ПРИВАТИЗАЦИЯ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИВАТИЗАЦИЯ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ОПЫТА

Кужабергенова А.Р., Трубецкая О.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день, когда передача основной части государственной и муниципальной собственности в собственность юридических и физических лиц в общем завершена, в области приватизации появилась ситуация, нуждающаяся в осмыслении для определения стратегии дальнейшего проведения экономических реформ.

Предпосылки приватизации и разгосударствления собственности в России.

Понятия «приватизация» и «разгосударствление». Приватизация является одним из направлений разгосударствления собственности. Приватизация означает процесс передачи государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий заключается в отчуждении у государства и местных органов власти гражданами в частную собственность:

  • предприятий, цехов, производств, участков, подразделений предприятий, обособленных в самостоятельные предприятия;

  • оборудования зданий, сооружений, лицензий, патентов и иных материальных и нематериальных активов предприятий, которые действуют и упраздняются по решению органов, имеющие право принимать решения от имени собственника);

  • долей государства и местных органов власти в имуществе акционерных обществ (товариществ), равно как совокупных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других коопераций предприятий.1

Выделяют две основные модели приватизации: платная и бесплатная.

В первом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Главная идея – продажа на аукционах за деньги. Сначала предприятие акционируется, затем его акции продаются на фондовом рынке, что приведет к увеличению доходной части бюджета и появлению эффективного собственника.

В случае бесплатной приватизации надо каждого гражданина превратить из формального собственника в фактического за счет наделения его частью государственного имущества. Вследствие этого должен образоваться толчок к производительному труду и экономии затрат. Воплощение данной модели непосредственно связано с предоставлением ваучеров всем граждан.

Вопрос о сроках проведения приватизации является одним из важнейших: либо она должна быть быстрой, либо растянутой на несколько десятилетий. Невозможно приватизировать предприятия, находящиеся в государственной собственности, за 2 года, поэтому реальное ее осуществление должно проходить постепенно. Во-первых, необходимые сбережения для преобразования в частную собственность объектов промышленности копятся медленно. Во-вторых, нужно время для того, чтобы рынок смог с большей точностью определить рыночную стоимость. В-третьих, предварительно требуется реструктуризация монополизированной промышленности, а затем производственные предприятия можно продавать.

В экономической литературе используют и в широком смысле понятие "приватизация". Российский ученый А. Радыгин понимает приватизацию как процесс трансформации управления государственным предприятием без отчуждения имущественных прав на основе договоров подряда, аренды и др.

Приватизация является частью разгосударствления экономики.

Разгосударствление представляет собой совокупность способов по преобразованию государственной собственности, направленных на минимизацию функций государства в экономике.

При разгосударствлении соответствующие полномочия передаются предприятию. Происходит глобальное замещение вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. При разгосударствлении не происходит полный уход государства из экономической сферы. Объемы государственного предпринимательства сводятся к минимуму, но государство все также является структурным элементом смешанной экономики. Государство является действенным инструментом экономического развития, но оно эффективно только в определенных границах. В случае нарушения границ, эффективность общественного производства нарушается. Сегодня стремление к процессу разгосударствления приняла широкомасштабный характер.

Процесс разгосударствления характеризуется следующими особенностями:

  • каждый работник, включенный в трудовой коллектив становится равноправным участником приобретения государственного имущества;

  • образуются многообразные формы хозяйствования, при этом каждой форме предприятий предоставляются равные права на свободу хозяйственной деятельности, которые предписаны законом;

  • появляются новые организационные структуры, новые формы предпринимательской деятельности.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства.

В результате разгосударствления наибольший размах приобретает частная собственность, количество предприятий государственного управления сокращается. Круг обязанностей и функции государства изменяются: государство перестает быть субъектом хозяйствования. Государство перестает регулировать процессы, происходящие в экономике, через распоряжения. Новая форма регулирования – изменение экономических условий жизни. Наибольший вес имеет система государственных закупок, роль обязательных государственных заданий сужается. Государство не распределяет имеющиеся ресурсы. Постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

В процессе разгосударствления естественные монополии государства в сфере управления экономикой путем уменьшаются при помощи трансформирования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы.

Если говорить о приватизации, то данное явление выражается в процессе радикального преобразования отношений собственности. Разгосударствление же распространяется на всю совокупность преобразований существующей хозяйственной системы. Оно направлено на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как самостоятельной сферы общественной деятельности.2

Необходимость приватизации и разгосударствления в России. В Советском Союзе было распорядительное планирование производства. В результате, фиксированные цены уничтожили конкурентоспособность предприятий. Многие руководители предприятий не повышали производительность труда и эффективность производства из-за отсутствия стимулов к конкуренции. Неэффективность экономики СССР в то же время определялась существующей государственной формой собственности на предприятия. Как итог, данные обстоятельства определили упадок и крах коммунистической утопии. Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное значение. Реформаторы были полностью убеждены, что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности. Почему именно приватизация?

Ссылаясь на интересы собственников, приватизация позволит увеличить продуктивность от активов предприятий и эффективность инвестиций. В процессе приватизации возможно перестроить структуру промышленности под требования рынка, чтобы покончить с дотациями. Следовательно, необходимо как можно скорее ввести жесткие финансовые ограничения для предприятий, передав или продав их частным лицам. Тогда, непосредственно нагрузка на бюджет, в то время имевший огромный дефицит, снизится и станет возможным направить высвободившиеся средства на зарплату рабочим и пенсии.

Возможна ли демократия без приватизации? Ответ на этот вопрос будет исчерпывающим, ведь без появления института частных собственников произойдет дальнейшее усиление системы командной экономики. Без стремительной приватизации, начатой государством, может произойти конфискация национальных активов представителями номенклатуры, а именно «спонтанная» приватизация. Это и относится к политическим причинам, обусловившим необходимость проведения приватизации.

К тому же тенденции монополизации и национализации, имевшие место в развитых странах еще после Второй мировой войны, с возвратом экономического либерализма сменились противоположной тенденцией: приватизация повсюду стала модой. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. В такой атмосфере начинались российские реформы.

Социально-экономические цели приватизации и разгосударствления. Для правильного функционирования рыночной системы необходимо предоставить условия. В этом и заключается основная цель приватизации и разгосударствления.

Так как экономика перешла на рыночные отношения появилась новые идеи экономической реформы. В данной идее были заложены следующие черты новой хозяйственной системы:

  • многообразие форм собственности, паритетность новых форм и конкуренция;

  • увеличение доходов, сортировка доходов в соответствии с вкладом в конечный результат;

  • реформа оплаты труда;

  • становление рынка как главного инструмента регулирования деятельности участников общественного производства

  • гибкая политика государства в регулировании рынка

  • обеспечение государством социальной безопасности граждан, развитие рыночного механизма.

Процесс разгосударствления начался в ноябре 1986 г. после принятия закона «Об индивидуальной трудовой деятельности». Данный закон восстановил в правах предпринимателей. В 1987 г. вступил в силу Закон «О кооперации в СССР» и в стране произошла массовая волна образования кооперативов. К 1990 г. в СССР было создано более 240 тыс. кооперативов, число занятых увеличилось до 6 млн. человек. Помимо узаконивания частного сектора, был предпринят ряд реформ для развития государственного сектора. Закон «О государственном предприятии» 1987 г. дал возможность государственным предприятиям реализовывать часть своей продукции на рынке по договорным ценам и самостоятельно расходовать вырученные средства. Возможность передачи части государственных средств в негосударственный сектор явилась мощным толчком для формирования процесса разгосударствления. Закон "О собственности в СССР" от 6 марта 1990 года № 1305–1 и Закон "О предприятиях в СССР" от 4 июня 1990 года № 1529–1 закрепили концепцию "полного хозяйственного ведения". Согласно данной концепции, государственные предприятия получили право распоряжаться своим имуществом как собственным, однако право распоряжения они имели только в отношении оборотных средств. На сделки с основными фондами требовалось согласие государства. Однако довольно скоро отказались и от ограничений на сделки с оборудованием. В итоге право госпредприятия распоряжаться своим имуществом в отношениях с другими предприятиями не отличалось от права собственности, хотя по факту прибыль предприятия принадлежала государству. Таким образом, еще до начала приватизации была приватизирована значительная часть российской промышленности, включая легкую и хлопчатобумажную. Эту приватизацию можно назвать номенклатурной, так как собственность вроде бы получали трудовые коллективы, фактически контроль над ней был в руках директоров, которые постепенно прибирали к рукам эти предприятия.

Правовую базу процесса приватизации в России заложили принятые Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и Закон "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР". Законом "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" закрепил основные положения приватизации.

Во-первых, определены способы приватизации предприятий. К ним относятся продажа предприятий с аукциона, конкурсная продажа предприятий, продажа путем их аукционирования.

Во-вторых, созданы комитеты по управлению государственной собственностью и фонды имущества. Комитеты подготавливали планы приватизации и осуществляли мероприятия, необходимые для предварительной подготовки предприятий к приватизации. Фонды имущества осуществляли продажу предприятий на аукционах, а также продажу их акции.

В-третьих, определены объекты приватизации и их денежная оценка. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

На практике приватизация в России началась с вступления в силу Указа Президента РФ от 29 декабря 1991 г. № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Закон ратифицировал Основные положения Государственной программы приватизации на 1992 год. Также принят Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». В его развитие был принят ряд документов, которые стали частью механизма массовой приватизации. Они урегулировали вопросы для реализации приватизационных мероприятий.

К основным целям приватизации, установленным Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г., относились:

  • образование нового слоя частных собственников, играющих главную роль в создании социально-ориентированной рыночной экономики;

  • повышение эффективности и продуктивности деятельности предприятий;

  • социальная защита населения; формирование объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших в результате приватизации;

  • поддержка процесса стабилизации финансового положения страны;

  • формирование конкуренции и содействие демонополизации народного хозяйства;

  • увеличение притока иностранных инвестиций.3

Этапы приватизации и разгосударствления собственности. Государственная программа предусматривала два этапа проведения приватизации государственной собственности. Первый этап должен был начаться в июне 1992 г. и завершиться к 1 июля 1994 г. Данный этап получил название чековый этап. В июле 1994 г. в планах был переход ко второму этапу приватизации - денежному.

Ваучерный этап приватизации. Создать новую экономическую и социальную структуру общества. Вот главная цель приватизации первого этапа.

Государственная программа приватизации распределила объекты и предприятия государственной и муниципальной собственности. Критерий определения является возможность их приватизации. Выделяют следующие группы:

  • объекты и предприятия, запрещенные к приватизации (недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство и т.п.);

  • объекты и предприятия, приватизированные исключительно по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (объекты гражданской обороны, специализированные элеваторы, холодильники, предприятия атомного машиностроения)

  • объекты и предприятия, приватизированные лишь по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с учетом мнения отраслевых министерств (предприятия всех отраслей народного хозяйства, предприятия железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта, мобилизационные запасы);

  • объекты и предприятия, приватизированные согласно местным программам приватизации;

  • объекты, предприятия и структурные подразделения предприятий, приватизируемые с согласия трудовых коллективов;

  • объекты и предприятия, которые обязательно должны быть приватизированы.

Программа не предусматривает приватизацию совхозов, земельного и жилищного фондов.

Действующая модель приватизации 1992 года сделала основной упор на бесплатную, быструю приватизацию крупных и средних предприятий. Открытые акционерные общества являлись собственниками приватизированных предприятий. Применению подлежали только способы приватизации, предусмотренные Государственной программой, на другие методы был введен запрет. Тем самым был положен конец номенклатурной приватизации.

В соответствии с Законом «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» каждый гражданин страны в Сбербанке должен был открыть именной приватизационный счет. Его нельзя было продать и передавать. Банковские вклады и акции были лишены ликвидности из-за ограничения оборота акций, полученных за счет приватизационных счетов. Тем самым, надежды на зарождение фондового рынка и на выявление эффективных частных собственников не оправдались.

Кроме того, каждому горожанину и сельчанину предстояло делать переводы для получения пакетов акций приватизируемых предприятий множество раз. Эта схема была недейственна. Во-первых, было очень сложно организовать данный процесс. Во-вторых, это могло привести к техническому краху, способному заблокировать весь процесс приватизации. Поэтому счета было решено заменить приватизационным чеками.

Приватизационный чек – государственная ценная бумага, подлежащая целевому использованию при приобретении имущества предприятий после их приватизации.

Приватизационные чеки использовались преимущественно для того, чтобы обменять активы государственных предприятий, передаваемых в сектор частной экономики в процессе приватизации. Согласно Указу Президента РФ от 14.08.1992 г. №914 «О введении в действие системы приватизационных счетов в Российской Федерации», каждый гражданин РФ получал право на один приватизационный чек равной номинальной стоимости в каждом выпуске. Номинальная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 года была установлена в размере 10 000 рублей. Активы государственных предприятий страны на данное время было равно 1400 млрд. рублей. Исходя из этой суммы, были выпущены ваучеры.

Срок выдачи приватизационных чеков первоначально был определен Распоряжением Госкомимущества России от 20.08.1992 г. № 369-р. Приватизационные чеки должны были выдаваться с 1 октября по 31 декабря 1992 года. Однако, данный срок продлили до 31 января 1993 г., так как в ряде регионов их выдача не могла быть завершена к первоначально установленному сроку.

Ваучеры были ограничены в действии. Был установлен срок, в течение которого они подлежали в качестве уплаты за приватизируемые предприятия. Приватизационные чеки считались погашенными и изымались из обращения, когда их срок был полностью закончен.

Приватизационные чеки использовались по всей стране. Они применялись независимо от места, где их получили. Однако, применить ваучеры в качестве средств платежа в процессе приватизации можно было один раз. Приватизационные чеки включались в счет доли средств от приватизации. Данная доля направлялась в республиканский бюджет Российской Федерации.

Приватизационные чеки продавались и покупались гражданами свободно. Цена приватизационных чеков определялась по соглашению сторон.

Реальная стоимость приватизируемого предприятия могла определяться непосредственно на чековых аукционах. На аукционах гражданин мог на чеки приобретать акции государственных предприятий. Продажа акций приватизируемых предприятий на специализированных чековых аукционах согласно п. 5.4.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992−1993 гг. являлась основной формой продажи акций до 1 июля 1994 г. Следует отметить, что акции приватизированных предприятий при проведении чековых аукционов заменялись приватизационными чеками только в определённой пропорции. Количество акций, равных одному приватизационному чеку, определялось в зависимости от того, сколько участников присутствует на аукционах и сколько приватизационных чеков они предъявляют.

В случае отсутствия у продавцов требований к выполнению каких-либо условий, предприятие продавалось на аукционе. Соответственно, покупатель, предложивший в ходе торгов максимальную цену, получал право собственности на это предприятие. При этом работники приватизируемого предприятия получали до 31 продажной цены, но она не превышала 20 МРОТ в расчете на одного работника.

Если продавцы требовали от покупателей выполнение определенных условий, то проводилась конкурсная продажа предприятия. Примером требований служит сохранение названия предприятия или выделение объекта, его финансирование, сохранения числа рабочих мест т.п. Работники приватизируемого предприятия получали около 21% продажной цены объекта. Причем цена не превышала 15 МРОТ в расчете на одного работника.

При продаже предприятий, находящихся в государственной собственности, собственности проданных предприятий по конкурсу или на аукционе акционерное общество имело право на 30%-я скидку с продажной цены и рассрочку платежа до трех лет. При этом оно должно включать не меньше 1/3 списочного состава работников приватизируемого предприятия и внести первоначальный взнос более 25% продажной цены.

Допустимость аннулирования государственных и муниципальных предприятий была предусмотрена Законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года № 3929–1. Активы ликвидированных предприятий продавались только на аукционе.

Собственники приватизированных предприятий заключали долгосрочные (до 15 лет) договоры аренды нежилых помещений, зданий, сооружений, которые не вошли в состав приобретенного имущества. Также они приобретали помещения, здания, сооружения на занимаемых земельных участках.

Иностранным инвесторам было предоставлено право участвовать в аукционах, конкурсах, инвестиционных торгах. Однако участие иностранных инвесторов было ограничено при приватизации в торговле, сфере общественного питания, бытового обслуживания населения, мелких предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта. И только с согласия местных органов управления они могли приватизировать имущество данных сфер. К приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса, по добыче и переработке руд, драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов иностранные инвесторы допускались по решению Правительства РФ или правительства республик в составе Федерации.

В 1993 году стали создаваться чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Правительство лицензировало права на формирование чековых инвестиционных фондов. Собственники ваучеров обменивали чековые инвестиционные фонды на акции лично, через посредников. Им предоставлялась возможность обменять их на акции ЧИФов. Чековые инвестиционные фонды концентрировали у себя ваучеры и затем формировали портфели акций предприятий. Доход от портфелей акций позволил им выплачивать дивиденды своим акционерам. Однако были и ограничения: Госкомимущество установило запрет на скупку более 10% акций различных предприятий. Создание ЧИФов, по-мнению Правительства, станет основанием при формировании финансового рынка и при независимом переносе фондов, а также будет являться базой для проведения инвестирования капиталов процесс производства. Но данные фонды были заинтригованы лишь в повышении собственных дивидендов.

Так как приватизация проводилась по предложению трудового коллектива, то выдвигали три варианта льгот трудовым коллективам. Суть их в том, чтобы прийти к компромиссному решению между концепцией чековой приватизации и популярным в то время мнением, что если земля — крестьянам, то фабрики — рабочим.

Первая модель: 25% привилегированных акций приватизируемого предприятия безвозмездно распределяются среди его работников; 10% голосующих акций участники трудового коллектива имеют право приобретать со скидкой 30% от их номинальной стоимости. Директоры покупают без скидки 5% акций приватизируемого предприятия.

Вторая модель: члены трудового коллектива приобретали 51% контрольного пакета. Акции выкупались по цене в 1,7 раза выше номинальной стоимости. Причем акции выкупались непосредственно отдельными работниками, но не трудовыми коллективами.

Третья модель: директоры получают право выкупить 20% акций по низким ценам. При этом необходимо согласие 2/3 трудового коллектива и, по возможности, нужно избежать банкротства. Трудовой коллектив может выкупить в целом 20% акций. Инициативная группа и фонд имущества могли заключать соглашение. Согласно данному соглашению, каждый участник группы должен внести в преобразование предприятия личные средства на сумму не меньше 200 минимальных зарплат, что увеличило риск неполучения директорами контрольного пакета.

Программа балансировала интересы всех четырех групп субъектов. Члены трудовых коллективов получили вторую модель. Директоры имели возможность применения третьей модели, но главное они могли сохранить свой контроль через вторую модель плюс легальную собственную долю акций. Население получило ваучеры и возможность приобрести акции предприятий на них. Предприниматели получили право купли-продажи ваучеров и акций, тем самым получив возможность перераспределения собственности в своих интересах.

У каждого был свой интерес и свои надежды, поэтому Программа массовой приватизации прошла через парламент и была успешно завершена к середине 1994 г.

По данным Госкомстата на территории РФ на 1 июля 1994 года было введено в обращение 152,5 млн. приватизационных чеков, выведено из обращения – 149,6 млн. По закрытой подписке собрано 26,0 млн., на чековых аукционах – 114,7 млн., иным способом – 7,9 млн. В обращении осталось 2,8 млн. приватизационных чеков, которые по Указу Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года № 1498 “О дополнительных мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации” могут быть использованы на выплату объектов приватизации, полученных в период с 1 сентября на срок до трех месяцев.

В результате ваучерной приватизации 70% предприятий промышленности перешли в частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, более миллиона – владельцами малого бизнеса.4 По данным Госкомстата, в период 1992 – 1994 гг. было приватизировано около 111,6 тысяч предприятий, т.е. около 2/3 всего их количества.5 Доля иностранных инвесторов составляло свыше 1,5 млрд. долл. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в 1994 г. являлись топливная промышленность, торговля и общественное питание. (см. Таблицу 1)

Таблица 1. Объем инвестиций западных инвесторов в первом полугодии 1994 г. по отраслям экономики.6

 

Млн. долларов США

Топливная промышленность

132,2

Торговля и кредит

35,3

Машиностроение и металлообработка

21,4

Наука и научное обслуживание

19,5

Другие промышленные производства

13,9

Строительство

10,3

Ход приватизации иллюстрирует таблица «Динамика приватизации в России, 1992-1994 гг.». (см. Приложение 1)

Денежный этап приватизации. Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г." означал переход от чекового к денежному этапу приватизации. Главная цель денежного этапа – передача прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки эффективных собственников.

На этом этапе предстояло перейти от бесплатной и быстрой раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. Ставилась задача привлечь инвесторов. В интересах привлечения стратегических инвесторов было предложено выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы крупные пакеты акций — не менее 15–25% уставного капитала предприятия.

Если проанализировать денежный этап, то к задачам денежного этапа приватизации являются:

  • формирование инвесторов, причем они должны владеть значительными пакетами акций. Это повысит их интерес в долгосрочных инвестициях;

  • обеспечение приватизируемых предприятий наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;

  • пополнение доходной части государственного бюджета.

Государственные пакеты акций приватизируемых предприятий, земельные участки приватизируемых предприятий и недвижимость являются объектами собственности на данном этапе.

Привилегии членам трудового коллектива были сокращены. При денежной приватизации трудовой коллектив мог выкупить лишь 10% голосующих акций по номинальной стоимости или безвозмездно получить 25% уставного капитала в виде привилегированных акций. Причем уставный капитал оценивался уже включая переоценку основных фондов. Сокращение льгот связано с сохранением контрольного пакета акций для продажи инвестору, который хотел контролировать предприятие. Эта программа предусматривала привлечение как российских, так и иностранных инвесторов.

На денежном этапе приватизации замедлились темпы проведения реформы собственности. В 1995 г. было приватизировано 10152 предприятия, по сравнению с 1994 г. количественные показатели приватизации сократились вдвое. После приватизации 1992–1994 гг. государство имело огромное число непроданных акций предприятий. Продажа пакетов непроданных акций стала главной проблемой приватизационной политики, требующая немедленного решения.

После приватизации произошел спад промышленного производства. Многие предприятия не выплачивали налоги, да и администрация особо не следила за этим, так как имела большое количество социальных обязательств. Это привело к дефициту бюджета Российской Федерации. Правительство требовало продавать дороже, больше, быстрее. Но колоссальный рост предложения наталкивается на отсутствие платежеспособного спроса, что приведет к краху фондового рынка. Продавать акции с прибылью не получалось. Поэтому было необходимым продать пакеты акций наиболее убыточных предприятий, но было очень сложно найти покупателей.7

Ориентация на привлечение инвестиций и доходов бюджета от приватизации в условиях экономической и политической нестабильности в 1995 г. замедлила приватизацию.

Правительство нацелилось получить от приватизации более 8 трлн. рублей. При этом дефицит бюджета составлял 50 трлн. рублей. То есть, приватизация должна была закрыть 16 % дефицита консолидированного бюджета.8 Правительство выдвинуло идею выполнить задание путем продажи акций нефтяных компаний. Но данная идея была отклонена Парламентом. На конец августа 1995 г. доход от приватизируемых предприятий составил 500 млрд. долларов. Это составило 1/16 консолидированного бюджета.Тогда решили провести залоговые аукционы, игравшие значительную роль второго этапа приватизации.

Идею вести залоговые аукционы в марте 1995 г. предложил В.О. Потанин. Суть залоговых аукционов в том, что российские банки после проведения аукциона дают имеющиеся акции в кредит Правительству под залог. Когда установленный срок истекает Правительство проводит конкурс по продаже заложенных акций. Затем Правительство или возвращает кредит из вырученных денег, или эти акции переходят в собственность кредиторов.

Проблема задолженности по заработной плате и другие финансовые проблемы могли решиться путем передачи крупных предприятий в залог в обмен на получение кредитов. Принимать меры по эффективности работы предприятий было необходимым для банков-залогодержателей контрольных пакетов акций. В результате недовольства общества уменьшились.

Для того, чтобы не было расширения иностранных фирм, Правительство заложило акции исключительно в российских банках. По мировому уровню, крупные банки России были не очень огромными и не имели возможность предлагать высокие цены за выставляемые ими акции.

В ноябре–декабре 1995 г. состоялось 12 залоговых аукционов по крупнейшим российским предприятиям. Проведение залоговых аукционов принесло в бюджет страны около 5,1 млрд. деноминированных рублей (в т.ч. 1,5 млрд. рублей погашенной задолженности предприятий государству). Из 12 пакетов акций предприятий, выставленных на залоговые аукционы, самыми крупными стали:

«Норильский никель» – 51% акций, кредитор ОНЭКСИМбанк, кредит 170,1 млн. долларов;

«ЮКОС» – 45% акций, кредитор банк «МЕНАТЕП» через ЗАО «Лагуна» (город Талдом Московской области), 159 млн. долларов;

«СИДАНКО» – 51% акций, кредитор ОНЭКСИМбанк, кредит 130 млн. долларов;

«Сибнефть» – 51% акций, кредитор банк МФК (фактически консорциум из МФК и «Альфа-групп»), кредит 100,3 млн. долларов;

«Сургутнефтегаз» – 40,12%, НПФ «Сургутнефтегаз» (гарант – ОНЭКСИМ банк), кредит 88,9 млн. долларов.

В основном, происходил самовыкуп пакета акций предприятиями. О конкурентной продаже пакета акций речи быть не могло. Среди фактических победителей преобладали ОНЭКСИМбанк и "МЕНАТЕП".

По истечении установленного срока 1 сентября 1996 г. банк-залогодержатель имел право реализовать на рынке имевшийся у него пакет акций. Первоначально рассматривались варианты продления договора залога до 1997 г. и различные схемы выкупа государством пакетов акций "Норильского никеля", "ЮКОСа", "Сургутнефтегаза" и "Сибнефти". В сентябре 1996 г. Правительство дал право банкам продавать заложенные пакеты акций. Право выбора было сохранено за ОНЭКСИМбанк и "МЕНАТЕП".

Банки имели конкретную цель для сделки с истечением трехлетнего срока договора и наличием ограниченных прав на управление пакетом акций в течение трехлетнего срока. Залогодержатели имели право собственности на акции, в связи с этим ограничения были сняты. В интересах почти всех залогодержателей было получение пакетов акций в собственность и минимизация финансовых затрат.

Преимущественными стали продажа залогодержателями пакета акций и приобретение его в собственность через аффилированных лиц. В начале 1998 г. этот вариант был использован в отношении пакетов акций "ЮКОСа" (45% вначале и 33,3% после "разводнения", квалифицированный контроль банка "МЕНАТЕП"), "Сиданко" (51%, контроль ОНЭКСИМбанка), "Сибнефти" (51%, формально "Нефтяная финансовая компания"), "Сургутнефтегаза" (40,12%, фактически самовыкуп эмитентом), "ЛУКОЙЛа" (5%, фактически самовыкуп эмитентом), "Норильского никеля" (38%, контроль ОНЭКСИМбанка). Из-за отсутствия конкуренции стартовая цена не повышалась. Также на цены повлияло то, что ряд аукционов носили внедоговорный характер и не было условий приватизационных сделок.

Низкие цены акций на залоговых аукционах вызвали недовольства со стороны политиков и общества. Но они по каким-то причинам не учитывали убыточное, бесприбыльное состояние предприятий, неуплата налогов, задолженности по заработной плате, крайне высокое давление на менеджеров предприятий со стороны организованной преступности, а в некоторых случаях– их сращивание.

Несмотря на недостатки и скандалы, сопровождавшие залоговые аукционы, они позволили выполнить задание по доходам от приватизации на 1995 г. В бюджет государства было внесено 1 млрд. долларов.

Аукционы дали мощный толчок для форсирования полноценной и широкомасштабной денежной приватизации. После проведения залоговых аукционов положение на фондовом рынке улучшилось с качественной стороны. Так, в январе 1997 г. было продано 8,5% акций РАО «ЕЭС России». Это был не залоговый, а чисто денежный аукцион, в результате которого удалось собрать 350 млн. долларов.9

На денежном этапе банки стали серьезными участниками приватизации, несмотря на то, что цены на акции и суммы залогов первоначально были установлены на низком уровне. На денежных аукционах, например, минимальная цена устанавливалась в ряде случаев на 40% ниже котировок фондового рынка (РАО "ЕЭС России"). Это, конечно, привлекало банки, но подавляло рынок корпоративных ценных бумаг.

«Точечная приватизация». После завершения залоговых аукционов началась «точечная приватизация». По-другому она называется приватизация по индивидуальным проектам. Цель - привлечение инвестиций в производство. Основным законодательным актом этого этапа стал принятый 21 июля 1997 года Закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ". Под приватизацией стало пониматься передача государственного или муниципального имущества в собственность физических и юридических лиц на возмездной основе.

Закон сделал акцент на имущественные доли предприятий, находящихся в государственной собственности. Правительство перестало составлять ежегодные плановые задания, приватизация должна была осуществляться по ежегодно утверждаемой Государственной думой программе. Программа включала список приватизируемых объектов, обусловленных настоящим положением, и список объектов, приватизированных на основании федерального закона. Закон расширил число методов приватизации путем узаконивания продажи производных ценных бумаг. Закон сохранял заявочную систему активизации приватизации и исчерпывающий перечень оснований для отказа в ней. Для каждого предприятия складывался определенный пакет акции, который принадлежал государственной собственности.

Отменялись многие льготы. Льготы работникам предприятий оставались возможными, но могли быть отменены или урезаны. За стартовую цену при продаже госсобственности принималась цена, рассчитанная по специальной методике Госкомимущества для максимального приближения ее к рыночной цене. Стоимость приватизированных предприятий определялась с учетом уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Взамен инвестиционным конкурсам вводились коммерческие конкурсы с инвестиционными социальными условиями. Если сделка предусматривала инвестиционные обязательства, то права собственности переходили к победителю только после их выполнения.

В 1997 г. было принято решение обеспечить поступление в бюджет за счет подготовленных немногочисленных крупных сделок. Имущество стало приватизироваться с проведением предпродажной подготовки и привлечением независимого финансового консультанта. Целью данного подхода было получение наивысших поступлений в бюджет государства, привлечение инвестиций и повышение эффективности приватизированного предприятия.

В результате проведения данных реформ сделки, заранее подготовленные финансовыми консультантами, были действенными, цена от продажи акций не снизилась, федеральный бюджет был пополнен. В 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. От продажи только одного пакета акций «Связьинвеста» в федеральный бюджет от приватизации поступило 60%.

В период «точечной приватизации» главная задача приватизации была в том, чтобы обеспечить максимальные поступления в бюджет. Что и удалось в ходе реформ. На ранних этапах приватизации преобладала определенная опека власти над бизнесом, и государство, повышая доходы от приватизации, отказалось от этого подхода. В результате сформировалась конкуренция между финансово- промышленными группами. К конкурсу были допущены иностранные инвесторы. Российский бизнес на этом этапе приватизации стал самостоятельным в принятии решений, несмотря на то, что для государства ряд решений были неперспективны.

Итоги приватизации и перспективы. В результате приватизации в России сформировался негосударственный сектор экономики. (см. Приложение 1)

Были образованы новые экономико-правовые механизмы и институциональные структуры:

  • корпоративный сектор экономики;

  • система институциональных инвесторов;

  • рынок корпоративных ценных бумаг;

  • новый класс собственников, который превратился во влиятельную социальную и политическую силу.

Масштабное распределение юридических прав собственности на приватизируемое имущество произошло без глубоких социальных потрясений.

К концу 90-х гг. ХХ в. возникли различные формы собственности, но ряд стратегических целей приватизации не были достигнуты:

  • не сформировался широкий слой эффективных собственников;

  • повышения эффективности деятельности приватизированных предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло

  • в процессе приватизации инвестиций, которые были привлечены, оказалось слишком мало для того, чтобы начать широкомасштабную модернизацию предприятий.

Приватизация привела к спаду промышленности. Общий выпуск промышленной продукции по отношению к 1996 г. сократился на 5,5%. На 4,3% сократилось производство промежуточных товаров, на 14,5% снизилось, на 6,6% – потребительских товаров. Причиной возобновления спада в отраслях металлургии и химической промышленности стало сокращение внутреннего спроса и снижение эффективности экспорта продукции. Максимальное падение производства среди основных отраслей промышленности имело место в легкой промышленности.

Дальнейший спад проходил также в пищевой промышленности и в сельском хозяйстве. Производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 7%, производство пищевой продукции – на 9%. В то же время в этот период наименьшее падение производства имело место в топливно-энергетическом комплексе и по ряду позиций в металлургии, что привело к росту их удельного веса в структуре промышленности. (см. Приложение 2)

Процессы рыночных преобразований сопровождались высоким уровнем инфляции, резким снижением уровня жизни значительной части населения России и ростом безработицы. (см. Приложение 3)

Так, в 1999 г., в начале периода оживления экономики, индекс потребительских цен превысил уровень первого кризисного 1990 г. примерно в 15,8 тыс. раз, реальная зарплата снизилась на 68,2%. Реальный размер месячных пенсий снизился только за один 1992 г. почти наполовину – на 48% по сравнению с 1991 г., а в 1999 г. – на 68%. Число лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1992 г., когда начались реальные реформы, насчитывало почти 50 млн. человек. По степени обнищания населения Россия намного превзошла страны ЦВЕ. Несопоставимо с ними высоким явился и уровень дифференциации доходов. Согласно «децильному» коэффициенту, показывающему соотношение доходов 10% самого богатого и самого бедного населения страны, В СССР в 1990 г. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. В России за 1998 г. данный показатель составил 22,7. При этом в разряд бедных попала значительная часть высококвалифицированного населения: научные работники, учителя, врачи и т.д.

Характерной чертой российской экономики, начиная с 1992 г., стал бартер. Его доля в общем объеме хозяйственных сделок непрерывно возрастала с 5,9% в среднем за 1992 г. до 51% в 1998 г. Особенно высокий уровень бартерных сделок отмечался в машиностроении (43% в среднем за период 1993-1997гг.), металлообработке (45,2%), производстве стройматериалов (44,2%) и нефтехимии (41%). Отношения в форме бартера обостряли многочисленные проблемы в налоговой сфере; замедляли структурную перестройку предприятий, подавляли инновационные тенденции; искажали нормальное соотношение цен, что влекло за собой некорректную оценку платежеспособности предприятий, уровня их рентабельности. Бартерная экономика не позволяла осуществлять сбережения в денежной форме и рассчитывать на мультипликативные эффекты нарастания массы накоплений. В результате произошло резкое снижение объемов инвестиций в основной капитал, фондоемкости ВВП и производительности труда.

По тем же причинам были не востребованы и прямые иностранные инвестиции в российскую экономику.

В результате в 2000 г. расчетный уровень реального ВВП составил 62% от уровня 1989 г. В целом о динамике процессов приватизации в России и их эффективности можно судить по данным ЕБРР.

Надежды на денежную приватизацию как важный источник доходов государственного бюджета также не оправдались. Приватизация крупных российских предприятий в частный сектор не был действенен для бюджета экономически. Залоговые аукционы носили недоступный характер для множества банков. Были созданы выгодные условия таких сделок для близкий к банкам-залогодержателям. Поэтому залоговые суммы и продажные цены оказались в 3-5 раз ниже от цен открытых торгах.

К негативным последствиям российский приватизации можно отнести высокий уровень коррупции и криминализации. Широкое распространение торговли ваучерами и отсутствие контроля за источниками средств для приобретения даже крупнейших пакетов акций «облегчили процесс «отмывания» капиталов». Это способствовало переходу достаточно большой части государственного и муниципального имущества в собственность криминальных структур или контролируемых ими коммерческих структур, что, создало основу для расширения их деятельности, для усиления их влияния на различные стороны экономической деятельности. Многочисленные нарушения действующего российского приватизационного законодательства на практике неоднократно рассматривались в процессе официальных парламентских расследований, в ходе регулярных проверок Счетной палаты РФ. Они общеизвестны и не добавляют устойчивости результатам приватизации.10

В современных условиях приватизация перестала быть основным механизмом перераспределения собственности. Приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе иностранного, который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата. Подавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса, имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности.Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России. Говоря о развитии процесса приватизации в России, нельзя не упомянуть и о другой тенденции, которая обозначилась в последние годы. Речь идет о национализации или деприватизации. Число предприятий и организаций государственной собственности, достигнув минимума 143 тыс. в начале 1998 г., увеличилось за последующие три года на 8 тыс. Схожий процесс протекал и в секторе муниципальных организаций и предприятий. Их число за период 1998-2000 гг. увеличилось на 39 тыс. Национализация или деприватизации проявляется по-разному: в попытках пересмотреть результаты инвестиционных конкурсов; судебном признании недействительности некоторых сделок; росте числа унитарных предприятий после банкротства за долги бюджету на региональном уровне; аресте акций за долги. Именно в силу этого так важно «цивилизационное правовое поле», в рамках которого было бы невозможно перераспределять собственность непрозрачными и нечестными методами.

Приватизация России в контексте мирового опыта. В Центральной Европе частная собственность сохранялась вплоть до войны, в отличие от России, где Советская власть просуществовала 70 лет. В результате, в Центральной Европе в начале приватизации появились предприятия вновь созданного частного сектора. Так, в Венгрии к 1989 г. доля частного сектора в объеме производства в промышленности составляла 10%, в строительстве — 14%, в сфере услуг — 41%. В Польше доля государственного сектора составляла 50%. В СССР мелкие частные и даже кооперативные предприятия практически отсутствовали и в розничной торговле, и в сфере услуг, и в производстве потребительской продукции. Если сравнить эти данные с нынешним положение в этих странах, то можно проследить четкую тенденцию: чем выше была доля государственного сектора в добавленной стоимости, тем тяжелее проходят реформы в данной стране.

В странах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности, то есть в Венгрии, Хорватии, Эстонии, Польше, иностранный капитал оценил выгоду стартовых условий приватизации, и потому этим странам удалось провести наиболее прибыльные прямые продажи предприятий.

Так, Венгрия стала первой страной из стран Центральной Восточной Европы, которая запустила приватизацию крупных стратегических активов. Экономическое состояние Венгрии в 1989 г. было очень сложным. Уровень внешнего долга достигал 19.2 млрд. долларов США (70% ВВП). Эффективность государственных компаний оценивалась как низкая, и характеризовалась перепроизводством, наличием избыточной занятости и неудовлетворительным качеством управления. Из-за политики импортозамещения венгерский экспорт, который по большей части представлял собой товары первичной переработки и сельскохозяйственную продукцию, начал переживать снижение цен и спроса на мировых рынках. И если еще вначале 1970х гг. отношение экспорта к импорту было приблизительно на уровне 1 к 1, то в результате мирового энергетического кризиса и роста цен на энергоресурсы экспортная выручка перестала покрывать стоимость импорта. Поэтому для покрытия импорта стало необходимо экспортировать на 25% больше. В середине 1980-х годов правительству Венгрии стало ясно, что достижение поставленных целей по росту экспорта невозможно без интегрирования страны в международную экономику. Правительство Венгрии разработало новую стратегию индустриального развития, одним из основных пунктов которой было то, что в условиях глобализации развитие экономики возможно лишь в случае интеграции и тесного кооперирования с международными транснациональными компаниями. Все это вместе с отсутствием внутренних инвесторов вынуждало правительство принимать очень активное участие в привлечении внешнего капитала. Основной акцент был сделан на продажу государственных активов. Это позволило привлечь не только деньги от их продажи, но и послужило своего рода гарантией для иностранных инвесторов, что значительно повысило их интерес к венгерской экономике. К 1998 г. 7 из 10 главных экспортеров страны были иностранными компаниями и лишь 1 предприятие принадлежало государству. Опыт Венгрии показывает, что стимулирование прихода иностранных компаний оказывает благоприятное воздействие на развитие и рост экспорта страны и на экономический рост в целом.

Путь Китая по реформированию государственного сектора качественно отличался от опыта стран Восточной Европы. Изначально Китай сделал ставку не на продажу государственных компаний, а на повышения уровня конкурентоспособности и эффективности управления. В 1995 г. правительством Китая была объявлена программа реформ «Сохраняй крупные, отпускай мелкие». Основной целью было реформирование госсектора и снижение его доли в экономике страны. Центральной идеей стало то, что государственный контроль должен сохраниться лишь над крупными государственными предприятиями в стратегических отраслях, тогда как контроль над средними и мелкими компаниями должен быть передан местным органам власти. Приватизация через продажу акций позволила значимо диверсифицировать структуру капитала и снизить роль государства в экономике Китая с 78% до 30%. Около 4000 государственных средних и малых предприятий было реструктурировано. В результате приватизации Китай смог выручить порядка 566 млрд. долларов США.

Показательно то, что после начала китайских реформ в стране были созданы миллионы небольших частных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более 1/2 ВВП КНР. Поэтому необходимо стимулировать мелкие предприятия, ведь результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.

В середине 1990-х годов Сингапур находился в десятке самых высокоразвитых стран мира, хотя в начале 1960-х годов уровень развития страны находился на очень низком уровне. В 1960 г. ВВП на душу населения Сингапура составлял 2530 долларов США, а в 1995 г. – 21652 доллара США. Средний темп экономического роста находился на уровне 8% в год, а средняя продолжительность жизни выросла с 65 до 76 лет. Основными причинами такой динамики при отсутствии каких-либо природных ресурсов стала грамотная торговая политика, активная инвестиционная политика, нацеленная на привлечение иностранного капитала со стороны ТНК, а также проводимая индустриальная политика и эффективное управление экономикой. Индустриальная политика Сингапура включала в себя выполнение трех основных целей:

  • становление страны как лидера международной экономической деятельности в регионе;

  • лидерство в области развития и применения информационных технологий;

  • регионализация экономики.

Причина того, что государственные активы Сингапура демонстрировали результативность и прибыльность, заключается в том, что их деятельность изначально формировалась с учетом рыночных стимулов. Большая часть государственной собственности была представлена двумя типами организаций: предприятия с участием государства (ГСК) и организации под контролем государственного комитета (ГК).

ГК включают в себя различные учреждения образования, здравоохранения, услуг ЖКХ, транспорта, а также отвечают за развитие инфраструктуры. Они осуществляют свою деятельность с большим уровнем автономии, чем различные государственные департаменты и министерства. Некоторые из ГК финансируются за счет привлеченных грантов и отчислений из бюджета, другие же ориентированы на получение прибыли и функционируют без привлечения государственного субсидирования.

ГСК являются типичным представителем частного сектора, но при полном либо мажоритарном участии государственного капитала. В 1990 г. общее число ГСК было равно 500, в 142 из которых доля государства была мажоритарной (50%+1). Основным требованием к ГСК являлось то, что они должны были демонстрировать эффективность и прибыльность без государственной поддержки, в противном случае им грозила ликвидация. Страх ликвидации и отсутствие доступа к государственной помощи мотивировали предприятия к самостоятельному принятию решений на основе потенциальной экономической выгоды. В результате, активы в списке на приватизацию, демонстрировали стабильные положительные финансовые результаты. Напротив, активы, которые не смогли сгенерировать прибыль, либо сформировать четкую стратегию развития, не были включены в список на продажу. Показательным примером явилась частичная приватизация SingTel на IPO. Государство выставило на продажу 11% акций, остальная часть осталась под контролем холдинга Temasek. Эта продажа стала самой крупной IPO сделкой в истории фондового рынка Сингапура, что позволило SingTel контролировать не только рынок Сингапура, но и входить в число 20 крупнейших игроков на мировом рынке.

Успешность приватизации в Сингапуре подтверждает тот факт, что четкая и хорошо спланированная стратегия развития может принести внешний капитал в экономику, повысить уровень качества, эффективности, а также укрепить позиции, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В таких странах, как Франция, Великобритания или Италия в ходе развития рыночных систем приватизационные процессы сменялись процессами национализации. Эти решения были призваны обеспечивать эффективное функционирование предприятий и национальной экономики в целом. Программы приватизации для всех отраслей и компаний тщательно готовились и не менее тщательно контролировалась их реализация. Для этих целей разрабатывалось законодательство не только о разгосударствлении собственности, но и ее "деприватизации" в случае неэффективного использования, поскольку частная собственность - это не столько право на получение выгоды, сколько определенное поведение, ответственность за развитие и созидание, способность к воспроизводству за счет собственных ресурсов. Этот мировой опыт обязательно должен учитываться при совершенствовании и преобразовании экономики России.

Список использованных материалов

Закон от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (с изм. и доп.) // СПС «Консультант плюс».

Закон РСФСР от 3 июля 1991 № 1529-1 "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР" // СПС «Консультант плюс».

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (с изм. и доп. от 2000 г.) // СПС «Консультант плюс».

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп. от 17 апреля 2006г.) // СПС «Консультант плюс».

Указ Президента РФ от 14.08.1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных счетов в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

Постановление ВС РФ от 09.10.1992 N 3608-1 "О ходе реализации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год".

Постановление Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» // СПС «Консультант плюс».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 1184-р Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2007 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2007 - 2009 годы // Российская газета, 2006 г., 5 сентября.

Белых Л.П., Федотова М.Л. Реструктуризация предприятия: Учеб. пос. М.:ИНИТИ-ДАНА, 2001. 399 с.

Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учеб. пос. СПб., 2006. 480 с.

Экономическая теория (политэкономия): Учеб. / Под ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. М.: ИНФРА-М, 2005. 640 с.

Экономическая теория: Учеб. / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. СПб., 2004. 704 с.

Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 437 с.

Куликов В. Приватизация: ретровзгляд (к 15-летию радикальных преобразований отношений собственности в России) // Рос.экон.журн. 2007. № 5-6. С.3-11.7.

Михайлов А. Ю. Приватизация в России: мифы и реальность // ЭКО. 2011.№ 6. С.5-25.

Российский статистический ежегодник. 1999: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. С. 273.

Российский статистический ежегодник. 1997: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1997. С.330.

European Bank of Reconstruction and Development. Annual report 1991-2007. Review and Financial Report. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.ebrd.com/pubs/general/series/ar.htm.

Приложение 1

Динамика приватизации в России, 1992-1994 гг.11

Годы и месяцы

Число

государственных предприятий

Подано заявок

Приватизировано предприятий

Выполнение плана (отношение числа приватизированных предприятий к числу предприятий, подлежащих приватизации)

1992

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

139040

147098

184339

197543

221189

215040

216075

215865

215473

18366

24735

38843

46783

56167

66432

76909

85673

91549

5023

5243

5855

7698

12015

22214

24578

31366

33843

0,036

0,036

0,032

0,039

0,054

0,113

0,114

0,145

0,157

1993

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

204998

199112

197572

195089

194002

197065

193469

188785

180837

176881

171770

165787

102330

108015

113187

115343

117334

117952

120672

118141

120991

124175

124726

125938

46815

54243

58226

62436

65961

68387

71791

77878

77810

81272

83993

86964

0,228

0,272

0,295

0,320

0,492

0,347

0,371

0,412

0,430

0,459

0,489

0,524

1994

I

155638

125514

88814

0,570

Приложение 2

Число предприятий (организации) по формам собственности

(на 1 января)12

 

Число предприятий, тыс.

В процентах к итогу

1996

1997

1998

1999

1996

1997

1998

1999

Всего

государственная собственность

муниципальная собственность

собственность общественных объединений

частная собственность

прочие формы собственности, включая смешанную собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства

2250

322

198

95

1426

209

2505

233

184

130

1731

227

2727

143

178

158

2014

235

2901

2901

148

183

2147

240

100

14,3

8,8

4,2

63,4

9,3

100

9,3

7,3

5,2

69,1

9,3

100

5,4

6,5

5,8

73,9

8,6

100

5,1

6,3

6,3

74,0

8,3

Приложение 3

Динамика физического объема промышленного производства, 1990-1996 гг.13

(в процентах к предыдущему году)

 

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Промышленность, всего

99.9

92.0

82.0

85.9

79.1

96.7

94.5

Электроэнергетика

102.0

100.3

95.3

95.3

91.2

96.8

98.4

Топливная промышленность

96.7

94.0

93.0

88.4

89.8

99.2

97.3

Черная металлургия

98.1

92.6

83.6

83.4

82.7

109.6

95.5

Цветная металлургия

97.6

91.3

74.6

85.9

91.1

102.8

94.6

Химическая и нефтехимическая

промышленность

97.8

93.7

78.3

78.5

75.5

107.6

89.0

Машиностроение и металлообработка

101.1

90.0

85.1

84.4

69.2

90.9

88.9

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

98.8

91.0

85.4

81.3

69.5

99.3

77.7

Промышленность строительных материалов

99.1

97.6

79.6

84.0

72.7

92.0

74.7

Легкая промышленность

99.9

91.0

70.0

77.0

54.0

69.8

72.4

Пищевая промышленность

100.4

90.5

83.6

91.0

82.5

91.8

90.8

Приложение 4

Динамика нескольких важнейших социально-экономических показателей Российской Федерации, 1991-2000 гг.

(в процентах к предыдущему году)14

Показатель

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Индекс потребительских цен на товары и услуги населению

260,4

2608,8

939,9

315,1

231,3

121,8

111,1

184,4

136,5

120,2

Индекс реальной начисленной зарплаты

97,0

65,3

65,6

60,4

43,5

46,3

48,5

42,0

32,8

40,0

Реальный размер назначенных месячных пенсий,

(1991=100)

-

52

68

66

53

58

55

52

32

41

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

-

33,5

31,5

22,4

24,7

22,1

20,8

23,4

28,7

30,2

Уровень безработицы в возрасте 15-72 лет

-

5,2

5,9

8,1

9,5

9,7

11,8

13,2

12,6

9,8

Приложение 5

Основные показатели процессов трансформации экономики Российской Федерации, 1989-2000 гг.15

(в процентах к итогу)

Годы

Доля частного сектора в ВВП

Доля промышленности в общей занятости

Изменения в производительности труда

1989

5.0

-

-

1990

5.0

-

-

1991

5.0

-

-

1992

25.0

29,6

-

1993

40.0

29,3

-11,9

1994

50.0

27,1

-11,4

1995

55.0

24,1

-12,2

1996

60.0

22,6

2,4

1997

70.0

21,7

8,7

1998

70.0

20,7

0,8

1999

70.0

22,4

10,2

2000

70.0

22,6

10,0

1 Экономическая теория (политэкономия): Учеб. / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 2005. 640 с.

2 Гукасьян Г.М. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2006. 480 с.

3 Белых Л.П., Федотова М.Л. Реструктуризация предприятия: Учеб. пособие. М.:ИНИТИ-ДАНА, 2001. 399 с.

4Из обращения Президента Б.Н. Ельцина к работникам Госкомимущества // Коммерсант. 1994. 12 июля.

5 Госкомстат РФ. Социально-экономическое положение России. Январь-март 1994 г.

6 Российский статистический ежегодник. 1994: Стат. сб. / Госкомстат России. М. 1994. С.777.

7 Губарь О.В. Процессы трансформации отношений собственности в переходной экономике России. Дисс. докт. экон. наук. Ростов: Ростовский государственный экономический университет, 2001.

8 Российский статистический ежегодник. 2000. С. 503.

9 Приватизация по-российски / А. Чубайс, М. Бойко, П. Мостовой и др. — М.: Вагриус, 1998. — 367 с.

10 Голдман М. Приватизация в России: можно ли исправить допущенные ошибки? // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4. С. 23–27.

11 См.: Второй год экономических реформ в России. Уроки для Польши и Восточной Европы / Фонд Фридриха Эберта и Центр социально-экономических исследований (CASE). Варшава, 1994.

12 См.: Российский статистический ежегодник. 1999: Стат. сб. / Госкомстат России. М. 1999. С.273.

13 См.: Российский статистический ежегодник. 1997: Стат. сб. / Госкомстат России. М. 1997. С. 330.

14 См.: Афанасьев В. Великие депрессии в США и России (опыт сравнительного анализа) // Экономист. 2002. № 3. С. 80-85.

15 См.: European Bank of Reconstruction and Development. Annual report 1991-2007. Review and Financial Report. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.ebrd.com/pubs/general/series/ar.htm.

Просмотров работы: 3561