Анализ экономического роста неизбежно приводит к созданию его моделей, без которых невозможно эффективное прогнозирование экономического роста и его последствий.
Согласно данным Росстата, спад экономического роста в России начался в 2014 г. (см. Рис.1).
Рисунок 1.Темпы экономического роста.
Прежде всего это произошло из-за санкций со стороны западных партнеров, а также из-за ухудшения конъюнктуры на ведущих сырьевых рынках. Все это привело к становлению экономики России закрытого типа. Однако в современной экономике взаимодействие с большим числом стран-партнеров выступает неотъемлемым элементом экономического развития. Создание при государственной поддержке производств, не ориентированных на экспорт показывает, что они редко становятся конкурентоспособными. Обеспечить таким образом продолжительный устойчивый рост невозможно. Важным элементом стимулирования открытости российской экономики как источника экономического роста является привлечение иностранных инвестиций, которые служат источником накопления капитала, расширения производства. Введение ограничений на движение капитала приводит к потере доверия инвесторов, отталкивает не только иностранные, но и отечественные инвестиции.
Однако политика открытости экономики невозможна без развития собственных сил, которые являются опорой для экспорта. Поэтому в 2014 г. Россия взяла новый курс развития экономики – импортозамещение. Прежде всего это было обусловлено санкциями, которые вводили запрет на импорт инновационных технологий в различных отраслях. Ориентация экономики на сырьевую политику привела к импортозависимости, в результате которой отечественная промышленность стала неконкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Минфин России совместно с Минпромторгом России сформировали комплекс потенциальных проектов на 2015-2020 гг., которые включили 20 отраслевых планов. Однако, в силу технологических направлений преобладали фармацевтическая, пищевая и сельскохозяйственная промышленность. Основными направлениями поддержки проектов, связанных с импортозамещением являются: субсидирование, льготы малому и среднему инновационному бизнесу, гранты, преференции. Несмотря на такие тяжелые условия импортозамещения, как снижение потребительского и инвестиционного спроса, доля импорта в потреблении снижается практически во всех областях. Так, согласно статистическим данным, на период ноябрь– декабрь 2016 г. отмечался рост производства мяса крупного рогатого скота на 112,7% к соответствующему периоду 2014 г., мяса свинины – на 115,4%, цельномолочной продукции – на 110,9%. Импортозамещение в сельском хозяйстве идет большими шагами. За 2016 г. было произведено рекордное количества зерна и пшеницы - 50 и 12 млн. т., соответственно, что на 40% больше, чем в 2014 г.
К новому экономическому курсу не удалось приспособиться машиностроению. Здесь наблюдается падение производства практически во всех группах товаров. Наблюдалась отрицательная динамика и в других элементах программы импортозамещения: станкостроении, металлургии, легкой промышленности, строительстве. Значительное снижение объемов производства в этих областях вызвано слабым спросом.
В целом политика импортозамещения является стратегически важным компонентом увеличения экономического роста в России. Такая методология может быть эффективна, так как успешное производство приоритетных и критических видов продукции может служить первым шагом на пути к выходу на зарубежные рынки. Однако данная политика требует существенных доработок.
Не благоприятствует реализации планов и ситуация, сложившаяся на рынке труда, в котором импортозамещение вообще отсутствует в планах. Структура и уровень занятости в России свидетельствуют об ограниченной возможности привлечения квалифицированных кадров к политике импортозамещения, поэтому крайне необходимо развитие такого фактора как человеческий капитал.
Умение эффективно использовать человеческий капитал позволяет существенно повысить развитие экономики. Но его накопление во многом зависит от спроса на него, в то время как на спрос влияют структура экономики и действующие институты, которые определяют условия экономической деятельности, направления и стимулы инвестирования, а также интенсивность конкуренции.
Зачастую проблему человеческого капитала относят к совершенствованию образования т.е. к увеличению предложения труда. Однако, Россия занимает лидирующее место по объему третичного образования. Число высших учебных учреждений в стране растет с каждым годом. Однако, показатель его использования, по сравнению с другими странами, наоборот, сокращается. Это обозначает неэффективное использование полученных знаний. Для реализации приобретённых навыков необходимы достойные институциональные условия, которых в стране недостаточно.
В России доля занятых в сферах, требующих высококвалифицированный труд, таких как промышленность, строительство неуклонно сокращается при увеличении занятости в сферах торговли и услуг. В 2000 г. в секторе торговли работало около 15%, в 2016 г. - около 65%. (см. Рис.2).
Рисунок 2. Структура экономики РФ по количеству занятых.
Торговля стала крупнейшим отраслевым работодателем, обогнав промышленность, обрабатывающие производства еще в 2005г. Это обозначает сокращение спроса на промышленно-ориентированные навыки и требование знаний совершенно другого типа. Спрос на человеческий капитал создают все отрасли, но используют они труд разного качества из-за особенностей развития технологий и из-за своего преобладания в общей занятости. Изменения в структуре экономики влияет на состав профессий. Инструментом измерения структуры профессий является классификация видов занятий как профессий. На основе данных обследований населения по проблемам занятости, проводимых в 2016 г. Росстатом, половина спроса на труд сосредоточена в 27 профессиях, среди которых нет ни одной связанной с НТП. Лидируют две группы по численности: водители легковых автомобилей 7% всей занятости и продавцы магазинов 9%, причем 14% из них имеют высшее образование, а 26% среднее специальное. Приведенные показатели характеризуют качественную структуру спроса. На основе них можно сделать вывод, что российской экономике крайне необходимо создание новых рабочих мест, причем с явным уклоном на технологически сложные отрасли. Человеческий капитал работает, когда есть экономические агенты, которые знают, как им эффективно распоряжаться, поддерживать и увеличивать. Создание рабочих мест, расходы на производство человеческого капитала, отбор и продвижение квалифицированных кадров, все, что называлось выше, упирается в институты. В этом числе эффективность государственного регулирования, правила регулирования на рынке труда.
На основе вышеуказанных индикаторов построим экономическую модель как множественную линейную регрессию.
tGDP = f(if , Is, Kh)
tGDP = a0 + a1 × if + a2×Is + a3 ×Kh
tGDP = 0,687+ 0,132 × if +0,462×Is+ 0,006×Kh
if |
Is |
Kh |
|
2012 |
0,655 |
0,117 |
0,234 |
2013 |
0,423 |
0,019 |
0,115 |
2014 |
0,125 |
0,764 |
-0,481 |
2015 |
-0,113 |
1,104 |
-0,118 |
2016 |
-0,561 |
1,060 |
0,215 |
Таблица1. Расчет индикаторов.
Is=
if=
Kh=