ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА (СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА (СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все нам хорошо известно, что любой ребенок, овладевающий речью, сочиняет большое количество новых слов. «Дети в освоении языка стремятся к симметричности языкового знака, — указывает С. Н. Цейтлин, — к установлению однозначных соответствий между формой и значением, но в русском языке симметрия сторон давно нарушена — одно и то же содержание может быть выражено разнообразными формами (явления вариативности, синонимии), и в то же время одна и та же форма может соотноситься с разными смыслами (полисемия). Дети пытаются «исправить» язык, отступая от общего словоупотребления, от языковой нормы» [1: 169].

Актуальность проблемы определяется тем, что поскольку познание ребёнком окружающего мира связано с номинацией предметов и явлений действительности и часто сопровождается словотворчеством из-за ограниченности словарного запаса дошкольника.

Мысль о том, что каждый ребенок создает собственную языковую систему, а не перенимает ее в готовом виде у взрослых, фактически всегда присутствовала, хотя иногда и в неявном виде, в работах ведущих отечественных ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. В. Щерба, А. Н. Гвоздев).

Важно отметить, что и лингвисты, и логопеды солидарны в определении причины отклонений от нормы в речи детей, они усматривают ее в недостаточной сформированности способности ребенка к грамматическим обобщениям: характерные сочетания в логопедических работах - «несформированность морфологических (синтаксических и пр.) обобщений у детей с ЗПР, ОНР» и т.п.

Для того чтобы понять, свидетельствует ли та или иная неправильность речи о патологии речевого развития или же является нормальной для данной стадии становления языковой системы ребенка, нужно представлять себе общие закономерности становления языка и особенности речевой деятельности на каждой стадии. Именно этим занимается молодая наука – онтолингвистика, в центре внимания которой - проблемы речевого онтогенеза. Точек пересечения интересов онтолингвистики и логопедии очень много. Это не только диагностика речевых нарушений, но и принципы разработки экспериментов, речевых карт и т.п.

Наиболее активно процесс именования происходит в детстве, когда ребёнок овладевает речью. В дошкольные годы словопроизводство осуществляется бессознательно, поэтому в речи детей широко распространены отсутствующие в языковой системе слова, которые, как правило, попадают в разряд инноваций. Наличие в речи дошкольников самостоятельно созданных или видоизмененных языковых единиц - совершенно неоспоримый факт, привлекающий внимание родителей, педагогов и лингвистов.

При огромном разнообразии детских речевых инноваций наблю­даются поистине поразительные случаи речевых совпадений: очень часто разные дети в разное время и независимо друг от друга про­дуцируют одни и те же языковые единицы. Тысячи детей говорят: ИСКАЮ вместо ищу, ГЛАЗОВ вместо глаз, СЛОМАТЫЙ вместо сломанный, изобретают слова. Недаром К.И.Чу­ковский собирался создать словарь общедетских слов. Эта задача в настоящее время представляется вполне осуществимой. К. И. Чуковский был совершенно прав, когда, анализируя уди­вительный феномен детского словосочинительства, утверждал, что мы кажемся ребенку законодателями, нарушающими свои собствен­ные законы, и дети не виноваты в том, что в грамматике не соблю­дается строгая логика[2]. Если бы наш язык был устроен более про­стым способом, не было бы пространства для детского слово- и фор­мотворчества.

В школе дети овладевают нормативным языком, поэтому неоправданное и стихийное словосочинительство может привести к словообразовательным ошибкам, для предупреждения и преодоления которых большое значение имеют три аспекта:

работа учителя по изучению детской речи, т.е. установлению причин словотворчества;

сознательное усвоение школьником материала по словообразованию;

целенаправленная работа учителя по развитию речи, заключающаяся в усвоении значений аффиксов и основных словообразовательных моделей.

Таким образом, изучение новообразований в речи дошкольников необходимо для предупреждения и устранения словообразовательных, а также, как следствие, морфологических и орфографических ошибок в школьном возрасте. Детские словотворческие инновации в семантико-ассоциативном плане индивидуальны, часто возникают в контексте актуальной для ребенка ситуации, отражая его личностный когнитивный и речевой опыт, могут воспроизводиться ребенком или используются одноразово, что в целом свидетельствуют о разнообразии стратегий усвоения языка в онтогенезе.

Использованная литература

  1. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с

  2. Чуковский К. От двух до пяти. Живой как жизнь. — М.: Детская литература, 1968. — С. 26. — 814 с.

  3. Даркулова К.Н., Ниетбайтеги К.А. Окказиональное словообразование в СМИ Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка:Материалы VI Международного научного семинара, посвященного памяти профессора Э.П. Кадькаловой, Саратов, 27-28 октября 2016 г /Отв. ред. О.И. Дмитриева, С.А. Семеновская. – Саратов: Амирит, 2016. – 273 с. С.102-109

Просмотров работы: 92