ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы в том, что денежное обращение - движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве - является кровеносной системой экономики. От ее успешного функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.

Уравнение обмена Фишера и показатели денежного обращения. Скорость обращения денег. Деньги - это непременный спутник сферы обращения, то есть являются особым товаром. Как и всякий товар они имеют определенную внутреннюю стоимость, определяемую затратами общественного труда на их изготовление. Одновременно деньги имеют меновую стоимость, которая определяется относительным товарным выражением или покупательной способностью денег. Разрешение противоречия между внутренней и меновой стоимостью является сущностью денег.

Количественная теория денег – это экономическая концепция, связывающая зависимость между количеством денег в обращении, уровнем товарных цен и стоимостью самих денег. Ее суть заключается в утверждении, что количество денег в обращении является первопричиной пропорционального изменения уровня товарных цен и стоимости денег. Это положение сначала применялось к металлическим деньгам, а затем и к бумажным.

Количественная теория денег возникла в XVI–XVIII вв. Ее родоначальником является французский экономист Жан Боден (1530–1596 гг.). Свое дальнейшее развитие количественная теория денег получила в трудах представителей классической школы политической экономии – Д. Рикардо (1772–1823) и Дж. Ст. Милля.

Основателем транзакционного варианта количественной теории денег является американский экономист, статистик и математик И. Фишер (1867–1947 гг.), отрицавший трудовую стоимость и исходивший из «покупательной силы денег».

И. Фишер считал, что сумму товарообменных операций за определенный период можно выразить двояко:

1. Как произведение количества денег (М) на среднюю скорость их обращения (V);

2. Как произведение количества реализованных товаров (Y) на их среднюю цену (Р).

Отсюда он выводит следующее уравнение обмена: МV = PY. Фишер считал, что в этой формуле V и Y в течение краткосрочного периода являются величинами неизменными, в связи с чем их влияние можно исключить. Тогда остается одна зависимость: между М и Р, что и является сутью количественной теории денег.

Основателями Кембриджской версии количественной теории денег являются английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Д. Робертсон, которые в отличие от Фишера акцентировали внимание не на обращении денег, а на их накоплении у хозяйствующих субъектов (в связи с чем эта теория получила также название теории кассовых остатков).

Таким образом, принципиальных различий между двумя рассмотренными версиями количественной теории денег нет.

Коренными ошибками количественной теории денег в целом являются игнорирование таких функций денег, как мера стоимости и сокровище, и отрицание закона, определяющего количество денег в обращении.

В России для объяснения динамики цен часто используется уравнение обмена И. Фишера: MV=PY: где M – денежная масса в обращении, V – скорость оборота денег, P – уровень цен, Y – национальный продукт.

Выпуск денег в хозяйственный оборот порождает обращение денежной массы. Денежная масса — это совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство. Денежная масса опосредует обращение товаров и обеспечивает платежи, как внутренние, так и международные. В состав денежной массы включаются: только высоколиквидные средства, которыми располагают все субъекты хозяйственной деятельности; деньги, пребывающие в различных формах наличного и безналичного обращения; все современные виды денег; деньги, связанные с выполнением не только функций средства обращения и средства платежа, но и средства накопления, мировых денег.

Не существует какой-либо единой, принятой всеми номенклатуры агрегатов денежной массы. Ее состав и структура различны в разных странах и определяется прежде всего уровнем развития и характером денежного рынка в каждой стране.

Денежный агрегат — это показатель денежной массы определенного вида. В разных странах учитывается различное число денежных агрегатов.

По степени срочности Банком России выделяются денежные агрегаты: M0, M1, M2.

Наличные деньги в обращении (денежный агрегат М0) – наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства, включает банкноты и монету в обращении.

Денежный агрегат (М1) – это сумма наличных денег в обращении и остатков средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), открытых в банковской системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.

Денежная масса (национальное определение) - денежный агрегат M2, определяется как совокупность денежных средств в валюте Российской Федерации, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления нефинансовыми и финансовыми (кроме кредитных) организациями и физическими лицами – резидентами Российской Федерации.

Денежная масса (денежный агрегат М2) – это сумма наличных денег в обращении и остатков средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), срочных депозитов и иных привлеченных на срок средств, открытых в банковской системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.

Переводные депозиты включают остатки средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на расчетных, текущих и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием банковских карт), открытых в банковской системе в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.

Другие депозиты включают остатки средств нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц на срочных депозитах и иных привлеченных на срок средств в валюте Российской Федерации, а также начисленные проценты по ним.

Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских счетах в валюте Российской Федерации (включая усредненную величину обязательных резервов) и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России (по рыночной стоимости).

Кроме того рассчитываются показатели скорости обращения денег.

Скорость обращения денег – это показатель количества сделок, которое опосредуют деньги за определенный период времени (обычно исчисляется за год). Определяется экономическими (темпы роста национальной экономики, состояние платёжного баланса, уровень процентных ставок) и неэкономическими условиями (инфляционные ожидания, склонность к потреблению, накоплению, состояние паники на рынке).

Скорость движения денег в процессе кругооборота ВВП выражается формулой: VK = ВВП/ДМА (VK – скорость движения денег в процессе кругооборота; ДМА – денежная масса в виде одного из агрегатов).

Развитие денежного обращения. Денежная система - это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения. Денежное обращение - непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.

Исторически система обращения металлических денег прошла через биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм базировался на использовании в качестве денег двух металлов - золота и серебра (ХVI-ХIХ вв.) Монометаллизм в качестве денег использовал только золото, а важные и кредитные деньги свободно на него обменивались. Монометаллизм имеет три разновидности:

- золотомонетный стандарт (с 1821 г. до 1 мировой войны);

- золотослитковый стандарт (Англия и Франция - годы 1 мировой войны);

- золотодевизный стандарт (20-30 гг. XX в.), предусматривающий обмен банкнот на иностранную валюту (девизы), разменную на золото. После кризиса 1929-1933 гг. свободный обмен банкнот на золото был прекращен, а эпоха монометаллизма закончена. С 30-х годов установилась система неразменных кредитных денег.

Ее черты: уход из обращения золота, отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания, усиление положения кредитных денег, расширение безналичного оборота, эмиссия денег государством в целях увеличения денежной массы.

Вытеснение золота кредитными деньгами получило дальнейшее развитие в замене носителей денежных функций (банкнот, векселей, чеков) кредитными карточками.

Кредитные деньги отражают движение ссудного капитала между кредитором и заемщиком.

Для современного этапа развития денежного обращение характерно появление системы электронных денег, проводящей денежные операции: получение денег с банковского счета, прием вкладов, платежи, выдача чековых книжек, дебет - карточек и появились смарт - карточки, представляющие собой электронную чековую книжку.

Сегодня мы наблюдаем две параллельно развивающиеся тенденции в денежном обращении. С одной стороны развиваются технологии электронных и мобильных платежей, а с другой - постоянно, хотя и несколько медленнее, чем раньше растут объемы наличных денег в обращении, совершенствуется структура и логистика налично-денежного оборота, внедряются новые технологии обработки денежной наличности.

Так, количество наличных денег в обращении (с учетом наличных денег в кассах учреждений Банка России) за 2015 г. уменьшилось по сравнению с предыдущим на 3,6 %.1

Дискуссии о роли наличных денег в эпоху электронных технологий немного поутихли. Несмотря на то, что расчеты наличными деньгами в платежном обороте в той или иной мере замещаются безналичными, функционирование платежной системы исключительно в безналичном виде на данном этапе развития общества представляется нереальным. Наличные деньги остаются одним из главных платежных средств и вряд ли в обозримом будущем будут вытеснены электронными аналогами.

Наличные платежи по-прежнему популярны не только из-за отсутствия необходимой инфраструктуры и логистики в удаленных географических районах, но и в связи с нарастанием кризисных явлений в политике и экономике многих стран, недоверием к банковским и платежным системам, ростом киберхищений и кибермошенничества, а также преимуществом наличных денег, как простота их использования, независимость от наличия платежной инфраструктуры, связи и электроэнергии, быстрота и надежность расчетов, возможность визуального контроля расходов, оплата наличными на много раз дешевле стоимости платежа с использованием платежных карт и др.

В России доля наличных денег в общей сумме розничных операций за 2015 г. составила 77,2 %.2

Организация наличного денежного обращения и управления потоками наличных денег с учетом потребностей платежного оборота осуществляется Банком России. Электронные средства платежей представляют собой, главным образом, обязательства банков или других финансовых структур, банкротство которых не исключено.

Банк России определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов в соответствии с действующим законодательством. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем, кредитных учреждений.

В сложных геополитических условиях для обеспечения финансовой безопасности, снижения зависимости российского финансового рынка от внешних факторов Банком России была создана Национальная система платежных карт, свой аналог SWIFT для внутреннего рынка.3

Инфляция и дефляция цен. Пределы. Инфляция - кризисное состояние денежной системы, возникшее в середине XVIII века в связи с огромным выпуском бумажных денег. Термин «инфляция» буквально означает «вздутие», его длительное время связывали с обесцениванием денег и ростом товарных цен.

Современная инфляция связана не только с падением покупательской способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны: противоречия процесса производства и реализации, денежного обращения, кредита и финансов.

На инфляцию влияют следующие факторы: эмиссия бумажных денег, рост денежной массы превышает производственные процессы, рост издержек и цен на товары, инфляционное ожидание.

Различают внутренние и внешние причины инфляции. Внешние - сокращение поступлений от внешней торговли в связи с падением цен на топливо (нефть, газ). Внутренние заключаются в отставании отраслей потребительского характера при более высоком развитии отраслей тяжелой промышленности.

Существуют два вида инфляции:

1. Инфляция спроса. Традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложения товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения, что ведет к росту цен.

2. Инфляция издержек. Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства.

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфляцию:

- ползучую, при ежегодных темпах прироста цен на 3-4%;

- галопирующую, при среднегодовых темпах прироста цен на 10-50% (иногда до 100%);

- гиперинфляцию, при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, переживающим коренную ломку своей экономической структуры.

В России показатель инфляции определяется индексом потребительских цен, в расчет которого включаются цены широкого набора товаров и услуг. Выбор данного индикатора обусловлен тем, что, хотя базовый индекс потребительских цен менее волатилен и в большей степени поддается воздействию мер денежно-кредитной политики, общий индекс лучше характеризует изменение стоимости жизни и его динамика влияет на формирование инфляционных ожиданий субъектов экономики.

График 1. Изменение инфляции по России, 2011-2017 гг., %

Исходя из представленного графика, пик инфляции в России пришелся на 2015 г. (12,9 %). Начиная с 2016 г., происходит снижение инфляции до 5,4 %, изменения потребительских цен на 2017 г. и в среднесрочной перспективе прогнозируется Банком России на уровне 4 %.4

В пресс-релизе Банка России от 24 марта 2017 г. отмечено, что по оценке за первые двадцать дней марта годовые темпы прироста потребительских цен сократились до 4,3% с 5,0% в январе 2017 г. В феврале продолжилось замедление роста цен по всем основным группам товаров и услуг, а также снижение показателей месячной инфляции с исключением сезонности.

Показатель дефляции характеризует снижение цен на товары. При этом многим потребителям может показаться, что ситуация в стране улучшилась. Но такое предположение крайне обманчиво. Дефляция – это показатель ухудшения общих экономических условий, связанных с возрастающим уровнем безработицы, ведущим к значительному снижению оплаты труда, сокращению прибыли предприятий. В настоящее время дефляция – это занижение не только уровня цен, но и оплаты услуг в различных областях жизнедеятельности. К счастью, такое явление в экономике наступает довольно редко.

Важная роль в регулировании инфляционного процесса отводится государству. Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем дефляционной политики. На отдельных этапах развития денежного обращения государство осуществляет денежную реформу, что означает полное или частичное преобразование денежной системы. Осуществляется она различными методами (нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

Банк России оказывает влияние на денежно-кредитные условия, экономику и инфляцию, главным образом, через процентный канал. Отправной точкой для формирования всей структуры процентных ставок финансового сектора являются краткосрочные ставки денежного рынка.

Роль Банка России в регулировании денежного обращения и коммерческих банков в эмиссии денег. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации денежная эмиссия, то есть выпуск денег в обращение в России осуществляется Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России). Конституция Российской Федерации, возлагая на Банк России функцию эмиссии денег, не ограничивает полномочия Банка России какой-либо одной формой эмиссии.

Эмиссия денег может быть обусловлена ростом производства, активностью экономических агентов, также зависит от скорости обращения денег.

В 2015 г. в России наблюдалось изъятие из оборота денежной наличности, которое составило 317,4 млрд. руб. В 2014 г. эмиссия наличных денег составляла 533,2 млрд. руб. Потребность экономики в наличных деньгах обеспечивалась полностью и своевременно.5

Банк России несет полную ответственность за организацию обращения наличных денег в народном хозяйстве. В связи с этим на Банк России возложены следующие функции:

- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определение порядка ведения кассовых операций ;

- установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализованно. Это связано с тем, что потребность коммерческих банков в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, и постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность было бы не только нецелесообразно (из-за многократно возрастающих издержек обращения), но и просто невозможно.

Эмиссию наличных денег осуществляют Банк России и его подразделения - территориальные управления и расчетно-кассовые центры (РКЦ). Они функционируют в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах кредитных организаций. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности экономики данного региона в наличных деньгах. Денежные знаки резервных фондов не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения.

Наличные деньги от кредитных организаций постоянно поступают в оборотную кассурасчетно-кассового центра и из нее постоянно выдаются. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении. Они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в его резервный фонд.

Резервными фондами РКЦ распоряжаются территориальные учреждения Банка России.

РКЦ обязаны выдавать коммерческим банкам наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах при выполнении расчетно-кассовых и кредитных операций, а поступлений денег в их операционные кассы недостаточно, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого на основе специального эмиссионного разрешения соответствующего Управления Банка России РКЦ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти.

РКЦ передает из оборотной кассы в кассу коммерческого банка наличные денежные средства в пределах остатка средств коммерческого банка на корреспондентском счете, открытом в Банке России. Полученные наличные средства будут зачислены в кассы предприятий или непосредственно населению: вкладчикам, индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица. Происходит увеличение объема наличных денег в обращении, то есть осуществляется налично-денежная эмиссия Банка России.

Помимо выдачи наличных денег из своей оборотной кассы Банк России осуществляет операции по приему наличности.

Таким образом, Банк России выступает банком для коммерческих банков, через которые эмитируемые деньги непосредственно поступают в обращение. Коммерческие банки осуществляют взаимодействие с учреждениями Банка России по обеспечению потребности их клиентов в наличных средствах.

Стабильность денежного обращения в современной экономической системе.

Анализ динамики денежной массы в России.Банком России рассчитываются следующие показатели денежной массы Российской Федерации: денежные агрегаты (M0, M1, M2) и показатель денежная база в широком определении и публикуются в Статистическом бюллетене Банка России, который также размещается на официальном сайте Банка России.

Для анализа денежного обращения в России в работе использованы поименованные показатели и прогнозы Банка России по денежной массе (национальное определение) на 2017, 2018, 2019 гг., подготовлены следующие таблицы:

  1. Денежная масса (национальное определение) - Приложение 1.

  2. Денежная база в широком определении - Приложение 2.

  3. Основные макроэкономические и денежно-кредитные показатели - Приложение 3.

Объем денежной массы Российской Федерации (национальное определение) на 01.01.2017 г. составил 38417,9 млрд. руб., что на 3238 млрд. руб. или 9,2 % выше данного показателя на 01.01.2016 г.

Рост объема денежной базы в широком определении на 01.01.2017 против 01.01.2016 составил 338,9 млрд. руб. или 3,8 %.

Изменение данных показателей проследим на следующем графике:

По представленным графикам прослеживается тенденция роста рассматриваемых показателей.

Рассмотрим структуру денежной массы (национальное определение):

По состоянию на 01.01.2017 г. основная доля в денежной массе (национальное определение) приходится на другие депозиты - 54,1 % (20775,5 млрд.руб.), на переводные депозиты (до востребования) - 25,8 % (9927,6 млрд.руб.), на наличные деньги в обращении вне банковской системы - 20,1 % (7714,8 млрд.руб.).

Положительным моментом за рассматриваемый период является рост объема других депозитов с 15868,1 млрд. руб. (на 01.01.2014) до 20775,5 млрд. руб. (на 01.01.2017). Наибольший рост произошел по депозитам населения с 10838,8 млрд. руб. (на 01.01.2014) до 14633,5 млрд. руб. (на 01.01.2017). Увеличение объемов названных депозитов составило 3794,7 млрд. руб. или на 35 %, что говорит о восстановлении доверия населения к банковской системе. Рост депозитов от нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций, за этот же период составил 1112,8 млрд. руб. или 22,1 %. Прирост срочных депозитов населения, нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций является ресурсной базой для кредитования экономики и населения.

Рассмотрим структуру денежной базы в широком определении:

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Денежная база в широком определении

100 %

100 %

100 %

100 %

Наличные средства

79,1

78,1

77,2

77,2

Безналичные средства

20,9

21,9

22,8

22,8

В объеме денежной базы за рассматриваемый период по-прежнему основной удельный вес составляют наличные средства, на 01.01.2017 г. их доля составила 77,2 %, что более наглядно видно на представленной диаграмме:

За рассматриваемый период в объеме денежной базы в широком определении возросла доля безналичных расчетов с 20,9 % (на 01.01.2014) до 22,8 % (на 01.01.2017). Удельный вес средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России возрос с 12,1 % (на 01.01.2014) до 16,0 % (на 01.01.2017), доля средств на счетах обязательных резервов увеличилась за рассматриваемый период с 3,9 % до 4,3 процента. Абсолютный рост средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России показывает о наличии избыточной ликвидности кредитных организаций. Скорость обращения денег за 2016 г. составила 11,1 оборотов против 10,2 за 2013 г.

Таким образом, можно констатировать положительную динамику роста денежной массы (национальное определение) в Российской Федерации и ее составляющих, что обеспечивает непрерывное осуществление расчетов, обращение товаров и кредитование экономики и населения. В дальнейшем по мере сокращения дефицита бюджета прирост денежной массы (национальное определение) в 2018-2019 гг. приблизится к темпам прироста кредита экономике (8-10 %).6

Пределы дефицитного финансирования. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, заключающаяся в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств, размещающихся и свободно обращающихся на фондовом рынке. По истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Использование эмиссии денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета Российской Федерации запрещается.

В 2016 г. финансирование дефицита бюджета осуществлялось Банком России за счет средств Резервного фонда.7 Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 г., после реформирования Стабилизационного фонда.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе.

Бюджетный кодекс устанавливает ограничения на объем бюджетного дефицита и регулирует способы его покрытия. Статьей 92 главы 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены предельные размеры дефицита бюджетов разных уровней. Бюджет на очередной финансовый год не может утверждаться с дефицитом, превышающим этот предельный размер.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Установление предельных ограничений по дефициту федерального бюджета осуществляется с целью снижения инфляции.

В докладе о денежно-кредитной политике отмечено,8 что бюджетная политика будет направлена на фискальную консолидацию с постепенным сокращением дефицита федерального бюджета до 3, 2 и 1% в 2017, 2018, 2019 гг., соответственно.

Денежно-кредитная политика Банка России как важнейшее направление в стабилизации денежного обращения в России.

Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть достижение стабильно низкой инфляции. Ввиду распределенного во времени характера действия денежно-кредитной политики на экономику Банк России при принятии решений исходит из прогноза развития экономики и оценки рисков для достижения цели по инфляции на среднесрочном временном горизонте, а также учитывает возможные риски для устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности.

Главной целью денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих темпов инфляции и создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

Для стабилизации денежного обращения Банк России решает следующие задачи:

- ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности, снижение стоимости ресурсов в экономику страны, что будет способствовать экономическому росту и сокращению безработицы;

- оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;

- предотвращение оттока капитала за рубеж;

- поддержание на заданном уровне валютных резервов.

Для решения этих задач Банк России использует следующие инструменты и методы регулирования:

- процентные ставки по операциям Банка России;

- обязательные резервные требования;

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование кредитных организаций;

- валютные интервенции;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения;

- эмиссия облигаций от своего имени;

- другие инструменты, определенные Банком России.

Банк России оказывает влияние на денежно-кредитные условия, экономику и инфляцию через ключевую ставку. Увеличение ключевой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ключевая ставка устанавливается на уровне ставок финансового рынка.

Рассмотрим изменение ключевой ставки Банка России на следующем графике:

Исходя из представленного графика видно, что, начиная с 1 февраля 2015 года, наблюдается тенденция постепенного снижения ключевой ставки Банка России с 17 % годовых до 9,75 % годовых с 27 марта 2017 года. Указанное снижение принято Банком России в связи со снижением инфляции с опережением прогноза и восстановлением экономической активности. При принятии решений об уровне ключевой ставки в ближайшие месяцы Банк России будет оценивать дальнейшую динамику инфляции и экономики относительно прогноза и допускает возможность постепенного снижения ключевой ставки во II – III кварталах текущего года.

Банк России также устанавливает процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченных ценными бумагами, нерыночными активами, золотом, ставки по депозитным операциям, ставки "РЕПО".

Банк России постоянно совершенствует систему рефинансирования кредитных организаций для стабилизации предложения денег экономике страны. Для удовлетворения потребностей кредитных организаций в ликвидности Банк России проводит операции по ее предоставлению, а в случае избытка ликвидности - операции по ее абсорбированию. Объем операций определяется на основе прогноза ликвидности банковского сектора. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке.

Другим важным инструментом денежно-кредитной политики Банка России являются обязательные резервные требования. Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов. Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения.

Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит. Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

Совершенствование механизма обязательных резервных требований к кредитным организациям выражалось в следующих этапах:

- Дифференциация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране, на обеспечение повышения банковской ликвидности, на стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращение массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.

- Осуществление поэтапного пересмотра нормативов обязательных резервов в сторону их снижения, изменение нормативов обязательных резервов по валютным обязательствам банков по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономику, повышение мобильности предложения денег.

- Внедрение механизма усреднения обязательных резервов позволяет банкам гибко управлять ликвидностью.

Очень много критики высказывалось в адрес Банка России по валютной политике.

В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса. Это означает, что курс иностранной валюты к рублю определяется рыночными силами – соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на валютном рынке. Причинами изменения валютного курса могут быть любые факторы, воздействующие на изменение этого соотношения. В частности, на динамику валютного курса могут оказывать влияние изменение импортных и экспортных цен, уровней инфляции и процентных ставок в России и за рубежом, темпы экономического роста, настроения и ожидания инвесторов в России и мире, изменение денежно-кредитной политики центральных банков других стран.

Таким образом, курс рубля не определяется правительством или центральным банком, он не является фиксированным и какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. Банк России в нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью повлиять на динамику курса рубля. Это отличает режим плавающего валютного курса от многочисленных разновидностей режима управляемого курса.

Согласно статье 34.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. Устойчивость национальной валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции. В условиях низкой инфляции объем товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в рублях, существенно не изменяется в течение долгого времени. Это поддерживает уверенность населения и бизнеса в национальной валюте и формирует благоприятные условия для роста российской экономики.

Плавающий курс является важной составляющей режима таргетирования инфляции, при котором главной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности. Банк России перешел к режиму плавающего валютного курса в ноябре 2014 года. Введению плавающего курса предшествовал многолетний период постепенного повышения гибкости курсообразования, в течение которого Банк России последовательно сокращал свое присутствие на внутреннем валютном рынке. Переход к режиму плавающего курса проходил постепенно, чтобы смягчить процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса в условиях более гибкого курсообразования.

Плавающий курс действует как «встроенный стабилизатор» экономики, что является его основным преимуществом по сравнению с управляемым курсом. Он помогает экономике подстраиваться под меняющиеся внешние условия, сглаживая воздействие на неё внешних факторов.

Например, при росте цен на нефть рубль укрепляется и это снижает риски «перегрева» экономики, а при падении цен на нефть происходит ослабление рубля, что оказывает поддержку отечественным производителям за счет увеличения объемов экспорта и стимулирования импортозамещения.

Другим примером работы плавающего курса как «встроенного стабилизатора» является его влияние на трансграничное движение капитала. Если валютный курс фиксированный или управляемый, изменение другими странами процентных ставок и, соответственно, изменение разницы между внутренними и внешними процентными ставками может приводить к росту притока или оттока спекулятивного капитала. При режиме плавающего курса увеличение спроса на валюту или ее предложения со стороны участников рынка в результате изменения разницы между внутренними и внешними ставками приводят к соответствующему изменению валютного курса, делая спекулятивные операции невыгодными.

Поскольку режим фиксированного или управляемого курса повышает зависимость экономики от внешних условий, он также делает и денежно-кредитную политику зависимой от политики других стран и внешнеэкономической ситуации. В рамках режима управляемого курса при изменении внешних условий центральный банк вынужден проводить операции для воздействия на курс национальной валюты, которые могут оказывать влияние и на другие экономические показатели, в том числе темп инфляции, причём в нежелательном направлении.

Плавающий курс позволяет Банку России проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних задач, в первую очередь, на снижение инфляции.

Режим плавающего валютного курса в настоящее время действует в большинстве развитых стран.

Введение режима плавающего валютного курса означает отказ от проведения Банком России регулярных валютных интервенций в целях воздействия на курс рубля. Политика центрального банка при плавающем курсе состоит в том, чтобы в нормальных условиях не вмешиваться в рыночные процессы и позволить курсу рубля выполнять свою роль «встроенного стабилизатора».

Однако Банк России продолжает внимательно следить за ситуацией на валютном рынке и может проводить операции с иностранной валютой (в том числе на возвратной основе) в целях поддержания финансовой стабильности.

В качестве угрозы для финансовой стабильности Банк России рассматривает такую динамику обменного курса, которая может привести к формированию устойчивых девальвационных ожиданий, повышенному спросу на наличную иностранную валюту, росту долларизации депозитов и существенному ухудшению финансовой устойчивости кредитных организаций и предприятий.

Банк России может проводить операции на валютном рынке и для пополнения международных резервов. Значительный объем международных резервов даст Банку России возможность проводить операции в целях поддержания финансовой стабильности, а также обеспечивать бесперебойное обслуживание внешнего долга в течение нескольких лет даже при сложной экономической ситуации.

Операции по пополнению международных резервов должны проводиться в небольших объемах таким образом, чтобы не оказывать влияние на динамику курса рубля. При принятии решений о покупке иностранной валюты Банк России учитывает динамику курса, состояние российской экономики и платежного баланса.

Таким образом, эффективное развитие денежного обращения в России зависит от четкого механизма денежно-кредитной политики Банка России, координация деятельности и Правительства Российской Федерации.

Положительным моментом в развитии денежного обращения можно считать передачу в 2013 г.у Банку России Федеральной службы по финансовым рынкам. Банк России стал ответственным за регулирование страховых и пенсионных рынков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционных фондов, актуарной деятельности, кредитных рейтинговых агентств, микрофинансовых организаций, развитие инфраструктуры и инструментов финансового рынка и др. Таким образом, в ведение Банка России попало дополнительно около 20 тысяч поднадзорных организаций, что дает Банку России больше возможностей для осуществления моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны, что способствует стабильному развитию денежного обращения в России.9

Список использованных материалов

Конституция Российской Федерации, Статья 75.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Бюджетный кодекс Российской Федерации, часть втораяБюджетная система Российской Федерации, Раздел IV. Сбалансированность бюджетов, Глава 13. Дефицит бюджета и источники его финансирования. Положение Центрального Банка Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах проведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации." Миляков Н.В. Финансы: Учеб. М.: ИНФРАМ, 2004. 543 с. Финансы и кредит: Учеб. / Под ред. Н.Г.Кузнецова, К.В.Кочмола, Е.Н.Алифановой. М.: КНОРУС, 2016. 432 с. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 1997. Ионов В. М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития // Деньги и кредит. 2007. № 4. Ионов В.М. Повышение эффективности цикла наличного денежного оборота // Деньги и кредит. 2015. № 4. Юров А. В. Состояние наличного денежного обращения в России на современном этапе // Деньги и кредит. 2015. № 4. Годовой отчет Банка России за 2015. Москва, 2016. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов. Москва, 2016. Доклад о денежно-кредитной политике // Банк России. 2017. № 1, март. Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 9,75% годовых.- Пресс-релиз Банка России от 24 марта 2017 года. Статистический бюллетень Банка России. 2017. № 2 (285). Инфляция на потребительском рынке - Информационно-аналитический материал Банка России. 2016. № 12 декабрь. М., 2016. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru/.

Приложение 1.

Денежная масса (национальное определение) (млрд. руб.)10

 

Наличные деньги в обращении вне банковской системы (Денежный агрегат M0)

Переводные депозиты

из них

Денежный агрегат M1

(1+2)

Другие депозиты, входящие в состав денежного агрегата M2

из них

Денежная масса

в национальном определении (денежный агрегат M2)

(5+6)

Темпы прироста денежного агрегата M2,%

населения

нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций

населения

нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций

к предыдущему году

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2013

6985,6

8551,0

3015,7

5535,3

15536,6

15868,1

10838,8

5029,3

31404,7

14,6

2014

7171,5

8217,3

2763,8

5453,5

15388,8

16721,8

10671,4

6050,4

32110,5

2,2

2015

7239,1

9276,4

3270,7

6005,7

16515,6

18664,1

12773,9

5890,2

35179,7

11,3

2016

7714,8

9927,6

3694,4

6233,2

17642,4

20775,5

14633,5

6142,1

38417,9

9,2

Приложение 2.

Денежная база в широком определении (млрд. руб.) 11

 

Денежная база в широком определении

В том числе

наличные деньги в обращении с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций

корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России

обязательные резервы

депозиты кредитных организаций в Банке России

2013

10503,9

8307,5

1270,0

408,8

517,6

2014

11332,0

8840,5

1215,5

471,3

804,6

2015

11043,8

8522,2

1594

369,8

557,8

2016

11382,7

8789,8

1822,7

484,7

785,5

Приложение 3.

Основные макроэкономические и денежно-кредитные показатели12,13

 

2013

2014

2015

2016

2017(прогноз )

ВВП (млрд. руб.)

71017

77945

80804

85881

86740 - 87169

Темпы прироста ВВП по сравнению с предыдущим годом, %

6,11

9,76

3,67

6,28

1-1,5

Инфляция, в %

6,5

11,4

12,9

5,4

4,0

Наличные деньги в обращении вне банковской системы (Денежный агрегат M0)

6985,6

7171,5

7239,1

7714,8

-

Темпы прироста M0 по сравнению с предыдущим годом, %

8,64

2,66

0,94

6,57

4-8 %

Скорость обращения денег

10,2

10,9

11,2

11,1

-

1 Годовой отчет Банка России за 2015 год, раздел "Эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения". М., 2016. С. 113.

2 Ионов В.М. Повышение эффективности цикла наличного денежного оборота // Деньги и кредит. 2015. № 4, С. 7.

3 Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной в Совете Федерации 15 февраля 2017 года. С. 4.

4 Основные направления развития единой государственной денежно-кредитной политики Банка России на 2017 год и период 2018 и 2019 годов. М., 2016. С. 6.

5 Годовой отчет Банка России за 2015 год, раздел "Эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения". М., 2016. С. 113.

6 Доклад о денежно-кредитной политике // Банк России. 2017. № 1, март. М., 2017. С. 26.

7 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов // Банк России. М., 2016. С.32.

8 Доклад о денежно-кредитной политике // Банк Росси. 2017. № 1, март. С. 25.

9 Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной в Совете Федерации 15 февраля 2017 г. С. 3.

10 См.: Статистический Бюллетень Банка России. Банк России: М., 2017. № 3 (286). С. 60-61.

11 См.: Там же. С.62.

12 См.: Информационно-аналитический материал Банка России. Инфляция на потребительском рынке 2016 года (декабрь 2012- декабрь 2015). М., 2016. № 12 декабрь.

13 См.: Статистический Бюллетень Банка России. Банк России: М., 2017. № 3 (286). С. 60-61.

Просмотров работы: 1236