РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование правильного звукопроизношения, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания. Среди задач ведущими является формирование навыков правильного звукопроизношения и выработка хорошей дикции.

Работа над интонационной выразительностью детской речи начинается в среднем дошкольном возрасте. Обусловлено это следующими факторами: речь ребенка изначально интонационно выразительна, однако это выразительность непроизвольная, обусловленная эмоциональным состоянием ребенка, его эмоциональным отношением. Поэтому уже в младшем дошкольном возрасте дети использовали интонационные средства выразительности («пожалей куклу, она упала, ей больно»), но при этом задавалась ситуация, эмоционально переживаемая ребенком, однако произвольному использованию интонационных средств выразительности дошкольника нужно специально учить.

Специальные занятия по фонетике в детских садах всегда имеют конкретные задачи:

1) постановка дыхания;

2) усвоение ритма слова (слогоразделение);

3) усвоение артикуляций отдельных звуков речи;

4) приобретение навыка в произнесении законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.

Критерии оценки уровня овладения звуковой культурой речи в дошкольном возрасте определяются следующими параметрами:

- овладение артикуляцией всех звуков родного языка;

- овладение техникой речевого дыхания;

- овладение средствами интонационной выразительности речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и на специальных занятиях по речи. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.

По мнению Д.Б. Эльконина, ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделять своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длительные слова. Живость и богатсво интонаций тоже играет немаловажную роль – способствуют лучшему условию речи [1].

Как и в обучении дошкольников способу выделения звука в слове, здесь выстраивается определенная технологическая цепочка. Работа над интонационной выразительностью речи ведется в повседневной деятельности, в играх, начиная с младшего возраста, когда дети по подражанию при заучивании стихов, воспроизведении реплик в потешках, в сказках воспроизводят особенности интонации речи взрослого. В среднем дошкольном возрасте обращаем внимание на интонацию как средство оформления высказывания, используя для этого прежде всего материал фольклорных произведений, в которых одна реплика по-разному произносится разными героями: их высказывания по-разному интонационно оформлены.

Наиболее сложным является последний этап в работе над выразительностью, когда один и тот же набор слов, например: ночью, выпал, снег — дети должны произнести с различной интонацией, выражая различное эмоциональное отношение и по-разному определяя цель высказывания: спросить, сообщить, обрадоваться, огорчиться, удивиться. Особое внимание при этом уделяем интонации сообщения и интонации вопроса, готовя таким образом ребенка к овладению пунктуационными правилами, основанными на разграничении предложений по цели высказывания.

Итак, в содержании работы над интонационной выразительностью детской речи мы также видим переход от непроизвольного использования фонетических средств языка к произвольному. Осознание дошкольником интонационной выразительности речи значимо в плане культурно-речевого воспитания дошкольника, а также с точки зрения подготовки дошкольника к обучению грамоте: представления об интонационной оформленности предложения будут формироваться у дошкольника на фоне его собственного речевого опыта. В работе над интонационной выразительностью детской речи используем, кроме перечисленных приемов, заучивание стихов, пересказ в лицах, сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин», «Больница» и т. п.

В силу несформированности навыков речевого дыхания в среднем дошкольном возрасте продолжается работа в данном направлении. Используя различные упражнения на поддувание, педагог продолжает учить экономному расходованию воздуха, длительному плавному выдоху, обращая при этом внимание на направленность воздушной струи (загнать мяч в ворота, мяч — кусочек ваты, помочь бабочке опуститься на цветок и т.п.). Работа над длительным плавным выдохом ведется с использованием речевого материала, но для этого используются звукоподражания, включающие уже более сложные по артикуляции звуки: шипящие, свистящие, сонорные, а также на фразовом материале: в среднем дошкольном возрасте ребенок произносит на выдохе фразу из 4-6 слов.

Интуитивно речевое дыхание используется дошкольниками при слогоделении (слог — один толчок воздуха), при необходимости они могут произнести слово по слогам, если их плохо слышат или плохо понимают, хотя техника слогоделения и слог как единица фонетического членения речи ими не осознается. При заучивании стихов дети предельно точно воспроизводят интонацию взрослого, в том числе повторяют и постановку пауз.

Таким образом, в работе над речевым дыханием в среднем дошкольном возрасте преобладает «технический» аспект: речевое дыхание не соотносится с фонетическим членением речи, не осознается как средство интонационной выразительности речи. Безусловно, как средство выразительности оно используется дошкольниками, но интуитивно, во многом на основе подражания взрослым.

Использованная литература

  1. Эльконин Д. Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Психология детей дошкольного возраста. – М., 2010

  2. Даркулова К.Н., Цицкиева З.М. Формирование ритмико-интонационной стороны речи VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г.http:// www. scienceforum. ru/2016/1770/20177

Просмотров работы: 137