КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОДНО ИЗ СВОЙСТВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОДНО ИЗ СВОЙСТВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная рыночная экономика состоит из многих разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, составляющих в совокупности рынок. Здесь посредством взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей формируются цены товаров и объемы продаж.

Функционирование рынка происходит в условиях экономического соперничества между покупателями и между продавцами за получение максимальной прибыли. Такое соперничество и есть конкурентная борьба.

Процесс развития рыночной экономики длителен, при этом рынок и конкуренция выступают как неотделимые друг от друга понятия. Для ведения конкурентной экономики необходимы: экономическая свобода хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, экономическая активность предпринимателей, их состязательность, направленность производства на развитие технологий для получения преимуществ на рынке, стремление к освоению производства новых товаров и услуг.

Таким образом, конкуренция – это главный механизм современного рынка, а создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов одним из основных направлений экономики России было построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Но до сих пор Россия сталкивается с определенными проблемами при создании конкурентной среды. Полная государственная монополия в некоторых секторах рынка, естественные монополии существенно осложняют этот процесс, хотя, безусловно, действия антимонопольных органов создают некий прогресс в вопросе построения конкурентной среды.

Условия возникновения конкуренции. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.1

Конкуренция – это естественная среда функционирования предприятий на всех рынках, характеризующаяся наличием множества товаров-заменителей и товаропроизводителей, ведущих постоянную конкурентную борьбу. Главными факторами, определяющими понятие конкуренции, является ограниченное предложение на рынке и его привлекательность.

Основные условия возникновения конкуренции:2

- полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

- полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

- противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Методы конкуренции – это экономические способы поведения предприятия на рынке, дающие возможность существования и развития. Все методы конкуренции условно можно разделить на два вида:

- Ценовые - борьба за покупателей снижением цен (также сюда включают лизинг, продажа в рассрочку, кредиты и т. д.).

- Неценовые - наделение товаров дополнительными качественными характеристиками.

К первой группе относятся два главных способа поведения: игра ценами и игра затратами.

Игра ценами, как метод конкуренции означает использование плавающей ценовой политики предприятия на рынке. Чтобы сократить число конкурентов, предприятие вытесняет соперников из своей ниши рынка. Многие предприятия резко и значительно снижают свои отпускные цены на продукцию, и держат их до той поры, вынуждая конкурента, либо уйти с рынка, либо остановить производство данного продукта, иначе в противном случае предприятию-конкуренту придется признать себя банкротом. После проведения таких действий, цены восстанавливаются или даже возрастают выше первоначального уровня, поскольку необходимо возмещение убытков от конкурентной борьбы.

Недостатком такого поведения является тот факт, что и конкурент может снизить свои цены. В таком случае успешный исход игры цен будет для того предприятия, которое обладает большим финансовым запасом. Сегодня подобной борьбой занимаются только крупные монополии. Большинство же предприятий стараются просто подстроиться под текущий уровень цен.

Неспособность предприятия менять цены на продукцию приводит к появлению другого метода конкуренции – игра затратами. Данный метод направлен на снижение затрат. При производстве одного и того же продукта затраты на его производство могут значительно отличаться. Во-первых, на затраты влияет технология производства, применение автоматизации, современного оборудования, создание эффективной организации труда и так далее. Во-вторых, использование предприятиями с одинаковой продукцией различного исходного сырья и материалов. При этом некоторые производители допускают снижение качества производимого продукта. И, в-третьих, использование более дешевой (полулегальной или нелегальной) рабочей силы.

Все эти методы могут в значительной степени сократить совокупные затраты, что означает возможность либо получения дополнительной прибыли при тех же ценах, либо получения большего ценового запаса в случае конкурентной борьбы первым способом. Сегодня малые и средние предприятия в основном стараются использовать именно этот способ конкуренции, который, правда, в некоторых случаях выходит за рамки действующего законодательства.

Неценовые методы конкуренции связаны не с давлением на конкурентов, а на лучшем привлечении покупателей именно к своему продукту. Рассмотрим некоторые из них:

1. Расширение ассортимента однородных товаров. Суть этого метода сводится к вводу новых видов товаров по какому-либо признаку (объем, вес и т.д.). Таким образом, охватывается больший спектр пожеланий покупателей. Например, можно вместо кефира объемом 0,5 литра выпустить этот же продукт и объемом 0,25 литра, 1,0, 1,5 литра и так далее. Продавать в пакете, пластиковой или стеклянной бутылке. Разнородность ассортимента повысит объем продаж данного продукта. Многие производители на сегодняшний день слегка корректируют и цены.

2. Раскрутка и поддержка торговой марки. Такой метод должен вызвать у потребителя устойчивое понимание, что данная торговая марка — лучший производитель нужного товара, он будет обладать лучшими качествами, характеристиками и удобствами в использовании тому подобное. На сегодняшний день есть 2 пути: предприятия либо стараются поддерживать свою старую положительно зарекомендовавшую себя торговую марку, либо идут на обновление торговой марки, которая будет отвечать современным веяниям экономики, культуры, социальным аспектам и просто новому образу жизни.

3. Реклама. Суть способа в навязывании товара в газетах, журналах, на радио, на телевидении, в интернете и иных местах. Для многих покупателей необходимо, чтобы товар «был на слуху», подсознательно они считают его более качественным, и при прочих равных условиях покупают его.

Таким образом, сегодня методы конкуренции, как и развитие самого рынка, постоянно видоизменяются, совершенствуются, разрабатываются новые, более изысканные, тонкие, действующие как на конкурентов, так и на потребителей. И в этом нет ничего странного, в противном случае, просто не развивался бы рынок и экономика в целом. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики.

Современные теории конкуренции. Рассмотрим эволюцию теоретических взглядов на понятие «конкуренция» и «конкурентоспособность» в таблице 1.

Таблица 1. Эволюция теоретических взглядов на понятие конкуренции3

Автор, источник

Год

Трактовка

Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»

1776

Определил понятие конкуренции как «соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения)» Главный элемент – ценовая политика

Давид Рикардо «Начало политической экономии и налогового обложения»

1817

Понятие сравнительных преимуществ и совершенной конкуренции.

К. Маркс «Капитал»

1867

Дополнил модель совершенной конкуренции с точки зрения закона стоимости: «… очевидно, закон стоимости регулирует цены производства. Только конкуренция капиталов в различных отраслях производства создает цену производства, которая выравнивает нормы прибыли различных отраслей»

Критики модели совершенной конкуренции И. Шумпетер, («Теория экономического развития» 1912г.), Ф. Хайек («Дорога к рабству» 1944г.)

1912,1944

Обращают внимание на элементы монополии. Шумпетер представил теорию «эффективной конкуренции» и определил ее как «плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующееся на инновациях и обеспечивающее экономическое развитие»

А. Круно «Исследование математических принципов теории богатства»

1938

Теории чистой монополии и дуополии (олигополии). Теория, основываясь на конкурентной борьбе, состоит в том, что сами покупатели устанавливают цену, а продавцы в свою очередь устанавливают необходимый объем выпуска продукции и приспосабливают его к данным ценам. Согласно Курно, дуополия находится на промежуточном уровне между чистой монополией и современной конкуренцией.

М. Портер «Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран»

70-е годы ХХ в.

Ввел понятие стратегии конкурентной борьбы. «Стратегия конкурентной борьбы – это оборонительные или наступательные действия, направленные на достижение прочих позиций в отрасли, на успешное преодоление пяти конкурентных сил и тем самым на получение более высоких доходов от инвестиций»

Понятие экономического кластера.

М. Портер «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов»

1981 год

«Конкурентоспособность компании заключена в «решающем звене» цепочки создания потребительских ценностей»

Одним из первых ученых, точно сформулировавших понятие конкуренции, был Адам Смит. Он, прежде всего, говорил о ценовой конкуренции. Затем в начале 20 века Д. Рикардо ввел понятие совершенной конкуренции, а также обнаружил закономерную тенденцию к снижению прибыли каждой из компаний в таких условиях. Совершенная (или чистая) конкуренция – это такая модель рынка, характерными чертами которого являются большое количество продавцов и довольно стабильный спрос. В то же время отдельно взятые компании по производству и продаже одного и того же товара не в состоянии повышать цену, так как любое количество абсолютно такого же товара потребитель может купить в неограниченном доступе по устоявшейся рыночной цене.4 Понижать ее тоже не выгодно: стабильный спрос с устоявшейся ценой.

В 70-е годы 20 века профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер вносит огромный вклад в развитие теории конкуренции. Он описал в своих работах 5 основных конкретных сил, которые составляют основу методики анализа конкурентоспособности фирмы. Данный метод заключается в анализе следующих составляющих рынка:

  • Интенсивность конкурентной борьбы между соперниками (наличие доминантов на рынке, насколько сильна конкуренция между субъектами);

  • Угроза появления новых предприятий-конкурентов (насколько сложно новым объектам вступать в конкурентную борьбу, какие существуют барьеры);

  • Угроза появления товаров-заменителей (услуг-заменителей), в том числе по сниженной цене;

  • Анализ рынка поставщиков (много ли их, какие);

  • Анализ покупателей (покупательская способность, предпочтения).

Это метод анализа помогает определить ландшафт рынка, то есть понять, насколько рынок привлекателен для потенциальных потребителей. После такого анализа стоит приступать к определению конкурентной стратегии.

Майкл Юджин Портер также известен как основатель понятия экономического кластера. Он показал, что прежде всего конкурентоспособность компании зависит от экономического состояния среды, в которой она находится, то есть от базовых ресурсных условий, что и составляет в сумме кластер. В ходе исследований конкурентоспособности разных фирм он обратил внимание на то, что все предприятия одной отрасли имеют свойство концентрироваться в рамках определенной территории. Таким образом, кластер – это хозяйственно-промышленная группа предприятий, соседствующих в определенной сфере и дополняющих друг друга.5

Кластерный анализ является основой для современного исследования процессов и закономерностей в области конкуренции. Кластерный подход предполагает максимальное использование производственного потенциала и ресурсов той отрасли и региона, в котором находится предприятие. Кластер имеет несколько отличительных особенностей. В его рамках всегда возникает три положительных эффекта: эффект масштаба производства, эффект охвата и эффект синергии, который выражается в том, что суммарные действия всех предприятий, находящихся в одном кластере, имеют большую силу положительного эффекта, нежели от каждого отдельно взятого предприятия, т.е. выгода и прибыль распространяется по всем каналам связей. Таким образом, системная оценка конкурентоспособности кластера является необходимым аспектом анализа рынка.

Исходя из разнообразия теорий можно сказать, что подходы к пониманию конкуренции менялись вместе с изменением рынка. На стыке XX-XXI вв. разрабатываются и реализуются новые различные способы достижения лидерства компании на рынке. Появляется масса литературы по «завоеванию рынка», в которой большое внимание уделяется непосредственно взаимоотношению продавца и покупателя. Они пытаются научить как преодолеть возражения, убедить покупателя приобрести товар именно у данного хозяйствующего субъекта, а не у конкурента. То есть современная тактика предпринимателя строится на обмане покупателя, ведь в выигрыше остается только продавец.

Таким образом, эволюция взглядов экономистов на проблему конкуренции может быть сформулирована следующим образом: первоначально формировалась модель совершенной конкуренции и разрабатывались черты конкурентного рынка. Монополия как антипод свободной конкуренции, считающейся эталоном, снижала эффективность экономики. Постепенное развитие теории конкуренции приводит к пониманию того, что конкуренция и монополия настолько переплетены, что целесообразнее говорить о монополистической конкуренции. Затем становится понятным, что фирме, чтобы одержать победу в конкурентной борьбе необходимо обладать не только конкурентным преимуществом, но и применять методы стратегического планирования.

Основные виды и типы конкуренции. Понятие конкуренции и конкурентоспособности очень обширно и многогранно. Существует несколько уровней оценки конкурентоспособности и конкуренции, которые тесно взаимосвязаны и все вместе составляют единую систему функционирования предприятий на рынке.

Таблица 2. Оценка уровней конкурентоспособности хозяйствующих субъектов6

Уровень конкуренции

Характеристика

Локальный уровень (по продукту, региону, сегменту потребителей)

Способность товара, услуги или фирмы конкурировать на локальном рынке

Отраслевой / межотраслевой уровень

Конкуренция в отрасли, межотраслевая и суботраслевая конкуренция.

Уровень масштаба деятельности (крупномасштабный уровень)

Способность конкурировать на уровне автономного субъекта рыночной цепи или сети.

Глобальный уровень

Конкуренция на глобальном рынке

Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод о том, что каждый конкурентный уровень имеет свои свойства и положительные характеристики. Все фирмы стремятся достичь наивысшей способности конкурировать не только на мировых рынках сбыта, но и на каждом отдельном уровне.

Конкурентоспособность товара – это совокупность его качества и характеристик, ценных для потребителя и определяющих успех фирмы на рынке, в сравнении с другими товарами-аналогами. Она непосредственно связана с возможностями самого предприятия конкурировать на рынке и иметь преимущества: если фирма имеет качественный конкурентоспособный товар, удовлетворяющий запросы потребителей, то она сама способна конкурировать среди других фирм-соперников, продавая свой товар. В конечном счете, конкурентоспособность самой страны и отраслевая конкуренция напрямую зависят от возможностей конкретных товаропроизводителей, находящихся в данной стране или регионе, создавать и реализовывать конкурентоспособный товар.

Типы конкуренции варьируются в зависимости от количества производителей-продавцов и покупателей. Здесь различают совершенную и несовершенную конкуренцию.7

Совершенная конкуренция это состояние экономики, при котором каждый участник экономического процесса имеет влияние на общую ситуацию столь малое, что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренция означает контроль над некоторой долей рынка. Для несовершенной конкуренции выделяют следующие модели: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Рассмотрим каждую из них.

Характерными чертами монополии являются:

- Продавец один (производитель товара (услуги) является единственным представителем данного товара (услуги);

- Отсутствие приемлемых альтернатив данному товару (услуге) Например, услуги связи, транспорта, коммунальных служб;

- Контроль монополиста над ценой продукции;

- Высокие барьеры вступления в отрасль (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т.п.).

Степень монополизации рынка оценивается долей хозяйственной единицы в производстве (при доле свыше 70 % хозяйствующий субъект считается монополистом). Существование чистой монополии в масштабах страны — идеальный вариант, поскольку для каждого производителя найдется конкурирующий с ним производитель. Но в масштабах небольших городов весьма часто можно столкнуться с явлением чистой монополии (например, аэропорт, железная дорога, местное кабельное телевидение и т.д.).

Классификация монополий:

1) По месту в торговых сделках:

- Монополия – ситуация на рынке, при которой предприятие, обеспечивает товарами множество покупателей;

- Монопсония – ситуация на рынке, при которой единственного покупателя обслуживают несколько продавцов (например, обеспечение правительства оборонной продукцией);

2) В зависимости от степени охвата рынка:

- Чистая монополия – действующая в масштабах одной отрасли организация, контролирующая количество продукции, цену;

- Абсолютная монополия – существует в целом в масштабе национальной экономики (например, государственная монополия экспорта и т.п.).

3) В зависимости от характера и причин возникновения:

- Естественная монополия – возникает, когда производитель обладает эксклюзивной продукцией. В России понятие естественной монополии закреплено в Федеральном законе «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 г. Здесь говорится, что при естественной монополии удовлетворение спроса при отсутствии конкуренции окажется эффективнее в связи с технологическими особенностями производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не имеют аналогов в потреблении, поэтому спрос на данном товарном рынке минимально зависит от изменения цены на этот товар;8

- Искусственные монополии – создаются на основе сосредоточения производства и рынка сбыта какого-либо продукта в одних руках.

Второй моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

- большое число фирм, что ведет к ограничению контроля каждой над ценой и практической невозможности тайного сговора;

- Легкое вступление в отрасль.

На рынке монополистической конкуренции схожие товары, предлагаемые разными фирмами не являются совершенными заменителями. Здесь влияние оказывает дифференциация продукции. Например, шоколад «Россия» и «Академия вкуса» различаются, дифференцируются, но не считаются потребителями как абсолютные аналоги.

Дифференциация товаров в некоторой степени ограничивает влияние продавцов на рыночные цены, так как многие потребители будут отдавать предпочтение конкретной марке и фирме даже если цены немного повысятся.

Чаще примеры монополистической конкуренции на рынке встречаются в сфере услуг (частные клиники или юристы, парикмахерские и косметические услуги и т. п.).

Для третьей модели — олигополии характерно:

- небольшое число фирм-продавцов;

- стандартизированный или дифференцированный тип продукта;

- контроль производителей над ценой;

- наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль.

При олигополии деятельность любой фирмы влечет за собой реакцию фирм-конкурентов. Такая взаимозависимость рынка оказывает влияние на цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельность, стратегию стимулирования сбыта, и т. д. Возникает ситуация «ценовой войны» между фирмами в условиях олигополии. Она характеризуется последовательным уменьшением цен фирмами. Войны цен имеют положительный характер со стороны потребителей, но приводят к вынужденному сокращению прибыли продавцов.

Выделяют чистую и дифференцированную олигополию (в зависимости от типа продукции). Если потребители не отдают особых предпочтений какой-либо фирменной марке, а все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой или однородной олигополией (например, производство цемента, газетной бумаги, вискозы). В случае, если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями, то продукция является дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией.

Мы видим, что в экономической теории для выделения типов конкуренции используется группировка по основным характеристикам. Для анализа рынка с точки зрения конкурентных качеств необходимо понимать классификацию предприятий с учетом этих самых характеристик: количество продавцов и покупателей, степень охвата рынка предприятием, тип продукта, а также уровни, на которых рассматривается конкуренция.

Состояние конкуренции в РФ. Защита и поддержка конкуренции на рынках Российской Федерации гарантированы основным законом — Конституцией РФ.

Основные направления конкурентной политики были обозначены Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года» и конкретизировались в следующих задачах:

· «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;

· «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Основными угрозами конкуренции на российском рынке являются антиконкурентные тенденции. Во-первых, крупные компании, стремясь нарастить прибыль, стараются занять доминирующее положение на товарном рынке. Во-вторых, хозяйствующие субъекты вместо использования законных методов ведения конкурентной борьбы оказываются заинтересованы в создании барьеров входа на рынок для фирм-конкурентов с помощью государства.

Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют реагирования в первую очередь со стороны государства.

В настоящее время в России существуют три крупнейших естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД».

Федеральная антимонопольная служба считает необходимым внесение существенных изменений в законодательство о естественных монополиях, в направлении снижения их издержек, ужесточения государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.

Для ситуации на рынках РФ характерна проблема раскрытия картелей. Большинство товарных рынков России имеет удобные условия для вступления фирм в сговор. Например:

  • небольшое число фирм на рынке (каждая пятая отрасль в России находится в диапазоне высокорискованных с позиции вероятности создания картелей);

  • близкие по значению уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат;

  • превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей;

  • низкая наукоемкость продукции.

Ранее существовавшая экономическая политика государства способствовала созданию соглашений хозяйствующих субъектов о разделе рынка между собой.

Раскрытие картелей является одной из самых трудных задач антимонопольной политики, поскольку создаются они тайно и выявление их возможно только с помощью оперативно-розыскных мероприятий. Для упрощения деятельности ФАС в 2007 году в Российской Федерации были установлены новые методы борьбы с картелями как программа смягчения наказаний за добровольное информирование о картелях и оборотные штрафы.

Таким образом, дальнейшее развитие антимонопольного законодательства необходимо особенно в уточнении вопросов процедуры «программы смягчения». Но декартелизация рынков представляется невозможной без четко поставленных задач по развитию конкуренции и демонополизации экономики. Для решения проблем конкуренции в России необходимо проведение государственной политики, в частности, путем следующих действий:

· снижение барьеров входа на рынки (в первую очередь, административных и инфраструктурных);

· открытие рынков для международной конкуренции (с условием увеличения конкурентоспособности отечественных производителей);

· развитие транспортной инфраструктуры с целью устранения барьеров в межрегиональной торговле, а также для расширения границ рынков.

В настоящее время в РФ выделяют несколько отраслей, подверженных острым проблемам в вопросе антикартельного регулирования:

  • оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;

  • агропромышленный комплекс и розничная торговля;

  • банковская сфера (потребительское кредитование);

  • фармацевтическая промышленность;

  • металлургическая промышленность;

  • химическая промышленность.

Подробнее рассмотрим состояние конкуренции России на примере нефтегазового рынка.

Нефтегазовая промышленность - одна из важнейших структурных составляющих экономики России, ключевых факторов нормального функционирования производительных сил и населения страны. Нефтегазовая промышленность влияет на формирование доходной части бюджета страны (формирует около 20% ВВП, 50% нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета, 67% валютных поступлений от экспорта нефти, газа и продуктов переработки в общем объеме экспорта, 25% объема инвестиций основной капитал).

Нефтегазовый комплекс России характеризуется высокой степенью концентрации финансовых потоков.

По запасам нефти компании «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» самые крупные в России, в первую очередь, за счет активов в Западной Сибири. «Роснефть», произведя сделку по поглощению компании ТНК-ВР, приобрела 100% акций этой компании. Тем самым заняла позицию крупнейшей компании по объемам добычи и запасам углеводородов в мире. Учитывая такую крупнейшую сделку, после завершения слияния активов, концентрация производства и финансовых потоков в отрасли в целом существенно возросла.

В России происходит укрупнение структуры собственности нефтегазовых компаний. Крупнейшими по объемам добычи, переработки, уровню капитализации являются вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) - «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Сибнефть», «Татнефть» и «Башнефть».

Эти компании занимают лидирующие позиции на рынках сырой нефти и продуктов ее переработки. Свободный рынок нефти практически отсутствует, поскольку ими добывается более 80% нефти в РФ, а более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых этими компаниями. При этом доля государственных нефтегазовых компаний в структуре выручки нефтегазового комплекса России составила почти 60%, обусловив монопольное положение государства в отрасли.

Происходит и монополизация региональных оптовых рынков нефтепродуктов, так как количество независимых АЗС за последние три года сократилось с 70% до почти 50%.

Происходит следующее: доминирующая компания поставляет нефтепродукты по адресам собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий. Осуществление ценового давления со стороны ВИНК не позволяет независимым АЗС быть эффективными. ВИНК также являются доминирующими на рынке услуг по хранению (нефтебазы). Поскольку обеспечение продукцией собственных АЗС является приоритетным, то в условиях дефицита могут происходить перебои с поставкой на независимые АЗС. Это в дальнейшем может привести к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС). Подобная ситуация на рынке наблюдается в 51 регионе страны.

Для выявления степени монополизации нефтегазовой отрасли проанализируем индекс Херфиндаля-Хиршмана. Если значение индекса ниже 1000, то отрасль считается низко-концентрированной, значение в диапазоне 1000-1800 характеризует отрасль как умеренно-концентрированную, а значение выше 1800 как высоко-концентрированную.

Итак, в 2012 г. индекс Херфиндаля-Хиршмана нефтегазовой отрасли России составил 1509, что определяет рынок как умеренно-концентрированный. В 2013 г. после усиления концентрации вследствие приобретения компанией «Роснефть» компании «ТНК-ВР» индекс Херфиндаля-Хиршмана повысился до порогового значения – 1799. (Рисунок 1).

Укрупнение собственности ведет к оптимизации технологической структуры, что делает возможным упрощение процесса привлечения крупных инвестиций в проекты освоения месторождений. Также крупные компании уделяют немало внимания созданию своего благоприятного имиджа, поскольку они размещают свои акции на международных финансовых рынках. Чтобы обеспечить эффективный рост капитализации, им необходимо предоставлять данные о финансовых потоках, об использовании современных технологий, социальном партнерстве в прозрачном виде. Укрупнение компаний имеет и ряд недостатков: угроза монополизации региональных рынков, снижение управляемости и, в ряде случаев, рост издержек. Для личной выгоды в повышении коммерческой эффективности собственного бизнеса крупные компании пренебрегают государственными интересами. Например, при «оптимизации» налоговых схем, лоббировании принятия некоторых законов и т.п. В таком случае необходимо жесткое государственное регулирование путем осуществления контроля за лицензионными соглашениями, постоянным научным мониторингом деятельности ВИНК по вопросам соответствия их собственных интересов национальным.

Федеральную антимонопольную службу России в данном вопросе в первую очередь беспокоит возможность передачи сырья или продукта без заверения сделки купли-продажи между компаниями группы ВИНК. Торговля нефтью внутри ВИНК фактически отсутствует.

Установление таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты носит фискальный характер. Существующий на данный момент порядок установления пошлины не принимает во внимание сезонность спроса и не оказывает регулирующего воздействия на объемы экспорта и предложения на внутреннем рынке.

Таможенная пошлина не выполняет функцию регулятора, что приводит к существенным дисбалансам спроса и предложения при сезонном росте потребления, и, как следствие, к нестабильности цен, что можно проследить на примере внутренних цен на основной экспортный нефтепродукт – мазут.

Конкуренция также влияет на внутреннюю цену продукта. Цену на российскую нефть в частности формирует сравнение цен поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) с альтернативной продажей нефти для переработки на внутренних нефтеперерабатывающих заводах. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России.

Таким образом, для большей устойчивости бизнеса деятельность российских компаний уместно будет направить на увеличение объемов переработки нефти, а также развитие смежных секторов: нефте- и газохимию, электроэнергетику; проведение модернизации и установление реальной оценки стоимости основных фондов.

Анализ состояния конкуренции в Российской Федерации на примере нефтегазового сектора помог доказать, что слияние компаний увеличивает показатели концентрации рынка, то есть рынок становится менее конкурентным. Наличие среди действующих на рынке бензинов автомобильных, дизельного топлива и авиатоплива вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов приводит к созданию барьеров входа на рынок.9

В целом на основе данных, предоставленных Всемирным банком эксперты выяснили, что в России 30% компаний вообще не сталкиваются с конкуренцией, а 29% компаний конкурируют только с местными компаниями на локальном рынке. И только 41% фирм ведет конкурентную борьбу с другими общероссийскими и международными производителями. Данная статистика ярко показывает потребность государства в развитии конкуренции.10

Проблемы конкуренции в Самарской области. Для конкурентной борьбы нередкой характеристикой являются методы, которые противопоставляются принятым нормам и принципам конкуренции, зачастую вступающие в противоречие с законами государства. Исходя из этого выделяют добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Хотя разнообразие «честных» методов борьбы весьма широкое, тем не менее, не все производители пользуются лишь добросовестными методами. Особенность недобросовестной конкуренции заключается в том, что она не способствует, и даже вредит экономическому росту экономики.11

Современное трактование понятия недобросовестной конкуренции дается в ст. 4 закона «О защите конкуренции»: «недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».

В условиях современного бизнеса формы недобросовестной конкуренции выходят за рамки предусмотренных в законодательстве. Происходят прямые нарушения Конституции РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

В Федеральном законе от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" указаны все основные формы недобросовестной конкуренции. Одна из наиболее часто встречающихся на рынке — дискредитация, что означает использование ложных, неточных или искаженных сведений. Эти сведения подрывают клиентуру конкурента, тем самым нанося вред компании-конкуренту и привлекая клиентов к своей продукции.

Введение в заблуждение также является методом недобросовестной конкуренции и производится компанией для привлечения внимания к своим товарам путем распространения недостоверной позитивной информации о своей продукции или услугах. Приведем пример введения в заблуждение, зарегистрированный в УФАС по Самарской области. В органы УФАС поступило обращение ООО «Росгосстрах», согласно которому СОАО «ВСК» предоставило заведомо ложные сведения для получения преимуществ в конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУ здравоохранения Самарской области. Согласно данным, предоставленным в рамках конкурса, СОАО «ВСК» заключило договоров ОСАГО за 2013г. – 20325905 шт. Но информация сайта Центрального Банка за 2013 г. содержит показатель - лишь 2600182 договора. Действия Страхового дома ВСК нарушают ст. 14.2 Закона «О защите конкуренции», запрещающей недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений и по сути своей являются актом недобросовестной конкуренции.12

Законом о защите конкуренции в статье 14.3 запрещается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения. Нарушение этой статьи закона часто идет вместе с нарушением рекламного законодательства. Подробнее эту статью рассмотрим на примере. Реклама: компания «Южный город» называет себя застройщик № 1. Данный рекламный образец содержит прямое утверждение о превосходстве и лидерстве данного застройщика перед конкурентами.

К недобросовестной конкуренции будет также относиться совершение действий, вызывающих смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента (п. 1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции).

Примером нарушения этого пункта служит следующий случай: в апреле 2016 г. в УФАС по Самарской области обратилось ОАО «РН Холдинг» с заявлением о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Поволжье Транснефть». В заявлении говорилось о выявлении фактов незаконного использования ООО «Поволжье Транснефть» обозначений сходных до степени смешения с товарным знаком ОАО «РН Холдинг».

ООО «Поволжье Транснефть» размещало данный товарный знак на своих АЗС и дочерних организациях в течение длительного времени, что привело к ассоциациям у потребителей нефтепродукта с данным участником рынка. Незаконное использование данного товарного знака и сходных с ним до степени смешения обозначений могло привлечь на АЗС «Поволжье Транснефть» покупателей ОАО «РН Холдинг».

Статья 14.8 «О защите конкуренции» оставляет открытым вопрос признания конкурентных действий фирмы недобросовестными.

Так например, Самарским УФАС было возбуждено дело по статье 14.8 в отношении СПАО «ИНГОССТРАХ». Поступившая жалоба от АО «СОГАЗ» в отношении СПАО «ИНГОССТРАХ» и САО «ВСК» содержала информацию о том, что на сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении запроса цен по которым будут заключаться контракты на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской собственности, а именно транспортных средств. Цены, предложенные в заявке «ИНГОССТРАХа» и «ВСК», были ниже суммы расчета страховой премии, установленной заказчиком, поскольку эти компании применили отличные от установленных заказчиком коэффициенты. Этим были обоснованы преимущества данных компаний при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг страхования. Такие действия были признаны действиями с признаками недобросовестной конкуренции.

Таким образом, развитие предпринимательства, технический прогресс, развитие рынка товаров привело к необходимости совершенствования продукции, видов ее реализации. Большое количество форм недобросовестной конкуренции говорит о постоянном развитии рынка товаров. Увеличение разнообразия ассортимента на рынках товаров и услуг ведет к тому, что выдерживать конкуренцию становится сложно. Законы и политика государства стремятся улучшить антимонопольное законодательство и поддержать здоровую конкуренцию между фирмами. Для этого необходимо применение мер по своевременному обнаружению и пресечению появляющихся видов недобросовестной конкуренции, и, конечно, развитие и поддержание добросовестной конкуренции.

На сегодняшний день недобросовестная конкуренция не может быть определена однозначно. Поэтому требуется не только уточнить само понятие недобросовестной конкуренции в законодательстве, но и обозначить четкие критерии ее определения, что поможет избежать споров и поспособствует быстрому выявлению случаев недобросовестной конкуренции.

Развитие конкуренции в Самарской области. В Самарской области был принят план мероприятий по содействию развитию конкуренции в Самарской области на 2016 - 2018 гг. («дорожная карта»), основной целью которого является формирование системной работы региональных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти по вопросам реализации мер, направленных на развитие конкуренции в интересах субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг на территории Самарской области. Основное направление деятельности по реализации "дорожной карты" - развитие конкурентной среды, а также создание благоприятных условий для развития предпринимательства на территории Самарской области, снижение административных барьеров. Мероприятия в плане разработаны по следующим основным направлениям:13

1) мероприятия по содействию развитию конкуренции в Самарской области на приоритетных и социально значимых рынках Самарской области;

2) системные мероприятия по развитию конкурентной среды в Самарской области.

В данной работе для рассмотрения состояния конкуренции в Самарской области был выбран рынок банковских услуг.

Банковская конкуренция — это конкуренция на финансовом рынке, заключающаяся в экономическом состязании банков за финансовые активы. С помощью развития конкуренции на рынке банковских услуг возможна эффективной реализация принципа единства экономического пространства и беспрепятственного перемещения финансовых масс и услуг.14

Для анализа уровня монополизации и концентрации рынка, как правило, используются количественные методы его оценки. Рассмотрим показатели, которые чаще всего используются экономистами: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Данные показатели характеризуют рынок как высоко-, умеренно- или низко-концентрированный.

1. Коэффициент концентрации (Concentration ratio - CR) характеризует суммарную долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка. Но этот показатель имеет существенный недостаток - он не учитывает варианты распределения долей между фирмами.15

Проведем анализ уровня межбанковской концентрации в Самарской области. Наибольшую долю среди банков занимает Сбербанк, почти 50% активов из общего числа приходятся на Сбербанк. На втором месте находится Газпромбанк. Доля остальных банков Самарской области не превышает 10% от общего числа.

Таблица 316

Название банка

Величина активов

(млн. руб)

Доля банка

1

Сбербанк

23 855 259

0,48

2

Газпромбанк

5 297 956

0,107

3

ВТБ24

3 117 601

0,063

4

ФК Открытие

3 091 790

0,063

5

Альфа-Банк

2 396 198

0,048

6

РоссельхозБанк

2 844 699

0,058

7

Банк Москвы

1 810 435

0,037

8

ЮниКредит Банк

1 410 368

0,029

9

Московский Кредитный Банк

1 329 947

0,027

10

Промсвязьбанк

1 269 557

0,025

11

Росбанк

858 085

0,017

12

Райффазенбанк

836 335

0,017

13

БИНБАНК

787 377

0,016

14

Банк Русский Стандарт

540 215

0,01

 

Итог

49 445 822

1

2. Индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI) показывает уровень монополизации конкретного рынка. Он используется как показатель, который необходим, в рамках антимонопольной политики для оценки допустимости разного рода слияний. Индекс рассчитывается через возведение в квадрат рыночной доли каждого предприятия или фирмы в данной отрасли и последующее суммирование полученных результатов. Данный показатель исключает недостаток коэффициента концентрации, поскольку здесь учитывается как количество предприятий, так и неравенство их на рынке. Также индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает разницу между секторами производства, содержащими равное количество товаропроизводителей при разной их доле в реализации продукции.17

По формуле HHI = S12+ S22+ … + Sn2 , где Sn – доли продаж каждого товаропроизводителя. Рассчитываем индекс для ситуации на банковском рынке Самарской области. Получаем результат 0,2604.

В зависимости от значения IHH выделяются три группы:

1) если IHH ≤ 0.1, рынок считается неконцентрированным, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается;

2) если 0.1< IHH ≤ 0.18, рынок рассматривается как умеренно концентрированный, в частности при IHH > 0.14 Органы антимонопольной службы могут потребовать дополнительную проверку целесообразности слияния;

3) если IHH > 0.18, рынок считается высококонцентрированным.

Таким образом, мы видим, что рынок банковских услуг в Самарской области является высококонцентрированным.

Банковская конкуренция, функционируя по общим принципам экономического соперничества на рынке, имеет ряд специфических особенностей: объект (ассортимент услуг и продуктов), масштаб, определяющийся глобализацией финансового рынка, а также антимонопольное регулирование, которое помимо ФАС осуществляется отчасти Банком России. Основной смысл Государственного регулирования заключается в установлении и обеспечении государством равных правил деятельности субъектов банковских отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.18

Список использованных материалов

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изм. и доп.).

Федеральный Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Распоряжение от 9 декабря 2016 г. № 744-р «Об утверждении плана мероприятий "дорожной карты" по содействию развитию конкуренции в Самарской области на 2016-2018 гг.»

Есипов В. Е. Цены и ценообразование: Учеб. С. 121-125.

Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство / Под ред. проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 197-203.

Портер М. Конкуренция. М.: 2005. С. 23-27.

Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. М., 2001. С. 9-11.

Янова В.В. Экономика: Учеб. пос. М. 2005. С. 110-111.

Баран В. И., Баран Е. П. Количественные показатели уровня монополизации рынка // Вестник Российского университета кооперации. Российский университет кооперации. 2014. С.112-116.

Самарская область // Бизнес-журнал. 2006. № 22. С.6-7.

Каримова М.И., Каримова М.И. К вопросу исследования содержания «Конкурентоспособности страны» в условиях становления рыночных отношений // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3.

Лаутс Е. Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности Wolters Kluwer Russia. 2008. С. 7-10.

Мокроносов А. Г., Маврина И. Н. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пос. Екатеринбург: Изд-во Урал унта, 2014. С. 25-29.

Скляр Р.В. Недобросовестная конкуренция: понятие и общая характеристика // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 2. С. 11-23.

Шембетова Э. Р., Кругова И. Н. Анализ и оценка состояния монополизации на оптовых рынках нефтепродуктов // Экономические исследования и разработки. С. 241-244.

Сайт Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - http://samara.fas.gov.ru.

Сайт Центрального Банка РФ - www.cbr.ru.

1 Закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2 Янова В.В. Экономика: Учеб. пос. М., 2005. С. 110-111.

3 На основе: Портер М. Конкуренция. М.: 2005. С. 23-27.

4Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. М., 2001. С. 9-11.

5Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 197-203.

6 На основе: Каримова М.И., Каримова М.И. - К вопросу исследования содержания «Конкурентоспособности страны» в условиях становления рыночных отношений // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3.

7Мокроносов А. Г., Маврина И. Н. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пос. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. С. 25-29.

8 Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изм. и доп.).

9 Шембетова Э. Р., Кругова И. Н. Анализ и оценка состояния монополизации на оптовых рынках нефтепродуктов // Экономические исследования и разработки. С. 241-244.

10Самарская область // Бизнес-журнал. 2006. № 22. С.6-7.

11 Скляр Р.В. Недобросовестная конкуренция: понятие и общая характеристика // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 2. С. 11-23.

12 Сайт Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - http://samara.fas.gov.ru.

13 Распоряжение от от 9 декабря 2016 года N 744-р об утверждении плана мероприятий "дорожной карты" по содействию развитию конкуренции в Самарской области на 2016 - 2018 годы.

14Валиева Е. Н. Конкуренция на рынке банковских услуг: теория и практика. Финансы и кредит. 2014. Выпуск № 40 (616). С. 2-8.

15Есипов В. Е. Цены и ценообразование: Учеб. С. 121-125.

16 На основе данных с сайта www.cbr.ru.

17Баран В. И., Баран Е. П. Количественные показатели уровня монополизации рынка // Вестник Российского университета кооперации. 2014. С.112-116.

18Лаутс Е. Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. Wolters Kluwer Russia, 2008. С. 7-10.

Просмотров работы: 4440