ПРИБЫЛЬ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИБЫЛЬ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение прибыли. Основной целью любого предприятия или бизнеса является получение прибыли, т. к. именно прибыль служит главным источником расширения производства, роста доходов предприятия и его собственников. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна. Теории прибыли в экономической литературе.

Классическая школа политической экономии.

Классическая школа экономики - это широкий термин, который относится к доминирующей экономической парадигме XVIII и XIX веков. Адам Смит, шотландский мыслитель и экономист, считается прародителем классической теории. Главными представителями этой школы являются А. Смит, Д, Рикардо, Н. У. Сениор, И. Г. фон Тюнен, Р. Кантильон, Ж.-Б. Сэй, Дж. С. Милль, К. Маркс.

Самые ранние классические экономисты разработали теории стоимости, цен, предложения, спроса и распределения. Почти все отвергли вмешательство правительства в рыночные биржи, породив французскую фразу "laissez-faire".

Многие фундаментальные концепции и принципы классической экономики были изложены в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).1 Сильно возражая против теории и политики меркантилизма, которые господствовали в Великобритании с XVI века, Смит утверждал, что свободная конкуренция и свободная торговля лучше всего способствуют экономическому росту страны. Адам Смит считал, что сообщество приносит большую пользу, когда каждый из его членов преследует собственные интересы. В системе свободного предпринимательства люди получают прибыль, производя товары, которые другие люди готовы купить. К тому же, люди тратят деньги на товары, которые они хотят или в которых они нуждаются больше всего. Смит так же продемонстрировал, как очевидный всем хаос конкурентной купли-продажи превращается в упорядоченную систему экономического сотрудничества, способную удовлетворить потребности отдельных лиц и увеличить их богатство. Он также отметил, что эта кооперативная система происходит через процесс индивидуального выбора, в отличие от центрального направления, которое было общепринято.

Смит называл прибылью всю разницу между добавленной трудом стоимостью и заработной платой и в этих случаях имел в виду прибавочную стоимость. В других случаях Смит понимал под прибылью остаток после уплаты ренты, а также процента, и тогда прибылью называл, предпринимательский доход капиталиста.2 Он решительно отвергал мнение, что прибыль – это просто другой вид заработной платы, которая возмещает труд по надзору и управлению предприятием, и приводил в обоснование своего взгляда убедительные аргументы. Размеры прибыли определялись, по его мнению, не количеством, тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению, а размерами употребленного в дело капитала. Кроме того, на многих крупных предприятиях функции надзора и управления передаются наемному управляющему. Адам Смит считал прибыль закономерным результатом производительности капитала и вознаграждением капиталистов за их деятельность, труд и риск.3

Смит отмечал тенденцию нормы прибыли к понижению, указывал, что прибыль более низка в развитых капиталистических странах. Прямое исчисление нормы прибыли он считал практически невозможным, но предлагал заменить сравнение нормы прибыли во времени и пространстве сравнением ставок ссудного процента. В Англии, писал он, обычно считается, что процент может составлять около половины прибыли. Смит дает следующее объяснение тенденции понижения процента и нормы прибыли: в богатых странах и с ходом экономического развития образуется избыток капитала, который вызывает рост конкуренции капиталов и снижение доходности. Низкий уровень процента и нормы прибыли Смит рассматривал как проявление экономической развитости и здоровья нации.

Проанализировав работу свободного предпринимательства, Смит ввел основы теории стоимости труда и теории распределения. Что интересно, Давид Рикардо, классик политической экономии и одновременно оппонент Адама Смита, распространялся на обе идеи в своей работе «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817). В своей трудовой теории стоимости, Рикардо подчеркивал, что стоимость (т. е. цена) товаров, произведенных и реализуемых в условиях конкуренции, стремится быть соразмерными расходам на оплату труда, понесенных для их производства. Однако Рикардо полностью признал, что в течение короткого периода цена зависит от спроса и предложения. Это понятие стало центральным в классической экономике, как и теория распределения Рикардо, которая делила национальный продукт между тремя социальными классами: зарплата рабочих, прибыль владельцев капитала и арендная плата владельцев жилья. Принимая во внимание ограниченный потенциал роста любой национальной экономики, Рикардо пришел к выводу, что определенный социальный класс может получить большую долю от общего продукта только за счет другого.4

Более значимыми были последствия классической экономической мысли для доктрины свободной торговли. Наиболее влиятельным является принцип сравнительных преимуществ Рикардо, который гласит, что каждая страна должна специализироваться на производстве тех товаров, которые она может производить наиболее эффективно; все остальное должно импортироваться. Эта идея подразумевает, что если бы все государства в полной мере воспользовались территориальным разделением труда, то общий мировой объем производства неизменно был бы больше, чем если бы государства пытались быть самодостаточными. Сравнительно-преимущественный принцип Рикардо стал краеугольным камнем 19-го века в международно-торговой теории.

Следующий этап развития идеи о том, что сутью предпринимательской функции является несение бремени риска, связан с именем И. Тюнена, которого также можно назвать сельскохозяйственным предпринимателем. Во втором томе своего «Изолированного государства» (1850)5 Тюнен определяет прибыль предпринимателя как остаточный доход, получающийся, если из валовой прибыли вычесть процент на инвестированный капитал, плату за управление и страховой взнос. Последний рассчитывается в соответствии с исчислимым риском предприятия. Таким образом, доход предпринимателя, по Тюнену, связан не просто с риском, а с риском непредсказуемым, неисчислимым, от которого нельзя застраховаться. Такого риска в деятельности предпринимателя также хватает, поскольку он являете «изобретателем и исследователем в своей области».

Так же бы хотелось отметить такую важную вещь, как «модель Тюнена». Работа немецкого экономиста XIX века Иоганна Генриха фон Тюнена объясняет экономические последствия падения затрат, связанных с космическим мостом. Тюнен стал отцом пространственной экономики, когда он изложил основную логику того, как производители распределяются в пространстве. Он пояснил, что владельцы мобильных производственных факторов, таких как капитальные и технические знания, должны получать одинаковую прибыль, независимо от того, работают ли их активы в центре деятельности или на периферии, на расстоянии от центральных рынков. Иначе они занимаются “локальным арбитражем"6 — то есть переезжают из мест, где им платят меньше, в места, где им платят больше. Короче говоря, цены на неподвижные земли и рабочую силу меняются в обратном направлении в зависимости от расстояния от центральных рынков.

Говоря о классической школе политической экономики нельзя не выделить Ричарда Кантильона. Кантильон был одним из немногих, кому удалось с прибылью выйти из аферы Джона Ло и вовремя продать акции «Миссисипской компании». Единственная книга Кантильона «Эссе (очерк) о природе торговли вообще» была издана уже после его смерти в 1755 г. Исследователи считают ее «наиболее систематичным, ясным и в то же время наиболее оригинальным из всех изложений экономических законов до "Богатства народов". Кантильон, видимо, был самым значительным из предшественников классической школы и внес большой вклад в развитие количественной теории денег. Но здесь нас интересует небольшой фрагмент его труда, посвященный предпринимательству.7

В занимающей всего лишь пять страниц главе XIII своей книги Кантильон впервые ввел термин «предприниматель» в экономическую теорию, обозначив так человека, покупающего по известной цене, а продающего по неизвестной и, следовательно, несущего риск. К категории предпринимателей он отнес не только купцов и ремесленников, но и фермеров (цена на их продукт заранее не известна, так как зависит от урожая), а также разбойников, нищих и прочих лиц с неопределенным заработком. Иллюстрируя свою мысль, Кантильон описывает следующую цепочку: фермер выращивает урожай, продает его оптовому покупателю, тот везет его в город и продает розничным торговцам или ремесленникам, которые, в свою очередь, продают свои товары дальше по цепочке. Каждый член цепочки является предпринимателем, так как, покупая товар по известной цене, он не может заранее знать своей будущей выручки. Напротив, предпринимателями не являются генерал, придворный или слуга, получающие фиксированное жалованье. Кантильон подчеркивает, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Так что предпринимательская функция у Кантильона четко отличается от функций капиталиста или управляющего. Взаимодействию предпринимателей (коммерции) Кантильон придавал первостепенное значение в экономике.

Учения экономистов классической школы привлекли много внимания в середине 19-го века. Трудовая теория стоимости, например, была принята Карлом Марксом, который проработал все ее логические последствия и объединил ее с теорией прибавочной стоимости, которая была основана на предположении, что только человеческий труд создает все ценности и, таким образом, является единственным источником прибыли.

Теория трудовой ценности является основным столпом традиционной марксистской экономики, что проявляется в шедевре Маркса, Капитал (1867г.). Основная мысль теории проста: стоимость товара может быть объективно измерена средним количеством рабочих часов, необходимых для его производства.

Если пара обуви обычно занимает в два раза больше времени, чтобы произвести, чем пара штанов, например, то обувь в два раза дороже, чем брюки. В долгосрочной перспективе, конкурентоспособная цена обуви будет в два раза дороже штанов, независимо от стоимости материальных ресурсов.

Трудовая теория стоимости преобладала среди классических экономистов в середине девятнадцатого века. Адам Смит, например, заигрывал с трудовой теорией ценности в своей классической обороне капитализма, богатстве народов (1776), и Давид Рикардо позже систематизировал ее в своих принципах политической экономики (1817).

Так что трудовая теория ценности не была уникальной для марксизма. Маркс сделал попытку, однако, повернуть теорию против чемпионов капитализма, толкнув теорию в направлении, которое большинство классических экономистов боялись следовать. Маркс утверждал, что теория могла бы объяснить стоимость всех товаров, в том числе и товаров, которые рабочие продают капиталистам за зарплату. Маркс назвал этот товар "рабочей силой".

Рабочая сила - это способность работника производить товары и услуги. Маркс, используя принципы классической экономики, объяснил, что стоимость рабочей силы должна зависеть от количества рабочих часов, которое требуется обществу, в среднем, для того, чтобы накормить, одеть и укрыть работника, чтобы он имел возможность работать. Иными словами, долгосрочная заработная плата работников будет зависеть от количества рабочих часов, необходимых для производства человека, пригодного для работы. Предположим, что для того, чтобы прокормить, одеть и защитить работника каждый день, необходимо пять часов труда, чтобы он мог работать на следующее утро. Если бы один рабочий час равнялся одному доллару, то правильная зарплата составляла бы пять долларов в день.8

Маркс тогда задал по всей видимости разрушительный вопрос: если все товары и услуги в капиталистическом обществе, как правило, продаются по ценам (и зарплате), отражающим их истинную стоимость (измеряемую часами труда), как может быть, что капиталисты получают прибыль-пусть даже в краткосрочной перспективе? Как капиталистам удается выжать остаток между совокупными доходами и совокупными затратами?

Капиталисты, ответил Маркс, должны пользоваться привилегированным и мощным положением в качестве владельцев средств производства и поэтому способны безжалостно эксплуатировать рабочих. Хотя капиталист платит работникам правильную зарплату, почему-то Маркс был ужасно смущен, здесь капиталист заставляет рабочих работать больше часов, чем нужны для создания рабочей силы работника. Если капиталист платит каждому работнику по пять долларов в день, то он может потребовать от работников работать, скажем, двенадцать часов в день—не редкость рабочего дня во времена Маркса. Следовательно, если один рабочий час равен одному доллару, то рабочие производят для капиталиста двенадцать долларов продукции, но получают только пять. Итог: капиталисты извлекают “прибавочную стоимость”9 из рабочих и получают денежную прибыль.

Хотя Маркс пытался использовать трудовую теорию ценности против капитализма, протянув ее до своих пределов, он непреднамеренно продемонстрировал слабость логики теории и лежащих в ее основе предположений. Маркс был прав, когда утверждал, что классическим экономистам не удалось адекватно объяснить капиталистическую прибыль. В конце XIX века, экономисты отвергли трудовую теорию стоимости. Главные экономисты считают, что капиталисты не получают прибыли от эксплуатации рабочих. Вместо этого, по их мнению, предприниматели-капиталисты получают прибыль, забывая о текущем потреблении, рискуя и организуя производство.

Маркс предсказал, что конкуренция между капиталистами будет расти настолько жестко, что, в конечном итоге, большинство капиталистов обанкротятся, оставив лишь горстку монополистов, контролирующих почти все производство. Это, для Маркса, было одним из противоречий капитализма: конкуренция, вместо того чтобы создавать лучшие продукты по более низким ценам для потребителей, в перспективе создает монополию, которая эксплуатирует как рабочих, так и потребителей. Что происходит с бывшими капиталистами? Они попадают в ряды пролетариата, создавая больший запас рабочей силы, падение зарплат и то, что Маркс назвал растущей резервной армией безработных. Также, по мнению Маркса, анархический, незапланированный характер сложной рыночной экономики склонен к экономическим кризисам, поскольку поставки и потребности становятся несогласованными, вызывая огромные колебания деловой активности и, в конечном счете, тяжелые экономические депрессии.

Современные трактовки развития прибыли.

Представителями современных трактовок теории прибыли являются Й. Шумпетер, Ф Найт, И Кирцнер, Т. Шультц, М. Кассона, Ц. Кайзер, А. Караянис.

Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 - 1950) — австрийский и американский экономист, утверждал, что “совершенная” конкуренция - это путь к максимальному экономическому благосостоянию. При совершенной конкуренции все фирмы в отрасли производят одно и то же добро, продают его по одной цене и имеют доступ к одной и той же технологии. Часто предприниматель является также капиталистом; тем не менее, в принципе существует множество различий между воплощением новых методов производства и предоставлением капитала, требуемого для финансирования нового предприятия. Капиталист зарабатывает «процент», в то время как предприниматель зарабатывает «прибыль», и без динамических перемен, создаваемых предпринимателем, норма прибыли будет вскоре падать до нуля.10

Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1972) — американский экономист. Найт был одним из основателей так называемой чикагской школы экономики. Найт сделал свою репутацию книгой «Риск, неопределённость и прибыль», которая была основана на его кандидатской диссертации. В ней Найт изложил, почему “идеальная конкуренция” не обязательно исключает прибыль. Его объяснением была “неопределенность”, которую Найт отличал от риска. По словам Найта, “риск” относится к ситуации, в которой вероятность исхода может быть определена, а значит, исход застрахован. «Неопределенность», напротив, относится к событию, вероятность которого неизвестна. Рыцарь утверждал, что даже в условиях долгосрочного равновесия предприниматели будут получать прибыль в качестве прибыли за то, что мирятся с неопределенностью. Различие между риском и неопределенностью Найта до сих пор преподается в экономических классах.

Знаменитая статья Найта «Некоторые заблуждения в трактовке социальной стоимости», в которой он взялся за мнение Артура Пигу о том, что заторы дорог оправдывают налогообложение дорог, является еще одним его вкладом в экономику. Рыцарь показал, что если дороги находятся в частной собственности, владельцы дорог будут устанавливать сборы, которые уменьшат заторы. Поэтому государственного вмешательства не требуется.

Итак, теория предпринимателя и предпринимательской функции не без оснований представляется нам неким заповедником субъективных и психологических подходов к экономике, где им не угрожает серьезная конкуренция со стороны вездесущей неоклассической теории с ее рациональным максимизатором. Предприниматель, по Шульцу, - это человек, способный справиться с неравновесной ситуацией как в экономической деятельности, так и вне ее (особенно в сфере распределения времени между различными занятиями). Эта способность - редкий ресурс, а предположение его зависит от соотношения предельных выгод и затрат, связанных с приобретением данного вида человеческого капитала (под затратами понимаются в первую очередь затраты на получение соответствующего образования).

Условия максимизации прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Что такое "неявные издержки"? Неявные издержки - это любая стоимость, которая уже произошла, но не обязательно отображается или отражается как отдельный расход.11 Она представляет собой стоимость, которая возникает, когда компания выделяет внутренние ресурсы на проект без какой-либо явной компенсации за использование ресурсов. Это означает, что, когда компания выделяет свои ресурсы, она всегда забывает о возможности зарабатывать деньги на использовании ресурсов в другом месте.

Примеры косвенных издержек включают потерю процентных доходов по фондам и амортизацию машин для капитального проекта. Неявные издержки также могут быть нематериальными затратами, которые не легко учитываются, например, в ситуациях, когда владелец выделяет время на содержание компании, а не распределяет эти часы в другом месте. В большинстве случаев издержки не учитываются для целей бухгалтерского учета.

Когда компания нанимает нового сотрудника, например, существуют косвенные затраты на обучение этого сотрудника. Если руководитель выделяет восемь часов существующего рабочего дня для обучения нового члена команды, то подразумеваемыми затратами будет почасовая заработная плата существующего сотрудника, умноженная на восемь. Это связано с тем, что часы можно было бы распределить на текущую роль сотрудника. При принятии решений о корпоративном финансировании подразумеваемые затраты всегда должны учитываться при принятии решения о распределении ресурсов компании.

Неявные издержки технически не понесены и поэтому не могут быть точно измерены для целей бухгалтерского учета. Денежные обмены при реализации неявных издержках отсутствуют. Однако, они являются важными затратами, чтобы убедиться, потому что они помогают менеджерам принимать эффективные решения от имени компании.

Это резко контрастирует с явными издержками12 - другой широкой категоризации бизнес-расходов. Эти затраты представляют собой любые расходы, связанные с выплатой денежного или иного материального ресурса на предприятие. Аренда, зарплата и прочие операционные расходы рассматриваются как прямые издержки и отражаются в финансовой отчетности компании.

Основное различие между этими двумя видами затрат заключается в том, что косвенные затраты - это затраты на возможность, в то время как явные затраты – это расходы, оплачиваемые собственными материальными активами компании. Это делает неявные затраты синонимом вменяемых расходов, в то время как явные затраты считаются из кармана расходы. Неявные затраты труднее измерить, чем явные затраты, что делает неявные затраты более субъективными, чем явные. Неявные затраты помогают менеджерам рассчитать общую экономическую прибыль, тогда как явные затраты используются для расчета бухгалтерской прибыли и экономической прибыли.

Эти два определения стоимости важны для разграничения двух походов к прибыли - бухгалтерской прибыли и экономической прибыли. Бухгалтерская прибыль - это денежное понятие. Это означает вычет явных издержек из общей прибыли. Экономическая прибыль представляет собой совокупный доход за вычетом совокупной стоимости, которая включает как явные, так и неявные затраты.

Разница важна. Несмотря на то, что бизнес платит подоходный налог на основе своей бухгалтерской прибыли, независимо от того, является ли он экономически успешным, зависит от его экономической прибыли.13

Далее следует показать расчет бухгалтерской,14 а также экономической прибыли на определенном примере:

Таблица 1 – пример:

Доход от реализации продукции

+ 10 000 р.

     

- минус прямые расходы (наем работников, покупка сырья, оплата энергоресурсов и т.п.)

- 6 000 р.

   

-минус косвенные расходы (амортизация, жалование управляющим, накладные расходы и др.)

- 1 100 р.

   

Бухгалтерская прибыль

+ 2 900 р.

   

- минус неявные издержки за риск предпринимателя

- 1 600 р.

   

Экономическая прибыль

+ 1 300 р.

   

Нормальная прибыль является вознаграждением за выполнение определенных предпринимательских функций, то есть некоторый элемент внутренних издержек наряду с так называемой внутренней рентой, а также внутренней зарплатой.

Балансовая прибыль определяется как разница между выручкой от реализации товаров или услуг, а также материальными затратами и амортизацией, заработной платой.

Предельной прибылью является некоторая разница между предельным доходом, а также предельными издержками. Предельная прибыль, также как и предельный доход, а также предельные издержки, является положительной именно до некоторого уровня производства товара, но по достижению определенного уровня она становится отрицательной, то есть выпуск какой-либо продукции начинает становиться убыточным.

Условия максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периоде.

При первом запуске малого бизнеса его цель может показаться относительно понятной: заработать как можно больше денег для его владельцев. Но для того, чтобы бизнес был успешным в долгосрочной перспективе, новое предприятие должно сбалансировать основную цель зарабатывания деньги с более непосредственным требованием, как победа над клиентами. Эти две мотивации являются основной разницей между максимизацией прибыли и доходов и иллюстрирует трудности в выборе подходящей стратегии для малого бизнеса только начинающих.

Прибыль – это сумма стоимости, которая остается после вычитания расходов, понесенных вашим бизнесом в течение года, из суммы выручки, которую он производит.15 Помимо дополнительных денежных средств, прибыль может быть определена как уменьшение обязательств, увеличение активов, или увеличение стоимости владельцев в компанию. Максимизация прибыли16 (см. Табл. 1) описывает, когда предприятие может продать продукт, чтобы предельный доход равнялся предельной стоимости при увеличении стоимости предельной стоимости. Это означает, что производство и продажа продукции предприятия достигают такой точки, что, если бы предприятие продавало еще одну единицу, оно начало бы терять деньги, потому что затраты на производство этой единицы превысили бы цену единицы на рынке. Достижение этой цели с точностью в реальном мире трудно, но она иллюстрирует общую стратегию максимизации годовой прибыли владельцев, даже если это означает, что не делать продажи, которые могли бы быть сделаны, если бы бизнес произвел больше.

Динамика прибыли в современной экономике России.

Рентабельность — это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не толь ко для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность предприятия может исчисляться по-разному. Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, применяется для обобщения оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. Суть прибыльности фирмы – это выручка-затраты с выручкой в зависимости от цены и количества проданного товара.17

Факторы, влияющие на рентабельность фирмы:

1. Степень конкуренции, с которой сталкивается фирма. Если фирма обладает монопольной властью, то у нее мало конкуренции. Поэтому спрос будет более эластичным. Это позволяет Фирме увеличивать прибыль за счет повышения цены. Например, очень прибыльные фирмы, такие как ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и ОАО «Газметтал» разработали степень монополии власти, с ограниченной конкуренцией. Однако, теоретически, государственное регулирование может препятствовать монополиям злоупотреблять своей властью, например, часто могут остановить компании, вступающие в сговор (для повышения цен).

2. Если рынок очень конкурентный, то прибыль будет меньше. Это потому, что потребители будут покупать только у самых дешевых фирм. Также важным является идея состязательности. Конкурентоспособность рынка - это, насколько легко выйти на рынок новым фирмам. Если вхождение будет легким, то фирмы всегда будут сталкиваться с угрозой конкуренции; даже если это будет просто “ударить и запустить конкуренцию” – это снизит прибыль.

3. Сила спроса. Например, спрос будет высоким, если продукт модным. Например, компании мобильной связи были прибыльны в период роста спроса и роста рынка. Некоторые компании, как МТС, успешно вырезали сильную лояльность бренда. Однако в последние годы прибыль для компаний мобильной связи упала, поскольку высокая прибыль стимулировала предложение, уменьшая рост спроса.

4. Состояние экономики. Если будет экономический рост, то будет увеличиваться спрос на большинство продуктов, особенно на элитные продукты с высокой доходностью эластичности спроса. Например, производители элитных спортивных автомобилей получат выгоду от экономического роста, но пострадают в условиях рецессии.

5. Реклама. Успешная рекламная кампания может увеличить спрос. Однако при увеличении выручки потребуется покрыть расходы на рекламу.

6. Относительные издержки. Увеличение расходов приведет к снижению прибыли; это может включать затраты на рабочую силу, затраты на сырье и стоимость аренды. Например, девальвация обменного курса приведет к росту стоимости импорта, а значит, компании, импортирующие сырье, столкнутся с ростом издержек. В качестве альтернативы, если фирма способна повысить производительность за счет совершенствования технологии, то прибыль должна увеличиваться. Если фирма импортирует сырье, то валютный курс будет важен. Девальвация делает импорт более дорогим. Тем не менее, обесценивание обменного курса хорошо для экспортеров, которые станут более конкурентоспособными.

7. Эффект масштаба. Фирма с высокими фиксированными затратами должна будет производить много, чтобы извлечь выгоду из экономии масштаба и производить в минимально эффективных масштабах, в противном случае средние затраты будут слишком высокими. Например, в сталелитейной промышленности мы видели много рационализации, где средние фирмы потеряли свою конкурентоспособность и вынуждены были сливаться с другими.

8. Динамически эффективно. Если фирма не будет динамически эффективна, то со временем затраты увеличатся. Например, у государственных монополий часто не было стимулов для снижения издержек, например, избавления от избыточной рабочей силы. Поэтому до приватизации они не приносили никакой прибыли, однако с работой и стимулами рынка они стали более эффективными.

9. Управление. Успешное управление имеет важное значение для долгосрочного роста и прибыльности фирмы. Например, плохое управление может привести к снижению морального духа работников, что наносит ущерб обслуживанию клиентов и обороту работников. Кроме того, фирмы могут пострадать от принятия неправильных планов расширения. Например, многие банки брали рискованные субстандартные ипотеки и это привело к большим потерям.

10. Цели фирм. Не все фирмы получают максимальную прибыль. Некоторые фирмы могут стремиться увеличить долю рынка и в этом случае прибыль будет принесена в жертву, чтобы получить долю рынка. Например, это стратегии в какой-то степени «Пятерочки» и «Магнита».

Распределение прибыли.18

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется:

— на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники;

— на совершенствование технологии и организации производства;

— на модернизацию оборудования;

— улучшение качества продукции; — техническое перевооружение;

— реконструкцию действующего производства.

— на формирование резервных фондов;

— на выплату доходов учредителям (участникам);

— на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы);

Чистая прибыль также является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов.19

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать, и поощрять результаты труда работников предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.

Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом.

Схемы распределения чистой прибыли:

1. Предприятия: ЧП = РФ + ФН + ФП,

где ЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд,

ФН – фонд накопления, ФП – фонд потребления.

2. Товарищества: ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР,

где ПР — прибыль, распределенная между учредителями.20

Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.21

Фонд накопления — средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия). Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств.

Фонд потребления – средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий, и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия.

Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

Налоговая нагрузка. В анализе хозяйственной деятельности любой организации важную роль играет оценка налоговых обязательств, которая позволяет определить, насколько обременительна существующая налоговая система для экономического субъекта и какую долю ресурсов привлекают на себя платежи в бюджет, то есть определить налоговую нагрузку предприятия.

Налоговая нагрузка — это расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; в ред. от 23.07.2010).22

Данное определение применяется при оценке налоговой нагрузки на конкретный инвестиционный проект и имеет ряд недостатков:

1) при оценке используется лишь количественное значение, абсолютная величина, без учета соотношений с иными показателями финансово-хозяйственной деятельности;

2) из расчета исключены отчисления в Пенсионный фонд РФ, хотя на данный момент они составляют существенную долю в расходах предприятия и являются самым большим платежом, начисляемым из фонда оплаты труда. Таким образом, данное определение для его полноценного применения нуждается в некотором уточнении и корректировке.

Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки служат данные налогового и бухгалтерского учета. Следует отметить, что они опираются на различные нормативные правовые базы: бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010), положениями по бухгалтерскому учету, методическими указаниями, учетной политикой; налоговый же основан на НК РФ и приказах Минфина России и ФНС России, разъясняющих отдельные нормы.

Налоговая служба ежегодно (начиная с 2006 г.) публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности и приводит ее в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Таблица 3. Примеры налоговой нагрузки по отраслям23

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

   

2016

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4,2%

3,6%

2,9%

2,9%

3,4%

3,5%

3,5%

 

3,5%

Добыча полезных ископаемых:

30.3%

33.2%

35,2%

35,7%

38,5%

37,9%

32,3%

 

32,3%

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

33,2%

36,3%

39,0%

39,6%

42,6%

41,5%

35,6%

 

35,6%

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических полезных ископаемых

11,0%

13,0%

10,6%

8,2%

8,3%

11,3%

11,9%

 

11,9%

Обрабатывающие производства

7,2%

7,1%

7,5%

7,2%

7,1%

7,1%

7,9%

 

7,9%

Строительство

11,3%

12,2%

13,0%

12,0%

12,3%

12,7%

10,9%

 

10,9

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2,4%

2,4%

2,8%

2,6%

2,6%

2,7%

2,8%

 

2,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

19,7%

22,2%

18,6%

17,9%

17,5%

17,2%

15,4%

 

15,4%

                     
                     

Тарифные квоты. В последние годы в разных странах в отношении импорта продовольственных товаров, включая мясо птицы, широкое применение получили тарифные квоты, представляющие собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара по пониженным ставкам таможенных пошлин; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами, применяемыми в соответствии с таможенным тарифом, в России – в соответствии с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС).24 В целом, тарифная квота характеризуется тем, что: 1) она предоставляется, как правило, в отношении ограниченной группы сельскохозяйственных товаров и не на взаимной основе; 2) предоставляется в отношении товаров, происходящих из третьих стран, с учетом системы тарифных преференций и действия договоров о зоне свободной торговли; 3) носит временный характер; 4) применяется в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ; 5) предусматривает предельный объем товаров, которые могут быть ввезены по квоте, с превышением данного количества применятся ставка по ЕТТ.

Рассмотрим данные тарифы на примере мяса птицы. В 1990 г. объемы поставок на рынке импортного мяса птицы не превышали 2,4%. Либерализация экономики и отсутствие должных государственных мер в сфере таможенно-тарифного регулирования привели к резкому падению отечественного производства мяса птицы с 1801 тыс. тонн в 1990 г. до 630 тыс. тонн в 1997 г. и увеличению доли импорта в 1997 г. до 64,5%25.

Первым мероприятием со стороны государства, реально регулирующим рынок мяса птицы и защищающим интересы отечественных птицеводческих предприятий, было введение на период 2003-2006 гг. импортных квот на ввоз мяса птицы. Квоты устанавливались в качестве специальных экономических мер в следующих объемах: 2003 г. (с 30 апреля) – 744 тыс.тонн, 2004 г. – 1050 тыс.тонн, 2005 г. – 1090 тыс.тонн, 2006 г. (по 30 апреля) – 306 тыс.тонн26. В 2006 г. в отношении импорта мяса домашней птицы были введены и действуют по настоящее время тарифные квоты.27

В результате действия данных мер и ряда других факторов отечественные предприятия достигли стабильного наращивания объемов производства мяса птицы (прирост производства в 2009 г. по отношению к 2003 г. – 1500 тыс. тонн). Темпы роста не снижались даже в период экономического кризиса 2008-2009 гг.28 Объемы тарифных квот на мясо птицы с 2010 года по 2014 год не изменялись. Тарифная квота на мясо птицы и пищевых субпродуктов в России составляет 364 тыс. тонн. Большая часть ее – 250 тыс. тонн – приходится на замороженные половины или четвертины кур, а также ножки. Тарифная квота на фарш распределена между Евросоюзом – 80 тыс. тонн и другими странами – 20 тыс. тонн.

На сегодняшний день ставка ввозной таможенной пошлины на мясо птицы составляет 25% от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг в рамках тарифной квоты и 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг – вне квоты.29 К 2020 г. планируется отмена тарифной квоты на импорт мяса домашней птицы и установление единой ставки таможенной пошлины в размере 37,5%.

В последние годы объемы импорта мяса птицы на территорию России неуклонно сокращаются (см.Рис. 4). По данным Росстата, поставки мяса птицы в 2015 г. сократились до 250 тыс. тонн и составили 5,6% (для сравнения в 2008 г. – 33,3%) в общей емкости рынка мяса птицы в РФ, включая импорт из Беларуси, который составил около 50% от всего импорта.

Рисунок 4. Импорт и экспорт мяса птицы, 2013-2015 гг., в тоннах.30

Сегодня производство мяса – одна из крупных отраслей агропромышленного комплекса России.

Проанализировав данные Росстата, можно увидеть динамику роста производства мяса птицы в Российской Федерации за период с 2010 по 2016 гг. (см.Рис. 5).

Рисунок 5. Производство мяса птицы в РФ.

Анализ данных показывает, что действие тарифных квот положительно сказывается на отечественном производстве мяса птицы в России. Данный механизм таможенно-тарифного регулирования можно признать оптимальным методом регулирования импорта, позволяющим увеличивать отечественное производство мяса птицы.

Сравнение уровня рентабельности в отраслях промышленности и торговли

Большинство предприятий представляют собой совокупность индивидуальных видов деятельности (предприятий), которые, как правило, дополняют друг друга. Но владелец должен отдельно оценивать каждую деятельность, чтобы знать, какие из них получают прибыль и какие виды деятельности должны быть изменены (расширены или заключены договора). На этой странице представлен анализ предприятия; процедура анализа различных видов деятельности предприятия.

Целью проведения анализа предприятия является определение рентабельности определенной части общего бизнеса, подготовка отчета о прибылях и убытках - процедура оценки рентабельности всего бизнеса.31

Доходы, затраты и прибыль предприятия измеряются количественно в денежном выражении, но анализ предприятия также требует понимания физических величин входа и выхода. Первая задача – определение предприятия.

Таблица 5. Область сопоставления: отрасли и виды деятельности.

Отрасли промышленности

Вид экономической деятельности

Добывающая, в т.ч.:

Нефтедобывающая

Газовая

Угольная

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Нефтеперерабатывающая

Производство кокса и нефтепродуктов

Электроэнергетика

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Черная и цветная металлургия

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

Химическая и нефтехимическая

промышленность

Химическое производство

Производство резиновых и пластмассовых изделий

Легкая промышленность

Текстильное и швейное производство

Производство кожи, изделий из кожи

Пищевая промышленность

Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак

Отраслевая рентабельность продукции. По данным официальной статистики, лидерами по уровню рентабельности в среднем за анализируемый период являются добывающий сектор (27,7%) и металлургия (26,1%), рентабельность которой в совокупности с производством кокса и нефтепродуктов (20,8%) и производством прочих неметаллических минеральных продуктов (14,1%) существенно повысили рентабельность обрабатывающего сектора в целом (в среднем 14,3%). Неплохо по данным официальной статистики выглядит сельское хозяйство, которое за анализируемый период из убыточных секторов превратилось в прибыльную отрасль с рентабельностью 14,5% в 2017 г., на 4 п.п. превышающую рентабельность пищевой отрасли. Так же не видна убыточность «Транспорта», который по ОКВЭДу учитывается вместе с высокорентабельной «Связью». А вот рентабельность «Торговли» по данным Росстата выглядит более чем скромно (9,5%).

Таким образом, анализ основных финансово-экономических показателей функционирования основных видов деятельности российской экономики позволяет утверждать об их высокой степени дифференциации. Обрабатывающий и добывающий секторы в российской экономике существенно различаются спецификой деятельности, технической оснащенностью, инвестиционной привлекательностью, методикой исчисления издержек и уровнем рентабельности. Поэтому необходима разработка долгосрочной стратегии промышленного развития России, включающую производственную и налоговую программы. Первая должна учитывать отраслевой механизм формирования и структуру валовой добавленной стоимости, уровень материальных затрат и фонда оплаты труда, амортизацию, инновационное и инвестиционной развитие. Исходя из полученных результатов производства (отраслевой прибыли), строится налоговая стратегия, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.

Список использованных материалов

Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" (06 июля 1999 г.) // Экономика и жизнь. 1999. № 35.

Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 04.12.2012) О формах бухгалтерской отчетности организаций (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18023) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 35.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; в ред. от 23.07.2010..

Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997. 248 с.

Бланк И.А. Управление прибылью. К.: "Ника - Центр",2005. 544 с.

Бляхман Л.С. Экономика фирмы: Учеб. пос. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

Богачев В. Н. Прибыль?!...: О рыночной экономике и эффективности капитала. М.: Финансы и статистика, 1993. 287 с.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. М.: Юристъ, 2010. 640 с.

Вечканов Г., Вечканова Г. Микроэкономика: Учеб. СПб.: Питер, 2012. 464 с.

Горбачева Л.А. Анализ прибыли и рентабельности. М: Экономика, 2005. 540 с.

Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. СПб.: Питер, 2006. 1088 c.

Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пос. /Под ред. А. И. Добрынина. М.: ИНФРА-М, 2008.

Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В.Экономическая теория: Учеб. и практикум. М.: Юрайт, 2013. 573 c.

Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пос. / Под. общ. ред. Л.Л. Ермолович. Мн.: Инетерпрессервис; Экоперспектива, 2001.576 с.

Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: ВЛАДОС, 2007. 384 с.

Камаев В. Д., Борисовская Т. А., Ильичиков М. З. Экономическая теория. Краткий курс: Учеб. М.: КноРУс, 2012. 384 с. М.: КноРУс, 2012. 384 с.

Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учеб. пос. М.: ИНФРА-М, 2008. 340 с.

Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 608 с.

Марк Скотт К. Фирма профессиональных услуг. Руководство для менеджера по максимизации прибыли и стоимости. Олимп-Бизнес, 2004. 272 с.

Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика / Пер. с англ. М.: Бином, Лаборатория Базовых Знаний, 2007. 800 с.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007, 960 с.

Новодворский В. Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // Финансы. 2009. № 4. С. 64 - 68.

Медведко К.А. Система управленческого учета и анализа: западная и российская практика; перспективы трансформации зарубежного опыта // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6. С.106-112.

Бука Л.Н. Совершенствование анализа рентабельности продукции // Бухгалтерский учет и анализ. 1999. № 12. С.21-22.

Федеральная таможенная служба: Статистика. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.customs.ru/.

Единый таможенный тариф ЕАЭС. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.eurasiancommission.org/.

Федеральная таможенная служба: Статистика. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.customs.ru/.

1 А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. 960 с.

2 Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пос. / Под ред. А. И. Добрынина. М.: ИНФРА-М, 2008.

3 Вечканов Г., Вечканова Г. Микроэкономика: Учеб. СПб.: Питер, 2012. 464 с.

4 Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: ВЛАДОС, 2007. 384 с.

5 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997. 248 с.

6 Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. СПб.: Питер, 2006. 1088 c.

7 Камаев В. Д., Борисовская Т. А., Ильичиков М. З. Экономическая теория. Краткий курс: Учеб. М.: КноРУс, 2012. 384 с.

8 Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д. Экономика / Пер. с англ. М.: Бином, Лаборатория Базовых Знаний, 2007. 800 с.

9 Камаев В. Д., Борисовская Т. А., Ильичиков М. З. Экономическая теория. Краткий курс: Учеб. М.: КноРУс, 2012. 384 с.

10 Мамедов О. Ю. Современная экономика: Общедоступный учеб. курс. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 608 с.

11 Богачев В. Н. Прибыль?!... : О рыночной экономике и эффективности капитала. М.: Финансы и статистика, 1993. 287 с.

12 Горбачева Л.А. Анализ прибыли и рентабельности. М: Экономика, 2005. 540 с.

13 Новодворский В. Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // Финансы. 2009. № 4. С. 64 - 68.

14 Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.

15 Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория: Учеб. и практикум. М.: Юрайт, 2013. 573 c.

16 Марк Скотт К. Фирма профессиональных услуг. Руководство для менеджера по максимизации прибыли и стоимости / Александр Калинин, Борис Пинскер - Олимп-Бизнес, 2004. 272 с.

17 Горбачева Л.А. Анализ прибыли и рентабельности. М: Экономика, 2005. 540 с.

18 Бланк И.А. Управление прибылью. К.: Ника - Центр, 2005. 544 с.

19 Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М.: Финансы,1996. 451с.

20 Медведко К.А. Система управленческого учета и анализа: западная и российская практика; перспективы трансформации зарубежного опыта // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6. С.106-112.

21 Бука Л.Н. Совершенствование анализа рентабельности продукции // Бухгалтерский учет и анализ. 1999. № 12. с. 21-22.

22 Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; в ред. от 23.07.2010.

23 Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@

24 О таможенном тарифе: закон РФ № 5003-1 от 21.05.1993 (ред. от 05.04.2016): по состоянию на 3.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

25 Федеральная таможенная служба: Статистика. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.customs.ru/.

26 О мерах по защите российского птицеводства: Постановление Правительства РФ № 48 от 23.01.2003: по состоянию на 3.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

27 О регулировании импорта мяса домашней птицы в 2006 году: Постановление Правительства РФ № 728 от 05.12.2005: по состоянию на 3.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

28 О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы: Постановление Правительства РФ № 918 от 08.12.2008: по состоянию на 3.02.2017. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

29 Единый таможенный тариф ЕАЭС. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.eurasiancommission.org/.

30 Федеральная таможенная служба: Статистика. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.customs.ru/.

31 Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Л.Л. Ермолович. Мн.: Инетерпрессервис; Экоперспектива, 2001. 576 с.

Просмотров работы: 199