РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Мамедзаде О.Б. 1
1ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы обусловлена тем, что ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, ни о каком возрождении российской государственности не может быть и речи пока в системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.

Понятие «финансовый контроль» – одно из ключевых понятий финансового управления в целом, как на микроуровне, так и на макроуровне.

  •  
    • общем виде под финансовым контролем понимается совокупность действий и операций проверки финансовых и близких с финансовыми вопросов деятельности организации с применением специфических форм и методов организации такого контроля.

Финансовый контроль является системой действий уполномоченных лиц, связанных с проверкой соблюдения управляемым субъектом норм финансового права и решений, которые приняты управляющим субъектом и интересов управляющего субъекта.

Осуществляемый на современном этапе развития экономики Российской Федерации государственный финансовый контроль не носит превентивного профилактического характера. Связано это с тем, что он выступает, как правило, регистратором нарушений, а не инструментом их предупреждения. Государственные контролеры, фиксируя нарушения и недочеты в организации движения денежных средств, мало уделяют внимания тем правовым прорехам в российском законодательстве, которые порождают эти злоупотребления и нарушения. Более того, мало уделяется внимания тому, чтобы нанесенный экономике страны ущерб был бы возмещен полностью и в кратчайшие сроки.

Недостатки в содержании и нацеленности государственного финансового контроля во многом связаны с несовершенством его организационного построения. Наличие множества контролирующих структур различной ведомственной подчиненности с одинаковыми или похожими функциями затрудняет и осложняет их работу. Между органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нет должной координации; они не увязаны в единую, стройную систему, все составные части которой работают в едином ритме, преследуют единые цели - обеспечение полноты и своевременности формирования ресурсов в распоряжении государства, сохранности и эффективного использования государственной собственности, законности, высокой результативности и целевого расходования всех государственных средств. Именно поэтому сегодня назрела необходимость радикальных изменений не только в содержании государственного финансового контроля, но и в его организации, правовом обеспечении, ином, чем прежде, взаимодействии контролирующих органов.

Для современных крупных корпораций организация финансового контроля является одной из ключевых задач, направленных на изыскание резервов для повышения эффективности использования финансовых ресурсов, сокращения затрат, что важно в условиях роста конкуренции на рынке.

Когда речь идет о финансовом контроле, то, как правило, он ассоциируется с обязательным контролем, включающим контроль со стороны государственных (налоговых в частности) органов, аудиторский контроль (что характерно для акционерных обществ и для отдельных видов деятельности, включая банковскую, страховую). Однако, инициативный контроль, который проводится самим экономическим субъектом для собственных целей, прежде всего, для контроля за сохранностью средств, оптимальностью и эффективностью процессов и результатов – зачастую даже более важное и нужное направление, особо значимое для среднего и крупного бизнеса, где, в отличие от бизнеса небольших масштабов, всё сложнее контролировать ресурсы, потоки, эффективность.

Внутренний контроль представляет собой такой финансовый контроль, который осуществляется специально созданными службами хозяйствующих субъектов, подчиняющимися непосредственно руководству организации. Его называют инструментом управления, используемым в соответствии с принципом управления, обратной связи, началом которого является решение о начале работы, а в конце – контроль этой деятельности. И сам процесс такого контроля включает в себя все этапы деятельности от плана действий, продолжая оценкой степени реализации задач, анализа потребления ресурсов, необходимых для достижения целей, заканчивая анализом достигнутых результатов. Внутренний финансовый контроль обычно разделяют на последующий, текущий и предварительный, как это показано на схеме (рис.1)[1]:

Рисунок 1 –Формы финансового контроля в зависимости от фактора времениИсточник: составлено автором

Финансовый контроль – это часть финансового менеджмента компании, в который, помимо контроля, входят еще и финансирование (получение необходимого количества денег и капитала из различных источников финансирования), инвестирование (размещение денег в различных формах неденежных (натуральных) материальных и нематериальных активов), экономическое управление операционной деятельностью предприятия и результатами хозяйствования (прежде всего, формирование и распределение прибыли). А основная цель финансового управления должна быть в максимизации рыночной стоимости компании для ее владельцев.

Финансовый менеджмент тесно связан с принятием финансовых решений, предполагающих выбор наиболее оптимального варианта.

Такой выбор часто рассматривается рамках «англо-франко-бельгийского треугольника», в котором рассматриваются «выгода-риск-время» ( рисунок 2)[2]:

Рисунок 2 – «Англо-франко-бельгийский треугольник»-«выгода-риск-время»

  • отношении инвестиций, кроме трех перечисленных факторов, можно дополнить четвертым фактором – «ликвидностью», т.е. способностью трансформироваться в случае необходимости в наличные деньги без существенных потерь. Внутреннее финансовое планирование во всех формах и видах позволяет осуществить данный выбор.

Финансовый контроль на современных предприятиях организуется посредством внутреннего финансового контроля как системы, вытекающей из него и дополняющего её системы бюджетирования и связанной с ними обеими системой контроллинга, а также анализом:

Внутренний финансовый контроль – одной из важных направлений финансового контроля (помимо внешнего), осуществляемое специально созданными службами хозяйствующих субъектов, которые подчиняются непоср едственно руководителю или высшему руководству и осуществляют финансовый контр оль остальных служб.

Бюджетирование –система взаимосвязанного планирования по подразделениям (центрам ответственности), в соответствии с которой далее осуществляются хозяйственные операции и производится сравнение плановых и фактических показателей.

Контроллинг – система мониторинга, контроля и анализа текущих операций с целью недопущения необоснованных расходов, несоответствия плану и т.п.

Анализ–система анализа результатов хозяйственной деятельности и сопоставления результатов с планом.

Система мотивации для успешной реализации системы финансового контроля должна быть тесно связана с системой контроля, основываться на анализе «план/факт».

Наиболее часто применяемые в современных компаниях инструменты финансового контроля - это бюджетирование, контроллинг, анализ.

Анализ, как правило, в современных компаниях основывают на исполнении бюджета. Бюджет – это финансовый план предприятия, состоящий из большого количества финансовых планов, сформированных по основным бизнес-процессам (производство, закупки, продажи, кадры, общие расходы и прочее). Бюджет разрабатывается при участии в планировании значительного количества подразделений и принимается руководством к исполнению. Далее текущий и последующий контроль основан на выполнении показателей бюджета предприятия[3].

Управленческий учет, являясь составной частью всей системы учета.

Должен соответствовать единым принципам бухгалтерского учета, таким как: непрерывность деятельности предприятия, единый денежный измеритель, полнота и аналитичность информации, периодичность и другим.

Кроме того, следует особо отметить, что организацию управленческого учета оптимально связывать с организацией бухгалтерского учета, чтобы исключать двойную учетную работу. Как правило, помогают в этом современные информационные системы, позволяющие совмещать разные программы, организовывать переток данных из одной программы в другую. Крупные корпорации часто разрабатывают собственные системы, которые позволяют одновременно вести бухгалтерский учет, а также осуществлять контроллинг, включая управленческий учет, бюджетирование. Средние компании для этих целей чаще пользуются уже готовыми продуктами, которых на рынке представлено множество. Так или иначе, без автоматизации (или имея только автоматизацию бухгалтерского учета) организовать эффективный управленческий учет и финансовый контроль нельзя, поскольку, например, ведение учета по центрам ответственности, что крайне актуально для крупных компаний, требует довольно много участников работы по планированию и контролю, которые не являются бухгалтерскими работниками, и планирование и контроль необходимо вести детальнее, чем в бухгалтерском учете.

  • целом же, учет по центрам ответственности представляет собой систему сбора, отражения и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений организации. На базе информации по центрам ответственности организуется контроль и регулирование расходов организации. То есть, производится и планирование, и обеспечение выполнения плана, и последующий контроль и по каждому центру, и по организации в целом.

  • соответствии с объемом полномочий и ответственности можно выделить четыре основных типа центров финансовой ответственности (ЦФО):

– центры затрат, отвечающие за выполнение определенных объемов работ (производственного задания), потребляющие различные ресурсы для осуществления своих функциональных обязанностей, что влияет на затраты, а также отвечающие за их величину и управление ими;

– центры доходов (продаж или выручки), несущие ответственность только за выручку от продаж и за затраты с продажами связанные, т.е. за формирование доходов либо отдельного направления бизнеса, либо всей организации;

– центры прибыли, которые ответственны не только за затраты, но и за формирование финансовых результатов деятельности - за прибыль и факторы ее формирующие;

– центры инвестиций, которые несут ответственность не только за выручку и затраты, но также за капиталовложения, и имеющие право управлять не только оборотным капиталом, но и активами, относимыми к внеоборотным.

Финансовый контроль, при комплексном его применении в финансовом менеджменте средней или крупной компании, позволяет увеличить эффективность использования ресурсов, их сохранность, а также, при определенных условиях, даже улучшить результаты работы компании[4].

Достигается это за счет формирования обоснованного и устраивающего руководство компании плана, соблюдения этого плана в текущем периоде, анализе выполнения плана с выявлением отклонений, их причин, виновных (они могут иметь место и без вины, по объективным причинам), с привязкой к системе мотивации руководителей высшего и среднего звена, ответственных за выполнение планов, может вести к снижению издержек компании.

В целях совершенствования финансового контроля и повышения его эффективности в условиях перехода к рыночной экономике следует осуществить ряд мер по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества и предприятия, основанные на иных формах собственности, укрепить государственный финансовый контроль в сочетании с принципиально новыми хозрасчетными формами организации контроля, адекватными рыночными методами хозяйствования.

В настоящее время и экономической теорией, и хозяйственной практикой признана острая необходимость реформирования системы государственного финансового контроля над государственными и муниципальными финансами и собственностью, а также развития финансового контроля над частным капиталом, который осуществлял бы наряду с последующим контролем предшествующий и текущий контроль в соответствии с их основными назначениями.

Как свидетельствует практика, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система государственного финансового контроля, в стране создано и функционирует множество контролирующих органов различной ведомственной подчинённости, слабо взаимодействующих между собой. Региональные и муниципальные органы финансового контроля сегодня фактически находятся вне закона. До сих пор нет федерального закона, который определил бы сферу их деятельности.

В Российской Федерации насчитывается свыше 60 федеральных контролирующих органов различной ведомственной подчиненности, которые имеют (как правило) территориальные подразделения в субъектах Федерации. Вопросами финансового контроля занимаются более 10 федеральных органов. Каждый из них, будучи независимым от остальных, самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия, выполняет достаточно разобщенные функции, несогласованные между собой.

Несмотря на наличие свыше 260 различных законов, указов, постановлений, инструкций, распоряжений и других законодательных и нормативных актов, координация и распределение контрольных функций и полномочий зачастую преследует узковедомственные интересы, существенно снижая эффективность финансового контроля в целом. Основным недостатком государственного финансового контроля остается отсутствие системы и как следствие - его низкая эффективность.

До сих пор не разработана и не утверждена официальная концепция системы государственного финансового контроля в России. Представлены два проекта единой концепции - правительственный вариант и вариант Счетной палаты Российской Федерации, имеющие существенные расхождения по ключевым вопросам.

При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, амозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

Финансовые операции должны быть одновременно экономически целесообразными и юридически правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета [5].

Поэтому важнейшей задачей финансового контроля выступает проверка строгого соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетом, банками, партнерами по взаимным обязательствам по расчетам и платежам.

Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

Задача создания эффективного, работоспособного и действенного государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Создание системы государственного финансового контроля, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной экономической политики государства. Определение места и роли федеральных, региональных и местных контрольных структур с учетом развивающихся процессов бюджетно-налогового федерализма, выработка общей методологии и политики финансового контроля, принципов и механизмов его организации и функционирования будут способствовать созданию эффективной системы государственного финансового контроля с целью обеспечения выхода России на траекторию устойчивого социально-экономического роста.

Список литературы:

  1. Абалакина, Т.В. Бюджетирование как инструмент финансового планирования в организации. Интеграция и кооперация в решении социально-экономических проблем современного общества. Международная научно-практическая конференция Российского университета кооперации по итогам научно-исследовательской работы в 2012г. - Ярославль –Москва: Издательство «Канцлер», 2013.-384с.

  2. Мельник, М.В., Ревизия и контроль / М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин.

— Москва: КНОРУС, 2012. — 414 с.

  1. Ревина, И.В. Функционально-стоимостной анализ: монография / И.В. Ревина - М.:2012. - 157 с.

  2. Соколов, Б.Н. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика) / Б.Н.Соколов, В.В.Рукин. - Москва: Экономика, 2010. - 229 с.

  1. Щербаков, В.А. Методология управленческого функционально-стоимостного анализа на предприятиях транспорта. / В.А. Щербаков - Новосибирск: НГАВТ,

2011. - 83 с.

Просмотров работы: 95