Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в трудных условиях под действием внешних раздражителей, стрессоров. Стрессоры – это разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса.
Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, высокая или низкая температура, чрезмерная физическая нагрузка, к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт.
Ганс Селье говорит, что полная свобода от стресса означает смерть. Положительной стороной стресса является то, что он прибавляет энергии, отрицательной же стороной являются разрушительные проявления стресса в виде головной боли, гипертонии, язвы желудка, хронической бессонницы, бронхиальной астмы, кожных заболеваний, неврозов, психических расстройств или других болезней.
Термин «Стресс», включает много определений, в связи с этим нет четких границ понимания, что же такое «Стресс». Основоположник теорию стресса, Г. Селье выделил три фазы. Стрессовое состояние не возникает мгновенно, а проходит в своем развитии определенные стадии.
Первая стадия-тревога. Человек испытывает состояние напряженности и настороженности, хотя психически и физически чувствует себя хорошо.
Вторая стадия-сопротивление. Отсутствует душевный подъем, психическое и физическое состояния стабильны.
Первая и вторая стадии возможно ликвидировать самостоятельно, если же этого не сделать, то осложнятся более тяжелой, третьей стадией.
Третья стадия - истощение. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает истощение адаптационных резервов и переход в дистресс, саморазрушение- это болезнь и развитие хронических болезней. Бороться с этой стадией лучше при поддержке грамотного специалиста, психолога.
Стресс - это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить.
Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение.
Неудивительно, что именно студенты подвержены ему больше всего. Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями и волнительными ситуациями, которые мешают в учебе, ведут к остановке личностного роста, психосоматическим заболеваниям. Во время стресса в организме также вырабатываются стрессовые гормоны: адреналин и кортизол. Высокий уровень стресса у студентов происходить в период экзаменационной сессии. Эмоциональное напряжение у студентов начинается, по крайней мере, за несколько дней до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Все это приводит к ссорам, неудачам и другим событиям жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.
Какие трудности в жизни современного студента могут привести к развитию стресса?
Исследование студенческого стресса проводились среди студентов медицинского колледжа 34 группы сестринское дело в количестве -20 человек.
Цель работы: факторы, основные причины стресса студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки, определить уровень стресса в период экзаменационной сессии, в чем проявляется стресс.
В качестве диагностического материала был выбран тест Ю.В. Щербатых «Учебный стресс». Данный тест позволил определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс.
Результаты проведенного исследования показали, что основным стрессогенными факторами для испытуемых являются - Большая учебная нагрузка (3,9); Неумение правильно организовать свой режим дня (3,9);
Большая учебная нагрузка, которая появляется из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени.
Меньше всего беспокоят студентов жизнь вдали от родителей, конфликт в группе (можно сделать вывод, что группа дружная).
Переживая стресс, мы часто недостаточно заботимся о себе. Студенты во время сдачи экзаменов не спят ночами, часто несколько ночей подряд. Они могут питаться нерегулярно, перехватывая на ходу. При стрессе люди прекращают обычные физические упражнения и ведут сидячий образ жизни. Все такие образы жизни влияют на способность организма бороться с заболеваниями и на его работу в целом.
Для оценки проявлений уровня стресса была предложено анкетирование, где необходимо было указать психические процессы и состояния в ситуации учебного стресса.
Результаты проведенного исследования показали, как проявляется стресс в группе по вариативности
Психологический уровень:
- Постоянное ощущение перегруженности;
- Постоянное ощущение усталости;
- Раздражительность;
Физиологический уровень:
- Повышенный или пониженный аппетит;
- Частое ощущение подавленности;
- Учащённое сердцебиение, боли в сердце;
Биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе.
Стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним. При проведении исследования сделаны выводы о том, что любой организм подвержен стрессу. Главное научиться определять, как противостоять стрессовой ситуации. Существует множество методов борьбы со стрессом.
1. При распределении времени держать ситуацию под контролем 2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. 3. Прогулки на свежем воздухе. 4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.) 5. Общение с друзьями или другой приятной компанией. 6. Смех - тренирует многие мышцы, снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. 7. Массаж. 8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса. 9. Существует ряд упражнений для борьбы со стрессом-релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога); Практические рекомендации упражнений на релаксацию: Настройка на определенное эмоциональное состояние (вспомни то место, где ты был счастлив). «Улыбка»- помогает снять мышечное напряжение. «Точечный массаж» ( Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точи на лбу между бровями, на висках и за ушами).«Конфета во рту» (Возьми с собой на экзамен конфету). Дыхательное упражнение-концентрирующие упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня;
Проведенные исследования показали, что стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудовой учебной ситуации, в которой они находятся. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. Стресс в учебном процессе необходимо и возможно регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, кураторов групп, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий. Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни».
Библиографический список:
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 256 с.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960,254 с.
Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва "Прогресс" 1982.
Плеханова М.А. Стресс у студентов в период экзаменационной сессии
Выражаю благодарность своему научному руководителю педагогу-психологу Галине Ивановне Филатовой за помощь в подготовке работы.