АУДИТ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АУДИТ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Муковникова Е.Д. 1, Зиновьева И.С. 1
1ВГЛТУ им Ф.Г.Морозова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день предприятия с различными организационно-правовыми формами и различными формами собственности имеют возможность самостоятельно организовывать производство и реализацию любой продукции, выбирать подходящую именно им систему оплаты труда, методы ведения налогового и бухгалтерского учета и многое другое. Важное значение в такой ситуации имеют финансово-экономический контроль и обязательные аудиторские проверки.

Актуальность темы исследования аудита заключается в том, что аудиторские проверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики и на современном этапе развития России. Аудитор не только выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении, не только вскрывает недостатки в системе управления и организационной структуре предприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим вопросам. Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов. Поэтому очевидно, что выявлению и решению проблем, способных помешать полноценному развитию и становлению аудита в нашей стране, должно уделяться большое внимание.

Роль аудита в экономике настолько важна, что без него практически невозможно принять правильные решения, которые позволяют в будущем эффективно вести бизнес.

Аудит выполняет сразу несколько важных функций: экспертную, аналитическую, управленческую, консультативную, производственную и информационную. Благодаря всем этим функциям, аудит, играющий важнейшую функцию в экономике, поможет не только улучшить финансовое состояние любого предприятия, но и избежать различных рисков возникших из-за искажения бухгалтерской документации.

Таким образом, значимость аудита обусловлена тем, что вовремя проведенная аудиторская проверка позволит объективно оценить деятельность предприятия и разработать необходимый план действий для его дальнейшего успешного развития.

В настоящее время в работе аудиторских компаний существует множество важных проблем, касающихся их регулирования и развития.

Итак, первая проблема связана с самой сущностью аудита. В соответствии с принятым в декабре 2008 г. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307 – ФЗ аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [1]. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения [3].

Зачастую эти выводы делает не всегда достаточно грамотный акционер на основе публичной финансовой отчетности, а хотелось бы, чтобы этим занимался специалист, каковым является, по определению, аудитор, имеющий возможность анализировать данные как финансового, так и управленческого учета, и делать не как дополнительную услугу, за которую не каждый пользователь может заплатить, а в своем аудиторском заключении. Конечно, цена такого заключения возрастает, но эффект для развития экономики будет несомненный.

Аудит, на наш взгляд, не должен ограничиваться только констатацией формального соответствия отчетности правилам ведения бухгалтерского учета, а должен анализировать данные учета в целях оценки эффективности бизнеса. Это будущее аудита, путь к повышению доверия общества к профессии аудитора и, вместе с тем, важное средство предотвращения скатывания экономики в пропасть очередного кризиса.

Другой, не менее важной проблемой, является проблема работы с уровнем существенности, которая включает в себя перечень следующих подпроблем:

- уровень существенности как инструмент аудиторской проверки;

- нахождение уровня существенности.

К первой подпроблеме можно отнести различные вопросы анализа уровня существенности как инструмента корректного проведения аудиторской проверки. Например, работать с единым для всех сегментов бухгалтерской отчетности уровнем существенности или вводить для каждого сегмента свой? В какой мере знакомить сотрудников проверяемого экономического субъекта с принятыми в аудиторской организации методиками нахождения уровня существенности и с самим этим уровнем; возможно, наилучшее решение здесь – это знакомить заинтересованных лиц с принятым в аудиторской организации порядком нахождения уровня существенности по их требованию.

Вторая подпроблема заключается в разработке и анализе различных алгоритмов расчета уровня существенности. Сюда же примыкает вопрос о возможности, причинах, характере (а также отражении в документации) коррекции уровня существенности во время аудиторской проверки [2].

И, наконец, одной из самых серьёзных, так до конца и нерешённых проблем в развитии аудиторской деятельности, остаётся демпинг. Следует подчеркнуть, что в настоящее время на рынке по-прежнему действует множество небольших компаний, которые предоставляют аудиторские услуги по весьма заниженным ценам и при этом качество данных услуг оставляет желать лучшего. Также необходимо отметить, что, осуществляя некачественный аудит, эти компании не только наносят вред своим клиентам, снижая уровень развития отрасли в целом, но и подрывают доверие к аудиторской деятельности.

Таким образом, исходя из вышесказанных рассуждений, можно предложить комплекс мер по решению данных проблем:

1. Для определения способности аудируемого лица продолжать хозяйственную деятельность в обозримом будущем аудитор должен применять аналитические процедуры (рассчитывать коэффициенты и сравнивать их значения с ожидаемыми или нормальными значениями), т.е. оценка устойчивости компаний при помощи аналитических процедур будет одним из способов подтверждения применимости допущения непрерывности деятельности;

2. Наилучшей организационной формой решения технологических проблем аудита представляется научно-исследовательский институт аудита при едином всеохватывающем аудиторском объединении нашей страны; это могло бы быть основной, но не единственной его функцией (наряду с ведением и анализом аудиторской статистики);

3. Чтобы бороться с такими проявлениями как демпинг, необходимо повлиять на сознание самих клиентов, убедить их в том, что дешёвого и притом качественного аудита не бывает. Серьёзный подход к выбору аудитора со стороны клиента и рост профессионального уровня заказчиков оказывают огромное влияние на уровень компетентности сотрудников аудиторских фирм. Также решение проблемы можно осуществить с помощью саморегулируемых организаций, которые осуществляют введение единых подходов к формированию цены, отстаивают интересы аудиторов через законодательные инициативы и, что самое важное, способствуют развитию качественного контроля за деятельностью компаний, предоставляющих аудиторские услуги.

Одним словом, возрастает роль и необходимость аудита не только на уровне отдельно взятых предприятий, но и в масштабе целой страны.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Дата обращения 3.10.2012.

  2. Галузина, С. М. Международный учет и аудит / С.М. Галузина, Т.Ф. Пупшис. - М.: Питер, 2015. - 272 c.

  3. Савин А. А., Савин И. А., Савин Д. А. Аудит для магистров. Теория аудита. Издательство: Вузовский учебник, Инфра-М, 2014.

  4. Зайцева О.Ю., Зиновьева И.С. Проблемы обеспечения качества аудиторской деятельности // IX Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2017». –https://www.scienceforum.ru/2017/pdf/35511.pdf

Просмотров работы: 559