Кризисы заслуживают отдельного внимания, поскольку представляют собой болезненную, хаотичную и полную неожиданностей фазу экономики. Очень важно понять сущность кризисных явлений, чтобы смягчить их негативное влияние, уменьшить время их протекания и даже извлечь пользу для последующего экономического развития. Именно поэтому исследование данной темы актуально как для современной российской экономики, так и для экономики любой страны.
Теоретические подходы к изучению кризисных явлений в современной экономике. Определение и классификация кризисов, экономические циклы.Экономический кризис — это резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.1 Термин «кризис» произошёл от греческого слова «crisis». Его значение – поворотный пункт или определённое решение в сомнительной ситуации.
Кризисы неизбежны, так как это регулярные, закономерно повторяющиеся этапы циклического развития экономики. Кризисы начинаются тогда, когда главные элементы прежней системы в основном устарели и уже родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл. Термин экономический (деловой) цикл означает следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической (деловой) активности в течение нескольких лет. Отдельные экономические циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности. Тем не менее, все они проходят одни и те же фазы.2 Выделяются четыре фазы экономического цикла (см. Рисунок 1.1): 1. Подъем (оживление) – рост производства и занятости населения; 2. Пик – высшая точка экономического роста, характеризуется максимумом деловой активности; 3. Спад (рецессия) – снижение деловой активности, объемов производства и уровня инвестиций, ведущее к росту безработицы; 4. Дно (нижняя точка спада) – низшая точка деловой активности, характеризуется минимальным уровнем производства и максимальной безработицей.3
Для снижения воздействия кризиса и обеспечения безболезненности его протекания необходимо знать точную информацию о классификации кризисов, их конкретных типах и их характеристиках. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его негативного воздействия на экономику, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания. Существует множество классификаций кризисов по различным критериям.4
1. По масштабам проявления
1) общие (системные) – охватывают всю социально-экономическую систему; 2) локальные (частичные) – охватывают определённую часть системы. По этому критерию можно также рассматривать мировые кризисы, национальные, региональные, локальные и кризисы предприятия.
2. По глубине протекания процессов
1) лёгкие (мягкие) – протекают менее болезненно и более последовательно, в большей степени поддаются управлению, их можно прогнозировать, чаще носят кратковременный характер; 2) глубокие (острые) – могут привести к разрушению различных структур социально-экономической системы, относятся к более масштабным и опасным формам кризиса, как правило, имеют затяжной характер.
3. По степени открытости протекания
1) явные – легко обнаруживаются, протекают заметно, крайне низка вероятность «подводных камней»; 2) скрытые (латентные) – в своих начальных стадиях практически незаметны, поэтому их значительно сложнее избежать или ограничить, они наиболее опасны.
4. По степени предсказуемости
1) предсказуемые (закономерные) – возникают под воздействием объективных факторов, могут быть спрогнозированы, наступают обычно как закономерный этап развития (например, необходимость модернизации производства, бизнес-процессов в связи с их устареванием); 2) непредсказуемые (случайные, неожиданные) – возникают под воздействием ошибок в прогнозировании, просчётов в управлении, кризиса в определённой государственной сфере, природных (катастрофических) явлений и не могут быть предсказаны.
5. По регулярности появления
1) периодические – повторяются регулярно и характеризуются, как правило, схожестью протекания; они предсказуемы, поэтому к ним можно подготовиться; 2) нерегулярные – являются менее острыми и продолжительными, могут прерываться на каком-либо этапе. Этот вид делится, в свою очередь, на отраслевые, промежуточные, частичные и структурные кризисы.
Промежуточныйкризис приостанавливает течение стадии оживления или роста в регулярных, периодически повторяющихся циклах и препятствует началу нового цикла.Он слабее периодического.
Частичныйкризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а только определенную область экономической деятельности (финансовые, валютные, банковские и биржевые кризисы).
Отраслевойкризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства (например, отрасль промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. д.)
Структурный кризис вызывается диспропорцией между отраслями, т. е. одни отрасли в своем развитии могут опережать другие. Из-за этого в одной отрасли может возникнуть перепроизводство, а в другой, наоборот, нехватка продукции.
6. По степени управляемости
1) управляемый – поддаётся воздействию и контролю, можно смягчить его негативное влияние на экономику; 2) неуправляемый – не поддаётся никакому воздействию и протекает по своим внутренним законам.
7. По масштабам проблематики
1) мировой кризис – охватывает всё мировое хозяйство в целом, включает в себя мировой рынок и отдельные национальные хозяйства стран мира, интегрированные в единый рынок; 2) макрокризис – охватывает народно-хозяйственную систему в целом в масштабе отдельно взятого государства; 3) мезокризис – охватывает часть системы народного хозяйства страны (например, региональную экономику); 4) микрокризис – охватывает только отельную группу народного хозяйства экономики (отдельный рынок, отрасль, предприятие).
Конечно, существуют еще и другие классификации кризисов, ведь критериев можно выделять бесконечно много, но здесь мы рассмотрели основные из них.
Функции и динамика экономического кризиса.Кризисы, хотя и характеризуются болезненностью, прогрессивны, часто являются неотъемлемой составляющей при смене экономических систем.
Кризис выполняет в противоречивом и цикличном развитии экономики три основных функции:
Разрушительная функция: устранение (либо качественное преобразование) устаревших элементов преобладающей, господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал, экономической системы.
Созидательная функция: «расчистка дороги» для утверждения первоначально слабых элементов новой системы.
Наследственная функция: испытание на прочность и передача в наследство наиболее устойчивых элементов прежней системы в будущую, при этом такие элементы могут претерпевать изменения, модифицироваться.
Кризис переживает несколько стадий в своей динамике:5
- латентный (скрытый) период совпадает с завершающим этапом фазы стабильного развития уходящего цикла; это завуалированный этап, в ходе которого зарождаются проблемы и противоречия, но при этом они еще не являются ярко выраженными;
- далее противоречия постепенно накапливаются, начинают проявлять себя в экономике, наблюдается падение экономических показателей, социальной динамики;
- кульминационный этап - это период обвала, взрыва, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения всех показателей динамики обреченной системы, процветавшей до начала кризиса. В этот период набирают силу элементы следующей системы, они открыто проявляются, вступают в борьбу с элементами устаревшей системы.
- период смягчения кризиса, создания предпосылок для его преодоления, перехода к фазе депрессии, обеспечивающей временное равновесие (на нижнем уровне) между прежней системой, утратившей свое значение, и показавшей свою силу новой, которая после окончания кризиса должна будет стать господствующей. Экономика приближается к новому скачку своего подъема, расцвета.
Основные черты, причины возникновения и последствия экономических кризисов.
Общие черты, которые характерны для всех кризисов:
Сокращение общего объёма промышленного производства, производственных мощностей;
Рост уровня инфляции;
Снижение ВВП и внешнеторгового оборота;
Падение курсов ценных бумаг;
Рост числа банкротства компаний;
Рост безработицы;
Сокращение реальных доходов и сбережений широких слоев населения и т. д.
Экономические кризисы могут возникнуть по различным причинам:
1) Научно-технический прогресс является одной из самых распространенных причин экономических кризисов. Активная часть основного капитала имеет тенденцию к устареванию, поэтому необходимо регулярное ее обновление. Если оборудование, установленное на различных предприятиях в стране, не соответствует уровню научно-технического прогресса, то продукция теряет свою конкурентоспособность на мировом рынке, отличается более низким качеством, чем тот же вид продукции, произведенной на новейшем оборудовании. Это будет служить причиной кризиса в данной отрасли производства, может оказать негативное влияние на экономику страны в целом.
2) Сама природа капитализма (К. Маркс) – противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов, противоречие интересов собственников средств производства и наёмных работников;
3) Недопотребление населения, вызывающее перепроизводство (теория недопотребления). В таком случае продукция на складах простаивает, предприятия не могут окупить издержки производства, что может привести к их разорению и уходу с рынка, что впоследствии приведет и к снижению ВВП.
4) Диспропорциональность, «неравновесие» – кризисы являются следствием отсутствия правильных пропорций между отраслями (теория неравновесия);
5) Избыточное финансирование со стороны государства (дешёвые кредиты, накачивание спроса) может порождать кризисы перепроизводства (Ф. фон Хайек);
6) Каждой фазе экономического цикла свойственна своя психологическая картина, формирующая отношение к инвестициям (психологическая теория кризиса И. Шумпетера). Повышенное настроение в условиях подъёма стимулирует горячку, а паника и разброд в период кризиса ведут к застою капиталовложений.
7) Кризисы могут быть порождены различными внешними условиями – политическими, демографическими, природными и т.д.
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно оздоровление экономики или возникновение нового кризиса, обновление или разрушение экономической системы, противоречия, существовавшие в кризисный период, могут разрешиться или обостриться.6 Последствия кризиса могут вести к изменениям различного характера: краткосрочным и долгосрочным, обратимым и необратимым, резким и мягким, количественным и качественным (рисунок 1.2). Кризисы могут стать причиной коренных преобразований в экономике, вплоть до смены типа экономической системы, переворота всего хозяйственного уклада.
Особенности проявления кризисных процессов в отечественной экономике. Экономический кризис 90-х годов XX века.После распада СССР в 1991 г. должна была произойти смена экономической системы с командной на рыночную. В такой ситуации необходимы были коренные изменения в отечественной макроэкономической политике. Но прежде чем Россия смогла перейти на рельсы рыночной экономики, она пережила тяжелый экономический кризис, который крайне остро проявил себя в 1998 г.7 Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов. Рассмотрим подробнее, что же именно происходило в российской экономике в те годы.
В октябре 1991 г. на V Съезде народных депутатов РСФСР президент России Борис Николаевич Ельцин объявил о проведении в России радикальных экономических реформ, которые должны были привести к переходу к рыночной экономической системе, в связи с этим экономику России ждали масштабные изменения.
Была разработана программа «500 дней» (Шаталина-Явлинского) по переходу к рынку, которая включала в себя различные меры:
приватизация большинства государственных предприятий, беспрепятственное развитие частной собственности;
либерализация цен и торговли;
снятие ограничений на внешнеторговые операции, отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю;
земельная реформа с последующим разрешением купли-продажи земли;
структурная перестройка промышленности и другие.
Данная программа в полном объеме начала осуществляться с января 1992 г. Ответственным за реализацию стал один из ее разработчиков вице-премьер правительства Егор Тимурович Гайдар. Всего за 500 дней эта программа по плану должна была быть реализована, но в действительности осуществление ее затянулось на годы.
Со 2 января 1992 г. страна перешла на свободное ценообразование, то есть цены перестало определять государство, с тех пор они были под властью спроса и предложения. Но все же государство оставило под своим контролем цены на хлеб, молоко, общественный транспорт и другие социально значимые потребительские товары и услуги (они составили 10% общей массы товаров и услуг). Предполагалось, что цены должны будут вырасти в 2-3 раза, но на самом деле ситуация оказалась гораздо драматичнее: цены выросли в десятки раз. Причиной тому послужил дефицит товаров первой необходимости.
Но на этом рост цен не закончился: страна пережила гиперинфляцию. За 1992 год цены выросли на 2600 процентов. Сбережения граждан, накопленные в советский период, были обесценены. Последствия «шоковой терапии», т. е. резких экономических перемен, оказались намного более суровыми, чем ожидали власти и ведущие экономисты страны. Кроме того, в условиях российской экономики было нарушено основное условие проведения «шоковой терапии» - резкое снижение инфляции. Инфляция в России росла высокими темпами (см. Рисунок 2.1, таблица 2.1). Так, по статистическим данным мы видим, что инфляция была наибольшей в 1992 г. (2508,8%), в последующие годы она также продолжала расти, но уже меньшими темпами, достигнув минимума в 1997 г. (11%).
Открылся «железный занавес», ограничивавший торговлю СССР с другими странами, на российские рынки хлынули импортные товары. Причем отечественные товары не выдержали конкуренции с зарубежными товарами, поскольку уступали им по качеству и ассортименту. В результате большое число российских предприятий становилось банкротами, закрывалось. В связи с этим значительно сократилось количество рабочих мест, безработица приобрела массовый характер (см. Рисунок 2.2). По данным международной организации труда, уже в 1993 г. безработица достигла 5 млн. человек, в дальнейшем продолжала расти до 1999 г., составляя около 10 млн. безработных в 1998 и 1999 гг.
Резкое сокращение производства ударило и по российскому бюджету: он потерял важные источники дохода и очень быстро стал дефицитным, т. е. расходы превысили доходы.
Но все же, несмотря на тяжелое экономическое положение, были заложены основы свободного рынка, что является безусловным преимуществом на пути реформации экономики.
Осенью 1992 г. началась программа приватизации, предприятия стали переходить из государственной собственности в частную. Важной задачей властей являлось формирование класса собственников, создание мелкого, среднего и крупного бизнеса, который и составил бы основу российской экономики. В связи с тем, что большая часть населения не имела средств на покупку акций, была введена система ваучеров (приватизационных чеков), их можно было обменять на акции общей стоимостью до 10 тыс. рублей. В итоге приватизация получила широкое распространение.
Но все же приватизация по ваучерам не улучшила материального положения большинства населения России, не стала стимулом для развития производства. Она не оправдала ожиданий властей и всего населения, рассчитывавших на улучшение экономической ситуации в стране. Но при этом все же начали складываться новые экономические отношения, основанные на частной собственности, что является несомненным достоинством проводимой политики.
В декабре 1992 г. Егор Гайдар, исполнявший обязанности главы правительства, был отправлен в отставку, правительство теперь возглавил Виктор Степанович Черномырдин. Он внес поправки в программу реформ: в отличие от Гайдара, он проводил линию по усилению роли государства в экономике. Особая ставка была также сделана на топливно-энергетический и оборонный комплексы.
В конце 1994 г. правительство России отказалось от финансирования госбюджета за счёт эмиссии. Одновременно Центробанком стала проводиться политика «валютного коридора» — удержания курса рубля к доллару США в узких рамках путём валютных интервенций, т. е. были установлены пределы колебания валютного курса.
Ужесточение денежной политики, в условиях политической борьбы, не было в должной мере поддержано бюджетной политикой. Государственная Дума, в которой действовала сильная фракция КПРФ, стремящаяся увеличить расходы, принимала несбалансированные бюджеты, то есть расходы не обеспечивались доходами. Возникшие вследствие этого противоречия российские власти пытались разрешить, наращивая государственный долг.
В целом экономическая политика, проводимая в 1995-1998 гг., характеризуется следующими особенностями:
Применение завышенного курса рубля с целью сокращения инфляции;
Сокращение денежного предложения за счёт массовых невыплат зарплат и пенсий, невыполнения обязательств по госзаказу и перед бюджетными организациями, что значительно снизило доверие населения к правительству и проводимой им политике;
Финансирование дефицита госбюджета за счёт наращивания государственного долга. Следует отметить, что объёмы привлечения денежных средств постоянно увеличивались. При этом нужный объём спроса на государственные ценные бумаги поддерживался за счёт сохранения относительно высоких ставок процентов, а также за счёт привлечения спекулятивного иностранного капитала;
Сохранение высоких налоговых ставок для поддержания доходов госбюджета.
Такая макроэкономическая политика создала условия, при которых кризис был неизбежен. Резкому ухудшению и без того непростой финансовой ситуации в России способствовали внешние факторы: кризис в странах Юго-Восточной Азии, разразившийся в середине 1997 года, а также резкое падение мировых цен на энергоносители, которые составляли значительную часть российского экспорта.
В конце 1997 г. стали быстро расти ставки по кредитам и государственным обязательствам, начал падать рынок ценных бумаг. В начале 1998 г. Черномырдин был отправлен в отставку. Новым премьером стал Сергей Владиленович Кириенко. Обновленное правительство попыталось предотвратить надвигавшийся финансовый кризис либо смягчить его последствия. Однако уже ничего невозможно было изменить, назревшие экономические проблемы достигли своего пика.
В итоге наиболее остро кризис проявился в августе 1998 г., когда власти утратили все ресурсы для удержания рубля и финансирования краткосрочного государственного долга. Несмотря на то, что 14 августа 1998 г. Б. Ельцин объявил, что девальвации не будет, она все же произошла. 17 августа 1998 г. был объявлен дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ) и фактически объявлено об отказе поддерживать курс рубля. Это означало крах макроэкономической политики, проводившейся с 1992 г. В результате финансового кризиса российская экономика получила тяжелейший удар, следствием чего стало резкое обесценивание рубля, спад производства, значительный рост инфляции, падение уровня жизни населения, обесценивание вкладов.
В связи с такими резкими ухудшениями лишилось доверия граждан правительство. В результате оно вместе с премьер-министром Кириенко было отправлено в отставку.
Новым главой Кабинета министров был назначен Евгений Максимович Примаков. Он призвал не ждать помощи извне, а опираться на собственные силы. У дефолта все же был и положительный момент: из-за сильного повышения курса доллара импортные товары оказались слишком дорогими для большинства населения страны. Это означало, что появился шанс для развития отечественного производства, оно теперь получило серьезные конкурентные преимущества: отечественные товары оказались существенно дешевле импортных и стали пользоваться спросом. Благодаря этому отечественное производство оживилось. В итоге начался новый экономический рост.
В мае 1999 г. премьер-министром стал Сергей Вадимович Степашин, а в августе того же года правительство возглавил Владимир Владимирович Путин. Они продолжили взятый курс на оздоровление российской экономики. Несмотря на все экономические трудности, России удалось преодолеть состояние кризиса и встать на рельсы рыночной экономики.
Экономический кризис 2008-2009 гг.В 2008 г. разразился мировой финансовый кризис, который проявился в виде сильного снижения основных экономических показателей в большинстве стран с развитой экономикой, впоследствии переросшего в глобальную рецессию (замедление) экономики.8
Ключевую роль здесь сыграли США, как страна, оказывающая масштабное влияние на мировую экономику. Предпосылки кризиса 2008 г. были заложены в ипотечном кризисе США в 2007 г. Он проявился в обвале рынка недвижимости по причине резкого увеличения просрочек и невыплат по высокорисковым ипотечным кредитам и массовом отчуждении недвижимости в пользу кредиторов. Вторая же волна ипотечного кризиса пришлась на 2008 г. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на пять триллионов долларов.
В результате ипотечный кризис спровоцировал банкротства крупнейших банков США (таких как Bear Stearns, Lehman Brothers и других).
Сразу же вслед за США жесткому воздействию финансового кризиса подверглась и европейская экономика, в частности, и экономика России в 2008 г. также погрузилась в состояние кризиса.
Первые признаки кризиса появились в экономике РФ в феврале 2008 г., когда Банк России признал наличие проблем с ликвидностью.9 Текущая же экономическая ситуация характеризовалась большим объемом внешних корпоративных заимствований на фоне снижения государственного долга и увеличением золотовалютного резерва до третьего в мире. Но затем на фоне кризиса эти показатели начали снижаться, так, если в августе 2008 г. золотовалютные запасы Центрального Банка РФ составляли 597 млрд. долларов, то в конце января 2009 г. они снизились уже до 386 млрд. долларов. Продолжался рост инвестирования и кредитования, начавшийся после кризиса 1998 г., и это, по мнению Министерства Финансов РФ и МВФ, привело к «перегреву» экономики. Так же кризисная ситуация характеризовалась снижением котировок акций российских компаний, которое началось в мае.
Начались банкротства банков и последующие за ними массовые увольнения. Ряд банков был выкуплен госструктурами, такими как «РЖД» и «Газпром», но проблемы в банковской сфере вынудили Центробанк покрыть убытки банков за счет золотовалютных запасов на общую сумму около 100 млрд. долл.
Падение фондовых рынков длилось с августа 2008 по февраль 2009 г., отток капитала из России за вторую половину 2008 г. составил более 100 млрд. долларов. Цены на нефть упали почти вдвое, оставив российскую власть без средств к существованию и вынудив её девальвировать рубль и тратить деньги резервного фонда.
Достаточно высоким был и уровень инфляции в 2008 г. (см. Таблицу 2.2, рисунок 2.4). Всего за год он составил 13,28%, наиболее высокий уровень прослеживается в начале года (2,31% в январе), наиболее низкий уровень – во второй половине года (0,36% в августе).
Причины экономического кризиса в России можно разделить на внешние и внутренние. Первые определялись экономической ситуацией, сложившейся в мире. Выделим основные из них:
Резкое падение цен на нефть с почти 150 до 40 долл. за баррель негативно сказалось на доходах страны, ведь большая часть из них зависит именно от экспорта сырья, в частности, нефти.
Финансовая катастрофа в США и последовавшая за ней цепная реакция по всему миру. Длительное увеличение процентной ставки в США в период 2002-2008 гг. на фоне дешевеющего доллара, который перестал быть стабильной резервной валютой, вызвало массовый перевод долларовых активов в другие валюты, такие как японская иена, недвижимость и золото.
Проблемы во внешней политике РФ: разногласия с Европой по деятельности совместных энергетических компаний и неоднозначная реакция на августовский грузино-осетинский конфликт. Итог – отток иностранного капитала и падение объемов экспорта газа и нефти.
Большая задолженность предприятий и организаций России иностранным инвесторам. Уже к 1 августа 2008 г. размер внешнего долга составил 527 млрд. долларов, что было сопоставимо со всем объёмом ЗВР России.
Существуют также и внутренние причины кризиса, т. е. вызванные экономической ситуацией внутри страны:
Кризис ликвидности - недостаток ликвидных средств, затрудняющий выполнение банками обязательств перед клиентами, и не позволяющий банкам получать достаточную норму прибыли.
Политика, проводимая Центробанком. В момент, когда ЦБ РФ принял решение повысить процентную ставку, резко понизился уровень производства, так как повышение ставки привело к удорожанию кредитов для малого, среднего и крупного бизнеса. В связи с этим количество дефолтов увеличилось в 3 раза в связи с неспособностью населения отдавать долги банкам.
В итоге кризис повлек за собой целую цепочку экономических и социальных последствий (см. Рисунок 2.3):
Обвал фондового рынка;
Отток иностранного капитала;
Банкротства банков и предприятий;
Сокращение кредитов реальному сектору;
Снижение рентабельности предприятий;
Сокращение зарплаты и доходов;
Рост безработицы;
Стагнация жилищного строительства;
Снижение экономического роста и другие.
Кризисный 2008 г. РФ завершила с падением ВВП на 10,3%, что стало самым большим за предшествующие десять лет. Но уже по итогам 2009 российский фондовый рынок показал рекордный рост. В целом потери оказались значительно ниже прогнозируемых благодаря своевременным антикризисным мерам:
Укрепление финансовой системы: сдерживание падения курса рубля, что стоило бюджету четверти золотовалютных запасов, а также погашение внешних долгов;
Финансовая поддержка крупных предприятий.
Таким образом, России удалось выйти из кризисного состояния, уже 30 декабря 2009 г. В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.
Экономический кризис, начавшийся в 2014 году.И вновь в 2014 г. Россия погрязла в экономическом кризисе, который, в первую очередь, характеризуется резким ослаблением российского рубля по отношению к иностранным валютам.10 По словам российского премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева, «дешевая нефть и санкции уронили рубль». Действительно, снижение мировых цен на нефть оказало значительное влияние на экономику России, причем негативное, ведь от экспорта нефти во многом зависит доходная часть бюджета России. Падение цен на нефть было вызвано превышением предложения над спросом, причиной которого стали: замедление роста спроса на нефть, увеличение добычи нефти и газа на внутреннем рынке США, а также отказ стран ОПЕК сокращать добычу. Падение привело к сокращению выручки от экспорта энергоносителей, составляющего около 70 % от объёма экспорта России.
Санкции же в отношении России были введены в связи с событиями на Украине (это присоединение Крыма к России и конфликт на востоке Украины). Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под давлением которого, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции включают в себя сотни пунктов: это и ограничения торговли, и ужесточение визового режима, и ограничения доступа российских банков и компаний к рынку капитала США и Евросоюза, а также санкции затронули нефтяную, авиастроительную отрасли и оборонный комплекс.
В целом же санкции, применяемые против России, можно разделить на четыре группы по направлению воздействия:1. Индивидуальные санкции (против отдельных лиц);2. Замораживание зарубежных активов компаний;3. Финансовые или инвестиционные санкции (ограничение доступа к финансированию за счёт кредитов со сроком погашения свыше 30 (первоначально 90) дней, а также выпущенных после введения санкций акций и облигаций, а также запрет на инвестиции в инфраструктурные проекты ряда экономических секторов);4. Внешнеторговые санкции(ограничения в экспорте и импорте для отдельных групп товаров).
Перечисленные выше факторы вызвали значительное снижение курса рубля относительно иностранных валют, а затем привели к росту инфляции (см.Таблицу 2.3), снижению потребительского спроса, экономическому спаду, росту уровня бедности и снижению реальных доходов населения. По таблице 2.3 мы видим, что инфляция в декабре 2014 г. была максимальной за все месяцы (2,62%), а за весь год составила 11,36%.
Рассмотрим теперь динамику изменения курса рубля по отношению к доллару и евро (см. Рисунки 2.5, 2.6). На 1 января 2014 г. курс доллара США составлял 32,66 рублей, а евро — 45,06 рублей. На протяжении всего 2014 г. происходило значительное колебание курса рубля. Наиболее остро оно ощутилось в понедельник, 15 декабря, когда произошёл резкий обвал рубля— курсы составили 64,45 и 78,87 рублей за доллар и евро. Данное падение стало рекордным с января 1999 г., а СМИ назвали этот день «чёрным понедельником». На следующий день, во вторник, 16 декабря, последовало ещё более масштабное падение рубля: курсы доллара и евро достигали 79 и 98 рублей, соответственно. Во второй половине дня рубль укрепился и официальный курс составил 67,89 и 85,15 рублей за доллар и евро, соответственно. По аналогии с «чёрным понедельником», этот день был назван «чёрным вторником». В «чёрный вторник» отделения банков в ряде регионов значительно завышали курс продажи валюты при относительно низком курсе покупки валюты у населения: доллар продавали более чем за 80 рублей, а евро достигал 150 рублей. В некоторых отделениях наблюдалась нехватка наличных долларов и евро.
Резкое повышение Центробанком ключевой ставки (до 17 %), а также неформальное указание президента Путина экспортёрам прекратить придерживать валюту позволили стабилизировать валютный рынок. При этом, однако, одновременно повысилась стоимость ресурсов. Для банков и их клиентов это означало снижение доступности кредитов, но в то же время повысило привлекательность депозитов, что помогло ограничить масштабы снятия вкладов и снизить риск развития банковского кризиса.
После резкого обвала рубль частично восстановил свои позиции, завершив год курсами 56,24 и 68,37 рублей за доллар и евро. По итогам 2014 г. рубль, по оценке агентства «Bloomberg», стал худшей валютой года, потеряв 58 % своей стоимости по отношению к доллару США.
В 2015 г. также наблюдалось колебание курса рубля, но уже не столь значительное по сравнению с 2014 г. В конце 2015 г. доллар и евро стоили 73 и 80 рублей, соответственно. Итого, в 2015 г. курс рубля по отношению к доллару США опустился на 27 %. Хотя ослабление рубля в 2015 г. было более скромным, чем в 2014-м (58 %), оно привело к резкому спаду потребительского спроса и реальных доходов населения. Инфляция в 2015 г. составила 12,91% (см.Таблицу 2.3).
2016 г. начался ослаблением и крайней нестабильностью курса рубля на фоне падения цен на нефть. В начале года курс рубля также переживал значительные изменения, был наиболее высоким (см.Рисунки 2.7, 2.8), однако впоследствии стабилизировался на уровне 2015 г. Уровень инфляции в 2016 г. составил 5,38%. Курс рубля на сегодняшний день по отношению к доллару и евро по-прежнему превышает докризисный уровень. На 18 апреля 2017 г. курс доллара составлял 56,25 рубля, а евро - 59,84 рубля.11 На данный момент, безусловно, российская экономика находится на стадии оживления, часть санкций отменена, курс рубля стабилизируется, но все же докризисного уровня она пока не достигла.
Само собой, кризис оказал негативное влияние и на жизнь граждан России, что проявилось в увеличении уровня безработицы, снижении покупательной способности населения в связи с ростом цен, сокращении зарплаты и доходов, снижении уровня жизни, стрессе и недовольстве россиян.
Правительство же и Центробанк, в свою очередь, принимают определенные меры по улучшению экономической ситуации в стране:
Поддержание курса рубля при помощи изменения ключевой ставки;
Поддержка банков и компаний посредством выделения им денежных средств;
Помощь населению (Центробанк смягчил условия резервирования для банков, что повлияло и на доступность кредитов для населения в коммерческих банках) и другие.
Таким образом, сейчас государство должно делать все возможное для улучшения экономической ситуации в стране и возврата основных экономических показателей к докризисному уровню.
Государственная антикризисная политика как основное направление макроэкономического регулирования.Государственная антикризисная политика – это политика, направленная на защиту экономики страны от негативного воздействия кризисов. Государство имеет в своем арсенале массу способов воздействия на экономику, все они могут быть направлены на выход из кризисных ситуаций и смягчение последствий кризисов, что очень важно для обеспечения экономического роста и процветания страны.
В случае возникновения кризисной ситуации необходимо своевременное принятие антикризисных мер со стороны государства.
Предотвращение утечки капиталов из России и их возврат в национальную экономику. Если данная мера приниматься не будет, то значительно сократятся возможности внутреннего инвестирования экономики, что приведет к дальнейшему спаду, а не выходу из кризисной ситуации. Для преодоления же кризиса необходим большой объем капитальных вложений, поэтому эта мера так важна для стимулирования экономики.
Поддержка малого и среднего бизнеса позволяет обеспечить структурные сдвиги в производстве, активизировать инновационные процессы, разрабатывать и осваивать новые технологии в различных отраслях национальной экономики. И развитие его определено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ.12 Согласно этому закону, государство должно обеспечить благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить их конкурентоспособность. Данная мера также будет способствовать экономическому росту.
Поддержка инновационной деятельности различных типов предприятий. Инновации играют крайне важную роль в развитии экономики, ведь именно они способствуют повышению эффективности производства. Новые технологии позволяют улучшить качество производимой продукции и увеличить объемы выпуска, что, несомненно, будет способствовать и подъему экономики в целом.
Повышение эффективности валютного регулирования и контроля.
Необходимо принятие государством мер по усилению защиты отечественного финансового рынка от неблагоприятных колебаний мировой конъюнктуры. Также нужно обеспечить стабильность курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Стабильный курс позволит избежать резких скачков, которые негативно влияют на экономику страны.
Создание условий для оживления производства. Государству необходимо предпринимать меры по финансовому оздоровлению предприятий, а также оказывать поддержку неплатежеспособным предприятиям. В таком случае у предприятий появиться возможность для покрытия долгов, а также закупки оборудования и сырья, что приведет к увеличению объемов производства, а в дальнейшем получению прибыли от продажи, что будет способствовать укреплению их положения на рынке. Успешное функционирование отдельных предприятий будет вести к подъему и экономики страны в целом.
Меры в области налогово-бюджетной политики. Для стимулирования экономического роста необходимо сокращение налогов и увеличение расходов бюджета. Уменьшение налогового бремени увеличит платежеспособный спрос населения, а увеличение государственных расходов будет способствовать развитию различных отраслей экономики.
Меры в области денежно-кредитной политики. Для увеличения количества денег в обращении государство должно будет понизить норму обязательных резервов, понизить ставку рефинансирования (учетную ставку), сократить продажу государственных краткосрочных облигаций; для изъятия же денег из обращения необходимо действовать наоборот.
Принятие вышеперечисленных мер государством будет способствовать выходу из кризиса, переходу к фазе экономического роста. При этом все же любая из этих мер должна применяться с учетом особенностей экономики страны и сложившейся ситуации, только так можно будет обеспечить успешное функционирование экономической сферы. И, конечно, приведенный список можно дополнять еще множеством других пунктов. Составление списка мер, охватывающих решение наибольшего спектра экономических проблем, входит в обязанность правительства любой страны.
Список использованных материаловФедеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007. N 209-ФЗ.
Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учеб. М.: Дело и сервис, 2001.
Гореликов К. А. Антикризисное управление предприятиями и финансово-кредитными организациями: Учеб. пос. М.: Гардарики, 2008.
Ершов Б.А., Золотарева В.С., Снаговская Ю.С. Особенности антикризисной экономической политики России на современном этапе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., 2016.
Коротков А. М. Антикризисное управление: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2005.
Орехов В.И., Балдин К.В. Антикризисное управление: Учеб. М.: ИНФРА – М, 2006.
Основы экономической теории:Учеб. пос. / Под ред. Кудряшовой Р. П., Матвеева Ю. В. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006.
Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.
Горяшник А. И. Причины кризиса 90-х годов в СССР и влияние их на экономику России //Вопросы экономики и управления. 2016. № 4 (06).
Сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru.
Сайт Центрального банка Российской Федерации. - http://www.cbr.ru/.
Классификация кризисов. - http://studopedia.ru/2_14260_raspoznavanie-krizisov.html.
Галяутдинов Р.Р. Экономический цикл: причины, фазы и виды // Сайт преподавателя экономики. 2015. - http://galyautdinov.ru/post/ekonomicheskij-cikl-fazy-i-vidy.
Экономические кризисы: причины, фазы цикла и виды. -http://studopedia.ru/2_14264_ekonomicheskie-krizisi-prichini-fazi-tsikla-i-vidi.html.
Причины экономических кризисов. История экономических кризисов. -http://fb.ru/article/164532/prichinyi-ekonomicheskih-krizisov-istoriya-ekonomicheskih-krizisov.
Таблица инфляции. - http://уровень-инфляции.рф/таблица_инфляции.aspx.
Экономика России в 90-е годы XX века. - http://raal100.narod.ru/index/0-465.
Экономический кризис в России (1998). - https://ru.wikipedia.org/wiki/.
Экономика России в 1990-е годы. - https://ru.wikipedia.org/wiki/.
Мировой финансовый кризис 2008 года и последствия для России. - https://ria.ru/spravka/20130816/956672411.html.
Кризис 2008 года – кратко. Причины, следствия, анализ принятых мер. -http://moneymakerfactory.ru/spravochnik/krizis-2008/.
Инфляция в России в 2008 году. - https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation/2008.
Валютный кризис в России (2014 — 2015). - https://ru.wikipedia.org/wiki/.
Таблица Инфляции по месяцам. - https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation-tables.
Динамика численности безработных. - http://www.astera.ru/news/?id=74870&f=8.
Графики курсов доллара и евро. - https://ratestats.com/.
ПриложенияРисунок 1.1. Фазы экономического цикла.
Рисунок 1.2. Возможные последствия кризисов.
Таблица 2.1. Темп роста инфляции в России в 1991-2000 гг. (в процентах)13
Год |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Уровень инфляции (%) |
160,4 |
2508,8 |
840,0 |
214,8 |
131,6 |
21,8 |
11,0 |
84,5 |
36,6 |
20,1 |
Рисунок 2.1. Темп роста инфляции в России, 1991-2000 гг.
Рисунок 2.2. Динамика уровня безработицы в России, 1992-2009 гг.14
Рисунок 2.3. Цепочка экономических и социальных последствий кризиса 2008 г. в России
Таблица 2.2. Изменение уровня инфляции по месяцам в 2008 г. (в %)15
Месяц |
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Окт |
Ноя |
Дек |
Всего |
За месяц, % |
2,31 |
1,20 |
1,20 |
1,42 |
1,35 |
0,97 |
0,51 |
0,36 |
0,80 |
0,91 |
0,83 |
0,69 |
13,28 |
Рисунок 2.4. Изменение уровня инфляции по месяцам в 2008 г. (в %)16
Рисунок 2.5. Колебания курса доллара, 2014-2015 гг.17
Рисунок 2.6. Колебания курса евро, 2014-2015 гг.18
Рисунок 2.7. Колебания курса евро в 2016 г.19
Рисунок 2.8. Колебания курса доллара в 2016 году20
Таблица 2.3. Уровень инфляции по месяцам, 2014-2017 гг. (в %)21
Год |
янв |
фев |
мар |
апр |
май |
июн |
июл |
авг |
сен |
окт |
ноя |
дек |
Всего |
2017 |
0,62 |
0,22 |
0,13 |
0,97 |
|||||||||
2016 |
0,96 |
0,63 |
0,46 |
0,44 |
0,41 |
0,36 |
0,54 |
0,01 |
0,17 |
0,43 |
0,44 |
0,40 |
5,38 |
2015 |
3,85 |
2,22 |
1,21 |
0.46 |
0,35 |
0,19 |
0,80 |
0,35 |
0,57 |
0,74 |
0,75 |
0,77 |
12,91 |
2014 |
0,59 |
0,70 |
1,02 |
0,90 |
0,90 |
0,62 |
0,49 |
0,24 |
0,65 |
0,82 |
1,28 |
2,62 |
11,36 |
1 Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.
2 Campbell R., McConnel, Stanley L Brue. Economics. Principles, problems and policies. Thirteenth edition, McGraw-Hill, INC.
3 Галяутдинов Р.Р. Экономический цикл: причины, фазы и виды // Сайт преподавателя экономики. 2015. http://galyautdinov.ru/post/ekonomicheskij-cikl-fazy-i-vidy.
4 Гореликов К. А. Антикризисное управление предприятиями и финансово-кредитными организациями: Учеб. пос. М.: Гардарики, 2008.
5 Зеленская Т. Причины экономических кризисов. История экономических кризисов. -http://fb.ru/article/164532/prichinyi-ekonomicheskih-krizisov-istoriya-ekonomicheskih-krizisov.
6 Коротков А. М. Антикризисное управление: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2005.
7 Горяшник А. И. Причины кризиса 90-х годов в СССР и влияние их на экономику России.Вопросы экономики и управления // Международный научный журнал. 2016. № 4 (06).
8 Мировой финансовый кризис 2008 года и последствия для России. - https://ria.ru/spravka/20130816/956672411.html.
9 Кризис 2008 года – кратко. Причины, следствия, анализ принятых мер. -http://moneymakerfactory.ru/spravochnik/krizis-2008/.
10 Валютный кризис в России (2014 — 2015). - https://ru.wikipedia.org/wiki/.
11 Курс Центрального Банка РФ на 18 апреля 2017 г.
12 Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007. N 209-Ф.13 http://уровень-инфляции.рф/таблица_инфляции.aspx.
14 http://www.astera.ru/news/?id=74870&f=8.
15 https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation-tables.
16 https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation-tables.
17 Данные ЦБ РФ. - https://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx?VAL_NM_RQ=R01235&date_req1=01.01.2014&date_req2=01.09.2015&rt=1&mode=1.
18 Валютный_кризис_в_России_(2014—2015). - https://ru.wikipedia.org/wiki/ #/media/File:Динамика_евро,_ 2013-2015.png.
19 https://ratestats.com/euro/2016/.
20 https://ratestats.com/dollar/2016/.
21 https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation-tables.