Теоретические взгляды представителей различных экономических направлений на природу фирмы.
Среди множества подходов к категории фирма выделим три основные концепции, попутно раскрывая эволюцию взглядов на природу фирмы.
Технологическая концепция фирмы. Данный подход является традиционным и рассматривается в качестве основного для микроэкономического анализа, а также лежит в основе множества современных исследований поведения фирмы. При этом подходе фирма рассматривается как структура, которая занимается оптимизацией своих издержек при конкретном производстве каких-либо экономических благ, что обуславливается технологическими особенностями производства. Минимальные издержки фирмы в отношении с величиной спроса на производимые блага определяют минимально эффективный размер фирмы. Чем больше минимально эффективный размер фирмы в сравнении с размерами рынка, тем меньше фирм являются эффективными.1
Технологическая концепция позволяет проанализировать динамику издержек, которую определяет технологическая граница фирмы, показывающая горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы.
Горизонтальный размер фирмы обусловлен положительным эффектом масштаба, степенью субаддитивности издержек.
Издержки являются субаддитивными, если они меньше при производстве нескольких экономических благ совместно внутри одной фирмы, чем при их отдельном выпуске в рамках нескольких фирм:
,
где - общие издержки при суммированном производстве товаров в рамках отдельных производств;
– общие издержки производства аналогичных товаров внутри одного предприятия.
Рассмотрим трактовку понятия эффект масштаба. Обычно подразумевают положительный эффект масштаба, то есть снижение средних издержек производства по мере роста совокупного объема производства товаров, причем речь может идти о производстве как одного, так и нескольких товаров.
Субаддитивность издержек позволяет определить не только масштабы роста фирмы, но и с точки зрения технологии отвечает на вопрос, почему экономика в целом или хотя бы отдельная отрасль не может представлять собой одну единственную фирму.2
Горизонтальный рост фирмы прекращается в результате уменьшения степени субаддитивности издержек. Увеличение издержек на единицу выпускаемого продукта при росте масштабов производства является технологической границей фирмы. В такой ситуации расширение фирмы будет уменьшать доходы и повышать расходы. Преодолеть растущие средние издержки внутри отдельной фирмы можно изменив внутреннюю структуру организации. 3Данная тема косвенно будет затронута ниже.
Понятие субаддитивности издержек также определяет вертикальный размер фирмы: размеры закупок товаров и услуг у других фирм для производства экономических благ внутри фирмы на каждой из стадий производственного процесса. Товары будут производиться внутри фирмы только в том случае, если издержки их производства ниже, чем при покупке у другой фирмы:
где и товары последовательных стадий производственного процесса.
Снижение степени субаддитивности издержек ведёт к уменьшению вертикального роста фирмы. Решить данную проблему можно путём развития особых отношений франчайзингового типа.
Подытожим, технологический подход к анализу фирмы позволяет определить ограничения роста фирмы вширь и вглубь, выявить границы её размеров и определить технические условия её эффективного функционирования.
Данный подход является основным в микроэкономическом анализе, соответственно, его в различной степени использовали представители всех экономических направлений. Технологическая концепция лежала в основе классической концепции фирмы, которая со временем трансформировалась в неоклассическую теорию фирмы.
Представители современных экономических направлений, таких как институционализм и неоинституционализм разработали контрактную концепцию фирмы, которую рассмотрим далее.
По контрактной концепции фирма представляет собой совокупность взаимоотношений между собственниками, управляющими и работниками. Такие отношения чаще всего закрепляются формальными договорами, именуемыми контрактами, примером может служить трудовой договор, контракт на предоставление каких-либо услуг. Существуют также неформальные контракты, которые являются по своей сути стабильными, действующими на протяжении долгого времени негласными правилами поведения, нарушение которых может привести ко вполне формальным санкциям.4
По контрактной концепции фирма, осуществляя контрактные отношения, сталкивается с двумя типами издержек взаимоотношений. Это издержки контроля и трансакционные издержки.
Трансакционные издержки — это издержки заключения контрактов и контроля за их соблюдением. Они выполняют своего рода роль трения в экономике. Рынок и фирма с такой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Фирму можно рассматривать как внутренний контракт на производство каких-либо экономических благ, а рынок трактовать как внешний контракт. Компания может купить продукт на рынке у другой фирмы, заключив тем самым внешний контракт, или может заняться производством сама, заключив при этом внутренний контракт с работником.
Выбор внешнего или внутреннего производства зависит от относительных издержек использования альтернативных экономических благ, таких как рыночные ресурсы и внутренние ресурсы фирмы. Таким образом, чем выше трансакционные издержки, тем больше вероятность того, что товар будет производиться внутри фирмы.
Трансакционные издержки существенны в трёх основных случаях. Во-первых, производство сложного, уникального и дорогостоящего товара, например, детали и микросхемы для квантового компьютера. На величину трансакционных издержек здесь влияет ограниченность поставщиков и высокий риск оппортунистического поведения. Во-вторых, динамический и неопределённый рынок товаров и цен. В данном случае оппортунистическому поведению подвержена сама фирма, так как имеется риск заключения невыгодного впоследствии контракта. В-третьих, рынок с асимметричной информацией. На таком рынке агент или несколько агентов обладают большей информацией, чем остальные, из-за этого повышается риск оппортунистического поведения. Таким примером может служить рынок консалтинговых услуг.5
Можно сделать вывод о том, что величина трансакционных издержек повышает неэффективность внешних контрактов, что стимулирует фирмы к собственному развитию и росту. Это определяет существование относительно крупных фирм, которые развивая собственную структуру, экономят на внешних контрактах, заменяя их внутренними. Однако, возникает проблема. С ростом фирмы, увеличиваются размеры издержек контроля, так как огромное количество работников приводит к так называемой проблеме «безбилетника». Для борьбы с данной проблемой необходимы особые отделы, которые и увеличивают издержки контроля. Чем крупнее становится фирма, тем выше издержки контроля и в определённый момент, их величина становится запретительной для дальнейшего расширения фирмы. В подобной ситуации появляется необходимость во внешних контрактах, функцию производства берёт на себя рынок. Издержки контроля заменяются трансакционными издержками. Более подробно способы преодоления этих ограничений рассматриваются в менеджменте.
Таким образом, по контрактной концепции, фирма рассматривается как обособленный субъект экономической деятельности, существующий и балансирующий между двумя видами издержек, трансакционными, определяющими минимальный размер фирмы и издержками контроля, которые задают её максимальный размер.
Данная концепция разработана неоинстуционалистами, именно основатель данного направления Рональд Коуз ввёл понятие трансакционных издержек. Также он изучал эффективность фирмы с точки зрения прав собственности, но эти исследования больше относятся к сфере управления и менеджмента.
До этого фирма рассматривалась как пассивный элемент структуры экономики, как объект способный лишь на реагирование по отношению к тем или иным действиям экономической среды. Однако, она не только подчиняется господствующим типам экономических взаимоотношений, но и сама формирует их.
Точка зрения, в которой фирма рассматривается как активный и полноценный субъект рыночных структур именуется стратегическим подходом.
Фирма в качестве активного экономического субъекта своими действиями формирует внешнюю экономическую среду. Цель существования её реализуется в выбранной стратегии. Под стратегией понимается целенаправленная деятельность организации в долгосрочном и краткосрочном периодах.6
Формируя линию своего стратегического поведения, фирма прежде всего принимает во внимание поведение своих конкурентов, то есть других экономических агентов, а также действие спроса. Кроме того, она также ориентируется и на правительство, которое в современной экономике является важным регулятором экономической системы. Фирма может активно влиять на спрос с помощью множества инструментов, в частности рекламы, тем самым формируя параметры потребительских предпочтений. Взаимодействие частных интересов и государства осуществляется с помощью формирования лобби, которое добивается проведение желаемых для него мероприятий. Фирма в такой ситуации оказывается активным участником разработки и реализации экономической политики государства.
В данном подходе факторами, влияющими на поведение фирмы, является факторы стратегического поведения, которые формируются не внешними силами, а целями и решениями, принятыми внутри организации. При этом возможны расхождения между тем, что требует объективная ситуация рынка, и тем, что хочет реализовать данная фирма.
Стратегическая концепция фирмы больше соотносится с теорией игр, и тесно связана с различными типами конкуренции (по Бертрану и Курно), а также «равновесием Нэша».7
В данном параграфе были разобраны три основные концепции, подходы к анализу такой экономической категории, как фирма. Каждый из этих подходов сосредотачивается лишь на нескольких отдельно взятых аспектах, исключая остальные.
Можно сделать вывод о том, что для качественного и полноценного анализа фирмы, как целостного экономического субъекта, необходимо последовательно воспользоваться каждым из описанных выше подходов.
Место фирмы в экономической системе.
Более подробно рассмотрим взгляды представителей различных экономических направлений на место фирмы в экономической системе.
Первыми, кто занялся изучением особой организационной единицы рынка, то есть фирмы, были представители классической и неоклассической экономической мысли.
Классическая теория фирмы объясняет почему в различных отраслях экономики существуют фирмы определённого размера, почему фирмы выпускают именно такой объём продукции, и почему цена, которую они назначают не может быть ниже или выше той, что определяет рынок. Важно отметить, что данная концепция развивалась в рамках технологической парадигмы производственной организации. Это связывает её с технологической концепцией фирмы.
Адам Смит, представитель классической школы, объясняет наличие крупного и мелкого производства через разделение труда и специализацию. Смит первым акцентирует внимание на положительном эффекте масштаба, связанного с разделением труда внутри одной фирмы.
Согласно Адаму Смиту, возникновение фирмы связано с развитием торговли и рынка, которые стимулируют увеличение объемов производства, а также разделение труда. Однако, с одной стороны, рынок стимулирует расширение фирмы, но, с другой, устанавливает её границы.8
Представления о фирме, как самостоятельной производственной и торговой единице развивается у Смита в концепции совершенной конкуренции. Это подразумевает, что все фирмы одинаковы и каждая является ценополучателем, то есть фирмы не имеют возможности повлиять на рыночную цену.
Стоит отметить, что Адам Смит первым выдвинул идею о типичном размере фирмы, как основы изучения её поведения. Он фактически объяснил минимальный эффективный размер фирмы, как среднюю величину объемов производства при нормальных технологических условиях, необходимую для получения прибыли.
Развивать классическую теорию продолжил Альфред Маршалл. Он модернизирует технологическую концепцию фирмы. Размер организации, по Маршаллу, определяется величиной экономии фирмы на масштабах производства.9 Развивая представления о фирме, как организации стремящейся к экономии на масштабах производства, Маршалл подробно описывает способы её достижения и тем самым обосновывает существование крупных форм фирм. Маршалл больше фокусируется на управленческом аспекте фирмы. Он вводит понятие «организации производства» как особого фактора, влияющего на поведение и рост организации. Кроме того, Маршалл рассматривает динамику поведения фирмы, которая принимает характер распределения ограниченных ресурсов в краткосрочном и долгосрочном периоде производства.10
Фирма, по Маршаллу, является организацией, занимающейся крупномасштабным производством, стремящаяся к экономии на этом масштабе. Фокусируясь на управленческом аспекте, он привносит элементы динамического анализа, вводя понятия краткосрочного и долгосрочного периода производства при распределении ресурсов внутри фирмы.
Джон Хикс продолжает развитие классической теории. Он представляет теорию фирмы, как теорию капитала, способы его распределения и формирования. Хикс, как и все последующие представители неоклассического направления, использует параллельный метод анализа фирмы, то есть фирма рассматривается, как случай оптимизационного поведения индивида. Хикс проводит аналогию между поведением индивида, как потребителя, и поведением индивида, как представителя фирмы. Он заменяет функции полезности функциями прибыли и выпуска, то есть цена товара заменяется ценой ресурсов. Если целью потребителя является извлечение максимальной полезности при ограниченном бюджете, то целью фирмы является максимизация прибыли при ограничении, издержками производства.11 В соответствии с этим экономическая динамика, по Хиксу, носит случайный характер, то есть оценки и прогнозы индивида по большей части субъективны.
Стоит отметить, что подобный анализ возможен при допущении относительной стабильности и равновесия как рынка, так и фирмы. В отличие от Смита, рассматривающего совершенную конкуренцию как реальный фактор экономической среды, Джон Хикс считает её лишь допущением, необходимым для анализа ситуации и развития экономической теории в целом.
Хикс фактически сделал переход от классической концепции фирмы к неоклассической концепции. Новые методы анализа в совокупности с утверждениями о совершенной конкуренции лишь как о допущении, а не реальном факторе, существенно изменили взгляды на природу фирмы.
Джоан Робинсон сделала существенный вклад в неоклассическую теорию фирмы. Она начала анализировать фирму, действующую в рамках несовершенной конкуренции, что существенно расширило возможности анализа.
Робинсон в основном занималась исследованием конкуренции на рынке между фирмами. Ею были внесены разнообразие характеристик в конкурентное поведение фирм, помимо ценовой конкуренции, Джоан предложила рассматривать множество иных характеристик, таких, например, как обслуживание или качество.12
Заслуга Джоан Робинсон заключается в том, что она распространила теорию монопольного поведения на фирмы, рассматривая особенности взаимодействия спроса и предложения на рынках монопсонического характера. Тем самым теория фирмы обогащается новыми чертами. Фирма теперь — это не только производящий агент, действующий по своим правилам, но и потребляющий агент, поведение которого, можно проанализировать на основе математических построений неоклассической парадигмы.
Дальнейшее развитие неоклассической концепции связано с расширением представлений о несовершенной конкуренции, поведении фирмы, а впоследствии усилением акцента на менеджменте и управлении. Всё это подготовило почву для возникновения институциональной теории фирмы.
Неоклассическая концепция объясняет роль цены и механизма ценообразования в распределении ресурсов в условиях децентрализованной экономики. Фирма с такой точки зрения выступает главным инструментом решения подобных задач.
Недостаток неоклассической теории в том, что фирма фактически приравнивается к домашнему хозяйству, в результате чего размывается граница не только между потребляющим и производящим субъектами, но также фирмой и предприятием. Фирма трактуется как предприятие, состоящее из одного человека, что превращает её лишь в формальную экономическую конструкцию.
Неоклассическая концепция объясняет механизм ценообразования, что придаёт второстепенный характер сущности, деятельности, внутренней структуре организации, так как это только мешает пониманию механизма. Функционирование фирмы сводится к простой реакции на изменения цен ресурсов и товарных цен.
Следующее направление в анализе сущности фирмы связано с институциональной парадигмой, которая пришла на смену неоклассической теории фирмы. Институциональное направление исследует механизм принятия решений внутри фирмы, а, следовательно, и её структуру. В институциональной концепции фирма противопоставляется как внутреннее производство внешнему. Рынок и фирма вступают в отношения, которые выражаются в долгосрочных и краткосрочных контрактах. Пределы расширения фирмы институциональная теория видит в запретительном росте издержек по управлению и контролю. Когда фирма становится чрезмерно большой, ее трансакционные издержки практически равны нулю, зато резко возрастают внутрифирменные издержки. Основная проблема при таком подходе «производить или покупать?», соответственно при производстве возникает фирма, а при покупке действует рынок.13 Ответ на этот вопрос порождает разнообразие направление внутри институциональной парадигмы.
Основателем нового подхода является Рональд Коуз. По мнению Коуза, причина появления фирмы — это существование транзакционных издержек. Задача фирмы, минимизация этих издержек – издержек деловых операций, они же определяют её размер и объем выпускаемой продукции.
Дальнейшее развитие институциональной концепции связано с конкретизацией понятия «транзакционные издержки» и поиском способов преодоления ограничений, устанавливаемых трансакционными издержками и издержками контроля. Развитие также получила теория прав собственности.
В данной главе были рассмотрены основные концепции, подходы к анализу фирмы, а также подробно разобрана эволюция взглядов на природу фирмы, которая имеет прогрессивный, последовательный характери тесно связана с развитием экономической науки и общества в целом.
Цель, функции и виды фирмы в воспроизводственном процессе.
Для понимания природы фирмы необходимо выделить её цели и функции.
Главная функция фирмы в обществе заключается в производстве экономических благ, для удовлетворения общественных потребностей. Производящая функция обуславливает целесообразность существования такой организации в экономической системе. Для экономики в целом важно, чтобы фирма в той или иной форме присутствовала в системе, потому что именно она обеспечивает общество необходимыми товарами и услугами.14 Это задаёт фирме как экономическому субъекту глобальную цель, которая состоит в том, чтобы продолжать существовать вне зависимости от окружающих условий. Таким образом, основной целью фирмы в экономической системе является процесс её существования и функционирования. Эта глобальная цель может принимать разный вид, в зависимости от того, кто принимает решения, какой именно экономический агент представляет функцию фирмы в каждом отдельном случае. Следует отметить, что в реальной ситуации на фирму обычно воздействует несколько экономических агентов, что в итоге даёт различные модели поведения конкретной фирмы.
Прибыль всегда является фактором поведения фирмы, но не всегда является доминирующей целью. Под прибылью понимается экономическая прибыль, то есть разница между совокупной выручкой и совокупными издержками, причём в совокупные издержки входят и альтернативные издержки использования ресурсов. Все факторы производства получают адекватную плату, а прибыль — это то, что остаётся после факторных выплат.15
Кроме производящей функции фирмы, которая является основной, существуют и другие, менее глобальные, но тоже немаловажные.
Реализационно-маркетинговая функция, она заключается в маркетинге и реализации произведённой фирмой продукции. Объектом воздействия в данном случае является рынок выпускаемого товара. Примером может служить реклама на телевидении и радио, рекламные баннеры на сайтах, это и есть проявления реализационно-маркетинговой функции какой-либо фирмы.
Ресурсно-спросовая функция — это необходимость фирмы в каких-либо ресурсах для производства экономических благ. Процесс производства цикличен и фирма регулярно приобретает определённые ресурсы для начала нового цикла.
Социальная функция фирмы выражается в создании рабочих мест, обеспечении работников средствами к существованию. Кроме того, фирма, как организация может выступать в роли агента социализации для отдельно взятого работника, сотрудник усваивает новые правила поведения, улучшает свои профессиональные навыки. Фирма реализует социальные потребности человека в принадлежности к коллективу и сторонней оценке своей личности.
Инновационная функция обусловлена законом стоимости. Фирма производитель для снижения издержек вкладывается в инновации или сама генерирует и производит их, чтобы в конечном итоге получать более высокую прибыль, чем конкуренты. В дальнейшем эти инновации приобретают всеобщий характер, ими начинают пользоваться все участники рынка, затем цикл повторяется.
Институциональная функция фирмы проявляется в генерации, фильтрации и инкубации социально-экономических институтов. Несколько фирм для более эффективного функционирования устанавливают некоторые правила, схемы взаимодействия между собой. Эти правила либо принимаются, либо отторгаются в процессе формирования социально-экономических институтов. Чаще всего в этом процессе принимает участие государство или иная подобная структура.
Теперь, когда описаны основные функции фирмы, необходимо рассмотреть целеполагание и целевые установки фирмы.
Фирма представляет собой совокупность интересов и взаимоотношений различных экономических агентов. Общая цель каждого отдельного экономического агента — это максимизация собственного благосостояния. Однако, каждый понимает эту цель в соответствии со своим положением и функциями как внутри фирмы, так и экономической системе в целом. Каждый экономический агент использует фирму для достижения своей специфической цели, в результате чего фирма начинает проводить иную политику, чем если бы её целью была максимизация прибыли.16 Рассмотрим, как ведёт себя фирма, если доминирует цель того или иного экономического агента.
Экономическим агентом является акционер. Как правило, основная цель акционеров – максимально возможные дивиденды. Небольшие акционеры, покупая акции, имеют возможность лишь пассивно получать доход. Однако, если акционеров достаточно для того, чтобы составить доминирующее большинство, распределение прибыли будет идти преимущественно на выплату дивидендов. В краткосрочном периоде это будет происходить за счёт перераспределения уже полученной прибыли и не отразится на выпуске товара или его цене. Ситуация изменится в долгосрочном периоде.17
При максимизации совокупной прибыли рассмотрим следующую функцию:
где – максимальная прибыль; – совокупная выручка фирмы;
– совокупные издержки фирмы.
Максимизация только части прибыли, выплачиваемой в дивидендах, даёт такую функцию:
,
где нераспределенная часть прибыли, это та часть, которая возвращается в производство и не составляет дохода акционеров.
Можно предположить, что нераспределённая прибыль будет увеличиваться при росте объёма выпуска товаров. Таким образом, нацеленная на максимизацию дивидендов фирма будет производить излишне мало продукции, поскольку сокращение совокупного выпуска она компенсирует ростом цены.
Иная ситуация может возникнуть, если акционеры фирмы являются потребителями выпускаемой их компанией продукции, то их поведение будет зависеть от двух факторов. Акционеры как собственники будут стремиться к увеличению дивидендов, то есть их дохода, это достигается ростом цены товара. Однако, так как акционеры являются покупателями производимого товара, они заинтересованы в сокращении цены. В данном случае максимизации прибыли (эффект дохода) будут препятствовать интересы покупателей (эффект цены). В подобной ситуации объём выпуска продукции будет отличаться от выпуска, нацеленного на максимальную прибыль. Если эффект дохода преобладает, то фирма будет производить мало товара и продавать его по очень высоким ценам, а если преобладает эффект цены, то фирма будет производить много товара и продавать его по более низким ценам.
Цели индивидуального собственника, как экономического агента, связаны прежде всего с максимизацией полезности при выборе между доходом от работы и отдыхом. Денежный доход и отдых являются благами для индивида, а работа анти-благом. Рассмотрим каким образом он, как собственник, осуществляет выбор между доходом и отдыхом.18 Пусть его единственным источником дохода будет прибыль от индивидуального предпринимательства, то есть прибыль фирмы (см.Приложение А.1).
Функция полезности индивидуального собственника имеет вид:
где П – прибыль; R – время отдыха;
при этом выполняется условие:
то есть с увеличением времени отдыха, прибыль сокращается.
Бюджетное ограничение представляет собой функцию изменения прибыли относительно изменения величины времени отдыха. При увеличении времени работы прибыль первоначально растёт, но затем сокращается, так как человек устаёт. Таким образом, функция прибыли имеет форму перевёрнутой параболы. Точка максимальной прибыли будет в середине этой параболы, а точка равновесия достигается в месте пересечения параболы с кривой безразличия. Собственник, максимизирующий полезность, будет работать меньше, а отдыхать больше, чем если бы он максимизировал прибыль.19
Совпадение целей максимизации прибыли и целей индивидуального собственника, направленных на максимизацию собственной полезности, возможно в том случае, если доход считается предпочитаемым благом, в то время как свободное время воспринимается собственником как безразличный товар. В таком случае кривые безразличия имеют вид прямой, и точка касания линии бюджетного ограничения с кривой безразличия совпадает с точкой максимума функции (см.Приложение А.2).
Управляющие, в качестве экономических агентов, чаще всего, стремятся сохранить и упрочить свое положение в фирме. Одним из методов для достижения подобных целей является максимизация совокупного объема продаж, поскольку именно на основании изменения объёмов выпускаемой продукции собственники фирмы, от которых зависит положение управляющего, делают вывод о качестве его работы.20 Так как фирма может выпускать несколько видов товаров одновременно, то изменение объема продаж легче всего проследить на основе изменения совокупной выручки.
Объём производства при максимизации выручки всегда будет больше, чем при максимизации прибыли, поскольку естественным ограничителем перепроизводства служит спрос на товар, который влияет на цену и конечную прибыль.
Дальнейший анализ процесса целеполагания внутри фирмы относится к дисциплине менеджмент.
Классификация различных видов фирмы.
В экономике насчитывается огромное количество предприятий и организаций, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Такое многообразие обусловлено огромным количеством различных потребностей в обществе, разнообразие которых расширяется с развитием человеческой цивилизации.
Разделение фирм по формам собственности является наиболее распространённой классификацией. Целесообразно выделить государственную, частную и смешанную. Определяется фирма по доле собственности предприятия у государства, частного лица или же совместному их владению.
Государственная собственность в Российской Федерации подразделяется на федеральную и региональную, отдельно от них стоит муниципальная собственность. Государственным предприятие считается, если более 50% собственности принадлежит государству.
К частной собственности относится любая негосударственная форма собственности. Частным предприятие считается в том случае, если более 50% собственности принадлежит физическим или юридическим лицам.
Смешанная форма собственности официально не закреплена, однако она отражает ситуацию, когда примерно равные доли фирмы находятся у государства и частных лиц. Такая «форма», как правило, компенсирует недостатки государственной и частной форм собственности.
В любой отдельной отрасли, при различных экономических, культурных, политических и иных условиях, эффективной может оказаться как государственная, так и частная собственность. Их соотношение в масштабах всей экономической системы показывает направление политики государства. Рассмотрим эти виды собственности.
Государственная собственность в системе регулирования смешанной экономической системы имеет ряд положительных и отрицательных эффектов. Главный плюс, это возможность государству воздействовать на экономическое развитие страны без риска для бюджета по ряду направлений. Объединение ресурсов государства для инвестирования в важные отрасли экономики, положительно сказывается на обществе в целом. Государство обеспечивает относительную стабильность и поддержку фирмы, которой владеет, это позволяет организации функционировать в сложных условиях, особенно это касается социально значимых отраслей. Например, перевозкой пассажиров по железным дорогам в Российской Федерации занимается «РЖД», государственная компания.
Недостатки государственной собственности во многом являются продолжением плюсов. Государственная компания рискует снизить свою эффективность, после того как достигнет определённого порога. С управленческой точки зрения государство хуже контролирует менеджмент организации, что создаёт условия для коррупции. Кроме того, политическое вмешательство, может вынудить фирму переместить акцент с эффективного функционирования на решение иных задач. Естественные связи с государством снижают мотивацию к развитию, так как государственная компания всегда может рассчитывать на поддержку государства, а это порождает не совершенность конкуренции на рынке.
Для обобщенной оценки негативных практических результатов деятельности государственных компаний достаточно взглянуть на общее состояние в тех секторах экономики, где государственные холдинги существуют длительное время и занимают доминирующее положение. Например, ОАО "Российские железные дороги", созданное в 2013 г. Работа железнодорожного транспорта в последние годы характеризуется медленным ростом объема перевозок и финансового оборота. Показатели весьма далеки от уровня начала 90-ых годов.
ФАС России в своём докладе о состоянии конкуренции в РФ за 2015 год назвала государство главным «врагом» конкуренции. В докладе отмечается, что вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос до 70% в 2015 году с 35% в 2005 году, а количество государственных и муниципальных унитарных предприятий за три года утроилось. Резко выросло число региональных и муниципальных унитарных предприятий, которые, по мнению ФАС, являются главными врагами конкуренции на локальных рынках.21
Частная собственность определяет основу экономической жизни современного общества. Она определённо имеет ряд плюсов, главный из которых, это стимулирование экономической активности и поощрение рационального управления ресурсами. Признание права частной собственности является главным условием существования товарного производства и рынка. Она имеет также недостатки, главный из которых, это порождение неравенства и социального расслоения в обществе. Кроме того, значение частная собственность предусматривает присвоение благ одной частью общества и отчуждение от них другой части общества.
В Российской Федерации государственный сектор экономики растёт, в ущерб частному. Связано это прежде всего с тем, что страна специализируется на добыче и продаже природных ресурсов, в основном углеводородов. Данная отрасль по понятным причинам находится полностью под контролем государства, налоговые отчисления из этого сектора экономики составляют существенную часть федерального бюджета. Кроме того, военно-промышленный комплекс финансирует и контролирует государство, а торговля вооружением вносит существенный вклад в государственный бюджет. Стоит отметить то, что немалую роль играет историческое наследие. В Советском Союзе отсутствовал частный сектор экономики, а изменение устоявшихся экономических отношений есть длительный и сложный процесс.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство смягчает недостатки частной собственности, обеспечивая функционирование социально и стратегически значимых для общества отраслей.
Фирма также классифицируется по месту в производственной цепочке:
поставщик ресурсов;
посредник;
производитель.
Положение фирмы в производственной цепочке будет определять особенности её поведения, функционирования, выбора методов осуществления заданных целей.
Рассмотрим виды фирм по характеру влияния на рынок. Доминирующая, которая оказывает сильное влияние на формирование рыночной цены товара, объемов его производства и уровень качества, такая фирма является лидером рынка. Фирма аутсайдер, которая в силу своих слабых позиций на рынке вынуждена ориентироваться в своей деятельности на поведение конкурентов, прежде всего лидера рынка.
Обратимся к классификации фирм согласно их размерам. Размер фирмы может оцениваться по нескольким критериям, таким как численность рабочих, объём капитала, величина активов и объём продаж.
Чаще всего в качестве основного критерия применяют численность рабочих, так как он является наиболее стабильным во времени, достаточно универсален по отраслям и лучше подходит для сравнения. Остальные критерии могут сильно отличаться в различных отраслях, это обуславливается видом деятельности фирмы. Стоит учитывать то, что современные технологии позволяют выпускать существенный объём продукции при малом персонале, поэтому часто используют несколько критериев. В экономике Российской Федерации доля таких производств крайне мала, поэтому будет ориентироваться только на численность сотрудников фирмы.
В соответствии с численностью рабочих выделяют три категории фирм:
малые с численностью занятых до 50 человек;
средние, численность занятых составляет от 50 до 250 человек;
крупные, где численность занятых превышает 250.
Преобладание мелких, средних и крупных фирм в какой-либо отрасли прежде всего обусловлено эффектом масштаба. При наличии в отрасли сильного эффекта масштаба будет характерным существование нескольких крупных фирм. Более низкая отдача от эффекта позволит существовать не только крупным, средним, но даже мелким фирмам.
Для крупных фирм характерны низкие транзакционные издержки, ввиду обширной внутренней структуры и налаженных контактов с другими фирмами, но это компенсируется высокими издержками контроля. Противоположная ситуация в мелких фирмах. Транзакционные издержки в них велики из-за отсутствия развитой внутренней структуры и необходимости внешних посредников. Это уравнивается низкими издержками контроля, так как весь производственный процесс осуществляется малым числом людей. Рассмотрим более подробно роль мелких фирм в экономике.
Деятельность малого предпринимательства выполняет аналогичные другим формам предпринимательской деятельности функции, однако имеет ряд особенностей. Малый бизнес является источником налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, кроме того он создаёт дополнительные рабочие места и обеспечивает трудовую занятость населения. Малое предпринимательство отличается высокой мобильностью, это означает то, что руководитель может быстро переориентировать своё предприятие, в зависимости от экономических условий. Для маленькой фирмы, характерен постоянный поиск капитала и зависимость от крупных компаний.
Открывающие своё предприятие предприниматели, как правило сталкиваются с нехваткой средств, поэтому малый бизнес не может существовать в отраслях, которые требуют больших финансовых затрат. Стоит отметить то, что малый объём капитала внутри мелких фирм и зависимость от ставки кредитования подвергает мелких предпринимателей высоким рискам во время неустойчивого положения рынка, например, кризиса.
Более подробный анализ состояния предпринимательства в Российской Федерации будет проведён дальше.
Можно сделать вывод о том, что малые предприятия являются в каком-то смысле основой экономической системы. Они обеспечивают крупные фирмы комплектующими изделиями, играют важную роль в социально-экономическом регулировании и развитии прежде всего регионов, способствуют стабилизации экономики страны.
Типы организации фирмы. Формы ее стратегий.
В Российской Федерации действует несколько организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, все они отражены в Гражданском кодексе. Под организационно-правовой формой понимается юридически закреплённая форма организации предпринимательской деятельности. Она определяет ответственность по обязательствам, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности.22 У каждой организационно-правовой формы есть свои плюсы и минусы. Это требует выбора наиболее подходящей формы для организации предприятия.
Хозяйственное товарищество — это форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении имущества (паев) нескольких владельцев. Несколько лиц объединяют своё имущество и становятся совладельцами предприятия, которым совместно управляют, распределяют прибыль и несут ответственность по обязательствам организации. Товарищество бывает полным (участники несут ответственность за деятельность фирмы всем имуществом в соответствии с размером своего пая) и коммандитным, в котором часть участников несет полную неограниченную ответственность, а у других участников имущественная ответственность ограничивается внесённым паем.
Данная организационно правовая форма, несмотря на малую долю в рыночной экономике имеет ряд преимуществ перед единоличным владением:
новые возможности для расширения производства;
сохранение облегченного режима налогообложения;
упрощенный доступ к кредитным ресурсам;
снижение риска банкротства;
улучшение процесса производства.
Однако присутствуют и недостатки, которые плавно вытекают из преимуществ. Необходимость согласования между участниками управленческих решений усложняет и замедляет процесс управления фирмой. Участники несут ущерб из-за неправильных решений своих партнёров, кроме того, если участник выходит из партнёрства, то его пай нельзя выставить на рынок, товарищество обязано выкупить его. Эти весомые недостатки во многом и определяют низкую долю такой формы предпринимательской деятельности в России.
Общество с ограниченной ответственностью это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделяется между несколькими лицами. Участники не несут рисков своим личным имуществом, а отвечают по обязательствам фирмы лишь долями в уставном капитале. Из-за своих особенностей данная форма предпринимательской деятельности наиболее востребована среди коммерческих предприятий средних размеров.
Акционерным обществом признаётся хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на некоторое число акций, держателями которых являются участники акционерного общества, то есть акционеры. Они не отвечают по обязательствам организации и рискуют лишь потерей стоимости акций, которыми они владеют. Существуют публичные акционерные общества, которые характеризуются неограниченным числом акционеров и свободным обращением акций на рынке. Кроме того, для публичных акционерных обществ предусматривается более широкое раскрытие информации, чем для непубличных, это предназначено для повышения прозрачности инвестирования. Непубличные акционерные общества распределяют свои акции среди заранее определённого круга учредителей. Непубличное общество, как правило, не обязано публиковать финансовую отчётность на всеобщее обозрение.
В современной России акционерное общество — это наиболее распространённая организационно-правовая форма среди крупных компаний. Такая форма предпринимательской деятельности позволяет аккумулировать большой капитал, необходимый для организации масштабных производств.
Унитарное предприятие — это, как правило, государственная, бюджетная организация, не обладающая правами собственности на закреплённое за ней имущество, оно не распределяется по долям, то есть является неделимым. Унитарные предприятия могут быть трёх видов, федерального, субъектного и муниципального, в зависимости от собственника. Данная форма используется только в государственном секторе экономики, так как отдельному лицу передаётся лишь право управления имуществом, а право собственности остаётся у государства. Также унитарные предприятия в соответствии с законодательством ежегодно отчисляют 25% чистой прибыли в бюджет.
Выше были разобраны и проанализированы основные организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов с образованием юридического лица. Однако Российским законодательством предусмотрено существование хозяйствующих субъектов без образования юридического лица. Основной организационно-правовой формой такого вида субъектов является индивидуальное предпринимательство. Рассмотрим более подробно особенности формирования и функционирования индивидуального предприятия.
Индивидуальный предприниматель – это зарегистрированное в особом порядке физическое лицо, осуществляющее свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя может любой гражданин, но предприниматель отвечает по обязательствам организации всем своим имуществом. Статус индивидуального предпринимателя имеет свои преимущества, такие, например, как ускоренная система ликвидации и создания бизнеса, упрощённый режим ведения учёта хозяйственной деятельности и налогообложения. Однако, индивидуальный предприниматель обладает меньшим количеством способов привлечения капитала, а также имеет ограниченный набор инструментов для взаимодействия с рынком по сравнению с иными формами предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство используется как форма организации малых и средних предприятий.
Проведём подробный анализ состояния предпринимательства в РФ.
Известно, что малый бизнес является важным звеном в экономике любой страны, потому что именно малые и средние предприятия способствуют развитию инновационных технологий и способны легко приспосабливаться к экономическим изменениям в стране. Например, в 2013 г. по данным «МСП банк» доля в ВВП в РФ малого и среднего бизнеса составила около 21%, в то время как в других развитых странах доля составила от 30% до 80%: в Японии, Англии, США, Франции и Китае доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет от 30% до 60%, а в Италии до 80%. Также малый и средний бизнес обеспечивает около 67,4% рабочих мест в Евросоюзе, в то время как в Российской Федерации эта цифра равняется 27%.23
Рассмотрим, сколько в ВВП РФ занимает доля валовой добавленной стоимости малых предприятий (см.Приложение Б.1). С 2004 по 2014 г. доля в ВВП РФ малого предпринимательства находилась относительно на одном уровне, примерно 12%.24
Проанализируем состояние малого бизнеса в Российской Федерации (см.Приложение Б.2). Темпы роста числа малых предприятий замедлились с 2012 г. во всех отраслях. Самое большое число предприятий имеется в сфере торговли, затем имущества и обрабатывающего производства.25
Также рассмотрим число малых предприятий в РФ (см.Приложение Б.3). Темпы роста малых предприятий с 2011 по 2013 г. имели тенденцию к снижению, а в 2014 г. наблюдался небольшой рост — на уровне 1% от общего числа предприятий. Обратим внимание на оборот предприятий и среднесписочную численность работников малого бизнеса. (см.Приложения Б.4 и Б.5)26
Вопреки снижению темпов роста числа предприятий, наблюдался рост оборота, но, с 2011 по 2014 г. сократились темпы роста среднесписочной численности работников, а это значит, что увеличилось число безработных.
Также необходимо показать число малых предприятий, которые являлись прибыльными и убыточными в период с 2010 по 2014 г. (см.Приложение Б.6). За весь рассматриваемый период около 80% малых предприятий являлись прибыльными, остальные 20% являлись убыточными.27
Исходя из данных федеральной налоговой статистики проанализируем состояние бизнеса в Российской Федерации с 2006 по 2015 г. Рассмотрим юридические лица (все виды предприятий) (см.Приложение Б.7).28
Можно сделать вывод о том, что с 2006 по 2015 г. число созданных, реорганизованных и зарегистрированных предприятий почти что сравнялось с предприятиями, которые завершили свою деятельность, то есть темпы роста первых растут намного медленнее, чем темпы роста второй группы. Это связано с тем, что органы ФНС закрывают все чаще фирмы, которые более года не предоставляют отчетность и на банковских счетах которых нет движения денежных средств. Также органы ФНС борются с фирмами-однодневками. Еще одной причиной закрытия юридических лиц является сложная экономическая ситуация в стране.
Теперь рассмотрим индивидуальные предприятия (см.Приложение Б.8). Видно, что по сравнению с числом зарегистрированных индивидуальных предприятий, число предприятий, прекративших деятельность, увеличилось более чем в 2 раза, хотя в 2006 г. они почти были на одном уровне.29
Основные причины такой тенденции — это экономические и административные барьеры, переменчивое законодательство. Для малых предприятий накладно содержать юриста. Вследствие чего, предприниматели допускают ошибки в расчете и оплате налогов, и соответственно, после этого выплачивают высокие штрафы. Также причинами могли являться повышенные цены на сырье из-за изменений курса национальной валюты, банковские ставки по кредитам. Кроме того, появилась возможность заработка в интернете и люди не стремились регистрировать себя в качестве предпринимателя, уклоняясь от уплаты налогов, высокий уровень которых зачастую является одной из причин прекращения предпринимательской деятельности. Другими причинами прекращения деятельности являлись повышенные страховые взносы.
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что темпы роста числа предприятий значительно снизились, это связано с состоянием экономики государства. Также важно заметить, что большую долю в малом бизнесе занимает отрасль «Торговля», поэтому на снижение темпов роста малых предприятий повлияли введенные торговые сборы в определенных регионах, то есть повысилась налоговая нагрузка.
Исходя из бюллетеня статистики была проведена оценка факторов (органами статистики), которые ограничивают деятельность малых предприятий (см.Приложение Б.9).30
Видно, что с 2010 по 2013 г. факторы, ограничивающие деятельность малого бизнеса, имели тенденцию к росту, но в 2013 г. наблюдалось снижение влияния этих факторов. Этот рост связан с тем, что у малого бизнеса недостаточно собственных средств для развития своей деятельности, не было возможности оформить коммерческий кредит в связи с высокой процентной ставкой, а также не было определенности в экономической ситуации в стране. В 2014 г. вновь наблюдался рост оценок факторов. В большей степени это связано с недостатком собственных средств, высокой процентной ставкой по кредиту, сложным механизмом получения кредитов, неопределенностью экономической ситуацией в стране, недостаточным спросом на продукцию. На рост этих факторов также повлияли санкции со стороны Запада. Также государственный совет РФ в докладе «O мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» говорит, что одной из проблем малого бизнеса является нестабильное законодательство.31
Можно сделать вывод, что необходимо изменить государственные способы поддержки малого бизнеса, разработать карту развития малого и среднего предпринимательства, так как темпы роста прекративших свою деятельность предприятий намного превышают темпы роста зарегистрированных. Это говорит о неблагоприятном климате в сфере малого и среднего предпринимательства.
Формы стратегии фирмы. Направления планирования фирмы.
Любое предприятие вне зависимости от размеров и отрасли обязательно планирует свою деятельность. Планирование — это процесс определения приоритетов, формирования целей и выбор средств и методов их достижения, оно осуществляется во всех направлениях деятельности фирмы, и, в конечном итоге, конкретизируется в стратегии. Стратегическое планирование происходит на высшем уровне управления фирмы и ставит своей целью определение тенденций развития как предприятия в целом, так и его отдельных сторон. Как правило, фирма формирует свою стратегию исходя из воздействия на неё факторов внешней среды, прежде всего конкуренции на рынке.32
Существует два взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия понимается как конкретный долгосрочный план достижения цели. Такой подход основывается на предсказуемости и причинности всех возникающих явлений и процессов. Во втором случае под стратегией понимается направление развития какой-либо конкретной формы деятельности фирмы.
Стратегия фирмы в целом, как правило, разрабатывается на длительный период, так как для её разработки необходимы значительные затраты труда и времени, поэтому она часто формулируется в достаточно общих выражениях. Различные виды стратегий можно сгруппировать в определённые формы, такие как базисная, конкурентная и функциональная, рассмотрим подробно только базисную форму стратегии.
Базисная стратегия формируется под воздействием факторов внешней и внутренней среды, она представляет собой общую концепцию поведения фирмы на данном этапе её развития. Существует несколько основных типов базисной стратегии.33
Стратегия стабильности концентрируется на поддержке уже функционирующих направлений деятельности. Она формируется в условиях, когда дальнейшее расширение фирмы не приемлемо в силу внутренних или внешних обстоятельств, таких, например, как экономический кризис, запредельные издержки контроля или высокие темпы роста средних издержек на единицу производимой продукции с увеличением объемов производства.
Стратегия выживания является попыткой приспособления к новым, изменившимся условиям на рынке. Такая стратегия формируется фирмой, которая характеризуется малыми возможностями и низкой конкурентоспособностью.
Стратегия сокращения применяется в условиях, когда само существование организации находится под угрозой. В такой ситуации возможна смена вида деятельности фирмы или её ликвидация.
Стратегия роста предполагает увеличение размеров фирмы и требует притока новых ресурсов. Данная стратегия имеет несколько направлений, которые необходимо рассмотреть более подробно.
Стратегия концентрированного роста связана с изменением параметров выпускаемого продукта и рынка сбыта. Фирма стремится улучшить текущий продукт или выпускать новый, но не меняя отрасль и проводя при этом поиск возможностей для улучшения положения на рынке. Такое поведение эффективно в том случае, если сфокусированность на определённом сегменте рынка будет давать определённое преимущество над конкурентами в данной сфере.34
Под диверсификацией понимается распространение деятельности на новые сферы. Концентрация на определённом сегменте рынка имеет свои преимущества, пока фирма способна получать дополнительную прибыль за счёт роста в освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет. Во внешней среде диверсификация является основанием определённого уровня гибкости организации. В целом диверсификацию можно охарактеризовать выражением: «Не храни все яйца в одной корзине».
Интеграция предполагает расширение размеров фирмы путём присоединения новых структур. Интегрированный рост организации может происходить, как изнутри, так и внешне, то есть приобретением новой собственности. Рассмотрим различные виды интеграции.
Горизонтальная интеграция осуществляет рост компании за счёт фирм конкурентов, действующих в той же сфере, но ином сегменте рынка, такая интеграция связана с ростом доли компании в отрасли.
Вертикальная интеграция фирмы осуществляется путём усиления контроля над поставщиками сырья и посредниками, реализующими конечную продукцию. Такой вид интеграции существенно снижает себестоимость товара и повышает его рентабельность на рынке.
Конгломератное слияние (интеграция) — объединение компаний, совершенно не связанных между собой какими-либо отношениями, то есть слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. Выгода в такой ситуации не очевидна и зависит от конкретных условий.
Централизация или стратегия сужения бизнеса связана с неэффективностью горизонтальной интеграции, в результате чего фирма переключается на стратегию дезинтеграции. Данная стратегия связана с усилением контроля над какими-либо узкими отрезками производства и передачей остальных функций аутсорсеру, то есть внешнему поставщику. Централизация эффективна в том случае, если партнёры выполняют второстепенные функции качественнее и дешевле самой фирмы заказчика.
Можно сделать вывод о том, что успешная деятельность фирмы во многом определяется её стратегией. Многообразие форм и направлений стратегического планирования обусловлено существованием множества динамичных факторов как во внешней экономической среде, так и внутренней структуре организации. Адекватный анализ этих факторов, позволяет разработать актуальные и эффективные стратегии, грамотная реализация которых приведёт к расширению фирмы, а также усилению конкурентоспособности организации.
На основании изложенного выше материала, можно с уверенностью утверждать, что тип организации фирмы оказывает непосредственно прямое влияние на процесс формирования стратегий организации.
Кроме того, детальный анализ состояния предпринимательства в Российской Федерации показал факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность предприятий и указал на причину сокращения малого и среднего бизнеса.
Список использованных материалов.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм.) // ИСС Консультант Плюс.
Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая (Принят Государственной Думой 23 апреля 1994 г.) // ИСС Консультант плюс.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // ИСС Консультант Плюс
Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
Маршалл А. Принципы экономической науки Т.1,2,3 / Пер. с англ. М.: Изд. группа "Прогресс", 1993. Соответственно, 416 с., 310 с.,352 с.
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 608 с.
Робинсон Дж. В. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс», 1986. 471 c.
Розанова Н. М., Зороастрова И.В. Микроэкономика фирмы. М.: Интуит, 2007. 162 с.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Ось-89, 1997. 255 с.
Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал / Пер. с англ. М.: Изд.группа "Прогресс", 1993. 477 с.
Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб./ Росстат. M., 2015. 96 с.
Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/analiz-may-2013.pdf, свободный.
Доля валовой стоимости малых предприятий в ВВП. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1163082, свободный.
Предпринимательство по отраслям. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/, свободный.
Статистика МСП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcsme.ru/index.php/ru/statistics, свободный.
Отчеты о работе по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/, свободный.
Развитие малого бизнеса в России: оценка Счётной палаты и реальность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/35901-pazvitie-malogo-biznesa-v-possii-otsenka-schyotnoy-palaty-i-pealynosty.html, свободный.
Доклад «O мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf, свободный.
Доклад ФАС о состоянии конкуренции за 2015 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/list-of-reports/report.html?id=1685, свободный.
Приложение А.
ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
(A.1) Функция полезности индивидуального собственника
(A.2) Совпадение целей максимизации прибыли и целей индивидуального собственника, направленных на максимизацию собственной полезности.
Приложение Б.
ДИАГРАММЫ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
(Б.1) Доля валовой добавленной стоимости малых предприятий в ВВП
(Б.2) Число малых предприятий по отраслям.
(Б.3) Число малых предприятий
(Б.4) Оборот малых предприятий
(Б.5) Среднесписочная численность работников
(Б.6) Число прибыльных и убыточных малых предприятий
(Б.7) Зарегистрированные в ЕГРЮЛ и прекратившие свою деятельность
(Б.8) Число индивидуальных предприятий
(Б.9) Факторы, ограничивающие деятельность малого бизнеса
1Розанова Н. М, Зороастрова И.В. Микроэкономика фирмы. М.: Интуит, 2007. 162 с.
2 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 608 с.
3 Розанова Н. М, Зороастрова И.В. Микроэкономика фирмы. М.: Интуит, 2007. 162 с.
4 Там же.
5 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 608 с.
6 Розанова Н. М, Зороастрова И.В. Микроэкономика фирмы. М.: Интуит, 2007. 162 с.
7 Там же.
8 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Ось-89, 1997. 255 с.
9 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1 / Пер. с англ. М.: Изд. группа "Прогресс", 1993. 416 с.
10 Маршалл А. Принципы экономической науки Т.2 / М.: Изд. группа "Прогресс", 1993. 310 с.
11 Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал / Пер. с англ. М.: Изд.группа "Прогресс", 1993. 477с.
12 Робинсон Дж. В. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс», 1986. 471 c.
13 Розанова Н. М, Зороастрова И.В. Микроэкономика фирмы. М.: Интуит, 2007. 162 с.
14 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 608 с.
15 Розанова Н. М, Зороастрова И.В. Микроэкономика фирмы. М.: Интуит, 2007. 162 с.
16 Там же.
17
18 Там же.
19 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. 608 с.
20 Розанова Н. М, Зороастрова И.В. Микроэкономика фирмы. М.: Интуит, 2007. 162 с.
21 Доклад ФАС о состоянии конкуренции за 2015 год [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/list-of-reports/report.html?id=1685, свободный.
22 Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая (Принят Государственной Думой 23 апреля 1994 года) // ИСС Консультант плюс.
23 Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/analiz-may-2013.pdf, свободный.
24 Доля валовой стоимости малых предприятий в ВВП. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1163082, свободный.
25 Предпринимательство по отраслям. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/, свободный.
26 Статистика МСП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcsme.ru/index.php/ru/statistics, свободный.
27 Там же.
28 Отчеты о работе по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/, свободный.
29 Отчеты о работе по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/, свободный.
30 Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат.сб./ Росстат. M., 2015. 96 с.
31 Доклад «O мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf, свободный.
32 Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
33 Там же.
34 Там же.