Понятие и признаки малого предпринимательства.
Малое предпринимательство - фундамент рыночной экономики, связывающий воедино все звенья, не допускающий появления «лоскутной экономики», где изобилие одних товаров соседствует с дефицитом других1. То есть это предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. С одной стороны это специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала. С другой стороны можно сказать, что малое предпринимательство является сферой, в которой граждане могут реализовать и обеспечить себя, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.
Структура малого предпринимательства характеризуется определенной долей занятых в таких сферах, как торговля, сфера услуг, область науки и информационных технологий, здравоохранения, социальных услуг.
Субъекты малого предпринимательства: 1) юридические лица 2) физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица – индивидуальные предприниматели.2 Малые предприятия – самый многочисленный слой мелких собственников. Из-за своей массовости они в значительной мере определяют уровень развития страны (социально-экономический, отчасти политический уровень). Если говорить об уровне жизни и социальном положении, то малые предприятия удовлетворяют достаточно объемную категорию потребителей. Ведь они являются как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Малые предприятия образуют многопрофильную сеть предприятий, которые действуют в большей мере на местных рынках, непосредственно связанных с массовыми потребителями товаров и услуг.
Индивидуальные предприниматели играют ключевую роль в экономике. Предприниматель обычно рассматривается как новатор, «генератор» новых идей, товаров, услуг и бизнес идей. Это люди, обладающие навыками и инициативой, необходимыми для того, чтобы предвидеть текущие и будущие потребности. Они способны вывести рынок на новый уровень. Более того, малые предприятия дают толчок к развитию «застоявшихся» фирм. Такие фирмы сталкиваются с усилением конкуренции и проблемами со стороны индивидуальных предпринимателей, что часто побуждает их также к усилиям в области научных исследований и разработок.
Наиболее общими критериями, на основе которых предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, являются: численность персонала; размер уставного капитала; объем оборота (прибыли, дохода). Малому бизнесу присуща небольшая численность персонала. До ста человек включительно для малых предприятий. Доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. При этом сам доход берется без НДС; определяется по действующему российскому налоговому законодательству; суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии. Организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, считаются малыми предприятиями.3
У малых предприятий имеются следующие сильные стороны: оперативность, гибкость, более высокая экономическая эффективность по сравнению с крупным бизнесом, предоставление дополнительного спроса на рабочую силу.
У малых предприятий существуют определенные слабые стороны: довольно высокий уровень риску, в большинстве случаев это интуитивный характер и неспециализированное управление, ограниченный доступ к ресурсам более высокого качества, ограниченный бюджет, ограниченный доступ к информации и научным достижениям.
Место малого бизнеса в экономике развитых стран.
В экономике развитых стран малый бизнес выступает неотъемлемым элементом инновационной среды. Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.4 Малые предприятия могут изменить образ жизни населения. В случае успеха их деятельности, инновации способы значительно повысить уровень жизни. Это необходимое условие для процветания общества. Странами с развитой экономикой считаются такие, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и др. Следует рассмотреть организационно-правовые формы предпринимательства, а именно корпорации, товарищества, индивидуальные предприятия, и каким образом осуществляется государственная поддержка на примере США, Японии и Франции.
США. Индивидуальное предпринимательство - самая простая и распространенная форма бизнеса в США, к ней относятся более 70% организаций. Важно отметить, что государственные учреждения, администрация малого бизнеса помогает предпринимателю с получением информации, консультациями, и, иногда, с кредитами и грантами. Существует такое налоговое послабление для ИП как освобождение от налогов на доходы от прироста капитала.5
Если говорить о корпорациях, то акционеры корпорации несут ограниченную ответственность по всем рискам и долгам корпорации. А те акционеры, которые еще являются и сотрудниками корпорации, могут получить дополнительные выгоды.
Товарищество подразумевает, что каждый из партнеров участвует в распределении прибыли и убытков и несет полную личную ответственность по всем рискам и долгам бизнеса.
Поддержка малого инновационного предпринимательства на правительственном уровне США выражается цифрой 5,4 млрд. долларов, в то время как частная поддержка составляет 0,9 млрд. долларов.
Япония. Наибольшее распространение в Японии получили акционерная компания и общество с ограниченной ответственностью. Остальные организационно-правовые формы используются с осторожностью, так как подразумевают полную ответственность за счет имущества участников.
В Японии используются специальные механизмы финансовой поддержки малых инновационных предприятий. Огромную роль в расширении финансовых возможностей малого бизнеса играет система государственных гарантий по кредитам, выданным малым предприятиям частными банками. Основу их составляют “мягкие займы”. Если сравнить размер обычного займа в Японии, который можно получить по 4-8%, то «мягкий займ», который выдается в основном малым инновационным предприятиям, составляет половину от процентной ставки.6 Стимулирование кооперативной деятельности малых инновационных предприятий производится путем объединения малых предприятий в кооперативы.
Франция. Основными организационно-правовыми формами во Франции также являются индивидуальные предприятия, товарищества и корпорации. Французское правительство ввело меры, направленные на снижение налогов и финансовых издержек. Существуют определенные механизмы государственного воздействия на формирование научно-инновационной деятельности в основном направленной на нужды развития промышленности. Важно обеспечить всемирную конкурентоспособность страны. Усиление инновационного потенциала, вложение в продвижение новых технологий и активный выход на динамичные рынки – вот сегодня те ключевые направления промышленной политики, которые обеспечивают экономический успех французским предприятиям.
На основе анализа вышеуказанных стран можно выделить следующие общие черты, присущие всем им. Во-первых, они уделяют особое значение созданию и развитию малого бизнеса в сфере инноваций. Во-вторых, важную роль в этих странах играет государственная поддержка, которая осуществляется разными стратегиями. Также выделяются налоговые льготы, используемые для поощрения направлений деятельности корпораций.
Таким образом, легко определить место малого предпринимательства в развитой экономике. Оно вносит неоценимый вклад в формирование конкурентной среды, оперативно реагирует на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость, осуществляет прорыв во многих важных направлениях НТП.
Особенности малых предприятий в странах с переходной к рынку экономикой.
Страны с переходной экономикой - группа государств, которые находятся на стадии перехода из одного социально-экономического состояния в другое, занимая промежуточное положение между экономически развитыми и развивающимися странами.7 К таким странам можно отнести Китай, Вьетнам, Белоруссию. Опыт этих стран демонстрирует две модели системных преобразований: 1) эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов («градуалистский подход»). Данный подход присущ Китаю, Вьетнаму, Белоруссии; 2) радикальные реформы («шоковая терапия»). Представители - Польша, Чехия.
Можно выделить следующие различия данных моделей: интенсивность мер, направленных на стабилизацию; сроки проведения реформ; масштаб преобразований. Выбор той или иной модели системных преобразований определяется рядом экономических и неэкономических факторов. Следует рассмотреть каждую из них, чтобы выявить сильные и слабые стороны.
Градуализм - это концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ. Суть данной концепции в том, что государство шаг за шагом внедряет механизмы рыночной экономики. Удачными примерами осуществления данной концепции на практике можно считать такие страны, как Китай, Вьетнам, Белоруссия.
В 1979 г. в Китае была провозглашена "Политика реформ и открытости". В первую очередь был задано направление движения. Нужные были изменения в сельском хозяйстве. Произошло освобождение от многочисленных ограничений эпохи Мао. Поощрялось развитие мелкотоварного производства, тем самым кустарная промышленность укрепляла свои позиции. Крестьяне могли получать земли и распоряжаться ими самостоятельно. Благодаря этому удалось существенно повысить сборы зерна, масличных культур и хлопка. Следующим шагом было обеспечение свободы действия рыночных рычагов. Предприятия могли в полной мере распоряжаться своим капиталом. Год за годом начали появляться новые отрасли промышленности. Таким образом, в основе реформы лежало сохранение главных направлений в области сельского хозяйства. При этом была введена система семейного подряда, при существовании различных форм собственности. Усиленное внимание к агропромышленному комплексу предусматривает, прежде всего, увеличение капиталовложений в производство. Успехи в развитии экономики способствовали стабилизации экономического положения, сокращению противоречий между общественным спросом и предложением, насыщению рынка продукцией АПК и снижению цен.
С 1989 г. Вьетнам получил возможность покончить с режимом «военного коммунизма». Наметился курс проведения реформ. Он включал в себя исключение прямого государственное вмешательство в ценообразование, производство и сферу внешней торговли. Проводится реорганизация и постепенная приватизация ряда предприятий государственного сектора. Важную роль сыграло привлечение иностранных инвестиций, установление внешнеэкономических связей. При участии иностранных компаний получили развитие многие важнейшие отрасли промышленности: нефтегазовая промышленность, производство цемента, стали, электроники.
Республика Белоруссия оказалась среди наиболее пострадавших от развала СССР в силу своей роли «сборочного цеха» и ориентации на Россию как главного рынка сбыта собственной продукции. Наиболее существенным факторами развития экономики стали: увеличение импорта сырья для переработки, увеличение инвестиций на машиностроительную продукцию. Стоит отметить, что акцент был сделан на обеспечение стабильности экономического развития. Это время системной модернизации всех секторов экономики.
Шоковая терапия - экономическая теория, а также комплекс радикальных экономических реформ. К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. Данной теории придерживались такие страны, как Польша и Чехия.
В 1989 г. правительство Польши пошло на полную либерализацию цен. То есть произошло ослабление государственного регулирования в области ценообразования. Также произошло ужесточение налоговой политики по отношению к предприятиям, ликвидация многочисленных налоговых и кредитных льгот. Была проведена жесткая денежно-кредитная политика, связанная с резким сокращением денежной эмиссии, а также применение высоких процентных ставок на кредиты. Резко ограничено применение льготных кредитов. В программе на первое место был поставлен подъем экономики путем ее структурной перестройки на основе приватизации. Успех «шоковой терапии» был результатом радикального подхода со стороны правительства к приведению к минимуму социальных издержек, возникающих во время перехода к рыночной экономике.
В Чехии были произведены принципиальные перемены - отмена государственного регулирования большинства оптовых и розничных цен, ликвидация государственной монополии внешней торговли, были произведена приватизация. Открытие страны притоку иностранного капитала вызвало прилив зарубежных инвестиций. Это помогло в относительно короткий срок осуществить реструктуризацию и модернизацию промышленности, развитие необходимой технической и вспомогательной инфраструктуры.
Таким образом, было продемонстрировано два пути преобразования в рыночную экономику: эволюционный и радикальный («шоковая терапия»). Анализ различных моделей перехода от одной экономической системы к другой показал, что каждая концепция может быть успешна, как «градуализм», так и «шоковая терапия». В большей мере успех концепции будет зависеть от того в каких условиях проводятся изменения и насколько последовательно правительство в реализации принятых мер. Можно отметить, что значительного успеха достигли те страны, где была высокая степень индустриализации.8
Состояние и проблемы развития малого бизнеса в России.
История становления малого бизнеса в России. Началом развития малого предпринимательства можно считать 5-7 века н.э. Это время распада родовой общины и возникновение неравенства. Как известно, в родовой общине не было необходимости заниматься собственным делом. Все производилось для общины и считалось общим. Патриархальные общины распались на малые семьи, которые стали самостоятельно вести хозяйство, становясь самостоятельной экономической ячейкой общества. Теперь индивидуальная семья имела свой собственный участок, своё обособленное хозяйство. Коллективная общинная собственность на землю постепенно вытеснялась.
В Киевской Руси предпринимательство выражалось в торговой форме и в виде промыслов. Мелких купцов и торговцев можно считать представителями малого предпринимательства.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства было приостановлено из-за закрепления крепостного права в России. Только после крестьянской реформы 1861 г. для предпринимателей открылись новые возможности. Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, постепенно расширился внутренний рынок, росли связи с мировым.
На развитие российского предпринимательства в начале XVIII века серьёзное воздействие оказали преобразования Петра I. По всей России создавались мануфактуры, развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность.
На начало XX века приходится период самого быстрого скачка роста капиталистического движения. После Октябрьской революции под влиянием разных факторов в несколько приемов были национализированы предприятия крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи. В годы НЭПа главная задача новой экономической политики заключалась в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого предприятия и каждого труженика. Были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие - сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек.9
Но «сталинский» режим приостановил демократические тенденции. Это время характеризуется насильственной коллективизацией сельского хозяйства. Наиболее характерными чертами создаваемой в это время административно-командной системы стали тотальная зависимость экономики и общественной жизни от государства, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии.
На сегодняшний день можно выделить 5 этапов становления сектора малого предпринимательства в современной России.
Этап 1 (1988-1991 гг.). Данный период характеризуется быстрым ростом числа малых и средних предприятий. Связано это с процессом либерализации и спонтанной приватизации. Принятый в 1987 г. советским руководством выбор линии на экономическую и политическую либерализацию, призванный заменить тяжелые, непопулярные меры, создать новый источник признания законности режима, в условиях острого валютного и финансового кризиса, оказал серьезное влияние на тактику развития событий. В этот период поддержка развития малого предпринимательства социальными институтами в большой степени просто отсутствовала.
Этап 2 (1992-1994 гг.). Этот период характеризовался экономической либерализацией на макроуровне. С начала 1992 г. страна перешла на применение свободных рыночных цен. Цены стало определять не государство, их стали определять исключительно спрос и предложение. Государство оставило под своим контролем только цены на хлеб, молоко, общественный транспорт и другие, социально значимые потребительские товары и услуги. В течение короткого времени в стране сложились новые экономические отношения, основанные на частной собственности и свободе предпринимательской деятельности.10
Этап 3 (1995-1997 гг.). Это был период, когда были предприняты меры по созданию системы валютного контроля. Важным моментом было укрепление национальной денежной единицы, защита отечественных производителей.
Этап 4 (1998-2000 гг.). Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов. Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой. Данный период развития малого предпринимательства прошел через изменение рынков в результате девальвации. Отечественная продукция оказалась в выигрышном положении по сравнению с импортной продукцией.
Этап 5 (2001-2017 гг.). Российская экономика вступила в фазу экономического роста. В 2007 г. был принят новый федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, проанализировав различные периоды истории становления малого бизнеса в России, можно составить следующий рисунок.
Рис. 1. История становления малого бизнеса в России.11
Следует отметить, что на становление малого бизнеса в России повлияло множество факторов. С развитием демократии и рыночной экономики было преодолена часть препятствий, мешавшая перспективному развитию малого предпринимательства. На сегодняшний день малый бизнес имеет хороший потенциал для укрепления своих позиций.
Современное состояние малого предпринимательства. Малое предпринимательство - разнородное и исторически обусловленное социально-экономическое явление.
В экономически развитых странах число малых предприятий в среднем достигает 50%. На данный момент доля малых и средних российских предприятий составляла около 20% от общего числа зарегистрированных компаний.
Следует также отметить, что продолжительность работы на рынке только у 3,4% владельцев малого предприятия составляет более трех лет - остальные же просто закрываются. Каждый год число зарегистрированных ИП растет на 4%. Число же тех, кто прекратил свою деятельность растет на 11%. В нашей структуре ВВП доля малого и среднего бизнеса составляет лишь 21%.12
Если говорить о доле ВВП в экономически развитых странах зарубежья, то в секторе малого предпринимательства производится 3/4 валового внутреннего продукта. Именно в сфере малого производства происходит большая часть всех инноваций, которые создают дополнительные рабочие места. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.
Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по количеству малых предприятий на тысячу жителей. Так, на тысячу граждан в среднем приходится всего лишь 10 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах — не менее 35.
Для определения современного состояния малого предпринимательства нужно проанализировать количество предприятий на данный момент, их распределение по видам экономической деятельности, иные специфические характеристики (см.Рис. 2).
Рис. 2. Число предприятий по видам экономической деятельности в 2016 г.
Источник данных: Федеральная служба государственной статистики.
Можно проанализировать развитие предпринимательства РФ по структуре. Наибольший удельный вес занимают предприятия предпринимательства в сфере оптовой и розничной торговли - 40 %. Именно на их долю приходится около половины численности занятых в малом предпринимательстве. На втором месте – обрабатывающая промышленность - 14 %; на третьем - строительство-13%. Доля же отраслей, представляющих собой объекты инновационной деятельности невероятно мала. Остальные отрасли составляют от 7,5 до 0,7 % по всем показателям.
Также следует рассмотреть статистические данные количества малых предприятий на уровне федеральных округов (см.Табл. 1).
Таблица 1.
Юридических лиц |
Индивидуальных предпринимателей |
||||
Всего |
Малых предприятий |
Всего |
Малых предприятий |
||
Российская федерация |
2727717 |
239393 |
3072937 |
26469 |
|
Центральный ФО |
959794 |
87222 |
810404 |
5899 |
|
Северо-Западный ФО |
374441 |
31557 |
293766 |
2317 |
|
Южный ФО |
208066 |
18070 |
489168 |
3385 |
|
Северо-Кавказский ФО |
47389 |
4450 |
143123 |
770 |
|
Приволжский ФО |
470987 |
43892 |
571706 |
6177 |
|
Уральский ФО |
240168 |
19480 |
261283 |
2618 |
|
Сибирский ФО |
317291 |
25643 |
360435 |
3666 |
|
Дальневосточный ФО |
109581 |
9079 |
143052 |
1637 |
Статистические данные на уровне федеральных округов
Источник данных: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – Федеральная налоговая служба.
Рассмотрим динамику основных показателей деятельности субъектов малого бизнеса. Наибольшее число малых предприятий зарегестрировано в Центральном федеральном округе (около 40%). Это можно объяснить тем, что округ обладает одним из самых мощным в России научно-техническим потенциалом, большим числом квалифицированных кадров. Второе место по показателям занимает Приволжский федеральный округ, на последнем же месте находится Северо-Кавказский федеральный округ (около 3%).
Отличает большинство малых предприятий и совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности. В этом случае у производителя не хватает возможности ориентироваться на однопродуктовую модель развития.
Таким образом, современное состояние малого предпринимательства характеризуется следующими положениями. Развитие малого предпринимательства происходит в основном в финансовом секторе, в торгово-посреднических сферах. Из-за этого наблюдается низкая инновационная активность. Обеспеченность малого бизнеса собственными ресурсами достаточно низкая.
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.
В своей деятельности субъекты малого и предпринимательства сталкиваются с достаточным количеством проблем. Данные проблемы тормозят их развитие, поэтому нуждаются в постоянном внимании и поддержке, которые должны осуществляться со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Сами предприниматели выделяют определенный круг проблем, которые являются для них особенно значимыми. При этом эти проблемы можно сгруппировать в следующие категории: общие проблемы; проблемы, возникающие на стадии организации собственного малого предприятия; проблемы, возникающие в самом начале функционирования малого предприятия; проблемы, возникающие на стадии становления и дальнейшего развития.
Лидирует среди общих проблем ограниченный доступ к финансовым ресурсам, несовершенство финансово-кредитной системы. На данный момент можно отметить высокие ставки по кредитам, сложность получения займов на долгий срок, невозможность взять кредит с отсрочкой на развитие. Фонды, которые выделяет средства на поддержку малого предпринимательства, не очень эффективны. Отсутствует четкий порядок их расходования, бюджетные средства используются не по назначению.
Другой большой проблемой является несовершенство налоговой системы. Перечень налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства ограничен. Уровень действующих ставок довольно высок. В результате наблюдается такое явление, как создание «фирм-однодневок», которые предназначены уклоняться от уплаты налогов, вести мошенническую деятельность. Борьба с такими фирмами ведется, но не принесла больших результатов. Происходит уход в «теневой» бизнес.
Отсутствие благоприятных условий и пассивная государственная политика в отношении субъектов малого предпринимательства приводит к их криминализации. Часть фирм становится уязвимой для воздействия со стороны каких-либо криминальных услуг, другая же часть непосредственно представляет собой ту сферу, в которой есть возможности для противоправных действий. Это свидетельствует об очень серьезной ситуации, в основе которой - слабая защищенность малых предприятий со стороны общества и государства. Также экономические требования и ограничения, регулирующие малое предпринимательство, в большей мере просто не обоснованы. Предпринимателей интересует сохранение собственного дела. Какими средствами это будет реализуемо менее существенно. Благодаря такому подходу предпринимателей и процветают криминальные структуры. При этом растет не только криминальная среда, но и становятся бесполезными все государственные меры, которые были приняты. Например, теряется эффективность государственной поддержки малых предприятий, поскольку конечные результаты их работы снижаются из-за различных незаконных отчислений и выплат.
Особую опасность для предпринимателей представляют «подставные» фирмы, посредники. Такое криминальное воздействие особенно опасно для малых предприятий, которые не имеют «запаса прочности» в отличие от больших фирм. Кроме того, малые предприятия не имеют достаточных средств для обеспечения собственной безопасности силами охранных структур. Поэтому важно выбирать деловых партнеров, оформление крупных сделок с участием юристов. Нецелесообразно отпускать на реализацию готовую продукцию большими партиями, доверять фирме, которая зарегистрирована по одному адресу с несколькими другими фирмами и т.д.
Законодательство содержит ряд недостатков и пробелом, которые заставляют предпринимателей чувствовать себя незащищенными. Представители предприятий не чувствуют поддержки от государства. Из-за частоты изменений законодательства, приходится быстро подстраиваться под новые нормы. Много времени впустую тратиться на приведение бизнеса в соответствие изменившемуся законодательству, а не собственно на бизнес.
На стадии организации бизнеса предприниматель сталкивается с другими проблемами. Здесь присутствуют определенные «барьеры входа». Барьеры входа - это препятствия, которые должна преодолеть компания, осуществляя вход на определенный рынок.13 Главным условием для развития предпринимательства должна являться доступность организации собственного дела. На стадии организации предпринимателю для открытия собственного дела необходимо оформить большое количество документов. Требуются частые визиты в соответствующие организации. Также можно выделить такие проблемы, как несовершенная форма лицензирования и страхования, недостаточность стартового капитала, поиск партнеров, выбор перспективной области.
Когда предприятие начинает функционировать, здесь приходится решать проблемы, в основном связанные с кадровыми ресурсами, высокими затратами, которые идут на привлечение потенциальных клиентов, оплату арендой платы. У предпринимателя наблюдается недостаток профессиональных знаний и навыков, в областях маркетинга, финансов, отчетности, составления бизнес-планов. Очень низкая профессиональная подготовка молодых кадров не способствует улучшению положения.
На стадии становления и развития, предприятие сталкивается с большой конкуренцией, вынуждено бороться за место на рынке. Организация осознает, что теперь полностью зависит от клиентов. Важно, чтобы предприятие ориентировалась на широкий круг людей, иначе его деятельность, затраты на переменные и постоянные издержки не будут окупаться. Предпринимателю приходится делать выбор: снижать средние валовые издержки или прекратить существование.
Таким образом, выявление данных проблем дает возможность увидеть, что большинство из них возможно решить. В этом может помочь определенный комплекс мер, которые должны осуществляться в следующих направлениях: нормативно-правовом, финансово- кредитном, информационно- техническом, организационном, кадровом. Нужно проводить блок мероприятий, направленных на воздействие, как во внешней, так и во внутренней среде малого предпринимательства. Необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого предпринимательства.
Во внешней среде малого предпринимательства нужно улучшать системы государственной поддержки, благодаря которой возможно значительно снизить риски прекращения деятельности предпринимателей. Рассмотрим объем финансирования за период 2005-2017 гг. (см.Рис. 3)
Рис. 3. Финансирование федеральной финансовой программы поддержки малого предпринимательства в России, 2005-2017 гг.
Источник данных: Федеральная служба государственной статистики.
По данным диаграммы можно увидеть, что разница между финансированием в 2009 и 2008 г. составила 14,7 млрд. рублей. Объем финансирования по сравнению с 2005 г. увеличился в 5 раз. Такие цифры объясняются тем, что финансирование считается наиболее эффективным инструментом, помогающим реализовать проекты. Государство предпринимает попытки улучшить систему государственной поддержки. Например, в октябре 2014 г. было принято постановление № 1044. Оно предполагало льготное кредитование инвестиционных проектов за счет переноса части риска на бюджет. Но в данный проект продолжают вносить поправки для более успешной реализации.14
Государственное финансирование создания малого бизнеса производится через специальные центры занятости населения. Гражданин может предоставить в это центр собственный бизнес-план, который будет рассмотрен. Содержание данного плана: суть деятельности, сведения о количестве и планируемых затратах на материалы, оборудования, технологии, поставщиков, рабочую силу.
Во внешней среде малого предпринимательства также нужно устранять административные барьеры. Во-первых, следует сделать процедуру приобретения лицензий более простой. Нужно сделать послабления в получении кредитов и прав собственности, устранять препятствия выхода российских малых компаний на зарубежные рынки. Ведь чем более уверенно и спокойно чувствует себя предприниматель, тем больше стимулов для расширения бизнеса он имеет, и, следовательно, больше новых рабочих мест он создает. Например, важен закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса вступил в действие с 1 января 2016 г.15 Частота проверок теперь зависит от опасности вида деятельности предприятия.
Необходимо совершенствовать правовую базу, проводить реформы в системы налогообложения. В этом может помочь снижение налоговых ставок; обеспечение нейтральности налогов по отношению к некоторым категориям налогоплательщиков; пересмотр налоговых льгот, четкое установление налогов по различным уровням финансовой системы.
Государство должно обеспечивать поддержку предпринимателю, который только начинает выпуск собственной продукции. При этом должна обеспечиваться свобода рыночного саморегулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Должно оказываться регулирующее воздействие на внутреннюю среду малого предпринимательства. Здесь можно указать такие меры, как обеспечение доступа малых предприятий к кредитам, в том числе на льготной основе; выделение субсидий, дотаций. Низкая квалификация персонала является еще одним немаловажным неблагоприятным моментом, влияющим на эффективность работы малого бизнеса. Низкая квалификация работников и самих предпринимателей становится причиной банкротства предприятия. Малое предпринимательство просто не выдерживает конкуренции с более крупными компаниями, которые имеют возможность привлекать квалифицированных специалистов, предлагая им более выгодные условия: высокую заработную плату, обширный социальный пакет, льготы и возможности продвижения по карьерной лестнице. Руководитель должен постоянно повышать как свою квалификацию, так и квалификацию своего персонала, чтобы быть в курсе всех изменений в своей области предпринимательства, чтобы предприятие выжило в условиях конкуренции, смогло эффективно функционировать и развиваться.
Также немаловажно организационное совершенствование самой системы. Суть данного совершенствования заключается в повышении качества программ с помощью специального подхода планирования. Должна быть выработана стратегическая программа развития малого бизнеса, а не многочисленные программы, рассчитанные на два-четыре года. Такие программы должны включать весь комплекс факторов, воздействующих на функционирование малого предпринимательства.
Следует установить связи между научными учреждениями, которые занимаются инновационными разработками, малыми компаниями и предприятиями массового производства. Ведь у малых инновационных предприятий (МИП) можно выделить такие плюсы, как большая возможность предпринимателя реализовать свои идеи и проявить свои способности, МИП обладают гибкостью и мобильностью. Их деятельность направлена на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов. Благодаря МИП Россия смогла сохранить значительную часть работников в научно-технической сфере.16
Таким образом, выявление ряда проблем и возможных путей их разрешения помогает сделать вывод о перспективах развития малого бизнеса.
Правительство РФ предполагает решение главных стратегических проблем путем использования инструментов государственной поддержки. Сюда входит внедрение инвестиционных программ и проектов, совершенствование кредитной и налоговой политики. К 2020 году планируется достигнуть следующих показателей. В ВВП России удельный вес малого бизнеса будет занимать 30%. Если говорить о доле малых предприятий среди всех предприятий, то их число будет достигать 80%. Число занятых в малом предпринимательстве возрастет до 60% населения страны. Произойдут качественные изменения в структурных элементах отраслей. Планируется реализовать большее количество специальных программ, направленных на всевозможную поддержку малого бизнеса.
В заключение можно сказать, что основная роль в развитии экономики РФ принадлежит именно малому бизнесу. От перспектив развития малого предпринимательства зависит благополучие различных сфера общества, ведь данный тип предприятий наблюдается почти в каждой сфере. Благодаря особенностям малого бизнеса, а именно возможности адаптироваться к внешним условиям, гибко реагировать на всевозможные изменения, развивать и укреплять хозяйственные взаимосвязи.
Список использованных материалов.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изм.).
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. N 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования".
Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика. М.: Эксмо, 2008. 149 с.
Волкова-Гончарова Т.А. Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект. М.: Логос, 2013.
Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учеб. пос. СПб.: ПИТЕР, 2007. 480 с.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учеб. пос. М.: ИНФРА-М, 2005.
Лебедева И.П. Япония: промышленность и предпринимательство. М., 2007.
Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пос. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Сметанин С.И. История предпринимательства в России. М.: Палеотип; Логос, 2004.
Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учеб. и практикум. Люберцы: Юрайт, 2016. 420 c.
Экономическая теория: Учеб. / Под общ. ред. Г. П. Журавлевой, В. Е. Сактоева, Е. Д. Цыреновой. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 936 с.
Роль инноваций в развитии современных технологий // Экономика и управление в зарубежных странах. Информационный Бюллетень. 2002. № 2.
Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5.
Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru/.
1 Экономическая теория: Учеб. / Под общ. ред. Г. П. Журавлевой, В. Е. Сактоева, Е. Д. Цыреновой. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 936 с.
2 Организация предпринимательской деятельности - Схемы и таблицы - Попков В.П., Евстафьева Е.В.
3 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
4 Роль инноваций в развитии современных технологий // Экономика и управление в зарубежных странах. Информационный Бюллетень. 2002. № 2.
5 Юсупова Н. Государственная поддержка малого бизнеса в США // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5.
6 Лебедева И.П. Япония: промышленность и предпринимательство. М., 2007.
7 Мировая экономика: Учеб. пос. / Под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ, 2005.
8 Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пос. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
9 Чеберко Е. Ф. История предпринимательства: Учеб. и практикум. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 123 с.
10 Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учеб. и практикум. Люберцы: Юрайт, 2016. 420 c.
11 Авторское обобщение на основе: Сметанин С.И. История предпринимательства в России. М.: Палеотип; Логос, 2004.
12 Волкова-Гончарова Т.А. Современная оценка экономического и налогового потенциала малого предпринимательства: региональный аспект. Логос, 2013.
13 Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.
14 Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. N 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования".
15 Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
16 Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика. М.: Эксмо, 2008. 149 с.