ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Следует отметить, что в современных научных исследованиях не существует однозначного толкования экономической природы самого понятия налогового регулирования и механизмов его реализации в анализируемом сегменте хозяйственных отношений.

Налоговое законодательство, тем более российское, своего рода живой организм, поэтому изменения происходят постоянно. Налоги и ставки, действующие для частных инвесторов в России, так же меняются. Физическое лицо избавляется от необходимости составлять отчёт и подавать налоговую декларацию. За него это делает брокер, так как они являются налоговыми агентами для резидентов РФ.

В общем случае, для налогоплательщика, резидента РФ, предусмотрено 3 вида налога: налог на доходы физического лица (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС, 18%) и налог на имущество. Согласно ст. 224 Налогового кодекса РФ, существуют 3 уровня ставок НДФЛ на операции с ценными бумагами (см. Табл. 1).

Таблица 1.

Уровни ставок НДФЛ на операции с ценными бумагами

Ставка налога

Виды доходов, получаемых с операций с ценными бумагами

Примечания

9%

взимаются с суммы доходов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 01.01.2007 г.

На данный момент таких облигаций в списке ценных бумаг, торгуемых на Московской бирже, нет.

13 %

взимаются со всех видов доходов, получаемых с операций с ценными бумагами за исключением перечня, относящегося к ставке 35%.

 

35 %

взимаются с суммы призов и выигрышей, а также доходов, полученных от вкладов в банках и КПК, ставка по которым на 5% и более превышает действующую за отчётный ключевую ставку ЦБ РФ.

 

Налоговым законодательством предусмотрены несколько льгот и вычетов, позволяющих заметно сократить сумму налогов с инвестиционной деятельности. Акцент делается на привлечении средств частных инвесторов на как возможно более длительный промежуток времени. В некоторых случаях сократить сумму выплат можно путём оформления ИП с упрощённой системой налогообложения. Например, процентный доход по государственным облигациям (ОФЗ) и доходы, полученные при использовании специального режима налогообложения на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС). С этих доходов налог не удерживается.

Бывают ситуации, когда инвестор может получить фактический убыток от операций на бирже и при этом всё равно должен заплатить налоги. Такое может произойти, если вы работаете одновременно на фондовом, срочном и валютном рынках, потому что результаты по ним не всегда складываются.

На сегодняшний день на российском фондовом рынке применяются следующие налоговые льготы и освобождения.

Но несмотря на это, в финансовой сфере увеличивается вывоз капиталов за рубеж, а также перевод доходов компаний в теневую экономику. Соответственно, снижение налогового бремени на рынке ценных бумаг в целом имеет обратный эффект.

Из сказанного становится очевидным, что налогообложение на рынке ценных бумаг исполняет значительную роль в поддержании устойчивости на финансовых рынках страны и тем более – в обеспечении их развития и расширения.

Причем здесь необходимо говорить о двойственном влиянии налоговой организации государства на финансовые рынки (и в частности, на рынок ценных бумаг). Косвенное влияние содержит единая концепция налогообложения, установившаяся в стране, то есть всеобщие принципы и подходы, без отделения специфики различных областей деятельности или различных участников экономики. Чем прогрессивнее и рациональнее налоговая система, тем больше стимулов и возможностей у абсолютно всех её субъектов для выхода на фондовый рынок и для увеличения собственных инвестиций и сбережений.

Прямое же влияние оказывают определенные нормы налогового законодательства в сфере рынка ценных бумаг и смежных секторах. Эти конкретные нормы имеют шансы, как стимулировать рост рынка, обеспечивая его надежность, рентабельность и приемлемый уровень рисков, так и, наоборот, «строить заградительные укрепления» в виде неэффективности вложений при полном соблюдении налоговых норм либо в форме возрастания потенциальных потерь по спорам и судебным тяжбам с налоговыми органами.

В качестве наглядной иллюстрации можно привести как позитивные, так и негативные тенденции в российском фондовом рынке – в зависимости от изменения тех или других налоговых норм. Так, к примеру, уравнивание с 2002 г. для целей налогообложения налогом на прибыль процентных расходов по выданным долговым ценным бумагам с процентными расходами по банковским кредитам очень скоро привело к более широкому исполнению эмиссий корпоративных облигаций, к бурному развитию рынка этих ценных бумаг. А для самих эмитентов фактически выявило новый источник привлечения финансовых ресурсов, до 2002 г. труднодоступный и непривлекательный из-за больших налоговых потерь.

Другим примером положительного влияния на рынок ценных бумаг перемен в налоговом законодательстве может служить отмена в 1999-2000 гг. в г. Москве (и некоторых иных субъектах РФ) подоходного налога с физических лиц при осуществлении последними операций на рынке ценных бумаг через профессиональных участников рынка. Трудно переоценить такое воздействие, поскольку подобным общеизвестным способом удалось достичь многократного прироста средств населения на фондовом рынке. Досадно только, что этот рост был потерян в результате вхождения в 2001 г. в силу Главы 23 Налогового Кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц», после которого использование вышеописанной льготы сделалось нереальным (с 2001 г. налог на доходы физических лиц целиком начисляется в федеральный бюджет, и соответственно, субъекты РФ не имеют полномочия определять по нему льготы).1

Классическим примером отрицательного реагирования рынка на налоговые новации является внедренный Главой 23 НК РФ с 2001 г. порядок налогообложения физических лиц – нерезидентов на рынке ценных бумаг. Порядок настолько нерентабелен (не только размер ставки налога, но в первую очередь – процедура расчета налоговой базы), что найти сейчас зарубежного гражданина, работающего на нашем фондовом торге напрямую, без использования подставных фирм, практически нереально.

Нужно отметить, что имеется альтернативная точка зрения на повышение налогового бремени, заключающаяся в том, что хотя повышение налогов и приводит к уменьшению объема прибыли, остающейся в распоряжении компаний и граждан, к уменьшению объема сбережений и инвестиций и, таким образом, к уменьшению темпов экономического роста страны в целом, но зато оно повышает размер предоставляемых государством социальных благ.

Тут необходимо оспорить, что данное повышение объема общественных благ может быть осуществлено только лишь в том случае, если государству после увеличения налоговой нагрузки действительно удастся достичь собираемости налогов в большем объеме. Практическая деятельность же показывает, что избыточное повышение налоговой нагрузки, напротив, приводит к уменьшению деловой активности, уходу бизнеса «в тень», оттоку капиталов и т.д., что (даже при ужесточении налогового администрирования) все равно не дает возможность стране собрать больше налогов.

Экономическая логика подсказывает, что налоги обязаны быть установлены на таком уровне, чтобы у бизнеса:

а) не возникало стремления немедленно «свернуться» и убежать в наиболее привлекательные места,

б) расходы в уплату налогов были сравнимы с расходами на реализацию разных схем бегства от их уплаты.

Проблемам налогообложения операций, проводимых участниками на рынке ценных бумаг, посвящено достаточно много публикаций. В них раскрываются некоторые тенденции совершенствования налогообложения на рынке ценных бумаг. В конечном счете, их можно разделить на две тенденции: в первой группе находятся сторонники усиления государственного регулирования налогообложения и повышения начисления налогов; во второй – сторонники ослабления налогового давления на совершаемые сделки.

Авторами обозначены следующие направления регулирования налогообложения.

Быстрое реагирование на появление новых видов ценных бумаг на рынке. Появление новых операций с ценными бумагами требует быстрейшей разработки особого порядка их налогообложения. Прежде всего, это обусловлено тем, что активным участникам операций (включая государство) эффективнее управлять потоками финансов, регулировать ликвидность:

– операции РЕПО;

– операции с финансовыми инструментами срочных сделок, где ценные бумаги являются базисным активом;

– операции по предоставлению в заем ценных бумаг;

– операции обращения облигаций с частичным погашением основного долга и др.

Сложившаяся в мировой экономике практика регулирования рынка ценных бумаг дает возможность воздействовать на него с всевозможных позиций, добиваясь более результативного его функционирования, в частности, воздействие налогового регулирования.

Классический пример осуществления этого принципа на практике – это упрощенная система налогообложения. Вследствие чего она примечательна и, по нашему глубокому убеждению, обязана быть распространена не только на незначительные предприятия, но и на предприятия среднего бизнеса. Потому собственно упрощенная система реализует почти полный комплекс принципов безупречного налогообложения: доступность, ясность, единообразие, рациональная налоговая нагрузка, абсолютная невозможность для налоговых органов представить какие-либо претензии при формальном следовании налогоплательщиком всех запросов законодательства.

Вот к такому «букету» должна стремиться налоговая система в целом, и тем более система налогообложения в такой экономически сложной области, как рынок ценных бумаг.

По этой причине в целях собственной эффективности налоговая система российского рынка ценных бумаг должна отвечать следующим запросам налогов и сборов, предусмотренных на рынке ценных бумаг. Ставки налогов на операции с ценными бумагами обязаны быть четко и просто сформулированы, и изложены в комплексном документе периодического характера в силу собственной изменчивости.

Фондовый рынок России показал в 2016-м г. неплохой подъем, который, согласно прогнозам специалистов, продолжится и в 2017-м. Частные трейдеры могут приобрести ценные бумаги незначительным лотом через индивидуальные инвестиционные счета, однако агент в данной схеме все равно будет выступать посредником. Плюс ИСС — компенсация 13% налога, который в иных вариантах придется оплатить.

Налог на операции с ценными бумагами один – 13%, труднее с налогооблагаемой базой. Однако, именно разночтения в трактовке налогооблагаемой базы и дают возможность использовать разнообразные легальные методы её минимизации.

Налог на операции с ценными бумагами нужно оплачивать только в случае продажи бумаг. Другими словами, сколько бы не поднимались ценные бумаги в стоимости, налог выплачивается только лишь в момент продажи, и налогооблагаемая основа рассчитывается по формуле «цена продажи минус цена покупки» (налог на дивиденды не рассматриваем, его вычитает сама компания).

И вот тут появляется множество любопытных вопросов:

– как обосновать (определить), что сумма, попавшая на счет, представляется основой для налогообложения?

– как отследить вывод денег через электронные кошельки?

– какие в принципе могут быть последствия в случае неуплаты налогов?

Большинство брокеров отечественного рынка не являются налоговыми агентами (имеют регистрацию в оффшорах), то есть обязательство подать декларацию лежит непосредственно на трейдере. В связи с этим оплата налогов для отечественных трейдеров, работающих с небольшими размерами ценных бумаг, является скорее вопросом морали.

На практике, чтобы получить прибыль на бирже – достаточно приобрести актив подешевле, и продать его подороже. На бирже постоянно крутятся дополнительные финансы, которые их обладатели специально дали участникам торга на биржу – чтобы их потратить. Инвестору довольно угадать уровень покупки и уровень продажи активов – и доход ему обеспечен. В реальном секторе – бизнесмену нужно чем-то заинтересовать инвестора, чтобы навязать ему собственный товар, необходимо занять монопольное положение на рынке, если рядом не достаточно конкурентов, или предложить покупателю особые условия или особые качества продукта. Предпринимателю придётся регулярно проявлять чудеса изобретательности в постоянно меняющихся условиях рынка и законодательства.

Игроку на бирже – легко прокредитоваться. При этом обеспечением кредита будут приобретенные им акции. И это предоставление будет оценено в 100% его стоимости на момент получения кредита. Приобрести кредит для реального бизнеса – очень нелегко, особенно после начала кризиса. И предоставление кредитор оценит далеко не в 100% его стоимости.

Налог на прибыль биржевого игрока в РФ равен 13%. Налог на прибыль малого предпринимателя в РФ также 13%, но помимо этого предприниматель обязан оплачивать прочие налоги и отчисления, что реально получается более 60-70% , если проводить белую бухгалтерию.

Таким образом, низкая активность фондовых рынков в сферу реального сектора экономики – это основная проблема системы налогообложения в этой сфере.

Сама система фондового рынка в Российской федерации на протяжении 1990-х гг. была нацелена на высокодоходные операции в финансовом секторе и в минимальной степени на инвестиции в реальный сектор экономики. Поэтому главными факторами, препятствующими активизации инвестирования в производство, являются высокий уровень риска инвестиций в реальный капитал, кратковременный характер сложившейся ресурсной базы финансов, несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов в условиях слабой сформированности фондового рынка в России.

На наш взгляд, совершенствование налогового регулирования на операции РЦБ должно идти в направлении гибкого реагирования на экономическую ситуацию в стране и в мире.

Это в полной мере относится и к той части налогового законодательства Российской Федерации, которая регулирует сферу рынка ценных бумаг. Отечественному рынку ценных бумаг свойственны следующие тенденции:

– высокая динамичность развития после определенной стагнации, связанной с осуществляемыми санкциями и ограничениями для участников рынка ценных бумаг;

– появление качественно новых видов операций, которые востребованы современной экономикой;

– многие востребованные операции, к сожалению, не могут активно использоваться на рынке ценных бумаг, так как к ним неприменим установленный общий порядок налогообложения.

Поэтому – ещё раз повторимся – налоговая нагрузка обязана быть такой, чтобы она была выгодна (или хотя бы сопоставима) для налогоплательщиков с расходами на реализацию схем ухода от уплаты налогов. Если данный аспект будет реализован государством, если правительство сумеет гарантировать отсутствие «волюнтаризма» налоговых органов, то подавляющее большинство налогоплательщиков будет добросовестным. А небольшим процентом оставшихся недобросовестных можно будет пренебречь.

Список использованных материалов

Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система Консультант плюс - http://www.consultant.ru.(дата обращения: 14.11.2017).

Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О рынке ценных бумаг»[Электронный ресурс] // Информационно-справочная система Консультант плюс - http://www.consultant.ru.(дата обращения: 14.11.2017).

Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (ред. от 05.08.2014 г.). [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система Консультант плюс - http://www.consultant.ru.(дата обращения: 15.11.2017).

Закон РФ от 07.12.1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система Консультант плюс - http://www.consultant.ru.(дата обращения: 17.11.2017).

Закон РФ от 06.12.1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система Консультант плюс -http://www.consultant.ru.(дата обращения: 14.11.2017).

Закон РФ от 12.12.1991 г. № 20[Электронный ресурс] // Информационно-справочная система Консультант плюс - http://www.consultant.ru.(дата обращения: 14.11.2017).

Дадашев А.З., Мешкова Д.А., Топчи Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб.пос. М.: ЮНИТИ, 2015. 175c.

Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги / Под ред. Н.М. Зеленкова М.: ЮНИТИ, 2013. 310 с.

Жук Е. Зарубежная практика регулирования финансовых рынков [Электронный ресурс] // РЦБ.РФ. – Режим доступа: http://www.rcb.ru/rcb/2008-11/13923 (дата обращения: 7.11.2017 г.).

Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учеб.пос. М.: Проспект, 2016. 224 c.

Косов М.Е., Крамаренко Л.А., Эриашвил Н.Д. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: Учеб. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 431 c.

Лазовский Л.П. Биржа и ценные бумаги. М.: Экономика, 2014. 326 с.

Лукасевич И.А. Анализ операций с ценными бумагами. М.: Маркетинг, 2015. 210 с.

Рынок ценных бумаг / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. М.: Финансы и статистика, 2014. 428 с.

Рынок ценных бумаг: шаг России в информационное общество / Под ред. Н.Т.Клещева. М.: Экономика, 2016. 346 с.

Ценные бумаги 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/cennye-bumagi-2017.php (дата обращения: 11.11.2017).

1Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. и практикум. Люберцы: Юрайт, 2016. С. 54. 353 c.

Просмотров работы: 172