минимально эффективного объема, где присутствует минимум средних долгосрочных издержек.
Также можно рассмотреть ситуацию для экономики в целом. Допустим, что общество выбирает между числом товарных марок и величиной предложения каждой товарной марки. Дополнительные альтернативные издержки или увеличение объема при производстве блага показывают в виде границы производственных возможностей экономики. Граница производственных возможностей показывает, так как ресурсы экономики ограничены, при повышении степени продуктовой дифференциации может быть, только когда мы сократим объем выпуска каждого продукта. Соответственно, и наоборот, при большем выпуске какого – либо товара будет происходить когда снизится число товарных марок, производимых в экономике.
Особенность регулирования рынков с монополистической конкуренцией состоит в том, что разграничение в экономике становится выше, чем оптимальное число товарных марок, то наилучшая государственная политика состоит в ограничении количества фирм, которые действуют в отрасли. Следовательно, при условиях, что всякая фирма должна выпускать один товар, то снижение численности фирм приведет к уменьшению числа товара. Поэтому высвободятся ресурсы, которые можно использовать для увеличения объемов выпуска каждого товара. Таким образом, и наоборот, если реальная степень дифференциации в экономике становится ниже оптимальной, то государству необходимо применить предельное значение объемов производства каждого товара. И в итоге старые фирмы будут не в силах овладеть всеми доступными ресурсами, их часть будет задействована для расширения продуктовых линий, а новые фирмы вступят в отрасль, и число товарных наименований возрастет.
Характерной чертой экономической власти на рынке монополистической конкуренции является большое количество производителей.6 Поэтому фирмы имеют сравнительно невысокую долю рынка и, следовательно, обладают лимитированным контролем над рыночной ценой.
Экономическая власть на рынке олигополии. Если на рынке существует множество фирм, с одной стороны, это хорошо, потому что действует конкуренция, и из-за этого снижаются цены на товары и услуги. Но когда в определенной отрасли существует только одна компания – это не очень хорошо, поскольку монополия контролирует объем продаж и устанавливает высокую цену.
Наиболее оптимальной формой современной рыночной структуры является олигополия. Термин "олигополия" происходит от греческих слов: oligos - несколько и poleo - продаю. Это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой преобладает крайне малая численность фирм. Иногда ее еще называют как "рынок немногих" или "конкуренция немногих". Господство в отрасли нескольких крупных предприятий является характерным признаком олигопольного рынка. Крупный размер большей части предприятий следствие их малой численности на рынке. Число фирм в олигополии колеблется от 2 до 20 (между чистой монополией и монополистической конкуренцией), а классическую олигополию образуют 3-5 фирм.7
Значимым следствием небольшого количества фирмна рынке являются их специальные взаимоотношения, которые образуются при взаимозависимости и соперничестве между предприятиями. В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии, при олигополии занятие любой из фирм порождает неизбежную ответную реакцию конкурентов. Такая взаимозависимость поступков и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта и т.д.
Олигополия имеет позитивные и негативные последствия. В положительных последствиях можно отметить следующее:
крупные фирмы обладают большими финансовыми потенциалами для научных разработок и технических нововведений;
конкурентная борьба между фирмами, которые входят в олигополию, способствует развитию научно-технического прогресса.
И. Шумпетер и Дж. Гэлбрейт подмечали эти положительные стороны, и утверждали то, что крупные олигополистические фирмы способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские работы для достижения высоких темпов научного прогресса.
По мнению других экономистов, плюсами олигополии являются отсутствие разрушительной силы конкуренции, которая имеется в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии. Также экономистами отмечается обстоятельство, что олигополистические монополии нужны обществу. На них поручается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они способны финансировать дорогостоящие научные проекты.
Негативные моменты олигополии:
олигополисты не сильно опасаются конкуренции, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда спешат с внедрением новой техники и технологий;
заключая тайные контракты, олигополии стремятся получить выгоду за счет покупателей, (например, повышают цены на продукцию). И это понижает величину удовлетворения потребностей людей;
олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Если не будет получена максимальная прибыль на ранее вложенный большой капитал, они не будут пытаться внедрить новшества.
Трудностью в анализе олигополии является определение того, с какими ограничениями встречаются фирмы на рынке, где имеются несколько конкурирующих компаний. Олигополистические фирмы, так же как и при совершенной конкуренции, встречают на своем пути ограничения затратной кривой и условий спроса. Также они сталкиваются с самым главным ограничением - действия конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма получает за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей, но и от того, как на это отреагируют другие фирмы - участницы данного рынка. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Но олигополистическая взаимосвязь приводит не только к недоброжелательному противоборству, но и к договоренности. Также фирмы-олигополисты имеют возможность совместного увеличения своих доходов за счет повышения цен и заключения соглашения о разделение рынка.
Особенности экономической власти на рынке олигополии. Главной особенностью олигополии является присутствие на рынке ограниченного количества производителей. Чаще всего эти компании производят аналогичный, но не одинаковый продукт, имеют значительный объем производства, и каждая из них контролирует крупную долю рынка. Примерами олигополии являются производители цветных металлов, стали, автомобилей, табачных изделий, некоторых видов спиртных напитков и т.д.
Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке определяет специфичность поведения олигополий на рынке.8 В отличие от других рыночных структур, предприятию всегда следует учитывать, что выбранные цены и объем выпуска косвенно зависят от рыночного поведения его конкурентов. Из-за этого олигополист:
не может анализировать кривую спроса на собственную продукцию как заданную;
не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);
не имеет четкой точки равновесия (как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);
не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.
Многообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в определенных рыночных условиях определяют существование большого количества разных моделей олигополии.
Принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.
При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступают в сговор и согласовывают свои действия многими другими способами.
При некооперированной олигополии фирмы-производители стремятся максимизировать свою прибыль, действуя на свой страх и риск. Наряду с этой классифицируемой группой выделяют и модели олигополий.
Основные особенности на рынке олигополии:
Владение патентами и контроль над сырьем.
Поглощение слабых фирм более сильными. Это поглощение происходит на основе финансовых операций, которые направлены на покупку предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала.
Эффект слияния, которое, как правило, носит добровольный характер. При слиянии нескольких фирм в одну образуется новая фирма.
Может добиться за счет укрупнения ряда преимуществ: способности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.
Научно-технический прогресс, с которым связано расширение производства для реализации эффекта масштаба.
Малое количество фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (автомобильная промышленность, производство стройматериалов).
Высокие требования и барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией, монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.
Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Список использованных материалов.
Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория . М.: Эксмо, 2014. 736 с.
Анисимов А.А., Артемьев Н.В. Макроэкономика. М.: Юнити, 2013. 600 с.
Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2015. 300 с.
Белецкая Л.О. Экономическая теория. СПб.: Экономист, 2017. 510 с.
Бригхем Ю. Финансовый менеджмент. СПб.: Экономическая школа, 2017. 570 с.
Вечканов А.Г.Экономическая теория: Учеб. СПб.: Питер, 2012. 532 с.
Войтов А.Г. Экономическая теория: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2012. 392 с.
Иващенко Н. П. Экономика инноваций. М.: Экономический факультет МГУ, 2016. 81 с. –
ISBN 978-5-906783-33-2.
Ларионова И.К., Сильвестрова С.Н. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. 876 с.
Розанова Н. М. Микроэкономика: Учеб. М.: Изд-во Юрайт ; ИД Юрайт, 2013. 985 с.
Тарануха Ю.В. Микроэкономика. М.: КноРус, 2013. 608 с.
Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория: Учеб. В 2-х тт. Т.1. М.: Владос, 2013. 816 с. – ISBN 978-5-691-01627-1.
Экономическая теория. Микроэкономика / Под общ. ред. Журавлевой Г.П. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К», 2012. 934 с.
Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. Журавлевой Г.П. М.:ИНФРА-М, 2014. 864 с. – ISBN 978-5-160-04084-4.
Экономическая теория: Учеб. / Под общ. ред. А.И. Добрынина и др. М.: ИНФРА-М, 2013.747с.- ISBN 978-5-160-04056-1.
11 Войтов А.Г. Экономическая теория: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2012. 392 с.
2 Вечканов А.Г.Экономическая теория: Учеб. СПб.: Питер, 2012. 532 с.
3 Белецкая Л.О. Экономическая теория. СПб.: Экономист. 2017. 510 с.
4 Пруссова Л.Г. Основы рыночной экономики. - 85с
5 Богачев В.И. Экономическая теория рыночных отношений. Макроэкономика. Микроэкономика. – 264 с.
6 Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория: Учеб. В 2-х тт. Т.1. М.: Владос, 2013. 816 с. – ISBN 978-5-691-01627-1.
7 Там же.
8 Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. Журавлевой Г.П. М.:ИНФРА-М, 2014. 864 с. – ISBN 978-5-160-04084-4.