Безработица влечет за собой растрачивание в огромных масштабах рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны как основ производительных сил общества. Очевидно, что работа экономической системы при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы не достигает границ своих производственных возможностей.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, утрату социального статуса и наносит серьезную психологическую травму.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Целью данной работы является изучение сущности безработицы, а также анализ современного состояния безработицы в России и Самарской области.
Возникновение понятия «безработица». Общество стремится и к экономическому росту, и к полной занятости, и к устойчивому уровню цен, одновременно преследуя и другие, менее количественно определённые цели.1
Понятие «полная занятость» с трудом поддается определению. На первый взгляд, его можно трактовать в том смысле, что все самодеятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу.2 Но многовековая практика показывает, что это вовсе не так.
Различия в использовании рабочей силы и эффективности труда существовали на всех этапах развития человечества.
Полная занятость всего трудоспособного населения в большей степени была характерна для первобытного общества, но в то же время в нём существовала проблема перенаселения благоприятных районов и территорий, которая приводила к постоянной борьбе между общинами.
На этапе становления и развития рабовладельческого общества полная занятость была присуща лишь рабам, в то время как основная масса свободных граждан не принимала участия в трудовом процессе.
Феодализм привёл к абсолютному и относительному аграрному переселению. Люди были вынуждены уходить в отхожие промыслы, некоторые стремились пополнять армию с целью захвата новых земель и территорий.
Следует отметить, что на этих трёх первых этапах понятие безработицы ещё отсутствовало. Причиной это является развитие и активное использование в экономике традиционных принципов ведения домашнего хозяйства.
Лишь на индустриальной стадии развития чистого капитализма, давшей толчок к возникновению рыночных отношений, впервые столкнулись с таким массовым социально-экономическим явлением как безработица.
Основные подходы к причинам возникновения безработицы. С этого момента экономическая наука постоянно пыталась выявить причины возникновения безработицы. Между экономистами велись дискуссионные споры, связанные с подходом к определению причин безработицы. И первым, кто решил основательно разобраться в этой проблеме, стал французский экономист Ж. Б. Сэй, который рассматривал рынок как частный случай закона спроса и предложения.
В своём исследовании Ж. Б. Сей пришёл к довольно простому выводу: чрезмерно высокий уровень заработной платы и есть главная причина безработицы.
С критикой идеи установления на рынке труда автоматического равновесия спроса и предложения выступил английский экономист Т. Мальтус (1766-1843). Он утверждал, что в течение значительного периода времени и капитал, и население могут становиться избыточными по отношению к спросу на продукцию.
Сокращение личных доходов, вызванное демографической причиной превышения темпов роста народонаселения над темпами роста производства, влечёт за собой падение спроса.
Отсюда можно сделать вывод, что чрезмерно стремительный рост населения приводит к возникновению безработицы. Вот только опыт современного социального развития показал, что безработица может существовать даже в высокоразвитых странах с предельно низкой рождаемостью и абсолютным сокращением населения. Значит, следует искать другие причины безработицы.
Более подробно причины безработицы исследовал немецкий экономист К. Маркс в своём труде «Капитал» во второй половине 19 века. Именно он заметил, что рост массы и стоимости средств производства, приходящихся на одного работника, напрямую связаны с техническим прогрессом. Поэтому причину безработицы К. Маркс видел в относительном отставании спроса на труд от темпов накопления капитала. Согласно К. Марксу в условиях капиталистического производства безработица возникает неизбежно в связи с «изменениями в строении капитала». Это значит, что растёт его доля, ассигнуемая на вещественные факторы, а доля затрат на рабочую силу снижается.
Английский экономист Дж. М. Кейнс представил логическую модель механизма, который раскручивал экономическую нестабильность и её интегральную составляющую – безработицу. Это стало его заслугой в разработке теории безработицы. Экономист отмечал, что с ростом национального хозяйства в развитой рыночной экономике большинством населения потребляется не весь доход, так как определённая его часть становится сберегаемой. Поэтому необходим определённый уровень эффективного потребительского и инвестиционного спроса, который бы позволил превратить сбережения в инвестиции. Люди не будут заинтересованы во вложении капитала, так как снизится потребительский спрос, и, следовательно, снизится спрос на инвестиции.
Снижение стимулов к инвестированию приведёт к остановке роста производства и даже к его свёртыванию, что, в конечном счёте, вызовет рост безработицы.
Согласно неоклассической концепции рынок труда действует на основе ценового равновесия, а его главным регулятором выступает цена рабочей силы.
Неоклассики (Дж. Пери, М. Фелдстайн, Р. Холл и др.) считают безработицу добровольной, так как работники отказываются одинаково трудиться за меньшую заработную плату. Неоклассическая концепция основывается на идее господства совершенной конкуренции на рынке благ и труда, поэтому теория неоклассиков рассматривает зависимость спроса на труд от ставки реальной заработной платы, поскольку условием максимизации прибыли является ее равенство предельной производительности труда. При данном уровне технического развития и фиксированном объеме капитала снижение ставки реальной заработной платы ведет к увеличению спроса на труд, и наоборот. Тогда предложение труда выступает возрастающей функцией, зависящей от ставки заработной платы и ставки процента. Повышение любой из этих ставок стимулирует домашние хозяйства больше трудиться, заменяя своё свободное время рабочим. Такая зависимость спроса и предложения на рынке труда от ставки заработной платы в совокупности с гибкостью цен, при условии полной и эффективной занятости, обеспечивает на нём устойчивое равновесие. Под полной занятостью не следует понимать вовлечение в общественное производство всего трудоспособного населения, потому что не все люди желают наниматься на работу на условиях сложившейся на рынке труда равновесной цены. Более того, их участие в общественном производстве экономически неэффективно, так как при заданном объеме капитала предельная производительность труда этой части трудоспособного населения окажется ниже ставки реальной заработной платы.
Неоклассическая концепция не рассматривает вмешательство государства в экономику путём установления минимального размера заработной платы, не принимает во внимание деятельность профсоюзов, так как, по мнению неоклассиков, они являются показателями несовершенства рынка.
Бороться с безработицей и неполной занятостью следует за счёт стимулирования занятости, вызванного увеличением капитала, который, в свою очередь, способствует росту производительности труда, и поддержания рыночной заработной платы на основании закона спроса и предложения.
Экономисты до сих пор ещё не пришли к общему выводу о том, почему появилось такое социально-экономическое явление как безработица. Тем не менее, в экономической науке принято выделять следующие возможные причины возникновения безработицы:
избыток населения (мировая экономика трудоизбыточна, и способствует этому стремительный рост народонаселения);
давление профсоюзов и социально-экономическая активность населения поспособствовали установлению выше равновесного уровня ставок заработной платы;
научно-техническая революция привела к тому, что капитал стал вытеснять труд;
наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты склонны диктовать условия, на основе которых должна производиться оплата труда работников, кроме того, становится явной тенденция к занижению объема занятости)
низкий платёжеспособный спрос (безработица возникает из-за того, что снижается спрос на труд, носящий производный характер, по причине отсутствия спроса на товары и услуги).
Рассмотрим, как трактуется современное понятие безработицы. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми в производстве людьми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Безработицу относят к макроэкономическим проблемам из-за двух основных причин. Во-первых, она порождается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны. Во-вторых, безработица сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.
Анализируя проблему безработицы, необходимо чётко определить критерии отнесения экономически активного населения к разряду безработных. Для этого обычно берётся определённый период времени, в рамках которого рассматривается всё экономически активное население страны.
В Российской Федерации к безработным принято относить лица в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственные или коммерческие службы занятости, использовали или размещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий (работодателям), использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела;
в) были готовы приступить к работе.
Ни один из перечисленных критериев не может исключаться при отнесении людей к числу безработных. Все они имеют одинаковую важность, если человеку необходимо присвоить статус безработного.
Кроме того, к числу безработных лиц относят тех, кто проходит обучающие программы по направлению службы занятости. Такие категории населения как учащиеся школ в возрасте старше 14 лет, студенты, пенсионеры и лица с инвалидностью учитываются в качестве безработных только при условии, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, в соответствии с критериями, изложенными выше.
Измерение, виды и последствия безработицы. Измерить безработицу можно такими дополняющими друг друга показателями, как уровень и продолжительность безработицы.
Уровень безработицы — это доля безработных в общей величине рабочей силы.
Он измеряется в процентах и рассчитывается по формуле:
u = (U/L)*100%, где u – уровень безработицы; U – число безработных;
L – рабочая сила.
Уровень безработицы определяется отношением официально зарегистрированных безработных к численности самодеятельного населения, живущего в основном на доходы от своего труда.
С точки зрения занятости, показатель уровня безработицы не даёт возможности получить достоверное представление о состоянии рынка труда, так как он не учитывает в своих подсчётах фактор времени, т.е. продолжительность пребывания людей без работы. Поэтому зачастую низкий показатель уровня безработицы может оказаться для экономики более предпочтительным, чем высокий.
Решения, принимаемые теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет спрос на него, в основном и формируют уровень безработицы. При принятии подобных решений люди, конечно же, учитывают как ожидаемые издержки, так и возможные выгоды. Рост нехватки рабочих мест является отражением темпов экономического роста и уровня безработицы. Более того, они отражают изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Такие факторы, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально-должностным группам, источники дохода, не связанные с основной работой, способны оказывать влияние как на издержки согласия на работу, так и на издержки отказа от неё.
Становится явной тенденция к увеличению численности незарегистрированных безработных, которые вместо обращения в службу занятости предпочитают находить альтернативные источники существования, не учитываемые государственной статистикой. Другими словами, люди выбирают неофициальные источники своего дохода. В свою очередь, это требует усиления контроля со стороны органов управления.
Определение уровня безработицы при полной занятости осложняется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Однако при подсчёте статистических данных, определяющих уровень безработицы, всё же принято выделять три группы людей из числа занятых и безработных. Во-первых, это группа частично занятых. Во-вторых, работники, потерявшие надежду на трудоустройство. И, в-третьих, люди, дающие ложную информацию о своей занятости. Кратко рассмотрим каждую из них.
Частичную занятость составляют все занятые неполный рабочий день работники, которых официальная статистика относит к полной занятости. Такое рассмотрение частично занятых работников в составе полной занятости значительно занижает уровень безработицы. Такие данные искажают реальную ситуацию на рынке труда.
Работники, потерявшие надежду на трудоустройство. Проблема заключается в том, что многие работники, безуспешно пытаясь найти работу в течение какого-то времени, постепенно теряют надежду на ее получение и выпадают из состава рабочей силы.3 Другими словами, они вообще исключаются официальной статистикой из состава рабочей силы, что так же приводит к искажению информации о состоянии рынка труда и к занижению.
Что касается людей, дающих ложную информацию о своей занятости, то в данной ситуации прослеживается завышение уровня безработицы. Такую информацию люди дают в связи с предпочтением получения пособий по безработице, которые иногда выдаются лишь во время поиска работы. Также свою занятость склонны скрывать лица, занимающиеся теневой экономикой и преступными действиями, связанными, например, с наркоторговлей.
Основная методология расчёта уровня безработицы разработана Международной организацией труда, а также она может быть представлена в соответствии с законодательством страны, в частности такая методология основывается на специальных государственных нормах. На международном уровне МОТ с помощью государственных органов периодически проводит опросы населения с целью выяснения обстановки на рынке труда. В России для этого создана Федеральная служба государственной статистики.
Федеральная служба по труду и занятости РФ подсчитывает уровень безработицы, основываясь на официально зарегистрированных безработных. На основании этой информации проводится оценка состояния рынка труда и разрабатывается государственная политика особого планирования бюджета, предназначенная для поддержки безработных и стимулирования занятости.
За последние годы по данным Росстата в России наблюдаются незначительные колебания в уровне безработицы (см. Рис. 1).4
Рисунок 1. Уровень безработицы в России по методологии МОТ, 2015-2016 гг.
Ситуация с безработицей в большинстве федеральных округов остаётся неизменной. Самый низкий уровень безработицы отмечается в Центральном федеральном округе, а самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (см. Рис. 2).5
Рисунок 2. Уровень безработицы в Федеральных округах.
Что касается безработицы в Самарской области, то здесь прослеживается увеличение уровня безработицы с 3,4 до 4,1 процентов, а также увеличение численности безработных с 60,1 до 71,9 тысяч человек за прошедшие два года.
Второй немаловажный показатель безработицы – её продолжительность. Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы лицами, имеющими статус безработного на конец анализируемого периода.
Незначительные сроки продолжительности безработицы могут свидетельствовать, во-первых, о мобильности рабочей силы; во-вторых, об интенсивности миграционного потока трудовых ресурсов. В-третьих, о наличии правильно функционирующей информационной системы, а также о развитой инфраструктуре рынка труда. Поэтому воздействия рыночных механизмов и структурных сдвигов в домашних хозяйствах обеспечивают быструю адаптацию свободных трудовых ресурсов к изменяющейся экономической ситуации.
Виды безработицы. Принимая во внимание продолжительность безработицы, экономисты выделяют следующие виды безработицы. Это кратковременная безработица, в состоянии которой человек может находиться от одного до двух месяцев, умеренная безработица, длительность которой не превышает двенадцати месяцев, длительная безработица сроком от двенадцати до восемнадцати месяцев и самая продолжительная, превышающая отметку полутора лет, застойная безработица.
Данные характеристики продолжительности безработицы довольно условны, так как одному человеку, пребывающему в состоянии безработного около двух-трёх месяцев, безработица может показаться чрезмерно продолжительной, в то время как другой человек, обладающий определёнными сбережениями и накопленными средствами, может безразлично относиться и к более продолжительной безработице.
В экономике существует ещё одна классификация безработицы, связанная с причинами, её вызывающими. На её основе выделяют фрикционную, сезонную, структурную и циклическую безработицы.
Фрикционная безработица. Из-за того, что рабочие и фирмы находятся в постоянном поиске наилучших условий занятости, рынку труда всегда присуща определённая безработица, даже если на нём устанавливается равновесие между спросом и предложением. При условиях обладания достоверной информацией о рынке труда и перемещениях по нему данное равновесие устанавливалось бы мгновенно, и тогда бы безработицы не было. Только в современной реальности достигнуть этого идеала невозможно. Пока будет существовать динамичность рынка труда, будет существовать и фрикционная безработица. Величина динамичности рынка труда зависит от частоты перемещения рабочей силы и вакансий по нему, а также от скорости и эффективности, с которой люди, находящиеся в поиске работы и предлагающие свободные вакансии, встречаются друг с другом.
Фрикционной безработице присущи некоторые характерные особенности. Во-первых, довольно большое количество людей во всех демографических группах, отраслях и регионах подвержено этому типу безработицы. Во-вторых, её продолжительность охватывает довольно короткий промежуток времени. В-третьих, при любых условиях на рынке труда всегда будет неизбежна фрикционная безработица.
В какой-то мере этот тип безработицы носит позитивный характер, так как рабочие сами принимают решения о переходе на более продуктивную и высокооплачиваемую работу, чем они уже имеют.
Сезонная безработица возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложения труда. Некоторые экономисты приравнивают сезонную безработицу к фрикционной и не выделяют её как особый тип, однако другие считают, что сезонную безработицу необходимо рассматривать отдельно. Туристические сезоны, климатические колебания и строительство новых объектов влияют на повышение спроса на труд, что и приводит к сезонным изменениям в уровне производства и занятости. Увеличение числа выпускников школ и высших учебных заведений в летний период изменяет уровень предложения труда, который, в свою очередь, вызывает увеличение безработицы на рынке труде.
Возникновение структурной безработицы связано, в первую очередь, с несоответствиями между имеющимися видами работ и видами рабочей силы, находящихся в поисках вакансий. Особенности географического положения, возрастные характеристики рабочих, особенности специальностей и образования зачастую вызывают это несоответствие.
Например, образование на рынке труда рабочих мест, требующих высокой квалификации, очень скоро приводит к росту структурной безработицы. И это при том, что имеющаяся рабочая сила не обладает подобной характеристикой. Возникновение в районах со слабой концентрацией рабочей силы новых рабочих мест также может стать причиной структурной безработицы.
Особенностями структурной безработицы можно назвать её долговременный характер, а также то, что в результате технологических сдвигов, упадка ведущих отраслей экономики или регионального перемещения рабочих мест она затрагивает только определенные группы рабочей силы.
Основными методами борьбы с данной безработицей являются, во-первых, государственные программы развития определённых отраслей и отдельных регионов экономики и связанные с ними мероприятия по переквалификации работников. Во-вторых, признание необходимости перемещения безработных из депрессивных районов страны в наиболее благополучные; в-третьих, предоставление рабочих мест безработным в государственном секторе экономики.
Совокупность фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы, соответствующий потенциальному ВВП. По-другому его ещё называют уровнем безработицы при полной занятости.
Неспособность совокупного спроса в экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать приводит к возникновению на рынке труда циклической безработицы. Иногда её ещё называют безработицей недостаточного спроса, или кейнсианской безработицей.
Циклическая безработица в отличие от фрикционной и структурной, возникает из-за недостатка рабочих мест в целом. Циклическая безработица тесно связана с движением экономического цикла, в фазе подъема которого уровень безработицы снижается, а в фазе депрессии — возрастает. Хронический экономический застой, который также называют «долговременной стагнацией», наряду с цикличностью экономического развития способен приводить к возникновению циклической безработицы недостаточного спроса.
Особенности циклической безработицы в сравнении с фрикционной и структурной безработицей связаны, во-первых, с наличием существенных ежегодных колебаний занятости, зависящих от общего экономического цикла. Во-вторых, как и фрикционная безработица, циклическая безработица также широко распространена в масштабах всей экономики страны. В-третьих, продолжительность циклической безработицы обычно, хотя и не всегда, превышает продолжительность фрикционной, но уступает продолжительности структурной безработицы.
Борьба с циклической безработицей подразумевает создание определенных программ государственной политики, обеспечивающих стабильные и эффективные темпы экономического роста. Помимо этого, не лишней станет возможность осуществления общегосударственных проектов, задействованных в строительстве автомагистралей, развитии и модернизации городского хозяйства в периоды депрессии. В конечном счёте, они приведут к повышению совокупного спроса.
Помимо названных видов безработицы существует следующая классификация, включающая в себя скрытую, зарегистрированную и частичную безработицу.
Возникновение частичной безработицы связано со снижением спроса на продукцию предприятия. В случае возникновения такой ситуации перед предпринимателем встаёт непростой выбор. Он должен либо сократить штат трудящихся на него сотрудников, оставив возможность лишь небольшой части персонала отрабатывать полное рабочее время, либо не увольнять их, сократив время работы сотрудников до неполного. И то, и другое неизбежно ведёт к возникновению частичной безработицы.
Зарегистрированная безработица способна дать довольно правдоподобную характеристику занятости на рынке труда, так как она отражает реальное количество людей, находящихся в поиске работы и готовых незамедлительно к ней приступить. Минусом можно назвать лишь то, что эти данные основаны на информации только об официально состоящих на учёте в государственной службе занятости граждан.
Скрытая безработица является характерной особенностью российской экономики, так как постоянные экономические кризисы, возникающие в условиях неполного использования производственных ресурсов, вынуждает предпринимателей переводить работников на неполный рабочий день или неделю, а так же отправлять их в так называемые отпуска без содержания. Официально эти работники безработными не признаются, но с экономической точки зрения они таковыми и являются.
Социально-экономические последствия безработицы. Принято выделять такие два особо значимые для общества последствия безработицы, как социальные и экономические.
Социальные последствия безработицы, в первую очередь, связаны с тем, что приобретя статус безработного, человек постепенно утрачивает свой статус личности. Он попадает в непривычную для него ситуацию, решение которой зависит уже не только от него, и это порождает неудовлетворённость собой и обществом и неуверенность в завтрашнем дне. Всё это, в конечном счёте, приводит к снижению социальной стабильности. Рост бедности, охватывающей активную часть образованного и квалифицированного населения, также является следствием безработицы. Процесс обеднения населения без должного вмешательства государства путём применения защитных социальных мер способен привести к так называемой хронической бедности.
Безработица вызывает обострение криминогенной ситуации в стране, которое способно принести вред не только отдельному человеку, но и всему обществу в целом. Оставаясь «за бортом» в случае потери работы, человек вынужден искать новые источники дохода. И очень часто такие заработки носят незаконный, противоправный характер. Безработица толкает людей на совершение краж, воровства и даже грабежей, а также вызывает значительный рост мошенничества, особенно в финансовой сфере.
Как следствие, усиливается социальная напряжённость в обществе. Она выражается в психическом и моральном неудовлетворении безработных людей существующим экономическим положением и в утрате авторитета властно-политического аппарата, что приводит, в конечном счёте, к различным конфликтам.
Безработица ухудшает физическое и душевное здоровье людей. На почве стрессов и депрессий, связанных с потерей и безуспешным поиском работы, заболеваемость населения начинает превышать свой средний уровень. Люди начинают испытывать не только материальные затруднения, но и затруднения, направленные на восстановление и поддержание состояния здоровья.
Нельзя не отметить тенденцию к увеличению социальной дифференциации общества и к снижению трудовой активности населения. Разрыв между богатыми и бедными ощущается безработными намного чувствительнее, так как они уже не могут позволить себе прежний уровень жизни, который сохранялся до потери работы. Подавленные психически и материально люди теряют желание трудиться.
Наряду с негативными последствиями выделяют и такие положительные, как увеличение социальной значимости и ценности труда, предоставление большей свободы в выборе желаемой профессии и увеличение свободного времени человека.
Рассмотрим экономические последствия безработицы. Главным здесь можно выделить то, что происходит отставание объема ВВП от объёмов, присущих обществу, используемому свои потенциальные возможности и то, что издержки безработицы неравномерно распределяются между различными социальными группами населения.
Американский экономист Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – не выпущенной или безвозвратно потерянной продукцией, получившее впоследствии название закона Оукена. Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового внутреннего продукта составляет 2,5%.
Он отражает взаимосвязь рынка благ и рынка труда, а также зависимость между изменением уровня безработицы и краткосрочным движением реального ВВП.
Одним из негативных экономических последствий безработицы можно назвать сокращение производства. Товары и услуги выпускаются в меньшем объёме в связи с уменьшением спроса на них и отсутствием трудовых ресурсов. Снижается потенциальная возможность производства товара и услуг, и, следовательно, снижаются темпы развития общества, вынужденного не полностью использовать свои потенциальные возможности.
Государство вынуждено выделять всё больше средств из государственного бюджета на финансовую поддержку безработных. С увеличением числа безработных увеличивается число пособий, выплачиваемых гражданам, состоящим на учёте в службе занятости. И чем продолжительнее оказывается безработица, тем больше средств из бюджета расходуется на её устранение. Происходит снижение налоговых поступлений в государственный бюджет. Населению негде взять денег на уплату налогов. Кроме того, увеличение числа безработных ведёт к сокращению поступаемых в бюджет средств, полученных за счёт ставки подоходного налога.
Утрата квалификации человека, получившего статус безработного, возможно в случае довольно продолжительной безработицы. Если человек находится слишком долго в поиске работы, его квалификация может либо понизиться, либо вообще утратиться. Это явление особенно характерно для людей, занимающихся в сфере медицины, так как через пять лет с момента потери работы они утрачивают и свою квалификацию.
К негативным последствиям безработицы также относятся снижение жизненного уровня населения и недопроизводство национального дохода.
Положительными последствиями безработицы экономисты называют создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики и стимулирование посредством безработицы роста интенсивности и производительности труда.
Регулирование рынка труда и его особенности в России. Рынок труда представляет собой одну из важнейших составляющих рыночной экономики, которая поставляет в неё такой фактор производства как рабочую силу. Национальный рынок труда является отражением экономической ситуации страны в целом, так как на него накладывают отпечаток действующие в стране нормативно-правовые акты, регулирующие экономическую систему.
Началом развития свободных товарных отношений, которые окончательно сформировались лишь к концу XIX в., в российской сфере труда принято считать отмену крепостного права в 1861 г. Поначалу рынок труда России значительно отличался от уже сложившегося и функционирующего европейского рынка. Его развитие значительно затормозил советский период, когда процветало жёсткое государственное регулирование заработной платы, существовала высокая монополизация экономики и отсутствовала значительная дифференциация зарплаты в зависимости от результатов труда. Однако были и положительные моменты. Например, связанные с работой льготы и социальные услуги, такие как получение бесплатного жилья, устройство детей в детские сады и лагеря, а также льготные путевки в санатории и т.д.
Перестройка 90-х годов двадцатого столетия привела к разрушению плановой системы движения кадров, новое государство отказалось от жёсткого регулирования заработной платы взамен на установление минимального размера оплаты труда (МРОТ). Всё это сопровождалось длительными задержками выплаты зарплаты, резкое увеличение дифференциации оплаты труда привело к нестабильности экономики, ограничивающей мобильность рабочих.
Даже в наши дни российский рынок труда далёк от идеала. Несовершенство законодательной базы, рост скрытой безработицы, неконтролируемая миграция населения и рабочей силы между странами СНГ, недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости, низкая мобильность рабочей силы – вот те факторы, что сопровождают российский национальный рынок труда на современном этапе развития.
Функционирование рынков труда требует свободного перемещения рабочей силы между различными экономическими отраслями, например, отраслями народного хозяйства, поэтому очень важно, чтобы заинтересованные в работе граждане могли свободно перемещаться как внутри страны, так и за её пределами. Для этого государству необходимо следить за развитием социальной инфраструктуры, включающей в себя рынок жилья и обеспечивающие достойный уровень жизни людей различные услуги, так как предполагаемые рабочие не должны испытывать трудностей, связанных с поиском подходящей работы на новом месте жительства.
От выполнения этих условий зависит нормальное формирование и функционирование национального рынка труда, который будет охватывать уже не отдельные регионы, а всю страну в целом. Хорошее влияние на деятельность единого народнохозяйственного комплекса страны оказывают укрепление межхозяйственных связей, свободное перемещение капитала между субъектами страны и углубленное разделение между ними общественного труда.
Нормальное и стабильное функционирование российского рынка труда, несмотря на современные темпы развития, всё ещё остаётся недостигнутым. Уровень развития транспортных связей между субъектами России не обеспечивает беспрепятственное преодоление огромной территории страны, а экономическое развитие регионов между собой значительно различается.
Разрушение единого народнохозяйственного комплекса СССР привело к тому, что все межхозяйственные связи оказались разорваны, произошла децентрализация системы управления экономикой страны, которая способствовала экономической изоляции регионов друг от друга. Произошло сокращение масштабных межрегиональных экономических взаимоотношений в связи с передачей значительного числа полномочий из центра в регионы.
Современные региональные рынки труда России слишком обособлены друг от друга по сравнению с аналогичными национальными рынками труда в большинстве стран мира. Проблема экономической обособленности российских регионов усугубляется:
стремлением регионов к экономической самостоятельности, выходящим за пределы здравого смысла под влиянием политических причин, нездоровых амбиций региональных руководителей;
отсутствием четкого разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами государственной власти;
неопределенностью функций органов местного самоуправления в решении конкретных жизненно важных проблем населения.
Экономическая обособленность российских регионов делает локальные рынки труда чересчур замкнутыми, что приводит к снижению мобильности рабочей силы. Люди становятся незаинтересованными в переезде на место жительство с высоким уровнем безработицы, более того, им трудно покинуть такой регион, так как их преследует низкий уровень жизни и недостаток средств на смену места жительства.
Экономически стабильный регион становится в глазах мигрантов наиболее привлекательным, так как в нём у них велика вероятность получения интересной и стабильной работы с постоянным и высоким заработком. Люди ожидаемо тянутся к более высокому уровню доходов, чем они уже имеют. Поэтому можно отметить, что степень замкнутости и изолированности региональных российских рынков труда значительно влияет на экономическое состояние региона, и как следствие, на его привлекательность в глаза населения.
Экономическое развитие каждого региона значительно влияет на формирование национального рынка труда. Из-за экономической обособленности регионов друг от друга происходит дифференциация качественного состава рабочей силы, что влечёт за собой повышение уровня безработицы в наиболее подверженных депрессиям регионах.
Снижение качества трудовых ресурсов в экономически слабых регионах связано, во-первых, с длительной безработицей значительной части трудоспособного населения, приводящей в результате, к утрате квалификации. Во-вторых, с перераспределением определенной доли квалифицированной рабочей силы в те отрасли и сферы труда, где требуется малоквалифицированная рабочая сила. В-третьих, с сужением масштабов воспроизводства квалифицированных работников, обусловленного изменениями в структуре спроса на труд и масштабами снижения этого спроса в целом. Резкое сокращение промышленного производства приводит к тому, что снижается потребность в подготовке высококвалифицированных рабочих, техников, инженеров. Угрозу перспективам развития трудового потенциала общества несёт в себе переориентация структуры учебных мест в высших учебных заведениях в пользу экономических, управленческих и юридических специальностей, которые отвечают исключительно конъюнктурному спросу населения только на сегодняшний день. Возможности будущего экономического роста в стране подрывает отсутствие системы массовой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.
В-четвёртых, со снижением уровня жизни большинства семей, которые не имеют возможности обеспечить своим детям получение профессионального образования. И дело здесь не только в недоступности получения платного образования, но и в невозможности материального содержания неработающих детей, получающих бесплатное профессиональное образование. Участие в трудовой жизни без профессии и специальности чревато для молодых людей перспективой остаться в сфере низкоквалифицированного, либо неквалифицированного труда на всю жизнь.
И хотя наша страна обладает развитой сетью государственных высших и средне-профессиональных учебных заведений, способной подготовить кадры профессионалов, специалистов и квалифицированных рабочих для всех секторов экономики, важным условием формирования полноценного национального рынка труда всё ещё остаётся преодоление экономической обособленности регионов и субъектов страны с последующим объединением их в единое целое. Поддержка распространения мелких фирм и предприятий внутри регионов способна дать ещё один важный толчок к развитию национального рынка труда.
Такое направление экономической политики как регулирование рынка труда направлено на преодоление безработицы и воздействует различными способами на соотношение спроса на труд и его предложения.
Современная экономика подразумевает государственное регулирование с помощью законов условий труда и режима рабочей недели, основанных на нормах технической безопасности и максимальной продолжительности рабочей недели. Сюда также можно отнести обязательную оплату сверхурочных часов работы.
Государственное законодательство направлено против экономической дискриминации. Оно регулирует деятельность монополий и профсоюзов, действующих в стране, устанавливает порядок заключения коллективных договоров и проведения забастовок, которые могут быть запрещены для тех профессий, которые направлены на поддержание жизнедеятельности общества. Это, например, медицинские сотрудники или сотрудники правоохранительных органов.
В те сферы и отрасли экономики, которые по каким-либо причинам испытывают острую нехватку трудовых ресурсов, иммиграционное законодательство разрешает дополнительные трудовые ресурсы, а также оно регулирует численность рабочей силы, поддерживая её на необходимом уровне. К мерам законодательного регулирования также принято относить установление в стране минимальной заработной платы, или минимального размера оплаты труда, который будет выполнять своеобразную функцию ориентира для установления фиксированного уровня дохода для всех занятых трудом людей. Но подобный метод носит довольно противоречивый характер.
Законодательное фиксирование ставки минимальной заработной платы на уровне равновесной цены труда, в конечном счёте, снижает спрос на него, потому что вместо большого числа работников предприниматели предпочитают нанимать на работу небольшое количество людей. Рост издержек, связанных с заработной платой, может изменить уровень деловой активности фирм. Такое изменение способно привести к убыточности фирмы, и они уже не смогут впоследствии нести издержки по более высокой зарплате. Это станет причиной того, что работники с низкой заработной платой окажутся без работы. Но в случае, если минимальный размер оплаты труда будет эффективным, он сможет повлиять на повышение производительности труда с последующим преодолением эффекта безработицы.
Так как обществу известен факт о малой эффективности работников с низкой заработной платой, государству необходимо установить такой минимум заработной платы, который бы позволил работодателям намного эффективнее использовать рабочий потенциал наёмных работников. То есть оценивающий выполненную работу на достойном уровне. Помимо этого, минимальный размер оплаты труда формирует дифференцированную базу оплаты труда не только отдельной фирмы, но и всего народного хозяйства страны.
Наряду с законодательными мерами регулирования рынка труда применяются экономические, связанные, с одной стороны, с фискальной политикой налогообложения, а с другой – с выплатой различных субсидий и трансфертов. Если трансферты в большей степени предназначены отдельным физическим лицам и не имеют определённой направленности, то субсидии выделяются целенаправленно как физическим, так и юридическим лицам.
С помощью выплат трансфертов и субсидий отдельным гражданам становится возможным увеличение спроса населения на товары и услуги и как следствие увеличение спроса на труд. Трансферты же благодаря своим особенностям способны привести к росту спроса на определённые виды товаров и услуг, если только изменения не касаются таких трансфертных платежей, как социальные пенсии и пособия по безработице. Эти изменения отрицательно влияют на предложение рабочей силы.
Для того чтобы предложение труда было динамичным, используются смягчающие положение безработного меры, действующие преимущественно однонаправленно в сторону снижения. Например, увеличение числа лиц, получающих пособия по безработице. Нередки случаи, когда в странах с высоким размером пособий по безработице наблюдается масштабная безработица.
Рост спроса на рынке труда могут вызвать субсидии, которые государство выплачивает фирмам. Например, нацеленность фирм на расширение производства заставит их увеличить объём как применяемых, так и трудовых ресурсов. Однако субсидирование новых трудосберегающих технологий может также снизить спрос на труд.
Для стимулирования занятости существуют субсидии найма и субсидии занятости. В первом случае наниматель получает определенную сумму в расчете на каждого вновь нанятого работника, во втором – в расчете на всех занятых. Однако реальный эффект этих субсидий сильно варьируется, что снова может вызвать снижение спроса на труд.
Ещё одним способом государственного регулирования рынка труда является найм работников в общественном секторе, который имеет большое значение в современных развитых экономиках. Благодаря государственной деятельности создаются рабочие места даже в таких сферах занятости, где возможно отсутствие спроса на труд, например, в сфере финансируемой государством фундаментальной науке.
Также методом государственного регулирования рынка труда выступают различные программы снижения уровня безработицы, которые направлены на стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест в государственном секторе, подготовку и переподготовку рабочих кадров, содействие найму рабочей силы и, наконец, социальное страхование безработицы, то есть выплату пособий потерявшим работу не по своей воле. Законодательные документы большинства стран ставят основные условия получения такого пособия и продолжительность его выплаты. Основная же деятельность по регулированию рынка труда отводится бирже труда.
Борьба с безработицей в Самарской области ведётся на основе действующей программы мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда. Основными ее направлениями являются опережающее профессиональное обучение, стажировка выпускников образовательных учреждений, общественные и временные работы, а также содействие безработным гражданам в организации собственного дела.
Рынок труда Самарской области представляет большое количество центров занятости. В основные задачи этих центров, согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации», входят, во-первых, оценка текущего состояния и прогнозы развития занятости населения, регулярное информирование властных структур и населения о положении на рынке труда. Во-вторых, активное участие в разработке целевых программ по социальной защите населения, как на федеральном, так и на территориальном уровне. В-третьих, оказание населению необходимой помощи в профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышении квалификации. В-четвёртых, оказание финансовой поддержки незанятому населению со статусом безработного и членам их семей в виде социальных выплат, пособий и досрочных пенсий.
Например, в 2009 г. служба занятости Самарской области для борьбы с безработицей ввела опережающее обучение новым профессиям готовящихся к увольнению людей с целью обеспечения их временной работы, помочь с открытием собственного дела, а также организовывать переезд в другую местность с трудоустройством и выплатой подъемных.
В 2011 г. в Самарской области была принята программа мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. В данной программе большое внимание уделялось занятости людей с ограниченными возможностями здоровья, что позволило создать рабочие места для инвалидов посредством возмещения затрат работодателям. Кроме того, активно практиковалась поддержка предприятий, которые трудоустроили граждан-инвалидов – за счет средств областного бюджета им компенсировали затраты на выплату заработной платы.
Демографический аспект включал в себя переобучение женщин, работающих во вредных условиях, и женщин, находящихся в декретном отпуске и отпуске по уходу за детьми, для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Модернизационный аспект программы сопряжен с обеспечением занятости выпускников и профессиональным обучением. Впервые бюджетные средства были выделены на переобучение работников именно тех предприятий, которые проводят модернизацию или имеют программы развития.
Периодически в Самарской области с целью снижения уровня безработицы и обеспечения занятости населения проводятся ярмарки вакансий, мониторинги имеющихся вакансий в муниципальных учреждениях и на муниципальных предприятиях, осуществляется работа «Мобильного Центра занятости населения» в различных посёлках, оказывается поддержка малому и среднему предпринимательству на их первоначальном этапе становления. Из казны Самарского областного бюджета на 2017 год выделено около 85 млн. рублей на выплату пособий по безработице. С учётом роста уровня безработицы и количества безработных данную сумму планируется реализовать наиболее эффективно и продуктивно.
Список использованных материаловПослание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 "Послание Президента РФ Федеральному Собранию". М., 2011.
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". М., 2016.
Артамонов В.С. Макроэкномика: Учеб. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. М.: Юрайт-Издат, 2008. 399 с.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1996. Гл. 10.
Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. 23, § 1-4 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
Носова С.С. Основы экономики. М.: Владос, 2003.
Рофе A.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М.: МИК, 2008.190 с.
Селищев А. С. Макроэкономика: Учеб. СПб: Питер, 2013. 448 с.
Белов А.Л. Проблема безработицы: возможные пути решения //Российская бизнес-газета. 2007. № 10.
Сергеев М. Россия в условиях финансово-экономического кризиса: перспективы роста безработицы //Независимая газета. 2009.14.09. № 6.
Фроловская Т. Жизнь без труда: хроническая безработица в России пока не началась // РБК. 2009.02.07. № 7.
Российский статистический ежегодник. 2016 год: Стат. сборник. М.: Госкомстат, 2016.
Addison, J. T. Portugal P. Unemployment duration: Competing and Defective Risks. - The Journal of Human Resources, 2003, vol. 38.
Frijters, P. and van der Klaauw B. Job search with non-participation. - The Economic Journal, 2006, vol. 116.
Федеральная служба государственной статистики – http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/.
1 См.: Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Учеб. / М., 1999. С.157.
2 См.: Там же. С.161.
3См.: Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Учеб. / М., 1999. С.164.
4 См.: Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./ Росстат. – М., 2016.
5 См.: Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./ Росстат. – М., 2016.