Банковский надзор - это наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением коммерческими организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.
Виды банковского надзора: предварительный, текущий, последующийНазначение лицензирования Банком России кредитных организаций относится к предварительному и состоит в том, чтобы обеспечить формирование такого состава участников банковской сферы, который бы отвечал экономическим и правовым нормам развитого рынка, прозрачности деятельности кредитных организаций.
Назначение текущего банковского надзора состоит в предотвращении и оперативном устранении проблем в деятельности коммерческих банков, что является важным фактором обеспечения стабильности развития банковской системы в целом, повышения доверия к ней инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России устанавливает значение ряда обязательных нормативов (т.е. определяет для кредитной организации обязательные предельные величины рисков, которые может взять на себя кредитная организация или банковская группа).
В случае если финансовое состояние кредитной организации становится критическим и возникает реальная угроза того, что кредитная организация окажется не в состоянии выполнять свои обязательства перед кредиторами, Банк России вправе (в некоторых случаях обязан) предпринять меры по уменьшению негативных последствий развития событий.
К одному из основных институтов так называемого предупреждения банкротства следует отнести назначение Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией.
Временная администрация – институт «двойной» правовой природы – признается «специальным органом управления кредитной организации» и одновременно мерой воздействия; это группа людей, временно исполняющая функции руководства банка-банкрота. Она назначается и вводится в учреждение, лишившееся лицензионных документов на ведение банковского дела, по приказу Центрального Банка.
В ходе анализа трех видов банковского надзора, а именно предварительного, текущего и последующего было выяснено следующее.
В 2015 году количество действующих кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, сократилось на 101, или 12,1%, и на 1 января 2016 года составило 733. Получило же лицензии вновь значительно меньше организаций. Так, например, за 2015 год 3 кредитные организации, или 0,4% от общего количества действующих кредитных организаций (против 10 кредитных организаций в 2014 году), расширили свою деятельность путем получения лицензий.
Были заменены лицензии 354 кредитным организациям в связи с приведением их наименований в соответствие с Федеральным законом (в части статуса акционерного общества).
В 2015 году продолжалась реализация политики оздоровления и укрепления банковского сектора. При организации этой работы Банк России руководствовался необходимостью обеспечения максимальной прозрачности деятельности банков для регулятора.
В целях выявления проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения, в отчетном году работа подразделений дистанционного надзора была нацелена на повышение оперативности реагирования на негативное развитие ситуации в отдельных банках, более консервативную оценку банковских рисков, выбор эффективных и адекватных допущенным нарушениям мер надзорного воздействия.
Всего в 2015 году уполномоченными представителями Банка России проведено 647 проверок кредитных организаций и их подразделений.
Преимущественно проверки осуществлялись на плановой основе. Внеплановые проверки были связаны с увеличением уставного капитала и необходимостью исследования операций, которые, по оценке дистанционного надзора, могли генерировать высокий уровень риска.
По результатам проверок кредитных организаций были зафиксированы нарушения, связанные в основном с недооценкой кредитных рисков (65% всех нарушений) и с неисполнением требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (21%). Практика инспекционных проверок показала наличие существенных рисков, обусловленных кредитованием банками юридических лиц, не осуществляющих реальной деятельности.
Продолжались манипуляции с векселями: были установлены факты непостановки на учет авалированных банком векселей третьих лиц, зафиксировано наличие в портфелях банков фиктивных векселей юридических лиц (имеющих одинаковые реквизиты, но приобретенных разными физическими лицами). Были выявлены факты камуфлирования кредитными организациями рисков путем предоставления средств непубличным компаниям – нерезидентам на финансирование их деятельности за рубежом, в том числе путем оплаты аккредитивов.
В ходе проверок организации потребительского кредитования выявлялись факты сокрытия реальной продолжительности просроченной задолженности, недействительности паспортов заемщиков и предоставления заемщиками недостоверных сведений о полученных доходах.
Устанавливались факты проведения банками агрессивной политики по привлечению средств населения с использованием операций «схемного характера». Ряд схемных конструкций был направлен на занижение реальной величины обязательств банка перед вкладчиками: часть обязательств выводилась в область внесистемного учета, в том числе посредством многочисленных сделок по переводу средств вкладчиков на счета подконтрольных НФО.
В составе собственных средств ряда кредитных организаций были обнаружены ненадлежащие источники, образованные процентными доходами, комиссиями, а также вознаграждениями от связанных страховых компаний, сформированными за счет средств самого банка.
Банк России при принятии решения о целесообразности финансового оздоровления банка учитывал его системную значимость для банковского сектора страны или конкретного региона, экономическую целесообразность санации.
В 2015 году Банком России выполнялась работа по контролю за деятельностью 92 кредитных организаций в области предупреждения несостоятельности (банкротства).
В рамках процедур раннего реагирования руководству и (или) совету директоров (наблюдательному совету) 813 кредитных организаций направлена письменная информация о недостатках в деятельности организации и рекомендации по их исправлению. С представителями 494 кредитных организаций проведен надзор. В 50 случаях были направлены рекомендации о разработке плана мероприятий по устранению выявленных недостатков.
В случае необходимости к банкам применялись следующие принудительные меры воздействия:
– штрафы (212 кредитных организаций);
– ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных операций (243 кредитные организации, из них 138 банков – на привлечение денежных средств физических лиц во вклады; 143 банка – на открытие банковских счетов юридических и физических лиц);
– запреты на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций (73 кредитные организации);
– требования (623 кредитные организации, из них по реклассификации ссудной задолженности – 376 кредитных организаций; о доформировании резервов на возможные потери по ссудам – 409 кредитных организаций);
– запрет на открытие филиалов (50 кредитных организаций).
В случае непринятия собственниками мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению финансовой устойчивости Банк России при наличии оснований применял крайнюю меру воздействия – отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
В 2015 году Банком России отозваны лицензии у 93 кредитных организаций (в 2014 году – у 86 кредитных организаций)
Основаниями для отзыва лицензий на осуществление банковских операций явились:
– неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России 83 (75 в 2014)
– неоднократное нарушение в течение одного года требований Федерального закона от 7.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма», а также изданных в соответствии с ним нормативных актов Банка России – 34 случая (в 2014 году – 36);
– установление фактов существенной недостоверности отчетных данных – 11 случаев (в 2014 году – 13);
– снижение размера собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату ее государственной регистрации, – 26 случаев (в 2014 году – 14);
– достаточность капитала ниже 2% – 27 случаев (в 2014 году – 12);
– неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения – 13 случаев (в 2014 году – 26).
Центральный Банк в 2015 году провел работу по оздоровлению отечественной банковской системы, которая в итоге встала на курс консолидации, заключающийся в укрупнении банков и выводе с рынка нежизнеспособных финансовых учреждений.
Повышая качество текущего надзора, Банк России постоянно корректирует деятельность кредитных организаций, внедряя новые формы и методы организации надзорной работы, все в большей степени применяет содержательный надзор.
Глава Банка России Э. С. Набиуллина заявила, что ЦБ РФ продолжает политику ужесточения надзора в банковском секторе. Это нужно для того, «чтобы банки были здоровыми и им могли доверять наши граждане».