В отношении противоправного поведения применяются различные подходы и понятийный аппарат.В социально-педагогической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Под этим термином понимается противоправное поведение личности, которое не соответствует установленным законам в данном обществе, а также угрожает благополучию других людей или социальному порядку. Личность, совершившая правонарушение, определяется как делинквентная личность, а сами действия — деликтами. Получившая широкое распространение за рубежом, понятие «делинквентная личность» обычно употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах Всемирной организации здравоохранения делинквентная личность определяется как лицо в возрасте до восемнадцати лет, чье поведение причиняет вред другому лицу или группе и превышает предел допустимости поведения, в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквентная личность автоматически превращается в антисоциальную личность. Правонарушения несовершеннолетних можно рассматривать и как, вынужденную реакцию на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и как, язык общения с социумом, когда другие доступные способы общения исчерпали себя или недоступны. Существуют две точки зрения определения понятия правонарушения. По мнению С. А. Беличевой «правонарушение — это докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности» [1, с.32]. Выделяются основные виды делинквентного поведения:
агрессивное поведение, направленное против личности человека (побои, оскорбления, садистские действия поджоги);
корыстное поведение (угоны автотранспорта, вымогательство, мелкие кражи, и другие имущественные правонарушения);
распространение и продажа наркотиков.
Рассматривая особенности психического развития несовершеннолетних, отметим, что переходный возраст период повышенной эмоциональности, который проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений. Именно в данный период совершается огромное количество антисоциальных поступков и проявляется немотивированная жестокость. Значительная часть особенностей эмоциональных реакций подросткового возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Эмоциональные реакции и поведение детей, согласно представлениям И.С. Кона, зависят от условий воспитания и социальных факторов и, причем, индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными [5; c. 45]. Возраст от четырнадцати до восемнадцати лет является критическим периодом для психопатии. Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии, несовершеннолетние составляют статистическое меньшинство в своей возрастной группе. Эмоции ребенка отличаются большой силой и низкой степенью управляемости. Доказательством этого является неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Когда несовершеннолетний подросток встречается с трудностями, у него возникает сильное чувство противодействия, он бросает дело, не доводя его до конца. Согласно А.Б. Добрович, психологическая стадия развития эмоций начинается в отроческом возрасте и связана с новым фокусом интересов подростка. Стадия автономии в эмоциональном развитии возникает в тех случаях, когда столкновение ценностей, которые вырабатывает сам несовершеннолетний подросток, и ценности его социального окружения приводят к появлению у него позиции человека, отвечающего за свою судьбу [2; C.89]. Такой человек осознает давление внешних обстоятельств, но не реагирует на него в соответствии с адекватной самооценкой. В данном возрасте случаются кардинальные изменения в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений [1; с.25]. Естественным в этом возрасте является стремление к проявлению взрослости, развитию самооценки и самосознания, интерес к своим возможностям, способностям и к своей личности, в целом. При отсутствии позитивной реализации своих потенциалов, процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. В таком случае, большая часть несовершеннолетних, объединяются в антисоциальные группы, для реализации своих потребностей и личного самоутверждения . В настоящее время, в психолого-педагогической и социальной литературе, значительное внимание уделяется изучению причин образования преступных групп несовершеннолетних. Предпосылкой этому служат потребности практики в раннем выявлении склонности у несовершеннолетних к групповым преступлениям. Без выяснения причин, образования преступных групп, невозможна ранняя профилактика склонности к групповым преступлениям и своевременному преграждению пути их возникновения. Причины групповой преступности можно разделить на две большие группы:
объективные, которые не зависят от несовершеннолетних. Сюда включаются социальные экономические, политические, нравственные правовые изменения, которые происходят в обществе;
субъективные, которые включают физиологические, психологические, социальные особенности несовершеннолетних, отсутствие жизненного опыта, максимализм в оценках поведения людей, наивность, доверчивость, неумение разбираться в людях, стремление к самоутверждению в коллективе.
Объективные и субъективные причины взаимосвязаны, требуют комплексного подхода при их анализе. Первоначальные причины групповой преступности несовершеннолетних, так же как и преступности в целом, связаны с противоречиями общественного развития. Кризис, переживаемый в стране с началом радикальных преобразований в экономике, сопровождается возникновением новых и обострением ранее имевшихся противоречий. Повышение социального неравенства и напряженности у населения, вызвало резкий рост преступности, которая стала оказывать обратное негативное влияние на общественное сознание и психологию человека, и в особенности, на психологию несовершеннолетнего. Значительно уменьшились возможности несовершеннолетних в приобщении к социально-полезной деятельности, удовлетворении своих потребностей и интересов посредством институционных форм. Кризис затронул и такие официальные институты социализации, как семья, школа, колледж, досуговые учреждения, которые не в состоянии полноценно выполнять свои социальные функции. Неспособность государственных и общественных организаций удовлетворять возросшие материальные и духовные запросы несовершеннолетних в сочетании с высоким уровнем криминализации общества, падением нравов и другими негативными факторами среды, способствует возникновению у определенной части несовершеннолетних чувства разочарования, психологический дискомфорт, ощущение ущербности и ненужности, правовой и моральный нигилизм и, соответственно, потребность в самоорганизации в целях противостояния противоречивой микросреде и макросреде. Главным мотивом группового противоправного поведения несовершеннолетних подростков, первоначально выступает стремление противопоставить отчужденности от общества альтернативные способы самовыражения, через участие в неформальных, асоциальных группах, которые выполняют для них роль защитного механизма. Стремление к неформальному групповому общению — это явление, которое свойственно для категории «группы риска» несовершеннолетних. Повышенная потребность в общении со сверстниками обусловлена психологическими особенностями данного возраста. Неформальное групповое общение является важным этапом процесса социализации. Для любого несовершеннолетнего ребенка характерно стремление к самостоятельности, к сплочению со сверстниками, к ориентации на их оценки, одобрение. Поэтому для них характерен активный поиск группы, а не пассивное ее ожидание. В то же время в отличие от взрослых у несовершеннолетних возможности выбора группы с учетом собственных взглядов и убеждений ограниченны. К тому же несовершеннолетние находятся на стадии интенсивного формирования личности, и для большинства из них характерна социальная незрелость, неустойчивость идейных, нравственных и правовых убеждений. Поэтому они не проявляют особой притязательности при выборе той или иной группы, и в подавляющем большинстве случаев находят ее в ближайшем окружении по месту жительства и учебы. В криминологической и педагогической литературе такие группы несовершеннолетних относят к типу аморфных (диффузных), социально-нейтральных, товарищеских групп. Способы самоутверждения в неформальных группах другие, чем в формальных, и выражаются в невыполнении основных социальных стандартов поведения, которые приняты в обществе, а в аморальном или правонарушающем поведении. В периоды общения в большинстве асоциальных групп несовершеннолетних поддерживается эмоционально-приподнятый настрой, который сопровождается розыгрышами, насмешками, унижением достоинства низкостатусных участников, употреблением спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, совершением мелких краж, хулиганств и других противоправных действий. В процессе общения и асоциальной деятельности в неформальных группах через механизмы заражения, подражания, внушения, убеждения, принуждения, конформизма возникают групповые нормы и ценности, которые способствуют дальнейшей интеграции группы и снижающие профилактическую восприимчивость ее участников. Особую роль в переходе из предпреступных групп несовершеннолетних в преступные группы, играют лидеры. При осуществлении профилактически правонарушений среди асоциальных групп, следует иметь в виду, что термин «лидер» не совпадает с уголовно-правовыми понятиями «организатор» или «подстрекатель». Этот термин заимствован криминологией из социальной психологии, где под лидером понимается член группы, который организует, планирует и управляет деятельностью неформальной группы для эффективного достижения стоящих перед группой целей [1; с.25]. Лидеры асоциальных групп — это, как правило, лица с устойчивой антиобщественной установкой, которые обладают низкими нравственными качествами, но в то же время твердым характером, опытом, волей и физической силой. Отрицательные черты, которыми обладает лидер, в процессе группового общения и асоциальной деятельности переносятся в психологию группы. Асоциальные группы несовершеннолетних формируются не одномоментно, они образуются постепенно. Для большого количества несовершеннолетних подростков асоциальная группа является базой формирования взглядов и установок, которые лежат в основе их преступного поведения. Постоянное подчинение групповым нормам приводит к внутренней переориентации. Участие в асоциальных группах способствует снижению тормозной силы мотивов, которые препятствуют совершению преступления и ослаблению чувства личной ответственности, снимает страх перед возможным наказанием [3; С.20]. На уровне групповой преступности несовершеннолетних негативно сказывается и кризис системы уголовных наказаний, исправления и перевоспитания осужденных. Воспитательные колонии в современных условиях, недостаточно оснащены собственной материальной базой и из-за отсутствия должного финансирования их деятельности, они испытывают большие трудности в выполнении своих функций. Отсутствует действенный механизм исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. В этих условиях большое количество несовершеннолетних не в силах изменить свое поведение, преодолеть атмосферу отчужденности окружающих их людей. Наоборот, большинство ранее осужденных испытывают потребность в общении с асоциально-настроенными подростками, с лицами, вернувшимися из колоний или специальных воспитательных учреждений, которые представляются им более приятными и близкими. В связи с этим они не могут порвать с преступным прошлым, что способствует их объединению в группы с противоправным поведением. Таким образом, данный факт необходимо активно использовать при проведении профилактической деятельности с несовершеннолетними участниками асоциальных групп и с группой в целом.
Список использованной литературы:
Бирюков, В. В. Подросток и мир / В. В. Бирюков. – М. : Наука, 2011. – 99 с.
Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 2013 – 245 c.
Долгова, А. И. Проблемы профилактики криминогенных групп несовершеннолетних. // Вопросы борьбы с преступностью. - М. : Юридическая литература, 2010. -С. 16 - 30.
Савинкова Е.Н. Нетрадиционные группы молодежи: виды и распространенность // Криминологи о неформальных молодежных объединениях. - М.: Юридическая литература, 2010. – С. 25.
Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. -Просвещение, 2012– 78 c.