ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Естественные монополии являются важной частью экономического сектора государства, которому оно позволяет беспрепятственно совершать деятельность в своей сфере, не допуская других участников рынка.

1. Теоретические аспекты понятия «естественные монополии».

1.1. История возникновения естественных монополий в России. Естественная монополия – некое хозяйственное образование, обладающее определёнными исключительными факторами, не доступными другим участникам рынка.

В XIX веке бурное развитие промышленности, особенно железнодорожного строительства и тяжелой промышленности, поспособствовало монополизации российского рынка. При этом в западных странах существовало малое и среднее предпринимательство, в то время как в России оно отсутствовало.

Развитие и становление монополистических образований связано с положением капиталистической монополии в финансовой системе, в промышленности и в качестве основного фактора — на транспорте. В России, как и в других капиталистических странах, ускорение развития монополизации было связано с условиями военного времени.

Таким образом, уже в конце XIX века в России был запущен процесс монополизации, который в наиболее значительных отраслях хозяйства, приобрел массовый характер. В результате усиления конкурентной борьбы появляется монополизация, на основе высокой концентрации производства и централизации капитала. В период 1880 - 1900 гг. насчитывается примерно 50 соглашений монополистического характера.

Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900 - 1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.

В период промышленного подъема 1910 - 1914 гг. происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.

В 40-е гг. XX в. в западной экономической науке сформировалось представление о естественных монополиях, которое прочно вошло в фундаментальные учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий. Возникновение естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства.1

  1. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы, связанные с ними. Таким образом, существование естественных монополий обусловлено наличием следующих факторов:
  • Особенности технологии, обладающей положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;

  • Отсутствие товаров - заменителей, что вызвано уникальными свойствами товаров и услуг естественных монополий;

  • Существование высоких барьеров входа в отрасль. Данный фактор помогает сохранить конкурентные преимущества уже существующим монополистическим образованиям;

  • Наличие инфраструктуры (производственный комплекс) и ресурсов, используемых естественными монополиями для выпуска товаров и услуг.

Само понятие естественной монополии считается известным и легальным в нашей стране с момента выхода федерального закона «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г.,2 где были указанны правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации, направлены на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

1.2. Сущность и виды естественных монополий. Естественная монополия занимает на рынке специфическое положение в силу особенностей ее производства. Это может быть необходимость использования очень дорогого оборудования, единоличное владение природными ресурсами, исключительными технологиями или предельными мощностями. Доминирующим положение предприятия называется, если оно занимает 35% рынка товара. Естественной монополией обладают собственники и другие хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания чая, виноградников). Сюда относятся также целые отрасли инфраструктуры: железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. п.3

Как уже было отмечено выше, естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны, например, для предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Если бы рынок был поделен между многими производителями, то эффект масштаба производства не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.4

Наряду с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная обратная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием.

Согласно теории, состояние отраслевого рынка может быть отнесено к сфере естественной монополии тогда и только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеются спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна при отраслевой структуре, состоящей из одной единственной фирмы.

Виды естественных монополий:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

  • транспортировка газа по трубопроводам;

  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

  • железнодорожные перевозки;

  • услуги транспортных терминалов, портом, аэропортов;

  • услуги общедоступной почтовой связи.

2. Модели и функции естественных монополий. Их деятельность за рубежом и в России.

2.1 Функции естественных монополий и причины их создания в экономической системе России. Естественные монополии служат структурообразующим элементом экономики, обеспечивающим ее стабильность, целостность и эффективность. Деятельность субъектов естественных монополий оказывает значительное влияние на итоговые макроэкономические показатели, социальную сферу и безопасность страны. Как одна из структурных составляющих экономической системы государства, естественные монополии играют значительную роль в функционировании экономики, следовательно, они выполняют важные функции, такие как:

  • Функция оказания для общества жизненно важных услуг, так как только естественные монополии могут оказывать большинство жизненно важных для общества услуг с наименьшими издержками.

  • Системообразующая (интегративная) функция - естественные монополии имеют структурообразующий характер для экономики страны, то есть образуют четкую структуру организации национальной экономики, и следовательно, при каких-либо сбоях в работе этих отраслей очевидно будут претерпевать негативные последствия и все остальные элементы системы, и система в целом.

  • Стабилизирующая (дестабилизирующая) функции - естественные монополии могут вырабатывать стратегическое поведение на средне- и долгосрочную перспективу, так как они меньше подвержены воздействию экономических кризисов, зачастую они являются бюджето-образующими для многих регионов страны и всего государства.

  • Функция обеспечения национальной безопасности - естественные монополии за счёт своей политики зачастую обеспечивают национальную безопасность (лучше налажен контроль за утечкой технологий, имеется возможность поддерживать национальных поставщиков, национальные разработки, есть возможность поддерживать транспортную и энергетическую безопасность страны проводить политику в интересах своего государства на мировой арене.

Как правило, естественные монополии служат базой всей экономики, так как играют ключевую роль в формировании издержек производства всех остальных товаров, а следовательно и цены на любой товар. Кроме того, товары или услуги, производимые этими предприятиями, удовлетворяют важнейшие и первостепенные потребности населения, и, следовательно, влияет на повышение или, напротив, на понижение благосостояния каждого человека в государстве.5

Производственная, социальная и институциональная инфраструктуры определяют комплекс условий, гарантирующих эффективное функционирование отдельных сфер экономики. Транспортные сети производственной инфраструктуры, по которым осуществляется движение компонентов природы, готовой продукции и трудовых ресурсов, инициируют воспроизводство естественных монополий. Инфраструктурные элементы служат интеграционной частью цикла производства товара, а обширная сфера деятельности предприятий инфраструктурных отраслей и неопределенность границ производимого ими продукта обусловливают единство их функционирования.

Естественные монополии помимо производства социально важной продукции выполняют функцию воспроизводства единого экономического пространства, которая, несомненно, необходима для государств с обширной территорией. Для России эта функция имеет особое значение из-за климата и наличия богатых месторождений полезных ископаемых, и, в первую очередь, энергоресурсов.6

Снижение объемов производства естественных монополий указывает на то, что они выполняют функцию встроенных стабилизаторов в экономике, через эффект мультипликатора, в определенной степени смягчая ее флюктуации. Их устойчивое положение, меньшая подверженность основных фондов моральному износу позволяют рассматривать естественные монополии как фундамент восстановления равновесия национального воспроизводственного комплекса РФ.

Пути возникновения монополий:

1. Существуют естественные монополии, которые со времен СССР были крупнейшими организациями в стране. После перехода на рыночную экономику нельзя было оставить правительству такие крупные предприятия, добывающие уникальные ресурсы или обеспечивающие крупные города энергией, или чем-то другим уникальным. Поскольку их продукт или услуга уникальна, конкурентов у данных предприятий либо нет, либо совсем мало.

2. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача лицензий, например, на кабельное телевидение, перевозки в условиях севера, почтовые услуги и тому подобные виды деятельности), тем самым ограничивая конкуренцию в отраслях, где обществу выгоднее допустить монополию (это ситуация естественной монополии). В краткосрочной перспективе такая искусственная монополия может дать эффект, но в долгосрочной перспективе конкуренция незаменима.

3. Собственность на невосполнимые и редкие ресурсы тоже является сильным входным барьером. Классическим примером является рыночная власть компании "Де Бирс" на рынке алмазов. Возможен вариант передачи в долгосрочную аренду месторождений полезных ископаемых частным компаниям. К этому же типу рыночных барьеров относится и обладание уникальными человеческими дарованиями (выдающиеся артисты, спортсмены и даже талантливые предприниматели - все они обладают монопольной властью в своей сфере деятельности).

4. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий на эту деятельность, например, в регионах или на рынках, определенных иным способом. Автор, владеющий патентом, может продать права на использование своего изобретения или использовать его сам. В любом случае на рынке сохраняется в том, или ином виде монопольная власть. Такой тип монополии иногда называют закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкурентов в виде патентов или преимуществ естественной монополии.

5. Стоимость вхождения в отрасль, где господствует открытая монополия или рынок делят несколько крупных фирм, получающих преимущество массового производства с уже осуществленными значительными капиталовложениями, является серьезным барьером для входа в отрасль. Внедрению на рынок автомобилей или самолетов мешает помимо проблем с правительствами и патентами еще и гигантские затраты на достижение конкурентоспособности нового предприятия.

6. Нелегальные методы борьбы с потенциальными конкурентами часто препятствуют входу на рынок новых фирм. К сожалению, и в России это имеет место.

7. Объединения фирм. Слияние фирм - это основной вид объединения для создания монополий или доминирующих фирм. Например, в 1997 году слияние авиагигантов “Боинг” и “МакДональд - Дуглас” привело к созданию доминирующей фирмы на мировом рынке авиатехники.

Слияние компаний может быть: горизонтальным, вертикальным или конгломератным.

  • Горизонтальное слияние приводит к соединению двух или более компаний, выпускающие аналогичные товары или оказывающих близкие услуги, например, слияние двух издательств.

  • Вертикальное слияние приводит к соединению компаний, которые осуществляют различные стадии одного производственного процесса. Примером вертикального слияния может быть ситуация, при которой нефтяная компания приобретает нефтеперегонный завод для производства собственного бензина.

  • Конгломератное слияние приводит к соединению двух или более совершенно не связанных между собой компаний. Примером может служить приобретение некоторое время назад автомобильным концерном “Вольво” крупной сети супермаркетов. Конгломераты позволяют диверсифицировать производство, но затрудняют управление. Они не всегда приводят к успеху. Тот же “Вольво” в 1997 году вновь стал чисто автомобильным, продав сеть супермаркетов.7

Слияние происходит по нескольким причинам. Некоторые компании приобретают другие фирмы для изменения или расширения ассортимента продукции. Изменение продукции компании позволяет ей “снизить степень риска” или, другими словами, обезопасить себя от возможности уменьшения спроса на одни товары за счёт добавления новых производств. Другие фирмы сливаются с целью увеличения объёма производства и, соответственно, доли рынка. Третьи же - для сокращения затрат и ради осуществления внутренних структурных изменений. Четвёртые объединяются для реализации совместных проектов. Такие слияния выгодны и компаниям, и потребителям. Правда и то, что в некоторых случаях слияние является способом уменьшения или устранения конкуренции. Антимонопольное законодательство направлено на то, чтобы помешать подобным слияниям, разрешая при этом те, которые способствуют эффективности производства и действию эффекта масштаба.8

В качестве альтернативы слиянию некоторые компании создают совместные предприятия. В совместном предприятии две компании соединяют часть своих ресурсов, сохраняя в то же время свою юридическую и экономическую самостоятельность. С начала перестройки стали очень распространёнными совместные предприятия между российскими и иностранными компаниями. Хотя совместные предприятия могут быть образованы и российскими предприятиями.

2.2. Естественные монополии в России. В России известны естественные монополии: ПАО «Газпром», АО «РЖД», ФГУП «Почта России» и бывшее РАО «ЕЭС». Учитывая стратегический характер названных отраслей, законодатель воздержался от поспешности в деле их реформирования.

РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ПАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.9

«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома» за 2015-й год, его ежемесячная валютная выручка составляла 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ПАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном, в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно - технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов.

Из итогов бухгалтерской отчетности10 за 2016-й год видно, что выручка ПАО «Газпром» увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 115 млн. руб., или на 3 %, и составила 4 321 364 млн. руб. Увеличение выручки от продаж в основном вызвано ростом продаж газа в Европу и другие страны. Доля чистой выручки от продажи газа за девять месяцев 2016 года составила 54 % от общего объема чистой выручки от продаж (54 % за аналогичный период прошлого года). Чистая выручка от продажи газа выросла на 52 299 млн. руб., или на 2 %, с 2 273 120 млн. руб. за девять месяцев 2015 года, до 2 325 419 млн. руб. за девять месяцев 2016 года. Чистая выручка от продажи газа в Европу и другие страны выросла на 116 061 млн. руб., или на 8 %, за девять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 1 546 533 млн. руб. Увеличение продажи газа в Европу и другие страны было обусловлено ростом объемов продаж газа на 28 % за девять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средние цены (включая акциз и таможенные пошлины), выраженные в рублях, уменьшились на 20 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая выручка от продажи газа в страны бывшего Советского Союза уменьшилась на 77 556 млн. руб., или на 27 %, за девять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 214 446 млн. руб. Изменение было обусловлено снижением объемов продаж газа на 19 % и снижением средних цен, выраженных в рублях (включая таможенные пошлины), на 11 % за девять месяцев 2016 года. Чистая выручка от продажи газа в Российской Федерации уменьшилась на 7 889 млн. руб., или на 1 %, за девять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 530 683 млн. руб. Это объясняется снижением объемов продаж газа на 7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средние цены в рублях (за вычетом НДС) увеличились на 6 %.

Образование «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение «ЕЭС России». В структуре капитала «ЕЭС России» государству принадлежало 52,6% акций. РАО «ЕЭС России» контролировало 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состояла из 72 региональных АО-энерго. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» являлось собственником всей сети линий электропередач страны.11

После реформирования электроэнергетики (2002—2008 гг.) ОАО РАО «ЕЭС России» было ликвидировано. На её месте возникли государственные естественно-монопольные компании, а также приватизированные генерирующие и сбытовые компании. Возникла монополия «ИНТЕР РАО ЕЭС». Выручка новой монополии за 2015 год увеличилась на 8,7%, что составило 805,3 млрд. рублей. Такие колоссальные средства предприятие зарабатывает на продаже электроэнергии многим потребителям. Стоит заметить, что долговые обязательства Группы (без учёта доли в совместных предприятиях) в сравнении с началом 2015 г. снизились на 30,8 млрд. руб. (28,8%) и составили 76,3 млрд. руб.12 Для такого масштабного предприятия это весьма существенный показатель, который показывает степень того, на сколько предприятие устойчиво. Чистое уменьшение денежных средств и их эквивалентов, зафиксированное в отчётном периоде в размере 9,8 млрд. руб. обусловлено следующими разнонаправленными факторами:

  • поступлениями денежных средств от операционной деятельности (66,3 млрд. руб.), главным образом, за счёт опережающего роста выручки над операционными расходами;

  • расходованием денежных средств от инвестиционной деятельности (28,2 млрд. руб.), что связано преимущественно с расходованием денежных средств на финансирование инвестиционной программы Группы;

  • расходованием денежных средств от финансовой деятельности (48,8 млрд. руб.), обусловленным, в основном, расходованиями на досрочное погашение задолженности по кредитам и займам компаниями Группы «Интер РАО».

Величина собственных оборотных средств, рассчитывающаяся как разница между текущими активами и текущими обязательствами, по итогам 2015 г. составила 86,4 млрд. руб., что на 12,6 млрд. руб. (17,1%) больше аналогичного показателя на конец 2014 г., что обусловлено снижением краткосрочных обязательств на 10,3 млрд. руб. в соответствии с причинами, описанными выше, при росте оборотных активов на 2,3 млрд. руб,. в основном, вследствие увеличения денежных средств и их эквивалентов (с учётом депозитов 3–12 месяцев).

АО «Российские железные дороги». На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция (железнодорожные перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

«Российские железные дороги» — российская государственная вертикально интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. По состоянию на 2012 г. входила в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Образовано на базе Министерства путей сообщения России.

Как и другие естественные монополии, ОАО «РЖД» реструктуризирована. В соответствии с программой реструктуризации была создана "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) на базе ОАО «РЖД» (2008-2009 гг.).13

Сейчас правом на железнодорожные перевозки в России пока пользуется компания ОАО «РЖД». Она полностью принадлежит государству.

За 2016-й год РЖД перевезло свыше 80 млн. человек, а что касается грузоперевозок, в год монополия перевезла 2 млрд. 954 млн. тонн груза. Доходы компании составляют 1510,8 млрд. руб., при том, что расходы равны 1427,2 млрд., 0,3% составляет чистая прибыль, следовательно, компания функционирует стабильно.14

Кроме того, за счет повышения внутренней эффективности деятельности ОАО "РЖД" смогло без привлечения заемных средств изыскать дополнительные средства на проведение капитального ремонта и содержание железнодорожной инфраструктуры (пути) в сумме 15 млрд. рублей, что позволило не только увеличить физические объемы капитального ремонта пути, но и не допустить роста километров со сверхнормативным пропущенным тоннажем. Также в 2016 году в целях увеличения клиентской базы и повышения эффективности пассажирских перевозок из собственных средств ОАО "РЖД" было направлено 0,8 млрд. руб. на финансирование мероприятий в рамках "Года пассажира". В результате реализуемых мероприятий себестоимость по перевозочным видам деятельности в условиях значительного ценового давления увеличилась всего на 0,8% к уровню 2015 года, что существенно ниже среднегодовой инфляции (7,1%).

В настоящее время ОАО "РЖД" продолжило реализацию проектов, направленных на обновление парка локомотивов, повышение пропускной способности и обеспечение безопасности железнодорожной инфраструктуры, включая реализацию инфраструктурных проектов в рамках государственных программ развития транспортной инфраструктуры.

Так же к естественной монополии можно отнести «Почту России», оператора российской государственной почтовой сети. Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) доказала, что ФГУП «Почта России» является монополистом на рынке услуг почтовой связи. Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил правомерность приказа Федеральной антимонопольной службы от 17 ноября 2005 г. «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%», куда «Почта России» попала за монопольное оказание услуг по подписке на периодические печатные издания. «Почта России» уже «попадалась на глаза» антимонопольщикам. Приказом ФАС России от 31 декабря 2004 г. ФГУП «Почта России» было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по доставке периодических печатных изданий по подписке с долей более 65%.

Говоря о сегодняшним положении дел, «Почта России» получила за 2015-й год 148 909 892 млрд. рублей, что превысило на 8 млрд. показатели позапрошлого года. При этом платежи компании составляют 159 525 514 млрд. рублей, что говорит о функционировании компании в ущерб себе. На оплату труда работникам компания тратит больше, чем на оплату поставщикам, это значит, что компания широко развила свои структуры.15

Обобщая рассказ, нужно отметить, что, занимая всего 4% рабочих и служащих, естественные монополии дают 13,5% ВВП. Помимо этого, естественные монополии дают стране 20,6% инвестиций, 16,2% прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое больше чем они.16

2.3. Естественные монополии за рубежом.

В таких развитых странах как Франция, Англия, Италия в течение длительного времени господствовала доктрина наращивания мощного государственного сектора, и только в последнее десятилетие начался процесс приватизации естественных монополий, и идет он весьма медленно. В России же в основу системы регулирования естественных монополий был положен опыт США, где с самого начала эти отрасли формировались на конкурентных началах.

Действительно, во Франции, несмотря на новую волну приватизации середины 90-х годов, естественные монополии пока остаются практически нетронутыми. Национальные гиганты государственного сектора - ЭДФ (компания "Электрисите де Франс"), ГДФ ("Газ де Франс"), СНСФ (Национальное общество железных дорог), почта - исторически имеют важное значение для французов. В этих компаниях существует особый пенсионный режим, предоставляются льготные условия пользования продукцией своей компании ее работникам. Кроме того большинство французов вполне удовлетворены качеством предоставляемых государственными монополиями услуг, а используемая ими технология благодаря постоянным государственным инвестициям находится на уровне самых передовых в мире. К тому же далеко не все естественные монополии имеют негативные результаты экономической деятельности. "Франс Телеком", ЭДФ, ГДФ и некоторые другие вполне себя окупают и являются рентабельными. В области естественных монополий к экономическим императивам и требованиям Европейской комиссии добавляются социальные реалии - сохранение рабочих мест, традиций. Первые шаги по приватизации естественных монополий здесь были предприняты лишь в начале 90-х годов.

Непросто проходит реформирование естественных монополий и в Италии. Один из крупнейших итальянских монополистов - Национальное ведомство электроэнергии (ЭНЕЛ). И сейчас оно контролирует свыше 80 % итальянского рынка производства электроэнергии. ЭНЕЛ затрачивает в среднем 85 лир на производство каждого киловатт-часа электроэнергии, в то время как частные компании, действующие в этом же секторе рынка, производят электроэнергию по себестоимости 50-80 лир за киловатт-час и предлагают ее потребителям по более низкой, чем ЭНЕЛ, цене. Частные производители в Италии обеспечивают сегодня 17 % национального производства электроэнергии и покрывают 31 % ее промышленного потребления. По мнению специалистов, на основе этого государственного концерна следует создать три-четыре компании-производительницы электроэнергии.17

Существование естественных монополий в области газа, электроэнергии и железнодорожных перевозок вылилось для Великобритании в конце 60-х годов в усиление концентрации и неразумное использование природных ресурсов. Классическим примером неадекватности ситуации наличия естественных монополий стала серия громких скандалов, прогремевших в стране в самом начале 70-х годов. Все они были связаны с загрязнением окружающей среды угольными монополистическими объединениями и крупнейшими владельцами грузового автотранспорта. Для компенсации ущерба понадобились меры политического и законодательного воздействия и приведение в силу антитрестовских мер. Именно тогда Лондон приступил к совершенствованию активных регулирующих механизмов, которые могли бы ограничить мощь монополий, вступивших в конфликт с интересами потребителей их услуг. По мере своего развития Великобритания начала постепенно отказываться от курса на создание "общественных монополий", поскольку это серьезно влияло на диверсификацию производства, финансовые результаты деятельности компаний и наиболее эффективное использование природных ресурсов. Сегодня позиция британских властей заключается в поддержании единого, интегрированного рынка, работающего в соответствии с международными стандартами.

Антимонопольное законодательство США разрабатывалось в условиях, когда существовавшая система классической свободной конкуренции стремилась законсервировать себя, остановив естественный процесс укрупнения капитала, делающий функционирование рыночной экономики более эффективным. Заслугой экономической системы США явилось не наличие в ней антимонопольного законодательства, а тот факт, что она не сдерживала объективного процесса концентрации производства и централизации капитала, результатом чего явилось развитие в экономике США крупных и крупнейших корпораций, которые со временем превратились в ТНК.

Американские монополии выработали множество приемов, при помощи которых они получали возможность обойти положения законодательных актов. Например, ими широко используется традиционный институт доверительного управления, предусматривающий передачу имущества, акций и т.п. в распоряжение доверительного управляющего, что обеспечивало централизацию функции управления в данных объединениях. Возможно, именно то, что американские монополии нашли возможность обходить антитрестовское законодательство, заложило основы процветания экономики США и развитие американских транснациональных корпораций.

3. Регулирование и перспективы развития естественных монополий в РФ.

Для регулирования контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти. Важнейшая задача антимонопольных органов поощрять и развивать конкуренцию как основу цивилизованной рыночной экономики.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) Ценовое регулирование. Оно осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (тарифов), либо предельных коэффициентов изменения цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектом естественной монополии.

2) Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Эти товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Поэтому вмешательство государства вызвано необходимостью защитить интересы всех потребителей, а также обеспечить безопасность государства и охрану природы и культурных ценностей.

Регулирование естественных монополий осуществляется на основе нескольких схем.

1. Регулированиерентабельности.

При таком подходе регулируемая цена устанавливается на уровне, позволяющем предприятию покрывать свои операционные издержки и обеспечивать некоторую заданную доходность используемого капитала:

P = C + K * r,

где P - цена, С - издержки, К - капитал, r - рентабельность капитала.

Величина доходности капитала должна быть "справедливой" или "честной", т.е. владельцы предприятия должны получать доходы от использования капитала предприятия на уровне, не меньшем и не большем доходности на капитал для другого предприятия с тем же уровнем рисков.

В рамках данной системы регулирования, если цены перестают покрывать издержки компании, то она имеет право обратиться в регулирующий орган для пересмотра тарифа. Такой подход к регулированию гарантирует, что предприятие сможет покрыть свои издержки, однако не дает ему никаких стимулов для их снижения. При таком способе регулируемая цена обеспечивает предприятию возможность безубыточного функционирования, а инвесторам - возможность получения "справедливого" дохода. Но, пользуясь этим способом регулирования, регулирующего орган, как правило, имеет недостаточно информации о будущих издержках предприятия, в то время как предприятие имеет объективную возможность манипулировать предоставляемой информацией.

Также, следует добавить, у предприятия нет стимулов снижать издержки и повышать производственную эффективность, так как любое снижение затрат будет изъято у предприятия в ходе регулирования, и, наоборот, любое увеличение затрат можно будет переложить на потребителей. Это, пожалуй, самый важный недостаток регулирования рентабельности.

2. RPI-X регулирование.

Этот метод регулирования был специально создан для того, чтобы дать регулируемым предприятиям стимулы для повышения эффективности, с тем, чтобы выгода, получаемая от этого, впоследствии переходила бы к потребителям в виде снижения цен. При данном подходе регулирующий орган устанавливает цену для регулируемого предприятия на определенный период, обычно длящийся 5 лет. Предполагается, что данная цена позволит компании покрыть свои операционные издержки и заработать определенную величину прибыли при условии, если компания будет работать так же эффективно, как образцовая (эталонная) компания.

Регулирующий орган, прежде всего, оценивает экономию, которой компания сумела добиться за счет повышения эффективности своей работы в предыдущий период, и переводит эту экономию в первоначальное снижение цены. Затем регулирующий орган оценивает, каковы были бы потребности "эталонной" компании для покрытия своих операционных издержек, на обновление основных фондов, на расширение и улучшение своих активов. Принимая во внимание эти затраты, регулирующий орган вычисляет величину ежегодного снижения цены в реальном выражении (Х). Данная величина устанавливается таким образом, чтобы дать предприятию возможность получить "справедливую" доходность своих активов. После этого предприятие может ежегодно повышать цены в соответствии с ростом индекса потребительских цен, за вычетом корректирующей величины Х:

P1 = P0 * (RPI - X),

где P0 - цена в базовый период, P1 - цена в отчетный период, RPI - индекс потребительских цен, Х - корректирующий фактор.

3. Участие в прибыли.

Это система регулирования, позволяющая более быстро воспользоваться преимуществами от снижения издержек предприятия. Для установления тарифа регулирующий орган использует прогнозируемые значения издержек фирмы, а после этого осуществляет мониторинг фактических издержек предприятия. Если они оказываются меньше прогнозировавшихся, то тарифы должны снизиться на величину, позволяющую изъять у фирмы часть полученной прибыли. Другими словами, предприятие должно быть готово к тому, что если оно начнет получать прибыль больше, чем прогнозировалось, то тарифы должны снизиться до уровня, при котором компания будет получать только прогнозировавшуюся при установлении тарифа величину прибыли.

Данная система регулирования потребует детального мониторинга фактических затрат и прибыли предприятия и может быть весьма сложна для воплощения. Кроме этого, ослабеют стимулы компании к снижению издержек.

4. Конкуренция ”за рынок” вместо конкуренции “на рынке”.

Принципиально новое решение проблемы регулирования - замена конкуренции на рынке конкуренцией за рынок. Даже если конкуренция на рынке нецелесообразна (одно предприятие-монополист в состоянии удовлетворить рыночный спрос дешевле, чем несколько конкурентов), в ряде случаев есть возможность провести конкурс на право обслуживать рынок. В этом случае право на обслуживание рынка получает тот конкурент, который предлагает наилучшее соотношение цены и качества обслуживания.

Гражданско-правовая ответственность субъекта естественной монополии состоит в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими этот Федеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены (тарифа), другому хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект, а любое другое лицо - субъект гражданского права.

Наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования естественных монополий к нарушителям Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти. Административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства, могут применять только органы регулирования естественных монополий.

Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:

  • завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии, - в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

  • неисполнение решения выданного органом регулирования естественной монополии, в размере до 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

  • представление органу регулирования естественной монополии недостоверных сведений – в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда;

  • непредставление органу регулирования естественной монополии уведомления для предварительного контроля – в размере до 600 минимальных размеров оплаты труда;

  • непредставление в срок по требованию органа регулирования естественной монополии документов или иной информации необходимой для осуществления его деятельности, - в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Должностные лица органов регулирования естественных монополий за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в результате чего было принято неправильное решение.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Такие гигантские организации, как «Газпром», «РАО» и «РЖД» являются очень крупными монополистами. Следовательно, естественная монополия — это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения — важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа. Финансы этих гигантских монополистов остаются крайне непрозрачными не только для внешних наблюдателей, но и для совладельцев-акционеров. Это касается как издержек, так и финансовых потоков, анализ которых затруднен сложной и во многом запутанной системой внутреннего учета, перекрестным субсидированием, большим количеством дочерних структур.

Почему же правительство, так активно поддерживающее конкурентный рынок, поддерживает естественные монополии? Во-первых из за необходимости защиты национального рынка от развёртывания зарубежных монополий. Такого нельзя допустить, так как данные монополисты заведуют как стратегически важными ресурсами, так и путями сообщений. Помимо этого, во-вторых, проще контролировать в этой важной среде одного монополиста, чем кучу конкурентных предприятий.

В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах. Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать улучшению характера естественных монополий, обеспечивая им процветание в будущем:

1) Создание самостоятельных предприятий по каждому виду деятельности. В первую очередь нужно отделить производственные функции от транспортных и разделительных. Следует выделить вспомогательные виды деятельности (ремонт, строительство, машиностроение и т.д.), которые хотя обычно и имеют специализированную направленность, но могут осуществляться на конкурентных принципах. Данные меры внесут определенные разграничения в отчетность предприятия – монополиста, которые частично сведут информативную базу к большей прозрачности отчетности.

2) Должны быть оглашены цены (тарифы) на определенном уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции.

3) Потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. Так, в электроэнергетике должны быть образованы независимые диверсифицированные компании, которые могли бы напрямую конкурировать на оптовом рынке. В области международной телефонной связи уже в настоящее время наблюдаются подобные позитивные сдвиги. В перспективе и в газовой промышленности можно сформировать конкурентную среду.

4) Должен быть реконструирован механизм корпоративно-акционерного управления компаниями, работающими в сферах естественной монополии. В настоящее время федеральное правительство владеет контрольными пакетами акций, но зачастую его роль как собственника является номинальной, и администрация осуществляет управление предприятиями без учета интересов собственника. В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия. Низкий уровень корпоративно-акционерного управления уменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий.

5) Внесение поправок в нормативные акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел с целью создания мощного надзора за монополистами.

6) Адаптация нынешнего законодательства под жизненные реалии, что позволило бы каким-либо образом ограничивать власть естественных монополий.

Таким образом, можно сделать вывод, что естественные монополии имеют большое значение в российской экономике и только путем взаимодействия государства с этими крупнейшими монополиями можно добиться успеха.

Список использованной литературы

Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях".

Буркеева Р.Г. Природа и функции естественных монополий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 8 (114).

Васильева Е.М. Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем. М., 2008.

Ильин В.А. Реформы интегрированных производственных структур в сфере естественных монополий // Российское предпринимательство. 2011.

Кононкова Н.П., Кононков П.Ф. Естественная монополия как объект государственной собственности // Вестник Московского университета. Сер. 6. “Экономика”. 2008. N 6.

Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. 2009.

Саакян Ю.А. Государственное регулирование естественных монополий и его границы // Федеральный справочник. Декабрь 2008.

Рузвеленко А.В. Регулирование и зарубежный опыт естественных монополий в России. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/economy/3c0b65635a2bc78b5d53a89521316c27_0.html.

Принусенский Г.П. Естественные монополии в экономике России. Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/o5dJbT_ExUs/5.html.

  1. Ильинский Д.М. Модель естественной монополии. Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/EUDlvG6Y0SU/all.html.

Стулейнич З. Г. Естественная монополия, её характеристика. Режим доступа:

http://www.bestreferat.ru/referat-307410.html.

Меркулова Г. В. Естественная монополия. Режим доступа:

Конев А. Ю. Естественная монополия. Режим доступа: https://businessman.ru/new-estestvennaya-monopoliya.html.

МОНОПОЛИЯ. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1059470/.


    1. http://ir.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=31.
  1. Показатели основной деятельности «РЖД» за 2015-й г. Режим доступа:
  2. ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «ИНТЕР РАО» ЗА 2015 Г. Режим доступа: http://www.interrao.ru/upload/docs/Inter_RAO_Annual_Report_2015_rus_21june.pdf.
  3. Консолидированная финансовая отчетность «Газпром» 2016г. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2016/.

  4. Бухгалтерская отчетность ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГУП "ПОЧТА РОССИИ" за 2015-й год. Режим доступа: https://e-ecolog.ru/buh/2015/7724261610.
  1.  
    1. Приложения

Приложение № 1. Финансовые результаты «Газпрома» за 2016-й год

Приложение № 2. Ключевые показатели «ИНТЕР РАО ЕЭС»

Приложение № 3. Основные показатели деятельности «РЖД»

  1.  
    1. Приложение № 4. Отчет о финансовых результатах «Почты России»
    2. Приложение № 5. Вклад естественных монополий в ВВП страны в 2013-м году.
  1.  
    1. 11 Перспективы развития государственного регулирования монополии в РФ. Режим доступа: http://studbooks.net/746837/pravo/perspektivy_razvitiya_gosudarstvennogo_regulirovaniya_monopolii.

2Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях".

33Буркеева Р.Г. Природа и функции естественных монополий / Р.Г. Буркеева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 8 (114), август. - С. 9-11.

44Естественная монополия, её характеристика. Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-307410.html.

55Васильева Е.М. - Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем. М., 2008. С. 153.

66Естественная монополия. Режим доступа: https://businessman.ru/new-estestvennaya-monopoliya.html.

77Ильин В.А. Реформы интегрированных производственных структур в сфере естественных монополий // Российское предпринимательство. 2011. № 81.

88Кононкова Н.П., Кононков Н.П. Естественная монополия как объект государственной собственности // Вестник Московского университета. Сер. 6. “Экономика”. 2008. N 6. С. 12.

99Естественная монополия. Режим доступа: https://businessman.ru/new-estestvennaya-monopoliya.html.

1010 См.: прилож. 1.”Консолидированная финансовая отчетность «Газпром» 2016г.” Режим доступа:http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2016/.

1111Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма // Общество и экономика. 2009. № 4-5.

  1. 1212 См. прилож. 2: ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ПАО «ИНТЕР РАО» за 2015 г. Режим доступа: http://www.interrao.ru/upload/docs/Inter_RAO_Annual_Report_2015_rus_21june.pdf.

1313Естественные монополии в экономике России. Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/o5dJbT_ExUs/5.html.

  1. 1414 См.: прилож. 3 “Показатели основной деятельности «РЖД» за 2015-й г.” Режим доступа: http://ir.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=31.

1515 См. прилож. 4: Бухгалтерская отчетность ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГУП "ПОЧТА РОССИИ" за 2015-й год. Режим доступа: https://e-ecolog.ru/buh/2015/7724261610.

16 См. прилож. 5: Диаграмма “Вклад естественных монополий в ВВП страны в 2013-м г.”

1717Регулирование и зарубежный опыт естественных монополий в России. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/economy/3c0b65635a2bc78b5d53a89521316c27_0.html.

Просмотров работы: 3281