ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во всем цивилизованном мире общество пришло к пониманию, что в соответствии с нормами общечеловеческой морали и требованием социальной справедливости дискриминация детей с особыми потребностями в образовании недопустима. Школа должна принимать всех детей, независимо от их различий и создавать необходимые условия для удовлетворения особых образовательных потребностей детей. Преодолению проблем дискриминации и отчуждения в обществе, достижению социальной реабилитации и социального равенства всех людей должно способствовать внедрение инклюзивного образования. В чем же особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзии?

Программы обучения умственно отсталых детей имеют свои специфические особенности.

  • отбор материала. Умственно отсталые дети изучают элементарный языковой материал в самых минимальных пределах. Из научной грамматики отбираются самые элементарные сведения, необходимые для усвоения основ грамотного письма и правильной связной речи. Например, изучаются существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, предлоги, т.к. часто встречаются в речи, а причастия и деепричастия – нет.

  • подача материала. Умственно отсталые дети с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче — простые. Концентрическое расположение материала дает возможность разъединять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Например, тема «Предложение» проходит через все годы обучения начиная с 1 -го класса.

  • выделение пропедевтических периодов. Программа выделяет на всех этапах обучения подготовительные этапы.

  • замедленный темп прохождения учебного материала:для детей с ОВЗ предусмотрено увеличение количества уроков по каждой теме.

  • коррекционная и практическая направленность программного материала.

По русскому языку направленность программного материала в первую очередь проявляется в области речевого, а не языкового развития детей. На это и рассчитаны методические материалы, подготовленные НАО им. И.Алтынсарина. Перечислим их: Русский язык и развитие речи: для учащихся с нарушением слуха (неслышащие) 1-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) ; Русский язык: Учебная программа для учащихся с нарушением слуха (неслышащие) 3-4 классов уровня начального образования (с нерусским языком обучения);Русский язык: для учащихся с легкой умственной отсталостью 0-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) ; Русский язык: для учащихся с легкой умственной отсталостью 2-4 классов уровня начального образования (с нерусским языком обучения) ; Письмо, чтение и развитие речи: для учащихся с умеренной умственной отсталостью 1-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) ; Чтение и развитие речи: для учащихся с легкой умственной отсталостью 0-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) ; Чтение и развитие речи: для учащихся с легкой умственной отсталостью 0-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) .

Работа учителя над развитием речи умственно отсталых учащихся сводится к решению следующих задач.

  1. Изучение речевого развития учащихся.

  2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков осуществляется в младших классах.

  3. Уточнение, обогащение, активизация словарного запаса

  4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения

  5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи

  6. Вырабатывание умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме

Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно, на протяжении всего периода обучения.

Специфика методов обучения в школе для детей с ОВЗ заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает:

  • замедленность обучения и частую повторяемость

  • подачу учебного материала малыми порциями

  • максимальную развернутость и расчлененность материала

  • наличие подготовительного периода в обучении

  • постоянную опору на опыт ребенка.

Аномальное развитие умственно отсталых детей требует, чтобы все используемые методы и средства обучения способствовали коррекции их недостатков. Поэтому большинство методов, используемых в начальной массовой школе, требуют значительной их корректировки. В частности, увеличение количества этапов работы, удлинение сроков обучения, разработка дополнительных приемов.

Значительная неоднородность состава учащихся школы для обучающихся с ОВЗ является её специфической особенностью. По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.

1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они не в состоянии сделать элементарные выводы и обобщения без помощи учителя. На уроках русского языка они допускают много ошибок в чтении и письме и не могут самостоятельно их найти. Правила заучивают, но не всегда могут применять их на практике. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи: словесно-логической, наглядной и предметно-практической. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделит второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе.Они медленнее овладевают звуко-буквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Ученики данной группы овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения и письма. Испытывая большие трудности при звуко-буквенном анализе, они допускают много ошибок. Особенно их затрудняет усвоение правил правописания, которые они не могут использовать на практике, а также понимание читаемого. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями и отношениями, но и простые с несложным сюжетом.

Заметим, что состав групп изменяется в зависимости от характера урока. Все ученики школы для детей с ОВЗ, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения. Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.

Использованная литература

  1. Даркулова К.Н., Адырбаева К.Б. Коррекционная работа по развитию речи детей дошкольного возраста при чтении сказок VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г.http://www. scienceforum. ru/2016/1769/20197

  2. Даркулова К.Н., Камилжанова З.Н. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста в норме VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г.http:// www. scienceforum. ru/ 2016/1770/19422

  3. Даркулова К.Н., Дилдабек Б.Ж. Формирование грамматического строя языка ребенка VIІІ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2016 г.http://www. scienceforum. ru/2016/1770/20179

Просмотров работы: 681