Семья – это группа, в основе которой лежат взаимоотношения между супругами, в зависимости от их доверительного отношения, принятия друг друга, умение адаптироваться и идти на компромиссы, зависит психологический климат в семье и то, насколько прочными будут эти отношения. Семья подчиняется определенным правилам, нормам, законам действующими в обществе. Проблемами образования семейно – брачных отношений уделяли внимание на протяжении многих веков. С развитием общества, развивается структура семьи, взаимоотношения между супругами, воспитательные навыки. Коммуникативная компетенция во взаимоотношениях мужчин и женщин, на данный момент, остается одной из актуальных проблем и признается во всем мире все большим числом исследователей. Выяснение о ролях, берущих на себя мужчинами и женщинами и о том, какими они должны быть, оказывают влияние на взаимоотношения и, как следствие, психологическое здоровье и социальную адаптацию. Психологический климат семьи не является постоянным, сформированным рас и навсегда, этой проблемой обусловливается удовлетворенность браком. Его строят все члены семьи, и от этих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Низкая культура межличностного общения в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании, в эмоциональной разряде и эмоциональном контакте, во внимании, сопереживании и т.д., что снижает удовлетворенность семейными отношениями и приводит к дестабилизации брака. Это случается, из – за неподготовленности супругов к браку, выражаясь в нехватки взаимопонимания, недостаточной осведомленностью друг о друге и разными взглядами и стереотипами поведения супругов.
В середине 90-х годов XX века наблюдался всплеск активности в изучении семейно – брачных отношений, исследования были направлены влияние и анализ факторов, влияющих удовлетворенность браком, изменение взаимоотношений на протяжении развития семьи. Большинство авторов признали ведущими роль личностных, социально обусловленных характеристик супругов в оценке успешности брака и общего здоровья семьи.
Интерес к проблеме семейно – брачных отношений, за последние 10 – 15 лет, то возрастал, то погасал. Сегодня, высокий интерес к семейным отношениям, выделен рядом причин. Треть всех браков оказываются не долговечными. В связи с проблемой рождаемости, вопрос об укреплении брака и брачной структуры, играет важное государственное значение. Решить этот вопрос можно благодаря изучению механизмов внутрисемейных отношений. Психологический климат в семье определяет прочность и устойчивость этих отношений. Современные ученые пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (алкоголизм, наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не будет эффективной, если не брать во внимания роль супружеских отношений в возникновении этих проблем. Профилактические и коррекционные мероприятия нельзя составить без дополнительных знаний – требуется тщательные, научно обоснованные исследования семьи и внутрисемейных отношений в под углом современного звучания.
Цель исследования: проследить взаимосвязь уровня коммуникативной компетентности супругов и удовлетворенностью браком.
Объект исследования: коммуникативная компетентность и удовлетворенность браком.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня коммуникативных компетентностей и удовлетворенностью браком у супругов со стажем свыше 10 лет в браке.
Гипотеза исследования:
Чем выше уровень коммуникативной компетентности супругов со стажем в браке свыше 10 лет, тем больше удовлетворены браком.
Задачи исследования:
Изучить научную отечественную и зарубежную литературу о понятиях семья, брак, показатели коммуникативной компетентности и удовлетворенность браком у мужчин и женщин;
Выявить различия между показателями коммуникативной компетентности и удовлетворенностью браком у мужчин и женщин;
Выявить взаимосвязь коммуникативной компетентности и удовлетворенностью браком у мужчин и женщин;
Методы исследования:
Тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко);
Диагностика “эмоционального интеллекта” (Н.Холл).
Диагностика состояния агрессии (А. Басс, А. Дарки).
U – критерий Манна – Уитни.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Теоретико – методологической базой исследования являлись следующие подходы:
Принцип системности. Разрабатывался Ломовым. Система – совокупность элементов, которые находятся в связи друг с другом и образуют целостное единство. Человек включается в разнообразные связи и вступает в различные отношения с окружающими его предметами, он обладает множеством психических свойств, но живет и действует как единое целое.
Принцип единства сознания и деятельности. Рубенштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания деятельности и поведения. Деятельность и сознание не два разных аспекта, они образуют органическое целое. В этом принципе утверждается, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Как отмечал Рубинштейн, психические свойства личности, ее способности и характерологические черты являются и предпосылкой и одновременно результатом поведения личности.
Практическая значимость: Результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе психологов, психологов - консультантов, психотерапевтов, социологов, работающих с семьями и парами для более глубокого понимания процессов и феноменов, происходящих в долгосрочных отношениях, а также разработки программ коррекции личностных особенностей на основании знания о об особенностях черт личности в паре.
Характеристика выборки: В исследовании принимали участие семейные пары с детьми и без детей. Возраст мужчин и женщин составлял от 30 до 65 лет. 25 мужчин и 25 женщин, общее количество выборки 50 человек.
Ход исследования: Влияние уровня коммуникативной компетентности супругов на удовлетворенность браком.
Понятие семьи и понятия брака часто сравниваются, но на самом деле они не являются синонимами. Брак - это исторически сложившиеся механизмы социального регулирования (табу, обычай, мораль, право) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Цель брака – создание семьи и рождение детей. Поэтому брак устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. Брак является основой формирования семьи. Семья – это группа, характеризующаяся системой межличностных отношений, которые управляются законами, нравственными нормами, традициями. Социологи выявили сущность понятия семьи и брака, прейдя к выводу, что брак можно рассматривать как отношения, а семью – как социальную организацию, поскольку для семьи характерны более сложные и многогранные отношения[3;28].
Ю.Е.Алешина и Л.Я.Гозман выделяют следующие особенности семьи [10]:
Семья представляет собой группу, контролируемую в нормативном плане (отношения внутри семьи, характер сексуального взаимодействия между супругами).
Состав семьи – от 2 до 6 человек, гетерогенность по полу, возрасту.
Закрытый характер семьи – вхождения и выхода из нее, конфиденциальность.
Одновременно выполняет несколько функций что может приводить как к взаимодополнению жизнедеятельности семьи, так и к конфликтам в определении семейных ролей.
Семья – это долговременная по замыслу группа. История семьи включает качественно различные этапы развития.
Индивид на протяжении определенного периода своей жизни общается с членами своей семьи. Это происходит при постоянном наличии положительных или отрицательных компонентов.
Семья представляет собойоткрытую, постоянно развивающуюся систему, имеющую большие адаптивные способности. При этом если изменить хотя бы один элемент системы, это отразиться целиком на всей семье.
Основные функции семьи и брака [5]:
Репродуктивная. Главный ресурс для развития человечества – новые люди – производится как раз в семьях.
Экономическая. Семья – это минимальная единица национальной экономики, ведущая свой бюджет, являющаяся производителем и потребителем.
Воспитательная. Брак можно назвать школой, в которой и взрослые, и маленькие люди учатся социализации, получают и отрабатывают опыт в этой сфере.
С развитием общества союз мужчины и женщины может принимать разнообразные формы.
Формы (модели) брака и семьи [16]:
Традиционный брак – поощряемый обществом, юридически урегулирован.
Гражданский брак – отношения как в традиционной семье, но не зарегистрированы. Все больше приближается к традиционному браку в вопросах юридической защищенности партнеров.
Временный брак – заключенный на определенное время, по истечению которого считается расторгнутым. Встречается в некоторых мусульманских странах.
Коммунальный брак – больше двух партнеров.
Гостевой брак – Партнеры проживают на разных территориях и время от времени встречаются.
Свободный брак – право партнеров иметь личные отношения вне семьи.
Проблемами образования семейно - брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида занимаются на протяжении многих веков. С развитием человечества, изменялись и взгляды на семью, урегулировались отношения между полами. Идея изменения форм брака и семьи для эволюционного подхода нашла свое воплощение у американского антрополога Льюиса Г. Моргана. В своей книге Морган разворачивает историю семьи и брака, показывая, что человечество начало с промискуитета (беспорядочных половых связей) и различных форм группового брака и спустя длительное время дошло до индивидуального брака и семьи. Тем самым отверг традиционную, основанную на библейской теорию об изначальности индивидуального брака и семьи[30].
«Семья представляет активный элемент. Она никогда не бывает неподвижной, развивается от низшей формы к высшей по мере того, как общество переходит с низшей ступени на высшую, и, в конце концов, переходит из одной формы в другую, более высокую. Системы родства, напротив, пассивны, только спустя много времени отмечают они прогресс, совершенный семьей, и радикальным образом меняются «только тогда, когда радикальным образом изменилась семья» (Г. Морган) [30].
Морган выделил формы семьи по соответствующим системам родства [30]:
Кровнородственная семья – семья, основанная на браке между кровными родственниками. От этой формы семьи начинается история человеческого прогресса в плане семейно – брачных отношений. Относится к Малайской системе родства.
Пуналуальная – образованная от кровнородственной семьи, постепенно исключающая родных братьев и сестер из брачных отношений. Относиться к Туранской системе родства.
Синдиасмическая (парная) – частично индивидуализировавшаяся семья. Относится к Туранской системе родства.
Патриархальная – семья, представляет собой организацию числа свободных и несвободных людей под властью отца в целях обработки земли и охраны стад домашних животных. Относится к Туранской системе родства.
Моногамная – полностью индивидуализировавшаяся семья. Относится к Арийской системе родства.
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: на протяжении многих столетий, менялся политический строй, уровень жизни, но моногамия сохранилась. Установление единобрачия обосновывается не только достижениями социально – экономического характера, но и моральным и нравственным развитием человечества, рост эстетической культуры, усиления роли религии. С развитием общества внешние регуляторы (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх), в семейно – брачных отношениях, отходят на второй план, а на первый становятся внутренние регуляторы (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства). Психология семейных отношений делает акцент на исследовании межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (устойчивость, стабильность).
С.И. Голод выделяет три исторических типа семьи [11]:
Патриархальный (традиционный) – основывается на жесткой половозрелой субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Авторитарная власть мужа, зависимость супруги от мужа и детей от родителей. Авторитарная система воспитания.
Детоцентристский – ставиться в приоритет воспитательные функции, относительное равноправие супругов, высокая близость как между супругами, так и между родителями и их детьми.
Супружеский типа –тип семьи, складывающийся на протяжении последних десятилетий. В основу заложена забота о развитии каждого из членов семьи как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, содержательно – духовных отношений, где цель воспитания детей уже не доминирует, а уступает место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи.
В рамках системного подхода семья рассматривается как социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения. Часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний людей, а подчиняется правилам функционирования семейной системы (А.Я. Варга)[9].
В отечественной науке изучение семьи можно выделить несколько направлений, социально – психологическое, социологическое и демографическое. Представители социологического направления А.Г. Хaрчев, М.С. Мацкoвский, С.И. Голод, А.И. Антонов, чьи мировоззренческие подходы в изучении института семьи в России собрали традиционную страницу российской социологии семьи. В.В. Сoлoдников выделяет теоретико – методологическую недоработанность социологического и социально – психологического изучения семьи в России, выделяя демографическую смешанность российских академических трудов в сфере семьи. Если изучить работы, направленные на исследование российских семей, обнаруживается что в тематическом и содержательном плане, как теоретическая основа, так и эмпирическая предполагает социально – демографическое поле исследования[9].
В рамках психологического подхода А.Б. Орлов, акцентирует внимание ученого сообщества на том, что пора отказаться от традиционного социологического и адаптивного подхода в объяснении кризиса института семьи как результата действия неблагоприятных внешних влияний.
С развитием общества в семейно – брачных отношениях на первый план выходят эмоции, коммуникативные умения, способность находить альтернативы в спорах - адаптироваться к поведению супруга. Адаптация заключается в осуществлении взаимного согласования мыслей, чувств, поведения друг друга, осуществляется во всех сферах семейных отношений. Материально – бытовая адаптация основывается на взаимном утверждении ведения домашних дел, выполнения прав и обязанностей, а также поиск ведения семейного бюджета. Нравственно – психологическая адаптация заключается в похожих идеалах, интересах, ценностных ориентациях, личностных особенностях мужа и жены.
Интимно – личная основывается на удовлетворении ролевых ожиданий в интимных отношениях.
И так, для построения, удовлетворяющего обоих супругов брака, не достаточно подходить на одном уровне сферы в семейных отношениях. В.А. Сысенко был уверен различия между не конфликтующими семьями и конфликтующими состоит во взаимном приспособлении обоих супругов. В неконфликтующих семьям всегда найдется компромисс в желаниях и потребностях обоих супругов. В конфликтующих семьях преобладает эгоцентричность мужа и жены, двух «Я» [45].
Выводы.
Семья представляет собой открытую, постоянно развивающуюся систему, имеющую большие адаптивные способности. При этом если изменить хотя бы один элемент системы, это отразиться целиком на всей семье. Для построения, удовлетворяющего обоих супругов брака, не достаточно подходить на одном уровне сферы в семейных отношениях это долгий и кропотливый труд, в котором должны принимать участие все члены семьи. В.А. Сысенко был уверен различия между не конфликтующими семьями и конфликтующими состоит во взаимном приспособлении обоих супругов. В неконфликтующих семьям всегда найдется компромисс в желаниях и потребностях обоих супругов. В конфликтующих семьях преобладает эгоцентричность мужа и жены, двух «Я». Способность к интерпретации своих эмоций и эмоций окружающих людей помогает поддерживать психологический климат семьи в благоприятном состоянии. Умение взаимодействовать в обществе, находить компромиссы, уважать и ценить мнение супруга (супруги), умение адаптироваться в обществе эти знания помогают налаживать контакты, устанавливать связи, строить отношения, в последующим семьи.
2. Организация и методы исследования, характеристика выборки. 2.1. Участники исследования.В исследовании принимали участие семейные пары с детьми и без детей. Возраст мужчин и женщин составлял от 30 до 65 лет. 25 мужчин и 25 женщин, общее количество выборки 50 человек.
2.2. Описание методик и методов исследования.Для исследования использовались следующие методики:
Эмпирические: тест - опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), диагностика “эмоционального интеллекта” (Н.Холл), Диагностика состояния агрессии (Басс-Дарк).
Математико – статистические: Сравнительный анализ по U – критерию Манна – Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена.
2.2.1. Тест - опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
Тест предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: а – верно; б – трудно сказать; в – неверно. Испытуемым предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответа. При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.
Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
0-16 баллов – абсолютно неблагополучные;
17-22 – неблагополучные;
23-26 – скорее неблагополучные;
27-29 – переходные;
30-32 – скорее благополучные;
33-38 – благополучные;
39-48 – абсолютно благополучные.
Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности.
2.2.2. Диагностика “эмоционального интеллекта” (Н.Холл).
Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1. эмоциональная осведомленность (ЭО);
2. управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность) (УСЭ);
3. самомотивация (скорее, как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14) (С);
4. эмпатия (Э);
5. распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей) (РЭ).
Испытуемому предлагается прочитать утверждение и выбрать соответствующий вариант ответа, каждому ответу присваивается определённый балл:
• Полностью не согласен (-3 балла).
• В основном не согласен (-2 балла).
• Отчасти не согласен (-1 балл).
• Отчасти согласен (+1 балл).
• В основном согласен (+2 балла).
• Полностью согласен (+3 балла).
Интерпретация:
Уровни парциального (отдельно по каждой шкале) эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:
14 и более – высокий;
8-13 – средний;
7 и менее – низкий.
Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим показателям:
70 и более – высокий;
40 – 69 – средний;
39 и менее – низкий.
2.2.3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса – Дарки).
Диагностика предназначена для выявления уровня агрессии и враждебности, состоит из 75 утверждений на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Авторы выделили следующие виды агрессии:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
Косвенная – агрессия, направлена на другое лицо;
Раздражение – готовность к проявлению агрессии при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
Негативизм – манера поведения, прогрессирующая от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
Обида – зависть и ненависть к окружающим за вымышленные или действительные действия;
Подозрительность – в рамках от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму криков и словесных высказываний;
Чувство вины – возможные убеждения индивида в том. Что он является плохим человеком, совершает плохие поступки, ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника были использованы следующие принципы:
Вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационный) включает в себя шкалы 1,3,7.
Враждебность - обида и подозрительность;
Агрессивность – физическая агрессия, раздражение и вербальная агрессия.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21+/- 4, а враждебности -6-7 +/- 3.
U – критерий Манна – Уитни.
Данный метод определяется, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.
Применялась методика для оценки различий между двумя независимыми выборками. Критический уровень значимости (p) в работе принимался равным 0,05 и 0,01.
Этот метод был выбран так как соответствовал цели данного исследования, а именно проанализировать показатели коммуникативной компетентности и удовлетворенности браком у мужчин и женщин. Данные выборки не являются связанными, и объем не превышает 60, что совпадает с условиями использования данного критерия.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Данный критерий является непараметрическим, то есть не требующий, чтобы данные были распределены по нормальному закону. Достаточно того, что психологические показатели были представлены в порядковой шкале, учитывается только тот факт, что один показатель больше или меньше другого показателя.
Использовалась методика для выявления тесноты (силы)и направления корреляционной связи между двумя рядами показателей. Критический уровень значимости (p) в работе принимался равным 0,01 и 0,05.
3. Результаты исследования взаимосвязи коммуникативной компетентности и удовлетворенностью браком в семьях со стажем свыше 10 лет в браке.
Для выявления коммуникативной компетентности у мужчин и женщин были проведены ряд методик. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Процедура общения в семье происходит за счет успешного процесса коммуникации, наполненной большой эмоциональной насыщенностью и интенсивностью, а также умением урегулировать конфликтные ситуации. С помощью методики Басса – Дарки было определено состояние агрессии супругов. Методика Н. Холла помогла определить эмоциональную сферу мужчин и женщин, уровень эмпатии и способность распознавать эмоции других людей.
Результаты тест - опросника«удовлетворенности браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
Проанализировав показателитеста – опросника «удовлетворенности браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) были получены следующие результаты:
Респонденты, набравшие от 0 – 16 баллов (абсолютно не удовлетворены браком), женщины – 2%, мужчины 6%;
Набравшие баллы от 17 – 22 (неблагополучные отношения), женщины –15%, мужчины – 6%;
Респонденты набравшие баллы от 23 до 26 баллов (скорее неблагополучные отношения), женщины – 8%, мужчины – 8%;
Набравшие баллы от 27 до 28 (переходные отношения), женщины – 4%, мужчины 2%;
От 29 до 32 (скорее благополучные отношения), женщины – 4%, мужчины – 11%;
Набравшие баллы от33 до 38 (благополучные отношения), женщины – 11%, мужчины – 15%;
Респонденты набравшие баллы от 39 до 48 (абсолютно благополучные отношения), женщины – 6%, мужчины 2%.
На рисунки 1 представлены в процентном соотношении результаты удовлетворенности браком мужчин и женщин.
Рис.1 удовлетворенность браком мужчин и женщин
На рисунке 2 представлены в процентном соотношении результаты взаимной удовлетворенности браком у мужчин и женщин.
Рис. 2 взаимная удовлетворенность браком мужчин и женщин.
Полученные результаты показали, что взаимная удовлетворенность браком выявилась у 9 супружеских пар, у 8 пар взаимная неудовлетворенность браком, 5 пар где женщины не удовлетворены своим браком и 3 пары с неудовлетворенным своим браком мужчин.
О.А. Добрынина утверждала, что женщины более критичны в оценке психологического климата в семье, чем мужчины. Это обосновывает тот факт, что выявлено большее количество пар где женщины не удовлетворены своим браком, в отличии от мужчин.
Результаты диагностики «эмоционального интеллекта» (Н. Холл).
По показателям данной диагностики были выявлены следующие результаты:
Шкала «эмоциональной осведомленности» - у женщин низкого результата не выявлено, у 1 мужчины, средний результат у 16 женщин, 18 у мужчин, высокий результат у 7 женщин, у 7 мужчин;
Шкала «управление своими эмоциями» - низкий результат у женщин не выявлен, у 1 мужчины, средний результат у19 женщин, у 19 мужчин, высокий результат у 6 женщин, у 5 мужчин;
Шкала «самомотивации» - низкий результат у женщин не выявлен, у 1 мужчины, средний результат у 18 женщин, у 21 мужчин, высокий результат у 7 женщин, у 3 мужчин;
Шкала «эмпатии» - низкий результат у женщин и у мужчин не выявлен, средний результат у 19 женщин, у 20 мужчин, высокий результат у 6 женщин, у 5 мужчин;
Шкала «распознавание эмоций других людей» - низкий результат у женщин и у мужчин не выявлен, средний результат у 19 женщин, у 21 мужчин, высокий результат у 6 женщин, у 3 мужчин.
На рисунке 3 представлены результаты общего уровня эмоционального интеллекта мужчин и женщин.
Рис.3 общий уровень эмоционального интеллекта у мужчин и женщин.
По данным результатам в выборке преобладает средний уровень эмоционального интеллекта. Высокий уровень в равных количествах, низкий преобладает больше у женщин.
На рисунке 4 шкальное представление результатов уровня эмоционального интеллекта у женщин.
Рис.4 уровень эмоционального интеллекта у женщин, по шкалам.
На рисунке 5 шкальное представление уровня эмоционального интеллекта у мужчин.
Рис.5 уровень эмоционального интеллекта у мужчин, по шкалам.
Результаты диагностики состояния агрессии Басса – Дарки.
На рисунке 6 представлены результаты диагностики состояния агрессии (Басса – Дарки).
Рис.6 уровень нормы показателей агрессивности и враждебности у мужчин и женщин.
Были выявлены следующие результаты: среди супружеских пар где показана норма агрессивности у мужчин - 5 у женщин - 4, норма враждебности мужчины - 16, женщины - 16 и отклонение от нормы женщины – 3, мужчины - 4 человека.
Результаты по методике U – критерия Манна – Уитни.
В данном параграфе изложены результаты сравнительного анализа между мужчинами и женщинами по методикам: тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), диагностика “эмоционального интеллекта” (Н.Холл), диагностика состояния агрессии (А. Басс, А. Дарки) с помощью U – критерия Манна – Уитни.
С помощью U–критерия Манна – Уитни был проведен анализ различий между группами мужчин и женщин по показателям методикитест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ показателей удовлетворенности браком у мужчин и женщин.
Методика |
Группа Ме (Q1;Q3) |
Значимые различия U – критерия Манна - Уитни |
||
Женщины (n=25) |
Мужчины (n=25) |
|||
Удовлетворенность браком |
25 (15;41) |
29 (14;41) |
Данные в таблице приставлены в виде Ме (Q1;Q3), где Ме – медиана, Q1 – нижник квартель, Q3 – верхний квартель.
Сравнительный анализ выявил, что по показателю удовлетворенности браком статистически значимых различий между группами мужчин и женщин обнаружено не было.
Это подтверждает исследование, проведенное Т.В. Андреевой и Ю.А. Бакулиной, при котором не было выявлено существенного различия между удовлетворенностью браком мужчин и женщин.
С помощью U – критерия Манна – Уитни был проведен анализ различий между группами мужчин и женщин по показателям отдельных шкалопросника Н. Холла, данные представлены в таблице 2.
Таблица 2. Сравнительный анализ отдельных шкал эмоционального интеллекта у мужчин и женщин.
Шкалы |
Группа Ме |
Значимые различия U – критерия Манна - Уитни |
||
Женщины (n=25) |
Мужчины (n=25) |
|||
Интегральный балл |
52 (37;70) |
51 (33;72) |
||
Эмоциональная осведомленность |
12 (8;17) |
12 (7;17) |
||
Управление своими эмоциями |
11 (8;17) |
12 (7;16) |
||
Самомотивация |
11 (8;18) |
11 (7;14) |
||
Эмпатия |
12 (8;16) |
12 (8;15) |
||
Распознавание эмоция других людей |
12 (8;17) |
12 (8;15) |
Данные в таблице приставлены в виде Ме (Q1;Q3), где Ме – медиана, Q1 – нижник квартель, Q3 – верхний квартель.
Сравнительный анализ выявил, что по результатам опросника Н. Холла отдельных шкал статистически значимых различий между мужчиной и женщиной обнаружено не было.
С помощью U – критерия Манна – Уитни был проведен анализ различий между группами мужчин и женщин по показателям отдельных шкалпо опроснику Басса – Дарки, данные представлены в таблице 3.
Таблица 3. Сравнительный анализ отдельных шкал агрессивного состояния у мужчин и женщин
Шкалы |
Группа Ме |
Значимые результаты U – критерия Манна - Уитни |
|
Женщины (n=25) |
Мужчины (n=25) |
||
Физическая агрессия |
4 (1;9) |
4 (1;9) |
|
Косвенная агрессия |
4 (1;8) |
3 (1;7) |
|
Негативизм |
2 (1;6) |
2 (1;4) |
|
Раздражение |
4 (1;8) |
4 (1;7) |
|
Обида |
4 (1;8) |
4 (1;8) |
|
Подозрительность |
4 (1;8) |
4 (1;8) |
|
Вербальная агрессия |
4 (1;8) |
4 (1;8) |
|
Чувство вины |
5 (2;9) |
5 (2;9) |
Данные в таблице приставлены в виде Ме (Q1;Q3), где Ме – медиана, Q1 – нижник квартель, Q3 – верхний квартель.
Сравнительный анализ выявил, что по результатам опросника агрессивного состояния Басса - Дарки отдельных шкал статистически значимых различий между мужчиной и женщиной обнаружено не было.
Шкалы |
Группа Ме |
Значимые различия U – критерия Манна - Уитни |
|
Женщины (n=25) |
Мужчины (n=25) |
||
Интегральный балл |
52 (37;70) |
51 (33;72) |
|
Эмоциональная осведомленность |
12 (8;17) |
12 (7;17) |
|
Управление своими эмоциями |
11 (8;17) |
12 (7;16) |
|
Самомотивация |
11 (8;18) |
11 (7;14) |
|
Эмпатия |
12 (8;16) |
12 (8;15) |
|
Распознавание эмоция других людей |
12 (8;17) |
12 (8;15) |
|
Физическая агрессия |
4 (1;9) |
4 (1;9) |
|
Косвенная агрессия |
4 (1;8) |
3 (1;7) |
|
Негативизм |
2 (1;6) |
2 (1;4) |
|
Раздражение |
4 (1;8) |
4 (1;7) |
|
Обида |
4 (1;8) |
4 (1;8) |
|
Подозрительность |
4 (1;8) |
4 (1;8) |
|
Вербальная агрессия |
4 (1;8) |
4 (1;8) |
|
Чувство вины |
5 (2;9) |
5 (2;9) |
Полученные в ходе исследования данные мы соотносим с прожитыми совместно годами в браке. Ю.Е. Алешина говорит о том, что в ходе совместной жизни супругов в их отношениях, в восприятии ими друг друга происходят перемены. Кривая зависимости удовлетворенности браком и стажем прожитых лет совместно имеет Uобразную форму, в начале в течении первых десятилетий удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает более резко.
Результаты методики коэффициент корреляции Спирмена.
В данном параграфе изложены результаты взаимосвязи удовлетворенности браком и эмоционального интеллекта, агрессивного состояния мужчин и женщин по методикам: тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко), диагностика “эмоционального интеллекта” (Н.Холл), диагностика состояния агрессии (А. Басс, А. Дарки) с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
С помощью коэффициента корреляции Спирмена был произведем анализ взаимосвязи удовлетворенности браком - тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)и эмоциональным интеллектом по шкалам - диагностика “эмоционального интеллекта” (Н.Холл) у женщин, данные представлены на рисунки 1.
Рис.1.Взаимосвязь удовлетворенности браком и эмоциональным интеллектам по шкалам у женщин.
Общий показатель эмоционального интеллекта
Эмппития
Управление своими эмоциями
Данные показали, что удовлетворенность браком у женщин связано с общим показателем эмоционального интеллекта, эмпатией и слабая связь с управлением своими эмоциями, то есть чем выше у женщин эмоциональный интеллект, способность управлять своими эмоциями и способность к эмпатии, тем удовлетворенность браком больше.
Полученные данные подтверждаются в исследовании О.А. Добрыниной, которая утверждала, что различия между благополучными и неблагополучными семьями заключаются в следующем: удовлетворенность психологической атмосферы в семье, удовлетворенность общением, психологической поддержкой супругов. В этом же исследовании установлено, что женщины более критичны к оценки социально – психологического климата в семье, придают ему большее значение.
Из полученных данных, можно сделать выводы, что обнаруженная связь удовлетворенность браком и эмоционального интеллекта у женщин связана с тем, что женщины обращают большое внимание на эмоциональную сторону взаимоотношений. Умение управлять своими эмоциями, способность к эмпатии эти качества помогают заводить новые знакомства, выстраивать успешные взаимоотношения с нужными людьми, в том числе и семейно – брачные отношения. Можно предположить, что такие женщины могут обеспечить эмоционально комфортные (удовлетворяющие их) взаимоотношения с супругом.
С помощью коэффициента корреляции Спирмена был произведем анализ взаимосвязи удовлетворенности браком - тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) и эмоциональным интеллектом по шкалам - диагностика “эмоционального интеллекта” (Н.Холл) у мужчин.
По мнению О.В. Шишкина, женщины более ориентированы на семью, но менее удовлетворены ее, тогда как мужчины наоборот, менее ориентированы на семью, но более удовлетворены ею.
Полученные показатели говорят об отсутствии взаимосвязи удовлетворенности браком и эмоционального интеллекта у мужчин, то есть способность к пониманию своих и чужих эмоций, управление ими, никак не связан с удовлетворенностью браком. Можно говорить о том, что уровень эмоциональной чувствительности мужчин, вступающих в брак, не является фактором их удовлетворенностью браком.
С помощью коэффициента корреляции Спирмена был произведем анализ взаимосвязи удовлетворенности браком - тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) и агрессивного состояния (Басса – Дарки) у женщин.
Полученные данные говорят об отсутствии взаимосвязиагрессивного состояния и удовлетворенностью браком у женщин, то есть агрессивное поведение никак не влияет на удовлетворенность браком в группе женщин.
Эти данные мы можем расценивать как способность уходить от конфликтных ситуаций, умение находить компромиссы, что является важным качеством для выстраивания благоприятных взаимоотношений. С продолжительностью прожитых лет в браке, супруги учатся взаимодействовать вместе, решать бытовые проблемы сообща, выстраивать благоприятные отношения, создавать психологический климат в семье способствующий удовлетворительному проживанию.
С помощью коэффициента корреляции Спирмена был произведем анализ взаимосвязи удовлетворенности браком - тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) и агрессивного состояния (Басса – Дарки) у мужчин, данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Взаимосвязь удовлетворённости браком и агрессивного состояния у мужчин.
Подозрительность
Удовлетворенность браком
Анализируя данные, представленные на рисунке 2, можно увидеть, что уровень удовлетворенности браком обратно пропорционален уровню подозрительности. Полученные результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи между низким уровнем подозрительности, агрессивности, ревности и высоким уровнем удовлетворенностью браком. Соответственно, мы можем сделать вывод, что чем ниже уровень подозрительности, агрессивности и ревности у мужчин, тем более удовлетворенным браком они являются. Несмотря на отсутствие взаимосвязи между различными показателями прямой и косвенной агрессии, мужчины, необнаруживающие склонность к высокому уровню подозрительности имеют больший успех в семейной жизни, а также более склонны к адекватному решению конфликтов и выражению своих эмоций, имеют более высокий уровень доверия к своему партнёру.
ЗаключениеСемья – это группа, характеризующаяся системой межличностных отношений, которые управляются законами, нравственными нормами, традициями. Социологи выявили сущность понятия семьи и брака, прейдя к выводу, что брак можно рассматривать как отношения, а семью – как социальную организацию, поскольку для семьи характерны более сложные и многогранные отношения. Неспособность правильно регулировать свои эмоции, психологически их перерабатывать приводит к увеличению конфликтности, непониманию со стороны супруга (супруги). Низкий уровень межличностного общения в семейно – брачных отношениях приводит к фрустрации потребностей личности в оценке и самооценки, в сопереживании, что приводит к снижению удовлетворенности брака, семейных отношений.Это случается, из – за неподготовленности супругов к браку, выражаясь в нехватки взаимопонимания, недостаточной осведомленностью друг о друге и разными взглядами и стереотипами поведения супругов.
А.Ю. Тaвит (1983) выделяет классификацию факторов удовлетворенности браком, которую делит на две группы: возникающие до заключения брака, и после бракосочетания, в период построения семьи. По мнению А.Ю. Тaвит, первая группа составляет психологическую основу брака, и подразумевает включение происхождение, личностные качества, мотивы создания семьи, идеалы супруга и брака. Вторая же группа подразумевает этически – эмоциональные взаимоотношения с мужем и женой, психофизиологические отношение в паре, одинаковый взгляд на методы воспитания детей, ведение домашнего хозяйства, решение бытовых проблем, времяпрепровождения, отношение к негативным привычкам супруга, выбор друзей, общение с ними.
Коммуникативная компетенция во взаимоотношениях мужчин и женщин, на данный момент, остается одной из актуальных проблем и признается во всем мире все большим числом исследователей.
А.А. Болaдев высказывается о способностях общения: «Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей».
Выяснение о ролях, берущих на себя мужчинами и женщинами и о том, какими они должны быть, оказывают влияние на взаимоотношения и, как следствие, психологическое здоровье и социальную адаптацию. Психологический климат семьи не является постоянным, сформированным рас и навсегда, этой проблемой обусловливается удовлетворенность браком. Его строят все члены семьи, и от этих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Интерес к проблеме семейно – брачных отношений, за последние 10 – 15 лет, то возрастал, то погасал. Сегодня, высокий интерес к семейным отношениям, выделен рядом причин. Треть всех браков оказываются не долговечными. В связи с проблемой рождаемости, вопрос об укреплении брака и брачной структуры, играет важное государственное значение. Решить этот вопрос можно благодаря изучению механизмов внутрисемейных отношений. Психологический климат в семье определяет прочность и устойчивость этих отношений. Современные ученые пришли к выводу, что борьба с негативными социальными явлениями (алкоголизм, наркомания, растущая преступность, психические расстройства) не будет эффективной, если не брать во внимания роль супружеских отношений в возникновении этих проблем. Профилактические и коррекционные мероприятия нельзя составить без дополнительных знаний – требуется тщательные, научно обоснованные исследования семьи и внутрисемейных отношений в под углом современного звучания.
В данной работе исследовалась взаимосвязь удовлетворенности браком и коммуникативной компетентности. Была проанализирована научная литература по
По данной проблематике исследования показывающая, что семья представляет собой открытую, постоянно развивающуюся систему, имеющую большие адаптивные способности. При этом если изменить хотя бы один элемент системы, это отразиться целиком на всей семье. Для построения, удовлетворяющего обоих супругов брака, не достаточно подходить на одном уровне сферы в семейных отношениях это долгий и кропотливый труд, в котором должны принимать участие все члены семьи. В.А. Сысенко был уверен различия между не конфликтующими семьями и конфликтующими состоит во взаимном приспособлении обоих супругов. В неконфликтующих семьям всегда найдется компромисс в желаниях и потребностях обоих супругов. В конфликтующих семьях преобладает эгоцентричность мужа и жены, двух «Я». Способность к интерпретации своих эмоций и эмоций окружающих людей помогает поддерживать психологический климат семьи в благоприятном состоянии. Умение взаимодействовать в обществе, находить компромиссы, уважать и ценить мнение супруга (супруги), умение адаптироваться в обществе эти знания помогают налаживать контакты, устанавливать связи, строить отношения, в последующим семьи.
Полученные результаты подтвердили у женщин взаимосвязь удовлетворенности браком и эмоциональным интеллектом, то есть чем больше женщины способны управлять своими эмоциями и способны к эмпатии, тем удовлетворенность браком у них выше. Это может говорить о том, что для женщин очень важен эмоциональный компонент в браке. Способность сопереживать, чувствовать эмоции супруга, его поддержку и доверительное отношение к себе, помогает женщинам выстраивать благоприятные взаимоотношения с супругом, поддерживать психологический климат семьи в хорошем состоянии. В свою очередь у мужчин данная взаимосвязь выявлена не была, это может говорить о том, что эмоциональный компонент не зависит от удовлетворенности браком.
Полученные результаты подтверждаются рядом схожих исследований:
О.А. Добрынина утверждала, что различия между благополучными и неблагополучными семьями определяются по таким показателям как: психологическая атмосфера в семье, удовлетворительное взаимодействие между партнерами, психологическая поддержка. В данном исследовании так же было установлено, что женщины более критически относятся к психологическому климату в семье, придавая ему большее значение, в свою очередь для мужчин данные критерия играют менее важную роль.
По данным О.В. Шишковой женщины, более ориентированы на семью, но менее удовлетворены ею, тогда как мужчины, наоборот, менее ориентированы на семью, но более удовлетворены ею.
Результаты по методикам тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) и диагностики агрессивного состояния (Басса – Дарки) у женщин не выявили взаимосвязи, можно говорить о том, что агрессия не играет роли в удовлетворенности браком. Эти данные мы можем расценивать как способность уходить от конфликтных ситуаций, умение находить компромиссы, что является важным качеством для выстраивания благоприятных взаимоотношений. С продолжительностью прожитых лет в браке, супруги учатся взаимодействовать вместе, решать бытовые проблемы сообща, выстраивать благоприятные отношения, создавать психологический климат в семье способствующий удовлетворительному проживанию.
Тогда как у мужчин была выявлена обратная взаимосвязь удовлетворенности браком и агрессивным состоянием по шкале подозрительности, то есть чем ниже подозрительность, тем удовлетворенность браком больше. Соответственно, мы можем сделать вывод, что чем ниже уровень подозрительности, агрессивности и ревности у мужчин, тем более удовлетворенным браком они являются. Несмотря на отсутствие взаимосвязи между различными показателями прямой и косвенной агрессии, мужчины, необнаруживающие склонность к высокому уровню подозрительности имеют больший успех в семейной жизни, а также более склонны к адекватному решению конфликтов и выражению своих эмоций, имеют более высокий уровень доверия к своему партнёру.
Таким образом, полученные нами результаты подтверждают выдвинутую нами в начале работы гипотезу. Была произведена работа на выявление взаимосвязи удовлетворенности браком и коммуникативной компетентности. По результатам исследования у женщин была выявлена взаимосвязь между удовлетворенностью браком и эмоциональным интеллектом, тогда как у мужчин данная взаимосвязь была выявлена частично. В своем исследовании мы рассматривали коммуникативность как способность взаимодействовать с окружающими людьми. Для определения коммуникативных способностей были применены: методика диагностики эмоционального интеллекта (Н. Холла), включающие в себя шкалы управление своими эмоциями, способность к эмпатии, распознавание чужих эмоций, самомотивацию, а также методика диагностикиагрессивного состояния (Басса – Дарки), включающие в себя шкалы физическую агрессию, косвенную агрессию, подозрительность, негативизм, обида и раздражение.
ВыводыАнализ научной литературы по проблематике исследования показал, что семья представляет собой открытую, постоянно развивающуюся систему, имеющую большие адаптивные способности. При этом если изменить хотя бы один элемент системы, это отразиться целиком на всей семье. Для построения, удовлетворяющего обоих супругов брака, не достаточно подходить на одном уровне сферы в семейных отношениях это долгий и кропотливый труд, в котором должны принимать участие все члены семьи. В.А. Сысенко был уверен различия между не конфликтующими семьями и конфликтующими состоит во взаимном приспособлении обоих супругов. В неконфликтующих семьям всегда найдется компромисс в желаниях и потребностях обоих супругов. В конфликтующих семьях преобладает эгоцентричность мужа и жены, двух «Я». Способность к интерпретации своих эмоций и эмоций окружающих людей помогает поддерживать психологический климат семьи в благоприятном состоянии. Умение взаимодействовать в обществе, находить компромиссы, уважать и ценить мнение супруга (супруги), умение адаптироваться в обществе эти знания помогают налаживать контакты, устанавливать связи, строить отношения, в последующим семьи.
По результатам методики Н. Холла «эмоциональный интеллект», можно сделать выводы, что статистически значимых различий между мужчиной и женщиной обнаружено не было.Сравнительный анализ выявил, что по результатам опросника агрессивного состояния Басса - Дарки отдельных шкал статистически значимых различий между мужчиной и женщиной обнаружено не было.
Данные полученные при обработке результатов по методикам тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)и диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл) с помощью коэффициента корреляции Спирмена выявили взаимосвязь между: удовлетворенностью браком и общим показателем по шкалам эмоционального интеллекта(управление своими эмоциями, эмпатией) у женщин; по методикам тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) и диагностики состояния агрессии (А. Басс, А. Дарки) выявилась обратная взаимосвязь между удовлетворенностью браком и подозрительностью у мужчин, то есть чем ниже подозрительность тем выше удовлетворенность браком.
Агарков С.Т. Супружеская дезадаптация: диссертация ... доктора медицинских наук / С.Т. Агарков. - СПб, 2004. – 285 с.
Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. диссертация… кандидат психологических наук. - М., 1985. – 237 с.
Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 368 с.
Андреева И.Н. Концептуальное поле понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2009. — №4. – 131-141 с.
Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. – 244 с
Аргайл М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар [Текст]/ Л. Берг-Кросс: Пер. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. - 528 с
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Издательский дом «Филинъ», 1996. - 154 с.
Бубнова Е.С. Психология семьи и семейного воспитания / Е.С. Бубнова. – М.: Флинта, 2015. – 61 с.
Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
Василенко М.А. Основы социально – психологического тренинга. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2014. – 125 с.
ГозманЛ.Я. Процессы межличностного восприятия в семье. – В кн.: Межличностное восприятие в группе [Текст] / Л.Я. Гозман; под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Изд-во МГУ, 2006. - 489 с
Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990.
Гоман А.М. Проявление личностных особенностей в коммуникации [Текст]: диссертация... кандидат психологических наук / А.М. Гоман. – М., 2000. – 201 с.
Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с
Гроза И.В. Развитие личности в процессе супружеского взаимодействия [Текст]: диссертация… кандидат психологических наук / И.В. Гроза. – Сочи, 2012. – 196 с.
Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 86–90.
ДружининВ.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
ЕлизаровА.Н. Психологическое консультирование семьи [Текст] / А.Н. Елизаров. – 2-е изд., переработал и дополнил. – М.: Изд-во «Ось-89», 2005. – 400 с.
Жуков В.И. Семья и семейное воспитания: кросс – культурный анализ на материале России и США. – М.: Издательство РГСУ, 2015. – 420 с.
Жигинас, Н. В. Психическое здоровье семьи : монография / Н. В. Жигинас, В. Я. Семке ; МОиН, ФГБОУ ВПО ТГПУ. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013. – 303 с.
Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
Ишметов А. Г. Примеры агрессивного вербального и невербального общения на материале английской литературы // Молодой ученый. — 2012. — №3. — 240-243 с.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с
Карпова, В. М. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте / В. М. Карпова, Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2013. – N 4. – 84-94 с.
Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие [Текст]/ В.Б. Кашкин. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с.
Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности: Учеб. пособие [Текст] / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. 351 с.
Крысько, В. Г. Социальная психология: курс лекций: учебное пособие для вузов / В. Г. Крысько. –М.: Вузовский учебник, 2014. – 256 с.
Куницына В.Н. М. Межличностное общение [Текст]/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с
Курило С. Н. Семья как объект социально-философского осмысления // Армия и общество. — 2015. — № 1. — С. 114–118.
Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания: монография [Текст] / Е.В. Куфтяк. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 320 с.
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи [Текст] / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2007. – 432 с
Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций [Текст]/ С. Н. Лютова. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - 268 с.
Мандель Б.Р. Психология семьи. – М.: Флинта, 2015. – 304 с.
Мерзлякова С.В. Особенности брачно-семейных представлений современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 150–155.
Мороз Т.А. Возрастные основы психологической готовности к супружеству [Текст]: автореферат диссертации кандидат психологических наук / Т.А. Мороз. – М., 2012. – 28 с.
Морган Л.Г. Древнее общество или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. — Л.: Издательство народов севера, 1935. — 350 с.
Нижегородова Л.А. Психология супружества: теория и практика: Учебно-методическое пособие [Текст]/ Л.А. Нижегородова. – Челябинск: РЕК-ПОЛ, 2009. – 152 с.
Николаева Е.И. Психология семьи. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – 2-е издание. – СПб.: - Питер, 2016. – 368 с.
Носкова А.В. Социальные факторы межличностного благополучия в семье // Демографические исследования. – 2009. - №10 [Электронный ресурс] / А.В. Носкова //URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=1572
Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей / Н.Н. Обозов – СПб.: Облик, 2000
Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович – М.: Речь, 2006.
Роджерс К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений [Текст]/ К. Роджерс / Пер с англ. Е.Г. Розановой. - М.: Этерна,2006. – 320 с
Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы [Текст]/ К. Роджерс: Пер. с англ. В. Гаврилова. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. 288 с.
Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие / Т.В. Румянцева - Спб.: Речь, 2006
Сатир В. Вы и ваша семья. - М.: Апрель-ПРЕСС, Руководство по личностному росту Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. — 320 с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью [Текст]/ В. Сатир: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2011. - 192 с
Сидоренко Е.О. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб, 2004. – 350 с.
Сидоренков, А. В. Социальная психология малых групп: учебное пособие для вузов / А. В. Сидоренков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 380 с.
Слепкова В.И. Психологические теории семьи: курс лекций [Текст]/ В. И. Слепкова. - Мн.: БГПУ, 2006. — 80 с.
Смирнова Н.В. Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком [Текст]: диссертация ...кандидат психологическких наук / Н.В. Смирнова. – М., 2005. – 202 с
Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Москва У-та. Сер. 14. Психология. – 1984. – №3. – С.54–61.
Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Москва У-та. Сер. 14. Психология. – 1984. – №3. – С.54–61.
Cтоляренко, Л. Д. Психология личности: учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 574 с.
Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. - М., 1981.
ТарадановА.А. Семейное благополучие в современной России: Генезис и практика [Текст]: диссертация…кандидат социологических наук / А.А. Тараданов. – Екатеринбург, 2004. – 302 с.
Трофимова Г.С. Структура педагогической компетентности (Методологический аспект): Монография [Текст]/ Г.С. Трофимова. - Ижевск: Купол, 2000. – 90 с.
Туник, Е. Психодиагностика супружеских отношений : [психологический анализ] / Е. Туник. – СПб.: Питер, 2014. – 96 с.
Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие для вузов / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. –М.: Академия, 2008. - 190 с
Хеллингер Б. Порядки любви. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 400 с.
Холостова Е.И. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: Дашков и К, 2015. – 292 с.
Чихачёв, М.В. Коммуникативная компетентность личности: теоретические основы / М.В. Чихачёв [Текст] // Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях: материалы III международной научно-практической конференции 1–2 декабря 2012 года. – Пенза – Витебск – Саранск: Социосфера, 2012. – С.32-37
Шапошникова Т.Е. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебно-методический комплекс: в 2 ч. – часть 1 [Текст]/ Т.Е. Шапошникова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 248 с.
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации [Текст]/ Ф.И. Шарков. - М.: Социальные отношения: Перспектива, 2003. - 248 с.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. - 512 с.
Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2015. - 672 с.
Результаты применения критерия Манна – Уитни в программе Statistica 10.0 при сравнении результатов групп женщин и мужчин по методики Тест - опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).
Mann-Whitney U Test (Spreadsheet1) By variable Var1 Marked tests are significant at p |