СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПО ГИССЕНСКОМУ ОПРОСНИКУ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПО ГИССЕНСКОМУ ОПРОСНИКУ

Турабоева Н.Х. 1, Меньшикова С.С. 1, Мокашева Е.Н. 1, Мокашева Е.Н. 1, Макеева А.В. 1, Макеева А.В. 1
1Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что эмоциональное или психическое напряжение может не только провоцировать, но и усугублять течение многих болезней. Согласно объединенным данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматиков [1].

Психосоматические заболевания являются особой категорией недугов, образующихся и развивающихся вследствие взаимодействия определенных психологических и физиологических факторов. В большинстве случаев под воздействием разнообразных факторов, оказывающих влияние на психику, формируется соматическое расстройство, способное явиться причиной развития настоящей болезни.

Расстройства по психосоматическому типу могут иметь множество причин своего образования: начиная от стрессов, пережитых в детстве, и заканчивая банальными проблемами в учебе или на работе. В большинстве случаев именно социальные факторы становятся определяющими и приводят к определенным психологическим проблемам, которые находят свое выражение в виде соматических реакций.

К классическим психосоматическим заболеваниям относят: бронхиальную астму, неспецифический язвенный колит, эссенциальную гипертензию, нейродермит, ревматоидный артрит, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки [3]. В настоящее время этот список значительно расширился — от ишемической болезни сердца до некоторых инфекционных заболеваний и онкологии. К психосоматическим относятся также функциональные синдромы, например, синдром раздраженного кишечника, аритмии, а также конверсионные синдромы, такие, как психогенная слепота, глухота, психогенные параличи и т.д.

К сожалению подобные проблемы развиваются не только у взрослых, но также у детей и подростков, что может быть связано с определенными особенностями личности: проблемы адаптации к новым условиям с преобладанием негативных эмоций, низкий порог чувствительности и прочее. Кроме того, рядом авторов показано, что характер учебной деятельности школьников и студентов отличается выраженным психоэмоциональным напряжением, что может привести к срыву адаптационных механизмов и нарушению функционирования высших адаптивных систем организма [4].

Диагностика психосоматических расстройств представляет собой весьма сложный процесс. В связи с тем, что в основе их диагностики лежит установление связей между двумя группами разнородных расстройств, а именно: соматическими и психическими.

Для эффективной борьбы с подобного рода заболеваниями необходима своевременная диагностика стресса, профилактика и лечение вегетативной нервной системы, т.е. своевременная диагностика и последующее лечение психосоматических расстройств [5].

В клинико-психологической диагностике в последнее время особое место занимают опросники, которые построены скорее в практически-прагматическом стиле, т. е. без непосредственного отношения к какой-либо теории. Например, Гиссенская анкета жалоб, которая состоит из 57 вопросов, касающихся жалоб на общее самочувствие, боль, нарушение эмоциональности, а также истероформных и других жалоб. Эти жалобы объединены в один опросник по той причине, что они достаточно часто встречаются в амбулаторной психотерапевтической практике [2]. Психосоматические тесты хотя и имеют вспомогательный характер, но полученные в результате опросов данные систематические и сопоставимые для всех обследованных групп, что является хорошим подспорьем для диагностики психосоматических расстройств.

В этой связи, целью нашего исследования явилась сравнительная оценка данных, полученных в результате анкетирования школьников и студентов по Гиссенскому опроснику.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие студенты третьего курса лечебного и педиатрического факультетов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко и учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ г. Воронежа и Воронежской области. Количество испытуемых составило 330 студентов и 133 школьника.

Для того, чтобы оценить субъективную степень физических недомоганий каждому опрошенному необходимо было указать наличие или отсутствие хронических заболеваний, пол и возраст. Оценку психосоматических жалоб проводили согласно данным полученным с использованием Гиссенского опросника, адаптированного в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерова. Анкетирование позволяло выявлять интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического самочувствия учащихся [2].

Результаты и их обсуждение

Согласно результатам анкетирования, все опрошенные были поделены на 8 групп. Первая группа (I) - это студенты, которые набрали по опроснику 0 баллов и отрицали наличие у них хронического заболевания (группа «здоровых» опрошенных студентов) – их число составило 53 человека (16 %); вторая группа (II) студенты, набравшие по опроснику 0 баллов, но отметившие у себя наличие хронического заболевания – 14 человек (4 %); в третью группу (III) вошли студенты без хронических заболеваний, но имеющие положительное значение по шкале «Давление» Гиссенского опросника (т.е. группа «условно здоровых» студентов, которая составила 171 человек (52 %); четвертая группа (IV) включает 92 студента (28 %), которые набрали по опроснику положительное значение баллов и подтвердили наличие хронического заболевания (далее будет использована как исследуемая группа); пятая группа (V) - это группа школьников, которые набрали 0 баллов по опроснику и отрицали наличие хронического заболевания (группа «здоровых» опрошенных школьников) – 3 человека (2%); в шестую группу (VI) характеризующуюся наличием хронического заболевания, но набравшая по опроснику 0 баллов ни вошел не один опрошенный; седьмая группа (VII) – группа «условно здоровых» школьников, которые отрицали наличие хронического заболевания, но набрали положительное число баллов по Гиссенскому опроснику составила 78 человек (59 %) – данная группа в дальнейшем будет использована в качестве группы контроля для школьников; восьмая группа (VIII) - группа из 52 школьников (39%), которые набрали положительное число баллов по опроснику и подтвердили наличие хронического заболевания, составила исследуемую группу школьников (рис.1.).

Рис.1. Процентное распределение студентов (а) и школьников (б) по группам.

В дальнейшем, в ходе интерпретации результатов, нами были исключены из подсчетов I, II, V и VI группы, в связи с отсутствием жалоб по результатам анкетирования по поводу физического самочувствия опрошенных. Для оценки результатов анкетирования использовали данные групп контроля – III и VII в сравнении с данными исследуемых групп – IV и VIII, соответственно.

Используемый в исследовании Гиссенский опросник состоит из 57 вопросов, включающих в себя широкий перечень жалоб, оценивающих общее самочувствие, вегетативные дисфункции и нарушение функций внутренних органов. Кроме того, в опроснике специально оценивается степень интенсивности недомоганий, на которые жалуется опрашиваемый, так как в рамках данного подхода субъективное восприятие тяжести страданий является более значимым, чем внешняя более объективная градация по частоте возникновения. Полученные данные оценивались по 5 шкалам: 1 шкала «Истощение», характеризующая общую потерю жизненной энергии, 2 шкала «Желудочные жалобы» отражает синдром психосоматических желудочных недомоганий (эпигастральный синдром), 3 шкала «Ревматический фактор» - в которой описываются выраженные субъективные страдания опрашиваемого, носящие алгический или спастический характер, 4 шкала «Сердечные жалобы» отражает концентрацию жалоб в сосудистой сфере. В 5 шкале «Давление» результаты суммируются – общий балл отражает интенсивность соматических жалоб. Первые 4 шкалы оцениваются от 0 до 24 баллов, 5 шкала оценивается от 0 до 96 баллов. [2]

Рис. 2 Средние значения шкал Гиссенского опросника среди студентов (а) и школьников (б). Примечание: И-истощение, Ж-желудочные жалобы, Р-ревматический фактор, С-сердечные жалобы.

Проведя сравнительный анализ полученных в ходе анкетирования результатов нами было выявлено, что и у студентов, и у школьников значительно увеличен уровень показателей по шкале истощение («И») и ревматический фактор («Р»), однако значительных отклонений этих шкал относительно группы контроля не наблюдалось. Так, у студентов исследуемой группы значения шкалы «И» и «Р» равнялось 50 % и 29% (рис. 2а), а у школьников исследуемой группы 42 % и 33% (рис. 2б), соответственно.

Результаты анкетирования в исследуемых группах студентов и школьников показали, что среди опрошенных 47% студентов и 58 % школьников страдают аллергическими заболеваниями. У них так же наблюдалось значительное превалирование шкал «И» и «Р» (рис. 3). Для более детальной оценки полученных результатов в исследуемой группе было выделено три подгруппы по состоянию здоровья, согласно результатам Гиссенского опросника. Лица, набравшие по результатам анкетирования 0-7 баллов, были определены в группу здоровых (ГЗ); 8 - 13 баллов - группа предболезни (ГП); 14 –18 баллов – группа болезни (ГБ). Наибольшее количество опрошенных вошли в ГЗ, 49% по шкале «И» и 86 % по шкале «Р» среди студентов и 50% по шкале «И» и 63 % по шкале «Р» среди школьников (рис. 4).

Группу предболезни среди студентов составили 37% по шкале «И» и 12 % по шкале «Р», а среди школьников 30% по шкале «И» и 33% по шкале «Р». Незначительное количество опрошенных были выделены в группу ГБ.

Рис. 3 Средние значения шкал Гиссенского опросника среди студентов (а) и школьников (б) с аллергией.

Рис.4 Распределение студентов (а) и школьников (б) исследуемых групп с аллергией при делении их на 3 группы по состоянию здоровья. Примечание: ГЗ - группа здоровых (0-7 баллов); ГП - группа предболезни (8 - 13 баллов); ГБ – группа болезни (14 –18 баллов)

Выявлено, что 6 человек студентов и 6 школьников набрали максимальное количество баллов по шкале «И», а также у одного студента и одного школьника максимальные значения по шкале «Р», в связи с чем именно они составили группу ГБ (рис. 5).

В медицине существует понятие «субъективный уровень заболевания». В отличие от объективной картины соматических нарушений, субъективный уровень отражает, как человек эмоционально интерпретирует состояние своего здоровья. При этом каждое отдельное ощущение сопровождается субъективным эмоционально окрашенным восприятием, а сумма таких ощущений определяет интенсивность субъективных недомоганий.

Рис.5 Количественное распределение студентов (а) и школьников (б) с аллергией в зависимости от состояния здоровья по шкале истощения (И) и ревматического фактора (Р). Примечание: К – контроль; ГП - группа предболезни; ГБ – группа болезни.

Речь идет о любой личности, а не только о больном или обратившимся за помощью к врачу. Ведь каждый человек в той или иной мере обеспокоен своим здоровьем и переживает какие-либо недомогания, привнося в повседневные отношения с окружающими эмоциональный психосоматический фон. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие аллергических заболеваний у опрошенных может иметь психосоматический характер, что, в свою очередь, дает возможность использовать Гиссенский опросник для условной диагностики заболеваний, связанных с аллергией.

Список литературы

1. Малкина-Пых И. Г. М Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2008. - 1024 c.

2. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты - Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.

3. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства в клинической практике - М.: МЕДпресс-информ, 2017. - 776 с.

4. Субботин К.А., Макеева А.В. Сравнительная оценка адаптационных возможностей организма к изменению свободно-радикального равновесия под влиянием психоэмоционального стресса и факторов производственной среды // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 2. - С. 120-121.

5. Чуева М.Ю., Николаев Ю.И. Психосоматика: история становления психосоматической медицины // Международная научная школа психологии и педагогики / Ежемесячный научный журнал. Новосибирск: МНШ ПиП. - 2015. - № 6 (14). - С. 67-71.

Просмотров работы: 472