ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Смищенко Е.С. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Совершенствование образовательной системы во многом определяется организацией ее управления. От того, как будет решаться проблема управления, зависит судьба образования и развития российского общества в целом. Старая система управления образованием во многом разрушена, новая создается, при этом централизованное управление уступает самостоятельности регионов, районов, учебных заведений.

Проблема качества образования по-прежнему остаётся актуальной. Острота вопроса обусловлена, прежде всего, глобальными проблемами человечества, изменяющимися условиями жизни, требованиями современности. Для того, чтобы не утратить достижения российской школы при всех изменениях в общем образовании, создать условия для самореализации и развития личности, необходимо обеспечить управление качеством образования на всех уровнях [2].

Каждому образовательному учреждению интересна и значима его оценка со стороны, место, отводимое ему внешними потребителями. В связи с этим возникает острая необходимость в способности, во-первых, самостоятельно и объективно оценивать качество образования, предоставляемого учебным заведением, а во-вторых, - управлять изменением этого качества.

В настоящий момент практике современного образования активно развивается система мониторинга качества образования.

Мониторинг в образовании – это отбор, обработка, хранение и распространение информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентация на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития [7].

Мониторинг – необходимый компонент (инструмент) любого эффективного управления, который направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:

  • Образовательной среды,

  • Образовательных технологий;

  • Результатов образовательного процесса;

  • Эффективности управления ОУ [8].

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. Информация, собранная в ходе мониторинга, должна обеспечивать учителя или руководителя необходимыми и достаточными данными для выбора адекватной модели обучения или управления [5].

Таким образом, мониторинг - это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности. Важно разграничивать сущность контроля и мониторинга: сущность контроля – оценка результата, сущность мониторинга – оценка процесса.

Различают внешний и внутренний мониторинг качества образования.

Внешняя оценка качества образования осуществляется внешними по отношению к образовательному учреждению субъектами (органами управления образования, центрами мониторинга и т.д.), прежде всего, в ходе проведения единого государственного экзамена, эта оценка осуществляется также в ходе реализации национального проекта «Образование», в ходе комплексных и фронтальных проверок образовательных учреждений. Благодаря внешнему мониторингу осуществляется отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе по обучению учащихся и их причин. Итоги внешних мониторингов рассматриваются на заседаниях коллегии управления образования, на совещаниях директоров, на заседаниях районных предметных методических объединений.

Под внутренним мониторингом качества образования понимается вид деятельности по информационному обеспечению процесса управления образовательным учреждением, основанной на систематическом, стандартизированном изучении состояния основных процессов, условий и результатов их осуществления [6].

Система внутреннего мониторинга качества образовательного процесса раскрывает взаимосвязь между условиями, процессом и результатами мониторинговой деятельности, может быть использована в качестве средства управления качеством образования в любом образовательном учреждении.

Сегодня, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (далее - закон №273-ФЗ), участники образовательных отношений - это обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Для согласованности их действий и успешного достижения образовательных целей оптимальными путями правомерно ставить вопрос об управлении образовательной деятельностью. Одним из звеньев управления является организация внутришкольного контроля.

Мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов. Внутренний контроль так сильно влияет на кардинальные изменения в школьной политике, потому, что позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных целей, выявить творчески работающих учителей и учителей, имеющих серьезные проблемы в организации педагогического процесса, и требующих оперативной помощи. Другими словами, контроль один из источников, способных дать полную информацию для принятия единственно верного управленческого решения. И от того, как и в каких формах, он будет осуществляться, и кого его будет проводить, будут зависеть объективность и полнота полученных данных.

Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учетом человеческого фактора, отношений между участниками процесса, развитие профессионализма учителей, обученности учащихся и т.д. Осуществление мониторинга качества образования в современной школе по разработанному алгоритму существенно повышает эффективность мониторинга как части управления и способствует принятию продуктивных управленческих решений. В условиях рынка каждая школа вынуждена обратиться к поиску «своего лица» и соответствующей структуры управления, которая перестала быть универсальной. Традиционные компоненты управления – планирование, организация, руководство и контроль, дополняются новым функциональным составом, обеспечивающим организованность совместной деятельности учеников и учителей и направленным на достижение образовательных целей развития школы [3].

В федеральном государственном казенном общеобразовательном учреждении «Оренбургское президентское кадетское училище» (Оренбургское ПКУ) внутренний мониторинг осуществляется согласно Положения о содержании и порядка проведения внутреннего мониторинга администрацией и другими структурными подразделениями училища, разработанного на основе действующего законодательства в области образования.

Положение о внутреннем мониторинге рассматривается на педагогическом совете и утверждается начальником училища в установленном порядке. Внутренний мониторинг сопровождается изданием приказа начальника училища о сроках, составе рабочей группы, содержании, инструктированием должностных лиц по вопросам контроля.

В ходе внутреннего мониторинга выполняются следующие функции: фронтально-административная, информационно-аналитическая, контрольно-диагностическая, коррективно-регулятивная, стимулирующая.

В качестве основополагающих принципов внутреннего мониторинга мы выделяем:

-систематичности и планомерности;

-демократичности;

-объективности;

-непрерывности и цикличности;

-обоснованности;

-всесторонности.

Цели мониторинга:

- совершенствование деятельности педагогического коллектива по обеспечению доступности, качества и эффективности образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности кадета;

- реализация образовательного потенциала обучающихся, отслеживание динамики всестороннего развития личности; развитие основных компетенций кадет, навыков культуры труда.

- обеспечение функционирования образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению и организации образовательного процесса.

- установление соответствия функционирования и развития системы работы Оренбургского ПКУ требованиям государственного стандарта общего образования с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса, осуществить комплекс мер по готовности училища к введению ФГОС.

Задачи мониторинга:

- обеспечить в полном объеме реализацию образовательных программ общего образования, соответствие качества подготовки обучающихся, в том числе выпускников установленным требованиям федерального компонента ГОС;

- проводить анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности педагогических работников, повышение ответственности за внедрение передовых, инновационных технологий, методов и приёмов обучения;

- оказывать методическую помощь педагогическим работникам в процессе контроля;

- вести постоянный мониторинг достижений обучающихся по отдельным предметам с целью определения качества усвоения учебного материала в соответствии с динамикой развития обучающегося, подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- совершенствовать систему контроля за состоянием и ведением учебно-нормативной документации;

- обеспечить выполнение комплекса мероприятий для введения в училище ФГОС.

Основными направлениями внутреннего мониторинга Оренбургского ПКУ являются:

• качество условий реализации основной образовательной программы (кадровых психолого-педагогических, информационных, материально- технических)

• качество обучающей предметной деятельности (требований подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, промежуточной аттестации, по сохранению здоровья, планирование и организация занятий, развитие УУД, активное использование ИКТ, внеурочная деятельность по предмету, интенсивность олимпиадного и конкурсного движения, устройство кабинетов, моделирование «портрета выпускника»)

• качество создания воспитательной среды (содержание и структура системы воспитательной работы по направлениям: духовно-нравственное развитие, социализация и профилизация, формирование экологической культуры, безопасного образа жизни, культуры здоровья, качество реализации программ воспитательной работы, качество работы с родителями)

• качество уровня профессиональной компетентности (преподавателя, воспитателя, классного руководителя, педагога-психолога, медицинского работника, библиотекаря, социального педагога, служб сопровождения)

• контроль качества управления Оренбургским ПКУ (оптимальность состава и структуры плана контроля, качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ, др., качество ведения документооборота образовательного процесса, качество оснащения материально-технической базой организации, качество управления профессиональным ростом преподавателей, воспитателей, компетентность специалистов структурных подразделений)

• контроль качества предоставления дополнительного образования, др.

Итоги внутреннего мониторинга в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел подводятся на заседаниях педагогических советов, совещаниях с педагогическим составом.

Таким образом, внутренний мониторинг – главный источник информации и диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности училища.

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений. Система внутреннего мониторинга качества образовательного процесса, раскрывающая взаимосвязь между условиями, процессом и результатами мониторинговой деятельности, используется в качестве средства управления качеством образования в образовательном учреждении.

Список литературы

  1. Закон Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 01.05.2017). - Режим доступа: www.consultant.ru

  2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Педагогика, 2011. - 192 с.

  3. Галеева Н.Л. Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - №9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zam.resobr.ru/archive/year/8162/

  4. Губанова Е.В. Организация внутришкольного контроля в образовательной организации общего образования // Справочник заместителя директора школы. - 2013. - №8. - с.16-25.

  5. Концепция развития системы внутришкольного контроля и оценки качества образования / Е.М.Михеева, Н.А.Муштакова, Л.В. Павлова, Н.В.Томилина // Управление качеством образования. - 2015. - №6. - с.35-52.

  6. Модель управления качеством образования на основе организации внутришкольного контроля / О.А.Лобановская, С.А.Никитина, И.В. Парфенова // Управление качеством образования. - 2014. - №1. - с.70-84.

  7. Система внутришкольного контроля и оценки качества образования/ Г.И.Леонтьевская, Г.А.Ильина, В.В.Демьянова, Н.В.Лободина // Управление качеством образования. - 2015. - №7. - с.36-58.

  8. Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. - М., 1996

Просмотров работы: 568