ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребенка, как игра. С помощью сказки ребенок легко усваивает первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо», потому что сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты: думают, говорят, как люди, совершают человеческие поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных. Каждый из сказочных персонажей наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете.

Сказки о животных интересны и привлекательны для маленьких детей еще и тем, что животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Хотя сила импонирует детям, но врожденное, мы бы сказали, еще не испорченное житейским опытом чувство справедливости и добра, диктуют им сочувствие к страдающим. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Второе, что привлекает детей в сказках о животных, – это ее простая композиция и четкая иерархия героев. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии, т.е. того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Но самое главное достоинство сказок в глазах детей – это их счастливые концовки, они соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Резко контрастны здесь переходы от печали к веселью. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

В сказках о животных много песенок. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становится неотделимой частью детского сознания.

В наше время засилья интернета и зарубежной жестокой «мультяшки» потребность в народной сказке, мудрой и доброй, представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. Сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Для детей не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он – красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.

Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьезными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

В перипетиях отношений со взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношения со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Вайолет Оклендер в своей книге «Окна в мир ребенка» отмечает, что сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка» [1]. Сказка в разнообразных формах сообщают ребенку, что борьба с жизненными невзгодами неизбежна, это органическая часть человеческого существования, но если человек не оробеет, а стойко встретит неожиданные и неизбежные трудности, то преодолеет все препятствия и, в конце концов, окажется победителем.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою [2, с. 408].

Использованная литература

1. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М.: Независимая фирма Класс, 1997. Электронный ресурс:http://www.aktivnoetv.ru/writer/3922/books/11445/oklender_vayolet/okna_v_mir_rebenka_rukovodstvo_po_detskoy_psihoterapii

2. Чуковский К.И. Признания старого сказочника // Чуковский К.И. Сочинения в 2 томах. Т.1. – М.:Правда, 1990. – С.405-430.

Просмотров работы: 1254