На сегодняшний день, меры, предпринимаемые Правительством направлены на предупреждение последствий демографического кризиса, в частности на развитие здравоохранения.
Традиционно под здравоохранением в нашей стране понимался комплекс государственных, социальных, экономических и медицинских мер по охране и улучшению здоровья общества. Сегодня ситуация меняется – здравоохранение является сложной системой социально-экономических взаимоотношений и специфичной отраслью народного хозяйства. Вместе с тем, интерес к здоровью нации со стороны правительства растет и структурно усложняется.
Одним из главных документов по обеспечению доступности медицинской помощи и повышению эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки, разработана Государственная программа Российской Федерации – «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства РФ № 294 от 15.04.2014 г. Это все и обуславливает актуальность выбранной темы. Объектом статьи является медицина [2].
Целью является анализ современного состояния социальной сферы Омской области.
Для характеристики отрасли здравоохранения Омской области исследованы основные показатели на основе статической информации (рисунок 1) [3].
Рисунок 1- Основные показатели здравоохранения Омской области
(на конец года) за 2014-2016 гг.
Можно отметить, что за 2014-2016 гг. в регионе наблюдается сокращение больничных коек и снижение численности врачей. Данная динамика обусловлена, прежде всего, развитием системы диспансеризации населения, проведением в отдельных организациях обязательных медицинских осмотров, что сокращает количество заболеваемости населения. Однако можно отметить, что в данной отрасли наблюдается снижение численности опытных работников что, влияет на качество проводимых обследований.
Отрасль здравоохранения является бюджетной, поэтому количественной характеристикой развития отрасли выступает её доля в региональном валовом продукте [1].
За последние годы объём валового регионального продукта по Омской области повышается не только в общем объеме, но и качественно- на душу населения (Таблица 1) [3].
Таблица 1- Показатели валового регионального продукта по Омской области за 2013-2015 гг.
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Валовой региональный продукт в текущих основных ценах; тыс. рублей |
551734032,3 |
602605090,7 |
617184356,6 |
634600231 (прогноз) |
Валовой региональный продукт на душу населения, рублей |
279510,4 |
304957,6 |
311973,3 |
320748,2 (прогноз) |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг в текущих основных ценах; тысяч рублей |
24167921,9 |
26414536,0 |
27412120,5 |
27287809,9 (прогноз) |
Доля здравоохранения и предоставление социальных услуг в валовом региональном продукте |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,3 (прогноз) |
Рост объема валового регионального продукта обуславливает повышение потребительского спроса, объёма реального сектора экономики. При этом отрасль здравоохранения в структуре регионального продукта имеет постоянное значение, а в 2016 году наблюдается её снижение, что определяет направления поддержки и развития в Омском регионе.
Приоритетными целями социально-экономического развития Омской области являются высокий уровень благосостояния населения Омской области и стандартов качества жизни.
Достижение данных целей возможно лишь в условиях динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики и повышения уровня жизни. Уровень экономики в значительной степени определяется качеством, в том числе человеческих ресурсов.
Благоприятные условия для жизни, работы и отдыха населения на территории Омской области, в том числе качественное и доступное медицинское обслуживание, являются важнейшим фактором развития и привлечения качественного человеческого капитала, лежат в основе развития человеческого потенциала, его профессионального и социального роста.
С данной целью в Правительством Омкой области была разработана Программа Омской области «Развитие здравоохранения Омской области до 2020 года» [2].
Целью программы является обеспечение доступности медицинской помощи, а также повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды, и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Омской области, передовым достижениям медицинской науки.
Программа предусматривает следующие направления:
профилактика заболеваемости и формирование здорового образа жизни;
совершенствование оказания специализированной высокотехнологичной медицинской помощи;
развитие государственно-частного партнёрства;
охрана здоровья матери и ребенка;
кадровое обеспечение государственной системы здравоохранения Омской области;
развитие информатизации в здравоохранении;
совершенствование системы территориального планирования Омской области и другие.
Общие расходы по предварительной оценки данного проекта составят около 413 млрд. рублей, в том числе из регионального бюджета - 123,4 млрд. рублей. Наибольшие средства будут направлены на совершенствование оказания специализированной высокотехнологичной медицинской помощи (более 76,2 млрд. руб.) [1].
Результаты программы нацелены на достижение следующих направлений:
совершенствовать систему государственных мер, способствующих развитию относительно малозатратной первичной медико-санитарной помощи, усилить профилактическую направленность;
провести структурную и функциональную реорганизацию системы оказания медицинской помощи;
обеспечить более рациональное использование финансовых и кадровых ресурсов;
удовлетворить спрос населения на доступную и своевременную медицинскую помощь;
создать систему управления качеством медицинской помощи;
создать предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения, снизить заболеваемость, первичный;
увеличить продолжительность жизни населения Омской области благодаря снижению преждевременной смертности населения за счет причин смертности, зависящих от развития системы здравоохранения.
Предложенные направления уже дали свои результаты: за 2014-2016 гг. наблюдается снижение смертности населения на 2%, численность младенческой смертности сократилось на 24,9%, заболеваемость населения уменьшилась на 11,7% [3].
Проведённый анализ системы здравоохранения выявил наряду с несомненно положительными тенденциями массу проблем и недоработок в процессе реализации программ по реформированию отрасли и показал необходимость внедрения новых подходов к реализации программ муниципального уровня.
Таким образом, можно отметить, что существующие проблемы и ряд перспективных направлений повышения эффективности системы здравоохранения, позволяют отрасли развиваться, применять новые подходы к развитию, решению хозяйственных вопросов. Каждое из указанных направлений должно быть неразрывно связано друг с другом и сопровождаться финансовыми, экономическими, медицинскими, управленческими механизмами и инструментами, которые позволят сформировать системный подход к развитию и модернизации системы здравоохранения Омской области.
Библиографический список:
Здравоохранение в России: [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/zdrav17.pdf
Программа «Развитие здравоохранения Омской области до 2020 года»// Консорциум Кодекс электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://docs.cntd.ru/document/46730400
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/ru/