ПРОВЕДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ОПЫТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОВЕДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ОПЫТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Терехина А.А. 1, Милованова Л.А. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день главной задачей школы является включение младшего школьника в активный процесс познания мира и себя в нём. Ключевыми показателями успешности образования со стороны ученика выступают самостоятельность и активность познания.

С одной стороны, начальная школа должна учить деятельности – правильно и красиво писать, осмысленно читать, логически рассуждать, точно и быстро считать. С другой стороны, этом возрасте учащемуся нужно осознать окружающий мир и себя в нем. А для этого важно ответить на вопросы Что это? Кто это? О чём это? Как? В данном случае младший школьник, который постигает новое, и ученый, который делает открытие, по мнению Л.В. Киринчук, равноправны. Задачей учителя будет являться выявление всех заинтересованных детей и привлечение их к участию в научно-исследовательской деятельности [1].

К процессу формирования естественнонаучной картины мира необходимо приступать с начальной школы, т.к. начальные основы химии, физики, биологии дают детям довольно много необходимых навыков и знаний. Младшие школьники учатся прогнозировать, размышлять и предвидеть. Все это способствует развитию наблюдательности, абстрактного мышления, улучшению логики и аналитических способностей, появлению исследовательских навыков и чувства вещества [3, с.174].

Для младших школьников характерно стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, когда они хотят всё знать. Для удовлетворения своей любознательности некоторым детям достаточно интересного рассказа учителя в классе. Другой категории учеников одного рассказа и объяснения в классе мало, их не удовлетворяет работа со школьными учебниками. Им необходимо до всего дойти самостоятельно (поставить опыт или провести эксперимент, обратиться к научным справочникам или энциклопедиям).

Перед тем, как приступить к исследовательской работе, младший школьник узнает о таком понятии, как естественнонаучный опыт.

Естественнонаучный опыт  это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных искусственных условиях и выяснения из многократного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора [2, с.103].

В связи с наблюдениями и практическими работами у детей возникают многочисленные «почему», с которыми они обращаются либо к учителю, либо находят ответы на все вопросы самостоятельно. При этом младшие школьники сопоставляют, анализируют, сравнивают известные факты, делают выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи. Вследствие этого уместно заметить, что наблюдения, опыты и практические работы способствуют у учащихся умению вести научно-исследовательскую работу [4, с.66].

На сегодняшний день опыт как исследовательский, практический метод обучения необходимо рассматривать как один из основных путей познания, наиболее соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. В его основу положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых учителем.

В начальной школе вопросам естественнонаучного и технического характера практически не уделяется внимания. Однако младшие школьники интересуются именно вопросами такого плана. Занятия с проведением опытов характеризуются активными действиями детей и позволяют им простыми экспериментами проверить свои собственные предположения и идеи, друг с другом обсудить их, делать простые, но уже научные, выводы. Такой положительный опыт обучения способствует побуждению мотивации и интереса, развивает компетентности и способность к научному мышлению.

Таким образом, проведение опытов в начальной школе способствует обогащению памяти ребенка, активизации его мыслительных процессов, в виду возникновения постоянной необходимости анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать.

Список литературы:

  1. Киринчук, Л.В. Исследовательская деятельность первоклассников в условиях реализации программы УМК «Начальная школа XXI века» [Электронный ресурс] / Л.В. Киринчук. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-issledovatelskaya-deyatelnost-ov-1370153.html – 22.01.2018.

  2. Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения [Текст] / В.М. Пакулова, В.И Кузнецова. – Москва: Просвещение, 1990. – 192 с.

  3. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.

  4. Титова, В.В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира [Текст] / В.В. Титова // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 65-68.

Просмотров работы: 169