В связи с этим на государственном уровне перед образовательной системой сформировался социальный заказ – формирование полоролевого поведения у детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС дошкольного образования [7] среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования заявлено развитие у ребенка позитивного восприятия окружающего мира, других людей и самого себя, обладание чувством собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; способность находить компромисс, соотносить собственные интересы с желаниями и чувствами других, проявлять эмпатию к другим, способность выходить из конфликтных ситуаций. Становление конкретно этих качеств определяется формированием представлений о полоролевом поведении.
В этих условиях становится достаточно актуальной задача полоролевого воспитания детей, формирование личностных качеств будущих жен и мужей, матерей и отцов. Исследования И.С. Кона [6] показывают что почти все индивидуальные характеристики при становлении личности ребенка являются половозрастными и первая категория осмысления представлений о самом себе – это половая идентификация. В различных исследованиях представлено описание отличий в развитии темпов физического и психического развития мальчиков и девочек уже с самого раннего возраста, охарактеризованы различия в их игровых интересах, стратегиях мыслительной деятельности, особенности речи. Из практики работы в дошкольной организации видно, что девочки охотнее играют в куклы, кухню, дочки-матери, мальчики больше интересуются машинами, оружием. Мальчики организуют свои игры с предметами, им нравится строить конструктор, девочки в играх проявляют больше вербального общения. В игровой деятельности дошкольники находят свое отражение ы традиционном подходе к роли мужчины и женщины в обществе.
Известно также, что идентификация человека с определенным полом влияет на дальнейшее становление личности, ее представления о себе, интересы и формы поведения [3, 11].
Необходимо понимать, что именно дошкольный возраст – наиболее интенсивный этап формирования полоролевого поведения, сензетивный период становления представлений у ребенка о половой принадлежности [12].
Анализ отечественных (В.Е. Каган, И.С. Кон, Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева и др.) и зарубежных исследований (А. Бандура, Л. Кольберг, Э. Маккоби), посвященных формированию полоролевого поведения, позволяет определять данное понятие как усвоение и активное воспроизведение человеком социальной роли, свойственной представителю определенного пола [13].
В работах Н.К. Ледовских подчеркивается, что воспитание полоролевого поведения нельзя ограничивать только формированием знаний и представлений о социальных ролях мужчин и женщин, о качествах мужественности и женственности [5]. Образовательный процесс дошкольной организации должен быть направлен на формирование позитивного эмоционального восприятие ребенком своего пола, гордости за свою принадлежность к нему и формировать предпочтения и интересы, соответствующие полу.
Также Н.К. Ледовских отмечает, что успешность воспитания полоролевого поведения у дошкольников будет обеспечена тогда, когда в воспитательной работе [5]:
– реализуются ведущие принципы нравственного воспитания
– поддержка активности и самостоятельности ребенка, понимание чувств ребенка, учет его потребностей и интересов, варьирование форм педагогического воз- действия;
– формируются основы нравственных идеалов мужественности и женственности у дошкольников через различные виды детской совместной деятельности (сюжетно-ролевые игры и свободные творческие игры – драматизации, продуктивную деятельность);
– используются механизмы подражания в поведении дошкольника, его эмоциональность в проявлении чувств и активность его образов воображения (особое значение связано с восприятием художественных произведений, где привлекательные для ребенка герои являются эталонами мужественности или женственности, а их поступки вызывают у детей желание быть на них похожими);
– учитывается специфика общей социальной ситуации в развитии до- школьников, особенности их воспитания и положения в семье и группе детского сада.
Т.А. Репина в своих исследованиях подчеркивает, что без грамотно организованного педагогического руководства процесс присвоения детьми социального опыта и процесс формирования полоролевого поведения идет нецеленаправленно, неуправляемо, требует больших затрат времени и оказывается неэффективным [9]. При целенаправленном воздействии педагога на воспитание и обучение данный процесс требует меньше времени и дает хорошие результаты. В итоге становление полоролевого поведения предполагает социально образованную, полноценную личность.
Соответственно, для достижения задачи формирования полоролевого поведения в дошкольном возрасте необходимо создание определенных психолого-педагогических условий:
Создание предметной развивающей среды, соответствующей гендерным интересам воспитанников.
Для игровой деятельности мальчикам требуется свобода и большое пространство, так как они, в первую очередь, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». Часто игрушки используются мальчиками как атрибутика героев сказок и мультфильмов, символизирующая романтическое отношение к героизму и мужеству. В группе сверстников мужского пола и при наличие необходимого игрового пространства у мальчиков складываются базовые формы поведения мужчин [1].
Для девочек оказывается более ценным ближнее пространство, в котором осваивается заложенное биологическими предпосылками предназначение: хранительницы семейного очага, создание уюта и комфорта для своих близких и родных, психоэмоциональное общение (девочки ежедневно наводят порядок в доме, ходят в магазин, школу, кафе, больницу, заботятся о детях, превращаются в принцесс). Девочки предпочитаю общаться в небольшом коллективе сверстниц (группа из 3-4 детей). Девочкам важно иметь возможность уединиться, выделить себе в групповом помещении уголок и оборудовать его. Для девочек также важно создавать в пространстве возможности использования мелких игрушек, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят кукол из лоскутов и бумаги, вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусин, пуговиц, природного материала. Именно при таких условиях формируются жизненные ценности, стили и нормы женского поведения [1, 10].
Организация самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с половым поведением.
Очень важно организовать такие игры, в процессе которых дети могли бы взаимодействовать в соответствии с гендерными особенностями. Девочки принимают на себя женские роли, а мальчики – мужские. Так, например, во время игры с конструктором при строительстве дома мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал и мебель на машинах, установить основные крупные детали, девочки же займутся обустройством комнат (украшение дома, сервировка стола, уход за детьми).
Организация непосредственной образовательной деятельности или специальных занятий, направленных на формирование представлений о себе как о представителе определенного пола.
Можем провести занятие на тему: «Из чего же сделаны наши мальчишки и девчонки?». Цель занятия - формировать представления о ведущих характеристиках мужского и женского пола, отличительных особенностях мужского и женского поведения. Использовались коммуникативные виды деятельности, в частности беседы с детьми по темам «Качества настоящих мужчин», «Качества настоящих женщин», «Чем похожи и чем отличаются мальчики и девочки». В процессе обсуждения с детей подводили к выводам, что мальчики не боятся брать на себя сложные и даже не интересные, но важные поручения, демонстрируя тем самым свои лучшие мужские качества – силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть терпимыми и рассудительными и др. Девочкам важно брать на себя заботы, связанные с созданием красоты, уюта, уходом за маленькими и животными, проявляют свои лучшие женские качества -заботливость, внимание, тер- пение, нежность и др. [2].
Использование художественной литературы.
Персонажи сказок и литературных произведений являются носителями характеристик определенного пола, а значит, демонстрируют отличительные социально-половые черты. Одни герои детям нравятся, они восхищаются их по- ступками, стараются быть на них похожими. Других персонажей дети не любят, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Любимые герои сказок, стихов, могут стать для мальчиков образцом смелости, решимости, героизма, а для девочек – примером скромности, нежности, любви.
Примером произведений могут быть «Богатыри» В. Берестова, «Будь муж- чиной» А. Джачаева, дагестанская народная сказка «Храбрый мальчик», «Сережа моет калоши» З. Александровой, «Как у нашей Ирки» Е.Благининой, «Мастерица» Г. Люшнина и др.
Л.О. Псарева, например, предлагает разделить произведения художественной литературы по тематике и по полу [8].
Формирование эффективной системы взаимодействия с семьей.
Во многом формирование полоролевого поведения ребенка определяется теми эталонами поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в своем самом близком окружении – в семье. Различная тематика игр может отразить состав семьи (мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки и др.), трудовые обязанности «мамы», «папы», «ребенка», семейные традиции, взаимоотношения в семье. Важно, чтобы педагог обращал внимание не только на игровые действия детей, но и на образы, создаваемые ими. Психологами установлено, что ориентация детей в общественной жизни начинается с опорой на собственную семью [4].
Таким образом, можно сказать о важности дошкольного детства в формировании личности ребенка. Ведь именно в дошкольные годы складываются механизмы поведения, завязываются первые отношения, формируются механизмы подражания, развивается рефлексия. Развитие основ мужественности и женственности также начинается в дошкольном возрасте, когда происходит первичная половая идентификация, поэтому очень важно то, какая модель полового поведения сформируется у детей дошкольного возраста.
Однако, современная система дошкольного образования нуждается в совершенствовании программ и методических материалов по формированию полоролевого поведения. Перспективным направлением является ориентация содержания воспитательного процесса на учет гендерных особенностей дошкольников.
Список используемых источников:
1. Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе «Детство». М.: Детство-Пресс, 2010. 288 с.
2. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айрис- Пресс, 2010. 128 с.
3. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. М.: Флинта, 2011. 176 с.
4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: вопросы психологии. М.: Учебная литература, 2008. 160 с.
5. Калишенко В.Д., Козлова С.А., Ледовских Н.К. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 192 с.
6. Кон И.С. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991. 319 с.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
8. Псарева Л.О. Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/06/21/statya-o-detskoy-khudozhestvennoyliterature-v
9. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 232 с.
10. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. М.: Центр педагогического образования, 2013. 176 с.
11. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраст. М.: ТЦ Сфера, 2008. 96 с.
12. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
13. Самсоненко Л.С., Загайнова Ю.А. Основные условия формирования полоролевого поведения у детей в системе дошкольного образования // Наука, образование, общество. - 2015. - №3. - С. 58-64.