НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возникновение налоговой системы обоснованно тем, что налоги исполняют роль содержания государственных нужд и государства в целом. Налогообложение входит в структуру элементов финансовой политики страны и главным образом оказывает влияние на экономику страны. Государство, получая соответствующие суммы налогов, осуществляет воздействие на экономические эффекты, которые подвергаются влиянию налогов: увеличение объемов производства, рост капиталовложений и нормы прибыли. Правительство страны применяет налоговую политику в качестве регулирующей силы негативных явлений рынка. Функционирование народного хозяйства государства так же зависит от правильности построения системы налогообложения.

На различных фазах своего становления и функционирования государство принимает различные решения и решает определенные проблемы, которые требуют финансирования. Создание и поддержание налоговой системы является основной макроэкономической задачей. Данная тема актуальна ввиду того, что каждый год правительством РФ затрагивается проблематика усовершенствования системы налогов и осуществления ее переустройства с условием того, что изменения будут соответствовать критериям развития Российской экономики.

Понятие налогов, их цели, функции, содержание, роль. Налогообложение играет роль одной из частей внутреннего валового продукта, который формируется в процессе производства с помощью капиталовложений, трудовых и природных ресурсов. Развитию рыночной экономики способствуют методы государства, такие как: применение налоговой системы, изменение величины капитала и процентной ставки, осуществление народнохозяйственных программ, а также выделение из государственного бюджета дотаций и капиталовложений. Основой этого комплекса экономических методов являются налоги.1 С началом развития системы налогообложения, формируются теоретические концепции, объясняющие процесс налогообложения. Основными, являются теория коллективных потребностей и классическая теория.

Теория коллективных потребностей, сформированная Ф.Нити и А.Вагнером, заключается во взгляде на налоговую систему как на сформированный государством финансовый источник, способствующий развитию деятельности государства по удовлетворению потребностей граждан.

Классическая теория или теория налогового нейтралитета, сформулирована Д.Рикардо, А.Смитом и Д.Миллем. Ее суть в том, что налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы, давая доход государству, она не влияла отрицательно на экономику и общество.2

На данный момент Россия обладает максимальной собственностью на средства производства и, следовательно, бюджет страны образуется за счет сбора денежных средств с иных участников производственного процесса. Чтобы говорить о сущности и принципах налогообложения в целом, нужно дать определение самих налогов. В Налоговом кодексе России вводится определение налога как "обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.” Чтобы в полной мере изучить налог как экономическое явление, нужно определить его сущность.

Сущность налога характеризуется организацией финансовых взаимоотношений государства, с физическими и юридическими лицами, для решения определенных проблем и исполнения соответствующих функций. Иными словами, сущность налогов представляет собой «изъятие в пользу общества определенной доли валового продукта в виде обязательного взноса». Из сущности налога вытекает понятие содержания налога. Экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне – это часть произведенного внутреннего валового продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций. Налоговый механизм применяется для воздействия государства на общественную производство, его динамику и структуру. Также налоговая система призвана способствовать развитию предпринимательской деятельности, развитию рыночных отношений и служить барьером социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения. Базисом функционального проявления системы налогообложения являются функции финансов всеобщей экономической категории распределения. В число налоговых функций учёные обычно вносят: фискальную, распределительную, стимулирующую, регулирующую, контрольную. Из общего числа функций налоговой системы следует исключить экономическую функцию, потому что налогообложение является экономической категорией сама по себе (см. Приложение 1).

Фискальная функция в экономике рассматривается как основная, и именно благодаря ей, властные институты обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, а на более высоких ступенях развития государства образуется единый централизованный денежный фонд. Фискальная функция налогов обеспечивает возможность государственным структурам вмешиваться в социальную и хозяйственную жизнь государства и этим самым обуславливает экономическую функцию. Изменяя размер налоговой ставки, льгот и штрафов, маневрируя условиями налогообложения, государство формирует подходящие условия для развития производственных отраслей, способствующих решению актуальных проблем общества. Используя налоги, государство перераспределяет прибыль предприятий, доход граждан, прибыль с предпринимательской деятельности на развитие производственной структуры. В индустриальном и постиндустриальном обществе возрастает роль фискальной функции ввиду того что, объем налогов увеличивается, а государство старается активнее проводить свою политику в экономической сфере. В этом случае налоги являются главным доходом государства.

Контрольная функция позволяет оценивать эффективность налоговых каналов, выявляет необходимость корректировок налоговой системы и бюджетной политики. Сущность данной функции заключается в том что она позволяет осуществлять анализ всех налоговых поступлений и сравнение их с потребностью государства в финансовых ресурсах.

Распределительная функция проявляется в распределении и перераспределении ВВП между различными категориями населения. Данная функция реализуется путем введения новых и отмены старых налоговых сборов, изменение схем зачисления налоговых поступлений по бюджетам различного уровня, а также путем расширения или сужения налоговой базы.

Регулирующая функция связана с распределением налоговых платежей между отраслями и сферами экономики, физическими и юридическими лицами и государства с его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения.

Стимулирующая функция проявляется в дифференциации налоговых ставок, введение налоговых льгот для определенных групп налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, внеэкономической и инновационной деятельности.

Разделение налоговой системы на функции носит условный характер, потому что все они объединяются и осуществляют функционирование системы налогообложения, одновременно.3

Налоги подразделяются на: прямые, косвенные, аккордные, подоходные, прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Основных типов налогов два. Первый тип - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это - косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.4

Налоговая система РФ и принципы её построения. Налоговая система - это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями находящихся в определенной связи между собой. В настоящее время в экономической литературе налоговую систему определяют как совокупность:

  • регулирующих законодательных актов;

  • взимаемых государством, налогов и сборов;

  • принципов и методов их установления.

Цели налогообложения:5

  • обеспечить основные функции государства не в ущерб общим экономическим интересам;

  • обеспечение основных социальных потребностей всех слоев населения;

  • проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;

  • обеспечение конкурентоспособности продукции путем поддержания научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, современных технологий и фундаментальных исследований;

  • обеспечение борьбы с безработицей путем обеспечения условий инвестирования сбережений корпораций и частных лиц.

Функциональное предназначение налоговой системы должно распространяться на все её практические формы, исходя из фундаментальных принципов налогообложения и содержания экономических категорий «налогообложение» и «налог». Весь набор конкретных налоговых форм при формировании налоговой концепции должен быть ориентирован на главную цель - равномерное распределение регулирующей и фискальной нагрузки между налогоплательщиками и территориями. Другими словами, между группами прямых и косвенных налогов должно сохраняться максимально возможное равновесие.

Современные национальные налоговые системы формируются в соответствии с определенными принципами. Одни из них определяют основу налоговых отношений вне зависимости от пространства и времени. Другие характеризуют условия построения в конкретной стране и конкретных исторических условиях. Наиболее полно и точно принципы налогообложения отражены шотландским экономистом и философом А.Смитом в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Используя идеи А.Смита, формирование налоговой системы можно свести к следующим принципам:6

  • принципом справедливости, утверждающим равномерность распределения налога между гражданами соизмеримо их доходам и всеобщность обложения налогом. В современности применение данного принципа значит, что все налогоплательщики на законодательном уровне обязаны участвовать в финансировании государственных структур и мероприятий.

  • Принципом определенности, предписывающим, чтобы способ, сумма и время платежа были заранее известны налогоплательщику. Неопределенность налогообложения, приводит к тому, что плательщик при условии неуплаты, попадает под властные санкции контролирующих инстанций, а также создает условия для уклонения от уплаты налогов.

  • принципом экономии, заключающимся в сокращении издержек взимания налога и удешевлении системы налогообложения в целом. В настоящий момент данный принцип имеет чисто техническое рассмотрение: расходы по взиманию налога должны свестись к минимальным по сравнению с доходом, который приносит налог.

  • принципом удобства, который основывается на том, что при формировании системы налогообложения должны учитываться интересы налогоплательщика.

Также можно назвать еще несколько общих принципов налогообложения:

  • соблюдение налоговой тайны;

  • нейтральность налогообложения по отношению к формам и методам экономической деятельности;

  • налоговое законодательство должно иметь стабильную структуру;

  • взаимоотношения между налогоплательщиком и государством должны иметь правовой характер;

  • тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий.

Расширенный список принципов налогообложения предложил немецкий учёный-экономист А.Вагнер.7 Он соединил все принципы взимания налогов в четыре группы, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1. Система принципов налогообложения А.Вагнера.

Большое значение для развития предпринимательской деятельности имеет применение принципа научного подхода к установлению определенной величины ставки налога. Суть этого принципа в том , что размер налоговой нагрузки на плательщика должен позволить ему, после всех выплат иметь доход, который позволит ему сохранить возможность увеличения производства и удовлетворения жизненных потребностей. Исходя их вышесказанного, можно выделить основные черты системы налогообложения, разработанных с учетом современных и классических принципов налогообложения:8

  • отсутствие противоречий в нормативной базе;

  • экономичность и рациональность налоговой системы в целом;

  • простота и удобство исполнения наложенных обязательств;

  • возможность быстрой адаптации к изменениям политической, социальной и экономической ситуации;

  • экономическая целесообразность всех элементов с точки зрения государств, так и плательщика.

Оценка современной налоговой системы России.

Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации за 2016г.

Согласно статьям 13-15 Налогового Кодекса России налоговые сборы в РФ подразделяются на местные, региональные и федеральные (см.Приложение 1).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и являются обязательными на всей территории страны. В настоящее время к федеральным сборам можно отнести:

  • водный налог;

  • акцизный налог;

  • НДС;

  • Единый социальный налог;

  • государственная пошлина;

  • налог на прибыль организаций и т.д.

Региональными принято считать налоги, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоговых сборах и обязательны к уплате на всей территории субъектов РФ. В данный период времени к региональным налогам относят:

  • транспортный налог;

  • налог на имущество организаций;

  • налог на игорный бизнес.

Местными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и нормативно правовыми актами муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территории всех муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относят:

  • налог на имущество физических лиц;

  • налог на торговый сбор;

  • земельный налог.

Также существуют специальные налоговые режимы:

  • патентная система налогообложения;

  • упрощенная система налогообложения;

  • единый сельскохозяйственный налог;

  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.9

По данным Федеральной налоговой службы РФ, в консолидированный бюджет России за 2016 г. поступило налогов и сборов и других платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 14482,4 млрд.рублей.

 

2016г.

В % к 2015г.

консолиди-рованный бюджет

в том числе

консолиди-рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

14482,4

6928,7

7553,7

105,0

100,7

109,4

из них:налог на прибыль организаций

2770,2

491,0

2279,1

106,6

99,9

108,1

налог на доходы физических лиц

3017,3

-

3017,3

107,5

-

107,5

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

2808,2

2808,2

-

108,4

108,4

-

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

2657,4

2657,4

-

108,5

108,5

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

1293,9

632,2

661,7

127,6

119,8

136,0

налоги на имущество

1116,9

-

1116,9

104,5

-

104,5

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2951,8

2883,0

68,9

90,8

90,6

99,0

из них налог на добычу полезных ископаемых

2929,4

2863,5

65,9

90,8

90,6

98,6

Таблица 2. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд.рублей10

На основании данной таблицы можно сказать, что общий объем налоговых поступлений в 2016 г. увеличилась и составила 14482,4 млрд. руб по сравнению с 2015 г.

Рост поступлений в государственный бюджет РФ за данный период составил 105,0%, в том числе: за счет увеличения поступлений в федеральный бюджет на 0,3% и в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 9,4%.

Основную часть налогов, сборов и других обязательных платежей консолидированного бюджета за 2016 г. составил налог на доходы физических лиц-21%,налог на использование природных ресурсов-20,4%, налог на добычу полезных ископаемых-20,2 и налог на добавленную стоимость – 19,4%.(см. Приложение 1).

Однако, по данным Федеральной налоговой службы РФ, существует задолженность по выплате налогов, которая к концу 2016 и началу 2017 г. составила примерно 1031,7 млрд. руб. По сравнению с апрелем 2015 г. она увеличилась на 151,7 млрд.руб., в том числе по налогу на прибыль организаций - 13,2%, по региональным налогам и сборам, по акцизному налогу - 8,1%.

Рисунок 1. Динамика задолженности по налоговым платежам.

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации указана в таблице 5 (см.Приложение 2)11.

Установление зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок показывает кривая Лаффера.12

 

A

 

Рисунок 2. Кривая Лаффера.

На горизонтальной оси откладываются ставки подоходного налога(t), на вертикальной - величина налоговых поступлений(T). Если t будет равно 100%, то государство не будет получать налоговые поступления, потому что будет отсутствовать стимул к увеличению дохода. Если t будет равно 0, то будет наблюдаться та же ситуация. В точке A налоговые поступления будут максимальными , если ставка налога будет равна 50%.

Главной мыслью Лаффера в построении данной кривой было то, что при росте налоговой ставки будут увеличиваться налоговые поступления, которые вырастут до максимального уровня, а впоследствии будут снижаться, потому что высокие налоги понижают активность хозяйственных субъектов, что ведет к снижению объемов производства и доходов.

Смысл эффекта Лаффера в том, что снижение налоговых ставок приведет к снижению доходов государства, но снижение будет наблюдаться в краткосрочном периоде. В длительном периоде снижение налогов вызовет рост занятости, сбережений и инвестиций.

Проблемы и особенности современной налоговой системы РФ. Система налогообложения является основной частью экономической системы страны, и она же контролирует экономические процессы, которые происходят в государстве. Каждой налоговой системе присущи свои характерные особенности. Существует несколько основных особенностей действующей налоговой системы РФ.

Первой особенностью является то, что с утверждением Налогового кодекса РФ указы и инструкции, которые издавались налоговыми органами, не относятся к законодательным актам о налогах и сборах, а для налогоплательщиков имеют лишь рекомендательный характер. К тому же, при объединении Федеральной налоговой службы РФ и Министерства финансов РФ, функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению перешли к финансовым органам.

Второй особенностью считается то, что согласно новому налоговому законодательству, у налоговых органов изъято право на сбор налогов, а оставлена лишь функция контроля над выплатой налогов. Налоговые платежи должны поступать сразу на бюджетные счета казначейства.

Третья особенность подразумевает под собой то, что с введением новых законов в налоговой сфере, из категории налогов была выведена таможенная пошлина и их сбор регулируется таможенным законодательством. Исходя из этого, таможенные органы теряют свой статус налоговых органов, хотя в их юрисдикции, не считая таможенных пошлин, по-прежнему находятся такие налоги, как НДС и акцизы.

Четвертой особенностью является то, что закрытый список налогов и сборов, который был установлен Налоговым кодексом РФ, может быть изменен и пересмотрен только законом, утвержденным Федеральным собранием. Ранее, законодательные органы субъектов Федерации имели право вводить любые налоги на территории субъектов РФ, включая те, которые уже были включены в основной перечень налогов и сборов.

Пятая особенность - это то, что за долгую историю государства, первые законы о налогах начали появляться только лишь в декабре 1991 г., а сама налоговая система начала формироваться только в 1992 г.

Шестой и последней особенностью является то, что в главах Налогового кодекса РФ, представлены как отдельные налоги, так и определенные группы налогов близкого друг другу типа. Отдельно, для классификации видов и групп налогов применяется административно-территориальный принцип, взамен экономического или фискально-правового.13

Грамотно построенная система налогообложения не только должна обеспечивать потребности государства финансовыми ресурсами, но и поддерживать стимул к предпринимательской деятельности налогоплательщика и вынуждать его к постоянному поиску новых путей повышения эффективности его деятельности.

Всемирный опыт налогообложения показывает, что изъятие 30-40% от доходов налогоплательщика является предельной отметкой и впоследствии, будет наблюдаться снижение уровня сбережений, и, следовательно, снижение поступлений инвестиций в государственный бюджет.

Если же налоговые органы планируют изымать 40-50% от доходов налогоплательщика, то в этом случае произойдет полная ликвидация стимулов к предпринимательской деятельности.

В налоговой практике общепринято, что показателем налоговой нагрузки на макроэкономическом уровне является соотношение общей суммы налогов, взысканных с налогоплательщиков и объема полученного ВВП.14

По разным данным, 25-40% ВВП в России формируется в теневой экономике, большая часть которого не облагается налогами. По статистике Министерства финансов РФ, ежегодно в бюджет страны не поступает 35-50% от общего количества собранных налогов. Исходя их этого, законопослушные налогоплательщики, в том числе и легальные товаропроизводители, вносят оплату по налогам в государственный бюджет, которые составляют более половины произведенного валового внутреннего продукта. Не все предприятия могут выдержать столь большую налоговую нагрузку. Это является одной из проблем действующей налоговой системы РФ.

Еще одной проблемой является то, что наряду с действующими законами государства, также действуют и подзаконные акты. Прежде всего, это значительно осложняет работу налоговых служб. Однако, избежать этого практически невозможно из-за высокой динамики процессов, происходящих в хозяйственной жизни государства.

Другая проблема появилась потому, что доля денежных поступлений (около 33-35% ВВП), изымаемая через налоговые сборы, рассчитывается исходя из уплаченных в государственный бюджет налогов, а также запланированных поступлений. Однако из-за постоянных задержек и задолженностей, долги значительно превышают налоговые поступления в консолидированный бюджет.

Основным минусом современной налоговой системы является ее усложненность. Большое количество налогов и сборов: акцизы, НДС, государственные пошлины и т.д. имеют схожий характер и практически не имеют различий друг с другом. Но такое большое количество платежей вносит массу сложностей и затруднений в работу предприятия, вследствие чего допускается множество ошибок при налоговых отчислениях.

Также проблемой современной налоговой системы является вопрос о неравномерности распределения налоговых платежей между налогоплательщиками. Практически не рассмотрен вопрос о распределении выплат по налогам в зависимости от доходов плательщиков. По большей части, внимание налоговых служб направлено на мелких и средних предпринимателей, потому что их легче всего проверять. Тогда как большая часть предпринимателей уходит от уплаты налогов на законном и незаконном уровнях.

Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего нужно отметить, проблему налогового администрирования – налоговая система до сих пор остаётся громоздкой и неэкономичной. Большой объем налоговых сборов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводит к увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Решение проблемы производства и развития государства , стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, является одной из главных задач государства.15

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:

- для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

- для хозяйствующих субъектов – в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;

- для населения – в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

Одной из проблем является то, что налог на прибыль и налог на имущество сильно затормаживают темпы роста производственного сектора.

Отсутствие способов налогового стимулирования и мер по увеличению доходов является одним из минусов налоговой системы.

На данный момент налоговая система РФ не соответствует параметрам инновационного развития страны. Система информационного оповещения органов налогообложения является несовершенной и несостоятельной.

Одним их несовершенств налоговой системы является тот факт, что Правительство РФ не вносит в изменения в способы сбора налогов и в сами элементы налогов и сборов с учетом произведенных в государстве социально-экономических изменений и реорганизаций.

Также к недостаткам налоговой системы можно отнести ее нестабильность. Это объясняется тем, что в Налоговый кодекс часто вносятся корректировки и изменения. Причиной этого может являться то, что данный документ был принят поспешно. Этот факт доказывают неоднозначности и противоречивости, лексических и терминологических ошибок, а также нечеткость формулирования нормативных и законодательных актов, что не дает эффективности к функционированию системы налогообложения. Все эти недостатки предоставляют большую возможность для мошенников и недобросовестных налогоплательщиков обходить и использовать в своих интересах налоговые нормы РФ.

Также большой проблемой современной налоговой системы стало то, что государство не разрабатывает новые меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов. Ведь, при эффективной разработке и применению мер по сбору налогов решатся многие проблемы государства, связанные с доходами государства.

Налоговая система является одним из самых действенных рычагом государственного регулирования. В зависимости от того, насколько правильным будет ее построение, настолько эффективным и действенным будет развитие и функционирование страны в целом.

Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации.

Перспективы развития налоговой системы РФ.

Последние годы реформирования налоговой системы РФ показали, что внедрение «точечных» бесперспективных и неэффективных изменений, не приносит результатов. В связи с этим на ежегодных форумах Торгово-промышленная палата в режиме диалога может выбрать на среднесрочный период конкретные предложения, которые поспособствуют развитию системы налогообложения.

Одним из важных направлений налоговой политики является стабилизация такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных поступлениях для оказания важнейших экономических услуг. Этот приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., которая была разработана Министерством экономического развития и одобрена Распоряжением Правительства РФ. Согласно этой Концепции, основным направлением в сфере налоговой политики является усиление влияния налоговой системы на экономическое развитие при одновременном выполнении фискальной функции.

Согласно Посланию Президента к Федеральному собранию «О бюджетной политике» налоговая политика должна решать две основные задачи государства - обеспечение устойчивого уровня необходимого уровня доходов бюджетной системы и развитие национальной экономики России.

Российские предприниматели, входящие в систему Торгово-промышленной палаты, полагают, что основным направлением развития налоговой системы является налоговое администрирование.

Одним из наиболее значимых предложений в изменении налогового законодательства является отмена социального налога. В связи с принятым решением о проведении единой пенсионной реформы, социальный налог заменяется на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование.

Помимо этого, государство планирует провести реформу по ряду направлений в действующем законодательстве.

В ближайшее время, должны быть приняты меры по реорганизации и совершенствованию налогообложения прибыли, а именно:

- необходимо установить в Налоговом кодексе РФ правила определения налоговой базы при заключении договоров займа, правило налогообложения процентов, дивидендов и иных распределений по ценным бумагам, получаемых заемщиком;

- нужно пересмотреть механизм учета расходов организаций на освоение природных ресурсов;

- в рамках амортизационной политики предлагается рассмотреть походы к классификации основных средств на группы и определению амортизационных норм для этих групп;

- в рамках сближения налогового и бухгалтерского учета требуется отказаться в налоговом учете от переоценки получаемых и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте;

- необходимо пересмотреть порядок налогообложения прибыли налогоплательщиков, которые осуществляют деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих хозяйств и производств;

- необходимо изменить нормы, направленные на уменьшение возможностей минимизации налогообложения, связанных с перенесением на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний;

- требуется разработать подходы к решению вопросов о налоге на прибыль организаций мелкой и розничной торговли.

В скором времени предполагается продолжить совершенствование НДС, с целью, что данный налог, являющийся самым важным и распространенным источником формирования бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков. По совершенствованию налогового законодательства необходимо решить такие проблемы:

- необходимо продолжить оптимизацию перечня документов, обосновывающих применение нулевой ставки;

- необходимо внести изменения в порядок оформления счетов-фактур, а также вопрос оформления кредит-счетов с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов;

- необходимо разработать порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов, налоговых органов и операторов электронного документооборота счетов-фактур в рамках электронного документооборота счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи;

- уточнение порядка ведения раздельного учета для целей НДС клиринговыми организациями, осуществляющие клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по определению обязательств из заключаемых на биржах гражданско-правовых договоров, предметом которых является иностранная валюта или товар.

В ближайшее время планируется осуществить совершенствование акцизного налогообложения, а именно:

  • установление определенной даты уплаты акцизов по всем видам подакцизных товаров;

  • осуществить ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуацией в стране;

  • осуществить уточнение норм, предписывающих предоставление банковских гарантий, при реализации налогоплательщиками подакцизных товаров на экспорт;

  • путем зачета или возврата уточнить порядок возмещения суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, а также порядок возмещения акцизов при экспорте подакцизных товаров.

В скором времени государство планирует заняться реформированием налогов на доход физических лиц (НДФЛ):

  • планируется введение более упрощенной формы заполнения налоговой декларации;

  • предполагаются изменения в законодательстве о налогах и сборах в части уплаты НДФЛ, которые направлены на оптимизацию порядка налогообложения при осуществлении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок;

  • формирование индексации предельных размеров суточных, облагаемых НДФЛ, в соответствии с курсом рубля к основным мировым валютам, а также с прогнозным значением инфляции;

Значимым направлением налоговой политики России до 2018 г. является переход к налогообложению на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для юридических (организаций). Предусматривается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет подвергаться обложению только недвижимое имущество, находящееся у юридических лиц на праве собственности. Полагается, что данный налог будет занесен в перечень региональных налогов с распределением части поступающих сумм в местные доходы.

В заключение - о государственном реформировании системы налогообложения. В ближайшие сроки планируется модернизация российской налоговой системы с целью обеспечения необходимого уровня доходов государственного бюджета.

Рекомендации по совершенствованию налоговой системы. Сейчас вносится множество предложений по осуществлению развития и совершенствования налоговой системы, которые приносят минимальные результаты, или не приносят их вообще. В связи с тем, что конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке оставляет желать лучшего, а в условиях широко растущей глобализации шансов на ее усиление крайне мало. Основным способом реорганизации становится замена налогов, которые тормозят развитие, и заменить их на налоги- акселераторы.

Первым налогом, который требуется заменить, является подоходный налог. Его заменителем может стать прогрессивный налог на расходы. Суть этого налога в том, что определенная сумма, уплачиваемая налогоплательщиком, будет взиматься не с доходов, а с расходов. Данный метод поможет устранить некоторые недостатки, присущие подоходному налогу. Первой перспективой замены является то, что налог на расходы обеспечивает стимулирование частных денежных накоплений, в то время, как налог на доходы физических лиц облагает и накопления и сбережения. Второй перспективой является то, что налог на расходы будет более справедлив, потому что уровень благосостояния гражданина определяется именно с помощью расходов, а не доходов. Третьим положительным фактором является то, что в современных условиях намного легче вести контроль над расходами граждан, чем над их доходами. Это дает возможность экономить на издержках по налоговому контролю. При всем этом, если установить высокий необлагаемый минимум (более 7-8 тысяч рублей на одного человека на месяц) и постепенную и умеренную налоговую ставку (к примеру, 15%, 30% и 40%), то в основном придется вести контроль только над чрезмерным потреблением (сюда включаются расходы на покупку недвижимости, транспортных средств и т.д.).

Вторым налогом, который требует замены, потому что он теряет свое фискальное значение в настоящее время, является налог на прибыль организаций. Данный налог может сменить налог на выводимые из предприятия доходы. С новым налогом, все выводимые из оборота предприятия доходы и капиталы (возврат капитала акционерам, дивиденды и т.д.), то есть, все, что не имеет отношения к затратам на заработную плату работникам предприятия и материалы. Данный налог, лишен недостатков, которые присущи налогу на прибыль:

  • нет необходимости вводить многочисленное количество льгот в отношении данного налога;

  • нет потребности вмешиваться в бухгалтерию предприятия и использовать особые методы контроля для выяснения чистой прибыли предприятия;

  • нет надобности во внедрении и поддержании системы мер по взаимному урегулированию режимов налога, а прибыль и подоходного налога, в применении налогового учета амортизации и вообще подержания различных налоговых режимов, связанных с предпринимательской прибылью.

Третьим налогом, который может прийти на место налога с продаж, может стать налог с оборота, которым должна облагаться выручка любого предприятия всех видов собственности. Этот налог просто и легко собирается с граждан, а также легко администрируется. База этого налога намного шире, чем у налога с продаж. Налог с оборота избавлен от возврата и потребности сочетать различные налоговые режимы. Для него не требуется применения какой-либо особенной налоговой отчетности. Взимание данного налога осуществляется в упрощенном виде - путем удержания банком определенной суммы налога при осуществлении платежей, при этом, чаще всего налогоплательщики могут быть избавлены от предоставления сводных деклараций по данному налогу.

Еще одним методом совершенствования налоговой системы является предоставление налоговым органам полных сведений о вкладах, наличии счетов и остаточных средств на счетах, а также выписках по операциям на счетах и по вкладам физических лиц.

В настоящее время, в ряде случаев, большинство необходимых для налогообложения отсутствуют в структуре баз данных или являются ошибочными, что приводит к увеличению налоговых перерасчетов и отправку дополнительных налоговых уведомлений.

С целью улучшения системы информирования налоговых органов, указанными налогами, необходимо обозрить вопрос об информировании налоговых органов физическими лицами, о находящейся у них в собственности недвижимого имущества, а также транспортных средств. Для случаев неправильно рассчитанных налоговых обязательств, в связи с недостаточностью информации в базе данных о налогоплательщике или объекте налогообложения.

Основания для перехода к унифицированной системе налоговых сборов, в настоящее время, хорошо известны.

Первым основанием является то, что современные налоги собираются в порядке авансовых платежей и перерасчеты по ним относятся к категории налоговых отношений, что исключает проведение возвратов.

Второе основание: российская система казначейства предназначена к реализации бюджетных расходов, а не доходов.

Самым главным основанием является то, что данная система сбора налогов значительно повышает налоговую дисциплину.

Для того, чтобы усовершенствовать и придать специальным налоговым режимам стимулирующий характер, необходимо:

  • продолжить работу по регламентированию применения упрощенной налоговой системы на основе патента;

  • предлагается внесение систематических изменений в обозначенные максимальные размеры базовой доходности;

  • с целью снижения налоговой нагрузки на экономических агентов, необходимо повысить порог предельной величины доходов, дающий организациям возможность применять упрощенную систему налогообложения.

С целью расширения масштабов использования рассрочки, инвестиционного налогового кредита и изменения срока выплаты налогов, необходимо внести следующие изменения:

  • внести основания предоставления отсрочки, помимо тех, которые уже внесены в НК РФ, не устанавливая подробного перечня;

  • с целью ускорения принятия решения по предоставлению отсрочки, необходимо обязать руководство налоговых органов представлять отсрочки на небольшой срок в рамках одного финансового года;

  • необходимо внести в налоговую систему такое основание, как « предоставление отсрочки заинтересованному лицу финансирования из бюджета» , а также «недофинансирование».

Если в обозрение брать отдельные отрасли экономики и осуществлять реформирование системы налогообложения в них, то необходимо сказать о некоторых пунктах:

  • необходимо распространить право на получение вычета по НДФЛ на суммы, произведенных пожертвований, совершенных физическими лицами в благотворительные организации и некоммерческие организации науки культуры и т.д. Это нововведение требуется для того, чтобы расширить налоговые стимулы для участия в благотворительной деятельности, а также сократить налоговые издержки;

  • необходимо внести решение об увеличении видов деятельности, гранты, финансирование которых не учитывается при формировании налоговой базы налога на прибыль организаций, с занесением в этот список программ по охране здоровья населения, массового спорта и др.;

  • одним из эффективных методов реформирования налоговой системы является борьба с фирмами однодневками;

  • внесение в законы о налогах и сборах такого понятия, как «консолидированная группа налогоплательщиков». Это позволит основному обществу стать единственным налогоплательщиком налогов по своим дочерним организациям.

Список использованных материалов

Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение: Учеб. (Электронный ресурс). Курск: Региональный финансово-экономический инс-т, 2010. С.101.

Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2008. 637 с.

Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. М.: КНОРУС., 2005. 232 с.

Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Ростов на Дону: Феникс. 2005. 226 с.

Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. М.: ИД «Форум»; ИНФРА-М, 2008.

Евстигнеев Е.И. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. СПб.: Питер, 2009.

Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. М.: Изд-во «Омега-Л», 2010. 310 с.

Налоги и налогообложение: Учеб. / Под ред. Майбурова И.А. М., 2011. 558 с.

Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. М.: Юрайт – изд-во, 2006. – 635 с.

Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб. М.: НОРМА-ИНФРА - М, 2005. 456 с.

Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. М.:КНОРУС, 2007. 320 с.

Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пос. / Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. 422 с.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2006. 361 с.

Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: теория и практика. 2010. № 9. С. 51.

Абрамов М.Д. Кризис и налоги // ЭКО. 2009. № 12. С. 14-24.

Алиев Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры // Налоги. 2008. № 3. С.16-18.

Кашин В.А., Абрамов М.Д. О путях совершенствования налоговой системы // ЭКО. 2008. № 10. С.173-188.

Кашин В.А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной? // Финансы. 2008. № 10. С.39-43.

Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2005. N 4.

Пансков В.Г. О принципах налогообложения физических лиц // Финансы. 2008. № 1.

Починок А.П. Налоговая система России: от анализа проблем к их решению // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 2. С. 8-15.

Сатарова А.А. Актуальные проблемы и перспективы налоговой реформы в РФ // Налоговое право. 2007. 4.

Ченинов М.В. О российской налоговой системе // Все о налогах. 2007. № 1. С.3-13.

Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования: (Электронный ресурс) - http://knowledge.allbest.ru.

Современная налоговая система Российской Федерации, проблемы ее совершенствования. (Электронный ресурс) - http://bibliofond.ru.

Приложения

Приложение 1.

Функции налогов

 

 

Распределительная

Стимулирующая

Регулирующая

 

 

Фискальная

Контрольная

 

 

Реализуется через налоги

 

 

Механизм реализации

Система льгот

 

 

Земельный налог

Транспортный налог

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Налог на имущество и т.д

 

 

Страховые платежи (взносы)

Cтандартные налоговые вычеты

Социальные налоговые вычеты

Имущественные налоговые вычеты

Целевые льготы

Налоговый кредит, включая инвестиционный

Изъятие из обложения определенных элементов налога

Скидки

 

Приложение 2.

Структура поступивших налогов и иных обязательных платежей в бюджет РФ

Приложение 3.

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации

 

Задолженность

Из нее

млрд.рублей

в % китогу

недоимка

урегулированная задолженность

млрд.рублей

в % китогу

млрд.рублей

в % китогу

Всего

1031,7

100

614,9

100

410,5

100

в том числе:по федеральным налогам и сборам

762,2

73,9

385,3

62,7

373,7

91,0

в том числе:налог на прибыль организаций

135,7

13,2

70,4

11,4

64,8

15,8

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

467,9

45,3

243,6

39,6

222,2

54,1

             

из него

налог на добавленную стоимость на товары работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

466,8

45,2

242,9

39,5

221,8

54,0

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

5,6

0,5

3,6

0,6

2,1

0,5

из них налог на добычу полезных ископаемых

5,0

0,5

3,3

0,5

1,7

0,4

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

83,5

8,1

26,6

4,3

57,0

13,9

остальные федеральные налоги и сборы

69,4

6,7

41,2

6,7

27,7

6,8

по региональным налогам и сборам

160,9

15,6

142,0

23,1

16,9

4,1

по местным налогам и сборам

78,2

7,6

67,7

11,0

9,6

2,3

по налогам со специальным налоговым режимом

30,4

2,9

19,9

3,2

10,3

2,5

1 Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2008. 637 с.

2 Налоги и налогообложение: Учеб. / Под ред. Майбурова И.А. М.: 2011. 558 с.

3 Алиев Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры // Налоги. 2008. №3. С.16-18.

4 Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. М.: КНОРУС., 2005. 232 с.

5 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учеб. М.: НОРМА-ИНФРА - М, 2005. 456 с.

6 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2006. 361 с.

7 Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пос. / Под ред. Д.Г.Черника. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. 422 с.

8 Перов А.В., Толкушин А.В..Налоги и налогообложение: Учеб. пос. М.: Юрайт, 2006. 635с.; Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Ростов на Дону: Феникс, 2005. 226 с.

9 Евстигнеев Е.И. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. СПб.: Питер, 2009.

10 Данные таблицы получены из Интернет-ресурса: Сайт Росстат, 2015-2016 гг.

11 Данные взяты из Интернет-ресурса: сайт Росстат, 2015-2016 гг.

12 Балацкий Е. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической де­ятельности // МЭиМО. 1997. № 11.

13 Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение: Учеб. (Электронный ресурс). Курск: Региональный финансово-экономический инс-т. 2010. С.101.

14 Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. М. : Изд-во «Омега-Л», 2010. 310 с.

15 Сатарова А.А. Актуальные проблемы и перспективы налоговой реформы в РФ // Налоговое право.2007. № 4.

Просмотров работы: 2994