АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Новохатский И.В. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире значительно увеличилось влияние окружающего мира на молодое подрастающее поколение. Школа – это место где отражаются многие проблемы, которые происходят по всей стране. Знать и уметь всё – невозможно, так как объём информации растет, ее разносторонность увеличивается. Поэтому ценностью стало умение самостоятельно приобретать знания и умения, добиваться цели, искать и находить решение. В связи с этим слова великого писателя и педагога Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» стали опять актуальными.

Проблема формирования познавательной активности учащихся на занятиях представляет особую значимость для методики преподавания физики. Физика является одним из самых сложных школьных предметов и вызывает трудности у многих учащихся. В связи с этим надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно всем учащимся, создавать условия для учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяющую формировать совокупность знаний, навыков и умений по физике. На эту проблему в своих работах обращали внимание такие ученые–методисты как: Зверева Н.М. и Иванова Л.А.

В основу ФГОС заложен системно-деятельностный подход. Любая деятельность человека имеет цель. Деятельность можно рассматривать в двух аспектах, как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

Таким образом, деятельность – это форма активного, целенаправленного и сознательного взаимодействия субъекта с окружающим миром. В результате такого взаимодействия сама деятельность формирует человека как субъекта [4].

По А.Н. Леонтьеву, «основной характеристикой деятельности является ее предметность, ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность. Главное, что за ним всегда стоит потребность, что он отвечает той или иной потребности» [5].

Потребностями называют – состояния объективной нужды индивида в чем-то, что лежит вне его, выступает источником его активности и составляет необходимое условие его нормального существования и развития [5].

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Не существует другого пути развития познавательных способностей учеников, кроме как организации их активной деятельности. Правильное применение различных приемов и методов является средством развития познавательных способностей обучаемых. В психологии понятие активной познавательной деятельности понимается как активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него [2].

Для работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении важно иметь в виду, что в мыслительной деятельности можно выделить три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления.

  1. Понимание – это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой книгой или учителем.

  2. Логическое мышление – процесс самостоятельного решения познавательных задач.

  3. Творческое мышление – мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям [1].

Существуют несколько методов работы для увеличения познавательной активности учащихся на уроках физики: метод проблемного обучения, рисунки на уроках физики, физический эксперимент и другие. Подробнее остановимся на физическом эксперименте.

Одним из важнейших познавательных умений является умение наблюдать. На основе результатов наблюдений осуществляется сопоставление и сравнение изучаемых объектов, выявление в них главного. В сознании образуются представления, которые в последующем развитии трансформируются в понятия. Эти представления доступны нам из наших органов чувств и они получили название– восприятие.

Восприятие – отражение в сознании человека окружающей действительности, субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на органы чувств [3]. В соответствии с учебными программами школьники должны выполнять большое количество наблюдений и опытов в процессе изучения физики. Однако, как показывают исследования, к моменту окончания средней школы многие из них не в состоянии выполнить наблюдения и опыты самостоятельно, без инструкций, в которых подробно расписано, что и как нужно делать. Выяснилось, что они приучены только к воспроизводящей деятельности.

В деятельности по наблюдению и выполнению опытов имеются основные операции и действия, не зависящие от частных особенностей материала. На этой основе вырабатывается алгоритмическое предписание, обосновывается необходимость умения выполнять четко, осознанно каждую операцию. Эта работа была проделана гениальным советским ученым – методистом А.В. Усовой и получили название «планы обобщенного характера».

План деятельности по выполнению эксперимента

  1. Уяснение цели эксперимента.

  2. Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента.

  3. Выяснение условий проведения эксперимента (опытов).

  4. Планирование эксперимента, включающего ответы на вопросы:

  5. а) какие наблюдения провести;

б) какие величины измерить;

в) приборы и материалы, необходимые для проведения опытов;

г) ход опытов и последовательность их выполнения;

д) выбор формы записи результатов эксперимента.

  1. Отбор необходимых приборов и материалов.

  2. Сбор установки, электрической цепи.

  3. Проведение опыта, сопровождаемой наблюдениями, измерениями и записью их результатов.

  4. Математическая обработка результатов измерений.

  5. Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов (в словесной, знаковой или графической форме) [6].

На начальном этапе у учеников вырабатывается умение уверенно и грамотно выполнять отдельные операции, а затем рассматривается наиболее рациональная последовательность выполнения операций в процессе наблюдений и опытов. Разумеется, что процесс формирования у учащихся умения самостоятельно выполнять опыты начинается с выработки у них умения выполнять простейшие операции, без которых невозможен эксперимент.

Эксперимент играет особую роль в преподавании физики. Способов включения эксперимента в ход урока большое множество. Наблюдение новых, подчас неожиданных эффектов вызывает познавательную активность учащихся, возбуждает острое желание разобраться в сути эксперимента. При этом в одних случаях полезно предложить обучающимся внимательно наблюдать за происходящим, в других – попробовать предсказать заранее какой будет результат опыта. С помощью предварительной демонстрации физического явления, свойства или процесса, можно ставить учебную проблему, которая будет разрешена по мере изучения курса.

Учителя показывают достаточно опытов на отталкивание молекул, а на притяжение молекул внимание обращается меньше, поэтому учащиеся хорошо помнят первое и плохо – второе. Покажем на примере явление притяжения молекул к друг другу.

Некоторые явления, происходящие в природе, можно объяснить притяжением молекул друг к другу. Все учащиеся неоднократно встречались с таким явлением как смачивание твердого тела жидкостью, но, скорее всего, не задумывались над природой наблюдаемого. Вызвать желание детей разобраться в причине этого явления можно путем предварительной демонстрации опыта (рис. 1) [7].

Рис. 1

К тонкой пружине на нитке подвешивают горизонтально стеклянную пластинку. Этой пластинкой касаются поверхности воды в сосуде. Учащимся предлагается ответить на вопросы основанные на плане деятельности по выполнению эксперимента: Какова цель эксперимента? Сразу ли оторвется от воды стеклянная пластинка? Что произойдет с пружиной, когда мы начнем поднимать пластинку из воды?

Ученики обращают внимание на то, что пластинка при этом не сразу отрывается от воды. Она прилипает к ней, а пружина растягивается. Как объяснить увиденное? Предварительный эксперимент на этом заканчивается.

Была создана проблемная ситуация. Проводится анализ этой ситуации: детям предлагается высказать свои гипотезы. Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока: Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Затем эксперимент повторяется, но теперь меняют условие: сосуд с водой опускают до тех пор, пока стеклянная пластинка не оторвется от воды. Учителю стоит обратить внимание учеников на то, чтобы они внимательно смотрели где произошел разрыв молекул воды с частицами стекла, или же где молекулы воды соприкасаются друг с другом. Ученики должны высказать свои предположения. Учитель демонстрирует эксперимент. Учащиеся опять наблюдают первую часть опыта, уже понимая происходящее, и, продолжая наблюдение, обращают внимание на то, что пластинка после отрыва оказывается смоченная водой. И делают вывод, что разрыв произошел не там, где соприкасаются молекулы воды с частицами стекла, а там, где молекулы воды соприкасаются друг с другом. Рассмотрение вопроса продолжается.

Количество примеров можно увеличить, но и приведенного примера достаточно для того чтобы сделать определенные выводы. Интерес возникает тогда, когда новое может вступить в связь с прошлым опытом. У ученика не вызовет интерес как слишком хорошо знакомое, так и абсолютно непонятное.

В условиях работы новой школы, в условиях возрастающего потока учебной информации и большой плотности учебного материала наряду со словесными и другими методами обучения соответствующее место должен занимать и физический эксперимент. Это тем более важно, что при обучении в школе он еще недостаточно полно используется в настоящее время.

Используя учебный эксперимент, имеется возможность:

  • изучить причинно-следственные связи между событиями;

  • показать изучаемое явление, тем самым, создать базу для его изучения;

  • проиллюстрировать проявление установленных в науке закономерностей в доступном для обучающихся виде;

  • познакомить с экспериментальным методом изучения физических явлений;

  • показать применение изученных физических свойств явлений и процессов в быту и технике;

  • повысить наглядность преподавания и, тем самым, сделать изучаемое явление более доступным для обучающихся.

Физический эксперимент, как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников.

Библиографический список:

  1. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1980. ­­– 112 с.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с. Каирова И.А. Педагогический словарь. - М.: АПН РСФСР, 1960. - Т. 1 - 774 с., Т. 2 - 766 с.

  3. Каирова И.А. Педагогический словарь. - М.: АПН РСФСР, 1960. - Т. 1 - 774 с., Т. 2 - 766 с.

  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

  5. Педагогические технологии в опыте работы учителей физики / Под ред. Л.С. Коневой, А.А. Боброва. – Омск: ООИПКРО, 2004. – 172 с.

  6. Усова А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы. Курс лекций. – Санкт-Петербург, 2002. – 157 с.

  1. Интернет ресурс: https://infourok.ru/issledovanie-poverhnostnogo-natyazheniya-1400232.html (дата обращения: 15.01.2018).

Просмотров работы: 146