ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Конфигурация глобальных рынков претерпевает значительные изменения под действием цифровизации. На фоне быстрого роста новых секторов, которые генерируют кардинально новые потребности людей, многие традиционные отрасли теряют свою значимость в мировой экономической структуре. Исследования и разработки, которые требуют создания систем управления исследований и разработок в области электронной экономики играют главную роль в происходящей трансформации. Данные системы должны быть направлены на координацию усилий заинтересованных лиц, таких как: компании, научные организации, учебные заведения и представители органов исполнительной власти. Так, например, можно смело сказать, что в сфере образования на данный момент расширяется применение цифровых и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Учебные и образовательные учреждения имеют выход в сеть «Интернет», имеют свои веб-сайты, на которых представлена информация в соответствии с государственными требованиями. Содержательно, технологически и норматично обеспечивается курс информатики и ИКТ в образовательных программах, активно ведётся подготовка кадров в сфере электронной экономики [6].

Также учитывая массовый перенос документов и коммуникаций на цифровые носители (в России для электронного документооборота принят стандарт электронной подписи), совершенно логичным выглядит перенос общения с государством на электронную платформу. Электронное государство и Электронное правительство будут создавать значительную долю электронных сервисов и продуктов своим гражданам, что значительно улучшит и ускорит процесс предоставления с одной стороны и процесс получения – с другой, товаров и услуг между государством и обществом. [5]

Понятие Электронной Экономики

Для лучшего понимания, необходимо пояснить термин «Цифровая экономика»

Электронная (или как её ещё называют «цифровая» экономика) – это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. [1]

Речь здесь идёт не столько о разработке и продаже программного обеспечения, сколько об электронных сервисах и товарах, которые производятся электронным бизнесом (бизнес, в котором бизнесс-процессы, такие как: обмен информацией, коммерческие транзакции и т.д. автоматизируются с помощью информационных систем) и электронной коммерцией (сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций). Расчёты за услуги и товары электронной экономики производятся зачастую электронными деньгами. [2]

Также главными элементами электронной экономики называют электронный банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу и интернет-игры. [3]

Простыми словами, цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, непосредственно связанная с ИТ, в которую входят: интернет-магазины, сервисы по предоставлению онлайн услуг, информационные сайты, зарабатывающие на рекламе и прочие аналогичные виды деятельности. В итоге можно сказать, что к цифровой экономике можно причислить практически любые способы заработка в сети Интернет. [4].

  1. История появления

Концепция электронной экономики появилась в последнем десятилетии XX века. Принято считать, что в 1995 году именно Николас Негропонте (американский информатик греческого происхождения, который работал в Массачусетском технологическом институте) использовал метафору о переходе от обработки атомов к обработке битов. Он говорил о недостатках классических товаров (вес, сырьё, транспорт) и преимуществах новой экономики (отсутствие веса товаров, виртуальность, мгновенное глобальное перемещение) [5].

Однако, один из ключевых российских экспертов в этой теме – председатель совета директоров Института развития информационного общества – Юрий Хохлов отмечает, что термин «цифровая экономика» впервые начал широко использовать Дон Тапскотт, автор книги «Электронно-цифровое общество» («Digital Economy»), изданной в 1994 году, а не Николас Негропонте, как было сказано выше. [3]

Стоит отметить, что несмотря на то, что понятие «электронной экономики» появилось достаточно давно, многие экономические деятели, а также ученые МГУ считают, что единого термина пока нет: используются также «электронная экономика», «новый технологический уклад мира», «API (application programming interface) экономика», «экономика приложений» и «креативная экономика». Европейская часть мирового сообщества чаще употребляет термин «цифровая экономика», а американская в лице Deloitte, IBM и ряда других компаний склоняется к более технологическому «API экономика» [5].


    1. Введение

  1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

28 июля 2017 г. было подписано распоряжение Правительства РФ на утверждение программы «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» от 9 мая 2017 г.

Реализация данной программы осуществляется в соответствии с целями, задачами, направлениями, сроками и объёмами реализации основных мер государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития электронной экономики страны, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально экономической деятельности, что повышает качество жизни граждан, конкурентоспособность страны в целом, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.

Настоящая программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами [6].

Цели программы

Целями настоящей Программы являются:

создание необходимых и достаточных условий инфраструктурного и институционального характера, максимальное устранение существующих ограничений и препятствий в целях развития или создания высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых ограничений и препятствий как в новых отраслях и высокотехнологичных рынках, так и в традиционных отраслях экономики;

создание экосистемы электронной экономики, в которой будет обеспечено эффективное взаимодействие государства и граждан, а также научно-образовательного сообщества и бизнеса;

повышение конкурентоспособности как отдельных отраслей экономики так и страны в целом на глобальном рынке. [6]

  1.  
    1. Уровни электронной экономики

Электронная экономика представлена 3 нижеперечисленными уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

Отрасли экономики (сферы деятельности) и рынки, где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (потребителей товаров, работ и услуг с поставщиками);

платформы и технологии, на основании которых формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

среда, которая создает условия для развития платформ и технологий, и эффективного взаимодействия отраслей экономики и субъектов рынков, и отраслей, охватывая нормативное регулирование, кадры, информационную инфраструктуру и безопасность.

Так как эффективное развитие сфер деятельности и рынков в электронной экономике возможно только при наличии развитых технологий, платформ, институциональной и инфраструктурной сред, данная программа сфокусирована на 2 базовых направлениях — нижних уровнях цифровой экономики, определяя цели и задачи развития: ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития электронной экономики (кадры и образование, нормативное регулирование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов); основных инфраструктурных элементов электронной экономики (информационная инфраструктура и информационная безопасность).[6]

  1.  
    1. Цифровые технологии, входящие в состав программы

Основными сквозными цифровыми технологиями (это те ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие новых рынков), которые входят в рамки данной государственной программы, являются: квантовые технологии; новые производственные технологии; большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; компоненты робототехники и сенсорика; системы распределенного реестра; промышленный интернет; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Реализация данной программы требует тесного взаимодействия науки, государства, и бизнеса, так как основным результатом ее реализации должно стать создание не менее 10 национальных компаний-лидеров - высокотехнологичных предприятий, развивающих эти ключевые научно-технические направления и управляющих цифровыми платформами, работающими на глобальном рынке и формирующие вокруг себя систему "стартапов", исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, которая обеспечивает развитие цифровой экономики [6].

  1.  
    1. Базовые направления развития электронной экономики в РФ

К базовым направлениям развития электронной экономики относят: кадры и образование., нормативное регулирование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.

Создание ключевых условий для подготовки кадров электронной экономики является основными целями направления, касающегося кадров и образования. К ним относятся: cоздание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России, а также рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики.

Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность. По этому направлению предполагается: формирование институциональной среды в области электронной экономики для развития исследований и создания разработок; формирование технологических заделов и компетенций в области цифровой экономики.

Что касается информационной инфраструктуры, то здесь основными целями являются: развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, гражданам и бизнесу устойчивых, безопасных, доступных и экономически эффективных услуг по обработке и хранению данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по обработке и хранению данных; развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, граждан и бизнеса с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан; создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.

Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает: обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства; обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики; создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.

Основополагающие принципы информационной безопасности, на которых базируются разработка и реализация мероприятий данной программы включают в себя преимущественное использование отечественного программного обеспечения, отечественного оборудования, а также российские разработки по информационной безопасности (обеспечение конфиденциальности, доступа, целостности и доступности данных при их передаче и обработке) и «наши» криптографические стандарты [6].

  1.  
    1. Экосистема цифровой экономики

Экосистема цифровой экономики – это те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий.

Уровни цифровой экономики:

  • технологические компании;

поставщики для технологических компаний;

снижение издержек / повышение эффективности за счет цифровых технологий для компаний других секторов экономики;

снижение издержек / повышение качества жизни для граждан.

Хабы экосистемы:

  • государство и общество;

  • маркетинг и реклама;

  • финансы и торговля;

  • инфраструктура и связь;

  • медиа и развлечения;

  • кибербезопасность;

  • образование и кадры;

  • стартапы.

Срезы для хабов

  • разработка и дизайн;

  • аналитика и данные;

  • ai и bigdata;

  • hardware;

  • бизнес-модели

  • интернет вещей;

  • mobile;

  • платформы;

  • регулирование.

  1.  
    1. Показатели цифровой экономики в России: чего мы достигли

Документы стратегического планирования, которые были приняты в России к 2017 году, предусматривают определённые меры, которые направлены на стимулирование развития информационно-коммуникационных и цифровых технологий с их последующим использованием в различных секторах экономики. Так, например, на 2017, 2018 и 2019 годы в целях социально-экономического развития предусмотрено расширение использования информационных технологий в бизнесе, государственном управлении и соцэкономической среде. Также в документах стратегического планирования можно найти основные сдерживающие факторы развития цифровой экономики, включающие в себя дефицит кадров, недостаточный уровень подготовки специалистов в области ИКТ, а также недостаточное количество исследований мирового уровня.

Ещё одним важным сдерживающим фактором является отсутствие стандартов оценки центров обработки и хранения данных, в следствии чего отсутствует возможность для объективной оценки уровня оказываемых услуг. Но несмотря на это уже к началу 2017 года коммерческий российский рынок центров обработки и хранения данных вырос до 14.5 миллиардов рублей, что на 11% больше, чем в 2016 году.

Также следует отметить стабильный рост рынка «облачных» услуг (приблизительно на 40% ежегодно).

Основой для формирования развития общественных отношений и государственной политики в сфере информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы, обеспечивающей информационную безопасность, является доктрина информационной безопасности РФ, которая была утверждена 05.12.2016 № 646 указом Президента "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Вопросам обеспечения информационной безовасности ядерных объектов, объектов газо- и электроснабжения в России по традиции уделяется наибольшее внимание.

Также в Российской Федерации успешно развиваются цифровые платформы: платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе за счёт требований интероперабельности систем, использование информации из других систем, включая платёжные и т.д. Определённого успеха уже достигла "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно- технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", а также платформы для проведения платёжных операций, которые создаются кредитными организациями.

Стоит отметить, что на начало 2017 года 19% от ВВП России составляли IT-зависимые рынки, 2,4% - интернет-рынки и 3,7% - мобильная экономика [8].

  1.  
    1. Показатели цифровой экономики в России: сравнение с другими странами

В докладе «Глобальные информационные технологии» за 2016 г. представлена оценка готовности стран к электронной экономике на основе последней версии междунарожного индекса сетевой готовности1. Оценивать готовность по I-DESI-индексу было предложено и утверждено Всемирным экономическим форумом. Данный индекс измеряет, насколько широко экономики стран используют цифровые технологии для повышения конкурентоспособности на глобальном рынке и улучшения благосостояния внутри страны, а также оценивает факторы, которые влияют на развитие электронной экономики.

Согласно вышеупомянутому исследованию Россия занимает только 41 место со значительным отрывом от таких стран-лидеров в области цифровой экономики как: Соединённые Штаты Америки, Швейцария, Люксембург, Нидерланды, Сингапур, Швеция, Япония, Финляндия и Великобритания.

Касаемо инновационных и экономических результатов использования цифровых технологий, наша страна занимает 38 место и отстаёт от занимающих лидирующие позиции стран, таких как: Германия, Люксембург, Сингапур, Нидерланды, Израиль, Швейцария, Швеция, Норвегия, Финляндия и Соединённые Штаты Америки.

Значительное отставание о мировых лидиров обусловлено пробелами нормативной базы для электронной экономики, а также недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инновационного развития, и, как следствие низким уровнем применения бизнес-структурами цифровых технологий.

Низкий уровень применения цифровых технологий бизнесструктурами в России по сравнению с государственными органами и населением также отмечен в докладе Всемирного банка о глобальном развитии 2016 года [6].

  1.  
    1. Существующие барьеры

Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации урегулировано большинство вопросов, которые возникают в рамках использования информационных технологий, отечественная нормативная и регуляторная среда по прежнему имеет ряд определённых недостатков, которые препятствуют развития цифровых технологий и связанных с ними видов экономической деятельности, а также формированию новых институтов электронной экономики. Необходимость обладания цифровыми компетенциями признают всё больше и больше граждан, однако говоря об уровне использования компьютеров и сети «Интернет», стоит отметить, что Россия на порядок отстаёт от Европы, а также имеет серъёзный разрыв в информационно-цифровых навыках между отдельными группами населения.

Серьезные проблемы в настоящее время наблюдаются и при применении информационно-телекоммуникационных технологий на уровне органов местного самоуправления. Только 10% муниципальных образований отвечают установленным в законодательстве Российской Федерации требованиям по уровню цифровизации.

Также численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам электронной экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования. В процедурах итоговой аттестации недостаточно применяются цифровые инструменты учебной деятельности, процесс не включен целостно в цифровую информационную среду. Также в России создана инфраструктура науки и инноваций, представленная различными институтами развития, технопарками, бизнес инкубаторами, которую можно и нужно использовать в целях развития цифровой экономики.

Развитию цифровой экономики России сегодня также препятствуют новые вызовы и угрозы, прежде всего: проблема обеспечения прав человека в цифровом мире, в том числе при идентификации (соотнесении человека с его цифровым образом), сохранности цифровых данных пользователя, а также проблема обеспечения доверия граждан к цифровой среде; угрозы личности, бизнесу и государству, связанные с тенденциями к построению сложных иерархических информационно-телекоммуникационных систем, широко использующих виртуализацию, удаленные (облачные) хранилища данных, а также разнородные технологии связи и оконечные устройства; наращивание возможностей внешнего информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру, в том числе на критическую информационную инфраструктуру; рост масштабов компьютерной преступности, в том числе международной; отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий; зависимость социально-экономического развития от экспортной политики иностранных государств; недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок, а также недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности.

Развитие сфер деятельности в подобных социально-экономических условиях необходимо выполнять, применяя информационные технологии на качественно новом уровне, который бы дал возможность использовать в качестве ключевого фактора производства потенциал данных в цифровой форме, а отрасль ИТ могла бы создать для этого все необходимые платформы и сервисы. [6]

  1.  
    1. Планы на будущее

К 2024 году Россия наша страна планирует достичь своих целей, касаемых электронной экономики за счёт достижения следующих показателей: в отношении экосистемы электронной экономики: не мение 10 компаний-лидеров, успешно ведущих свою деятельность, которые были бы курентоспособны на глобальных рынках; не менее 10 успешно функционирующих платформ, необходимых для осноыных сфер деятельности экономики; успешное функционирование не менее 10 индустриальных цифровых платформ для основных предметных областей экономики (включая цифровое образование, здравоохранение, и "умные города"); не менее 500 предприятий малого и среднего бизнеса в отрасли цифровых платформ и технологий, а также оказания услуг в данной сфере в отношении кадров и образования в целом.

Если вкратце, то Россия стремится создать:

  • умные города и автономный транспорт;

ненавязчивую и эффективную интернет-рекламу;

защиту от кибератак и ответственное отношение к персональным данным;

развитие регионов и устранение цифрового неравенства;

телемедицину и умное сельское хозяйство;

повышение цифровой грамотности;

механизмы доверия в интернете, как в публичном пространстве;

закрепить на всех уровнях статус Рунета, как национального достояния, т. е. создать уникальную онлайн-экономику.

  1.  
    1. Управление развитием цифровой экономики

Для дальнейшей реализации развития цифровой экономики в Российской Федерации формируется система управления, которая: включает представителей всех заинтересованных сторон в развитии цифровой экономики (органов государственной власти, бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества); обеспечивает прозрачность и подотчетность своей деятельности; реализовывает проектный подход в организации управления; включает 3 уровня управления - стратегический, оперативный и тактический.

На стратегическом уровне системы управления утверждаются направления развития цифровой экономики, стратегические цели и планы, а также отчеты об их достижении.

На оперативном уровне управления обеспечивается выполнение функций управления реализацией настоящей Программой на консолидированном уровне.

На тактическом уровне обеспечивается управление выполнением планов и реализацией проектов по каждому направлению: разработка и реализация планов, исполнение проектов программы, организация исследований и экспертизы, обеспечение ресурсами проектов и инициатив, поддержка "стартапов" и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществление мониторинга реализации, участие представителей всех заинтересованных сторон [6].

  1.  
    1. Дорожная карта

«Дорожная карта», которая формируется для эффективного управления развития электронной экономики включает в себя описание целей и задач, ключевых аспектов, а также сроки достижения требуемых результатов. (Приложение А)

На базе данной карты разрабатывается план мероприятий, который содержит описание мероприятий, необходимых для достижения конкретных ключевых аспектов данной программы, источников и объёмов финансирования, а также распределенные роли и ответственности за данные мероприятия лиц.

План мероприятий утверждается на 3 года и предполагает ежегодное обновление. В "дорожной карте" выделены 3 основных этапа развития направлений электронной экономики на 2018, 2020 и 2024 годы, по итогам которых предусмотрено достижение целевого состояния по каждому из направлений цифровой экономики (нормативное регулирование; кадры; формирование исследовательских компетенций и технологических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность) [6].

Список используемых источников
  1. Хабрахабр Цифровая экономика должна быть цифровой [Электронный ресурс] / Хабрахабр (ресурс для IT-специалистов) – 14.08.2017. – Режим доступа https://habrahabr.ru/company/technoserv/blog/335156/ – (Дата обращения 02.10.2017);

Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Электронная экономика – 18.07.2017 – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_экономика – (Дата обращения 02.10.2017);

PBK Государственный фонд фондов Институт развития Российской Федерации [Электронный ресурс] / Цифровая экономика – 26.06.2017 – Режим доступа https://www.rvc.ru/press-service/media-review/eco/107100/ – (Дата обращения 04.10.2017);

ЧтоТакое.net [Электронный ресурс] / Что такое цифровая экономика - 06.07.2017 – Режим доступа http://chto-takoe.net/chto-takoe-cifrovaya-ekonomika/ – (Дата обращения 05.10.2017);

Индустриальные парки и технопарки России Глоссарий [Электронный ресурс] / Электронная экономика – Режим доступа http://russiaindustrialpark.ru/glossary/elektronnaya-ekonomika – (Дата обращения 07.10.2017);

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р на утверждение Программы "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" от 9 мая 2017 г. № 203.

Приложение А

1Индекс I-DESI, разработанный на основе индекса DESI для стран - членов Европейского союза, и утверждённый в 2016 г. членами Европейского союза, оценивает эффективность как отдельных стран Европейского союза, так и Европейский союз в целом по сравнению с Австралией, Бразилией, Канадой, Китаем, Исландией, Израилем, Японией, Южной Кореей, Мексикой, Новой Зеландией, Норвегией, Россией, Швейцарией, Турцией и Соединенными Штатами Америки. Индекс I-DESI использует данные из различных признанных международных источников, таких, как Организация экономического сотрудничества и развития, Организация объединенных данных, Международный союз электросвязи и других. Основными компонентами индекса I-DESI являются связь, человеческий капитал, использование сети "Интернет", внедрение цифровых технологий в бизнесе и цифровые услуги для населения.

Просмотров работы: 726