Теоретические основы системы понятий уровня и качества жизни. Прежде чем приступить к исследованию материальных условий качества жизни, необходимо выявить сходство и различие таких терминов, как «качество жизни» и «уровень жизни» народонаселения. Термин «уровень жизни» первые встречается в работах К. Маркса применительно к определению стоимости рабочей силы, которая, как отмечает ученый, складывается из двух элементов – чисто физического (включает стоимость всех необходимых средств для жизни и воспроизводства работника) и социального (или исторического, который задается особенностями функционирования общества в той или иной стране). По его мнению, уровень жизни «предполагает не только удовлетворение потребностей физической жизни, но и удовлетворение определенных потребностей, порожденных теми общественными условиями, в которых люди находятся и воспитываются»
В исследовании связи между экономическим прогрессом и уровнем жизни известный экономист А.Маршалл писал: «Термин уровень жизни используется для обозначения норм деятельности, скорректированных на потребности. Таким образом, его повышение подразумевает рост сознания, энергии и чувства собственного достоинства, ведущий к большей осторожности в расходовании средств, исключение затрат на такие пищу и питье, которые возбуждают аппетит, но не прибавляют силы, и таких занятий, которые наносят ущерб и физический, и моральный».1 Далее он уже использует термин «образ жизни», а под уровнем жизни подразумевает уровень жизненных удобств, которыми располагает человек.
Последователь Маршалла экономист Кембриджской школы А. Пигу вместо «уровня жизни» использовал термин «благосостояние». В работе «Политическая экономия благосостояния» он писал, что благосостояние означает то, насколько хорошо чувствует себя человек или какова степень его удовлетворенности. Однако Пигу достаточно четко выделял категорию уровень жизни, определяя её как экономическое благосостояние, не смешивая это понятие с качеством и образом жизни.
Демограф и экономист А. Сови в своей теории «оптимума населения» использует термин «жизненный уровень», который он определяет как отношение всей произведенной продукции к числу жителей, справедливо указывая, что если часть продукции изымается привилегированным меньшинством, то жизненный уровень населения будет снижаться.
Исследование уровня жизни жителей России были начаты ещё в 20 веке и носили в то время достаточно объективный и достоверный характер. Наиболее значимым обстоятельством в развитии системы представлений об уровне жизни людей является постепенный переход от «среднестатистического гражданина» к семье и домашнему хозяйству как к центральным и наиболее главным объектам исследования при оценке данного термина. Этому процессу поспособствовало принятие в 1992 г. методологии системы национальных счетов, где население было представлено в макроэкономических построениях в качестве полноправного субъекта.
В решении разных исследовательских и практических задач различные исследователи по-разному понимают и неодинаково используют толкования термина «уровень жизни». «Уровень жизни людей» существует и употребляется вместе с целым рядом близких по его значению терминов: народное благосостояние, качество жизни, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся.
Народное благосостояние – это сложное экономически и социальное явление, интегрирующее на гомогенной основе характеристики образа, качества и уровня жизни людей, каждая из которых представляет некий срез единого, но объемного и многогранного общественного организма. Этот термин отображает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере культуры, труда, потребления, общественно-политической жизни. «Народное благосостояние» вслед за «степенью удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся» стало утрачивать популярность, так как, во-первых, это понятие относится к устаревшему словарю централизованной плановой экономики, во-вторых, под ростом влияния используемых терминов качества и жизни, в-третьих, из-за определенной несовместимости термина благосостояние, имеющего позитивный смысловой оттенок, со значительным падением уровня жизни большего числа людей.
Уровень жизни в научном анализе социалистического периода рассматривался в прямой зависимости от состояния производительности общественного труда, развития сил и эффективности общественного производства. Уровень жизни является экономической составляющей качества жизни населения. В современной науке предлагаются различные трактовки этого понятия, чаще всего его связывают с удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребителей того или иного товара или услуги. По мнению С.В. Домниной, «уровень жизни» - есть материальная основа удовлетворения социальных и духовных потребностей, фундамент качества жизни. В.М. Жеребин и А.Н. Романов также отмечают, что уровень жизни проявляется через характеристики потребления, стоимости жизни и уровня доходов. Они сближают все эти характеристики и предлагают более полное определение: «Уровень жизни – это отношение уровня доходов к стоимости жизни вместе с определяемыми этим отношением характеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами».
Трактовка термина «уровень жизни» до сих пор вызывает определенные дискуссии, поскольку в многочисленных исследованиях представлены неодинаковые ее толкования. Имеющиеся в отечественной научной литературе определения уровня жизни отталкиваются от различных исходных понятий: от производства, от потребления, от доходов, от стоимости жизни или имеют комплексный многоаспектный характер (см.: приложение 1).
Таким образом, «уровень жизни» трактуется как сложная комплексная социальная и экономическая категория, которая выражает степень удовлетворения духовных и материальных потребностей человека. Другими словами - это интегрированная, значимая параметрическая величина, отражающая на установленный период степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Что же касается термина «качество жизни», то его теоретическим обоснованием также занимались философы и экономисты. Первейшим исследователем этого понятия считается греческий философ Аристотель, который дал его определение.
В дальнейшем к данной категории обращались философы разных школ: механического мировоззрения (Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс), немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), марксистского материалистического направления (К. Маркс, Ф. Энгельс). ( см.: приложение 2).
Российские писатели, общественные деятели и философы уделяли огромное внимание проблемам качества, выделяя их ценностную значимость и системный характер. Идеи качества получили формирование в трудах русских философов, писателей, ученых XIX века: В.С. Соловьева, Л.П. Карсавина, Б.П. Струве, И.А. Ильина, И.И. Мечникова, В.И. Вернадского, Н.А. Бердяева.
Л.П. Карсавин подчеркивал разносторонность качества, связывая наличие субъекта, его сознание и самознание с обязанностью его качества.
С наиболее широких мировоззренческих позиций к проблеме качества подошёл И.А. Ильин. Он исследовал качественное развитие всех сторон жизни России: политики, хозяйства, образования, воспитания, культуры, профессиональной деятельности. Духовную гениальность народа и природную даровитость России он считал предпосылкой успешного развития страны. Теоретические положения И.А. Ильина довольно актуальны при разработке направлений экономической политики на современном этапе, при утверждении социальной ответственности бизнеса в России.
Инновационная глобальная информационная революция несет за собой кардинальные изменения для каждого человека, хозяйствующего субъекта и общества в целом. Представители нелиберального направления (Дж. Гэлбрейт, Д.Белл, Р. Арон) считают, что новое «качество жизни» станет естественным результатом модернизации индустриального общества. Дж. Гэлбрейт в своих книгах впервые использовал термин «качество жизни». В работе «Общество изобилия» он расширил границы количественных показателей уровня жизни, определив качество жизни как возможность употребления услуг и благ. Дж. Гэлбрейт писал, что в обществе, в котором люди плохо одеты, голодают, страдают от многих болезней и поэтому важной задачей экономики является повышение доходов. Он утверждал, что «беспокоиться о досуге, возможности предаваться созерцанию, любоваться и думать о других высоких целях жизни можно будет впоследствии, когда каждый будет обеспечен сносным питанием. Даже личная свобода лучше всего гарантируется, а пути спасения души люди наиболее усердно ищут при полном желудке».2 Я думаю, что с высказыванием американского экономиста можно согласиться, так как в категориях «качество и уровень жизни» именно доход, получаемый человеком, в первую очередь играет важную роль в расположении благ, и извлечения из них полезных свойств.
В современной экономике имеется несколько взглядов на качество жизни. В учебных изданиях В.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, В.И. Видяпина, Г.С. Журавлевой качество жизни в основном авторы трактуют с позиций потребления материальных и нематериальных благ, при этом упуская из вида совершенствование человека и вложения в человеческий капитал, которые приводят к новому уровню качества жизни. Несомненно, увеличение потребления улучшает жизнь людей, однако рациональное потребление осуществляется не всеми.
Утверждение нового понимания уровня благосостояния в начале XX века было тесно связано с экономическими процессами и практикой хозяйствования, что обусловило переход к понятию всеобщего качества, базирующегося на многоаспектном понимании данной категории. Объектом исследования и управления становится не только качество материальных объектов, но и качество услуг, общественных благ (образование, социальное обеспечение, здравоохранение). Следствием этих процессов явилось возникновение понятия «качество жизни», которое в настоящее время призвано международным сообществом одним из важнейших критериев, характеризующих уровень развития стран и народов. Таким образом, термин «качество жизни» отражает совокупность экономических отношений, которые отражают хозяйственные процессы на всех стадиях общественного производства и уровень развития людей, достигнутый на основе удовлетворения возрастающих потребностей в условиях технологически-совершенных производительных сил.
Анализ факторов, влияющих на уровень и качество жизни населения. Уровень жизни - это многогранное явление, которое зависит от множества различных обстоятельств, начиная от территории, где проживает человек, то есть географических факторов, и заканчивая общей экономической, социальной и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. Все наиболее важные факторы можно объединить в следующие группы:
политические факторы;
экономические факторы;
социальные факторы;
научно-технический прогресс;
экологические факторы и др.
Наиболее важными факторами, которые могут существенно воздействовать на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они могут включать характер общественного (государственного) строя, соотношение различных ветвей власти, устойчивость института права и соблюдение прав человека, наличие оппозиции, разных партий и так далее. Если политическая власть способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, то она формирует необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране. Очевидно, что экономика и политика страны тесно взаимосвязаны. Они способны корректировать, поддерживать, или ''мешать'' друг другу.
Мощное воздействие на уровень жизни людей оказывают экономические факторы, куда можно отнести наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и другие. Важной составляющей частью экономического потенциала считается национальное богатство. Оно представляет собой совокупность накопленных продуктов прошлого труда материальных ресурсов, учтенных и вовлеченных в экономический оборот природных ресурсов, которыми обладает наша страна.
Для характеристики сущности качества жизни как социально-экономической категории нужно выделить ряд ее особенностей:
1) качество жизни многоаспектное, наиболее широкое, чем «уровень жизни». Этот термин, далеко выходящий за пределы экономики. Он, прежде всего, выступает как социологическая категория, которая охватывает все сферы общества, так как все они заключают в себе жизнь людей и её качество.
2) качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Для объективной оценки качества жизни людей служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению с которыми, можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.
С иной стороны, интересы и потребности человека индивидуальны, следовательно, степень их удовлетворения смогут оценить только сами субъекты.
Факторы, которые непосредственно определяют качество жизни населения, разделены на 5 групп:
демографическая ситуация;
природно-климатические условия;
содержание социального контракта вообще и распределение доходов в частности;
уровень экономического развития (в территориальном и историческом аспекте);
духовное развитие и внутреннее раскрепощение человека.
Демографический фактор всегда играл важную роль в развитии и становлении российского государства. Так, например, государство призвано определять место демографического фактора при разработке стратегии социально-экономического развития страны, то есть разработка сценариев будущего развития должна начинаться с демографического прогноза.
Жилищные условия и их влияние на продолжительность жизни населения является, несомненно, также сильным фактором, влияющим на качество страны. Значительную часть своей жизни население проводит в своем жилище, поэтому его состояние и качество играет важную роль в состоянии здоровья человека.
Существенным фактором, влияющим на качество жизни, являются природно-климатические условия. Они проявляются, прежде всего, в дискомфортности жизни в регионах с крайне суровым и экстремальным климатом. Эти суровые природные условия могут ухудшать состояние здоровья, качество и продолжительность активной трудовой жизни. Экологическая устойчивость характеризуется реализацией программ развития без нанесения ущерба нашим природным ресурсам и сохранение их для будущих поколений. Для нашей страны актуальными являются вопросы значительного снижения объемов выброса в атмосферу диоксида углерода и других вредных веществ, воспроизводства территорий, покрытых лесами и биологического разнообразия, а также многие другие мероприятия, направленные на сохранение нашей природы и нашего здоровья.
Представляется, это далеко не все факторы, которые влияют на наше качество и уровень жизни. Их может быть бесчисленное множество, и каждый из них составляет часть от любого показателя или индикатора, которые, в свою очередь, являются главными мерилами уровня и качества жизни.
Описание и рассмотрение социально-экономических показателей и индикаторов, воздействующих на жизнь людей в Российской Федерации.
Социальные, экономические показатели и индикаторы уровня жизни людей создаются на основе статистических данных, которые характеризуют состав, объем, основные направления в распределении и использовании между некоторыми группами денежных доходов людей, а еще с привлечением иных данных, которые отражают конечный результат общественной и экономической политики в разных областях, которые затрагивают разные стороны уровня жизни народонаселения.
Существует разделение показателей по некоторым признакам: общие и частные; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; экономические и социально-демографические; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и другие.
Показатель — это суммарная характеристика какого-нибудь объекта, процесса либо его результата, понятия или их свойств, традиционно выраженная в численной форме. Сначала показатели уровня жизни разделяются на общие и частные. К общим показателям относятся размеры на душу населения:
- национального дохода;
- потребительского фонда национального богатства (объем накопленного потребительского имущества);
- фонда потребления (продукция отраслей экономики, идущая непосредственно на потребительские цели).
Из частных показателей выделяют:
- уровень и способы потребления;
- обеспеченность жильем;
- условия труда;
- уровень социально-культурного обслуживания;
- условия воспитания детей;
- социальное обеспечение и др.
Разделение показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки. Объективные показатели отображают доход на душу населения, процент смертности, миграция населения, степень неравенства при распределении дохода, система образования и даже такие, как преступность, разводы и другие. Субъективные показатели относят к оценкам понимания, которые присутствуют в различных опросах или обзорах общественного мнения.
Экономические показатели описывают экономическую сторону жизни людей, экономические возможности удовлетворения их потребностей. Сюда относят показатели, которые описывают уровень экономического развития общества и благосостояние народа (реальные и номинальные доходы, занятость и др.). Социально-демографические показатели определяют половозрастной, профессиональный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы.
Различают стоимостные и натуральные показатели. К первым относят все показатели доходов или другие показатели в денежной форме (объем услуг, денежные вклады, накопления и т.д.). Натуральные показатели характеризуют объем потребления определенных материальных благ и услуг в натуральных измерителях (шт., кг, кв. м и т.д.) – потребление энергии, продуктов питания, обеспеченность товарами культурного и бытового назначения, жильем.
Для описания уровня жизни немалое значение имеют качественные и количественные показатели. Количественные определяют объем потребления определенных материальных услуг и благ, а качественные – качество благосостояния людей.
Главную роль при объяснении уровня жизни играют статистические показатели, включающие обобщающие показатели, потребления и расходов, денежных сбережений, показатели доходов, накопленного имущества и жилища людей и многие другие.
Уровень жизни может отображаться с помощью:
одиночных однокомпонентных показателей (ВВП на душу населения, душевое потребление продуктов питания и другие);
двухкомпонентных относительных показателей – соотношение доходов и расходов, доходов и прожиточного минимума;
интегральных или целых наборов показателей, используемых в статистике при расчете индекса человеческого развития при парных или множественных межрегиональных сопоставлениях и другие.
По своему содержанию система показателей Госкомстата России, которая отражает возможные оценки уровня жизни, объединяет многообразные разделы, близкие к системе показателей уровня жизни, разработанной ООН. Вариант системы показателей ООН включает двенадцать разделов:
Демографические характеристики населения;
Санитарно-гигиенические условия жизни;
Доходы и расходы населения;
Жилищные условия населения;
Транспортные средства;
Образование и культура;
Потребление продуктов питания;
Стоимость жизни и потребительские цены;
Занятость и условия труда;
Организация отдыха;
Социальное обеспечение;
Свобода человека.
Понятие уровня жизни неразделимо связано с понятием качества жизни. Для характеристики данного понятия необходимо ввести понятие меры качества жизни. Мера, в данном случае выступает как оценка количественных и качественных показателей жизни людей. Она может иметь и стоимостное выражение. Это основные показатели потребления и дохода, состояния жилищных условий, социальных и демографических компонентов современного общества, развития сферы услуг, а также качество условий трудовой деятельности, потребительское поведение, ценность жизни, коэффициенты удовлетворенностью жизнью, социальная адаптация.
Наиболее полный перечень компонентов качества жизни, используемых в международных сопоставлениях и национальных оценках развитых стран, включает следующие блоки:
Социально-политические:
культура, социальные связи, семейные ценности;
политические и гражданские институты;
политическая и социальная стабильность.
Экономические:
доходы населения;
безработица и использование рабочей силы;
бедность и неравенство;
образование и обучение;
состояние жилища, инфраструктура, связь;
здоровье, продовольствие, питание;
ресурсы и состояние природной среды.
При анализе потребления сегодня опираются на такое понятие, как потребительская корзина, которая представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Различают минимальную, рациональную и фактическую корзины. Наиболее важной является минимальная потребительская корзина, так как она представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она рассматривается как допустимая нижняя граница потребления, необходимая для обеспечения нормального воспроизводства населения. Стоимостную оценку минимальной потребительской корзины дает прожиточный минимум. Определение и назначение прожиточного минимума законодательно закреплено в ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» от 27 октября 1997 г. №134-ФЗ. Сделаем анализ прожиточного минимума и соотнесем его с потребительской корзиной.
Если пересмотреть весовые характеристики и пересчитать их суточную норму, выйдет, что недельная норма питания человека в России составляет:
Хлеб – 2,1 кг
Картофель – 1,96 кг
Доля свежих фруктов – 1,12 кг
Доля кондитерских изделий и сахаров – 0,42 кг
Норма молока и его производных – 5,6 кг
Доля растительных и животных масел и жиров – 0,28 кг
Яйцо – 3,5 шт.
Мясо – 1,12 кг
Рыба – 0,35 кг
Прожиточный минимум в Самарской области в 2017 г.оду составил 9664 руб.3 в расчете на душу населения. Если учесть, что на налоги, ЖКХ и прочие услуги у нас уходит 50% от данной суммы, то есть на продукты питания в месяц общая сумма составляет 4832 руб. А поделив данную сумму по неделям, то выходит, что человек должен тратить в неделю на продукты 1208 рублей. Чтобы сделать анализ прожиточного минимума и потребительской корзины, нужно сделать 2 варианта подсчетов: 1) взять количество продуктов, указанных в стандарте потребительской корзины на неделю с учетом сегодняшних цен, но не смотреть на величину прожиточного минимума продуктов, которая составляет 1208 руб.; 2)набрать количество продуктов, указанных в данном перечне, но уже укладываясь в данную сумму.
Рассчитаем 1 вариант: • хлеб (2,1 кг ≈ 2 булки хлеба) составляет 60 руб. (1булка стоит 30 руб.); • картофель (1,96 кг ≈ 2 кг) составляет 50 руб. (1 кг=25 руб.); доля свежих фруктов (например, бананы, яблоки) нужно набрать на 1,12 кг: возьмем 3 банана по цене 65 руб. за 1 кг, 500 грамм яблок по цене 40 руб. за 1 кг, тогда всего составило 59 рублей; • доля кондитерских изделий и сахаров (0,42 кг): возьмем сахар 1 пачку весом 1 кг, цена которой составляет 40 руб.; • норма молока и его производных (например, молоко, сметана, сыр, творог, масло сливочное, кефир): 1 литр молока 60 руб. => возьмем 2 бутылки, сметана 1 упаковка 400 грамм => возьмем 3 упаковки по цене 43 руб., масло 1 упаковка по 200 грамм по цене 87 руб. => нужно взять 2 упаковки, творог 1 упаковка 200 грамм по цене 50 руб. => берем 2 упаковки, кефир 1 коробка 500 грамм по цене 30 руб. => 2 упаковки возьмем и берем 600 грамм сыра по цене 405 руб. за 1 кг; • доля растительных масел (0,28 кг) 500 мл. 1 бутылка по цене 60 руб.; • яйцо (3,5 шт.): берем десяток яиц по цене 65 руб.; • мясо (1,12 кг): тушка курицы 1 кг по цене 146 руб. за 1 кг.; • рыба (350 кг): возьмем 350 грамм горбуши по цене 200 руб. Общая сумма оставляет 1403 рубля, что превышает сумму равную 1208 руб. Если считать второй вариант покупки продуктов, то можно уложиться в данную сумму, но не купив всех нужных продуктов по данному стандарту.
Вывод: количество продуктов питания зависит от желаний и потребностей потребителя. Потребитель сам выбирает, какой продукт и сколько его употреблять, но по постановлению Правительства указанной ими суммы может и хватит на продукты, оплату жилья, но неизвестно, сколько останется на одежду, отдых, развлечения.
В научных изданиях выделяют показатели уровня жизни и индикаторы качества жизни.
Основными индикаторами качества жизни населения являются:
- индекс развития человеческого капитала (ИРЧП);
- индекс интеллектуального потенциала общества;
- человеческий капитал на душу населения;
- коэффициент жизнеспособности населения.
Остальные индикаторы указаны в приложении 3.
ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни, ВВП на душу населения, уровня образования. Он позволяет отразить достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан.
Если ИРЧП низкое развитие;
Если ИРЧП >0,8 => высокое развитие.
Рассчитаем ИРЧП за 2016 год:
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни:
где Хi – ожидаемая продолжительность жизни при рождении
2. Индекс образования:
где – индекс грамотности взрослого человека, а - уровень грамотности взрослого населения (в %); - индекс совокупной доли учащихся, а GGEP – совокупная доля учащихся (в %).
Тогда
3. Индекс ВВП
где GDPpc – ВВП на душу населения при ППС в долл. США
4. ИРЧП:
Вывод: ИРЧП > 0,8 => Россия за 2016 год считается страной с высоким уровнем развития. По данным статистического сайта в 2015 году ИРЧП составил 0,798, то есть ниже на 0,042, а это значит, что Россия была со средним уровнем развития человеческого потенциала.
Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. Образование является одной из составляющих качества жизни и выполняет две важнейшие функции: 1) развивает личность; 2) выполняет экономическую функцию – воспроизводство квалифицированной рабочей силы. Взаимосвязь этих функций выступает как необходимый фактор устойчивого роста и развития социально-экономической системы. Система образования должна обеспечивать ту траекторию развития созидательного потенциала, которая действительно необходима обществу, обеспечивает его стабильное развитие.
Образовательный комплекс и научный потенциал России наиболее востребованы в условиях информационного общества. Под влиянием трансформации источников финансирования меняется характер деятельности образовательных учреждений и других организаций, оказывающих образовательные услуги. Отмеченные изменения уже получили свое законодательное оформление, в частности, в федеральных законах «Об образовании»4, «О высшем и послевузовском образовании»5 и других законодательных актах. Поставлена цель повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.
Проанализируем основные показатели образования с 2007 года по 2015 год (приложение 4). Число образовательных организаций в общей динамике падает в среднем на 1,7 тыс. В том числе число государственных снижается в среднем на 1,72, а частные образовательные организации наоборот повышают свое количество. Одна из причин сокращения государственных учреждений – объединение университетов. В Самаре произошло несколько объединений: Архитектрурно-строительный с Техническим университетом, Аэрокосмический с Самарским государственным университетом. С одной стороны, это слияние может спасти одиного из вузов от закрытия из-за долгов, но с другой, - это дает меньше возможности выбора абитуриентам с поступлением в вуз, смешиваются разные профили вузов: например, экономики и инженерии и, наконец, уменьшает количество государственных образований. В связи с этим можно сделать вывод, что государствоу необходимо выделять финансы на образование, то есть на образовательные учреждения, на увеличение заработной платы работникам образования. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан. Это позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в образовательный процесс.
Важным критерием уровня и качества жизни людей является уровень дифференциации населения по доходам в Самарской области.
Для изучения дифференциации населения по денежным доходам и расходам используется система показателей:
1) характеризующие соотношение структурных переменных, вычисленных на основе распределения населения по среднедушевым доходам (децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты дифференциации, коэффициент фондов, социальной стратификации и др.);
2) учитывающие все распределение населения по доходам (коэффициент и кривая Лоренца, коэффициент Джини и др.);
3) перегруппировка населения по децильным группам или по группам с одинаковой покупательной способностью (кратной величине прожиточного минимума).
Децильный коэффициент – это «четкий критерий состояния общества». Он определяет предел, за которым кончается стабильность и начинается зона неустойчивости. Рассчитаем децильный коэффициент за 2010, 2012 и 2014 гг.оды по таблице статистических данных РООССТАТ (приложение 5)
Расчет децилей: , где
Dk- дециль k-го порядка;
Х0 - нижняя граница интервала k-го дециля;
Ld - величина интервала k-го дециля;
К - куммулятивная доля дециля;
cumFd-1 - накопленная частость в интервале, предшествующем интервалу k-го дециля;
Fd - частость в интервале k-го дециля.
за 2010 год:
за 2012 год:
за 2014 год:
Следовательно, минимальный доход 10% самого богатого населения превышает: 1) в 6,2 раза; 2) в 5,6 раз; 3)в 4,9 раз максимальный доход 10% наименее обеспеченного населения. С каждым годом это число уменьшается, а значит, либо доход более обеспеченных слоев населения становиться меньше, либо доход мало обеспеченных слоев становится больше. Эта ситуация с уменьшением децильного коэффициента хороша тем, что чем он ниже, тем меньше у нас в России дифференциации в доходах (неравенства).
В качестве обобщающего показателя меры неравенства населения используется также индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Коэффициент Джини – это макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения между жителями страны. Он принимает значение от 0 до 1. При этом чем выше в обществе степень неравенства, тем он ближе к 1. Условно допустимый уровень составляет 0,3.
Год |
Социальная группа населения |
Доля населения, хi |
Доля в общем объеме денежных доходов, yi |
Расчетные величины |
||
Кумулятивная доля дохода, cum yi |
xi yi |
xi cum yi |
||||
2014 |
1 |
0,2 |
0,052 |
0,052 |
0,0104 |
0,0104 |
2 |
0,2 |
0,099 |
0,151 |
0,0198 |
0,0302 |
|
3 |
0,2 |
0,149 |
0,300 |
0,0298 |
0,0600 |
|
4 |
0,2 |
0,226 |
0,526 |
0,0452 |
0,1052 |
|
5 |
0,2 |
0,474 |
1,000 |
0,0948 |
0,2000 |
|
Итого |
1,0 |
1,000 |
- |
0,2 |
0,4058 |
|
2015 |
1 |
0,2 |
0,053 |
0,053 |
0,0106 |
0,0106 |
2 |
0,2 |
0,100 |
0,153 |
0,02 |
0,0306 |
|
3 |
0,2 |
0,151 |
0,304 |
0,0302 |
0,0608 |
|
4 |
0,2 |
0,226 |
0,530 |
0,0452 |
0,1060 |
|
5 |
0,2 |
0,470 |
1,000 |
0,094 |
0,2000 |
|
Итого |
1,0 |
1,000 |
- |
0,02 |
0,408 |
где Fp – доля населения в k-м дециле;
cumFd – накопленная частость в интервале k-го дециля;
Fd – частость в интервале k-го дециля.
за 2014 год:
KG=1-2*0,4058+0,2=0,3884
за 2015 год:
KG=1-2*0,408+0,2=0,3840
Снижение данного коэффициента в 2015 году по сравнению с 2014 годом показывает об уменьшениие неравенства в распределении доходов в России.
Кривая Лоренца ‒ это график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Кривая Лоренца позволяет судить о степени неравенства доходов в экономике по ее изгибу. Как видно из графика, в обществе всегда имеет место быть неравенство в распределении доходов, что отражает кривая данная кривая. Если бы в обществе было бы равное распределение дохода, то кривая Лоренца приняла бы вид прямой (биссектриса на графике), называемая линией абсолютного равенства. В России наблюдается процесс снижение дифференциации доходов, а значит и неравенства. Это наблюдается на данных рассчитанных показателях.
3. Государственная политика по повышению уровня и качества жизни населения.
Государственное регулирование уровня, качества жизни народонаселения РФ реализуется:
1) с помощью системы социальной политики страны;
2) благодаря проведению экономической политики.
Рассмотрим подробнее воздействие социальной и экономической политики РФ на качество и уровень жизни людей, а также главные понятия и определения, связанные с данной темой.
Социальная политика государства – это политика, которая направлена на преобразование уровня и качества жизни людей, на смягчение взаимопротиворечий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической основе.
Ее сущность заключается в том, чтобы поддерживать отношения как между социальными группами, так и между слоями общества.
Важнейшей задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп людей) социальная поддержка от государства слабо защищенных слоев населения. Данная задача подразумевает поддерживание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части народонаселения и нетрудоспособных людей с помощью налогов и социальных трансфертов.
Возможности решения многих задач социальной политики определяются ресурсами, которые правительство может направить для их реализации, а ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития нашей страны. Конкретные цели данной политики тесно взаимосвязаны и с экономическим развитием государства. В самом общем плане основные направления социальной политики - это регулирование доходов, занятости, социальная защита граждан, жилищная политика. Государство выплачивает пенсии, повышает доходы малоимущим слоям населения, выплачивает пособия безработным и многодетным семьям, выдает бедняком продовольственные талоны, создает систему обучения и переквалификации безработных, предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения регулирует оплату труда, более-менее хорошее жилье, регулирует вопросы миграции рабочей силы, занимается решением молодежных проблем и развитием культуры. В результате ослабляется социальная напряженность и экономическое неравенство.
Наиболее важной задачей государства является политика выравнивания доходов. Политика доходов – это политика правительства, которая воздействует на личные денежные доходы, на цены товаров и услуг, а также на личные реальные доходы. Источниками денежных доходов народонаселения выступают: доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), заработная плата, социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), доля каждого из этих видов дохода в совокупном доходе любой ячейки общества - семьи - различна. Соотношение в денежных доходах людей доли заработной платы и социальных трансфертов играет особенную роль в трудовой мотивации.
Неравенство в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов, для количественной оценки которой применяют различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, которая показывает, какой долей совокупного дохода располагает то или иное количество (в процентах от общего числа) семей, при равномерном распределении дохода эта линия совпадает с биссектрисой. Чем больше она откланяется от этой биссектрисы, тем более не равномерно распределены доходы в обществе, а также используются и децильный коэффициент, коэффициент Джини и многие другие.
Различия в уровне потребления могут определяться не только величиной заработной платы, но и составом семьи, состоянием здоровья, географическими и климатическими условиями и другими характеристиками. Основная целевая функция, которая предполагает, что перераспределения национального дохода государства состоит в том, чтобы сделать как можно меньше данные различия в доходах и обеспечить наиболее подходящих для всех членов общества условия материальной жизни.
Перераспределение доходов реализуется государством через государственный бюджет методом дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев народонаселения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Социальные трансферты - это система мер (денежная или натуральная) помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Принцип социальных трансфертов включает изъятие в виде налогов части доходов у средне- и высокооплачиваемых слоев народонаселения и выплату пособий более нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными способами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета: собранные в виде налогов (главную роль здесь играет прогрессивный подоходный налог) средства предназначаются на социальные пособия, программы, выплаты. К косвенным способам перераспределения доходов относятся налогообложение малоимущих слоев населения (негативный подоходный налог - налог, выплачиваемый государством семьям, когда их доходы падают ниже определенного уровня), благотворительные фонды, льготное предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным и иные способы. Благотворительные фонды имеют бесспорные достоинства перед остальными методами, так как решение богатого поделиться с бедным продиктовано его желанием, а не навязано извне. В России сейчас очень много действует благотворительных фондов, самый яркий из них – это «Подари жизнь». Он спас многие детские жизни благодаря усилиям не только высокодоходных лиц, которые пожертвовали, но и обычных среднестатистических людей, которые небольшими перечислениями помогают нуждающимся. В свою очередь государство освобождает от налогообложения доходы, идущие на благотворительные цели. Я думаю, что с одной стороны, чрезмерное активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов приводит к снижению деловой активности в обществе, сокращению эффективности производства в целом, а с другой стороны, сокращение этой его деятельности приводит к обострению социальных конфликтов, к росту дифференциации доходов и социальной напряженности.
Можно сделать вывод о том, что достижения оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением этого противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Заключение
В данной курсовой работе мною был проведен анализ терминов «уровень» и «качество жизни», с помощью которого можно выявить основные положения социально-экономической политики нашего государства. В первой главе показано как ученые экономисты и социологии понимали данные термины, и какие существовали подходы к определениям. После всех рассуждений был сделан вывод, что уровень жизни – это сложная комплексная социально-экономическая категория, которая выражает удовлетворение духовных и материальных потребностей человека, качество жизни » является комплексной производной от исторических, экономических, социальных, географических и иных факторов, которые определяют положение человека в обществе.
Разработка способов управления уровнем жизни народонаселения основана на оценке факторов, которые формируют состояние экономики и экономического роста. Так как возможности удовлетворения потребностей людей определяются количеством и качеством ресурсов, которые имеются в государстве, постольку проявляется взаимозависимость между развитием экономики, экономическим ростом и социальным прогрессом. Как состояние экономики и экономический рост влияют на уровень и качество жизни людей, так и наоборот.
В настоящее время оценка уровня жизни основывается на широкой системе взаимосвязанных индикаторов, обеспечивающих комплексную и всестороннюю характеристику. Построив кривую Лоренца, сделав подсчеты показателей и основных индикаторов можно сказать о том, что уровень бедности в нашей стране не увеличивается и не уменьшается. Он находится на том же уровне, допустимом. Различия наблюдаются лишь в сотых долях.
Управление уровнем жизни народонаселения с учетом региональной специфики обязательно должно осуществляться на основе взаимосвязи экономической и социальной политик. Эта взаимосвязь обусловлена двумя обстоятельствами:
1) экономическая политика преследует цель регулирования деятельности людей по созданию духовных и материальных благ как важнейшего условия роста государственного благополучия;
2) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию духовных благ, материальных благ, условий жизни и развития членов общества исходя из принципов общественной справедливости.
Действительно, что для одной политики является результатом, то для другой - исходным пунктом.
Были выполнены мною задачи, поставленные в ведении: выявить теоретические основы данных терминов, изучив при этом их с экономической точки зрения, оценить качество и уровень жизни за определенные года и найти способы по повышению качества и уровня жизни населения.
Список использованных материалов:
Нормативно-правовые акты
Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" от 03.12.2012 N 227.
Налоговый кодекс Российской Федерации – Ч 2. от 05.08.2000 №117 ФЗ.
Постановление Правительства Самарской области от 27.01.2017 № 134.
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации"
ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 №125.
Книги (по алфавиту авторов)
Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения населения:/ Учебник. СПб.: С«Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов,»; П.-2003.
Домнина С.В. Исследование социально-экономических детерминант уровня и качества жизни населения региона (на примере Самарской области) /Монография; НОУ ВПО «Самарский институт – Высшая школа приватизации и предпринимательства», 2011.
Жребин В. М., Романов А.Н. Уровень жизни населения (основные категории, характеристики и методы оценки) /Монография; М.-, 2002.
Зубец А.Н. Отчет о научно-исследовательской работе по теме: исследование качества жизни в Российских городах: Финансовый Университет при Правительстве РФ, М.-, 2014.
Каустин Е.И. Уровень, качество и образ жизни населения России. Рос. АН. Институт экономики. – М.: Наука, 2006.
Спиридонова Е.М. Информационно-статистическое обеспечение исследований качества жизни населения на региональном уровне. / Монография; Ярославский государственный университет П.Г. Демидова -– Ярославль, -2009.
Чиркунова Е.К. Экономические составляющие качества жизни населения в России и Самарской области. /Монография; СГАСУ, 2011.
Статьи из периодических изданий (по алфавиту авторов)
Бобков В.Н. Бедность, уровень и качество жизни: методология анализа и механизмы реализации // Уровень жизни населения Регионов России, 2005. № 1.
Калижанова С.К. Методологические аспекты изучения и оценки уровня жизни населения // Актуальные вопросы экономики и управления, 2015.
Мау В. Уроки стабилизации и перспективы роста: экономическая политика России в 2016 году // Вопросы экономики, 2017. № 2.
Прохоров Б.Б., Горшкова И.В., Тарасова Е.В. Зависимость продолжительности жизни населения от внешних факторов // Проблемы прогнозирования, 2003. № 5.
Цыцарова Т.Е. К вопросу об основных показателях уровня жизни населения // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии, 2009. 1(8).
Статистические сборники и справочная литература (по алфавиту)
Российский статистический ежегодник. 2016 год: Статистический сборник.- М.: Госкомстат, 2016.
Интернет-ресурсы
Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru.
Счетчик населения России -
http://countrymeters.info/ru/russian_federation.
Методы оценки дифференциации населения по уровню доходов -
http://studme.org/75063/statistika/metody_otsenki_differentsiatsii_naseleniya_urovnyu_dohodov.
Расчет коэффициента Джини -
http://ecson.ru/economics/post/zadacha-34.raschyot-koeffitsienta-dzhini./
Расчет коэффициента Джини -
http://ecson.ru/economics/post/zadacha-77.raschyot-koeffitsienta-dzhini/.
Кривая Лоренца - http://axd.semestr.ru/econ/lorenc.php
Реферат: Социальная политика - http://refeteka.ru/r-161475.html.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
(по данным Росстата и Минобрнауки России)
Обновлено 18.04.2016
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), тыс. |
56,4 |
54,3 |
51,7 |
49,5 |
47,1 |
45,7 |
44,4 |
44,0 |
42,7 |
в том числе: |
|||||||||
государственных и муниципальных |
55,7 |
53,6 |
51,0 |
48,8 |
46,5 |
45,0 |
43,7 |
43,2 |
41,9 |
частных |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций), тыс. человек |
13766 |
13436 |
13329 |
13318 |
13446 |
13537 |
13643 |
14192 |
14596 |
в том числе: |
|||||||||
в государственных и муниципальных |
13695 |
13363 |
13258 |
13244 |
13362 |
13445 |
13548 |
14092 |
14492 |
в частных |
71 |
73 |
71 |
74 |
84 |
92 |
95 |
100 |
105 |
Число вечерних (сменных) общеобразовательныхорганизаций1), тыс. |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
0,7 |
В них обучающихся, тыс. человек |
408 |
389 |
360 |
325 |
292 |
267 |
234 |
207 |
174 |
Число образовательных организаций высшего образования |
1108 |
1134 |
1114 |
1115 |
1080 |
1046 |
969 |
950 |
896 |
в том числе: |
|||||||||
государственных и муниципальных |
658 |
660 |
662 |
653 |
634 |
609 |
578 |
548 |
530 |
частных |
450 |
474 |
452 |
462 |
446 |
437 |
391 |
402 |
366 |
Прием на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательные организации высшего образования, тыс. человек |
1682 |
1642 |
1544 |
1399 |
1207 |
1298 |
1247 |
1192 |
1222 |
в том числе: |
|||||||||
в государственные и муниципальные |
1384 |
1363 |
1330 |
1195 |
1058 |
1112 |
1067 |
1021 |
1050 |
в частные |
298 |
279 |
215 |
204 |
150 |
186 |
180 |
171 |
172 |
Выпущено бакалавров, специалистов, магистров из образовательных организаций высшего образования, тыс. человек |
1336 |
1358 |
1442 |
1468 |
1443 |
1397 |
1291 |
1226 |
1300 |
в том числе: |
|||||||||
из государственных и муниципальных |
1109 |
1125 |
1167 |
1178 |
1157 |
1125 |
1060 |
1018 |
1110 |
из частных |
227 |
233 |
275 |
290 |
286 |
272 |
231 |
208 |
191 |
Приложение 5.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ СРЕДНЕДУШЕВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ, в %процентах
Год |
2010 |
2012 |
2014 |
||||
Среднедушевой доход в месяц, руб. |
Население, % |
Накопленная частота |
Население, % |
Накопленная частота |
Население, % |
Накопленная частота |
|
До 5000 |
9,4 |
9,4 |
5,7 |
5,7 |
3,3 |
3,3 |
|
5000,1 – 7000,0 |
9,4 |
18,8 |
6,8 |
12,5 |
4,8 |
8,1 |
|
7000,1 – 9000,0 |
9,8 |
28,6 |
7,9 |
20,4 |
6,1 |
14,2 |
|
9000,1 – 12000,0 |
13,6 |
42,2 |
12 |
32,4 |
10 |
24,2 |
|
12000,1 – 15000,0 |
11,3 |
53,5 |
10,8 |
43,2 |
9,9 |
34,1 |
|
15000,1 – 20000,0 |
14,1 |
67,6 |
14,6 |
57,8 |
14,4 |
48,5 |
|
20000,1 – 25000,0 |
9,5 |
77,1 |
10,7 |
68,5 |
11,4 |
59,9 |
|
Свыше 25000,0 |
22,9 |
100 |
31,5 |
100 |
40,1 |
100 |
Приложение 6.
Распределение общего объема денежных доходов населения, в %, в том числе по 20-ти процентным группам населения
Показатели |
2014 |
2015 |
Денежные доходы – всего В том числе по 20%-м группам населения |
100 |
100 |
Первая (наименьшими доходами) |
5,2 |
5,3 |
Вторая |
9,9 |
10,0 |
Третья |
14,9 |
15,1 |
Четвертая |
22,6 |
22,6 |
Пятая (с наибольшими доходами) |
47,4 |
47,0 |
1 Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1984. Т.III. С.109.
2 Гэлбрейт Дж. Общество изобилия, 1958.
3 Постановление Правительства Самарской области от 27.01.2017 г. о величине прожиточного минимума - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6300201701310007.
4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 29.12.2012 N 273-ФЗ. "Об образовании в российской федерации". "- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/.
5 Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/.