РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Термин «развивающее обучение» ввел в конце XVIII в. И.Г. Песталоцци, который считал развитие личности «всеобщей потребностью человечества». Формированию целостной теории развивающего обучения способствовала идея Л.С. Выготского о возможности и целесообразности обучения, ориентированного на развитие личности. Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. «...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой» [1, с. 376].

Новая дидактическая концепция развивающего обучения в начальной школе была предложена Л.В. Занковым. Автор обосновал основные дидактические принципы развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности, обучения быстрым темпом, принцип ведущей роли теоретических знаний, осознание школьниками процесса учения, принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся. Эти принципы отличались от принципов традиционной дидактики: наглядности, сознательности, систематичности и т. д. Идеи Л.С. Выготского относительно возможности и целесообразности обучения, ориентированного на развитие личности, в дальнейшем были углублены Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Предложенную концепцию развивающего обучения отличали следующие характеристики: особая форма активности, направленная на преобразование себя как субъекта учения; распознавание конкретного результата своих действий, необходимость выяснения в процессе учебной деятельности происхождения понятий и обозначаемых ими действий, подтверждение необходимости этих понятий и действий для теоретического познания в соответствующей области знаний, а также теоретических основ действий, которые усваиваются, организация обучения от абстрактно-общего к конкретно-отдельному [2, с. 86] .

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие психических процессов. А. Я. Савченко считает, что в контексте развивающего обучения начальная школа много теряет из-за «недооценки чувственной основы умения», поскольку несформированность процессов восприятия обедняет сенсорный опыт ребенка. Учитывая это известный дидакт советует педагогам особое внимание обращать на формирование умений видеть, слушать и чувствовать, то есть продолжить развитие через систему соответствующих задач и упражнений «линии дошкольного детства»: «острый глаз», «чуткое ухо» «умелые руки» [3, с. 99]. Поэтому важно наполнить учебные книги, адресованные ученикам начальных классов, задачами на развитие фонематического слуха и тренировки слуховой памяти, на выделение в услышанном (прочитанном) нового, необычного: на различение характерных звуков природы; упражнениями на тренировку объема и точности зрительного восприятия; задачами, предусматривающими раскраски, дорисовки, штриховку, соединения и др.

Развитие психических процессов включает формирование у учащихся воображения, внимания, памяти, мышления и речи. Исходя из того, что младший школьный возраст считается пиком развития воображения и фантазии, закономерно возникает необходимость целенаправленно использовать эти скрытые возможности детства. Задания на развитие указанных психических процессов в учебниках могут быть разные: создание образов предметов, картин на основе прочитанного (на основе жизненного опыта, с опорой на отдельные слова, словосочетания и предложения, дополнения и изменения текста; разыгрывание различных жизненных ситуаций. Уместно также использование специальных рубрик («пофантазируйте!», «представь себе» и др.). Учебная деятельность младших школьников невозможна без развитого внимания, его неустойчивость у учащихся начальных классов обусловливает целесообразность внесения в учебники специальных вопросов и упражнений на формирование этого познавательного процесса: задач на развитие наблюдательности, на анализ предметов и явлений окружающего мира, на выяснение особых признаков предмета, на сравнение текста и иллюстраций; специальных рубрик «обрати внимание», «внимательно ли ты читал?». С целью развития у учащихся начальных классов запоминания важно включить упражнения на заучивание наизусть, на использование жизненного опыта (предусматривают анализ увиденного, услышанного, пережитого), на актуализацию полученных знаний (побуждают вспомнить выученное, воспроизвести содержание прочитанного и др.). Уместным является использование рубрик «вспомни», «запомни», которые нашли применение в действующих учебниках для начальной школы. Полноценное обучение младших школьников невозможно без целенаправленного развития процессов исчисления (анализа, сравнения, обобщения и др.) и речи. Важным компонентом развивающего обучения признано формирование у младших школьников творческих способностей, а основой творческой деятельности считают гибкость мышления, развитое воображение и фантазию, нестандартность мысли.

Говоря о развивающем компоненте урока, в первую очередь следует выделить основные его составляющие. Стоит отметить, что все направления этой многоплановой работы взаимосвязаны. Если ребенка не научили внимательно слушать, точно воспроизводить, наблюдать, ориентироваться в пространстве, действовать руками, дифференцировать различные признаки, то ему не достичь и высокого развития мыслительных умений. Если ученик остается из урока в урок обычным исполнителем и ему не удается почувствовать удовольствие от творчества, много ли шансов у него для формирования устойчивых познавательных потребностей?

Не менее важным является и такой аспект развивающего урока, как создание условий для постепенного перехода от действий в сотрудничестве с учителем и учениками к самостоятельным. Последнее особенно ценно, потому что существует общий закон перехода любого действия от взрослого к ребенку: то, что сначала учитель делает относительно ученика (ставит цель, планирует, контролирует, оценивает), ученик затем начинает совершать относительно другого человека, и только после этого — относительно себя. Игнорирование любого из этих направлений работы сужает, обедняет развивающее влияние совершенного содержания обучения, поэтому полноценное усвоение материала предусматривает:

- формирование у учащихся не любых, а именно рациональных способов действий;

- выполнение детьми всех условий правильного применения того или иного способа действия;

- стремление к учебному диалогу с учителем и учениками на уроке;

- доказательное отстаивание самостоятельности мысли и личностного отношения;

- перенос усвоенного в новую учебную ситуацию.

Путь к такого уровня обучению сложный и длительный, требует системности и настойчивости в работе учителя, начиная с самого начала обучения ребенка, умение сочетать прямые и косвенные средства влияния на развитие личности. Как известно, в познавательной деятельности взаимодействуют две формы: восприятие и мышление. Обе они имеют разные функции. Первая в основном обеспечивает познание внешних признаков и свойств объектов (цвет, форма, величина, сопротивление материала, расположение предметов и т. п.), а вторая — через решение задач позволяет познать внутренние свойства и признаки отдельного предмета, явления и связи между ними. Уметь точно воспроизводить на слух, правильно услышать произнесенное, охарактеризовать неизвестное за его звучанием, правильно выражаться, выделять в речи учителя новое, необычное — все это неполный перечень ситуаций, когда ребенку надо слушать выборочно и сосредоточенно. Чувствительным должно быть ухо ребенка к звукам природы, к звукам ближайшего окружения и речи. Слуховая чувствительность непосредственно связана с эмоциональной выразительностью речи и воображения детей. На уроках на учащихся действует много раздражителей. В зависимости от направленности внимания, умения сосредоточиться центром внимания становится тот или иной предмет. Важнейшее условие выразительного зрительного восприятия — умение выделить предмет на общем фоне на основе четкого распознавания контура. Этому способствуют различные виды задач. Острый глаз ученика — важнейшая предпосылка формирования наблюдательности, умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Это качество предполагает целенаправленное планомерное восприятие объектов, вызывающих интерес. Умение наблюдать в младших школьниках можно развивать на любых уроках. Особенно широкие возможности для этого на уроках ознакомления с окружающим, изобразительного искусства, развития речи, чтения, трудового обучения.

Управляя наблюдениями учащихся, учитель: 1) уточняет и обогащает их представления и понятия об известных объектах; 2) формирует новые понятия о связи, отношениях между предметами и явлениями; 3) активизирует различные формы восприятия; 4) учит последовательности умственных и практических действий при наблюдении одного или нескольких объектов; 5) возбуждает интерес и любознательность детей.

Развивающее обучение характеризуется гуманистической и психотерапевтической направленностью, его цель – разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Использованная литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. 2 изд.- М., 1991.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

3. Котелянец Н. В. Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 97-101. – Электронный ресурс: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3806/

Просмотров работы: 312