ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Ниетбайтеги К.А., Доброванова Е.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основными задачами курса русский язык на начальной ступени обучения являются задачи по формированию языковой и коммуникативной компетенции, развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование умений наблюдать, опознавать, анализировать языковые факты, самостоятельно и продуктивно-творчески размышлять, воспитание гражданственности и патриотизма. Помимо материала, представленного в учебниках русского языка, успешно реализовать поставленные задачи можно на примере фразеологизмов. Фразеология – это особо выразительная, особо яркая и вместе с тем самобытная часть русского языка и русской культуры. Она весьма богата в своем функционально-стилистическом разнообразии, позволяющем удовлетворять самые разные, даже самые изысканные языковые вкусы, отвечать потребностям самых искушенных и взыскательных в языковом плане носителей русского языка, быть мощным стимулом для речевого творчества. Всякий фразеологизм – это текст, хранитель культурной информации. “Идиоматика – это “святая святых” национального языка, в котором неповторимым образом манифестируется дух и своеобразие нации” [1, с. 44] . В.Н. Телия утверждала, что “образы, лежащие в основе фразеологизмов-идиом и связанных значений слова, в основной массе прозрачны для данной лингвокультурной общности, т.к. отражают характерное для нее мировидение и миропонимание, что и позволяет говорить о культурно-национальной специфике фразеологического состава языка, проявляющейся более ярко, чем в его словарном запасе” [2, с. 83] . Знакомство с фразеологией – это возможность приобщения детей к языковой культуре, возможность реализовывать воспитательные возможности урока.

Фразеологизмы можно использовать при изучении любых тем. Так, при рассмотрении правописания слов с проверяемыми гласными во 2-ом классе можно дать примеры фразеологизмов: лежать на боку, подковать блоху, тянуть кота за хвост - подбирая проверочные слова бок, блохи, тяжесть, кот. Можно побеседовать и о значении устойчивых оборотов, например, выявив значение 1-го фразеологизма, продемонстрировать слайд с двумя семантическими рядами: а) фразеологизмы, характеризующие большое усердие, напряжение в работе, особую сноровку в деле, типа: гнуть спину (горб), ломать хребет - трудиться до изнеможения, изнурять себя тяжелой работой; вертеться как белка в колесе - быть в беспрестанных хлопотах, занятиях, заботах; в поте лица - с большим усердием, напряжением, прилагая все силы; б) фразеологизмы, характеризующие безделье или недобросовестное отношение к работе, типа: бить баклуши - праздно проводить время, бездельничать; лодыря гонять - праздно проводить время, бездельничать; на живую руку - наспех, плохо, кое-как делать что-либо; валить через пень колоду - делать медленно, неповоротливо, неумело или кое-как, плевать в потолок - совсем ничего не делать, бездельничать; собак гонять - болтаться без дела, бездельничать; сложа руки – сидеть ничего не делая, бездельничая.

Интерес для учеников представляют игровые формы внедрения в речь фразеологизмов. Предлагается ученикам разделиться на три группы умников. На доске вывешивается рисунок поезда с вагонами. Каждой группе учеников предлагается на выбор три листочка с написанными на них фразеологизмами, также на доске вывешиваются картинки с изображением пяти фразеологизмов.

1 задание: зашифровать фразеологизм в виде частей речи. Каждый вагон поезда отдельная часть речи (выполняет первая команда)

2 задание: расшифровать данный фразеологизм (выполняет вторая команда)

3 задание: найти из предложенных частей речи обобщающее слово (выполняет третья команда)

 

глагол

предлог

существительноеее

 

Например, расшифровка фразеологизма, переданного рисунком:

Верные ответы: 1. фразеологизм: водить за нос.

2. обманывать

После того, как первый фразеологизм расшифрован, вторая команда приступает к зашифровке своего фразеологизма и т.д. Команда, выполнившая все задания двух других команд, получает поощрительный приз.

Интеграция уроков русского языка с другими предметами служит для обогащения словарного запаса детей, развития речи младших школьников, воспитания культуры общения. Одним из таких предметов является математика. На уроках математики тоже можно повторять тему «фразеологизмы» и не только повторять, но и закреплять, применяя логико-математические упражнения.

Структура заданий:

  • фразеологизм;

  • как одним словом можно обобщить данный фразеологизм;

  • логико-математическое упражнение.

+ 265 - 570 - 300 + 412 + 139 - 927

13 16 53 142 661 349

. . . Б . . . Т . . . Ь . . . И . . . А . . . К

+ 421 - 764 - 643

178 164 321

. . . У . . . Л . . . Ш

278

459

554

247

       

278

800

578

600

599

322

459

             

Ответ: бить баклуши.

Структура заданий:

  • логико-математическое упражнение.

  • Чтение фразеологизма

Дети слышат и запоминают фразеологизмы и на уроках математики. Одно из чисел является ответом к упражнению. Условия математических заданий предполагают развитие умения сравнивать объекты (числа, выражения, фигуры и т.д.), находить связи между ними, формулировать гипотезы и применять их для нахождения неизвестного числа.

Уместным будет и интегрирование русского языка с уроками литературного чтения, где учащиеся знакомятся с классикой русской литературы, на страницах которой часто встречаются фразеологизмы. Это басни Крылова, рассказ Н.Н. Носова «Мишкина каша», сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок», стихи С.В. Михалкова и т.д.

Структура заданий: а) найти фразеологизм в произведении, б) вспомнить, в каких произведениях еще встречались фразеологизмы, в) повторение содержания литературных произведений. Наибольшую интеграцию русского языка в начальных классах можно увидеть в таком предмете, как самопознание. На уроках самопознания учащиеся наряду с нравственно-духовным образованием знакомятся с понятием творческие индивидуальные качества. Дети много сочиняют стихов и сказок. Одним из наиболее занимательных для детей является передача рисунком своих чувств и переживаний, отношений со сверстниками. Дети включают свою фантазию при изображении фразеологизмов на листе бумаги. Но самое главное, при знакомстве с фразеологизмами необходимо давать учащимся грамотное написание и отработать правильное произношение самого фразеологизма. Непонимание этимологии фразеологизмов приводит к комическим ошибкам: "хоть кол на голове чеши" (вместо теши): "довести до белого колена" (вместо каления; белое каление - 'высшая степень нагрева металла, который вначале становится красным, а потом - белым'), "скрипя сердцем" (скрепя - от скрепить). Иногда в речи можно наблюдать и непонимание говорящим значения используемого фразеологизма: "Веселые и счастливые, выпускники спели на прощанье свою лебединую песню". Или: (из выступления студента на празднике "Последнего звонка") "Сегодня у нас радостное событие: мы провожаем в последний путь наших старших товарищей".

Употребление фразеологизмов без учета их семантики, как, впрочем, и структуры, в корне искажает смысл высказывания. Грубой речевой ошибкой является и искажение образного значения фразеологизма, который в контексте воспринимается не в его метафорическом значении, а буквально: "Пластинка еще не сказала своего последнего слова" - контекст проявил прямое значение слов, образовавших фразеологизм, и в результате возник каламбур. Восприятие фразеологизмов в их непривычном, необразном значении придает речи неуместный комизм: "В этом году Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне". Однако бывает и так, что свободное словосочетание в тексте воспринимается как фразеологизм, что также создает каламбур: "В типографии № 5 выпущены географические карты с белыми пятнами" (т.е. без оттиска). Причиной неуместной игры слов стала внешняя омонимия фразеологизма и свободного словосочетания. В настоящее время употребление фразеологизмов редко можно услышать в нашей речи. Вызвано это тем, что в речь вошли неологизмы и жаргонизмы, и наша речь стала более «сухой» и менее художественной. Употребление фразеологизмов и крылатых слов делают речь яркой, красочной, эмоциональной. Знакомство с фразеологизмами поможет учащимся начальных классов обогатить речь образными выражениями.

Использованная литература

1. Бабкин А.М. Проблемы фразеологии. – М., 1990. – 264 с.

2. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, парадигматический и лингвокультурологический аспекты. – М., 1996. – 256 с.

Просмотров работы: 141