С. Н. Ениколопов считает, что мультфильмы могут оказать негативное воздействие на детей только в том случае, если ребёнок идентифицирует себя с героями [2, с. 108]. Д. В. Ольшанский отмечал, что влияние мультфильма на психику дошкольника объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание [3, с. 90].
Обычно, когда родители заняты своими делами, они отвлекают своих детей просмотрами мультфильмов, чтобы те не тревожили их во время работы. Но какие именно мультфильмы смотрит ребенок, родители не догадываются. В телевизоре очень много каналов с мультиками, у которых есть определенный возрастной рейтинг. А что, если ребенок переключит канал и увидит мультфильм с рейтингом старше его возраста? Это определенно отрицательно может сказаться на его психике, так как в современных мультфильмах очень много цензуры, девиантного поведения, страшных сцен насилия и многое другое.
Бывает даже, что родители совсем забывают о детях, а те просиживают у телевизора очень много времени. Сколько времени нужно уделять на просмотры мультфильмов детям разного возраста? По нормам, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения, детям от 0 до 3-х лет просмотр телепередач запрещен полностью; от 3 до 7 лет— до 30 минут в день; от 7 до 10 лет — 30—50 минут в день; от 11 до 18 лет — 1—3 часа в день.
Немецкий психолог Райнер Пацлаф, уже более 20 лет занимается изучением детской психики. В своей книге «Застывший взгляд», он изучил психологическое влияние телевидения на психологическое развитие детей. Ученый вывел систему образов, которые диктуют будущее поведение ребенка. Например, чересчур яркие цвета и громкие звуки крадут интерес к реальной жизни. Самые опасные мультики, по мнению многих отечественных психологов, это иностранные мультфильмы, так как в них в большей мере изображены сцены насилия. Во время таких сцен в мультфильмах, дети испытывают напряжение, накапливают негативные эмоции. Образы, которые складываются у них, могут быть очень пугающие. Это может сказываться на интересе ребенка к познанию внешнего мира, этот интерес будет угасать [1]. Из-за этого дети могут проявлять агрессию, относиться плохо к учёбе и близким. Именно поэтому психологи советуют родителям тщательно отбирать мультфильмы для просмотра. Сейчас существует очень много поучающих мультфильмов с чётко продуманным сюжетом, которые влияют на позитивное развитие младшего поколения. А также мультфильмы могут быть для девочек и для мальчиков, желательно выбирать соответственно полу ребёнка.
Таким образом, мультфильмы – это один из элементов формирования ребенка как личности. Детям нужно дарить много добра, любви и заботы. Это именно те ценности, которые заложены в советских мультфильмах. На них выросло не одно поколение, хороших и добросердечных родителей. Посмотрев на своего любимого положительного героя и на его поступки, ребёнок будет брать хороший пример и стараться соответствовать ему. В дальнейшем, он будет уметь анализировать свои действия и правильно поступать. Добрые и невинные мультфильмы дарят хорошее настроение и вдохновляют детей на творческий процесс.
Список литературы:
Красный Ю. Е., Курдюкова Л. И. Мультфильм руками детей: Книга учителя. – М.: «Просвещение», 1990. – с. 108
Маркова Н. Е. Культринтервенция. – М.: «Омега», 2002. – с. 90