МЕТОД КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОД КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Баширова Л.Р. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из приоритетных задач, стоящих перед образовательным учреждением, является подготовка конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров для экономики страны. Важнейшим направлением деятельности социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с учениками, которая призвана подготовить ученика к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению.

Эффективность профориентационной работы заключается в комплексном подходе использования методов, что является важной задачей в образовательных учреждениях, когда школьникам необходимо сделать выбор будущей профессии и определиться с учебным заведением. Задача педагога - раскрыть и развить потенциал школьника, научить его думать самостоятельно, формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [1, с. 14].

Под методами профориентационной работы с учащимися понимают способы совместной деятельности педагога и учащихся, обеспечивающие подготовку школьников к осознанному профессиональному самоопределению [3, с. 90]. Любой метод в профориентационной работы направлен на решение проблем профессионального самоопределения в той степени, в какой она соотносится с построением личных профессиональных перспектив. Специалисты отмечают, что решая для себя вопрос о способе работы с классом, педагог оценивает разные методы по целям, процедурам, по своему пониманию проблем метода, по своей готовности реализовать ее.

От применяемых методов в значительной степени зависит эффективность профессиональной ориентации.

Пряжникова Е.Ю. и Пряжников Н.С, выделяют следующие группы методов профориентационной работы с учащимися: информационно-справочные, диагностические, методы морально-эмоциональной поддержки клиента и методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента [4, с. 201].

Одним из современных методов профориентационной работы с молодёжью являются интерактивные методы. Само понятие «интерактивность» означает «некую взаимную деятельность, а именно взаимодействие». Интерактивные методы предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем; способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества.

Использование интерактивных методов в профориентационной работе позволяет учащимся более подробно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, в игровой форме познать особенности отдельных профессий. К интерактивным методам профориентации относятся: профориентационные тренинги, профориентационные деловые игры, проектные профориентационные методики, мозговой штурм, кейс-технологии, интерактивная экскурсия.

Профориентационный тренинг является одним из эффективных методов профориентационной работы с учащимися и имеет ряд существенных преимуществ. Он помогает в активной форме получить необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии, приобрести навыки общения и др. В профориентации под тренингом понимается «совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучение и межличностного взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений» [5, с. 1]. Профориентационный тренинг существенно облегчает и ускоряет процесс овладения профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками, которые необходимы для выбора будущей профессии, а также создает возможности для профессионального самопознания и самоопределения.

Деловая игра - профориентационный метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющий целью обучения отдельных личностей и групп принятию решения. Использование деловых игр, как одного из методов профориентационной работы, вызывает все более возрастающий интерес. Игра изначально связана с подготовкой ребенка к труду, с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути. С помощью игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности [6, с. 150].

Весьма эффективным интерактивным методом профориентации является мозговой штурм - широко применяемый способ выработки новых идей для решения научных и практических проблем. Цель данного метода - организация коллективной мысленной деятельности для поиска нетрадиционных путей решения проблем. Использование этой методики способствует формированию способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи.

Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед участниками [6, с. 152].

В процессе профориентационной работы целесообразным представляется также использование с учащимися метода кейс - технологии. Этот метод активного проблемно-ситуационного обучения основан на решении конкретных задач - кейсов (учебных ситуаций). Учащиеся анализируют различные ситуации, разбираются в сути проблем, предлагают возможные решения и выбирают лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальности, моделируют будущую профессиональную деятельность [2, с. 88]. Учащиеся, которые узнают, что проблемы, с которыми они сталкиваются, не являются уникальными, а уже много раз выявлялись и успешно решались другими людьми в похожих обстоятельствах, сложится более позитивная мотивация жизненного самоопределения и профильной предпрофессиональной подготовки.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что методов профориентации достаточно много, однако эффективность их применения зависит, в первую очередь, от самих учащихся, для которых они используются. На продуктивность методов профориентации будет воздействовать как возраст учащихся, так и их потребности. Ведь трудности с выбором профессии могут быть разрешены только с учётом этих и других им подобных личностных характеристик.

Также нужно понимать, что в одной ситуации лучший результат будет получен после получения конкретно справочной информации, в другой - психологическая поддержка, в третьей - участие в играх и тренингах и т.д. По этой причине, пожалуй, самым эффективным способом профессиональной ориентации будет использование этих методов в комплексе. Знание и владение этими методами не только во многом обеспечивают эффективность профессионального самоопределения учащегося, но и способствуют лучшему пониманию смысла выполняемой работы самого педагога, т.е. способствуют и его собственному самоопределению.

Использование интерактивных методов в профориентационной работе необходимо, так как это позволяет молодым людям более полно узнать о различных сферах профессиональной деятельности, усвоить информацию, получить опыт работы в коллективе, в игровой форме познать суть жизненных ситуаций. Как показывает практика, «пассивные методы профориентации (тесты, анкеты) сегодня уходят на второй план, все больше молодежь интересуют более активные методы, в которых они сами познают себя.

Литература

1. Болдина М.А. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении / М.А. Болдина, Е. В. Деева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 22. - № 1 (165). - С. 7 - 17.

2. Ермаков Д. С. Применение кейс-метода в профориентационной работе с учащимися [Текст] / Д. С. Ермаков, Е. В. Каркина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 2 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (9). - С. 87–89.

3. Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

4. Пряжникова Е.Ю Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 2 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 496 с.

5. Семилеткина Д.А. Интерактивные методы профориентационной работы с молодежью. [Электронный ресурс]: http://www.scienceforum. ru/2014/525/509 (дата обращения 29.11.2017).

6. Успенская Ю.А. Анализ интерактивных методов профориентационной работы Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: мат-лы междунар. науч. - практ. конф. Часть I. Образование: опыт, проблемы, перспективы развития / Краснояр. гос. аграр. ун -т. – Красноярск, 2017. –250 с.

Просмотров работы: 88