ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД КРИЗИСА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД КРИЗИСА

Амиров Э.Ж. 1
1ЧУОО ВО "Омская гуманитарная академия" Омск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия, в отечественной экономической литературе значительное внимание уделялось проблемам малого предпринимательства. Наступление кризисных событий, усилившихся введением в отношении России беспрецедентными санкциями, в том числе носящими экономический характер, требует в настоящее время выработки новых и эффективных методов реагирования и адаптации субъектов предпринимательской деятельности. В особенности вопрос поддержания жизнеспособности актуален для малых предприятий. Последние пользуются приоритетной поддержкой государства, что доказывается наличием системы мер и поддержек для данных субъектов. К тому же, данные субъекты оказываются наиболее уязвимы и чувствительны к таким изменениям в экономике.

За период с наступления кризиса и введения санкций, доходная часть бюджета РФ уменьшилась почти в 3 раза, расходная – в 1,5. Все эти факторы вынуждают государство искать новые источники пополнения дефицита бюджета, для того, чтобы государство смогло в дальнейшем исполнять принятые обязательства. К тому же сокращение доходов государства затрудняет доступ субъектов малого предпринимательства к мерам государственной поддержки, таким как субсидии, гранты, участия в конкурсах и торгах.

Одной из приоритетных задач в этот период перед государственными органами должен стать вопрос о создании благоприятных условий для развития и стимулирования трудовой деятельности, развития различных форм самозанятости. Для этого государство должно создавать экономические, социальные, правовые условия. Особый импульс развития, не на словах, а на деле, должен получить малый и средний бизнес.

Роль малого и среднего бизнеса очевидна. Малый и средний бизнес процветает там, где не требуется значительных капитальных затрат, где нет больших объемов и огромной кооперации работников. Малые формы производства функционируют там, где невыгодно крупным производствам, где проще приспособиться к местным рынкам и запросам населения, где достаточно небольшое производство продукции. Малые предприятия обладают гибкостью. Они оперативно реагируют на все изменения потребительского спроса, охватывают определенный круг клиентов. Поскольку происходит дифференциация спроса и предложения, именно малое производство приводит к многообразию выбора, специализации производства. Малое предприятие обладает самостоятельностью в рамках осуществления своей деятельности, т.е. планированием, прогнозированием, выработкой стратегии развития продукции, оказания услуг, обеспечивает развитие производства путем заключения договоров с потребителями, выходит на международный рынок, устанавливает оплату своим работникам, соотнося ее с затратами. Большинство малых предприятий обеспечивают своих работников социальным пакетом. Малый и средний бизнес активно участвует в процессе формирования среднего слоя, который является гарантом социальной стабильности общества.1

На базе малых предприятий, как показывает недавняя практика, выросли многие крупные корпорации.

Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для функционирования прогрессивной экономики, которая влияет на конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, что позволяет сократить безработицу и снизить социальную напряженность, расширить потребительский сектор. Эти предприятия проявляют живучесть, способность к воспроизводству, несмотря на трудности, стоящие на пути их развития.

Безусловно, важное значение малого и среднего бизнеса в обществе неоспоримо, но условия реальной действительности печальны. Ситуация порой складывается не в пользу предпринимателей.

Во-первых, наблюдается залеживание товара, который до недавнего времени успешно реализовался.

Во-вторых, относительно дорогой товар становится невостребованным в связи с низкой покупательской способностью.

В-третьих, высоки процентные ставки по кредитованию и сокращены максимальные сроки предоставления кредитов.

В-четвертых, завышены арендные ставки и т.д.2

Все это и многое другое затрудняет развитие малого и среднего бизнеса.

Важно проанализировать ситуацию, определить факторы снижения спроса на услуги или производство, причины тормоза в развитии бизнеса.

Во-первых, начать заново изучение сегмента рынка. Определить социальный статус потребителя.

Во-вторых, начать работу с непосредственным клиентом, в частности с предоставлением гибкой системы цен.

В-третьих, для поддержания престижа не отступать от принятых обязательств и четко выполнять все условия, предусмотренные договором.

В-четвертых, постоянно пополнять портфель заказов, в частности, за счет расширения клиентуры.

В-пятых, пересмотреть цены на свою продукцию или услуги и наладить систему контроля качества товара.

В конечном счете, необходимо проводить различные мероприятия, способствующие удержанию своих позиций на рынке, которые не нарушали бы при этом предпринимательской этики.

Весь мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже в самых высокоразвитых странах, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах.3

Конечно, абсолютной стабильности в этой области не может быть. Даже в сегодняшних тяжелейших условиях остались и продолжают функционировать сотни тысяч малых и средних предприятий. Во всем мире какие-то предприятия останавливаются, фирмы разоряются. Именно в этот период общеэкономического кризиса интересно показать силу умелого хозяйствования, стать вполне конкурентоспособным, не допустить серьезных просчетов в планировании своей деятельности, из-за чего могут возникнуть помехи.

В период общего экономического упадка любая хозяйственная деятельность сопряжена с риском. Создавая свое дело в неопределенной ситуации, осуществляется некая проверка личностных качеств, проверяется уровень профессионализма, особенности ориентировки в окружающем мире и в рыночной конъюнктуре. Кроме того человек приобретает независимость деятельности, свободу отношений. Развитие предпринимательства формирует определенные предпринимательские отношения, дающие широкий простор различным идеям и ценностным ориентациям в плане свободы выбора.

У общества постепенно стирается недоверие к предпринимательству. Меняются стереотипы, существовавшие ранее в массовом сознании, когда «предпринимательство», «необязательность», «ненадежность» оказывались органически связанными. Предпринимательство в последнее время чаще ассоциируется с трудолюбием, умением работать, хозяином. Предпринимательство – это не только особый вид деятельности, но и определенный тип поведения, образ мыслей.4 А предприниматель – это глубоко мыслящий и осознающий субъект, гибко реагирующий на обстановку, умеющий рисковать и выигрывать, добиваться намеченных целей даже в крайне неблагоприятных условиях, инициативный, имеющий разностороннюю мотивацию.

На данный момент разработана антикризисная программа развития России в 2015-2016 годах. В ней прописаны меры, призванные послужить развитию экономической сферы в неблагоприятных современных условиях и достижению социальной стабильности.

Относительно бизнеса в антикризисном плане прописаны такие пункты, как:

  • Поддержка в осуществлении производства несырьевого экспорта;

  • Курс на «импортозамещение» продовольственных и других товаров;

  • Привлечение инвестиций в определенные экономические отрасли;

  • Помощь в развитии малого и среднего бизнеса путем снижения разного рода издержек;

  • Упрощение программ кредитования и субсидирования предприятий малого и среднего бизнеса;

  • Другие стабилизационные меры.

Поддержку различных отраслей экономики планируется производить путем разработки государственных, федеральных и региональных программ, которые будут уже более конкретными и четкими.5

Особо отмечена в антикризисной программе существенная поддержка предпринимателей в сегменте малого и среднего бизнеса. Планируется выделение денежных средств на спонсирование малых предприятий, снижение налогов и предоставление финансовых каникул для предприятий малого и среднего бизнеса.

Для развития малого бизнеса в кризис необходимо работать одновременно в трех секторах: 1. Разумное налоговое регулирование; 2. Уменьшение административных препятствий; 3. Поддержка малых предприятий кадровыми ресурсами.

У мелких и средних предпринимателей есть все потенциальные перспективы занять пустые ниши рынка, ни в коей мере не ущемляя деятельность и интересы крупных производств. И со временем малый и средний бизнес займет адекватное место в экономике, станет полноправным сектором хозяйственной структуры и начнет функционировать в истинно рыночном режиме хозяйствования.

Список литературы

  1. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ» от 02.10.2006

  2. Котерова, Н. П. Микроэкономика / Н.П. Котерова. - М.: Академия, 2014. - 208 c.

  3. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты — «Волтерс Клувер», 2013 г.

  4. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование.- 2014 г. — N 2. — с.42 — 44

  5. Кругман, Пол Выход из кризиса есть! / Пол Кругман. - М.: Азбука-Аттикус, 2013. - 901 c.

  6. Матвиенко. В. В условиях кризиса нужно выращивать малый бизнес // Деловая пресса. № 6, 20.02.2015

1 Котерова, Н. П. Микроэкономика / Н.П. Котерова. - М.: Академия, 2014. - 208 c.

2 Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование.- 2014 г. — N 2. — с.42 — 44

3 Кругман, Пол Выход из кризиса есть! / Пол Кругман. - М.: Азбука-Аттикус, 2013. - 901 c.

4 Матвиенко. В. В условиях кризиса нужно выращивать малый бизнес // Деловая пресса. № 6, 20.02.2015

5 Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты — «Волтерс Клувер», 2013 г.

Просмотров работы: 83