ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фирма (предприятие) – это экономический субъект, удовлетворяющий собственный интерес посредством производства и реализации определенного вида товаров и услуг путем оптимального комбинирования факторов производства. В рыночных отношениях фирма – центр экономической деятельности. Именно на предприятии производят необходимые для жизни товары, оказываются услуги, работают квалифицированные рабочие. Производство товаров всегда требует затрат определенных ресурсов, которые находятся в ограниченном количестве и имеют определенные цены. Количество продукции, которое попадет на рынок напрямую зависит от уровня цены на ресурсы, которые затратили в процессе производства. Любое предприятие старается затратить как можно меньше средств на приобретение этих ресурсов

Затраты, издержки, себестоимость, являются важнейшими экономическими категориями. Их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности. Если фирма не будет уделять должного внимания издержкам, то величина прибыли будет заметно уменьшаться, что в следствии может привести к тому, что деятельность начнет приносить убытки. На короткий промежуток времени фирма может идти на снижение прибыли, но длительный период так существовать не сможет, потому что она не выдержит конкуренции со стороны других фирм. Поэтому чтобы иметь успех на рынке, любая фирма просто обязана иметь знания об издержках.

Снижение затрат на ресурсы и их грамотное использование является важнейшей задачей и проблемой каждого предприятия. Именно это объясняет актуальность данной темы.

Основные концепции издержек предприятия.Прежде чем начать говорить об экономическом содержании издержек предприятия, нужно дать им определение. На протяжении существования всей экономической науки понятие издержек постоянно менялось. Существует много трактовок данной категории, в связи с тем, что много теоретиков постоянно доказывают состоятельность или несостоятельность той или иной трактовки. Но в данной работе под издержками в самом общем смысле будут пониматься затраты на производство продукции.Первыми издержки производства рассмотрели А.Смит и Д.Рикардо. Издержки определялись ими как цена производства с учетом рентных платежей. Смит говорил о том, что в разных странах товары производятся с разными издержками, поэтому выгодно было товары с низкими затратами на производство экспортировать в другие страны, а товары с высокими издержками следовало импортировать.

Таблица 1. Внешнеэкономические отношения Англии и Португалии.

Англия

Португалия

1 бочку вина производят 120 чел.

1 бочку вина производят 80 чел.

1 рулон сукна производят 70 чел.

1 рулон сукна производят 90 чел.

Из таблицы видно, что Англия меньше затрачивает на производство сукна, а Португалия – на производство вина. Для каждой страны будет выгодно специализироваться только на том, что составляет для нее меньше затрат и обменивать эту продукцию на другую, издержки на производство которой велики для данной страны. Сэкономленные средства и ресурсы каждая страна могла направить на организацию новых видов производства.

Рикардо сделал следующий шаг в анализе международной торговли. Он показал, что всегда, когда в отсутствии торговли сохраняются различия между странами в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом: у нее всегда найдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производство остальных при существующем соотношении издержек в разных странах. На производстве этого товара и должна специализироваться страна и экспортировать его в обмен на другие товары. Из приведенного выше примера видно, что если Португалия будет производить только вино, то она сэкономит труд 10 человек. Англия в свою очередь меняя один рулон сукна на одну бочку вина сэкономит труд 50 человек.

Далее издержки производства рассмотрел К.Маркс. Он перенял, переработал и дал свое видение относительно данной экономической категории. В своей работе «Капитал» он пишет, что стоимость любого товара (W) образуется из затрат на производство и прибавочной стоимости. Это можно выразить формулой W = c + v + m. Экономист различал два вида издержек – издержки общества и издержки капиталиста. Капиталист затрачивает не труд, а капитал, часть которого идет на изнашиваемые средства труда и производственные материалы, а другая часть на заработную плату для рабочих. Совершенно ничего ему не стоит прибавочная стоимость, ведь он платит не за всю новую стоимость (V + m), созданную рабочим, а только за ту часть, которая равна применяемой цене рабочей силы.В количественном отношении затраты капитала на производство гораздо меньше стоимости товара. Они отличаются на величину прибавочной стоимости m. Соответственно, то, что стоит товар на самом деле определяется затраченным на него трудом, а то, что стоит капиталисту - затраченным им капиталом. Поэтому капиталистические издержки количественно отличны от реальной стоимости товара.Капиталистические издержки – это часть стоимости товара, которая обособилась в процессе оборота капитала и равна сумме переменного и постоянного капитала, затраченного на производство данного товара. Маркс выразил их следующей формулой: k = c + v. Соответственно формула стоимости принимает новый вид: W = k + m.Капиталисту всегда необходимо возместить средства, которые он израсходовал на производство и заработную плату рабочих, т.е часть выручки он должен направить именно на это. Этим обуславливается обособление издержек производства.

Стоимость постоянного капитала переносится на готовую продукцию не полностью, а лишь по частям, так как затрачивается не весь капитал сразу, а лишь небольшая его часть. Но любое изменение стоимости данного капитала влечет за собой изменение цены товара.Совершенно по другому все происходит с авансированным переменным капиталом. Плата за труд, которую получает рабочий, не переносится на готовый продукт. Рабочий в процессе изготовления продукта создает новую стоимость, которая состоит из прибавочной стоимости и расходов на его заработную плату.Стоимость, созданная переменным капиталом, определяется только лишь качеством и количеством необходимого труда, а не его стоимостью. Соответственно, какое – либо изменение величины данного капитала никак не влияет на размер вновь созданной стоимости. Помимо двух видов издержек, которые мы только что рассмотрели, Маркс выделял еще одни – издержки обращения. Но он говорил, что в образовании стоимости товара участвуют не все издержки обращения, а лишь те, которые относятся к процессу производства и представляют собой продолжение данного процесса (затраты на хранение, упаковку, расфасовку, транспортировку товаров). Как непроизводительные К.Маркс определил издержки, связанные с торговлей.

Но позже издержки обращения получили совершенно другую трактовку. Новое понятие трансакционных издержек в экономику ввел Р.Коуз. Главной единицей данной теории является сделка, трансакция. В данном случае эти категории определяются очень широко и используются для обозначения обмена как и юридическими обязательствами, так и товарами, сделок как длительного, так и краткосрочного характера. в своей статье «Природа фирмы» в 1937 г. Коуз показал, что каждая сделка требует ведения переговоров, установления взаимосвязей, соблюдения надзора и устранения каких – либо появляющихся разногласий. Первоначально, Коуз определил данные издержки, как «издержки пользования рыночным механизмом», но со временем это понятие стало слишком широким. Сейчас они понимаются как любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур.Сторонники Коуза и его подхода, развивая данную теорию, предложили следующую классификацию:

  1. Издержки поиска информации. До начала сделки необходимо собрать нужную информацию о том, где найти покупателей или продавцов, какие цены сложились в данный момент на рынке и так далее. Такой вид издержек складывается из затрат на ресурсы для ведения поиска и на его время, а также из потерь, которые связаны с неполнотой получаемой информации.

  2. Издержки ведения переговоров. Требуются средства на ведение переговоров и заключение сделок. Чем больше участников и чем сложнее предмет сделки, тем выше данные издержки.

  3. Издержки измерения. Любой товар требует измерения его характеристик, которые учитываются при обмене. Иногда их трудно измерить, приходится пользоваться интуицией. В целях их экономии применяются такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.

  4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Сюда можно включить расходы на содержание государственных органов, судов, затраты на восстановление нарушенных прав.

  5. Издержки оппортунистического поведения. Это издержки недобросовестного поведения, такого как обман, неисполнение обязательств, отлынивание от работы, вымогательство и другое.

  6. Издержки "политизации". Затраты, которые сопровождаются принятием решений внутри фирмы. Иногда все участники наделены равными правами и решения принимаются коллективно, иногда решения принимают вышестоящие в отношении нижестоящих.

В XIX в. теория издержек производства сложилась в двух вариантах – объективном и субъективном.В объективном варианте издержки продукта состояли из затрат на труд, капитал (среднюю прибыль), землю (ренту). Позже эта теория превратилась в теорию предельных издержек, которые рассматривались на предприятиях, находящихся «на пределе».

В субъективном варианте издержки были определены как сумма жертв рабочих, то есть жертва досугом, и капиталистов, то есть их воздержание от полного немедленного потребления капитала. Позднее Визер разработал теорию, согласно которой издержки производства продукта равны максимальной полезности тех благ, которые могло бы получить общество, если бы использовало производственные ресурсы по - другому.

Две данные теории попытался объединить английский экономист А.Маршалл. Он считал, что издержки являются определяющими лишь для цены, обеспечивающей прибыль для производителя. По его мнению, в целом цена продукта была в зависимости не только от издержек, но и от предельной полезности данного продукта, определяющей спрос на него, или цену спроса. В данном виде теория издержек производства вошла в теорию спроса и предложения.

Современные концепции, распространенные в основном в западных странах, основываются на постулатах теории, которая базируется на предельной полезности.

В течение краткосрочного периода одни ресурсы, которые относятся к производственным мощностям фирмы, остаются неизменными, другие же наоборот изменяются. Отсюда следует, что издержки краткосрочного периода времени можно разделить на переменные и постоянные.

Переменные издержки (VC) - это такие издержки, величина которых меняется с изменением объема производства. Сюда можно отнести затраты на некоторые трудовые ресурсы, сырье, электроэнергию, транспортные услуги и тому подобные ресурсы.

Рис.1. График переменных издержек производства.1

Переменные издержки меняются вместе с объемом производства. Но стоит заметить, что прирост переменных издержек не является постоянным. В начале переменные издержки начинают увеличиваться в связи с увеличением объема производства, но постепенно их рост замедляется. Это продолжается до определенного момента, после чего они начинают увеличиваться с большим темпом в расчете на каждую последующую единицу продукции. Данное поведение существует из-за закона убывающей предельной полезности. Для того чтобы произвести каждую последующую единицу продукции, на протяжении некоторого времени будет требоваться меньше переменных издержек, так как будет увеличиваться предельный продукт на каждую единицу. И так как все единицы переменных ресурсов будут иметь одинаковую цену, то и прирост издержек будет убывать. Но из-за закона убывающей отдачи, со временем предельный продукт начнет сокращаться, а переменные издержки расти все больше и больше.

Кажется, что переменные издержки на единицу продукции должны быть всегда одинаковыми, но они испытывают колебание, о чем говорилось выше. Поэтому обычно во внимание принимают величину средних переменных издержек. Средние переменные издержки (AVC) – это частное от переменных затрат на производство продукции к ее количеству. Обозначается формулой AVC = VC/Q.

Рис.2. График средних переменных издержек производства

В краткосрочном периоде помимо переменных издержек существуют и постоянные издержки.

Постоянные издержки

(FC) - это такие издержки, величина которых не меняется с изменением объема производства. Сюда можно отнести издержки на заработную плату управляющего персонала, выплаты по кредиту, арендные платежи и другие подобные издержки.

Рис.3. График постоянных издержек производства.

Данные издержки должны быть оплачены, даже если фирма совершенно не имеет прибыли. Постоянные издержки существуют всегда, даже если объем производства равен 0. В краткосрочном периоде данных издержек избежать нельзя.

Средние постоянные издержки (AFC) - постоянные издержки в расчете на единицу продукции. Рассчитываются по формуле: AFC = FC/Q.

Если со временем прибыль фирмы начинает увеличиваться, то средние постоянные издержки начинают представлять собой все меньшую и меньшую величину.

Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек в связи с производством продукции в краткосрочном периоде. Находятся по формуле: TC = FC + VC, где FC- постоянные издержки, а VC – переменные издержки.

Рис.4. График общих, переменных, постоянных издержек производства.

Так как функция общих издержек представляет собой сложение функции переменных и постоянных издержек, то можно сделать вывод, что при нулевом выпуске общие издержки будут равны постоянным (TC = FC), а при запуске объема выпуска и его возрастании, функция общих издержек будет возрастать на сумму переменных издержек.

Средние валовые издержки (AC) – общие издержки, приходящиеся на единицу продукции. Находятся по формуле AC = AFC + AVC.

Их понятие имеет очень большое значение. Сравнение величины средних общих издержек с уровнем цены позволяет узнать величину прибыли предприятия. Чем меньше величина средних общих издержек, тем больше прибыль.

Рис.5. Средние валовые, средние переменные и средние постоянные издержки предприятия.Предельные издержки (MC) – прирост совокупных издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции. Рассчитывается по формуле: MC = dTC/dQ.

Рис.6. График предельных и средних издержек.

Кривая предельных издержек всегда пересекают кривые средних в точках их минимума. Когда издержки на каждую последующую единицу выше, чем предельные издержки, то ее производство повысит средние общие издержки. Если дополнительные издержки на каждую последующую единицу меньше средних издержек, то ее производство понизит средние общие издержки.

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменять количество машин и оборудования, число зданий, а отрасль – число находящихся в ней фирм. Поэтому в долгосрочном периоде преодолеваются барьеры входа и выхода в отрасль. В долгосрочном периоде нет постоянных издержек, все издержки переменные. Но, как правило, в данном периоде рассматриваются долгосрочные средние валовые издержки (LATC).

Рис.7. График кривой долгосрочных средних валовых издержек предприятия.

Для более полного понятия об издержках и их видах стоит рассмотреть их на примере конкретного предприятия. ООО ЧОРП «Универсалторг» - предприятие, на счету которого 20 магазинов. Занимается деятельностью на рынке города Чистополь. Основная деятельность – продажа непродовольственных и продовольственных товаров. Управление осуществляется директором. Покупателей притягивают удобное расположение магазинов, а также самообслуживание, вместо обычного прилавочного механизма. В состав предприятия входит сеть магазинов, бухгалтерия, склад, транспортный отдел.

Как и любое предприятие, «Универсалторг» имеет затраты на осуществление своей деятельности. Затраты на труд составляют большую часть всех расходов.Таблица 2. Расходы на оплату труда ООО ЧОРП «Универсалторг» в 2007-2009 гг., тыс.руб.

Фонд оплаты труда (ФОТ) в 2007 г. составил 21151,4, что на 1642,5 меньше ФОТ в 2008 г. Соответственно, он имел положительную динамику. Но в 2009 г., он понизился на 3867,9. Это было связано с тем, что было произведено сокращение сотрудников, работающих на данном предприятии, так как в стране был экономический кризис.

Таблица 3. Анализ состава работников ООО ЧОРП «Универсалторг» согласно штатному расписанию (чел.) за 2007-2009 гг.

Сокращение затронуло торгово – оперативных работников и вспомогательный персонал. Так же не выплачивались премии рабочим, что тоже привело к снижению фонда оплаты труда.

Одним из факторов успешного развития предприятия является обеспеченность трудовыми ресурсами, правильный распорядок трудового дня, рост производительности труда и т.д. Следовательно, сокращение работников является отрицательным моментом в развитии и функционировании предприятия.

Так как фирма состоит из 20 магазинов, то велики расходы на аренду предприятий. Все магазины расположены в довольно хороших и удобных районах, о чем писалось выше, а значит, арендная плата тут выше, чем в промышленных районах. Таким образом, издержки на аренду помещений составляют немалую часть в расходах фирмы.

Рисунок 8. Динамика расходов по аренде недвижимости ООО ЧОРП «Универсалторг».

По гистограмме видно, что расходы на аренду помещений снижаются с каждым годом. Объяснить это можно тем, что с каждым годом закрываются некоторые магазины сети. Издержки на аренду были снижены, но это все равно является негативным моментом, так как сокращение площадей ведет к снижению выручки фирмы.

Помимо приведенных выше расходов, ООО «Универсалторг» несет еще расходы на ремонт и содержание зданий, на коммунальные платежи.

Таблица 4. Затраты на ремонт зданий, сооружений и коммунальные платежи ООО ЧОРП «Универсалторг» в 2007-2009 гг., тысяч рублей

Коммунальные платежи снизились в 2009 году, что связано с тем же сокращением торговых площадей. В 2008 – 2009 гг. были снижены затраты на ремонт зданий, так как в то время у фирмы был не простой период, и она стремилась как можно больше снизить свои издержки и не стала делать косметический ремонт зданий. Помимо зданий в ремонте и обслуживании нуждается так же оборудование предприятия.

Рисунок 9. Динамика расходов на ремонт и обслуживание и ремонт оборудования ООО ЧОРП «Универсалторг» в 2007-2009 гг., тысяч рублей

В связи с закрытием некоторых магазинов сети, снизились расходы на обслуживание и ремонт находящегося в них оборудования, что ясно видно на гистограмме.

ООО «Универсалторг» не рекламирует свой товар, соответственно, не имеет расходов на рекламу. Основные расходы были рассмотрены выше, остальные имеют незначительный вес в общей сумме затрат фирмы.

Таким образом, за 3 года предприятие постоянно снижало свои издержки. Но связано это было не с рациональным управлением и использованием ресурсов для получения наибольшей выгоды, а с тем, что был спад экономической деятельности в связи с кризисом в стране.

Характеристика издержек (себестоимости) предприятия. Рассмотрены известные на данный момент концепции издержек производства, а так же был приведен пример предприятия, которое снижало данные издержки. Нужно раскрыть два подхода к издержкам производства: экономический и бухгалтерский.

Экономист и бухгалтер считают издержки производства по - разному, отсюда происходит два подхода: экономический и бухгалтерский. Сначала рассмотрим бухгалтерский подход.

Бухгалтер определяет издержки как фактические затраты фирмы на приобретение факторов производства, они проходят через бухгалтерские документы и приобретают явную форму. Явные издержки – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. Сюда можно отнести заработную плату работника, оплату материалов, топлива, амортизационные отчисления, отчисления на социальные нужды и т.д.Бухгалтерский подход можно представить одним вопросом: сколько затратила фирма, чтобы произвести данный товар?Данный подход очень удобен и важен. Здесь затраты получают четкое и объективное денежное измерение, и становится очень легко установить, выгодна данная фирма или убыточна. Расчет бухгалтерских издержек стандартизирован, поэтому легко можно сравнивать положение дел на разных фирмах. Те, кто заинтересован в делах фирмы, то есть коммерческие банки, налоговая, акционеры и так далее, изучают именно бухгалтерский баланс фирмы.Но у этого подхода есть свои минусы. Чтобы получить точное измерение данных издержек, все ресурсы должны быть оценены по рыночной цене, но часто фактические цены на приобретение ресурсов не являются таковыми. Еще одним недостатком становится то, что учитываются лишь явные издержки.

Некоторые ресурсы уже находятся на счету фирмы, то есть фирма их не получает со стороны, а значит затраты на них не учитываются в бухгалтерских документах, хотя фактически они существуют. Такие затраты называются неявными издержками – издержками на собственные ресурсы. В виде собственных ресурсов фирмы выступают предпринимательские способности владельцев, капитал и земля. Неявные издержки определяются прибылью, которую могли бы принести ресурсы при их альтернативном использовании. Все это остается за рамками бухгалтерского подхода и учитывается лишь в экономическом.

В основе экономического подхода лежит возможность альтернативного использования ресурсов и фактор их редкости. Ведь выбирая какой-либо вид производства, фирма отказывается от альтернативы.Экономический подход можно представить с помощью вопроса: от чего фирме стоит отказаться, чтобы получить данное благо?В современных условиях быстро меняющейся экономической обстановки очень трудно выбрать наилучший способ использования ресурсов. Опираясь на свою интуицию и на опыт, это делает предприниматель. Он старается предугадать результат от того или иного применения имеющихся у него ресурсов. Именно это обуславливает неоднозначность оценки размера издержек экономическим подходом. Еще одним источником неопределенности становится фактор времени. Бухгалтер оценивает издержки уже по факту свершения сделок. Но эффект от того или иного варианта использования ресурса может проявляться в разные периоды времени, что важно понимать при определении издержек упущенных возможностей. И тут уже стоит выбор: либо выигрыш сейчас, ценой которого станут потери в будущем, либо потери сейчас ради выигрыша потом.Экономические издержки очень важны для прогнозирования деятельности предприятия.

Стоит остановиться на понятии нормальной прибыли, так как это элемент издержек. Нормальная прибыль – минимальный уровень заработка, необходимый для того, чтобы предприниматели считали выгодным занятие данным видом бизнеса. Данную прибыль можно считать ценой присутствия в бизнесе. Если эта цена ниже доходов в другой сфере, то предприниматель просто переведет свой капитал в другую отрасль, которая более прибыльна. Нормальная прибыль выступает оплатой труда для владельца, который сам управляет своей фирмой. Поэтому нормальную прибыль относят к неявным издержкам. Можно сделать вывод, что экономист включает в издержки явные затраты, скрытые и входящую в скрытые затраты нормальную прибыль.

Рассмотрев два подхода к определению издержек, важно уяснить, что хозяйственная практика оперирует бухгалтерскими издержками, а экономическая теория – экономическими. Возникает вопрос: что обеспечивает возмещение затрат на производство той или иной продукции? Одним из главных принципов ценообразования является возмещение издержек на производство товара. Цена формально учитывает издержки на изготовление товара или оказание услуги и среднюю норму прибыли по отрасли. Любой товар должен самоокупаться, то есть каждая фирма должна получать доход, который достаточен для возмещения издержек и дает прибыль, которая создает накопления, направляемые на расширенное воспроизводство и другие общественные нужды.

Основные пути снижения издержек в хозяйственной практике. Каждый предприниматель заинтересован в получении наибольшей прибыли. Помимо увеличения продукции, продвижения ее на рынке и удачной рекламы выдвигается проблема снижения затрат на производство товаров.

Когда люди слышат о снижении издержек производства, то традиционно все представляют экономию на трудовых и материальных ресурсах.

Действительно, большую долю издержек представляют издержки на заработную плату рабочих. Поэтому актуальной становится задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, сокращения штата административно – обслуживающих работников, роста производительности труда. Всего этого можно достичь различными способами. Самым важным из всех является автоматизация производства, разработка и внедрение новых технологий, модернизация и замена устаревшего оборудования. Но данный способ не даст эффективной отдачи без улучшения организации производства. Очень важным является правильная организация труда: подготовка рабочего места к работе, полная его загрузка, применение новых и эффективных методов и приемов труда и многое другое. Эти способы помогут сократить затраты на труд и использовать его более эффективно.

До 3/5 в издержках производства составляют затраты на материальные ресурсы, что делает понятным стремление экономии и рациональное их использование. Здесь одними из главных способов становится применение ресурсосберегающих технологий и контроль над качеством сырья, поступающего для производства товаров. Так же снижению затрат может способствовать определение и соблюдение определенной величины покупки сырья, решение вопроса о том, самим производить или покупать у других производителей некоторые компоненты или комплектующие изделия. Понятно, что чем больше фирма закажет материалов, тем больше будут издержки, связанные с его хранением, то есть арендная плата за помещение, некоторые потери при длительном хранении, учет инфляции и другое.

Для наибольшего спроса фирмы рекламируют свои товары, но, как известно, на рекламу тоже нужны деньги. Поэтому еще одним направлением может стать снижение издержек на рекламу. Когда фирма рекламирует свой товар, то возможны два варианта событий. Либо увеличится спрос и это перекроет издержки и принесет прибыль, либо при неудачном течении обстоятельств фирма понесет большие убытки.

Рис.10. Издержки предприятия на рекламу.

В практике наблюдалось много примеров, когда фирма вовремя реагировала на трудную экономическую ситуацию в стране и начинала сокращать свои издержки, при этом оставаясь на рынке и укрепляя свои позиции. Одним из таких примеров является ООО «Парадный вход» в Томске. Данная фирма занимается продажей, монтажом и обслуживанием межкомнатных, металлических дверей и перегородок. Когда наступил кризисный период в стране, очень много фирм было вытеснено с рынка. С каждым днем росли счета, такие как расчет с поставщиками материалов, расчет с сотрудниками фирм и другие. Естественно, не все смогли справиться со сложившейся ситуацией, поэтому очень многие фирмы исчезли с рынка. ООО «Парадный вход» смогли во время снизить свои издержки и остаться на рынке товаров и услуг.

Первым шагом к снижению затрат было сокращение площадей выставочного зала, были объединены площади отдела распределения заказов и отдела аналитики. Предпринятые шаги помогли снизить арендную плату предприятия. Следующий шаг был одним из самых неприятных. В фирме было задействовано около 150 рабочих. Это управляющий персонал, менеджеры, продавцы – консультанты, монтажники, установщики и другие. Так как была уменьшена площадь выставочных залов, то фирма больше не нуждалась в таком большом числе продавцов – консультантов, менеджеров, кассиров. Было произведено сокращение персонала, в связи с чем уменьшились издержки на оплату труда рабочих. Третий шаг – складские помещения были перенесены из центра города в другой район, где аренда была дешевле. Данный шаг помог еще снизить издержки на аренду примерно на 20%. Пятый шаг – решение обязать монтажников по установке перегородок и дверей оформить бригады, которые состояли из двух человек, в качестве индивидуальных предпринимателей и заключить с ними договор. Так, фирма освободилась от уплаты некоторых налогов. Но каждый предприниматель должен уплачивать налог в бюджет государства, что пришлось делать бригадам, оформившим себя как ИП. Поэтому фирма решает поднять цены на 40%. Сюда вошло отчисления на социальное страхование, налоги, оплата бухгалтерских услуг, приобретение материала для работы. Данные сделанные вовремя действия помогли ООО «Парадный вход» снизить свои затраты, сохранить и укрепить свои позиции на Томском рынке товаров и услуг.

В России издержки предприятия прописаны в Налоговом кодексе РФ. Согласно ему расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными тут понимаются затраты, которые экономически оправданы, и их оценка выражена в денежной форме.

Затраты на производство, согласно Налоговому кодексу РФ, подразделяются на две группы: связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.2

В первую группу включаются следующие виды:

  1. Расходы, связанные с производством, хранением и доставкой товаров, оказанием услуг и работ, реализацией товаров или услуг;

  2. расходы на содержание и поддержание работы оборудования;

  3. расходы на освоение новых земель и добычу природных ресурсов;

  4. расходы, направленные на исследования, создание новых технологий;

  5. расходы на добровольное и обязательное страхование;

  6. расходы на рабочую силу;

  7. амортизационные отчисления;

  8. расходы на приобретение права на земельные участки;

  9. прочие расходы, связанные с производством и реализацией товаров и услуг.

Во внереализационные расходы можно включить следующие расходы, не связанные с производством и реализацией благ:

  1. Расходы на содержание переданного по договору аренды имущества;

  2. проценты по долговым обязательствам, в том числе по ценным бумагам, и процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

  3. расходы на выпуск своих ценных бумаг, изготовление и приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, расходы на их обслуживание;

  4. расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, расходы, связанные с получением информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы;

  5. расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса Центрального банка Российской Федерации, установленного на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

  6. расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы;

  7. расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;

  8. расходы, связанные с судом;

  9. затраты на производство, которое не дало продукции;

  10. расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в соответствии с пунктом 18 статьи 250 настоящего Кодекса;

  11. расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса, с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент-банк";

  12. расходы на проведение собраний акционеров (участников, пайщиков), в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания;

  13. расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана, за исключением расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям;

  14. расходы по операциям с производными финансовыми инструментами с учетом положений статей 301 - 305 настоящего Кодекса;

  15. расходы в виде отчислений организаций, входящих в структуру ДОСААФ России, для аккумулирования и перераспределения средств организациям, входящим в структуру ДОСААФ России, в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

Список использованной литературы

Налоговый кодекс РФ. Гл.25. М., 2017. Вечканов Г.С. Экономическая теория. СПб., 2011. Гальперин В. М. и др. Микроэкономика. СПб., 1999. Журавлева Г.П. Экономическая теория. ВСГТУ, 2005. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 2016. Маркс К. Капитал. Т.3, гл.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.25. Ч.1. С.29-47. Маховикова Г.А., Переверзева С.В. Микроэкономика: продвинутый курс. М., 2014. Микроэкономика: Учеб. / Под ред. А.С.Булатова М. 2014. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 2014. Тарасевич Л.С Гальперин В.М., Игнатьев С.М. 50 лекций по микроэкономике. СПб.: Экономическая школа, 2000. Усачева Т.А., Кравченков М.И. и др. Микроэкономика: учебно-методическое пособие. 2016. http://works.doklad.ru/view/YtI4aU7siD8/5.html. http://mirznanii.com/a/247040/teoriya-smita-i-rikardo. https://www.studsell.com/view/105468/90000.

1 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.

2 Налоговый Кодекс РФ

Просмотров работы: 255