ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прямикова А.А. 1
1РГПУ им. А. И. Герцена
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент, система дополнительного образования детей рассматривается, практически, как одна из главных составляющих образовательной среды. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен с принятием Закона «Об образовании» в 1992 году. Этот Федеральный Закон создал правовые предпосылки для перехода к гуманистической, демократической системе, чем значительно изменил статус учреждений дополнительного образования.

После этого запустился процесс изменения системы внеурочной работы и воспитания.

Потребность в видоизменении системы дополнительного образования, перехода ее в качественное новое состояние определялась рядом обстоятельств:

1) произошедшие значимые изменения в сознании общества - взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития;

2) усиливается направленность перехода развитых стран от техногенной к антропической цивилизации;

3) пользуются все большим спросом как у детей, так и у их родителей информационные, культурно-образовательные, досугово - развлекательные услуги. В итоге растет значение разнообразных видов неформального образования личности и общества. Как раз таким видом и является дополнительное образование, основным смыслом которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся социокультурные индивидуальные и образовательные потребности детей.

Учреждение дополнительного образования детей - это новый вид образовательного учреждения, имеющий свою специфику, сущность и функции в единой образовательной среде.

Главная задача такого вида учреждения - создание комфортных, оптимальных условий, при которых бы ребенок с раннего возраста мог активно развиваться в соответствии с его возможностями, желаниями и интересами, где бы он узнавал что-то новое, изучал окружающую среду, развивал смекалку и логику, где ему бы помогли раскрыть свой творческих потенциал и.т.д.

Можно сказать, что система дополнительного образования детей до сих пор находится в стадии становления, но все мы прекрасно знаем, что на пути любого процесса развития, всегда возникают проблемы.

Попробуем установить ряд таких проблем системы дополнительного образования.

Конкурентоспособность устоявшихся форм дополнительного образования детей быстро убывает в силу развития современных заманчивых возможностей досуга. Нынешние дети могут выбирать, чем им заниматься в свое свободное время.

К примеру, они с радостью могут весь день смотреть мультфильмы, играть в игры на компьютере или планшете, а также общаться в социальных сетях. Системе дополнительного образования сложно выдержать такой напор и конкуренцию и существует большая вероятность потерять своих клиентов;

Получается, что всеми известный формат дополнительного образования, предполагающий, что ребенок добровольно и на постоянной основе приходит на занятия, перестает работать.

И дело не только в качестве образовательных программ, но и в более глубоких социально-психологических изменениях в сознании детей: современных детей перестаёт устраивать такая форма получения образования, как регулярные обязательные занятия.

Частные учреждения дополнительного образования детей с их программами, на сегодняшний день, являются более гибкими, чем традиционные программы государственных муниципальных учреждений. Они за достаточно короткий промежуток времени решают множество проблем в жизни ребенка: подготовка к поступлению в школу, вуз, различные виды обучения, развитие коммуникативных навыков и пр. Такие программы дают ответ на проблемы, актуальные для родителей, - проблемы, которые необходимо решить за короткий срок, и поэтому родители не готовы экономить на этом.

Дополнительное образование в негосударственном секторе состоялось. Оно, бесспорно, откликается на конъюнктуру рынка образования гораздо лучше, нежели традиционные дома детского творчества, чьё выживание не зависит от платных услуг.

Следовательно, частные учреждения дополнительного образования достаточно хорошо укрепили свои позиции на рынке платных образовательных услуг и всё более привлекают к себе средства родителей, которые они готовы вкладывать в досуг и образование своего чада.

Усиление положения Системы на рынке платных образовательных услуг определенно должно происходить. Но, полная коммерциализация дополнительного образования может поставить крест на его развитии как Системы, ответственной за воспитание и поддерживающей общество в решении социальных проблем.

В конце можно подвести итоги.

Учреждения дополнительного образования детей как разновидность воспитательных организаций:

  • представляют собой составляющую часть государственной системы социального воспитания;

  • отличаются большим разнообразием по содержанию деятельности и организационной структуре;

  • играют дополняющую роль во взаимоотношениях с общеобразовательной школой;

  • являются добровольными по принципу вхождения ребенка в образовательную организацию.

По отношению к общей системе образования дополнительное выступает подсистемой, но оно также может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает необходимыми качествами, целостностью и единством составляющих ее элементов, которые взаимосвязаны друг с другом, это цельная, разноуровневая, многоступенчатая система, которая отличается открытостью и вариативностью.

Сейчас система дополнительного образования находится на стадии развития, постоянно преодолевая трудности, например, такие как: дефицит квалифицированных кадров, недостаточное финансирование со стороны государства и слабо разработанное методическое обеспечение. В тоже время, в обществе осознают необходимость возрождения духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своей страны и народа. Растет значимость психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного роста и самообразования, творческого совершенствования, становление активной жизненной позиции.

Просмотров работы: 349