ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди факторов, влияющих на речевое развитие ребенка дошкольного возраста, в отечественной и зарубежной психолингвистике особенно подчеркивается роль социальной среды и активности в психическом развитии ребенка. Уровень развития речи, как правило, прямо пропорционален уровню социальной адаптации ребенка и уровню его удовлетворенности окружающим обществом. Комфортная психологическая обстановка благоприятно влияет на развитие речи. Отсутствие желания разговаривать, а также замкнутое поведение ребенка обычно вызвано нахождением ребенка в неблагоприятной психологической обстановке, а также воспитанием в жестких условиях, множество запретов со стороны воспитателей и родителей, что, естественно, плохо сказывается на уровне развития речи ребенка и его психического развития в целом. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтоб дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Речь малыша зависит от речевой практики, речевого окружения и формируется под влиянием речи взрослых, его окружающих. Это не врожденная способность, а навык, который формируется параллельно с физическим и умственным. Он служит показателем этого развития.

В современных условиях проблема развития речи у детей дошкольного возраста занимает особое место, потому что современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. В этом актуальность темы исследования.

Научная новизна – исследуется влияние внутренних и внешних социальных и психологических факторов на развитие речи детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования. Результаты настоящего исследования могут быть использованы психологами для определения психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста в детских садах, детских развивающих центрах. Значимость для базы исследования заключается в определении уровня речевого развития в группе по различным критериям и возможности повышения уровня речевого развития целенаправленно по этим критериям.

Несмотря на исследования отечественных и зарубежных психологов до настоящего времени остаются открытыми вопросы отношения общего уровня речевого развития и уровня развития речи по отдельным критериям. Психологические условия и механизмы развития речи детей изучены еще недостаточно. Нас интересуют исследования влияния некоторых социально-психологических факторов, таких, как характер атмосферы в группе детского сада; статусное положение ребенка в коллективе, которые не только характеризуют социальную ситуацию развития, но и являются условиями речевого развития индивида.

Задачи исследования :

1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния и развития речи у детей.

2. Раскрыть понятие социально-психологического фактора и его роль в развитии речи ребенка.

3. Раскрыть понятие психологическая атмосфера в семье и в детском саду

4. Определить понятие речи, рассмотреть функции, виды и свойства речи.

5. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей речи у детей дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы о влиянии следующих социально-психологических факторов на развитие речи у детей дошкольного возраста:

• статусное положение в группе детского сада;

• психологическая атмосфера в группе детского сада;

6. Оценить уровень развития речи детей при помощи подобранных методик.

Дошкольный возраст - это период в развитии человека, соответствующий переходу от раннего возраста до поступления в школу. На развитие речи детей дошкольного возраста оказывают влияние многие факторы, такие как семья, общество, статусное положение в группе детского сада, наследственность.

Статусное положение в группе детского сада играет важную роль в развитии речи ребенка. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам. Дети влияют друг на друга в нескольких важных отношениях. Во многих ситуациях они оказывают друг другу эмоциональную поддержку, выступают в роли моделей для подражания, подкрепляют поведение друг друга и поддерживают сложные, требующие богатого воображения игры. Они также создают систему эмоциональных взаимоотношений, которые поощряют (или наоборот, отбивают охоту) вести себя агрессивным способом .

Цель нашей работы заключалась в том, что бы выявить, как психологические процессы влияют на речь ребенка. В качестве наблюдения мы взяли детей из двух совершенно разных по благосостоянию семей. Подводя итоги, мы сделали вывод, что семейное благополучие довольно таки сильно отражается на общем психо-эмоциональном состоянии ребенка. Девочка из неблагополучной семьи отставала в развитии, в связи с тем , что в семье были регулярные ссоры, ребенок постоянно находился в напряженном состоянии. Девочка испытывала чувства страха. Наблюдалась явная задержка в развитии речи, все время он повторяла только одну фразу «гулять». С точки зрения психологии можно сделать вывод, что ребенок просто хотел убежать, скрыться от постоянных скандалов, которые она наблюдала в семье.

Что же касается мальчика из благополучной семьи, то нами были сделаны выводы, что у мальчика нормальное развитие, соответствующее его возрасту. Он спокойно отвечал на вопросы, речь его была развита, он мог составлять сложные предложения, составлял рассказы по картинкам. Так же ему с легкостью давались английский и казахский язык.

Нами были проведены различные психологические тесты, способствующие выявлению уровня развития детей и так же влияния семьи на речь ребенка. Были использованы такие методики как: "Назови слова", Расскажи по картинке" , Психологический тест для детей «Сказка», Кинетический рисунок семьи, Тест-опросник родительского отношения

На основе проведенных тестов мы сделали вывод, что в большей степени на нормальное становление речи ребенка оказывает семья, ведь именно семья рождает у ребенка чувство защищенности, любви, принятия; в семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию; семья представляет собой разновозрастную социальную группу, в которой ребенок учится воспринимать различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения; семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия.

Использованная литература

  1. Даркулова К.Н., Цицкиева З.М., Маженова К.К. Влияние психологических факторов на развитие речи детей ІХ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2017 г. http:// www. scienceforum. ru/ 2017/2546/27122

  2. . Детская практическая психология. Под ред. проф. Марцинковской Т. Д. – М.: Гардарики. 2000. – 255с. // Интернет-ресурс. Доступ: http://www.studmed.ru/ marcinkovskaya-td-detskaya-prakticheskaya-psihologiya_b3410401f29.html

  3. . Методические рекомендации – Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка – Национальная академия образования им. И. Алтынсарина // Интернет-ресурс. Доступ: http://nao.kz/files/blogs/ 1432615581356.pdf

Просмотров работы: 238