Таблица 1.
Оцениваемая способность |
Контрольное упражнение |
Знак ГТО |
Девушки N=25 |
Юноши N=25 |
Силовая выносливость мышц рук |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу |
Золотой |
7 |
- |
Серебряный |
9 |
- |
||
Бронзовый |
6 |
- |
||
Не справились |
3 |
- |
||
Гибкость |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье |
Золотой |
11 |
9 |
Серебряный |
8 |
10 |
||
Бронзовый |
5 |
4 |
||
Не справились |
1 |
2 |
Можно отметить, что большинство девушек выполнили упражнения на гибкость на золотой и серебряный знак (по классификации комплекса ГТО). Так же можем наблюдать, что юноши справились с данным нормативом, лишь один спортсмен не справился с упражнением. Норматив сгибание рук в упоре лежа на полу девушки выполнили также достаточно хорошо. Большинство результатов соотносится с серебряным знаком.
У мужчин в возрастной категории 18-24 лет не предусмотрено выполнение сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу в рамках комплекса ГТО. Поэтому сравнивались среднегрупповые результаты юношей и девушек. Требования к технике были одинаковы. Представим результаты исследования в наглядном виде (диаграмма №1).
Диаграмма №1. Соотношение результатов тестов у юношей и девушек
Исследования по возможности применения данного упражнения, проведенные в полном соответствие с требованиями к выполнению данного упражнения (касание грудью пола, сохранение прямолинейности туловища в ходе «отжиманий», положение рук относительно туловища) выявили крайнюю сложность этого упражнения для девушек [3]. Это говорит о недостаточно развитых мышцах брюшного пресса, спины и пояса верхних конечностей у девушек.
При анализе соотношения результатов тестирования у девушек и юношей [2], а также при сравнение с нормами комплекса ГТО [3] позволяет включать в физическую тренировку юношей большее количество упражнений стретчинга (подвид фитнеса, представляющий собой комплекс упражнений способствующих растяжке мышц и связок тела). Данные упражнения могут осуществляться на отделениях фитнеса, общей физической подготовки, спортивных игр и плавания. Комплексы упражнений на растяжение могут включаться как в подготовительную часть учебного занятия по физической культуре, так и в заключительную. При варьировании различных вариантов круговой тренировки они могут применяться для активного отдыха между сериями силовых упражнений в основной части занятий. Упражнения на растяжение связок и мышц могут заключаться в удержание различных позиций, в пружинящих или маховых движениях
Для девушек в рамках формирования готовности к выполнению комплекса ГТО мы рекомендуем использовать больше упражнений на пояс верхних конечностей без отягощений: выполнение упражнений в статическом и динамическом режиме в исходном положение «упор лежа» в разных сочетаниях и вариациях. Такими упражнениями могут быть удержание положений «упор лежа», «упор лежа сзади», «упор лежа боком», «упор лежа на предплечьях». Такие упражнения не только развивают мышцы рук, но и комплексно воздействуют на брюшной пресс и мышцы спины.
Для укрепления мышц спины рекомендуется выполнять различные модификации упражнения «лодочка», которое можно выполнять в различных вариациях в зависимости от степени физической подготовки.
Большую пользу в укрепление мышц плечевого пояса приносят упражнения, выполняемые на нестабильной опоре (фитбол). Необходимость поддерживать равновесие на неустойчивой опоре вовлекает в работу гораздо большее количество мышц, но существенно повышает требования к координации движений, страховке и самостраховке. Этого недостатка лишены упражнения на тренажерах, где траектория движения может быть жестко задана и концентрация происходит только на силовых усилиях. К тому есть возможность более точно проработать отстающую в развитии группу мышц. Дополнительно можно использовать гантельную гимнастику на развитие мышц рук.
Многие из этих упражнений при хорошей физической и технической подготовленности и соблюдение требований безопасности можно выполнять в рамках самостоятельной физической тренировки ежедневно, . Это не только поможет выполнить контрольные нормативы в рамках балльно-рейтинговой системы оценивания в вузе или в рамках сдачи комплекса ГТО, но и улучшит настроение и жизненный тонус.
Список использованной литературы:
1. Романенко В.А., Хорьяков В.А., Мосенз В.А. Измерение и оценка двигательных способностей человека с позиций метрологии и физиологии мышечной деятельности//Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 1. С. 118- 122.
2. Устинов И.Е., Федорова А.В., Архипова Ю.А. Тестирование двигательных способностей как основа балльно-рейтинговой оценки студентов-экономистов //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 266-270. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p266-270
3. Нормативы комплекса ГТО// http://www.gto-normy.ru/normativy-gto-dlya-muzhchin/#6m- stupen .- Дата обращения: 04.01.2017