Эволюция представлений о естественных монополиях в экономической теории. Определение понятия «естественная монополия» формировалось постепенно. В работах экономистов «доиндустриальной» эпохи термин «монополия» упоминался крайне редко, а понятия «естественная монополия» как такового вообще не существовало. Это объяснялось особенностями экономической системы.
Основоположником концепции естественной монополии принято считать Джона Стюарта Милля, обратившего внимание на проблему нерационального дублирования сетей передач, возникающего в секторе общественных благ. Милль обосновал объективную причину возникновения естественной монополии, разделяя естественную и искусственную монополии. Также он обосновал неэффективность создания дублирующих сетей водопровода и на многие годы исключил проблему неэффективной деятельности сетевых компаний в условиях конкурентной среды.1 Идеи Милля составляют основу последующих теорий о естественных монополиях.
Первое направление сформировалось в рамках неоклассической теории, в частности, в кембриджской и американской школах. Яркий представитель этого направления – А.Маршалл.
Изучая производственную монополию, Маршалл выявил завышение цены монополистом, по сравнению с аналогичной фирмой, работающей в условиях конкурентной среды. Маршалл пишет: «Монополист потеряет весь свой монопольный доход, если будет производить такое количество, при котором его цена предложения будет равняться цене спроса: количество, которое обеспечивает максимальный монопольный доход, всегда менее этого».2 Проблема завышения цен решалась различными способами, к числу которых он относил уменьшение издержек монополистической фирмы вследствие увеличения масштабов производства.
Второе направление возникло в рамках теории общественного благосостояния. Представители этого направления ставили задачу обосновать необходимость общественной поддержки определенных отраслей в силу их общественной значимости. Фаррер первый попытался связать явление естественной монополии с ее экономическими характеристиками. Он определил естественные монополии как «отрасли, в которых конкуренция никогда не была испробована». Фаррер выдвинул 5 признаков естественной монополии:
Отрасль должна предлагать необходимую обществу услугу или продукцию.
Отрасль должна занимать место для производства.
Выпуск продукции должен быть непрерывным.
Производство характеризуется экономией на масштабе.
Потребители могут требовать «точности и четко определенного, гармоничного обеспечения» спроса, что может быть достигнуто только единственным производителем.3
Г.К.Адамс(1887) в качестве способа максимизации общественной выгоды предложил прямое регулирование естественной монополии. Он считал, что это позволит фирме обезопасить выгоды, получаемые от экономии на масштабах производства, снизить риски, а покупатели получат защиту от негативных последствий злоупотребления монопольной властью.4
Ричард Эли выделил 3 вида естественных монополий:
Те, которые возникли благодаря уникальным ресурсам.
Те, которые основаны на секретных данных или особых привилегиях.
Те, которые зависят от особенностей ведения дела.5
Кейзен и Тернер считали естественную монополию ситуацией, в которой конкуренция не работает. Они выявили то, что такие монополии могут возникать совершенно на разных рынках: от национального до локального.6
Третье направление представлено теорией несовершенной конкуренции, созданной Дж.Робинсоном и Э.Чемберлином. Основная их идея состояла во внедрении понятия «дифференцированный продукт», которое становилось фундаментальным для концепции многопродуктовой естественной монополии.
В дальнейшем рассматривалась проблема оптимальности многопродуктовой естественной монополии в отношении эффективного налогообложения. Исследование проводил Франк Рамсей. Он изучал определение налоговых ставок для разных товаров таким образом, чтобы государство имело максимальный доход, а потребительский излишек был сокращен в минимальной степени.7
Итак, было разработано огромное множество теорий о естественных монополиях. Каждая теория рассматривала это явление с какой-то определенной стороны, поэтому долгое время не существовало конкретного представления о естественной монополии. Лишь после обобщения всех полученных результатов можно составить целостное представление об этом явлении.
Естественные монополии в современной экономической теории. Для того чтобы наиболее емко определить понятие «естественная монополия», нужно рассмотреть его основные черты:
Естественные монополии возникают в тех ситуациях, когда наибольшая эффективность производства достигается при отсутствии конкуренции.
Наблюдаются различные барьеры для входа на рынок новых фирм, как правило – высокие издержки производства, которые делают освоение рынка другими фирмами нерентабельными.
Очень малая эластичность спроса по цене. Отличительная особенность товара фирмы монополиста – уникальность. В большинстве случаев этот товар не имеет товаров-заменителей или аналогов. Поэтому динамика цены не влияет на потребительский спрос. Другими словами, потребитель лишен возможности выбора, поэтому он вынужден покупать товар или услугу по любой цене, установленной фирмой или предприятием.
Сетевой принцип. Отличительный признак естественных монополий – наличие сетевых структур. Например, системы водоснабжения, линии электропередач и т.д. В отраслях, связанных с этими средствами производства, как правило, высокие постоянные издержки, поэтому рост производственной сети естественной монополии позволяет уменьшить общие издержки за счет снижения удельных издержек. То есть чем больше объем производства, тем меньше издержки на единицу продукции.8
Итак, естественная монополия – это такая разновидность монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворить наибольший совокупный спрос в условиях минимальных затрат. Такие монополии производят товары первой необходимости (услуги по обеспечению населения водой, газом, транспортом) и товары особенной значимости для национальной экономики (нефть, газ), а потому их деятельность легализована и поддерживается государством. Под естественной монополией обычно подразумевают целую отрасль, так как она охватывает все производство определенного товара или услуги.
Как мы уже выяснили, в отдельных отраслях хозяйственной деятельности объективно существует ситуация, когда производство наиболее эффективно при отсутствии конкуренции. Также возникновение такого явления, как естественная монополия, обусловлено влиянием эффекта масштаба на снижение издержек. В экономической теории существует множество объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Итак, экономия, обусловленная увеличением масштабов производства, вызвана тем, что:
По мере роста размеров предприятия появляется возможность использования специализации в производстве и управлении, а также освоения узкоспециализированных отраслей;
На крупных предприятиях становится выгодно производство на высокопроизводительном и дорогостоящем оборудовании;
Становится возможным проведение диверсификации производства, которое, как правило, повышает экономическую эффективность производственной деятельности, также появляется возможность развития побочных производств на базе отходов основного производства.
Материальная основа деятельности субъекта естественной монополии – распределенный по обширной территории инженерный объект или комплекс взаимосвязанных сооружений, то есть сеть: железнодорожная, тепло- , энерго- , водо- , газоснабжения, а также объекты, местонахождение которых обосновано факторами природной среды – речные и морские порты, аэродромы. Очевидно, что дублирование таких объектов в целях развития конкуренции экономически нецелесообразно из-за технических особенностей, а также большой стоимости создания объектов, то есть колоссальных первоначальных вложений капитала.
Еще одним основанием существования монополии служит то, что определенная фирма может обладать контролем над редкими и чрезвычайными ресурсами или в форме сырья, или в форме информации, знаний, технологий, защищенных патентом или находящимися в полной секретности. Например, добыча редких металлов, предприятия военно-промышленного комплекса. В некоторых случаях государство определяет субъектов, которых разрешено заниматься той или иной деятельностью.
Отрасли, в которых существуют естественные монополии, осуществляют производство «общественных благ», таких как коммунальное обслуживание, организацию телефонной связи, железнодорожный и трубопроводный транспорт, дорожное строительство, телевидение и другие услуги.
В ситуации сокращения объемов данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основное вложение капитала уже осуществлено, но, тем не менее, увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут осуществлять производственную деятельность несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними, и, соответственно, производство у каждой фирмы будет меньшим. В этом случае, средние издержки не достигнут минимального значения.
На рисунке 1 видно, что естественная монополия способна произвести объем товара Q* с меньшими средними затратами, чем это могут сделать 2 фирмы, каждая из которых произведет 1/2Q*. В такой ситуации конкуренция нежелательна, так как наличие более одного производителя ведет к росту затрат.
Рисунок 1. Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия.
Также одним из факторов возникновения естественных монополий является размер рынка. Когда спрос на продукцию фирмы-монополиста невелик, то естественная монополия может держаться в данном сегменте, так как спрос полностью удовлетворяется, причем с низкими издержками. Однако при увеличении спроса нагрузка на фирму увеличится, что потребует увеличения объема производства. Фирма уже не сможет справляться с нагрузкой, что вызовет необходимость появления новых фирм на рынке. Таким образом, естественная монополия может перерасти в конкурентный рынок.
Классификация естественных монополий. В экономической теории основными считают 2 типа естественных монополий:
Природные монополии. Они образуются из-за ограничений для конкуренции, обусловленных природными условиями. Например, фирма может стать монополистом, если ее геологи обнаружили новое месторождение уникальных полезных ископаемых.
Технико-экономические монополии. Их возникновение обусловлено техническими или экономическими причинами, непосредственно связанными с эффектом масштаба.
Также допускаются следующие классификации:
Федеральные;
Региональные;
Муниципальные (локальные).
По масштабу:
Монополии в топливно-энергетическом комплексе;
Монополии в коммуникативном обслуживании (оказание услуг связи, почты, Интернета);
Монополии в транспортной системе;
Монополии в жилищно-коммунальном хозяйстве.
По отраслевой принадлежности (специализации):
Регулируемые;
Нерегулируемые.
По наличию государственного регулирования:
Государственны;
Муниципальные;
Частные;
Смешанные.
По форме собственности субъекта:
Открытые (барьеры для входа в отрасль незначительные);
Закрытые (барьеры для входа в отрасль высокие).
По возможности вступления в отрасль:
Постоянные (наблюдается растущая отдача от масштаба при любом объеме производства);
Временные (отдача от масштаба только при объеме производства ниже определенного уровня).
По длительности существования:
Естественные монополии в России. Российский монополизм имеет свои специфические особенности. Одна из основных таких особенностей – тенденция к развитию крупного производства, преимущественно тяжелой промышленности. Также развитию монополизма в российской экономике способствовало практически полное отсутствие малого и среднего предпринимательства.
Первые монополии появились в 80-х годах 19-го века. Отличительной чертой этих монополий было то, что они создавались государством для обеспечения нужд государственного хозяйства.
В то время естественные монополии не выделялись в экономической науке как самостоятельное явление, поэтому их развитие шло в соответствии с общими закономерностями развития монополий.
До начала 20 века монополии в России были не столь важным элементом экономики. Толчком к их развитию стал экономический кризис 1900-1903 гг. Со временем монополии охватили все наиболее важные отрасли промышленного производства. Начали образовываться тресты, синдикаты, картели.
В годы первой мировой войны (1914-1918гг.) количество промышленных монополий и их мощь значительно возросли, ударными темпами развивался военно-промышленный комплекс.
Развитие монополий в начале 20 века затрагивало не только экономическую, но и политическую сферу жизни общества. Это связывают с появлением частных коммерческих банков и финансовой олигархии при тесном взаимодействии банковского капитала с промышленным. В то же время российские монополии стали осваивать международные рынки, что показывает их значительное укрепление не только на российском рынке, но и на зарубежных.
После революции 1917 г. и провозглашения коллективной собственности на средства производства появилась идея о том, что можно было бы использовать высокомонополизированную экономику для создания централизованного натурального планирования всего народного хозяйства.
По мнению исследователей, командно-распределительная система создала идеальные условия для развития монополизма. Полное огосударствление экономики, повсеместная государственная собственность, административное ограничение рынка, жесткое централизованное планирование, иерархические управленческие структуры, основанные на принципе подчинения нижестоящих элементов вышестоящим – вот основные причины, обуславливающие высококонцентрированную экономику и узкоспециализированное производство.9
В 1980-х годах монополизм приобрел тотальный характер, проникнув абсолютно во всех сферы жизни общества.
В начале 1990-х годов из-за распада СССР встал вопрос о переходе экономики к рыночной форме и появлении частной собственности на средства производства. Приватизация привела к демонополизации национальной экономики, но не обеспечила ее эффективное функционирование. Приватизация в инфраструктурных отраслях привела к росту концентрации капитала в определенных руках, что оказало негативное влияние на экономику страны. Вновь образовались монополии.
В то же время некоторые отрасли никак нельзя была подвергнуть разгосударствлению, и роль естественных монополий снова возросла. Однако монополисты фактически «давили» мелкий и средний бизнес, не давая ему развиваться и выходить на иностранные рынки. Повышение тарифов на электроэнергию, тепло, воду, связь вызывало повышение цен российских производителей, что привело к их полной неконкурентоспособности на мировом рынке.
Таким образом, предоставление экономической свободы естественным монополиям вызвало разбалансированность национальной экономики, повлекшей за собой кризис неплатежей и усиление структурных диспропорций.
Кризис 1998 г. показал, что политика рыночных преобразований 1992-1999 гг. не принесла ожидаемого результата и не создала условий для экономического роста. Вместо этого многократно снизился уровень жизни населения, произошли резкое расслоение общества и невероятный рост инфляции.
По мнению Юрия Саакяна, генерального директора института проблем естественных монополий,10 лишь в 2000-е годы естественно-монопольные отрасли стали восстанавливаться вместе с экономикой. Во многом это произошло из-за роста платежеспособного спроса на их товары и услуги. При этом одновременно стали возрастать их объективные инвестиционные возможности.
Однако на фоне колоссальных усилий правительства по необоснованному реформированию естественных монополий (в случае РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД») и огосударствлению ранее приватизированных предприятий (ПАО «Газпром») не был обеспечен достаточный объем своевременных инвестиций в развитие базовой инфраструктуры. В итоге 2000-е стали для естественных монополий «эпохой упущенных возможностей».
Таким образом, к современному периоду развития российская экономика подошла с высоким уровнем монополизации национального хозяйства. Помимо всего прочего это усугубляется зависимостью социального благополучия российского населения от деятельности монополий, а также общей зависимостью экономики страны от естественных монополий в добывающих отраслях, так как топливно-энергетические ресурсы составляют основную доходную часть государственного бюджета страны.
Функции естественных монополий в экономике России. Естественные монополии справедливо можно назвать структурообразующим звеном экономики, гарантирующим ее устойчивость, целостность и эффективность. Хозяйственная деятельность естественно-монополистических образований довольно заметно отражается на итоговых макроэкономических показателях. Также значительное влияние оказывается на социальную сферу и безопасность страны. Как одна из важнейших структурных единиц экономической системы России, естественные монополии выполняют множество функций.
Во-первых, социальная, или общественная, функция. Она выражается в том, что естественные монополии обслуживают общественно значимые сферы хозяйства. В силу этой общественной важности конкуренция недопустима, чтобы обеспечить население всем необходимым с наименьшими издержками и наибольшей эффективностью. Именно поэтому естественные монополии обычно получают дотационную или инвестиционную поддержку государства.11
Естественные монополии являются базой для всей экономической системы, так как формируют значительную часть издержек других производителей. Следовательно, они косвенно влияют на уровень цен всех товаров. Также товары и услуги, производимые естественными монополиями, удовлетворяют жизненно важные потребности населения. Из этого следует, что рассматриваемый вид монополий оказывает значительное влияние на повышение или понижения благосостояния каждого гражданина страны.
Во-вторых, системообразующая функция. Некоторые исследователи также называют ее интегративной. По сути, на естественные монополии опирается вся экономика государства. Образуется четкая система организации национальной экономики, соответственно, какие-либо сбои в работе этих основных отраслей негативно отразятся и на остальных элементах, и на всей системе в целом.
Производственная, социальная и институциональная инфраструктуры определяют комплекс условий, обуславливающих эффективность отдельных сфер экономики. Транспортная система производственной инфраструктуры, благодаря которой осуществляется движение и перемещение готовой продукции, сырья и трудовых ресурсов, инициирует воспроизводство естественных монополий. Инфраструктурные объекты являются частью производственного цикла товара, а широчайшая сфера деятельности предприятий инфрастрактурных отраслей и размытая граница «ассортимента» производимых продуктов обуславливают единство их функционирования.
Третья функция естественных монополий – стабилизирующая (дестабилизирующая) функция. Она заключается в том, что естественные монополии в силу своих особенностей могут разрабатывать долгосрочную стратегию свой деятельности и следовать ей без особых проблем. Они мало подвержены воздействию различных экономических факторов, например, кризисов. Именно по этой причине естественные монополии зачастую становятся бюджето-образующими для регионов и всей страны.
Однако, если над монополиями не производится должного контроля, они способны наоборот дестабилизировать экономику страны. Действуя в соответствии со своими интересами и обладая значительными ресурсами, естественные монополии могут оказывать воздействие на финансовый рынок, политическую власть и другие сферы.
Четвертая функция – функция обеспечения национальной безопасности. Естественные монополии за счет своих ресурсов могут проводить корпоративную политику в интересах своей страны на международном рынке, поддерживать отечественных поставщиков и отечественные разработки, параллельно контролируя утечку этих технологий. Также монополии способны поддерживать транспортную и энергетическую безопасность страны.
И последняя рассматриваемая функция естественных монополий России, имеющая огромное значение, - функция воспроизводства единого экономического пространства. Она, безусловно, необходима в странах, расположенных на обширной территории, поэтому для России, как государства с наибольшей площадью, эта функция имеет особое значение. В первую очередь из-за сильно дифференцированного климата на всей территории страны, месторождений полезных ископаемых и энергоресурсов.
Итак, в силу выполняемых функций естественные монополии по праву можно назвать структурообразующим звеном российской экономики, гарантирующим ее устойчивость, целостность и эффективность.
Современные естественные монополии. В России несколько наиболее известных естественных монополий: ПАО «Газпром», бывшее РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД». Названные монополии контролируют наибольшую долю национального рынка в своих отраслях экономики (рис.2).
Рисунок 2. Доли национального рынка, контролируемые крупнейшими естественными монополиями.12
ПАО «Газпром» одна из крупнейших газовых корпораций на мировом рынке. Основные направления деятельности: геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, а также производство и сбыт тепла и электроэнергии. «Газпром» также является единственным в России производителем и экспортёром сжиженного природного газа.
ПАО «Газпром» было создано в феврале 1993 г. в ходе преобразования Государственного газового концерна.
Один из главных факторов, обеспечивающих устойчивость позиций «Газпрома» на рынке – уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопровода.
«Газпром» контролирует самые богатые в мире запасы природного газа. Его доля в мировых запасах – 17%, в Российских - 72%. На «Газпром» приходится 11% мировой и 66% российской добычи газа.
ПАО «Газпром» принадлежит 34% европейского газового рынка (21% поставок в Западную Европу, 56% в Восточную). За рубежом компания владеет огромными активами, в значительной степени в виде долей в компаниях, занимающихся газотранспортировочными и газораспределительными системами. В «Газпром» входят 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт». Благодаря этому «Газпром» осуществляет около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
«Газпром» - крупнейший поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Ему принадлежит газотранспортная система протяженностью 171,2 тыс.км., что делает ее самой протяженной в мире.
Согласно отчетам, прибыль «Газпрома» за первое полугодие 2016 г. по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) составила 194,4 млрд. рублей.13 Согласно рейтингу журнала Forbes, по итогам 2011 г. стал самой прибыльной компанией мира. На долю ПАО «Газпром» приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. Держатель контрольного пакета акций компании – государство.
Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, он стал способен удерживать позиции на международном рынке. Благодаря этому, по уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской Exxon Mobil.14 Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» делает возможной разработку и эффективную реализацию перспективной программы развития и стратегии компании.
В форме естественной монополии «Газпром» стал фактически «локомотивом» российской экономики. Его реструктуризация, заключающаяся в отделении «Газэкспорта» от «Газпрома», нецелесообразна, что подтверждает опыт Советского Союза. Во времена СССР производство, транспортировка и экспорт были организационно разделены, поэтому Союз, по сути, был «поставщиком до границы».
Итак, рассмотрев «Газпром» с точки зрения признаков естественной монополии, можно заключить, что ПАО «Газпром» является естественной монополией.
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России» было создано в 1992 г. в соответствии указами Президента РФ от 15 августа 1992 г. №923 и от 5 ноября 1992 г. №1334. Под началом одной компании были объединены ресурсные и производственные базы более 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ). Была создана Единая Энергетическая Система России, обеспечивающая бесперебойное снабжение потребителей энергоресурсами. Здесь так же контрольный пакет акций принадлежит государству.
После реформирования сферы электроэнергетики (2002-2008 гг.) РАО «ЕЭС России» было ликвидировано и на ее основе возникли отдельные государственные естественно-монопольные компании. К примеру, ОАО «Самараэнерго».
Эта компания стала крупнейшей электробытовой компанией Среднего Поволжья. Она обеспечивает энергоснабжение около 79% от общего потребления Самарской области. ОАО «Самараэнерго» осуществляет свою деятельность посредством покупки электрической энергии на оптовом рынке и перепродажи ее на розничный рынок Самарской области.
По сути, после ликвидации РАО «ЕЭС России» электроэнергия стала поступать к потребителю не напрямую от производителя, а через посредника, то есть перекупщика. Это привело к существенному росту тарифов на электроэнергию (см. таблицу 1) и появлению риска техногенных катастроф вследствие некачественного обслуживания оборудования. Конкурентный рынок в сфере электроэнергетики так и не сформировался. То есть в области появилась монополия, которую государство уже не в силах контролировать.
Таблица 1. Тарифы на электроэнергию для населения Самарской области15
Тарифы на электроэнергию для населения Самарской области |
Руб/кВт.ч. |
2008 |
1,69 |
2009 |
2,11 |
2010 |
2,32 |
2011 |
2,56 |
2012 |
2,69 |
2013 |
3,05 |
2014 |
3,17 |
ОАО «Российские железные дороги» - российская государственная вертикально интегрированная транспортная компания. Ей принадлежит вся инфраструктура железнодорожного сообщения России. По состоянию на 2012 г. компания входила в тройку крупнейших транспортных компаний мира. ОАО «РЖД» было создано на базе Министерства путей сообщения России 18 сентября 2003 года постановление Правительства РФ №585.
Компания является стратегически важным субъектом российской экономики. На долю железных дорог приходится более 77% всего грузооборота страны. В качестве единой системы ОАО «РЖД» обеспечивает централизованное управление железнодорожным сообщением, доходами от него, а также осуществляет распределение финансовых ресурсов на нужды сети: ремонт сети железных дорог, ремонт и закупка железнодорожного состава, внедрение новых технологий для развития сети.16 ОАО «РЖД» полностью принадлежит государству.
Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Все рассмотренные монополии являются естественными, так как обеспечивают стратегические и жизненно-важные потребности общества и государства. Они основаны на масштабной инфраструктуре, издержки на содержание которой полностью гасятся за счет использования сетевой системы, практически отсутствия конкуренции и финансовой поддержки государства.
Государственное регулирование естественных монополий. Естественные монополии в силу своих особенностей неспособны к быстрым адаптивным переменам. Отсутствие конкуренции влечет за собой отказ предприятий от нововведений и использования новых технологий в своей деятельности, так как компании-монополисты получают достаточно прибыли и не нуждаются в модернизации производства. Поэтому для достижения максимальной эффективности использования ресурсов, развития производства и отрасли в целом, установления приемлемых для населения цен предприятиям необходимо регулирование извне, коим является государственное регулирование.
Государственное регулирование обеспечивает выполнение таких приоритетных задач как:
Стимулирование предприятий к сокращению издержек и излишней занятости;
Стабилизация цен и тарифов, а также их возможное снижение;
Использование ресурсов с максимальной эффективностью;
Сбалансированность функционирования всей национальной экономики;
Обеспечение социальной справедливости и равенства посредством определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
Повышение качества производимых товаров и услуг;
Стимулирование предприятий к внедрению стратегий охраны окружающей среды.
Различают ценовое и неценовое государственное регулирование естественных монополий.
Ценовое регулирование состоит в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги, либо их предельного уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен. Порядок ценового регулирования закреплен законодательно. Ценовое регулирование включает несколько методов:
Метод предельных издержек. В этом случае государство контролирует, чтобы установленная монополистом цена была равна предельным издержкам. Это обеспечивает эффективность производства.
Метод средних издержек. Здесь цена должна равняться средним издержкам. Товаром может производиться меньше, что требуется для эффективной экономики, но, с другой стороны, монополист точно знает, что все расходы будут компенсированы и ему не нужно минимизировать издержки.
Метод установления потолка цен. Определяются категории потребителей, нуждающихся в обязательном обслуживании, и устанавливается минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии. Этот метод, как правило, приводит к дефициту продукции.
Субсидирование естественных монополий. Этот метод также называют «метод ценовой дискриминации», потому что одни потребители получают товар по более низким ценам, чем другие. Здесь имеют место льготные тарифы для населения, которые субсидируются промышленными предприятиями. Но так как производственные ресурсы ограничены, то предприятие вправе самостоятельно определять по каким ценам кому продавать. Государство здесь играет роль защитника интересов всех категорий потребителей.
Неценовое регулирование состоит в стандартизации и сертификации продукции естественных монополистов, обязательном аудите, выделении естественно-монопольного сегмента, ведении раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно-монопольного сегментов в рамках одной компании, организации торгов за франшизу (франчайзинг), обязательном обслуживании определенных групп потребителей, ограничении на покупку акций естественных монополистов и т.д.
Неценовые методы регулирования естественных монополий воздействуют не на цену реализуемой монополистом продукции, а на производственный цикл и условия ведения хозяйственной деятельности.
Неценовые методы регулирования перестраивают структуру монополиста, переориентируя его на иные цели, но сохраняя при этом его экономическую самостоятельность и рентабельность.
Для регулирования деятельности естественных монополий разработаны и введены в действие следующие законы:
Федеральные законы, предмет регулирования которых – естественные монополии в целом и условия их деятельности на рынке: федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Отраслевые законы, определяющие деятельность естественных монополий в конкретных отраслях. Например, Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
Законы, регулирующие конкретные аспекты деятельности естественных монополий. К примеру, параграф 6 в Гражданском Кодексе РФ, регулирующий отношения, возникающие в процессе оборота электрической энергии.
В соответствии с законодательством РФ деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах:
Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
Транспортировка газа по трубопроводам;
Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
Железнодорожные перевозки;
Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
Эксплуатация главных сооружений по очистке воды, магистральных трубопроводов и системы водопроводов;
Захоронение радиоактивных отходов.17
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий созданы специальные федеральные органы исполнительной власти. Им вменяется обязанность контролировать различные виды деятельности естественных монополий, в том числе сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.18
Органы государственного регулирования естественных монополий выполняют следующие функции:
Они создают и ведут реестр субъектов естественных монополий страны;
Определяют методы регулирования по отношению к конкретному субъекту естественной монополии;
Контролируют соблюдение требований Федерального закона и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.
Итак, грамотное государственное регулирование сектора естественных монополий играет огромную роль в экономике страны. В зависимости от выбранной стратегии антимонопольной политики определяются не только цены и тарифы на товары и услуги, но и качество предлагаемого продукта. Государственное регулирование обеспечивает стабильность отрасли и ее экономическую эффективность, что выгодно не только для потребителя, но и для производителя продукции.
Список использованных материалов
Налоговый кодекс РФ. Часть I, II // М., 2000.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О естественных монополиях».
Грязнова А. Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. М.: Кнорус. 2011.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М. 2011.
Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 1. С. 223.
Милль Дж.Ст. Основы политической экономии. М., 1980. Т. 1. C. 259.
Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учеб. / Общ. ред. Л.С. Тарасевича. СПб., 2007.
Буркеева Р. Г. Природа и функции естественных монополий //Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 8 (114).
Захаркина Е. Ю. Государственная антимонопольная политика Российской Федерации в период трансформации политической системы: Автореф. дис. канд. полит. наук. Краснодар, 2006.
Огнерубова Т. А. Эволюция теории естественной монополии // Вестник ТГУ. 2009. № 2.
Саакян Ю. Тарифы на услуги естественных монополий в условиях кризиса // Энергослужба предприятия. 2009. № 1. С. 2.
Труды Института проблем естественных монополий: Сборник статей. Вып. 2. М.: ИПЕМ, 2007. С. 164.
Российский статистический ежегодник. 2016 год: Статистический сборник. М.: Госкомстат, 2016.
Adams H.C. Public Debts: an essay in the science of finance. L., 1888.
Ely R.T. Natural Monopolies and the Workingman. A Programme of Social Reform // The North American Review. V. 158. Iss. 448. 1894. P. 294-304.
Farrer T.H. The State in Its relation to Trade. L.; N. Y., 1902. P. 183.
Kaysen C., Turner D.F. Antitrust Policy: An Economic and Legal Analysis. Cambrige; Mass., 1959. P. 44-45.
Ramsey F.A. Contribution to the Theory of Taxation // Economic Journal. 1927. V. 37. № 145. P. 47-61.
Матвеева Н.А. Принципы государственного регулирования естественных монополий // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/11/5315.
1 Милль Дж.Ст. Основы политической экономии: в 3 т. М., 1980. Т. 1. C. 259.
2 Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. / пер. с англ. М., 1993. Т. 1. С. 223.
3 Farrer T.H. The State in Its relation to Trade. L.; N. Y., 1902. P. 183.
4 Adams H.C. Public Debts: an essay in the science of finance. L., 1888.
5 Ely R.T. Natural Monopolies and the Workingman. A Programme of Social Reform // The North American Review. V. 158. Iss. 448. 1894. P. 294-304.
6 Kaysen C., Turner D.F. Antitrust Policy: An Economic and Legal Analysis. Cambrige; Mass., 1959. P. 44-45.
7 Ramsey F.A. Contribution to the Theory of Taxation // Economic Journal. 1927. V. 37. № 145. P. 47-61.
8 Матвеева Н.А. Принципы государственного регулирования естественных монополий // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 7.
9 Захаркина Е. Ю. Государственная антимонопольная политика Российской Федерации в период трансформации политической системы: Автореф. дис. канд. полит. наук. Краснодар, 2006.
10 Саакян Ю. Тарифы на услуги естественных монополий в условиях кризиса // Энергослужба предприятия. 2009. № 1. С. 2.
11 Буркеева Р. Г. Природа и функции естественных монополий //Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. №. 8 (114).
12Федеральная служба государственной статистики «Основные показатели деятельности естественных монополий за 2016 г.».
13Отчетность «Газпрома» по МСФО 30.06.2016.
14 Труды Института проблем естественных монополий: Сборник статей. Вып. 2. М.: ИПЕМ, 2007. С. 164.
15 ОАО «Самараэнерго» «Тарифы на электроэнергию для населения 30.06.16-30.06.17» http://www.samaraenergo.ru/fiz-licam/.
16 Труды Института проблем естественных монополий. Сборник статей. Вып. 2. М.: ИПЕМ, 2007. С. 167.
17 ФЗ от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О естественных монополиях». Ст. 4.
18 Там же. Ст. 7.