ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСИТИНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСИТИНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Дмитриева И.С. 1
1Уральский Федеральный Университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие двигательных способностей школьников − одна из главных задач физического воспитания. Развитие двигательных способностей содействует решению всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.

Неравномерность и гетерохронность развития двигательных способностей устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных его органов и структур. Если в эти периоды оказывать педагогическое воздействие, то эффект в развитии соответствующих двигательных способностей значительно превысит результат, достигаемый в периоды относительной стабилизации.

По проблеме развития сенситивных периодов развития двигательных способностей имеются достаточно исследований. Так, В. С. Фарфель, И. Кузнецова, А. А. Гужаловский в своих исследованиях выявили, что различные органы и системы организма развиваются на протяжении жизни человека неодновременно и неравномерно и, в связи с этим, выделили периоды ускоренного и замедленного развития двигательных способностей [22].

Цель нашего исследования заключается в изучении теоретических и практических сведений о сенситивных периодах развития двигательных способностей.

Объект исследования – развитие двигательных способностей у учащихся общеобразовательной школы в процессе физического воспитания.

Предмет исследования − сенситивные периоды развития двигательных способностей.

Результаты и их обсуждение:

Двигательные способности в разные годы жизни детей развиваются неравномерно. Периоды, в которые какие-либо способности развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами .

Сенситивные периоды (от лат. sensitivus – чувствительный) − периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных его органов и структур в процессе биологического созревания организма. Если в эти периоды оказывать педагогическое воздействие, то эффект в развитии соответствующих двигательных способностей значительно превысит результат, достигаемый в периоды относительной стабилизации [6].

Сенситивный периоды – периоды максимально высоких темпов прогресса развития двигательных способностей, по мнению А.А. Гужеловского [3].

Под сенситивным периодом обычно понимают некоторую стадию развития ограниченной продолжительности, во время которой под влиянием избирательного воздействия другой области развивающегося организма или окружающей среды возникает специфическая ответная реакция. И.А.Корниенко полагает, что сенситивность той или иной ткани может проявляться в фазу активации ростовых процессов, тогда как на фоне дифференцировочных процессов и торможения роста она подавляется для обеспечения нормального развертывания генетической программы развития. Причем данная реакция может иметь как положительное, так и отрицательное значение для развития и функционального состояния организма.

Анализ научной литературы позволил сделать следующий обобщения характерных характеристик сенситивных периодов развития двигательных способностей:

  • они универсальны, т. е. возникают в ходе развития всех детей независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д. [1];

  • они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка;

  • периоды перед и после него характеризуются равномерным, устойчивым приростом двигательной способности под действием физических упражнений [9];

  • целенаправленные физические упражнения, применяемые в сенситивный период, позволяют избирательно и значительно развить данную двигательную способность, причем отдаленный эффект такого педагогического воздействия сопровождается коренными изменениями в динамике последующего развития этой способности, по мнению А.А. Гужаловского [3];

  • если сенситивный период по какой-либо причине «пропущен», то последствия этого необратимы, т. е. к нему нельзя вернуться;

  • в сенситивный период незначительные воздействия могут вызывать значительные изменения в приростах двигательной способности, в силу этого развивающие педагогические воздействия максимально эффективны;

  • различные по интенсивности тренирующие воздействия могут обеспечить разные уровня развития данной двигательной способности;

  • при отсутствии целенаправленных воздействий на данную двигательную способность в сенситивный период темпы прироста ее уровня остаются среднестатистическими для данного возрастного периода .

Для того чтобы лучше понять специфику сенситивных периодов развития двигательных способностей обратимся к понятию «двигательные способности».

Двигательные способности − индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека, связанные с успешностью осуществления какой-либо двигательной деятельности [5].

На развитие двигательных способностей влияют психодинамические задатки (темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических процессов). О способностях человека судят не только по достижениям в какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки [6].

В современной науке еще пока не создана общепринятая классификация двигательных способностей. Наиболее распространенной является их систематизация на два больших класса:

  • класс кондиционных, или энергетических способностей в значительно большей мере зависит от морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом;

  • комплекс координационных способностей преимущественно обусловлен центрально-нервными влияниями.

Ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают их на границе двух классов [6].

Из вышеизложенного следует, что в развитии двигательных способностей наблюдаются сенситивные периоды.

Положительное влияние сенситивных периодов на развитие двигательных способностей на гармоничное развитие детей было выявлено в исследованиях А.А. Гужаловского. В его исследованиях было обнаружено, что эффект избирательно-направленного воздействия на двигательные способности школьников находится в прямой зависимости от того, в какой из периодов осуществляется их воспитание: прирост показателей оказался выше, когда адекватные соответственно направленные воздействия на те или иные качества в процессе физического воспитания совмещались с выделенными периодами «максимальных темпов прогресса». Меньший прирост достигается в периоды субмаксимальных темпов прогресса и в периоды «умеренно высоких темпов прогресса» и наименьший − в периоды замедленного развития [5]. Л.С.Выгодский также обращал внимание на необходимость изучения сенситивных периодов с тем, чтобы установить оптимальные сроки обучения. Он говорил, что педагогическое воздействие может дать нужный эффект лишь на определённом этапе (сенситивном периоде), а в другие периоды могут быть нейтральными или даже отрицательными [2].

Знание специфики сенситивных периоды развития двигательных способностей спортивным педагогом повысит эффективность учебно-воспитательного процесса школьников. В этой связи подчеркивается, что планирование физического воспитания школьников должно базироваться на знаниях об этапных возможностях развития двигательных способностей в онтогенезе в тех или иных климатогеографических и социально-экономических условиях с учетом индивидуально-типологических особенностей детей и подростков [6]. Так, младший школьный возраст − благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие согласование движений, ритм, ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция и частота движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам [5].

Средний школьный возраст является переломным периодом в развитии двигательных функций ребёнка. К этому времени ученики овладели базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазание и т.д. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим, одной из главных задач, которые должен решать спортивный педагог, становится обеспечение всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, пространственных и временных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, выносливости, скоростных и гибкости) способностей учащихся, а также их сочетаний [5].

В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей. Тем не менее, еще сохраняются резервы для улучшения двигательных способностей, если это делать систематически и правильно [6].

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11 -12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы в общей массе тела. Наиболее благоприятными периодами для развития скорост­ных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. Выносливость же к максимальной зоне нагрузок развивается в среднем школьном возрасте (14-16 лет у мальчиков и 13-14 лет у девочек); в субмаксимальной зоне нагрузок являются: 10-11 и 15-17 лет у мальчиков и 9-10 13-14 лет у девочек; в зоне больших нагрузок: 8-11 лет и 15-17 у мальчиков и 9-12, 13-14 у девочек; к умеренной зоне нагрузок развивается у мальчиков в 8-11 и 14-16 лет, у девочек в 8-9, 11-12, 14-15 лет [3].

Гибкость в отличие от других качеств начинает регрессировать уже с первых лет жизни. Причины в постепенном окостенении хрящевой ткани, уменьшении эластичности связок. Наиболее интенсивно пассивная гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а активной – 10-14 лет [6].

Установлено, что в разные возрастные периоды, развитие координационных способностей протекает разновременно и разнонаправлено. Однако наиболее интенсивно показатели разных КС нарастают с 7 до 11-12 лет [3].

Выводы: Понятие «сенситивный период развития» понимается как возрастной период ускоренных темпов прироста данной двигательной способности под воздействием тренировочных воздействий. При этом каждая из двигательных способностей развивается в разной степени, что связано с врожденными биологическими особенностями и обеспечивает индивидуальность двигательной сферы каждого ребенка. В данные периоды организм значительно лучше адаптирован к действию не благоприятных факторов внешней среды, что связано с повышенной чувствительностью его к внешним воздействиям.

Таким образом, становится актуальным проведение практических исследований по данной проблеме.

Список литературы:

  1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. − Москва : Наука, 1990. − 495 с.

  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 224 с.

  3. Еркомашвили И. В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников: курс лекций / И.В. Еркомашвили. – Екатеринбург, 2004. – 118 с.

  4. Корниенко И. А., Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки // Физиология человека. – 2005. – Т. 31, № 4. – С. 42–46.

  5. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А.Ашмарина. − Москва: Просвещение, 1990. − 287 с.

  6. Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов. – Москва : ACADEMA, 2000. − 480 с.

Просмотров работы: 2063