ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНО-ПИСЬМЕННЫХ ТОВАРОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОРГОВЫМ ЦЕНТРОМ «ВИТЯЗЬ» ГОРОДА МУРОМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНО-ПИСЬМЕННЫХ ТОВАРОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОРГОВЫМ ЦЕНТРОМ «ВИТЯЗЬ» ГОРОДА МУРОМА

Чурдалева С.С. 1
1ГБПОУ ВО Муромский промышленно гуманитарный колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Большую группу непродовольственных товаров составляют школьно-письменные и канцелярские товары.

Главное предназначение школьно-письменных и канцелярских товаров — это улучшение качества рабочего/учебного процесса, повышение производительности в трудовой деятельности в части делопроизводства.

В данной курсовой работе, объектом исследования являются товары для школы и офиса, а предметом исследования - потребительские свойства и экспертиза качества данных товаров. [3 с.299]

Так как, рынок школьно-письменных и канцелярских товаров очень широк и разнообразен, постоянно обновляется, расширяется и видоизменяется, является незаменимой и необходимой частью потребителя в сфере делопроизводства, то данная тема актуальна на сегодняшний день.

Целью данной курсовой работы является:

Изучение товароведной характеристики и проведение экспертизы качества школьно-письменных и канцелярских товаров.

Задачи работы:

  1. Углубить и систематизировать знания о товароведных характеристиках товаров для школы и офиса, а также рассмотреть ассортимент школьно-письменных и канцелярских товаров;

  2. Рассмотреть, изучить и проанализировать ассортимент школьно-письменных и канцелярских товаров, его управление в торговом предприятии на примере торгового центра «Витязь»;

  3. Провести экспертизу качества школьно-письменных и канцелярских товаров.

Глава 1. Товароведная характеристика и анализ показателей ассортимента школьно-письменных и канцелярских товаров

1.1 Современный рынок

школьно-письменных и канцелярских товаров

Рынок канцелярских товаров представляет собой особый сегмент, темпы развития которого еще только набирают обороты. Толчок к развитию рынок получил в первой половине 90-х годов, когда на отечественном рынке появилась иностранная продукция. Канцтовары иностранного производства поразительно отличались от тех, к которым привык отечественный покупатель, причем не только качеством, дизайном, разнообразием используемых форм и цветов.

В настоящее время на рынке канцтоваров сложилась структура спроса и предложения, характерная и для некоторых других рынков товаров народного потребления в современной России.

Российский рынок канцтоваров растет быстрыми темпами, что связано с открытием новых компаний, и, соответственно, новых офисов, поэтому спрос на канцтовары не замедляется. Одна из главных тенденций на рынке канцелярских товаров - изменение дизайна товаров.

На сегодняшний день рынок канцелярских товаров достаточно насыщен. В условиях широкого предложения товаров в самых различных категориях и на любой, даже самый притязательный вкус. [4 с.120]

1.2 Потребительские свойства

школьно-письменных и канцелярских товаров

Потребительские свойства подразделяют на несколько категорий.

Функциональные, социальные, эргономические, надежные, эстетические, безопасные.

Так функциональные свойства характеризуют полезность товара, то есть способность изделия выполнять свои функции. Канцелярские товары должны соответствовать своему прямому назначению (по составу, структуре, эффективности).

Социальные свойства характеризуют пригодность, значимость товара для общества, целесообразность и необходимость их производства, сбыта и потребления.

Эргономические свойства характеризуют гигиеничность, удобство и комфорт эксплуатации изделия. Основными показателями являются: удобство подготовки к работе, удобство пользования, манипулирование при письме. Удобство пользования зависит от формы, конструкции, массы.

Эстетические свойства изделий характеризуют их художественное оформление, красоту. Показателями эстетических свойств являются информационная выразительность; целостность композиции (цвет; фактура и декор карандашей, ручек, чертежных принадлежностей); товарный вид всех изделий.

Надежность - это свойство, обуславливающее сохранность основных параметров их функционирования во времени и пределах. Показателями надежности являются: безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость. Под безопасностью понимают способность изделий непрерывно сохранять свою работоспособность в течении определенного времени или наработки.

Срок службы различных изделий характеризуется их долговечностью. Ремонтопригодность будет зависеть от конструкции и технологии изготовления изделий.

Сохраняемость - это способность сохранять качество изделия до использования, в процессе эксплуатации, при хранении и транспортировке в течение заданного времени.

Безопасность школьно-письменных и канцелярских товаров характеризуется безвредностью для человека при их эксплуатации. К показателям безопасности относят: содержание токсичных веществ в растворителях и разбавителях красок, прочность крепления, устойчивость окраски. [5 с.215]

1.3 Ассортимент

школьно-письменных и канцелярских товаров

Канцелярские товары - это изделия и принадлежности, используемые для переписки и оформления документации.

Принадлежности для письма:

Карандаши - степень твердости определяется пропорциями графита и глины: чем больше графита в смеси, тем мягче грифель; чем больше пропорция глины, чем тверже грифель.

Условными обозначениями степеней твердости являются первые буквы их полных наименований на английском языке:

Т = твердый

М = мягкий

ТМ = средняя степень твердости

Виды карандашей: чернографитные, цветные, копировальные, наборы карандашей.

Ручки - автоматические перьевые ручки с автоматической подачей чернил к перу выпускают 3 типов:

AP-I с вакуумно-пипеточным узлом набора чернил, АР-II с поршневым наборным узлом, АР-III со сменными баллонами для чернил.

Виды ручек: шариковые ручки, ручки на основе капиллярного способа письма, перьевые. [1 c.2]

К чертежным принадлежностям относят следующие предметы:

справочные линейки - металлические содержащие данные для учащихся, чертежные линейки мерительные; канцелярские линейки с делениями и без них; угольники, транспортиры, лекала; стирательные резинки, кнопки.[2 c.3]

Принадлежности для рисования: краски для рисования.

По светостойкости делятся на 3 группы:

светостойкие, среднесветостойкие, малосветостойкие;

По консистенции:

жидкие, сухие;

По составу и назначению изготовляют краски следующих видов:

Акварельные - водорастворимые, обладают светостойкостью и яркостью.

Гуашь - кроющие клеевые краски, дают плотные непрозрачные слои. Подразделяются на: художественные и плакатные.

Кисти для рисования в зависимости от применяемого волоса, щетины и формы пучка кисти подразделяют:

художественные, отводные, флейцы.

Вспомогательные материалы для живописных работ. К ним относят масло, растворители, разбавители и лаки.

К школьной продукции относится, изготовленной из бумаги, относятся школьные тетради, альбомы и папки для рисования и черчения, тетради для нот, дневники, расписания уроков, наборы для детского творчества, раскраски, тетради и блокноты, записные книжки.

Школьные тетради могут быть с линовкой в клетку, в линию и в косую линию, объемом 12, 18, и 24 листов, с полями и без полей.

Общие тетради отличаются объемом 48-96 листов и разнообразием переплетов. По материалу переплеты могут быть из бумаги, картона и бумажновиниловые, по способу крепления переплетов к блоку — сшивные и на спирали. Различают также тематические тетради: по алгебре, геометрии, истории и другим предметам.

Тетради и альбомы для рисования содержат от 8 до 40 листов бумаги для рисования, формата А4.

Папки для черчения содержат от 10 до 20 листов ватмана форматом A3 и А4. Листы ватмана формата А1 продаются отдельно. [6 c.110]

Альбомы для фотографий, марок (кляссеры) и монет изготовляют из плотной бумаги с переплетом, имитирующим кожу или ткани, украшенные аппликацией или золотым тиснением.

Дневники изготовляют с мелованной иллюстрированной обложкой, могут быть как для обычных, так и для музыкальных школ.

Блокноты могут быть закрытые и открытые. В закрытых блокнотах блоки покрыты обложкой или переплетом, в открытых — верхняя крышка отсутствует. В блокнотах, как правило, листы отрывные, поэтому на них возле корешка нанесена перфорация (просечка).

Записные и телефонно-алфавитные книжки, в отличие от блокнотов, имеют разворот по широкой стороне. Могут быть с высечкой под алфавит.

Папки для тетрадей изготовляются из картона по размеру тетрадей, оклеенного цветной бумагой, на завязках, молнии, липучке и кнопках.

Папки для дипломных и курсовых работ (проектов) из ламинированного картона включают по 160 листов бумаги формата А4. [7 с.236]

1.4 Упаковка, маркировка, хранение школьно-письменных и канцелярских товаров

Все школьно-письменные и канцелярские товары имеют маркировку, содержащую следующие реквизиты: товарный знак, наименование завода-изготовителя, наименование изделия (марка, артикул), номер нормативного документа. На отдельных видах школьно-письменных и канцелярских товаров дополнительно указывают: для бумаги и картона - массу 1 м 2, формат, сорт, количество листов в пачке; для тетрадей - количество листов; для чернил и туши - цвет; для средств оргтехники - месяц и год выпуска. Место маркировки, способ нанесения ее на товары и содержание маркировочных реквизитов указываются в соответствующих ТНПА. Упаковывают школьно-письменные и канцелярские товары в потребительскую и транспортную (наружную) тару.

Потребительская тара представляет собой коробки, пакеты из полимерных пленок, пакеты из бумаги (оберточной), стеклянные банки и флаконы.

Пакеты из пленки заваривают, а другую первичную упаковку заклеивают и обвязывают шпагатом. Упаковка должна быть красивооформленной, удобной и надежной.

Транспортирование школьно-письменных и канцелярских товаров без наружной упаковки возможно только в контейнерах, в остальных случаях они должны быть упакованы в дощатые, картонные или фанерные ящики, плетеные корзины и переложены бумагой, стружкой, а флаконы и бутылки с жидкостями - опилками. Сверху на транспортной таре должны быть нанесены предупреждающие надписи: «Не бросать!», «Не кантовать!», «Верх» и, манипуляционные знаки («Зонт», «Рюмка»).

Хранят школьно-письменные и канцелярские товары на стеллажах или подтоварниках в фабричной упаковке, в отапливаемых и хорошо проветриваемых складских помещениях при температуре воздуха +15...+20 °С и относительной влажности 60-70%. Режимы хранения некоторых видов товаров имеют особенности.

Несоблюдение правил упаковки, транспортирования и хранения приводит к снижению качества товаров, сокращает срок их эксплуатации, ухудшает внешний вид. [8 c.189]

1.5 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Торговый центр «Витязь», находится в самом центре города Муром на улице Советской, дом 10.

Площадь центра огромная, имеются несколько центральных входов. Здание имеет три этажа и плюс цокольный этаж.

В «Витязе» имеются огромное количество отделов: квартал (магазин продовольственных товаров), отделы мужской женской детской молодежной одежды, Спорт-Мастер, отделы с часами, детские игрушки, сувенирные отделы, канцтовары, мебельный, фауна, отдел, где продают велосипеды, свадебный отдел и многое-многое другое.

Организация работы на предприятии направлена в первую очередь на предложение оптимального уровня обслуживания, который сочетает в себе доступный уровень цен на широкий ассортимент товаров.

Предприятие ставит своей целью сохранение и дальнейшее увеличение достигнутых объемов реализации, снижение издержек и, как следствие, увеличение рентабельности и рост финансовых результатов, сохранение и дальнейшее развитие клиенткой базы, увеличение реальных доходов и социальной защищенности работников.

Каждый сотрудник проходит постоянное обучение новым технологиям, учится новым приёмам общения, получает необходимую информацию о новинках рынках, тестирует новую продукция с целью выявить на личном опыте преимущества и недостатки тестируемой продукции. Всё это делает работников данной компании людьми, отлично знающими свою работу, профессионалами своего дела.

Управление в торговом центре «Витязь» основывается на основных локальных документах, принятых в организации: устав, учетная политика, положения об отделах и должностные инструкции, трудовой распорядок, а также кодекс корпоративного поведения.

В торговом центре «Витязь» линейно-функциональная организационная структура управления. Линейные руководители при ней являются единоначальниками и полностью отвечают за работу подразделения (директор, зам. директора). Функциональные руководители (главный маркетолог, специалист по сбыту, зав. складом и так далее) составляют штаб директора и руководят функциональными подразделениями (магазин, склад, и так далее).

1.6 Анализ ассортимента отдела школьно-письменных и канцелярских товаров

Ассортимент канцтоваров готов удовлетворить вкусы даже самых требовательных покупателей. На сегодняшний день на рынке представлен широкий ассортимент канцтоваров, причем большая его часть представлена в равных частях для школьников.

Так же широкий ассортимент обусловлен большим выбором дизайнерских разработок - множество декоративных элементов, окраска, и функциональные дополнения - все это обеспечивает широкий ассортимент.

Ассортимент канцелярских товаров в «Витязе» очень широк и разнообразен. Это пеналы, пластилины, глина, краски, кисти, наборы кистей, мелки, веера, счетные палочки, обложки для тетрадей и книг, школьные папки (для тетрадей, акварелей), развивающие игры для детей, указки, ручки, карандаши, ластики, маркеры, и все самое разнообразное.

Большая часть выпускаемой продукции — это бумага (тетради). Так как данный тип продукции просто необходим для учебной деятельности и пользуется наибольшим спросом.

1.7 Показатели ассортимента

школьно-письменных и канцелярских товаров

При формировании ассортимента в торговом центре «Витязь» осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента. Основными из них являются широта, полнота и стабильность (устойчивость) ассортимента.

Широта, полнота и устойчивость ассортимента розничных торговых предприятий определяется с помощью коэффициентов. Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать, как по всему товарному ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных товарных групп.

Широта ассортимента – это количество вдов, разновидностей наименований однородных и разнородных товаров.

Коэффициент широты (Кш) – выражается, как отношение действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Кш= Шд : Шб * 100%, где, Шд – широта действительная - 22

Шб – широта базовая - 28

Кш – коэффициент широты.

Расчет структуры ассортимента:

Кш= 22: 28 * 100%= 0,8

(1)

Вывод: Полнота ассортимента торгового центра «Витязь» составила 0,8 - это говорит о достаточном ассортименте красок для рисования. Данная полнота удовлетворяет потребности потребителей, так как деятельность торгового цента направлена на удовлетворение разных потребностей.

Широта ассортимента зависит от насыщенности рынка и спроса.

Расчет структуры ассортимента школьно-письменной бумаги (тетрадей):

Признаки Шб Шд Кш

Коэффициент широты ассортимента товаров в торговом центре «Витязь» равен:

Кш= 0,8

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

Коэффициент полноты ассортимента рассчитывают по формуле:

Кп = Пд : Пб * 100%

где, Пд – полнота действительная - 4

Пб – полнота базовая - 5

Кп – коэффициент полноты.

Коэффициент полноты:

Кп= 4 : 5 * 100% = 0,8

(2)

Вывод: Коэффициент широты равен 0,8. По этому показателю видно, что ассортимент исследуемой продукции достаточно разнообразен. Это показывает то, что потребительский спрос на данную продукцию удовлетворен.

Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.

Чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.

Стабильность (устойчивость) ассортимента – бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Устойчивость ассортимента (У) – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Ку = У : Шб * 100%

где, У – устойчивость спрос на определенный товар - 2

Шб – широта базовая - 5

Ку – коэффициент устойчивости.

Расчет коэффициента устойчивости:

Ку = 2 : 5 * 100% = 0,4

(3)

Вывод: Коэффициент устойчивости равен 0,4. Это указывает на то, что ассортимент товара в исследуемом торговом центре, не пользуется устойчивым спросом. Следовательно, ассортимент этих товаров не обладает высокой устойчивостью.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров.

1.8 Управление ассортиментом предприятия

Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.

Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельным предприятием.

Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть — это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров. Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент.

Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров определяет его тип (универмаг, универсам) и форму торгового обслуживания. Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент будет отличаться по количеству групп и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

С учетом сложности различают простой и сложный ассортимент товаров.

Те виды товаров, которые классифицируются не более, чем по трем признакам, составят простой ассортимент товаров (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.).

Те виды товаров, которые классифицируются на разновидности более чем по трем признакам, в совокупности будут составлять сложный ассортимент товаров (обувь, одежды и др.).

Укрупненный ассортимент определяется соотношением отдельных групп изделий. Группа товаров должна объединяться по ряду признаков: способ производства, назначение, особенности конструкции и др. Развернутый ассортимент определяется представленными разновидностями товаров.

Комбинированный ассортимент — это набор нескольких групп товаров разного назначения, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности. Например, в магазине "Мужская одежда" реализуется комбинированный ассортимент.

Смешанный ассортимент — совокупность непродовольственных и продовольственных товаров различных групп. Смешанный ассортимент представлен, как правило, наибольшим количеством групп и видов товаров.

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:

  1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализа способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.

  2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.

  3. Критическая оценка выпускаемых изделий в том же ассортименте с позиции покупателя.

  4. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.

  5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.

  6. Разработка спецификаций новых или улученных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.

  7. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.

  8. Проведение испытаний продуктов с учетом потенциальных потребителей, в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.

  9. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасовки, цены, наименования, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия. 10.Оценка и пересмотр всего ассортимента.

Мои предложения торговому центру «Витязь»:

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателя и рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

Если у предприятия финансовые трудности и экономическая нестабильность, то можно удержать рынок сбыта товаров, расширив свою деятельность, связанную с розничной торговлей за последние годы. Предприятие представляет покупателям большой ассортимент продукции, что означает повышение спроса и, следовательно, увеличение объема продаж, что в свою очередь, ведет к увеличению объемов расчетных операций. Проведенный анализ факторов, влияющих на реализацию товара, показал что, не смотря на увеличение товарооборота в целом, многие резервы роста не были использованы, поэтому необходимо:

  1. улучшить условия хранения товаров, чтобы избежать порчи товаров, для этого следует дополнительно снять в аренду темное помещение с рекомендуемой температурой;

  2. вследствие постоянных очередей, для увеличения пропускной способности покупателей, а также, учитывая пожелания самих покупателей, необходимо сделать дополнительную кассу, а также подумать о смене имеющегося метода продажи в магазине на метод самообслуживания, путем появления касс, где покупатели могут самостоятельно пробивать и покупать товар. Конечно, переорганизация торгового зала магазина под зал самообслуживания потребует некоторых материальных затрат.

  3. провести маркетинговые исследования рынка;

  4. сократить закупку неходовых видов товаров;

  5. наладить более равномерную поставку товаров от поставщиков;

  6. особое внимание обратить на условия выполнения договорных обязательств;

  7. повысить уровень организации труда;

  8. обеспечить жесткий контроль за всеми показателями, влияющими на объем реализации.

Глава 2. Экспертиза качества школьно-письменных и канцелярских товаров

2.1 Методы проведения экспертизы школьно-письменных и канцелярских товаров

Канцелярские товары должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий.

Материалы, применяемые для их изготовления должны быть не токсичны. Конструкция и формы этих товаров должны обеспечивать целевое назначение, удобство и комфорт пользования ими. Художественное оформление должно соответствовать современным требованиям.

Школьные тетради представляют собой изделия объемом 12, 18, и более страниц листа с различными видами линовки. В бывшем Советском Союзе ГОСТы строго регламентировали типы и параметры бумаги для блока и обложки. В них определены основные требования, которым в обязательном порядке должны соответствовать все выпускаемые тетради: качество бумаги, размер, линовка, интенсивность линий, поля и т. п.

Последний раз эти ГОСТы пересматривались более 15 лет назад, и сейчас планируется, что в ближайшее время в них будут внесены изменения.

В современных условиях качеству школьных тетрадей предъявляются еще более жесткие требования: внешний вид и прочность обложки - она должна быть гладкой, и через нее не должен просвечивать текст; листы тетради должны быть белыми и прочными, авторучка - хорошо писать по поверхности листа, а чернила не растекаться по поверхности бумаги. Кроме того, обрез тетради должен быть качественным, должны соблюдаться перпендикулярность сторон и совпадение линий линовки на обеих сторонах листа, скобы должны быть точно по сгибу тетради и не ломаться при разгибании.

В настоящее время на российском рынке можно встретить тетради, сделанные из бумаги, начиная от серой, так называемой "типографской", и кончая супер белой с применением оптических отбеливателей. [9 с.120]

В целом все школьные тетради по качеству и, соответственно, по цене можно разделить на 4 основные категории:

  1. Серая бумага обложка в одну краску

  2. Хорошая бумага (офсет № 1), обложка в одну краску.

  3. Хорошая бумага (офсет № 1), обложка с полноцветной печатью

  4. Бумага высшего качества, как правило, с оптическим отбеливателем, обложка из мелованной бумаги повышенной плотности с полноцветной печатью, скругленные углы.

Основные производители школьных тетрадей - Архангельский ЦБК, ЗАО "Бумизделия" (Москва), Тулабумпром, Полотняно-заводская и Кондровская бумажные фабрики (Калужская обл.), Каменская БКФ, (Тверская обл.).

           

Качество тетрадей определяется многими параметрами. Среди них можно выделить 2 главных – качество бумаги и качество печати тетради.

В перечень профессиональных технических характеристик бумаги входят показатели гладкости, прочности на разрыв, степени проклейки, белизны, плотность, жесткость, непрозрачность, равномерность просвета, и другое.

Многие свойства бумаги, такие как равномерность просвета, белизна, цвет, гладкость, можно определить визуально или с помощью осязания. Но некоторые свойства определяются только в лабораторных условиях. [10 с.78]

2.2 Экспертиза качества образцов школьно-письменных и канцелярских товаров

Определение удельной массы и плотности 1 м2 бумаги.

Цель работы: определить удельную массу и плотность бумаги выбранных образцов различных производителей.

Для анализа были отобраны образцы бумаги:

  • Образец №1 - 000 «Маякканц», г. Пенза;

  • Образец №2 – «Заводская бумажная фабрика», Калужская область

  • Образец №3 - ЗАО «Бумизделия» ТД «Восход» г. Москва

  • Образец №4 - ОАО «Архангельский ЦБК» г. Новодвинск

  • Образец №5 – ОАО «Тулабумпром», г. Тула

При помощи методики определения плотности бумаги была рассчитана плотность представленных образцов, результат был сопоставлен с требованиями ГОСТа – плотность бумаги должна быть не менее 0,65 г/см3. В ГОСТе -1989 года не говорится о верхнем пределе плотности, но увеличение плотности бумаги для тетрадей выше 0,80 г/см3 заметно «утяжеляет» тетрадный блок, что отрицательно сказывается на общем весе портфеля, особенно младших школьников. [1c.3]

Результаты исследования:

Таблица 1- Определение удельной массы и плотности 1 м2 бумаги

Образец

№1

№2

№3

№4

№5

Масса 1м2, г

50,3752

50,1314

59,8778

60,1012

60,2235

Плотность, г/см3

0,62875

0,668

0,7475

0,75125

0,66888

Плотность бумаги представленных образцов соответствует требованиям ГОСТа, кроме образца №1, где плотность бумаги меньше требуемых значений, но отклонение незначительное.

Изучение отношения бумаги к жидкости.

Цель работы: изучить отношение исследуемых образцов к жидкости, характеризующее степень проклейки бумаги, влагопоглощения, капиллярных свойств.

Методика №1 «Определение степени проклейки бумаги методом лодочки»

Методика и порядок выполнения работы.

Суть метода заключается в определении сопротивления бумаги проникновению специальных водных чернил. Для этого из испытуемой бумаги вырезают 2 образца размером 60x60 мм. Из этих образцов делают лодочки. При этом размеры лодочек должны соответствовать следующим значениям: основание 50x50 мм, высота бортика - 5 мм.

Затем лодочки опускают в кювету со специальными чернилами, одновременно включая секундомер, и определяют время (с), соответствующее равномерному окрашиванию основания лодочки. Степень проклейки определяют по формуле:

f=0,6m2 /t, где

  • t - время, соответствующее равномерному окрашиванию основания лодочки, с;

  • m - масса 1 м2 испытуемой бумаги, г.

В соответствии с таблицей 1 определяют степень проклейки бумаги.

Чем больше степень проклейки, тем меньше бумага будет промокать, то есть облегчает ее использование для письма и рисования. Но с другой стороны очень высокая степень проклейки будет приводить к «скатыванию» краски с поверхности листа, так как, впитывание и удержание на поверхности минимальное.

Методика №2 «Определение капиллярной впитываемости»

Методика и порядок выполнения работы.

Метод заключается в определении высоты поднятия жидкости по капиллярам бумаги за определенный промежуток времени после погружения одного конца бумаги в воду. Для испытания вырезают полоски бумаги размером 15x230 мм в машинном и поперечном направлениях. На одном из концов полоски бумаги проводят линии на расстоянии 10 мм от края. Затем образцы погружают в воду на 10 мм, в момент касания нулевым делением линейки поверхности воды включают секундомер. Через 10 минут производят отсчет высоты поднятия жидкости по линейке с точностью до 1мм. Измерения заносятся в таблицу 2.

Результаты исследования:

Таблица 2 - Степень проклейки бумаги различных производителей

№ образца

Степень проклейки

Капиллярная впитываемость, мм

1

Проклеенная на 3/4

28

2

Проклеенная на 3/4

37

3

Полностью проклеенная

3

4

Проклеенная на3/4

34

5

Полностью проклеенная

5

Капиллярную впитываемость можно проанализировать и методом капли. На лист бумаги нанести 1 каплю чернил. Наблюдать расплывание чернильного пятна, его размер и форму. Чем выше капиллярность, тем меньше размер пятна. Кроме этого, этот метод позволяет оценить и расположение волокон в бумаге. Если пятно вытянуто в одном направлении, то преимущественно в этом же направлении расположены целлюлозные волокна.

Вывод: капиллярная впитываемость представленных образцов различна. Наиболее соответствует ГОСТ образцы бумаги образцов №1,2,4.

Качество школьных тетрадей зависит не только от качества бумаги, но и внешний вид, качество разлиновки, качество тетрадного блока.

  1. Оценка внешнего вида и прочности обложки - она должна быть гладкой, и через нее не должен просвечивать текст;

  2. Оценка качества разлиновки: должны соблюдаться перпендикулярность сторон и совпадение линий линовки на обеих сторонах листа;

  3. Оценка тетрадного блока: обрез тетради должен быть качественным, скобы должны быть точно по сгибу тетради и не ломаться при разгибании.

По результатам всей проделанной работы представлена сводная таблица по сравнению образцов бумаги разных производителей.

Таблица 3 – Соответствие образцов требованиям ГОСТ

Вопросы для сравнения

Образец

№1

Образец

№2

Образец

№3

Образец

№4

Образец

№5

Производитель

000 «Маякканц», г. Пенза

«Заводская бумажная фабрика»,

Калужская область

ЗАО «Бумизделия»

ТД «Восход» г. Москва

ОАО

«Архангельский ЦБК» г. Новодвинск

ОАО

«Тулабумпром», г. Тула

Наличие

соответствия

Российскому

стандарту

Соответ- ствует

Соответ-ствует

Соответ-

ствует

Соответ-ствует

Нет знака соответ-ствия

ГОСТ или ТУ

ГОСТ

ТУ

ГОСТ

ТУ

ТУ

Масса 1 м2

50,3 г

50,1 г

59,8 г

60,1 г

60,2 г

Толщина листа

0,08 мм

0,075 мм

0,08 мм

0,08 мм

0,09 мм

Плотность

г/см3

0,62875

0,668

0,7475

0,75125

0,6688

Равномерность просвета

Равномерный

Наиболее равномерный

Самый равномерный

Наиболее равномерный

Неравномерный

Белизна, цвет

Белый

Белый

Белый с

матовым

оттенком

Белый, отличенный белизной

Серый

Степень проклейки

3/4

3/4

1

3/4

1

Светоотраж.

Матовый

Матовый

Сильный блик

Матовый

Матовый

Поверхность листа

Гладкая

Гладкая

Гладкая

Гладкая

Сильно шероховат

Качество разлиновки

Цвет линий синий, несовпадение линий на обеих сторонах листа значительно

Цвет линий голубой, несовпадение линий на обеих сторонах листа значительно

Цвет линий серый, несовпадение линий на обеих сторонах листа на 0,5 мм

Цвет линий фиолетовый, несовпадение линий на обеих сторонах листа на 0,5 мм

Цвет линий синий, совпадение линий на обеих сторонах листа

Качество обложки

Шероховатая

Гладкая

Гладкая

Гладкая

Сильно шероховатая

Качество тетрадного блока

Ровный

Ровный

Ровный

Ровный

Ровный

Прочность скрепки

Прочная

Прочная, немного смещена от центра

Прочная

Прочная

Прочная

Полученные результаты показывают, что в торговой сети города Новодвинска преобладают тетради «Архангельский ЦБК» (89,1%). Качество всех представленных образцов тетрадей близко к нормам, содержащимся в ГОСТах, но так как три из представленных образцов изготавливаются с применением технических условий (ТУ), все образцы отличаются по своим параметрам от ГОСТ. Наиболее качественные тетради выпускают «Архангельский ЦБК» и ЗАО «Бумизделия» ТД «Восход» город Москва. Эти образцы отличаются более качественной бумагой и качеством тетрадного блока. Наименее качественные тетради выпускаются на предприятии: шероховатая, сильно проклеенная, темная бумага вызывает зрительное утомление у школьников и может привести к снижению зрения.

Так как рынок школьных тетрадей в большей степени представлен продукцией «Архангельский Целлюлозно-бумажный комбинат» (ЦБК), то можно сделать вывод, что дети города Новодвинска в значительной степени защищены от недоброкачественной продукции.

Рекомендации для покупателей при выборе школьной тетради:

  1. При выборе тетради обращайте внимание на обложку: чем глаже и плотнее бумага, тем дольше тетрадь сохранит привлекательный вид;

  2. Желательно, чтобы уголки были скруглены – так они меньше будут загибаться;

  3. Тетрадный блок должен быть ровный, без «задиров», листы блока должны совпадать между собой и с обложкой;

  4. Бумага белая, но без «бликов», иначе «зайчики будут раздражать глаза ребенка, гладкая, но не очень, чтобы ручка легко писала, а не скользила. Шероховатая бумага заставляет прикладывать больше усилий для детской ручки, дети быстрее устают;

  5. Цвет разлиновки лучше серый – меньше устают глаза, линии двух сторон должны совпадать, чтобы не создавать эффекта раздвоения и не напрягать зрение.

Лучший помощник в выборе – стремление к сохранению здоровья детей.

Заключение

За прошедшие годы предпочтения Муромских потребителей в отношении канцтоваров претерпели значительные изменения. Во-первых, существенно увеличился ассортимент потребляемых принадлежностей. А во-вторых, на рынке заметна тенденция переключения спроса на более качественную «брендовую» продукцию.

Исследовав факторы, формирующие ассортимент в торговом центре «Витязь» можно сделать следующие выводы: торговый центр «Витязь» является магазином с насыщенным перечнем реализуемых товаров, обслуживающий самые разные группы населения. В качестве основного фактора, формирующего ассортимент выступает, прежде всего, покупательский спрос. Именно спрос направляет ассортимент и активно воздействует на него в сторону расширения или сокращения.

В условиях современного бизнеса конкурентоспособность предприятий, занимающими данными видами деятельности, вне зависимости от его размеров, зависят в первую очередь от качества продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством. Высокое качество продукции, удовлетворяющее ожиданиям потребителя, является важным фактором принятия решений в пользу покупки именно данного товара или услуги.

На основании этого решили следующие задачи курсовой работы:

  1. Исследовали ассортимент потребительских свойств товаров для школы и офиса;

  2. Углубили и систематизировали знания о товароведных характеристиках товаров для школы и офиса;

  3. Рассмотрели ассортимент канцелярских товаров торгового центра «Витязь», классификацию и характеристику товаров;

  4. Проанализировали основные показатели ассортимента;

  5. Рассмотрели методы проведения экспертизы школьных тетрадей;

  6. Провели экспертизу качества образцов.

Based on this, we solve the following problems of the course work:

  1. We explored the range of consumer properties of goods for school and office;

  2. We deepened and systematized knowledge about the commodity research characteristics of the goods for school and office;

  3. We considered the range of clerical goods of the shopping center "Vityaz", the classification and description of products;

  4. We analyzed the main indicators of the range;

  5. We considered the methods of the examination of the school notebooks;

  6. We conducted the examination of the quality.

Список литературы

  1. ГОСТ 28916-91 Ручки автоматические перьевые

  2. ГОСТ 6100-68 Инструменты чертежные и наборы из них (готовальни)

  3. А.А. Колесник, Б.И. Хомутов “Товароведение продовольственных товаров”, 2015 г. – 400 с.

  4. Брилевский О.А. Товароведение непродовольственных товаров / О.А. Брилевский. - М.: Приор, 2014. - 311 с.

  5. Голубенко О.А. Товароведение непродовольственных товаров / Голубенко, О.А., Новопавловская, В.П., Носова, Т.С. - М.: Инфра-М, 2014. - 336 с.

  6. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров, изд.: Дашков, 2014 г. – 365 с.

  7. Козюлина Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Учебник. - М.: Прогресс, 2013. - 263с.

  8. Основы товароведения непродовольственных товаров, В.И. Барченкова-М.: Экономика, 2013 г. – 248 с.

  9. Справочник товароведа: Непродовольственные товары-ВЗ-х Т.2 / С.И. Баранов, Е.И. Веденеев, А.Я. Володенков и др. – М.: Экономика, 2013 г. – 411 с.

  10. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 544 с. – (Высшее образование).

Просмотров работы: 3149