СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Садыкова Г.Х. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Садыкова Г.Х.

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы,

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Крепкое здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов [2]. Н.М. Амосов подчеркивал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» [1].

Приобщение детей к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, которое закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе[5].

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. Особое внимание следует уделять возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивному росту и перестройке функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Также нужно иметь представления и знания о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе школы, неформальном объединении подростков.

Здоровье человека часто определяется условиями и образом жизни. Так, ряд авторов полагают, что образ жизни – это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни – это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека [4].

Здоровый образ жизни– способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиях жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций, достижение активного долголетия. Здоровым может считаться такой образ жизни, который приводит человека коптимальной продолжительности и качеству жизни [3].

Из выше сказанного становится ясно, насколько важно, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Формирование здорового образа жизни связано с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

  • оптимальный двигательный режим;

  • рациональное питание;

  • закаливание;

  • личная гигиена;

  • положительные эмоции.

Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, они становятся для него естественными и, повторяя их, человек не задумывается об этом.

В сельской школе социальный педагог может приобщать подростков через различные мероприятия, такие как: проведение флешмобов, походов, соревнований, дней здоровья, организация классных часов и т.д. Эффективное приобщение подростков к формированию здорового образа жизни невозможно без совместного участия педагогов и родителей. Также можно выделять путевки для активного отдыха подростков, совместных классных или семейных отдыхов.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо ситуаций. Важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. В этом немалую роль играет деятельность социального педагога, который через массовые, общественные мероприятия постепенно приобщает подростков к здоровому образу жизни.

Литература

  1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье [Текст] / Н.М.Амосов. – М.: ФиС, 1984.

  2. Всемирная организация здравоохранения [Текст] : Сорок восьмое издание Включающее поправки, принятые до 31 декабря 2014 г

  3. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф.Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008, – 352 с.

  4. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю.П.Лисицын. – М.: – 1982, 40 с.

  5. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

Просмотров работы: 185