Рынок: понятие, функции, структура. Рынок – это сложная историческая категория, которая формировалась вместе с развитием товарного производства. В связи с этим, однозначно определить понятие «рынок» практически невозможно. Чтобы получить полное представление о данном термине, следует рассмотреть его значения с разных сторон и проанализировать мнения различных экономистов на этот счет.
С момента своего зарождения рынок рассматривался как место розничной торговли. Это понятие является узким, так как оно связано с разложением общества, с периодом, когда обмен между общинами становился регулярным и начал принимать форму товарного обмена.
Новое понимание рынка относится к этапу, в котором появляется общественное разделение труда, развивается товарное производство, а также обособляются материальные и трудовые ресурсы. Его стали понимать как форму денежного и товарно-денежного обращения, а после рынок расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта. Рынок также рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Стремление людей к преодолению ограниченности природных ресурсов, повышению эффективности труда и росту его производительности приводило к постоянному углублению общественного разделения труда. Все это, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые связи между ними.
В настоящее время рынок – это неотъемлемый элемент рыночной экономики. Сам по себе он не создает товаров и товарного изобилия, так как рынок – один из инструментов, воздействующих на воспроизводство и экономические интересы хозяйствующих субъектов. Он осуществляет реализацию социально-экономических взаимосвязей, экономически обособленных разделением труда хозяйствующих субъектов. Создание товаров и услуг обеспечивается рыночной экономикой, которая работает по законам товарно-денежных отношений.1
Существует ряд функций рынка, которые отражают его роль в общественных рыночных отношениях:
Регулирующая. Представленная функция является наиболее важной, она подразумевает влияние рынка на все сферы экономики. В рыночном регулировании большое значение уделяется соотношению спроса и предложения, влияющему на цены. Растет цена – это знак к расширению изготовления, падает – к уменьшению. Рынок может помочь изготовителям отыскать ответ на вопросы: что им производить, от производства каких продуктов и предложений отречься или же убавить размер их выпуска. Но еще он дает подсказку покупателя, каким именно способом им выгоднее всего удовлетворять свои собственные потребности. В конечном результате капиталы из наименее прибыльных секторов экономики с пониженными ценами переливаются в более прибыльные сектора с пониженными тарифами.
Стимулирующая. Рынок призван стимулировать производителей на производство таких товаров, которые будут необходимы потребителям, и на изготовление которых требуется меньше затрат.
Ценообразующая. Эта функция реализуется на рынке во время конфликта между товарным спросом и предложением, итогом которого является цена товара.
Информирующая. Цена – носитель информации, необходимая всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Изменение цен информирует экономических агентов о состоянии экономической системы: находится ли она на стадии подъёма или же в кризисе. Высокие цены говорят о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Санирующая. При помощи конкуренции рынок очищает общественное производство от лишних или экономически слабых производств и, вместе с тем, поощряет развитие наиболее перспективных и эффективных структур.
Посредническая. Рынок напрямую соединяет потребителя и производителя товаров и услуг, тем самым предоставляя возможность для этих агентов самостоятельно выбрать подходящего продавца и покупателя соответственно.
Структура рынка – внутреннее строение, способ организации отдельных элементов рынка. Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка (см. Рис.1).
Рынок товаров и услуг. Исторически первый элемент рынка. Объектами купли-продажи на таком рынке являются товары и услуги, которые необходимы покупателям. Определяющая характеристика данного рынка - переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя.
Со временем от рынка товаров и услуг отделился рынок факторов производства. Это сделало рынок более специализированным, то есть более совершенным.
Рынок факторов производства. Основные элементы – земля, труд и средства производства. Особенностью рынков факторов производства является то, что ресурсы не поступают в частное потребление. Факторы производства могут отчуждаться от своих собственников на определенный срок. В таком случае возникает рынок услуг факторов производства. На рынке услуг труда работник нанимается на конкретную работу на оговоренный период времени; на рынке услуг земли на тот или иной срок сдаются в аренду земельные участки; на рынке услуг капитала сдаются во временное пользование элементы реального капитала.
Финансовый рынок. В настоящее время он считается самым совершенным рынком. Здесь происходит осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве, мобилизация капитала и предоставление кредита. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.
Рис. 1. Структура рынка.2
Также существуют и другие классификации рынков.3 Они могут подразделяться:
По объектам: рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок труда.
По субъектам: рынок покупателей, рынок продавцов, рынок государственных учреждений.
По географическому расположению: местный рынок, региональный рынок, национальный рынок, мировой рынок.
По степени зрелости: неразвитый рынок, формирующийся рынок, зрелый рынок.
По соответствию законодательству: легальный и «теневой».
По типу конкуренции: рынок совершенной конкуренции, монополизированный рынок, олигополистический рынок, монопсонический рынок, рынок смешанной конкуренции.
По характеру продаж: рынок оптовой торговли, рынок розничной торговли.
Рыночная инфраструктура. Возникновение рынка способствовало появлению институтов, которые могли бы обеспечить нормальное функционирование рынка. С процессом развития рыночного механизма возникает потребность в создании таких субъектов, которые могли бы стать посредниками между продавцами и покупателями товаров и услуг. Именно такие посредники и образуют рыночную инфраструктуру.
Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.4 Но также встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.5 Основное предназначение институтов инфраструктуры – обслуживание взаимоотношений производителей товаров и услуг и их непосредственных потребителей.
Ее главная задача – обеспечение безотказного функционирования механизма рынка и беспрепятственного процесса общественного производства.
Помимо этого, рыночная инфраструктура выполняет ряд своих определенных функций, среди них можно выделить:
Облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
Повышение эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
Организационное оформление рыночных отношений;
Оформление форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Посредническая услуга является продуктом инфраструктуры. Услуга – это товар, который существует только в момент его производства.
В качестве субъектов рыночной экономики выступают, с одной стороны, владельцы ресурсов и владельцы продуктов, с другой – коммерческие структуры и государство. Данные классификации субъектов дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям.
Рыночная инфраструктура состоит из большого количества элементов. Они взаимосвязаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
Биржи (товарные фондовые, валютные). Биржа - юридическое лицо, которое обеспечивает функционирование рынка биржевых товаров. Торговля ведется исключительно путем заключения контрактов, которые регламентируются нормативными актами биржи. Биржи реализовывают предоставление места для торговли (т.е. места встречи покупателей и продавцов), организацию биржевого торга, разработку контрактов и предоставление определенных гарантий исполнения обязательств участниками торгов.
Коммерческие банки и кредитная система. Коммерческими банками являются негосударственные учреждения, осуществляющие банковские операции: кредитование юридических лиц, выход на фондовый рынок, ипотека, обмен испорченных знаков на неиспорченные, операции с драгоценными камнями.
Налоговая инспекция и налоговая система. Налоговой инспекцией называется орган, который следит за соблюдением законодательства о налогах, применяющий меры наказания к лицам, которые уклоняются от уплаты налогов. При государственной регистрации юридических лиц налоговая инспекция исполняет роль регистрирующего органа и контролирует предоставленные данные.
Эмиссионные банки и эмиссионная система. Эмиссионными банками являются банки, которые выпускают (эмитируют) в обращение деньги или ценные бумаги. Эмиссией денег занимаются центральные банки.
Страховые компании. Организации, которые оказывают страховые услуги, принимающие обязанность возмещения страхователю ущерба при наступлении страхового случая. Данные компании занимаются страхованием имущества, жизни, здоровья и т.д.
Рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации. Рекламные агентства – организации, которые при помощи СМИ осуществляют рекламу товаров и услуг клиента для привлечения дополнительного интереса.
Аудиторские компании. Это организации с ограниченной правоспособностью осуществлять только аудиторскую деятельность, консультирование по бухгалтерскому учету и контролю финансовой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая инфраструктура рынка оказывает существенное и немаловажное влияние на функционирование экономической системы в целом.
Рыночная экономика: основные черты, преимущества и недостатки. Рыночная экономика – это такая экономическая система, которая основывается на частной собственности на средства производства и на самостоятельно принимаемых решениях отдельных хозяйствующих субъектов, не зависящих друг от друга (частными лицами и фирмами). Данные решения обеспечиваются координацией рынка.
Экономические объекты в рыночной системе самостоятельно и независимо друг от друга принимают решения. Рыночный механизм согласовывает решения субъектов. Все решения, принятые самостоятельно, складываются, уравновешиваются, а также способствуют удовлетворению потребностей общества.
Основные черты рыночной экономической системы:6
Разнообразные и равноправные формы частной собственности.Она гарантирует экономическую самостоятельность хозяйствующих субъектов, невмешательство в частные дела и создание различных организационно-правовых форм предприятий.
Экономическая свобода.У производителя есть возможность выбора любого вида деятельности и её осуществление в рамках закона, а у потребителя – шанс выбора таких товаров и услуг, которые удовлетворяли бы их потребности и не выходили бы за рамки доступного бюджета. Однако в рыночной экономике спрос, представляемый потребителям, играет наиболее важную роль, так как предприниматель будет производить такие товары, которые будут пользоваться спросом на рынке у потребителей, иначе произведенные товары и услуги не будут покупаться. Таким образом, между выбором производителя и потребительским выбором прослеживается прямая зависимость.
Саморегулирование хозяйственной деятельности.Предприниматели всегда преследуют свои собственные интересы, не заботясь об общественных. Они стремятся к получению наибольшей прибыли. Действуя в соответствии со своими целями, они, сами того не замечая, удовлетворяют, помимо своих потребностей, потребности общества. Этот механизм рынка А. Смит назвал «невидимой рукой рынка». Таким образом, рыночный механизм сам настраивает все экономические процессы на эффективную работу.
Договорные отношения.Данные отношения возникают между взаимодействующими экономическими субъектами. Они осуществляются самостоятельно и добровольно с помощью договоров, контрактов и соглашений. При этом договором признается не только юридически оформленный документ, но и любой акт экономического воздействия экономических субъектов. Например, покупка товара в магазине также будет являться договором между покупателем и продавцом.
Всеобщность рынка.Все сферы общественного производства в рыночной экономике связаны рыночными отношениями. Объектами купли-продажи выступают природные ресурсы, валюта, деньги, ценные бумаги и т.д. Но, как и во всех других экономических системах, есть такие объекты, которые находятся в государственной собственности и не связаны с рыночными отношениями.
Экономическая ответственность.Экономическая ответственность возникает из-за господства частной собственности на средства производства. Любая организация, которая начинает свою деятельность, первоначально функционирует при помощи самофинансирования. Следовательно, оно само и отвечает своими денежными активами и имуществом перед обязательствами.
Конкуренция.Причиной конкуренция является стремление удовлетворить свои потребности за счет своих конкурентов. Такое взаимодействие приводит к установлению рыночной стоимости товара. Каждый производитель стремится к получению прибыли и расширению своего производства. Он производит товары, которые удовлетворяют потребности людей. Каждый производитель стремится продать свою продукцию по наиболее выгодным условиям для покупателя, тем самым занимая лучшую позицию на рынке. При расширении производства каждое предприятие нацелено на сокращение издержек повышение эффективности производства. Если предложение ниже, чем спрос на товар, то возникает конкуренция потребителей. Каждый покупатель стремится приобрести товары и услуги по наиболее выгодной цене для удовлетворения своих потребностей.
Свободное ценообразование.В рыночной экономике цены на товары не устанавливают ни потребители, ни производители. Они формируются на основе столкновения спроса и предложения на рынке.
Рыночный механизм является основой рыночной экономической системы. В результате его функционирования взаимодействуют различные элементы рынка. По сравнению с другими экономическими системами такая система самая гибкая и эффективная.
К преимуществам рыночной экономической системы относятся:
Эффективное распределение ресурсов. В рыночной экономической системе ресурсы направлены на производство товаров и услуг, максимально удовлетворяющих потребности потребителей.
Гибкость и адаптивность к постоянно изменяющимся условиям.Возможность самостоятельно устанавливать рыночное равновесие посредством рыночного механизма.
Максимальное использование продуктов научно-технического прогресса.В условиях конкуренции производители стремятся максимизировать прибыль, следовательно, для этого необходимо внедрение новых технологий в производство товаров, что в свою очередь способствует улучшению качества товара или созданию новых товаров.
Возможность экономических субъектов самостоятельно принимать решения.Производители вправе сами выбирать вид хозяйственной деятельности, а потребители – приобретать продукцию, соответствующую их потребностям.
Способность удовлетворять самые различные потребности людей товарами и услугами высшего качества.
Но, несмотря на множество достоинств такой рыночной системы, в ней есть ряд недостатков, которые способны оказывать негативное воздействие на экономическую жизнь людей.
К недостаткам рыночной экономической системы относится следующее:
Наличие конкуренции влечет за собой появление монополий.На рынке происходит монополизация. Производитель занимает настолько большую долю рынка, что уже сам может устанавливать цену на выпускаемую продукцию. Это влечет за собой снижение эффективности распределения ограниченных ресурсов.
В рыночной экономике отсутствует стремление к сохранению невозобновляемых ресурсов.В связи с этим возникают экологические проблемы, которые рынок не в силах решить самостоятельно.
Рынок направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей.Он не в состояние удовлетворить общественные потребности.
Исходя из частной собственности на средства производства, возникает проблема социальной несправедливости, так как каждый получает доход в размере, соответствующем вложенным факторам производства.
Данной экономической системе свойственны неустойчивость и нестабильность.В рыночной системе возникают такие экономические явления, как безработица, инфляция, быстрый рост или спад производства.
Из-за ряда недостатков чистой рыночной системы, она практически не встречается в абсолютно идеальном состоянии. Можно говорить о том, что современная рыночная экономика включает в себя многие черты, характерные для свободного рынка, но, тем не менее, не является им на 100%. Также рынок не может решать все возникающие проблемы самостоятельно. Следовательно, нужен такой агент, который помог бы при помощи определенных механизмов, разрешить такие проблемы. И таким агентом становится государство.
Государственное регулирование рыночной экономики.
Рыночная экономика является моделью чистого капитализма. В современном мире в государствах уже не представлена рыночная экономика в чистом виде, поскольку идет усиление роли государства в экономической жизни общества. Большинство экономических систем сегодня являются смешанными.
Смешанная экономика – это экономическая система, которая основана на сочетании рыночно и командно-административной экономике. В такой системе помимо частной собственности, существует также и государственная собственность. Экономические процессы такой системы регулируются как рынком, так и государством.
В XX веке государство стало одним из субъектов экономики, поскольку начало активно вмешиваться в экономические процессы.
К причинам усиления вмешательства государства в экономику относятся провалы рынка и юридическое оформление прав собственности.
Провалы рынка – случаи, когда рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение ресурсов общества. Причины возникновения провалов рынка7:
Внешние эффекты, несущие как положительное, так и отрицательное воздействие на третьих лиц.
Отсутствие полной информации о рынке. Производитель, зная, что в его товаре есть скрытый дефект, не хочет лишаться своей прибыли, поэтому до потребителей доходит лишь часть информации или вовсе ложная информация о товаре.
Отсутствие общественных благ – рынок направлен на производство благ, индивидуального пользования. Общественные блага потребляют все люди, не зависимо от того, платят они за него или нет. В свою очередь общественные блага исключают возможность конкурентной борьбы.
Макроэкономическая нестабильность – возникновение безработицы, инфляции, падение совокупного спроса.
Неравное распределение доходов, которое обусловлено частной собственностью на средства производства.
Монополизация рынка. Если продукция производителя занимает большую долю на рынке, то он может сам устанавливать свою цену на продукцию. Эта цена будет превышать предельные издержки, которые несет производитель, получая, таким образом, прибыль. Потребители в силу своего ограниченного дохода, несут больше потери, так как на монопольном рынке цены на продукцию сильно завышены.
Защита прав собственности. На рынке заключение сделок проводится добровольным путем. При осуществлении сделки права собственности передаются от одного субъекта к другому.
Таким образом, необходимость государственного регулирования экономики обусловлена недостатками рынка.
В смешанной экономической системе государство выполняет следующие функции:
Законодательное закрепление прав собственности за экономическими субъектами;
Фискальная политика;
Поддержание конкуренции;
Распределение ресурсов и устранение экологических проблем;
Регулирование макроэкономических процессов в экономике;
Перераспределение доходов в обществе;
Создание общественных благ;
Устранение внешних эффектов;
Финансирование производства;
Государственное регулирование экономики – система правовых мер, которые осуществляются государственными органами с целью обеспечения нормального функционирования экономики страны.
Объектом государственного регулирования выступает вся национальная экономика в целом. Выделяются следующие объекты:
Экономический цикл;
Структура хозяйства (отраслевая, региональная);
Условия накопления капитала;
Занятость;
Денежное обращение;
Цены;
Платежный баланс;
Условия конкуренции;
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
Окружающая среда;
Социальное обеспечение.
Основные инструменты, при помощи которых государство регулирует экономику:
Антимонопольное законодательство;
Лицензирование;
Программирование;
Прогнозирование;
Государственные заказы;
Дотации, субсидии;
Займы;
Налогообложение.
Выделяют три основных метода государственного регулирования:
Административные методы.Они включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения. Данные методы в определенной степени ограничивают свободу выбора. Меры запрета или разрешения осуществляются путем издания законов или подзаконных актов, выдачи лицензии или в отказе выдачи.
Моральное убеждение.Такой метод основан на авторитете и доверии к правительству в управлении экономикой. Если интересы общества и правительства совпадают, то в таком случае складывается максимальное доверие широких слоев населения. В свою очередь правительство может оказывать влияние на людей с помощью призывов и заявлений.
Экономические методы.Данные методы подразделяются на прямые и косвенные.К прямым методам относят деятельность государственного сектора, то есть те предприятия, которые находятся в распоряжении государства. Государственный сектор оказывает значительное влияние на развитие частного сектора экономики.К косвенным методам относят фискальную (управление доходами и расходами государственного бюджета) и монетарную (управление количеством денег в обращении) политику.
Методы государственного регулирования экономики в России.
На современном этапе экономика России переживает воздействие двух шоков и находится в состоянии рецессии. Экономический рост в 2014 г. наблюдался на уровне 0,6%. Из-за резкого изменения цен на нефть и введения санкций произошло множество отклонений в показателях. Рост реального ВВП замедлился до 0,6%. Рубль потерял 46% своей стоимости по отношению к доллару, а инфляция составила 11,4%. Результатом этого явилось повышение процентной ставки до рекордно максимального уровня в 17%. Произошел резкий спад спроса на кредитование в банках. Также ускорение инфляции привело к снижению доходов домохозяйств.
Уровень общей занятости составлял 71,7 млн. Произошло снижение уровня безработицы до уровня 5,1%. Экономическая активность населения повысилась из-за снижения реального располагаемого дохода вследствие резкого повышения цен на продукцию. Уровень дохода достиг 3,5%. По итогам 2014 г. дефицит федерального бюджета составлял 0,5%. Доходы бюджета увеличились до 20,4% благодаря росту нефтегазовых доходов до 10,5%. Иные доходы также повысились на 0,1%. В целом, в государственном бюджете зафиксировано сокращение как доходов, так и расходов. Резервный фонд страны был пополнен на 6 млрд. долларов за счет нефтяных доходов, поступивших в федеральный бюджет в 2013 г.
В 2014 г. ожидали восстановления экономики, однако оно не осуществилось. В 2015 г. экономика начала адаптироваться к шокам. Страна по-прежнему находилась в состоянии рецессии. Об этом свидетельствует ряд показателей. Снижение ВВП составило до 1,3%. Адаптация экономики произошла благодаря резкому падению доходов. Впоследствии, ВНД страны снизился на 10 %. Цены на нефть продолжают снижаться. Рубль обесценился на 37,4% по отношению к доллару, вследствие чего уровень инфляции увеличивается. Предпринятые меры Центрального банка привели к снижению процентной ставки до 11%. Однако, по-прежнему спрос на кредитование не увеличился. Кредиты снизились на 5,7 %. Серьезные отклонения происходили и на рынке труда. Уровень занятости оставался на уровне 65,7%. Число занятых ко второй половине 2015 г. сократилось на 300 тысяч человек. Число безработных увеличилось до 4,1 миллионов человек во второй половине 2015 г. Уровень безработицы достиг 5,5%. Экономическая активность населения продолжает расти и достигает отметки 69,5%. Это объяснялось снижением заработной платы на 9,5%. В результате, число бедных выросло до 19,2 миллиона человек.
Дефицит федерального бюджета также не перестает расти. Резервный фонд был опустошен наполовину. В 2015 г. правительство решило сократить государственные расходы на 5% в реальном выражении. Основными расходами государственного бюджета оставались оборонные и социальные расходы, которые увеличились на 18,8% и 14,4%, соответственно.
В 2016 г. реальный ВВП уменьшился на 0,2%. В 2016 г. цены на нефть составили 53 доллара за баррель. Спрос на кредиты по-прежнему остался на своем уровне. Совокупное потребление снизилось на 2,5%. Прогнозы по рынку труда остались неутешительными, поскольку продолжился рост уровня бедности и ухудшение показателей благосостояния.
Согласно прогнозам ожидалось, что в 2017 г. повысится на 1,4%, а в 2018 - на 2,3%. Предполагалось, что цены на нефть в конце 2017 г. составят 51 доллар за баррель. К 2017 г. предполагалось повышение покупательной способности населения благодаря снижению уровня инфляции, улучшению условий кредитования и укреплению курса рубля.
Исходя из вышесказанного, экономика России на современном этапе находится на стадии рецессии. И спрогнозировать наиболее точные результаты по макроэкономическим показателям сложно из-за постоянно меняющихся экономических условий.
Без государственного регулирования эффективность производства снижается, фундаментальная наука оказывается невостребованной из-за удорожания социальная инфраструктура. Если полагаться только на рыночные силы, то, например, структурная перестройка окажется делом отдаленного будущего без гарантии оптимальности пропорций, а если не регулировать цены и тарифы, то оборвутся экономические связи между европейской и азиатской частями страны, возникнет автаркия.
Это убедительно показывает опыт преобразований в нашей стране после 1991 г. Ограничение вмешательства государства в экономику, одномоментная либерализация цен привели к инфляции, сократили платежеспособный спрос и вызвали угнетение производства. Государственная монополия сменилась монополией крупных частных структур, действующих не всегда в национальных интересах. Либерализация внешней экономической деятельности способствовала вытеснению отечественного товаропроизводителя с внутреннего рынка. Возросли угрозы экономической безопасности страны, деформация структуры производства, неравномерность развития регионов, расслоение общества, криминализация.
В России имеются благоприятные условия для регулирования экономики. Конституция РФ провозглашает равенство всех форм собственности. Капитал и производство сконцентрированы в крупных предприятиях, имеется многолетний опыт планирования и программирования. Постоянно анализируются спрос и предложение, состояние рынков, хозяйственные связи между регионами, предприятиями. Действуют информационные сети, которые рассчитывают параметры в масштабе страны.
Вопросы формирования и преобразования экономических служб и институтов, замены устаревших новыми, функционирования федеральных энергетических систем, транспорта, связи, федерального бюджета, ценовой политики, денежной эмиссии, финансового, кредитного, валютного, таможенного регулирования включает в себя компетенция федеральных органов управления в сфере регулирования экономики.
Нормативной основой государственного регулирования экономики являются Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» от 10 июня 1994 г., Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. и другие акты.
Главная роль в регулировании экономики отводится Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. Оно осуществляет проведение единой государственной социально-экономической политики. Его основными задачами являются определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации:
Организует и координирует разработку приоритетных направлений развития экономики, комплексного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, регионов, отраслей и секторов экономики.
Разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета.
Анализирует экономическое положение страны, основные тенденции, проведение экономической реформы, определяет стратегию ее дальнейшего развития.
Осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ.
Организует разработку государственной инвестиционной политики, обосновывает структурную политику.
Формирует объемы и структуру поставок для федеральных нужд, включая оборону и государственный материальный резерв.
Участвует в разработке и реализации механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства.
Вносит предложения по совершенствованию структуры органов исполнительной власти.
Лицензирует деятельность лизинговых компаний.
Организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций.
Они предоставляют в Правительство РФ экономически обоснованные заключения по развитию отраслей экономики, использованию валютных ресурсов, управлению государственным имуществом и по другим социально-экономическим вопросам, жизнеобеспечению населения.
Уточненные после рассмотрения в Правительстве РФ предварительного прогноза сценарные условия функционирования экономики, необходимые для разработки отраслевых и региональных прогнозов, а также проектировки бюджетных ассигнований по федеральным целевым и инвестиционным программам Министерство доводит до сведения органов исполнительной власти России и субъектов РФ.
Решающее воздействие на развитие экономики оказывают разрабатываемые параметры и направления деятельности государства. Среди них выделяют макроэкономические показатели, инвестиционная программа, основные социально-экономические проблемы (задачи), решаемые в следующем году, федеральные целевые программы, предлагаемые к финансированию за счет федерального бюджета, проектировки развития государственного сектора экономики, объем и структура поставок продукции для федеральных государственных нужд, программа внутренних заимствований, программа приватизации, международные договоры России, вступившие в силу, программа государственных внешних заимствований и предоставления кредитов Россией другим странам.
Библиографический список
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2012.
Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Основы экономической теории. СПб., 2006.
Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 2000.
Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2010.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 2003.
Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пос. М., 2006.
Экономика: Учеб. / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М., 2000.
Экономика / Под ред. Булатова А.С. М., 2008.
Экономическая теория / Под ред. Камаева В.Д. М., 2001.
Экономическая теория в структурно-логических таблицах. Киров, 2015.
Третьяк В. Анализ отраслевой организации рынков. Российский экономический журнал. 2001. № 7.
Шишков Ю. Государство в эпоху глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 1.
Шумаев В. Инфраструктура // РИСК. 2000. № 3-4.
Официальный сайт «Mail.RuGroup». URL: http://www.mail.ru/.
Официальный сайт «Академик». URL: http://www.dic.academic.ru/.
1 См.: Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория. М.: Экзамен. 2005. С.118-119.
2 Экономическая теория в структурно-логических таблицах. Киров., 2015.
3 Экономика / Под ред. А.С.Булатова. М., 2008.
4 Официальный сайт «Академик». URL: http://www.dic.academic.ru/.
5Мордовченков Н. В. Рыночные аспекты современной инфраструктуры (теория, методология, опыт). Н. Новгород, 2002. С. 394.
6 См.: Экономика / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М., 2000.
7См.: Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2010.