АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК» В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК» В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

Захарова А.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Выдержать большое давление со стороны социума подростку не всегда удается и он выбирает определенный тип отношения к окружению, построенный на агрессии, авторитарных, эгоистических, либо зависимых и подчиняемых видах взаимодействия. Не маловажный фактор выбора типа отношений имеет и статус ученика в классе, группе сверстников, так как подростковый период является периодом перехода к взрослости с бурными физиологическими и эмоциональными изменениями.

Многие ученые занимались этой проблемой. И. А. Невский определяет трудных подростков, исходя из причин трудновоспитуемости. Трудными он называет детей с отклонениями в состоянии здоровья, социально и педагогически запущенных.

А. И. Кочетов к трудным относит детей, имеющих нарушения в эмоциональной, волевой, интеллектуальной сфере, коммуникации 3.

А. Д. Гонеев, В. Г. Степанов, А. М. Прихожан и многие другие ученые относят тех, чье девиантное (отклонение от принятых в обществе норм) или деликвидное (преступное поведение от мелких проступков до серьезных правонарушений) поведение плохо поддается и активно сопротивляется

Н. Г. Новицкий выстраивают свои классификации на основе тех факторов окружающей среды, которые влияют на ребенка. Например, дети из неблагополучных семей, а также подростки, подвергшиеся дурному влиянию сверстников, имеют свои категории в этой классификации, и для них разрабатываются эффективные методики борьбы с психологическими проблемами 5.

Рассмотрим таких детей именно с психическими формами задержки развития. Существует несколько следующих категорий нарушений развития у детей.

Двигательная расторможенность (гиперактивность). Ребенок с завышенной двигательной активностью, независимо от ситуации, местопребывания, даже при наличии усталости. У гиперактивного ребенка, наряду с его повышенной двигательной активность, наблюдаются так же неусидчивость, отвлекаемость, рассеянность и повышенная возбудимость, иногда агрессия. Такой ребенок бывает «трудным» как для родителей, так и для работников детских учреждений, часто он как «вихрь» сносит все на своем пути, превращая жилье или группу в садике в «поле боя». У гиперактивного ребенка отсутствуют, свойственные другим детям, механизмы самоконтроля, поэтому стоит избегать наказаний в любом виде, так как толку от них будет мало, а вот ухудшить ситуацию они смогут 5.

Синдром дефицита внимания – одна из самых распространенных в последнее время форм нарушения поведения у детей. Синдром дефицита внимания (далее СДВ) так же часто сопровождаются импульсивностью и гиперактивностью. Такой ребенок не может изменить свое поведение по желанию взрослого – он просто не в состоянии это сделать. Причины возникновения СДВ бывают различными – сходны с причинами возникновения гиперактивности. Соответственно и успех в борьбе с СДВ кроется в понимании этой проблемы, выявлении ее как можно раньше, в квалифицированной помощи специалистов.

Нарушение интеллекта (умственно отсталые дети) – стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее, как правило, в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость часто затрудняет или делает полностью невозможным адекватное социальное поведение личности. Умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих возможностей, что часто становится трагедией для родителей таких детей, которые стараются сделать все возможное и невозможное.

Задержка психического развития (далее ЗПР) выражается в замедленном темпе развития различных психических функций. Для данного состояния обычно характерны разновременность проявления отклонений и различная степень их выраженности. Подобные отклонения у детей могут быть обусловлены различными факторами, как биологическими, так и социальными, либо их различными сочетаниями. Для детей с ЗПР свойственны несформированность психических функций, недоразвитость познавательной деятельности, эмоциональная незрелость. Прогресс развития ребенка зависит от внешних и внутренних социальных факторов в комплексе, очень важное значение имеет семья и правильное воспитательное поведение родителей 5, с. 57.

Медлительные дети – немногочисленная категория «неудобных» детей, по сравнению с остальными. Медлительные дети обычно здоровые психически и физически, иногда конечно могут иметь место патологии развития, но они не связанны с их «медлительностью». Медлительность это особенность, ведь каждому человеку присущ свой личный темп, являющийся постоянным.

Шизофрения. Аутизм. Шизофрения – очень сложное, многообразное заболевание, причины которого до сих пор полностью не выяснены. Отличительными чертами детей-шизофреников являются искажение мыслительных операций и восприятия, своеобразие общения. Шизофрения может возникнуть в любом возрасте у здорового человека. Аутизм – частичный или полный отказ от общения с окружающими. У детей больных аутизмом и шизофренией может быть совершенно разный интеллектуальный уровень развития, как превышающий возрастные нормы, так и отстающий. Общими чертами обоих нарушений являются неравномерность развития разных сторон психики. Часто такие дети выглядят неадекватными.

Еще одна категория «трудных детей» – педагогически запущенные дети. Им свойственны отклонение от нормы в поведении и обучении, отставание в развитии памяти, воображения, мышления и других качеств личности, искажения в отношениях со сверстниками, родителями и педагогами. Педагогическая запущенность формируется в первую очередь у детей, чьи родители пренебрегают их воспитанием. Причины такого отношения к детям различны – одни родители перегружены работой и времени на воспитание остается мало, другие просто находятся в позиции полной безучастности и не хотят заниматься воспитанием детьми или в силу своей педагогической неграмотности. Но есть среди таких детей, и дети, в чьих семья есть и материальный достаток, и любовь, здоровый образ жизней родителей. Тут уже речь идет о таком виде педагогической запущенности как избалованность. В такой ситуации ребенок никогда не получает отказа ни в чем, все его капризы и желания исполняются тут же и немедленно, он находится под постоянной чрезмерной опекой родителей, которые его постоянно развлекают, тем самым лишая его какой бы то ни было самостоятельности. 5, с. 58-59.

А.И. Кочетов выделяет следующие типы трудных детей:

1. дети с нарушениями в сфере общения;

2. дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные);

3. дети с недостатками умственного развития;

4. дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные [3.

Существуют классификации, построенные в соответствии со степенью проявления отрицательной направленности личности трудных подростков (Г. М. Миньковский. И. А. Невский, Н. И. Пятак, В. Г. Сенько, Д. И. Фельдштеин и др.). Так, Д. И. Фельдштеин выделяет пять групп подростков:

1) подростки с устойчивым комплексом асоциальных потребностей;

2) подростки с деформированными потребностями, стремящиеся подражать подросткам первой группы;

3) подростки с конфликтующими деформированными и позитивными потребностями;

4) подростки со слабодеформированными потребностями;

5) безвольные подростки, поддавшиеся влиянию среды 1.

Аналогично построена типология трудных подростков в соответствии со «стадиями нравственной деградации», представленная А. М. Алемаскиным. В основу своей типологии он положил повторяемость ошибочных взглядов и действий и оценку подростком своего поведения. По мнению автора, трудный подросток проходит четыре стадии:

1) отрицательные особенности личности ученика проявляются ситуативно;

2) подросток охотно повторяет безнравственные поступки;

3) действия и суждения подростка, противоречащие нравственным нормам, устойчиво преобладают над положительными действиями и поступками;

4) аморальное поведение ярко выражено, и подросток не только не стремится скрыть своих пороков, но и бравирует ими 4.

Существует типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении на основе рассогласования в мотивационной сфере (Т. А. Шилова). На основании принципа рассогласования между внешними условиями и внутренними отношениями предпринимается попытка построения обобщающей типологии учащихся. Эта типология включает следующие виды:

1) поведение вследствие ограничения (депривации) потребности в психологической помощи;

2) дезадаптация;

3) дезинтеграция как нарушение целостности личности;

4) поведение типа барьера со стороны ученика как следствие педагогических ошибок взрослых (тревожность, агрессия со стороны ученика);

5) отклоняющееся от общепринятых социальных норм (девиантное) поведение;

6) поведение, опирающееся на искаженные социальные и асоциальные нормы (делинквентное), включающее совершение реального асоциального поступка.

Некоторые авторы наиболее обобщенно классифицируют труд­ных подростков (М. А. Алемаскин, И. А. Невский и др.), в качестве основания рассматривая отношение подростка к деятельности, особенности ее выполнения учеником, а также качества лично­сти, индивидуально-психологические особенности ребенка, ока­пывающие существенное влияние на процесс выполнения дея­тельности. Выделены следующие группы трудновоспитуемых под­ростков:

1) неустойчивые;

2) ленивые;

3) отстающие;

4) дезор­ганизаторы;

5) дисгармоничные.2.

О. С. Амосова считает, что наибольшее количество неудач, конфликтов и ошибок приходится на подростковый возраст 1, с. 23. Ошибки воспитания, деструктивное отношение к труду, негативизм, конфликты со сверстниками и т.п., порождают отрицательные свойства характера. «Трудный» ребенок считает себя отверженным (родителями, сверстниками, обществом), неполноценным.

Итак, «трудными» признаются подростки, чье поведение нелегко корригировать. Все «трудные» подростки являются педагогически запущенными, но не все педагогически запущенные – трудные: некоторые из них достаточно легко перевоспитываются. «Трудные» подростки нуждаются в индивидуальном подходе и требуют особого внимания со стороны окружающих. В основах классификаций таких подростков лежат психические и психологические показатели: уровень развития психических функций, психологические особенности личности, общения и поведения.

Список используемой литературы.

  1. Амосова О.С. «Трудные подростки» и социальная запущенность // Фундаментальные проблемы науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 22-26.

  2. Бизимова Е. Типы трудных подростков Электронный ресурс. Режим доступа: http://uspex-psixologg.ucoz.ru/

  3. Жумагулова Ж.К. Актуальные вопросы содержания и структуры психологической программы социальной помощи трудным подросткам // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции. Ответственные редакторы: Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой. – 2016. – С. 527-531.

  4. Ключко О. И. Педагогическая психология. – М.: Директ-Медиа, 2015. – 234 с.

  5. Родакер Н.М. «Трудные дети» дошкольного возраста // Психология и педагогика. – 2014. - №36. – С. 55-60.

Просмотров работы: 415