РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ

Сергеева Т.С. 1
1МГУПС РУТ(МИИТ) «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский университет транспорта (МИИТ)», Россия, 101000-901997, г.Москва. ул. Новосущевская, 22
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вертолетостроение - одна из немногих отраслей российского машиностроения, которая на протяжении последнего десятилетия демонстрирует устойчивый рост с хорошими показателями. Поставки отечественных вертолетов насчитывают свыше 250 единиц в год, портфель заказов - сотни миллиардов рублей, а география экспорта превышает 100 стран мира.

Этой отрасли удалось выжить, преодолеть тяжелейшие кризисные десятилетия и сохранить высокую динамику развития благодаря тому, что советскому вертолетостроению, всегда находившемуся в авангарде технического прогресса, удалось создать такие образцы техники, которые во многом опередили свое время. Но главное, что в них был заложен громадный потенциал модернизации. Поэтому эти вертолеты не только востребованы сегодня, но будут соответствовать требованиям завтрашнего дня. Военно-техническая составляющая, по сути, спасла и поддержала всю вертолетную отрасль. Задел был настолько мощным, что не только удалось пережить эти два тяжелейших десятилетия, но и, опираясь на базовые модели уже с новыми материалами, людьми и подходами, успешно конкурировать на традиционных рынках сбыта и завоевывать новые.

Не последнее место в процессе относительно быстрого развития отечественного вертолетостроения занимает успешная модернизация производственных мощностей. Следует отметить, что речь идет о масштабной модернизации отрасли в целом, в которую входят и вертолетные заводы, и поставщики комплектующих, и сервисные предприятия, и конструкторские бюро. Техническое перевооружение полным ходом идет на Казанском вертолетном заводе, Улан-Удэнском авиационном заводе, Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина, "Роствертоле" в Ростове –на-Дону и других предприятиях холдинга.

Сегодня в холдинг "Вертолеты России" входит 26 предприятий и организаций общей численностью персонала 46,5 тысячи человек. В 2014 году заказчикам был поставлен 271 вертолет. Для сравнения: в 1999 году, на который пришлось наибольшее падение производства после распада СССР, на всех российских заводах было собрано 40 новых вертолетов. По сравнению с показателями 2013 года, в 2014 году выручка возросла на 18 процентов и превысила 191 миллиард рублей, а чистая прибыль увеличилась на 46 процентов.

В планах руководства холдинга до 2030 года держать среднегодовые поставки вертолетов в 230-280 штук с постепенным увеличением доли гражданских машин в общем объеме поставок.

В части развития модельного ряда вертолетов гражданского назначения холдинг стремится к созданию современных образцов на базе хорошо зарекомендовавших себя типов вертолетов и выводу на рынок новых конкурентоспособных машин. К первому направлению относятся модернизированные легкие вертолеты "Ансат", Ка-226Т и средний Ми-171А2, ко второму - новинки Ми-38, Ка-62 и перспективный средний вертолет. Кроме того, продолжится модернизация вертолетов типа Ми-8 и Ми-171, востребованность которых в среднесрочной перспективе не подлежит сомнению.

Эти проекты реализуются по федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники", являющейся частью госпрограммы развития авиапрома. По проекту Ми-38 уже завершена постройка четвертого опытного образца. Холдинг приступил к завершающему этапу сертификационных испытаний. По проекту Ка-62 создано два опытных образца.

Однако самый амбициозный проект в классе средних гражданских вертолетов - RACHEL (Russian Advanced Commercial Helicopter) - российский перспективный коммерческий вертолет. В перспективе он должен заменить самую успешную машину отечественного вертолетостроения Ми-8/17.

Безусловно, на эти планы свой отпечаток накладывает нынешняя политико-экономическая ситуация. Немотивированное санкционное давление со стороны Запада, разрыв кооперационных связей с Украиной затрудняют деятельность российских промышленных предприятий, в том числе в вертолетной сфере.

В этой связи особую актуальность приобрела тема импортозамещения в отрасли. Особенно это коснулось двигателей, поскольку "Вертолеты России" в основном пользовались продукцией, произведенной украинской компанией "Мотор Сич". Перед российскими производителями встала серьезная задача в кратчайшие сроки наладить выпуск собственных двигателей и других комплектующих для авиапрома, включая вертолетостроение. Для решения этих задач мы при внесении поправок в бюджет на 2015 год дополнительно выделили 21 миллиард рублей на импортозамещение в авиационном двигателестроении. Работа по этому направлению успешно ведется. Предприятие "Климов" полностью завершило квалификационные испытания двигателя ВК-2500, созданного исключительно из российских комплектующих. Теперь стоит задача серийного выпуска до 350 штук в 2017 году.

Кроме того, осенью 2014 года Военно-воздушным силам поставлены новые модернизированные вертолеты Ми-8АМТШ-В, построенные на производственной площадке холдинга в Улан-Удэ с использованием исключительно российских комплектующих. На этой машине установлены двигатели ВК-2500-03, сделанные на заводе "Климов". Они позволили повысить надежность и безопасность боевого применения вертолета и его летно-технические характеристики. На примере этой машины уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что применение российского оборудования в ряде случаев позволяет добиться существенных улучшений характеристик вертолета. Кроме того, увеличенный ресурс российских двигателей благоприятно скажется и на стоимости эксплуатации вертолетов.

Еще один важный аспект связан с взаимодействием предприятий - производителей вертолетной техники и поставщиков комплектующих изделий. Зачастую невысокая надежность комплектующих служит причиной предъявления рекламаций заказчиками вертолетной техники. В этой связи очевидна необходимость в разработке единых стандартов качества и применении их на протяжении всей цепочки поставок, а также формировании единого реестра отчетности по выявленным фактам некачественной продукции и мерах по их устранению.

Планы российских вертолетостроителей масштабны: занять 20 процентов рынка к 2020 году. Опыт последнего времени показывает, что российские производители вертолетов способны успешно решать самые амбициозные задачи. Это позволяет надеяться не только на сохранение ведущих позиций в мире, но и на расширение рынков и номенклатуры поставляемых вертолетов.

Список литературы

  1. Российская газета - Спецвыпуск №6678 (107) Текст: Владимир Гутенев (первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности)

  2. А. Соколов, «Техника и вооружение»

Просмотров работы: 251