Потеря работы для большинства людей означает снижение уровня жизни и вызывает серьезные психологические травмы. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Экономисты изучают безработицу, чтобы определить ее причины, а также улучшить меры государственной политики, влияющие на занятость. Некоторые государственные программы, например программы профессиональной переподготовки безработных, способствуют их будущему трудоустройству. Другие, такие как программы страхования безработицы, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
Безработица в наше время становится все более серьезной проблемой. Человек, который не имеет работы, не чувствует, что он является полноправным членом общества, даже если общество поддерживает его финансово, через различные системы социальной помощи. Человек должен знать о своей пользе. Человек, который чувствует себя некомфортно, может соскользнуть к наркотикам и преступности, депрессии и самоубийству.
Высокий уровень безработицы приводит к снижению темпов экономического роста, отставанию объемов увеличения валового национального продукта. Из этого следует, что экономика не сможет двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. Таким образом, актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица.
Экономическая сущность и причины безработицы. В реальной жизни в условиях рыночной экономики «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей.
Безработица проявляется частью трудоспособного населения, временно или постоянно безработного.
Спрос на труд зависит от величины капитала, расходуемого на рабочую силу, или переменного капитала. Относительное сокращение этого капитала влечет относительное сокращение спроса на рабочую силу. Накопление капитала приводит к привлечению все меньшей дополнительной рабочей силы.
Образование и рост безработицы - это специфический закон населения. Суть закона народонаселения заключается в том, что наемный труд, способствующий росту прибыли, создает источник для накопления капитала, последний - через механизм роста технической структуры капитала - порождает промышленную армию безработных. В связи с этим безработные представляют собой относительное перенаселение. Труд становится излишним по отношению к предъявляемому ему требованию. Это означает наличие абсолютного избытка населения.1
Безработица - это когда часть активного населения не может найти работу, становится «чрезмерным» населением - резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.
В России безработные должны соответствовать следующим условиям: проживать на территории Российской Федерации более 6 месяцев, не иметь заработка, быть зарегистрированными в службе занятости, быть готовыми приступить к соответствующей работе.
Виды безработицы. Промышленная революция на начальном этапе развития капитализма породила такие формы безработицы, как текучая, скрытая и застойная.
Про текучую безработицу. Возникает, когда появляются временно безработные работники умственного и физического труда, у которых есть рабочая сила нормального качества. Из-за неравномерного развития отдельных отраслей и регионов, особенно из-за повторяющихся спадов в экономике, спрос на рабочую силу иногда неадекватен и, наоборот, потребность в нем возрастает в период восстановления экономики. Из-за связи с экономическими циклами такая безработица также называется циклической.
Скрытая безработица в основном захватывает часть сельских жителей (которая не выдерживает конкуренции с крупными предприятиями), а также губит мелких производителей и торговцев. Такие резервы труда обнаруживаются, когда возросший спрос на рабочих быстро пополняется за счет этой части общества.
Застойная безработица охватывает людей с чрезвычайными нарушениями в их занятиях. Это в основном люди, живущие на случайные заработки, например, работающие дома только в определенные сезоны.
Нынешний этап в развитии производства породил причины безработицы, которые имеют макроэкономический масштаб. Эти причины непосредственно связаны с научно-технической революцией.
К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица, связанная с внедрением необузданной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике.
Также развивается структурная безработица, которая вызвана перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей и появлением новых. Работники типов производства, сходящих с исторической сцены, попадают в сложную ситуацию, потому что теряют не только свою занятость, но и свою профессию.
С 1970-х годов западные экономисты признали неизбежность двух типов безработицы - структурной и фрикционной. Последний тип относится к безработице, связанной с временными трудностями при поиске работы - ожиданием работы людьми, которые стремятся изменить свое место работы или профессию. Это, по-видимому, те, кто добровольно покидает прежнее место работы и ищет другое, которые временно теряют сезонную работу, или люди, которые выбирают место, где они могут заработать больше. Те, кто попадает в это состояние, нуждаются во времени, чтобы найти подходящие свободные места, пройти квалификацию или переехать в другое место.2
Сейчас в западной экономической литературе вычисляется естественный уровень безработицы - сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Этот уровень характеризует долю естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Этот показатель время от времени обновляется, принимая во внимание изменения в составе работников.
В зависимости от различной продолжительности периода безработицы определяются следующие формы безработицы (см. Приложение Б):
Естественная безработица - стабильная в течение длительного периода времени численность безработных, охваченная фрикционной и структурной безработицей. Она характеризует состояние рынка труда, в котором имеется примерное равенство между числом вакансий и числом работников, ищущих работу.
Создавая запас рабочей силы, естественная безработица позволяет расширять производство без повышения цен.
Поскольку естественная безработица существует постоянно и без нее нормальное функционирование рыночной экономики невозможно, концепция «полной занятости» не означает 100% рабочей силы, а предполагает наличие естественной безработицы.
Таким образом, проблема обеспечения полной занятости населения превращается в проблему сохранения безработицы на естественном уровне.
Фрикционная безработица - отражает текучесть кадров, связанную со сменой рабочих мест, сменой места жительства, образованием, выпуском из отпуска по беременности и родам, переходом от низкооплачиваемой работы к высокооплачиваемой или интересной.
Становятся безработными по следующим причинам:
- уволен с работы по распоряжению администрации;
- подал в отставку самостоятельно;
- ожидание возвращения к прежней работе;
- нашел работу, но еще не начал ее;
- сезонные рабочие;
- люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие необходимый уровень профессиональной подготовки и квалификации в экономике.
Добровольная безработица вызвана нежеланием работать у некоторых категорий людей, например, у ряда лиц, принадлежащих к маргинализованным группам общества, или у домохозяек при определенных условиях. Отсутствие занятости иногда объясняется выбором людьми своеобразного образа жизни, их психологического настроя, определенной материальной независимости и свободы выбора, а также ограниченных потребностей.
Например, достаточное содержание со стороны супруга, необходимость заниматься домашними делами и воспитывать детей, способно побуждать некоторых замужних женщин делать выбор в пользу добровольного отказа от работы.
Институциональная безработица - возникает в результате недостаточно эффективной организации рынка труда. В России, например, нет закона об обязательной регистрации свободных рабочих мест. Это приводит к дезинформации и искусственной переоценке уровня безработицы.
Принудительная безработица - это такая безработица, которая связана с изменениями в производстве в связи с развитием научно-технической революции, отраслевыми сдвигами, изменениями в территориальном распределении производительных сил.
Технологическая безработица - связана с технологическими принципами функционирования производства, которые заменяют друг друга, основными из которых являются инструментализация, механизация и автоматизация.
Например, если в настоящее время 40 высококвалифицированных работников типографии могут набирать около 170 000 в час, то, используя компьютерные принтеры, 10 работников могут собрать около 1 миллиона марок одновременно, в результате чего технологическая безработица увеличивается в 20 раз.3
Структурная безработица - происходит из-за несоответствия между структурой предложения и спросом на рабочую силу. Со временем потребительские предпочтения меняются. Это, в свою очередь, вызывает изменение структуры общего спроса на рабочую силу. Поэтому потребность в некоторых видах профессий снижается. Спрос на другие специальности, в том числе на новые, может быстро расти.
Региональная безработица - формируется под воздействием сложного сочетания исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые являются непреодолимыми с помощью только средств экономической политики.
Сезонная безработица - это безработица, которая является следствием сезонного характера работы в определенных отраслях производства.
Сельское хозяйство, строительство и туризм традиционно демонстрируют значительную сезонность в характере занятости. Сезонная безработица является элементом структурной безработицы.
Латентная безработица - включает тех, кто работает в течение неполных рабочих дней или части рабочего дня, а также тех, кто официально работает, но работник числится только в штате. К этой категории относятся работники, которые находятся в вынужденном отпуске без сохранения заработной платы.
Застойная безработица - включает людей, которые долгое время не могут найти работу. И хотя размер этой формы безработицы незначителен (по данным МОТ, она составляет менее 1%), в зависимости от степени негативных последствий стагнационная безработица не имеет себе равных. Люди, которые долгое время не могли найти работу, морально подавлены. Они постепенно теряют свои профессиональные знания, навыки, квалификацию.
Причиной застойной формы безработицы является отсутствие спроса на определенные профессии. Эта проблема характерна для небольших городов или населенных пунктов, ориентированных на определенную продукцию.
Циклическая безработица - возникает в связи со спадом производства во время промышленного кризиса. Изменение ситуации на рынке товаров и услуг приводит к тому, что многие отрасли сокращают или даже прекращают производство, увольняя работников. Это создает серьезные проблемы на рынке труда.
Кроме того, циклическая форма безработицы типична для фаз депрессии и спада экономического цикла, то есть для периодов спада деловой активности. С переходом к восстановлению число безработных становится все меньше.
Безработица может быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной. Долгосрочная безработица относится к циклическим и структурным, а к краткосрочным - сезонная и фрикционная.
Те, кто не занимается общественным производством и не ищут работу, не учитываются при определении численности рабочей силы (то есть экономически активного населения).4
Многие люди из этой категории могут работать, но не делают этого по той или иной причине. Это студенты дневного отделения, пенсионеры, домохозяйки. К категории экономически активного населения автоматически относятся дети в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие тюремное заключение. (см. Приложение В)
Анализ рынка труда в классической и кейнсианской концепциях. Рассматривая теоретическую сущность такого явления как безработица стоит обратить внимание на то, как она была рассмотрена в различных концепциях. Остановимся подробнее на классической (А.Смит и Д.Рикардо), и кейнсианской (Дж.Кейнс).
По мнению классиков, на всех реальных рынках совершенная конкуренция. Поскольку в условиях совершенной конкуренции ресурсы используются полностью, то кривая предложения труда вертикальна и объем предлагаемого труда фиксированный (см. рис. 1).
Спрос на труд зависит от ставки заработной платы и имеет обратную зависимость, поэтому кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон.
Рисунок 1. Рынок труда в классической концепции.
LS - предложение труда
LD - спрос на труд
W - ставка заработной платы
L – количество занятых
Допустим, что первоначальное равновесие установилось на пересечении LS и LD1 и соответствует равновесной ставке номинальной заработной платы W1 и количеству занятых LF. Предположим, что спрос на труд снизился и кривая спроса LD1 переместилась в LD2, то есть сдвинулась влево. При ставке заработной платы W1 предприниматели наймут количество работников равное L2. Разница между LF и L2 и есть безработица.
Поскольку в XIX веке не существовало пособий по безработице, то, по мнению классиков, рабочие, как рациональные экономические агенты предпочтут более низкий доход никакому. Номинальная ставка заработной платы снизится до W2. На рынке восстановится фиксированная занятость.
Из этого следует, что безработица в классической модели носит добровольный характер.
В кейнсианской концепции занятости доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. Согласно кейнсианской концепции предприниматели предъявляют спрос на такое количество труда, которое позволит им осуществить предложение благ в размере, необходимом для удовлетворения эффективного спроса, который Кейнс определил, как фактически реализуемое при данном уровне цен значение совокупного спроса.
Изменение ставки заработной платы оказывает влияние на величину спроса на труд, но в пределах, устанавливаемых объемом эффективного спроса.
В случае снижения ставки зарплаты предприниматели все равно не смогут нанять дополнительных работников, так как иначе предложение благ превысит эффективный спрос, и на рынке благ образуется избыток. В данном случае рынок труда может стабилизироваться при наличии безработицы.
Рисунок 1. Рынок труда в кейнсианской концепции
NS - предложение труда
ND - спрос на труд
W - ставка заработной платы
N – количество занятых
Спрос на труд в размере N0 определяется в соответствии с величиной эффективного спроса. Если ставка заработной платы установится на W0, то предложение труда установится на уровне N2, следовательно, возникнет избыток рабочей силы N1-N0 – это и есть безработица.
Несмотря на то что в данной ситуации ищущие работу согласны на более низкую заработную плату, снижение W не увеличит спрос на труд.
Измерение и последствия безработицы.
Показатели безработицы. Почти невозможно найти страну в мире, где нет той или иной формы безработицы, и Россия не является исключением. Угроза безработицы всегда на плечах любого наемного работника.
Для анализа проблем безработицы, прежде всего, необходимо четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания лица в качестве безработного обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут незначительно отличаться в зависимости от страны.
Но, как правило, во всех определениях присутствует несколько признаков. Это:
трудоспособный возраст, то есть лицо должно быть старше минимального возраста, в течение которого закон допускает работу по найму, но моложе, чем возраст, на который назначается пенсия по старости.
отсутствие постоянного источника дохода человека в течение некоторого времени (например, месяц).
доказанное желание человека найти работу (например, попытки связаться им в службе занятости и посетить тех работодателей, к которым сотрудники этой службы посылают его на собеседование).
Только те, кто соответствует этим характеристикам, считаются действительно безработными и учитываются при определении общего уровня безработицы в стране.
Основные показатели безработицы:
уровень общей безработицы;
уровень зарегистрированной безработицы;
частота безработицы;
продолжительность безработицы.
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к занятым и безработным (в процентах) по следующей формуле:5
,
где УБ – уровень безработицы;
З – число занятых;
Б – число безработных.
Частота безработицы определяется количеством случаев безработицы у одного человека за определенный период; увеличение этого показателя свидетельствует о низком качестве рабочего места и неблагоприятных условиях труда или о высокой доле разовой работы, которую безработные могут найти в кризисные периоды.
Степень фиксируемого отсутствия работы устанавливается расчетом взаимоотношения количества нетрудоустроенных, оформленных в органах сферы занятости, к количеству экономически активных жителей:
,
где Урб – уровень регистрируемой безработицы;
Чрб – численность зарегистрированных безработных;
Чэан – численность экономически активного населения.
Этот показатель носит административный характер. Если человек пришел в службу занятости, он был зарегистрирован. Он приходит в службу занятости, отмечается, что ему выплачивают пособие. Такие люди считаются безработными в рамках административной системы.
Безработица, в частности, циклическая, помимо социальных бедствий, доставляет потери в объеме реального ВВП. На это обратил внимание А,Оукен. Он сформулировал закон, согласно которому страна теряет 2-3% фактического ВВП по отношению к потенциальному, при увеличении фактического уровня безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем.
Где Y – фактический ВВП;
Y* - потенциальный ВВП;
u – фактический уровень безработицы;
u*– естественный уровень безработицы;
β - коэффициент Оукена
Продолжительность безработицы характеризуется временем, проведенным без работы, и определяется как средняя продолжительность пребывания без работы для всех безработных или некоторых из их категорий или безработных отдельных территорий и т. д.
Если продолжительность периода поиска превышает календарный год, безработица считается опасной, «застойной».
Карточки личных документов лиц, обращающихся за помощью в трудоустройстве, могут определяться общей продолжительностью занятости граждан (человеко-дней). Продолжительность занятости рассчитывается для всех граждан, занятых в отчетном году, на основании данных о дате снятия с учета по причине трудоустройства и дня регистрации лица, ходатайствующего о приеме на работу.
Социально-экономические последствия безработицы. На вопрос: «Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой?», можно ответить – несомненно.
Рассматриваются социально-экономические последствия безработицы наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одной из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Действительно, в переходный период единственный способ побудить большое количество людей двигаться, чтобы более рационально формировать структуру занятости, - это вытеснить их из неэффективного производства. В то же время очевидно, что проведение сверхжестких мер может привести к массовому банкротству бизнес-деятельности и возникновению такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдать «разумную меру» жесткости.
Очень часто оценивается только экономический эффект безработицы в виде числа освобожденных работников и суммы выплачиваемых пособий, а социальные последствия, которые трудно отличить и которые являются кумулятивными, практически не оцениваются. Однако степень негативного влияния безработицы на ситуацию в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. А ведь безработица несет в себе значительные издержки как для отдельного человека, так и для общества в целом. (см. Приложение Г)
Таким образом, из-за низкой материальной обеспеченности россиян и безработных, в частности, а также из-за несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения в России, намного ниже, чем на Западе.
В связи с этим возникает необходимость детального изучения экономических и социальных последствий безработицы, а также критического анализа и дальнейшей адаптации к конкретным российским условиям для методов изучения и оценки влияния безработицы за рубежом.
Можно предложить подробную классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения негативного и позитивного воздействия на систему.
Социальные последствия безработицы.
Отрицательные:
Обострение криминогенной обстановки;
Повышение социальной напряженности;
Увеличение числа физических и психических заболеваний;
Усиление социальной дифференциации;
Снижение трудовой активности.
Положительные:
Повышение социальной значимости рабочего места;
Увеличение личного времени;
Повышенная свобода выбора места работы;
Повышение социальной значимости и стоимости труда.
Экономические последствия безработицы.
Отрицательные:
Ухудшение результатов обучения;
Сокращение производства;
Расходы на помощь безработным;
Утрата квалификаций;
Снижение уровня жизни;
Недопроизводство национального дохода;
Сокращение налоговых поступлений.
Положительные:
Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики;
Конкуренция между работниками как стимул развивать способности к труду;
Прерывание занятости для переподготовки и повышения уровня образования;
Стимулирование роста интенсивности и производительности.
Безработица представляет собой опасное и политически значимое явление. На волне массовой безработицы в истории появились самые реакционные политические режимы (например, приход Гитлера к власти в Германии и Пиночет в Чили).
Серьезность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основой для включения политики регулирования ранга труда и стабилизации занятости среди основных макроэкономических функций государства.
Основные направления регулирования рынка труда и его особенности в России.
Способы решения проблем социальной защищенности и безработицы. В наше время безработица выступает как часть и неотъемлемый элемент жизни государства, непрерывно связанный с населением, его профессиональной деятельностью и уровнем жизни в целом.
Международной организацией труда безработица определяется как наличие контингента лиц старше определённого возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период.6
Для того чтобы бороться с этой проблемой государство создает различные программы на федеральном и региональном уровне, которые обеспечивают занятость населения, учитывая специфику нашей страны и неоднократно доказанный факт, что предотвратить безработицу полностью невозможно, но можно и нужно стараться довести ее до необходимого минимума.
В России безработные должны соответствовать следующим условиям: проживать на территории Российской Федерации более 6 месяцев, не иметь заработка, быть зарегистрированными в службе занятости, быть готовыми приступить к соответствующей работе.7
По данным Федеральной службы государственной статистики в феврале 2017 г. 4,2 млн. человек не имели постоянной работы, но находились в ее поиске, тогда как в государственных учреждениях службы занятости населения безработными считались лишь 0,9 млн. человек.8
Рассмотрим главные тенденции развития рынка труда в России:9
1. Рост естественной нормы безработицы; продолжительность поиска работы в среднем по России составляет 7,8 месяцев. 37,5% людей ищут работу больше 1 года.
2. Безработица в России не имеет чётко выраженного пола. По данным Росстата, в среднем по стране число мужчин и женщин, нуждающихся в трудоустройстве, примерно одинаково.
3. Рост молодёжной безработицы; самый высокий уровень безработицы наблюдается среди молодых людей до 25 лет. Они составляют 21% от общего количества безработных.
4. Рост занятости в теневом секторе экономики.
5. Расширение привлечения иностранных специалистов.
6. Рост спроса на дипломированных специалистов с высшим образованием.10
7. Сохранение избыточной рабочей силы на средних и крупных предприятиях, что препятствует росту производительности труда и формированию полноценного рынка труда, но способствует снижению социальной напряжённости в условиях низкого уровня доходов населения. Это находит свое отражение в скрытой безработице и создает так называемую «иллюзию» занятости.
Чтобы решить проблему безработицы нужно усилить меры по созданию рабочих мест и их сохранению. Именно роль государства является наиболее важной в решении проблем, связанных с безработицей.
Так как речь идет именно о России, то поддержка государства крайне необходима, особенно в сфере занятости. В недалеком прошлом наше государство практически находило решение всех вопросов, связанных с трудоустройством населения, и оставить его на данном этапе было бы экономически неэффективно.
Здесь речь идет не только об интересах одного человека, но и о приоритетах целого государства, ведь при безработице 8-10 %, только на выплату пособий безработным уйдет 2.6% ВВП, что не выгодно России.11
Безработицу необходимо рассматривать как неотъемлемый компонент рынка труда, а под обеспечением полной незанятостью максимальное обеспечение рабочими местами вынуждено безработных и заинтересованность добровольно незанятой части населения, стимулируя их труд.
Государственные гарантии незанятому населению следует заменить обязательным страхованием безработицы, в первую очередь структурной. К сожалению, в последнее время предпринимаются попытки «скрыть» официально растущую безработицу вместо того чтобы повлиять на ситуацию и решить проблему.
Государство должно стремиться к сбалансированию уровня заработной платы, занятости и инвестиций, ведь только так можно обеспечить создание новых рабочих мест, что в итоге приведет к уменьшению безработных.
Зарубежный опыт регулирования безработицы. Возникновение безработицы связано с различными причинами, и ее можно уменьшить только путем создания условий, которые могут уменьшить воздействие той или иной из этих причин.
Необходимость того, чтобы любая страна стремилась снизить уровень безработицы до экономически обоснованного минимума, порождается рядом причин:
человек является экономическим ресурсом особого типа, его нельзя резервировать до лучших времен. Потерянное рабочее время не может быть восстановлено и в то же время - даже без работы - человек должен иметь возможность потреблять жизненно важные выгоды не ниже прожиточного минимума. Поэтому общество вынуждено искать средства, чтобы спасти безработных от голода или стать бандитами. Но средства, выделенные на эти цели, не служат дальнейшему развитию экономики страны - их просто съедают.
рост безработицы снижает спрос на товары; люди, которые не получают зарплату, могут позволить себе только минимум. Это усугубляет экономические проблемы страны и служит стимулом для дальнейших потерь рабочих мест. Этот порочный круг чрезвычайно опасен - с каждым поворотом, способы, чтобы открыть его становятся все труднее.
безработица усугубляет политическую ситуацию в стране.
К счастью, безработица может быть уменьшена. Для этого используются различные методы, например, переобучение безработных, поощрение индивидуального предпринимательства и т. д.
В мировой практике средствами осуществления мер по содействию занятости являются:
законодательные акты;
специальный финансовый фонд занятости;
государственные службы занятости.
Демократизация общественной жизни, переход к рыночным отношениям, расширение прав и независимости трудовых коллективов в экономической деятельности, в том числе отбор и развитие моделей заработной платы, не только не исключают регулирования заработной платы на разных уровнях, но и увеличивают его потребность.
В противном случае возможны серьезные социальные конфликты, дальнейший дисбаланс товарной массы и денежного обращения, снижение уровня жизни населения.
Опыт зарубежных стран, так называемый классический рынок (США, Франция, Германия, Швеция и Япония) заслуживает самого пристального внимания в этом отношении. Основными формами регулирования заработной платы являются:
государственное регулирование - установление минимальной заработной платы, максимальный размер ее роста в период инфляции, налоговая политика;
регулирование коллективного договора на национальном и отраслевом уровнях - на договорной основе определяется общий порядок индексации доходов, форм и систем оплаты труда, размер единовременного повышения его уровня, социальные выплаты и пособия (в том числе пособия по безработице) правительством, промышленностью и профсоюзами;
коллективные договоры компаний - фирмы устанавливают ставки заработной платы и оклады, надбавки и премии, утверждают систему участия в прибылях и т. д.;
рынок труда - определяет среднюю заработную плату и пр.
Все эти формы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и влияют друг на друга, создавая единый механизм регулирования заработной платы.
Список использованных материалов
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) "О занятости населения в Российской Федерации".
Арбатский Д.В. Проблема занятости и безработицы. М., 2010.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пос. М., 1999.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. М., 2005. Гл.2.
Бреев Б.Д. Безработица в современной России. М., 2005.
Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения. М., 2008.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс., 1996. Гл. 10.
Медведев В.А., Абалкин Л.И., Ожерельев О.И. и др. Политическая экономия: Учеб., 1990. Гл. 6, § 1, 2, 4.
Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пос. М., 2007. Гл.3.
Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996.
Решетова В.В., Горшкова В.И. Современные тенденции рынка труда в России и Самарской области.
Халипова К.М. Рынок труда: занятость и безработица. М., 2006.
Хуаде С.Н. Проблемы безработицы в современной России. М., 2016.
Экономика труда / Под ред. Г.Р. Погосяна и Л.И. Жукова. М., 2008.
Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru/.
Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». - http://ekonomika.snauka.ru/.
Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». - http://web.snauka.ru/.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок 3. Основные причины безработицы.
Приложение Б
Рисунок 4. Структура безработицы.
Приложение В
Рисунок 5. Структура населения.
Приложение Г
Рисунок 6. Издержки безработицы.
1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, 1996. Гл. 10.
2 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пос. М., 1999.
3 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. 2005. Гл.2.
4 Янгибоев Б. Ф. Теоретические проблемы регулирования безработицы // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1097-1100.
5 Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособие. 2007. Гл. 3.
6 Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход. 1996.
7 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) "О занятости населения в Российской Федерации".
8 Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/.
9 Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru/.
10 Решетова В.В., Горшкова В.И. Современные тенденции рынка труда в России и Самарской области. СГЭУ.
11 Хуаде С.Н., Проблемы безработицы в современной России, 2016.